Научная статья на тему 'Анализ законодательства в сфере формирования антикоррупционной правовой культуры'

Анализ законодательства в сфере формирования антикоррупционной правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1041
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жусупбекова Мадина Койшибаевна

Коррупция; борьба с коррупцией; антикоррупционная культура; пре-ступление; правовая культура; антикоррупционное образование.Аннотация. Признавая коррупцию глобальным социальным злом и отмечая, что кор-рупция существует издавна нужно борьбу с этим негативным явлением, которое подры-вает национальные интересы и политическую стабильность вести постоянно. Автор в статье приводит различные определения по термину «коррупция» и отмечает, что борьба с коррупцией является чрезвычайно актуальной и вести ее надо всем обществом. Для того, чтобы вести борьбу с коррупцией нужно формировать в обществе антикоррупционную культуру, которая выражается в выработке нулевой нетерпимости к любым проявления коррупции. В статье дается определение понятия «культура» и отмечается, что анти-коррупционная культура занимает одно из центральных мест в системе правовой куль-туры. Автор определяет, антикоррупционную культуру как сознательную способность человека противостоять коррупции, для которого человек должен обладать правовой куль-турой, высокой нравственной и моральной культурой. Это означает, что человек должен обладать достаточным правовым сознанием, то есть знать о правовых явлениях, знать об ответстсвенности за совершение правонарушения. Следовательно, можно утверж-дать, что в основе антикоррупционной культуры лежит нравственно-правовая культура, которая учит жить человека на основе закона, уважать закон и защищать свои права. Автор изучив эту проблему, полагает, что формирование антикоррупционной культуры основывается на нравственной и правовой культуре человека. Поэтому, необходимо анти-коррупционное образование и воспитание вести постоянно, непрерывно, целенаправленно и комплексно. Чтобы искоренить коррупцию необходимо поднять общественное сознание, в том числе сознание каждого индивида общества. Поднять общественное сознание это значит модернизировать общественное сознание, то есть приспособить сознание обще-ства и каждого индивида общества к реалиям настоящего времени, к созданию атмосфе-ры нетерпимости к коррупции в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жусупбекова Мадина Койшибаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ законодательства в сфере формирования антикоррупционной правовой культуры»

- 1997. - 16 августа.

3. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002012.

REFERENCES

1. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan - Lidera Nacii N.A. Nazarbayeva narodu Kazakhstana оt 14 dekabrya 2012 goda «Strategiya «Kazakhstan -2050»: novyipoliticheskii kurs sostoyavshegosyagosudarstva». http://www.zakon.kz

2. Zimanov S.Z. Problemy zakonodatelstva. / Zimanov S.Z. // Kazakhstanskaya pravda. -1997. -16 avgusta.

3. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan - Lidera Nacii N.A. Nazarbayeva narodu Kazakhstana «Socialno-ekonomicheskaya modernizaciya - glavniy vektor razvitiya Kazakhstanа». http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002012.

УДК 374.3

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Жусупбекова Мадина Койшибаевна

Доцент кафедры Правоведения Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата, кандидат юридических наук, доцент, г.Кызылорда, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: коррупция; борьба с коррупцией; антикоррупционная культура; преступление; правовая культура; антикоррупционное образование.

Аннотация. Признавая коррупцию глобальным социальным злом и отмечая, что коррупция существует издавна нужно борьбу с этим негативным явлением, которое подрывает национальные интересы и политическую стабильность вести постоянно. Автор в статье приводит различные определения по термину «коррупция» и отмечает, что борьба с коррупцией является чрезвычайно актуальной и вести ее надо всем обществом. Для того, чтобы вести борьбу с коррупцией нужно формировать в обществе антикоррупционную культуру, которая выражается в выработке нулевой нетерпимости к любым проявления коррупции. В статье дается определение понятия «культура» и отмечается, что антикоррупционная культура занимает одно из центральных мест в системе правовой культуры. Автор определяет, антикоррупционную культуру как сознательную способность человека противостоять коррупции, для которого человек должен обладать правовой культурой, высокой нравственной и моральной культурой. Это означает, что человек должен обладать достаточным правовым сознанием, то есть знать о правовых явлениях, знать об ответстсвенности за совершение правонарушения. Следовательно, можно утверждать, что в основе антикоррупционной культуры лежит нравственно-правовая культура, которая учит жить человека на основе закона, уважать закон и защищать свои права. Автор изучив эту проблему, полагает, что формирование антикоррупционной культуры основывается на нравственной и правовой культуре человека. Поэтому, необходимо антикоррупционное образование и воспитание вести постоянно, непрерывно, целенаправленно и комплексно. Чтобы искоренить коррупцию необходимо поднять общественное сознание, в том числе сознание каждого индивида общества. Поднять общественное сознание это значит модернизировать общественное сознание, то есть приспособить сознание общества и каждого индивида общества к реалиям настоящего времени, к созданию атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе.

