Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
компетенция / компетентность / системно-деятельностный подход / организация учебной деятельности / личностно-ориентированный характер / проектно-исследовательская деятельность. / concept / competence / system-activity approach / organization of educational activities / personality-oriented character / design and research activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волчкова Ольга Васильевна

В статье рассматриваются и сравниваются понятия компетенция и компетентность, поднимается проблема необходимости формирования ключевых компетенций школьника в современных условиях образования, так же при изучения предметов гуманитарного цикла. Характеризуются наиболее значимые компетенции. Предлагаются наиболее эффективные формы организации учебной деятельности для достижения цели: научить школьника самостоятельно действовать при решении различных проблем. А это значит придать образованию личностно-ориентированный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN THE STUDY OF SUBJECTS HUMANITARIAN CYCLE

The article examines and compares the concepts of competence and competence, the problem of the need for the formation of key competencies of a student in modern conditions of education is raised and when studying subjects of the humanitarian cycle. The most significant competences are characterized. The most effective forms of organizing educational activities to achieve the goal are proposed: to teach a student to act independently when solving various problems. That is, to give education a personality-oriented character.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ

ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

COMPETENCE APPROACH IN THE STUDY OF SUBJECTS HUMANITARIAN CYCLE

44

УДК 37.013.2

Волчкова Ольга Васильевна, учитель истории и обществознания, МОУ Красногуляевская СШ, Россия, г. Сенгилей

Volchkova O.V., volchkov-73@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются и сравниваются понятия компетенция и компетентность, поднимается проблема необходимости формирования ключевых компетенций школьника в современных условиях образования, так же при изучения предметов гуманитарного цикла. Характеризуются наиболее значимые компетенции. Предлагаются наиболее эффективные формы организации учебной деятельности для достижения цели: научить школьника самостоятельно действовать при решении различных проблем. А это значит - придать образованию личностно-ориентированный характер.

Annotation: The article examines and compares the concepts of competence and competence, the problem of the need for the formation of key competencies of a student in modern conditions of education is raised and when studying subjects of the humanitarian cycle. The most significant competences are characterized. The most effective forms of organizing educational activities to achieve the goal are proposed: to teach a student to act independently when solving various problems. That is, to give education a personality-oriented character.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, системно-деятельностный подход, организация учебной деятельности, личностно-ориентированный характер, проектно-исследовательская деятельность.

Key words: concept, competence, system-activity approach, organization of educational activities, personality-oriented character, design and research activity.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». [3]

Устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция» до сих пор нет. Не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций. Тем не менее большинство авторов связывают компетентность с эффективным выполнением какой-либо деятельности или действия. В глоссарии терминов Европейского фонда образования компетенция определяется как: 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции. То есть компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным. В этом определении усматривается два подхода к содержанию понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека), другие - на описании

составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем [1].

Министерство образования и науки дает следующее определение понятию компетенция: «Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности».

Необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. [4]

Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. [4]

Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции. [4]

Цель компетентностного подхода в образовании - преодолеть разрыв между знаниями учащегося и его практической деятельностью, научить учащегося с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики. Что же касается школы, то ее цель - формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Основной ценностью обучения становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определить свои цели, принимать решения и действовать в нетипичных и нестандартных ситуациях [2].

Объем знаний, нужный человеку для успешной жизнедеятельности, постоянно увеличивается, что предполагает необходимость для человека в течение жизни самостоятельно приобретать знания. Усложнение общественной жизни ставит перед человеком все более сложные и часто нестандартные задачи. Таким образом, человек должен не только приобрести знания, но и быть способным действовать на их основе, решать личностные и общественные задачи. Это и обусловило стремление образовательных систем перейти от процесса передачи знаний к овладению субъектами образования различными компетенциями и оценке в этом ключе образовательных результатов. [6]

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования делает акцент на формировании общей культуры ученика, мировоззренческих, развивающих и воспитательных задачах общего образования, задачах социализации. Стандарт направлен на «формирование условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учеников. Он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: владение основами научного метода познания окружающего мира, мотивирование на творчество и современную инновационную деятельность, готовность к учебному сотрудничеству, осознание себя социально активной личностью. В соответствии с требованиями Стандарта, обучающиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти

требования, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и уметь применять их в решении различных задач. Поэтому современный урок должен быть построен с учетом создания условий для самореализации ученика на уроке.

Самореализация - это желание человека реализовать свои таланты и способности. В иерархии потребностей А. Маслоу самореализация относится к высшему уровню потребностей человека - идеальным потребностям.

