Научная статья на тему 'К вопросу о формировании антикоррупционного сознания учащихся общеобразовательной школы'

К вопросу о формировании антикоррупционного сознания учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
609
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТИКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СОЗНАНИЯ / ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балабушевич Галина Константиновна

Коррупция воспринимается многими подростками как неотъемле мая и вполне допустимая часть жизни взрослых. Возможно ли формировать в обществе нетерпимость к коррупционному поведению? Автор полагает, что ответ на этот вопрос содержится в президентском Национальном плане противодействия коррупции и состоит в том, что необходимо повышать правовую культуру общества в целом, формировать у граждан Российской Федерации антикоррупционное сознание. Это необходимо делать в школьном возрасте, когда происходит активная социализация личности, в том числе и правовая. Результатом правовой социализации личности должно стать наличие у человека твердых знаний, взглядов и убеждений, не позволяющих ему вступать в коррупционные отношения по различным мотивам: и из-за страха быть наказанным, и из-за высокого чувства собственного достоинства и ответственности, и из-за признания права, законности высшими социальными ценностями. Автор приводит минимальный набор требующих изучения школьниками вопросов, отмечая, что ЮНЕСКО разработан примерный перечень основных направлений и критериев, по которым может оцениваться динамика процесса правовой социализации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании антикоррупционного сознания учащихся общеобразовательной школы»



1 кя»***

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ1

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2015.4.4

Балабушевич Галина Константиновна, учитель обществознания и права высшей квалификационной категории, «Образовательный центр-гимназия № 6 «Горностай», Новосибирск, почетный работник общего образования Российской Федерации, e-mail: gkb@ngs.ru.

Аннотация. Коррупция воспринимается многими подростками как неотъемле-

мая и вполне допустимая часть жизни взрослых. Возможно ли формировать в обществе нетерпимость к коррупционному поведению? Автор полагает, что ответ на этот вопрос содержится в президентском Национальном плане противодействия коррупции и состоит в том, что необходимо повышать правовую культуру общества в целом, формировать у граждан Российской Федерации антикоррупционное сознание. Это необходимо делать в школьном возрасте, когда происходит активная социализация личности, в том числе и правовая. Результатом правовой социализации личности должно стать наличие у человека твердых знаний, взглядов и убеждений, не позволяющих ему вступать в коррупционные отношения по различным мотивам: и из-за страха быть наказанным, и из-за высокого чувства собственного достоинства и ответственности, и из-за признания права, законности высшими социальными ценностями. Автор приводит минимальный набор требующих изучения школьниками вопросов, отмечая, что ЮНЕСКО разработан примерный перечень основных направлений и критериев, по которым может оцениваться динамика процесса правовой социализации учащихся.

1 Статья публикуется по программе поддержки преподавателей, участвующих в реализации антикоррупционных образовательных программ в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2014-2015 гг.

Ключевые слова: антикоррупционное сознание, правовое образование, этико-пра-вовое образование, программа формирования антикоррупционного сознания, программа элективного курса для старшеклассников.

Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной

Д.А. Медведев

В последние годы много внимания уделяется профилактике коррупционного поведения. С этой целью создаются образовательные программы для учителей, проводятся конференции, наконец, как было объявлено в средствах массовой информации, планировалась ввести с 2015 г. антикоррупционные курсы для школьников в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире и Барнауле.

Сколько уже было этих проектов! Обучение то правам человека, то основам финансовой грамотности, то международному гуманитарному праву и еще, и еще! Автору довелось участвовать во всевозможных новых программах гражданского образования как учителю и тьютору. Все они похожи: основное их содержание - правоведение. И даже обществознание, которое является в соответствии с образовательными стандартами одним из основных предметов, кроме права и экономики никаких существенных модулей не содержит.

Неужели тем, кто «проталкивает» новые программы и, видимо, отчитывается за их внедрение, не ясно, что такими эпизодическими деяниями не достичь провозглашаемых результатов!