сыбайлас жемцорлывда царсы цуцьщтьщ

МЭДЕНИЕТТ1 ЦАЛЫПТАСТЫРУ саласындагы ЗАЦНАМАНЫ ТАЛДАУ

Мадина Цойшыбай^ызы ЖYсiпбекова

Корцыт Ата атындагы Кызылорда мемлекеттгк университетгтц Куцыцтану кафедрасыныц доцентг, зац зылымдарыныц кандидаты, доцент, Кызылорда ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]

Ty^h свздер: сыбайлас жемцорлыц; сыбайлас жемцорлыцпен KYpec; сыбайлас жемцорлыцца царсы мэдениет; цылмыс; цуцыцтыц мэдениет; сыбайлас жемцорлыцца царсы бшм беру.

Аннотация. Сыбайлас жемцорлыцты жакандыц элеуметтт зулымреттде мойындай отырып жэне сыбайлас жемцорлыц ежелггден бар екешн белгтей отырып, улттыц мYдде мен саяси турацтылыцты бузатын бул негативтж цубылыспен кYрестi Yнемi ЖYргiзiп отыру цажет. Автор мацалада «сыбайлас жемцорлыц» термитнщ тYрлi аныцтамасын кврсеткен жэне онымен кYрестi вте взектi екетн атап вткен жэне кYрестi бYкiл цогам болып ЖYзеге асыру керек деп тужырымдайды. Когамда сыбайлас жемцорлыцпен кYрес ЖYргiзу Yшiн оныц кез келген квртшне нвлдт твзбеушiлiктi цалыптастыруды айцындайтын сыбайлас жемцорлыцца царсы мэдениет цалыптастыру керек. Мацалада «мэдениет» угымына тYсiнiк берiледi жэне сыбайлас жемцорлыцца царсы мэдениет цуцыцтыц мэдениет ЖYйесiнде негiзгiлердiц бiрi болып табылады делтген. Автор сыбайлас жемцорлыц мэдениетт адамныц сыбайласца царсы тура алатын саналы цабiлетi деп белгiлейдi. Ол Yшiн адам цуцыцтыц мэдениетке, жогаргы адамгершшк моральдж мэдениетке ие болуы керек. Бул адамныц керектi цуцыцтыц санага ие болуын кврсетедi, ягни адам цуцыцтыц цубылыстар жайлы, цуцыцбузушылыц Yшiн жауапкершыт бар екешн бiлуi керек. Осылайша, сыбайлас жемцорлыцца царсы мэдениет негiзiн адам-ды зац негiзiнде вмiр суру керекттн Yйрететiн, зацды сыйлау жэне вз цуцыцтарын цоргау сияцты адамгершшк-цуцыцтыц мэдениет жатцанын тужырымдайды. Автор осы мэселет зерделеп, сыбайлас жемцорлыцца царсы мэдениет цалыптастыру адамныц адамгершшк жэне цуцыцтыц мэдениетiне негiзделген деп санайды. Сондыцтан, сыбайлас жемцорлыцца царсы бшм беру мен тэрбиет турацты, Yздiксiз, мацсатты жэне жан-жацты жyргiзу цажет. Сыбайлас жемцорлыцты жою немесе азайту Yшiн цогамдыц са-наны жогарылату цажет, сонымен бiрге цогамныц эрбiр мYшесiнiц цуцыцтыц санасында жогарылату керек. Козамдыц сананы жогарылату дегенiмiз цогамдыц сананы модерни-зациялау дегендi бiлдiредi, ягни жеке тулганыц жэне цогамныц санасын цазiргi вмiрдiц талабына сэйкестендiру, цогамдагы сыбайлас жемцорлыцца твзбеушшк атмосферасын цуруды бiлдiредi.

