Научная статья на тему 'Новые подходы к проектной и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС'

Новые подходы к проектной и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4905
869
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / KEY COMPETENCIES / ACTIVITY COMPETENCE / PROJECT ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колотовкина Светлана Геннадьевна

В статье представлено видение обновлённого формата проектной и исследовательской деятельности с точки зрения новых образовательных стандартов, важнейшими из которых являются формирование универсальных учебных действий и достижение метапредметных результатов. Акцентируется внимание на аспектах антропологическй проектно-преобразующей парадигмы, деятельностном и компетнтностном подходах, благодаря которым наиболее эффективно формируется и применяется исследовательская компетенция в области социогуманитарного образования. Предлагается вариант универсальной структуры проектно-исследовательской деятельности при изучении истории и обществознания на основе универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колотовкина Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Approaches to Project and Research Activity in Conditions of Federal State Educational Standards (FSES) Implementation

The vision of an updated format of project and research activity from the point of view of new educational standards, the most important of which is the formation of universal learning activities and the achievement of meta-subject results is presented in the article. Attention focuses on aspects of the anthropological project-transformative paradigm, activity and competency-based approaches that make the most effective forms and applied research competence in socio-humanitarian education sphere. The version of the universal structure of project-research activity in the study of history and social science based on universal educational actions is proposed in the article.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к проектной и исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС»

С.Г Колотовкина

Ключевые слова:

Ключевые компетенции, деятельностные компетентности, проектная деятельность, исследовательская деятельность.

новые подходы к проектной и исследовательской деятельности в условиях внедрения фгос

В статье представлено видение обновлённого формата проектной и исследовательской деятельности с точки зрения новых образовательных стандартов, важнейшими из которых являются формирование универсальных учебных действий и достижение метапредметных результатов. Акцентируется внимание на аспектах антропологическй проек-тно-преобразующей парадигмы, деятельностном и компетнтностном подходах, благодаря которым наиболее эффективно формируется и применяется исследовательская компетенция в области социогуманитарного образования. Предлагается вариант универсальной структуры проектно-исследовательской деятельности при изучении истории и обществознания на основе универсальных учебных действий.

В документах по модернизации образования отмечается, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций» [4]. Предполагается, что в их число должны войти компетенции: информационная, социально-правовая и ком-

муникативная. В данном контексте актуальной становится задачная форма организации процесса обучения. При введении новых стандартов педагоги должны осваивать, качественно изменяя уровень своего профессионализма, личностный способ реализации базовых целей и ценностей нового стандарта. «Существенным условием реализации педагогического замысла выступает согласование в конкретной ситуации педагогической позиции с позицией обучающегося»[2, с. 9]. Позиция педагога отталкивается от умений строить ситуации развития обучающихся, осуществлять постановку и планировать решение задач их развития в качестве субъекта собственной деятельности на основе процессов рефлексии. Такой подход в сфере гуманитарного образования, называемый антропологическим, «ориентирует современное образование на поиск средств и условий становления человека как: 1) субъекта собственной жизни; 2) личности в составе различных сообществ; 3) индивидуальности, осознающей свою самобытность и уникальность» [2, с. 8]. Уроки истории и обществознания, исследовательская и проектная деятельность в историческом научном обществе - благодатная почва для освоения задачной формы организации деятельности учения и деятельности обучения. «Высокий уровень знаний и умений выпускников может быть обеспечен при условии, что доминирующим в процессе обучения станет деятельностный подход, предполагающий познавательную деятельность на продуктивном и творческом уровнях, развитие самостоятельности, ответственности учащегося за результаты своего труда» [4].

Проектная деятельность во многом отвечает требованиям деятельностного подхода и способствует антропологизации учебной деятельности, так как позволяет более осмысленно подходить к процессу познания, на высоком уровне овладевать специальными и общеучебными умениями и навыками, проявлять антропологические способности (способности к самоопределению и саморазвитию), осваивать значимые деятельностные компетентности. Компетентность - это «способность применять полученные знания и умения на практике в повседневной жизни для решения тех или иных практических и теоретических проблем». [1, с. 60] То есть компетентность - это средство деятельности, которое должно способствовать воспроизводству знаний, умений, навыков для формирования какой-либо компетенции. В ходе проектной деятельности учащиеся формируют и развивают базовую учебную компетентность, компетентность культурно-досуговой дея-

тельности, компетентность в правовой сфере, компетентность в сфере социально-трудовой деятельности и др. В результате освоения ключевых компетентностей ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать».

