Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Анжелика Сергеевна

Критическое мышление является важным элементом социальной коммуникации в современном обществе. Коммуникация предполагает не просто взаимодействие, а рациональное действие человека в обществе. Современность ставит перед человеком множество задач, решать которые он должен весьма быстро, иначе человек может оказаться в числе отстающих. Хотя во многом это не совсем верно, но в настоящее время актуально. Нелинейность жизни обусловлена множеством переменных, определяющих жизнь человека. Многовариантность социальной жизни влияет и на человека и на общество в целом. Человек вынужден скрываться от социальности, либо быть впереди всех социальных процессов. Но есть и третий вариант жизни человека - это сохранять свою самобытность, природные врождённые качества и следовать им. Об этом пути и пойдёт речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN THE STUDY OF SOCIAL STUDIES AT SCHOOL

Critical thinking is an important element of social communication in modern society. Communication involves not just interaction, but rational human action in society. Modernity puts a lot of tasks before a person, which he must solve very quickly, otherwise a person may be among the laggards. Although in many ways this is not entirely true, but it is currently relevant. The nonlinearity of life is caused by a variety of variables that determine a person's life. The diversity of social life affects both a person and society as a whole. A person is forced to hide from sociality, or be ahead of all social processes. But there is also a third option for a person's life - it is to preserve their identity, natural innate qualities and follow them. This path will be discussed in this article.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ»

Развитие критического мышления при изучении обществознания в школе Development of critical thinking in the study of social studies at school

Михайлова Анжелика Сергеевна,

студентка 3 курса Елабужского института К(П)ФУ г. Елабуга. sashailin@mail. ru

Mikhailova Angelika Sergeevna,

3rd year student Yelabuga Institute K(P)FU city of Yelabuga. sashailin@mail. ru

Аннотация.

Критическое мышление является важным элементом социальной коммуникации в современном обществе. Коммуникация предполагает не просто взаимодействие, а рациональное действие человека в обществе. Современность ставит перед человеком множество задач, решать которые он должен весьма быстро, иначе человек может оказаться в числе отстающих. Хотя во многом это не совсем верно, но в настоящее время актуально. Нелинейность жизни обусловлена множеством переменных, определяющих жизнь человека. Многовариантность социальной жизни влияет и на человека и на общество в целом. Человек вынужден скрываться от социальности, либо быть впереди всех социальных процессов. Но есть и третий вариант жизни человека - это сохранять свою самобытность, природные врождённые качества и следовать им. Об этом пути и пойдёт речь в данной статье.

Annotation.

Critical thinking is an important element of social communication in modern society. Communication involves not just interaction, but rational human action in society. Modernity puts a lot of tasks before a person, which he must solve very quickly, otherwise a person may be among the laggards. Although in many ways this is not entirely true, but it is currently relevant. The nonlinearity of life is caused by a variety of variables that determine a person's life. The diversity of social life affects both a person and society as a whole. A person is forced to hide from sociality, or be ahead of all social processes. But there is also a third option for a person's life - it is to preserve their identity, natural innate qualities and follow them. This path will be discussed in this article.

Ключевые слова. Критическое мышление, информационное общество, образование, гуманитарные дисциплины, высшее образование.

Key words. Critical thinking, information society, education, humanities, higher education.

Коммуникация - это обмен информацией, идеями, мнениями, чувствами. При этом коммуникация всегда предполагает взаимодействие двух или более субъектов. Коммуникация важна для современного человека, так как изоляция от информации может негативно влиять на ориентацию человека в обществе.

Критическое мышление - это способность человека анализировать и оценивать информацию и принимать решения на основе критического анализа. Критическое мышление предполагает умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Это умение помогает человеку, как выбирать, так и правильно оценивать, полученную информацию. Это значит, что человек должен уметь мыслить, анализировать, принимать решения, использовать свои знания на практике. Критическое мышление является одним из важнейших навыков в современной жизни.

Критическое мышление включает в себя: 1) способность к анализу; 2) умение делать выводы и умозаключения; 3) критическое отношение к информации; 4) анализ информации (сопоставление, сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей и т.д.).