ANALYSIS OF LEGISLATION IN THE SPHERE OF FORMATION OF ANTI-CORRUPTION LEGAL CULTURE

Zhusupbekova Madina Koishibaevna

Associate Professor of the Department of Law of Kyzylorda State University named after Korkyt Ata, Candidate of Law, Associate Professor, Kyzylorda, Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Keywords: corruption; fighting corruption; anti-corruption culture; a crime; legal culture; anti-corruption education.

Abstract. Recognizing corruption as a global social evil and noting that corruption has long existed, it is necessary to combat this negative phenomenon, which undermines national interests and political stability all the time. The author in the article gives various definitions on the term «corruption» and notes that the fight against corruption is extremely urgent and should be led by the whole society. In order to combat corruption, it is necessary to form an anti-corruption culture in society, which is expressed in the development of zero intolerance to any manifestation of corruption.

The article defines the concept of «culture» and notes that anti-corruption culture occupies one of their central places in the system of legal culture. The author defines anti-corruption culture as a person's conscious ability to resist corruption, for which a person must have a legal culture,

a high moral culture. This means that a person must have sufficient legal consciousness, that is, to know about legal phenomena, the responsibility for committing an offense.

Therefore, it can be argued that the basis of anti-corruption culture is a moral and legal culture that teaches us to live human beings on the basis of law, respect the law and protect our rights. Having studied this problem, the author believes that the formation of an anti-corruption culture is based on the moral and legal culture of a person. Therefore, it is necessary to conduct anticorruption education and upbringing constantly, continuously, purposefully and comprehensively.

To eradicate corruption, it is necessary to raise public consciousness, including the consciousness of every individual in society. To raise public consciousness means to modernize public consciousness, that is, to adapt the consciousness of society and every individual of society to the realities of the present time, to create an atmosphere of intolerance to corruption in society.

В девятом приоритете Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», озвученного 10 января 2018 года было отмечено, что превентивная борьба с коррупцией будет продолжена [1]. Ранее в пятом приоритете Послания Президента РК «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года, было сказано, что «многое в борьбе с коррупцией будет зависеть от активного участия всего общества» [2]. Это означает, что в борьбе с коррупцией должны участвовать все и проявлять большую активность по нетерпимости к ней, но иной раз некоторые граждане, зная, осознанно совершают коррупционные действия. Поэтому для снижения уровня коррупции нужно повышать антикоррупционную культуру.

Если обратиться к нашей истории, то можно считать, что коррупция существуют издавна. Например, еще со времен общинного строя принято было делать подарки лидерам, чтобы добиться их расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Из этого обычая и берет свои корни коррупция1.

Существуя издавна, коррупция как социальное зло, подрывает экономику, национальную безопасность любого государства, усиливает социальное неравенство, подрывает политическую стабильность, мешает экономическому развитию общества. Вместе с этим, коррупция является глобальной проблемой для всего мира. Определяя коррупцию негативным и глобальным злом, подрывающим национальные интересы, казахстанский ученый Е.О.Алауханов отмечает, что «не решив проблему коррупции, невозможно эффективно решать задачи государственного управления и борьба с коррупцией является чрезвычайно актуальной»

[3]. В связи с этим, очевидно, что борьба с коррупцией должна вестись не в одиночку, а всем обществом. Для этого необходимо сформировать в обществе антикоррупционную культуру, которая является одним из важных элементов системы духовной культуры.

Прежде чем, как остановиться на понятии и формировании антикоррупционной культуры, рассмотрим понятие коррупции. Термин «коррупция» в переводе с латинского означает «разрушение», «растлевать», обозначающий использование должностным лицом властных своих полномочий в целях извлечения выгоды2.

В юридической литературе есть множество определений к термину «коррупция», данных отечественными и зарубежными учеными. Так, российский ученый Н.Ф.Кузнецова рассматривает коррупцию как социально негативное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими [4, с. 21].

Другой российский ученый А.И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий и связанных с ними авторитета и возможностей» [5, с. 708]. Следующий российский ученый П.А. Кабанов определяет коррупцию как социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения [6, с. 7].

Зарубежный ученый Дж.Най считает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и неза-

1 Нравственный подход к решению проблемы коррупции. [Электронный ресурс] - Режим доступа. — https://revolution.allbest.ru. (Дата обращения: 02.11.2017).