В современном понимании проектная деятельность - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, задачи, ситуации развития, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Научный подход предполагает поиск проблемы в реальной истории или социальной жизни, чтобы быть понятной, интересной и значимой для ребёнка. Кроме того, решение проектной задачи должно ориентироваться не столько на получение нового знания, сколько на достижение воспроизводимого, преобразующего знания, которым можно пользоваться как инструментом деятельности.

В связи с этим качественно меняется миссия современного педагога. На первый план выходит готовность учителя к формированию инновационного поведения своих учеников, требующего:

- создания условий покровительства и защиты;

- позитивного поощрительного или доверительного стимулирования, поддержки инициатив;

- обучения различным способам деятельности, моделированию изучаемых объектов или ситуаций;

- организации учебного сотрудничества, коллективистского взаимодействия;

- формирования потребности в рефлексии и самооценке.

«Предметом деятельности педагога выступает создание образовательных ситуаций как пространства полноценного развития детей, которое можно описать методологической схемой проектирования, предложенной Н.Г. Алексеевым: «замысел - реализация - последствия». Однако внедрение новых стандартов требует пересмотра методологической основы технологии учебного проектирования и, следовательно, разработки новых концептуальных основ структуры деятельности обучающихся. С позиции деятельностного подхода, ориентированного на «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания, совершенствование своих способностей и преобразование их в компетенцию через самореализацию и самоизменение» [5, с. 76], этапы проектной деятельности должны сопровождаться шагами самоопределения к деятельности, пробных действий, поиска причин

затруднений, самостоятельного исследования, решения проблемы (задачи), сравнения результата с поставленной целью и пошаговой рефлексии собственной деятельности.

Схему использования метода рефлексии можно изучить по работам Л.Г. Петерсон. «метод рефлексии или рефлексивной самоорганизации заключается в следующих шагах: 1) зафиксировав затруднение, надо сначала остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум; 2) затем проанализировать, как ты выполнял свое действие и в каком месте возникло затруднение (исследование); 3) понять, по какой причине оно возникло (критика); 4) поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать адекватный способ действий и построить проект (проект); 5) реализовать построенный проект. Завершится этот путь, естественно, самоконтролем

- сопоставлением результата с целью и самооценкой - определением того, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Таким образом, проектная, равно как и исследовательская, деятельность должна включать не только внешние учебные изменения, но и внутреннюю учебно-деятельностную самоорганизацию.

Одним из ключевых стандартов становится формирование мета-предметной исследовательской компетенции обучающихся, которая предполагает «технологизмучебных практик и социализацию научно - исследовательского типа вместо книжного технологизма» [4, с. 32]. Другими словами, школьники должны сформировать универсальные учебные действия, информационные, психологические и инструментально-операционные возможности, чтобы быть успешными в социальной реальности. К универсальным учебным действиям относятся:

№ п/п Этап Универсальные учебные действия (УУД) Возможности истории и обществознания

1. Самоопределение к деятельности • Личностные: установление связи между целью деятельности и её мотивами; самоидентификация ребёнка в поликультурном пространстве; анализ желаний и возможностей по схеме: «надо-могу-хочу»; • Смыслообразование через: - отображение истории страны в зеркале истории семьи, города, села, улицы, дома и т.д.; - обращение к истории повседневности, быта, культуры; - соединение глобальной истории и эгоистории; - актуализация субъектной позиции ученика как участника

Самоо-преде-ление к деятельности. • коммуникативные: поиск единомышленников, установление контактов, партнёрских связей, определение участников исследования (проекта) и т.д. диалога поколений и т.д.

2. Выбор объекта исследования и планирование деятельности. • Личностные: выбор ценностных ориентиров; • регулятивные: установление того, что известно или неизвестно; • коммуникативные: обсуждение коллективных возможностей, планирование, поиск ресурсов для материально-технического и учебно-методического оснащения. • Субъективированный характер тем, например: «История семьи», «Малая родина», «Родословная», «Человек. Общество. Церковь», «Война в истории моей семьи», «Нижегородцы на службе Отечеству», «Кто, если не мы?», «Арзамасские купола», «Патриарх Сергий Страгород-ский» и т.д.

3. Постановка проблемы (выдвижение гипотезы). • познавательные: - общеучебные - выделение и формулировка познавательной цели; - логические - выдвижение гипотез и обоснование предположений; - постановка проблемы - формулирование, самостоятельное создание способов решения; - регулятивные: целе-полагание, прогнозирование результатов; - коммуникативные: обмен мнениями, дискуссия о целессобраз- • Альтернативность масштабов исторических или социальных проблем: - широкие задачи (например, исследование исторической эпохи, крупного исторического события, явления и т.д.); - конкретные задачи (например, исследование факта, понятия, деятельности исторической личности, социальной группы, общности и т.д.) - промежуточные задачи (например, исследование хронологического ряда событий, синхронизация, сравнение, сопоставление фактов, событий, явлений и т.д.).