Между тем есть простой и очевидный способ «объять необъятное»: в программу общего образования наряду с обществознанием ввести полноценный курс права, где на каждой возрастной ступени найдется место всем вопросам, в той или иной степени связанным с формированием позитивного правового сознания. Так или иначе формировать антикоррупционное сознание граждан России необходимо, и основной «удар» опять принимает система образования.

Опираясь на многолетний опыт работы с детьми и непосредственное знакомство с учительской средой, хотела бы подчеркнуть, что работать только со школьниками в данном направлении недостаточно. Проводить формальные уроки, объясняя на уровне понятий, что такое взятка и «что за это будет» - бесперспективное дело. Ответят учащиеся правильно, но как поведут себя в жизни? Ведь они знают: «Все дают!». В образовательной организации должна быть создана особая среда: открытая и честная. Чтобы, разоткровенничавшись в 11 классе с учителем, уже взрослый человек не сказал, что когда его записывали в переполненный первый класс, родители оказали школе «спонсорскую помощь», а в начальной школе он нес подарок в день учителя не потому, что это был порыв души, а потому, что так надо, чтобы, как сказала мама, учительница хорошо к нему относилась. Понятно,

почему некоторые учителя возражают против проведения антикоррупционных уроков: их собственный жизненный опыт этому не способствует.

Хочется поклониться уже ушедшей от нас Наталье Ильиничне Эли-асберг, доктору педагогических наук, профессору, за ее известную программу этико-правового образования школьников. По данной программе еще недавно работали некоторые школы Ленинградской области. Наталья Ильинична считала, что невозможно формировать правовую культуру и высокое правосознание молодежи без этического воспитания.

Антикоррупционные программы для школьников должны не только опираться на правовую информацию, но и обращаться к душе ребенка, в том числе и через литературу. Неплохо было бы на уроках математики или экономики решать соответствующие задачи и устанавливать, какие потери несет государство или конкретная организация из-за коррупции. Я не призываю слагать и петь гимны против коррупции на уроках пения, но большая часть школьных базовых предметов может способствовать формированию антикоррупционного сознания.

Формировать антикоррупционное сознание, бесспорно, надо и у учителей. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» упоминается «конфликт интересов». Многие ли учителя читали этот закон, а тем более интересовались данным понятием? Ответ очевиден: единицы.

Представляется необходимой подготовка комплексной многоуровневой и многолетней программы формирования антикоррупционного сознания граждан для образовательных организаций с разделами для учащихся и студентов, для учителей и преподавателей, повышающих свою квалификацию, для руководителей общеобразовательных учреждений. Сложно даже представить, насколько огромна данная работа, но, может быть, она принесет плоды хотя бы через десятилетия.

В качестве одного из возможных вариантов программы элективного курса представляю авторскую программу для старшеклассников «Антикоррупция» При разработке курса и в практической деятельности использовался опыт Коалиции против коррупции Томской области, Коалиции «Партнерство по противодействию коррупции» Самарской области и большей частью собственный опыт автора.

Данная программа не только и не столько позволяет изучить явление коррупции как одну из форм нарушения права человека в Российской Федерации, сколько способствует выработке негативного отношения, иммунитета к коррупционным отношениям, желания и готовности противодействовать таковым. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важными элементами содержания курса являются: опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные со-

циальные ситуации; учебная коммуникация, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданско-обще-ственной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности.