2 Национальная энциклопедия Казахстана. - Алматы: ТОО «Казахская энциклопедия», 2005. Т.3 - 560с.

конное присвоение публичных средств для частного использования3.

По мнению казахстанского ученого А.Н.Агыбаева коррупция - это преступление, совершенное в целях присвоения незаконным путем прибыли любого должностного лица для себя или для других [7, с. 315].

Согласно же, принятого 18 ноября 2015 года Закона РК «О противодействии коррупции» «коррупция - незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ»4.

Признавая коррупцию тем злом, которое наносит вред всему обществу и всей системе государственного управления и на основании вышеизложенного хотелось бы отметить, что необходимо дополнить вышеназванную статью следующим содержанием «которые причиняют вред законным интересам общества и государства».

Для того, чтобы перейти к раскрытию понятия «антикоррупционная культура» и «формирование антикоррупционной культуры», необходимо уяснить, что означает культура вообще. Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание5. В 1871 г. английский этнограф Э.Б. Тейлор предложил классическое определение культуры как некоего комплекса, включающего знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества [8, с. 18].

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений6. Так,

человек как субъект культуры является носителем трудовой, политической, правовой, этической, эстетической, нравственной и других культур, которые тесно взаимосвязаны между собой.

В системе культуры антикоррупционная культура занимает особое место, потому что выполняет функции обеспечения целостности и сплоченности общества. Содержание антикоррупционной культуры включает в себя право и нравственность. Под антикоррупционной культурой можно понимать сознательную способность человека противостоять коррупции. Для этого человек должен обладать правовой культурой, высокой нравственной моральной культурой. Это означает, что человек должен обладать достаточным правовым сознанием, то есть знать о правовых явлениях, знать об ответстсвен-ности за совершение правонарушения и так далее; обладать нравственно-моральными качествами: как, честность, справедливость, добросовестность и т.д.

Следовательно, нужно отметить, что в Законе РК «О противодействии коррупции» нет специальной статьи об определении «антикоррупционной культуры», поэтому, считаем целесообразным дополнить 9 статью следующим образом: «антикоррупционная культура - это система ценностей, правовых идей, знаний и навыков, которая подоразумевает проявление нетерпимости к любым проявлениям коррупции».

Таким образом, нужно признать, что в основе антикоррупционной культуры лежит нравственно-правовая культура, которая учит человека жить на основе закона, уважать закон, защищать свои права. Нравственно-правовая культура - это особое социальное явление, характеризирующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

В настоящее время формирование антикоррупционной культуры в обществе, в особенности у молодежи, является первостепенной задачей нашего государства, поэтому Глава нашего государства в своих программных документах постоянно уделяет особое внимание этой проблеме.

В статье 9 Закона РК «О противодействии коррупции» сказано, что «формиро-

3 Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. - Москва, 1994. [Электронный ресурс] - Режим доступа.-https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-pon/ (Дата обращения: 13.02.2018).

4 Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года №410-V «О противодействии коррупции». (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2017 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа.- http:// online.zakon.kz/(Дата обращения: 13.02.2018).

5 Культура. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 02.11.2017).

6 Понятие культуры и ее сущность. Культура в жизни людей и ее роль.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL.:http://gumfak.ru/kult_html/lecture/(Дата обращения: 02.11.2017).

вание антикоррупционной культуры - деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции». В законе определено, что формирование антикоррупционной культуры охватывается мерами образовательного, информационного и организационного характера.

Анализируя эту статью, нужно отметить, что антикоррупционное образование, как и образование в целом, представляет собой непрерывный процесс как воспитания, так и обучения. Целью которых является интеллектуальное, культурное развитие личности и формирование у него активной гражданской позиции по нетерпимости к коррупции, признание коррупционных проявлений, недостойными и противоречащими жизненным принципам. Информационная и организационная деятельность заключаются в проведении разъяснительной работы в средствах массовой информации и организации мероприятий.