Критическое отношение к информации и знание, как интерпретировать информацию, позволяют человеку эффективно действовать в современном мире. В основе критического мышления лежит исследовательская деятельность, направленная на поиск и анализ информации, необходимой для принятия решения, продумывания и выработки стратегии действий. Критическое мышление - это умение ставить вопросы, искать и анализировать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения. Критическое мышление также подразумевает умение оценивать достоверность информации и аргументировать свои суждения. Критическая ситуация всегда возникает, когда человеку приходится принимать решение на основе неполной информации. Именно здесь возникает необходимость в поиске информации, в способности ее обработки и интерпретации, что особенно важно для современного человека. В случае, если информация не соответствует действительности, человек должен уметь ее исправлять, то есть критически мыслить. Критически мыслить, в данном случае - это значит обладать способностью анализировать и оценивать факты, явления и события, уметь извлекать из них для себя пользу.

Рациональность коммуникации проявляется в том, что в процессе ее осуществляется поиск оптимальных и рациональных способов решения конкретной задачи. Без критического мышления невозможно создать новое, оно необходимо для осмысления и оценки уже известного.

Коммуникация, в том числе и социальная, требует от человека критического подхода к получаемой информации. Критический подход подразумевает умение отделить реальное от желаемого, реальное от кажущегося, желаемое от действительного. Критическое отношение к информации состоит в ее оценке с точки зрения истинности, правильности, достоверности, полезности, ценности и т. д. Критическая мысль не всегда может быть направлена на источник информации.

В прошлом человек мог быть уверен в завтрашнем дне, сейчас же, когда в жизни есть много неучтенных факторов, от которых напрямую зависит человеческая жизнь, мы вынуждены ставить перед собой большие цели и работать на результат. Поэтому сейчас многие люди занимаются саморазвитием, чтобы быть успешными в современном мире. В информационном современном пространстве дается ответ на вопрос, как стать успешным человеком, и рассказывается о том, как это сделать. И не все из этих факторов можно регулировать. Поэтому человек должен быть готов к тому, что жизнь его будет постоянно меняться, и он может стать объектом манипуляций со стороны окружающих. Но человек имеет право не только сопротивляться, но и использовать манипуляцию. Это следует понимать как возможность управлять обстоятельствами, а не подстраиваться под них. Это и смена поколений, и новые технологии, и изменение социального статуса, и, конечно же, изменения в науке. В связи с этим стоит рассмотреть целый ряд проблем, связанных с нелинейностью жизни, которая включает в себя все вышеперечисленные параметры. К этим переменным относятся: время, пространство, информация, энергия, материя. Все они влияют на жизнь человека, и все они могут быть изменены человеком. Как известно, все, что существует в природе, подчиняется определенным законам, которые с течением времени не меняются, и только в течение очень короткого отрезка времени могут быть изменены человеком для своих задач, но лишь временно. Но это только поверхностное понимание, так как законы природы, как и законы общества, не являются неизменными. В силу того, что законы в разных областях отличаются, то и изменения происходят постоянно. К тому же эти изменения не линейны. И если для кого-то это достаточно сложный вопрос, то для тех, кто постоянно работает над собой, это уже пройденный этап. Человек, как существо биосоциальное, вынужден постоянно адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Попытки человека приспособиться к быстро изменяющимся условиям своей жизни не всегда могут привести к желаемому результату. Это связано с тем, что при изменении условий жизни меняется и человек, а, следовательно, меняются его потребности, цели и способы их достижения [1, С. 15]. В социальной среде человек вынужден жить в соответствии со своей природой. Природа

человека - это природность, которая у него есть с рождения. Если человек рождается в семье, где не принято говорить о чувствах, то он не будет знать, что такое сочувствие и сострадание. В такой семье ребенок растет с осознанием того, что он может получить от других людей только то, что ему нужно, а его потребности будут игнорироваться, то он будет страдать от этого. «Понимание того, что собой представляет благополучие ребенка, из чего оно складывается и чем обусловлено, дает возможность оценивать текущее состояние и положение детей в современном обществе, а также прогнозировать успешность их развития по мере взросления» [3, С. 373]. В этом случае ребёнок, будущий взрослый человек не просто принимает участие в социальной активности, но и становится ее инициатором.

В зависимости от способа организации жизни общества, человек может выбрать между «лучшим» и «не лучшим» для себя обществом. При этом, чем выше уровень развития общества, тем больше степеней свободы выбора. Например, человек, живущий в «лучшем» обществе, может выбрать любой путь своего развития. Человек в свободном обществе - это человек, который не скрывает своего отношения к происходящему в обществе [4, С. 115]. Если человек становится лидером, то он должен знать, что он лидер, и он должен быть готов к той ответственности, которая может возникнуть на пути его жизнедеятельности. Это значит, что человек должен быть не только социально адаптированным, но и социально ориентированным. Он должен знать, как жить в обществе, а не только быть потребителем социальной информации. Поэтому человеку открывается многовариантность действий, а это и есть его свобода. В этом случае он сам становится социальным явлением и начинает жить по социальным правилам. И если человек хочет быть среди людей, то он должен соблюдать правила социальной жизни, иначе он будет «чужаком». Это и есть главная причина появления в обществе такого явления как «социальные маргиналы», которые не хотят жить по правилам социума.