Деятельность учителя на уроке должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. На уроке для ребенка должны быть созданы психологически комфортные условия - снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Учитель моделирует такие ситуации на уроке, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивать умения анализировать свои поступки и происходящие события, осознают свое отношение к миру, испытывают чувство радости от совместного труда и творчества. Учебный материал может и должен стать базой для самореализации.

Основными задачами учителя при организации учебной деятельности учащихся являются:

■ развитие ключевых компетенций, коммуникативных качеств учеников;

■ формирование навыков самообучения, самоконтроля, самопроверки, самооценки, рефлексии;

■ формирование умения ставить перед собой цель и намечать пути её достижения; формулировать проблемы и решать их, выдвигать гипотезы и проверять их достоверность;

■ увеличение творческого потенциала учащихся, развитие критического мышления.

Таким образом, ведущей идеей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций школьников при изучении гуманитарного цикла предметов.

Позволю себе выделить наиболее значимые компетенции:

1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда.

3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия.

4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

На уроках истории и обществознания осуществляется социально-личностное становление учащихся, закладывается фундамент формирования гражданина нашего общества, решается задача формирования на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков. Для реализации таких значимых задач необходимо создание на каждом уроке творческой атмосферы и ситуации успеха.

Одной из эффективных форм организации учебной деятельности на уроке является групповая учебная работа учащихся, при которой все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность размышлять по поводу того, что знают. Суть работы в малых группах состоит в том, что все участники ставятся в условия умственного напряжения при решении той или иной проблемы. Каждый понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению задачи, и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности.

Работа в малых группах учит договариваться, согласовывать разные мнения. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает

продуктивным сам процесс обучения. Групповая работа учащихся на уроках истории наиболее приемлема и целесообразна при изучении текстов, исторических документов, при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по различным темам. Она позволяет максимально использовать такие формы работы, как коллективные обсуждения, взаимные консультации при одновременной интенсивной самостоятельной работе.

Другая форма обучения — это сюжетно-ролевая игра. К таким формам уроков можно отнести уроки-экскурсии, уроки-суды, уроки-путешествия. Они основываются на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Играющие получают опыт общения, опыт поиска решения проблемы на основе полученных знаний. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает познавательную деятельность.

Эффективным средством активизации мыслительной деятельности на уроках являются задачи по истории и обществознанию. Задача построена на основе текстов разных видов: документально-исторических, публицистических, художественных, справочных и учебных. В процессе решения задачи, учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: поиск информации в разных частях текста, обобщение на основе широкого контекста материала, чтение неадаптированных текстов, создание собственного текста.

Важно также и то, что работа с компетентностно-ориентированными задачами и последующая рефлексия на основе их решения способствуют развитию у учеников важнейших логических приемов мышления: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, конкретизации, сравнения, классификации, что интенсивно влияет в целом на уровень интеллектуального развития личности.

Одной из эффективных форм работы выступает ученическое исследование. Цель ученического исследования — глубокое и прочное

усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся в них информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. На предварительном этапе учитель выясняет наиболее предпочитаемые школьниками проблемы курса, формирует исследовательские группы из числа учащихся, проявивших интерес и способности к рассмотрению какой-либо из поднятых проблем. Далее учитель помогает учащимся сформулировать темы их работ, знакомит с методикой проведения ученического исследования, организует изучение того или иного вопроса, подводит итоги первоначального ознакомления с темой, помогает анализировать собранный материал. Затем учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта.

Использование интерактивной доски на уроке создает дополнительные благоприятные условия для организации учебной деятельности. На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность. Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей -социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Таким образом, использование интерактивных средств и компетентностных приемов обучения открывают возможности формирования жизненного опыта ребенка; стимулируют творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении; выводят процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализуют принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведут учащихся по ступенькам роста личности; вызывают интерес к предмету; учат общаться, развиваться интеллектуально.

Время показывает, что необходимо сформировать у обучающихся навыки деятельности в конкретных ситуациях, а это значит - придать образованию личностно-ориентированный характер. Для этого необходимо «вооружить» ученика:

• политическими и социальными компетенциями, связанными со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;

• компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий;

• компетенциями, определяющими владение устным и письменным общением (не обладающим ими грозит изоляция от общества);

• компетенциями, связанными с возникновением общества информации;

• компетенциями, реализующими способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.

Что должны уметь молодые люди для того, чтобы овладеть, а затем и реализовать ключевые компетенции? Изучать:

• уметь извлекать пользу из опыта;

• организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

• организовать свои собственные приемы обучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением. Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию (из различных источников);

• уметь работать с документами и классифицировать их. Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и проявлять собственное мнение;

• видеть важность политического и эконом. окружения, в котором проходит обучение;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы; Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения;

• улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты; Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• доказать солидарность;

• уметь организовывать свою работу; Адаптироваться:

• уметь использовать новые ИКТ;

• доказать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.