Вместе с этим, антикоррупционное образование должно включать в себя систему знаний о негативности коррупции; о его негативных правовых последствиях, которые нарушают национальные интересы и стабильность в обществе; об идеях ученых, направленные на формировании антикоррупционной культуры. Так, в последние годы в высших учебных заведениях ввели дисциплину «Основы антикоррупционной культуры», которая ведется на всех специальностях. В средних учебных заведениях ведется дисциплина «Основы права», в структуре которой изучается и основы антикоррупционной культуры. В общеобразовательных учреждениях тоже проводятся занятия по праву, где учащиеся знакомятся с такими понятиями как: право, ответственность, дисциплина, правомерное поведение и т.д. Это считается правильным, но в некоторых общеобразовательных школах вместо ранее преподаваемой дисциплины «Основы права» преподается такой предмет как «Человек, общество и право». Целесообразнее было бы ввести в школах отдельные предметы «Антикоррупционная культура учащихся», «Основы права» или «Отрасли права», в составе последнего можно было бы предусмотреть часы, отведенные антикоррупционной культуре и правовой культуре вообще.

Общеизвестно, что образование тесно взаимосвязано с воспитанием, и оба являют-

ся общественными явлениями. Образование как непрерывный процесс обучения предусматривает и воспитание человека. Таким образом, антикоррупционное образование тесно связано с антикоррупционным воспитанием.

Само воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к общественной и культурной деятельности, которая связана с обучением и образованием. Воспитание отличается от образования, главной целью которого является развитие познавательных способностей, приобретение знаний. А основной целью воспитания является формирование и развитие человека как личности, с такими качествами, которые нужны ему для жизни в обществе. В воспитании большую роль играют принципы гуманизма, то есть нужно воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности». Вместе с этим, содержание воспитания составляют мораль и нравственность. Нравственность связано и с правом, если право учит недопустимости пренебрежения нормами нравственности, то нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнравственное ведет к его нарушению.

Помимо этого, важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет самовоспитание человека, которое подразумевает целенаправленную деятельность человека по выработке у себя положительных качеств и устранению отрицательных. Нужно признать, что самовоспитание совершенствует человеческую личность. Поэтому человек должен заниматься и самовоспитанием по противостоянию к коррупции.

Вышеизложенное указывает на то, что необходимо дополнить статью 1 Закона РК «Об образовании» от 27 июля 20077 года следующим содержанием: «антикоррупционное образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения и самообразования личности, который направлен на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, вырабатывающих активную гражданскую позицию по нетерпимости к коррупции и признания коррупционных проявлений недостойными и противоречащими жизненным позициям».

Таким образом, антикоррупционное воспитание предусматривает воспитание и самовоспитание человека, в особенности молодежи, в духе нетерпимости к коррупционным проявлениям, к любым несправедли-

7 Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №390-Ш «Об образовании». (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа.- http://online.zakon.kz/ (Дата обращения: 27.02.2018).

К,¥цьщтьщ мониторинг

вым действиям, к нечестности, то есть формирует антикоррупционную культуру.

Антикоррупционная культура предполагает правомерное поведение личности, которое направлено на распознание коррупции как социального зла; критическое отношение к коррупционным проявлениям, использование всех возможностей для ее снижения в обществе.

Следовательно, формирование антикоррупционной культуры означает деятельность уполномоченных органов по противодействию коррупции, государственными органами, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами в пределах своей компетенции по обеспечению сохранности и укреплению в обществе системы ценностей, которые отражают нетерпимость к коррупции. Значит, борьбу против коррупции ведут политические партии, профессиональные объединения и трудовые коллективы. Хотя они вкладывают свою участь в работе по уменьшению коррупции и ведут определенную профилактику в этой области, этого недостаточно. С коррупцией должно бороться все общество, оно должно уметь противостоять любым проявлениям коррупции и взяточничества.

Таким образом, сделав попытку по изучению проблем формирования антикоррупционной культуры мы пришли к следующим выводам:

Первое, предлагается дополнить статью 1 Закона РК «О противодействии коррупции» и представить его следующим образом: «коррупция - незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп

данных лиц путем предоставления благ и преимуществ, которые причиняют вред законным интересам общества и государства».

Второе, считаем целесообразным дополнить статью 9 Закона РК «О противодействии коррупции» пунктом следующего содержания: «антикоррупционная культура

- это система ценностей, правовых идей, знаний и навыков, которая подоразумевает проявление нетерпимости к любым проявлениям коррупции».

Третье, предлагаем дополнить статью 1 Закона РК «Об образовании» следующим образом: «антикоррупционное образование

- это непрерывный процесс воспитания, обучения и самообразования личности, который направлен на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, вырабатывающих активную гражданскую позицию по нетерпимости к коррупции и признания коррупционных проявлений недостойными и противоречащими жизненным позициям».