Говоря о развитии критического мышления на уроках обществознания, стоит обратить внимание на то, «какие же навыки оно включает в себя? Наблюдательность и информационную грамотность, способность анализировать информацию и строить суждения, способность формулировать точку зрения и аргументировать ее, способность «видеть и слышать» тех, у кого точка зрения отличается, способность убеждать и обоснованно менять свое мнение, то есть те же «качества и умения человека XXI века». На этих же навыках основаны и универсальные учебные действия» [6, С. 464]. Что же такое универсальные учебные действия? Это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В широком смысле слова это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность и опыт решения проблем.

В узком смысле слова (лексикон) — это умение учиться — способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Что касается формирования универсальных учебных действий, то они имеют два аспекта: личностный и метапредметный. В первом случае речь идет о том, как обучающийся понимает и воспринимает учебный материал, а также о его самооценке, самоконтроле, самокоррекции, то есть о формировании навыков самообразования. Во втором - об усвоении универсальных умений, которые определяют развитие личности ребенка и позволяют ему самостоятельно познавать окружающий мир. Они включают в себя: умение учиться; умение оценивать и умение понимать происходящее. В результате освоения содержания обществоведческих дисциплин происходит формирование у учащихся научно-теоретического типа мышления, развиваются социальные и гуманитарные компетенции, необходимые для жизнедеятельности в демократическом обществе. «Учиться жить и работать в обществе, в котором проявляются межкультурные и иные (социальное, гендерное) разнообразия в условиях глобализации, воспринимать новости глобального характера, понимать и критически анализировать глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур - крайне востребованная компетенция в современном мире» [5, С. 8]. В

процессе обучения обществознанию все большую значимость приобретает формирование коммуникативной компетенции, ввиду разнообразного материала данного курса.

Коммуникативная компетенция представляет собой системное владение социальным языком и широким кругозором, которое должно включать:

• владение системой общественных знаний - умение использовать социальный язык как средство общения в рамках социальных ситуаций, предусмотренных программой;

• функциональную грамотность - владение всеми видами речевой, в том числе, деятельности и основами культуры устной и письменной речи в соответствии с нормами современного языка.

В соответствии с ФГОС, при формировании профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, необходимо учитывать не только требования профессионального стандарта к профессиональным знаниям и умениям, но и требования к личностным качествам. При разработке рабочей программы по дисциплине «Обществознание» необходимо учитывать требования ФГОС. В ней представлены цели, задачи, содержание дисциплины, организация самостоятельной работы студентов, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Содержание дисциплины направлено на формирование у учащихся профессиональных навыков и умений.

Обществознание как учебный предмет имеет большое значение для формирования общественной и гражданской компетентности. В рамках его изучения учащиеся овладевают универсальными способами деятельности, приобретают опыт социокультурной деятельности. «Курс обществознания направлен на то, чтобы дать обучающимся понятийную научную базу. Обществознание также формирует мировоззрение и способствует профессиональной ориентации обучающихся, выработке профессиональных и личностных компетенций» [7, С. 36]. В рамках курса обществознания изучаются следующие темы: 1) Общество как форма жизнедеятельности людей; 2) История развития общества; 3) Основные сферы общественной жизни; 4) Семья и брак; 5) Нравственность и мораль; 6) Религия и ее роль в жизни общества; 7) Политика и власть; 8) Право и экономика; 9) Искусство и культура; 10) Личность и общество; 11) Глобальные проблемы человечества и другие. Курс «Обществознание» предполагает формирование у обучающихся знаний об обществе, о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, воспитание у них гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. В этом курсе, как и в других гуманитарных предметах, очень важна мотивация учащихся. Поэтому на уроках обществознания необходимо уделять большое внимание развитию интереса к предмету, помогаем школьникам увидеть в нём не только предмет изучения, но и средство для формирования личности. Как известно, в основе мотивации лежит интерес, который побуждает человека к деятельности. При этом интерес к материалу - это не просто любознательность, а, скорее, стремление глубже понять то или иное явление. В основе интереса и любознательности лежат внутренние мотивы, которые человек сам себе задаёт, сам к чему-то стремится, что-то ищет.