Таким образом, необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Основу новой структуры ценностей составляет компетенция, компетентность, которые необходимо формировать в процессе обучения.

Наверное, вряд ли сегодня можно встретить учителя, который бы ничего не знал об исследовательской деятельности учащимися. ФГОС нового поколения подводят нас к тому, что во всевозможную продуктивную, творческую, проектную, исследовательскую деятельность необходимо вовлекать большинство учащихся. Положения, связанные с развитием у учащихся проектной и учебно-исследовательской деятельности, появились и в образовательных программах школ с 2015 года, когда по всей стране вступили в силу новые ФГОС ООО.

Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, в ходе проектной деятельности, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений. [5]

Итогом исследования должно стать получение учеником субъективно новых знаний (т.е. новых для ученика), развитие метапредметных умений и развитие личности учащегося.

Таким образом, исследовательский характер или «научность» работы выражается не в совершении научного открытия, а в следующем:

• в правильной постановке проблемы исследования и формулировке темы исследования;

• в использовании различных источников информации, среди которых должна присутствовать научная литература. Также могут использоваться источники научно-популярного характера, статьи в периодической печати, публикации в сети интернет, видеоматериалы;

• в правильном использовании сносок на цитируемые источники -это важный элемент культуры исследования;

• в объективном анализе различных точек зрения на проблему, оценке противоречивой информации, в обоснованности собственной позиции;

• в использовании широкого спектра общенаучных методов исследования (определение, классификация, описание и объяснительная интерпретация, сравнение и аналогия, анализ и обобщение, рассуждение от частного к общему - индукция и от общего к частному - дедукция и т.д.) и специально-научных (например, методы интервьюирования, анкетирования, изучения стереотипов в обществознании, анализ источников в истории и т.д.)

• в обоснованности выводов - результатов исследования.

В старшей школе предполагается самостоятельный характер исследовательской деятельности. Но обязательным условием этого является сформированность у учащихся целого комплекса УУД еще на этапе основной школы: формулировка проблемы и предположений по ее решению - гипотез, планирование своей деятельности, поиск и анализ информации в разных источниках, проведение эксперимента, оценка информации, формулировка выводов, презентация итогов исследования.

Все эти умения нельзя сформировать мгновенно, к ним необходимо подходить постепенно от отдельных самых простых заданий в 5 классе, даже в начальных классах, постепенно усложняя и добавляя новые задачи в следующих классах. Данная работа должна вестись не только в рамках одного предмета. Поэтому составление программы развития УУД - важная задача, которую необходимо решать всему педагогическому коллективу школы в

тесном сотрудничестве. Только тогда станут реальными идеи, заложенные в

ФГОС нового поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованных источников:

1. Бакурадзе А.Б. Управление развитие образовательного учреждения (по материалам проектов «Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе»)- М.: АПКиПРО. -2014.34 с.

2. Карпенко О.М., Луквяненко О.И., Денисович Л.И., Беригодская М.Д. К вопросу о компетентностном подходе в Российском образовании // Инновации в образовании. - 2009. - № 6.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. - № 5. - 2010. С.3-13

5. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски ориентированном повышении квалификации: Пособие для учителей, ориентированных на освоение исслед. деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ.ред. Л.Н.Горбуновой. - М.: АПКиПРО. - 2004.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализации. - М.: Когито-Центр. 2012.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практ.пособие для работников общеобразов. учреждений. - М.: АРКТИ. -2013.

List of sources used:

1. Bakuradze A.B. Management of the development of an educational institution (based on the projects "Concept of comprehensive support for child development in the educational process") - M .: APKiPRO. -2014.- 34 p.

2. Karpenko O.M., Lukvyanenko O.I., Denisovich L.I., Berigodskaya M.D. On the question of the competence-based approach in Russian education // Innovations in education. - 2009. - No. 6.

3. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2010: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 11.02.2002 No. 393 // Uchitelskaya Gazeta 2002. - No. 31.

4. Lebedev O.E. Competence approach in education. // School technologies. - No. 5. - 2010. C.3-13

5. Mastering by teachers of new competencies in research-oriented professional development: A guide for teachers oriented to the development of issledov. activities in the process of continuing education / Ed. L.N. Gorbunova. - M .: APKiPRO. - 2004.

6. Raven J. Competence in modern society: identification, development and implementation. - M .: Kogito-Center. 2012.

7. Sergeev I.S. How to organize the project activities of students: Practical guide for general education workers. institutions. - M .: ARKTI. - 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.