Программа предполагает формировать общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевых компетенций:

- сознательная организация свей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);

- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности;

- причинно-следственный анализ;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- оценка своего поведения, выполнение этических и правовых норм;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В результате изучения курса учащийся должен: знать/понимать:

- что такое коррупция и сферы ее проявления;

- способы и методы борьбы с коррупцией в России и мире;

- международные документы и российское законодательство о противодействии коррупции;

- юридическая ответственность за коррупционное поведение;

уметь:

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации;

- находить социальную информацию по заданной теме, используя различные носители (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие правовые документы (записки, заявления);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Учебно-тематический план

№ Тема Количество

п/п часов

1 Борьба с коррупций в истории России 1

2 Коррупция и права человека 1

3 Явление коррупции в его многообразии 1

4 Сферы проявления коррупции 1

5 «Моя гражданская позиция» 1

6 Способы и методы борьбы с коррупцией в современной России 1

7 Международные документы о борьбе с коррупцией. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» 1

8 Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе РФ» 1

9 Федеральный закон РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» 1

10 Юридическая ответственность за коррупционное поведение. Субъекты ответственности 1

11 Источники поддержки в противодействии коррупции. 1

12 Проблемы коррупции в художественной литературе 1

13 Практические занятия: подготовка выставки «Коррупция» 3

14 Контрольное занятие: написание эссе 1

Итого: 16

Программа

1. Борьба с коррупций в истории России. Понятие коррупции. Наказания за коррупционные преступления на различных этапах развития правовой системы России.

2. Коррупция и права человека. Права человека. Права и обязанности граждан в сфере государственного и муниципального управления.

3. Явление коррупции в его многообразии. Участники коррупционных отношений. Коррупция как отклонение от норм. Коррупция как реализация интересов. Коррупция как набор универсальных стратегий больших социальных групп.

4. Сферы проявления коррупции. Политический, экономический, правовой аспекты проявления коррупции. Мотивация участников коррупционной ситуации. Ролевая игра «Встреча с коррупцией».

5. «Моя гражданская позиция». Гражданская позиция. Гражданская активность. Гражданское общество.

6. Опыт борьбы с коррупцией в нашей стране и за рубежом. Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460; Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014). Способы и методы борьбы с коррупцией в гражданском обществе.

7. Международные документы о борьбе с коррупцией. ООН и вопросы борьбы с коррупцией. Резолюция 7 Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

8. Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба. Статус государственного служащего. Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой.

9. Федеральный закон РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 30.03.2015). Муниципальная служба. Статус муниципального служащего. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой.

10. Юридическая ответственность за коррупционное поведение. Субъекты ответственности. Наказания.

11. Источники поддержки в противодействии коррупции. Правоохранительные органы. Общественные организации. Средства массовой информации.

12. Проблемы коррупции в художественной литературе. (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»; А. Сухово-Кобылин «Дело»; Н.Т. Тэффи «Взятка», «Байрон»; Н. Грамен «Красный Пинкертон» и др.).

13. Практические занятия: подготовка выставки «Коррупция», экскурсия в Следственный комитет или Прокуратуру.

14. Примерные темы эссе: «Можно ли победить коррупцию?», «Как воспитать честного чиновника?», «Моя роль в противодействии коррупции».

Библиографический список

1. Конституция РФ.

2. Национальная стратегия противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04. 2010 № 460.

3. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3.

4. Федеральный закон РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

5. Федеральный закон РФ от 02.03.2007 № 25-Ф «О муниципальной службе в Российской Федерации».

6. Резолюция 7 Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

7. Балабушевич Г.К. Формирование антикоррупционного сознания детей в общеобразовательном учреждении // Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства: межведомственный научный сборник. М.: Ра, 2009. Том 1 (39).

8. Балабушевич Г.К. Формирование антикоррупционого сознания молодежи в общеобразовательном учреждении // Борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ: сб. докл. 20-й междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч.; под науч. ред. И.В. Князевой. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. Ч. 1.

9. Права человека, культура мира, демократия. Документы международных организаций по воспитанию и обучению. М.: Московская школа прав человека, 1998.

10. Противодействие коррупции организациями гражданского общества: из опыта реализации программы «Партнерство в противодействии коррупции». Томск: Курсив, 2004.

11. Столяренко А.М. Юридическая педагогика. М.: ЭКМОС, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.