«Целью внедрения технологий развитию критического мышления должно являться преодоление формирования у молодых людей упрощенного, прагматичного, «черно-белого» мышления и развитие умения работать с большими объемами информации, извлекаемой из различных источников массовой коммуникации» [2, С. 29]. С этой целью в процессе обучения необходимо обеспечить развитие у учащихся умения самостоятельно анализировать и осмысливать информацию, находить ей альтернативу, а также формировать у них навыки самостоятельного анализа и оценки информации, полученной в ходе ознакомления со СМИ.

В Елабужском институте КФУ ежегодно проводится Олимпиада по Обществознанию. Информация есть на сайте ВУЗа. С целью изучения динамики развития критического мышления в число олимпиадных заданий включены специальные вопросы. Одно из заданий было таким: «Известный лингвист Авраам Ноам Хомский утверждает, что самый дорогой товар это слова и символы успешной жизни, а не сами предметы. Можете ли Вы с ним согласиться? Свой ответ поясните». Из 27 учащихся 11 класса и студентов 1 курса СПО, 21 участник или 77,7% дали положительный ответ и согласились с известным лингвистом. Что говорит о развитом кругозоре современной молодёжи. Вот пример одного из ответов: «Полностью согласна. Потому что словами ты можешь задеть человека, можешь поднять самооценку, либо опустить её. Словами ты можешь всё сделать, но раскидываться словами опасно, потому что - это влияет на последствия. За каждым словом идёт иное последствие».

Вот пример ещё одного задания: «Информационная агрессия захлестнула Интернет. Интернет превратился в дикие джунгли, где очень легко потеряться. Множество соблазнов манят человека яркими красками, различными звуками, многообещающими перспективами и т.д. Как Вы считаете, целесообразно ли погружаться в тайны Интернета без надлежащей подготовки, зрелости, ну или без надёжного проводника? (Поясните свой ответ, используя термины - информация, этика, социальное управление, социальные сети, информационный шум, нейронные сети, манипуляция и др.)». Ответы, опять таки, были положительные. 23 участника из 27, т.е. 85% участников ответили, что полностью согласны с данным утверждением. Интернет действительно сейчас никто не контролирует. Опасные социальные сети, деструктивные группы и т.д. от которых надо держаться подальше. У учащихся старших классов, которые уже отличаются более самостоятельным мышлением, так как впереди выбор ВУЗа и будущей профессии, наблюдается уже более зрелое и серьёзное отношение к интернету. Интернет они рассматривают не как «вечное развлечение», а как средство получения необходимой информации, а также как возможность находить нужные учебные материалы - фильмы, книги, научные статьи и т.д. На примере этих двух заданий мы видим, что учащиеся проявляют критическое мышление к той информации, которую получают в интернете. По нашему мнению, большая роль в формировании критического мышления отводится школьному курсу обществознания.

Таким образом, в процессе изучения Обществознания и формирования критического мышления учащиеся должны научиться: 1. Анализировать информацию, полученную в ходе изучения учебного материала; 2. Оценивать информацию, выделяя в ней главное и второстепенное. При этом в качестве средств обучения могут быть использованы любые виды информации: тексты, видеоматериалы, аудиоматериалы. Однако необходимо учитывать, что для решения поставленной задачи необходимо не только обеспечить учащихся необходимой информацией, но и научить их использовать ее для поиска решений, а также критически оценивать полученную информацию. В связи с этим особое внимание следует уделить формированию критического мышления на уроках Обществознания.

Список используемой литературы:

1. Гараева А.Р. Понятие языковой социализации. значение языковой социализации в развитии личности // Студенческий вестник. 2021. № 19-2 (164). С. 15-16

2. Киреева Н.В., Чудинова Е.В. Развитие критического мышления как способ преодоления формирования упрощенного мышления в эпоху цифровизации образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 9-10. С. 29-33.

3. Льдокова Г.М. Семейные факторы субъективного благополучия детей // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1. С. 373-377

4. Наумова Е.В. Развитие дивергентного мышления учащихся на уроках обществознания // Альманах мировой науки. 2017. № 5 (20). С. 115-116

5. Попова Н.Ю. Креативное мышление и глобальные компетенции: модели заданий для урока истории и обществознания // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2021. № 2 (30). С. 8]

6. Савинова Е.Н. Развитие критического мышления на уроках обществознания как инструмент подготовки учащихся 9 класса к огэ // Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 462-465.

7. Соболев А.В. Применение технологий развития критического мышления на уроках обществознания // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. № 7 (45). С. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.