Четвертое, необходимо признать, что формирование антикоррупционной культуры основывается на нравственной и правовой культуре человека. Поэтому, необходимо антикоррупционное образование и воспитание вести постоянно, непрерывно, целенаправленно и комплексно. Вместе с этим, нужно направить антикоррупционное образование на самовоспитание личности по ее совершенствованию и противостоянию к коррупции.

Пятое, ввести в среднеобразовательных учреждениях предмет «Антикоррупционная культура учащихся».

Шестое, чтобы искоренить коррупцию необходимо поднять общественное сознание, в том числе сознание каждого индивида общества. Поднять общественное сознание это значит модернизировать общественное сознание, то есть приспособить сознание общества и каждого индивида общества к реалиям настоящего времени, к созданию атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции. Послание Президента Республики Казахстан от 10 января 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа. — http://online.zakon.kz/ (Дата обращения: 02.02.2018).

2.Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность. Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года [Электронныйресурс] - Режим доступа. — http://online.zakon.kz / (Дата обращения: 02.11.2017).

3. Алауханов Е.О. Проблемы борьбы с коррупцией. [Электронный ресурс] - Режим доступа.- http: // univer. gagauzia. ru /publ/ jurisprudencija/ alaukhanov (Дата обращения: 02.11.2017).

4. Кузнецова, Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений / Н.Ф. Кузнецова // Вестник МГУ. Сер.11. Право. - 1993. - No1. - С. 21-22.

5. Криминология: учебник/ А.И. Долгова [и др.]; под ред. А.И. Долговой.- М.: Норма, 2005. - 912 с.

6. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России. - Нижнекамск: ИПЦ «Гузель», 1995. -172 с.

7.Алауханов Е.О. Криминология: Общая и особенная части. - Алматы: Жет1 жаргы, 2008. -429 с.

8. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. - Москва: Издательство политической литературы, 1989. - 576 с.

REFERENCES

1. Novye vozmozhnosti razvitija v uslovijah chetvertoj promyshlennoj revoljucii. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 10 janvarja 2018 goda [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. — http://online. zakon.kz/(Data obrashhenija: 02.02.2018).

2.Tret'ja modernizacija Kazahstana: global'naja konkurentosposobnost'. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 31 janvarja 2017 goda [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. — http://online. zakon.kz /(Data obrashhenija: 02.11.2017).

3. Alauhanov E.O. Problemy bor 'by s korrupciej. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa. - http: // univer. gagauzia. ru /publ/jurisprudencija/ alaukhanov (Data obrashhenija: 02.11.2017).

4. Kuznecova, N.F. Korrupcija v sisteme ugolovnyh prestuplenij/ N.F. Kuznecova// Vestnik MGU. Ser.11. Pravo. - 1993. - No1. - S. 21-22.

5. Kriminologija: uchebnik/ A.I. Dolgova [i dr.]; pod red. A.I. Dolgovoj.-M.: Norma,2005. - 912s.

6. Kabanov P.A. Korrupcija i vzjatochnichestvo v Rossii. - Nizhnekamsk: IPC «Guzel'», 1995. - 172s.

7.Alauhanov E.O. Kriminologija: Obshhaja i osobennaja chasti. - Almaty: Zheti zharsy, 2008. -429s.

8. Tejlor Je.B. Pervobytnaja kul'tura. - Moskva: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1989.- 576s.

УДК 347.1

АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ОБЩАЯ ЧАСТЬ) В РАМКАХ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА

Елеусизова Индира Каржаубаевна

Начальник Центра правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н.; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Кысыкова Гульнара Бауржановна

Ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н., г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калмагамбетов Айвар Жакиевич

Научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: кооператив; представительство, приобретательная давность; право собственности; способы исполнения обязательства; предварительный договор.

Аннотация. В настоящей статье авторами в рамках правового мониторинга были рассмотрены отдельные нормы общей части Гражданского кодекса Республики Казахстан. В ходе проведенного анализа были сделаны следующие выводы.

Во-первых, правовой мониторинг показал необходимость устранения противоречий между статьей 96 Гражданского кодекса и Законом «О сельскохозяйственных кооперативах».

Во-вторых, анализ Гражданского кодекса и практики его применения требует уточнения статьи 163 «Представительство», в части возможности законными представите-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.