ности выдвижения данных гипотез и реалистичности их подтверждения; ? личностные:действие убеждением.

4. Актуализация практической, теоретической, социальной значимости пред-полагаемых результатов. • Личностные: выявление области, в которой могут пригодиться полученные знания, определение социальнопрактической значимости и ближайшей зоны применения результатов исследования; • регулятивные: первичная рефлексия (что сделано, чего не хватает для дальнейших действий, что утратило актуальность и т.д.). • Рассмотрение любой проблемы через призму личного опыта, например: - участие в работе научного общества учащихся (НОУ), - музейная деятельность, - проведение экскурсий, - олимпиадная деятельность, - общественная деятельность, - повседневная деятельность, др.

5. Анализ источников по проблеме. • Познавательные: - общеучебные -поиск и выделение необходимой информации, систематизация; - логические - осмысление: классификация, анализ, синтез; - регулятивные: самоконтроль за соблюдением правил научной организации труда (НОТ). • Многообразие источников: - интернет-ресурсы, - фото- и видеоматериалы, - средства мультимедиа, - монографии, статьи, - публикации, материалы СМИ, - устные свидетельства, - архивные документы, - семейные архивы и т.п.

6 Форму-лиро-вание ответов на ключевые вопросы (построение проекта). • Регулятивные: контроль, коррекция, рефлексия (предшествующих и предстоящих шагов); • познавательные: - логические - анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей и т.д.; - знаково-символиче- • Уникальная возможность истории и обществоведческих дисциплин вовлекать личность в исторический и социальный процессы следующими методами и приёмами: - критический анализ объективной реальности, - маркировка событий, фактов по степени их значимости, - реконструирование хода со-

ские - моделирование, преобразование модели; - общеучебные - оперирование изученными ранее понятиями, фактами, систематизация в форме конспекта, схемы, таблицы, тезисов и т.д. - коммуникативные: взаимодействие в группе. бытий на основе хронологизации и синхронизации, - иллюстрирование социальных явлений историческими примерами, и наоборот и т.д.

7 Под-твержде-ние или опро-верже-ние гипотезы, обобщение. • Регулятивные: самоконтроль, саморегуляция, самооценка; • познавательные: - логические - установление причинно-следственных связей; *- общеучебные - обоснование, аргументация, формулирование выводов; - решение проблемы - формулирование выводов на основе доказательств; - личностные:подтверждение готовности к применению новых компетенций. • Предполагается историческая точность и правдивость, отказ от соблазна «переделывать» историю; • обеспечивается перевод школьника из ситуации микроанализа в информационное пространство макроистории; • достигается понимание различий между реальным процессом исторического или общественного явления и его восприятием.

8. Пред- став- ление резуль- татов. • Коммуникативные: слияние индивидуальных результатов в общий результат, владение монологической и диалогической формами речи, демонстрация проекта (результата исследования); • личностные: самореализация, социализация. • Разнообразие форм демонстрации результатов: презентации, резолюции, деловые игры, ролевые дебаты, тезисы - транспаранты,буклеты, бюллетени. книжки-шпаргалки, схемы, таблицы, плакаты, стендовая защита и др.

9. Рефлек- • Все блоки УУД: • Перемещение акцента на

сия. - самоконтроль - сопо- метапредметные связи «я и

ставление результата с история», «я и общество», на-

целью, пример, результатом проекта

- самооценка - опре- «Дорогами отцов» стало учас-

деление того, какими тие исследователей в создании

средствами и усилиями Уголка Боевой славы, а резуль-

и в какой степени до- татом проекта «Избирательная

стигнута поставленная кампания - 2011» стало избра-

цель, ние Совета старшеклассников.

- самопостижение, са-

мосознание: кто есть

«я» в процессе позна-

ния, деятельности, вза-

имодействия, общения.

Таким образом, при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, в целях развития способностей обучающихся к самоизменению, самовоспитанию и самореализации, необходимо отказаться от передачи готовых знаний в пользу формирования деятельностных исследовательских компетенций, ведь известно, что «хромойидущий по короткой дороге, дойдет быстрее, чем скороход по длинной» [6, с. 19].

литература

1. Борисов П.П. Компетентностно-деятельный подход к модернизации содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. М., 2003. - № 28.

2. Игнатьева Г.А., Слободчиков В.И. Новые образовательные стандарты: ценности - служение - ответственность // Нижегородское образование - Н. Новгород, 2011. - №2. - С. 8-9.

3. Киприянова Е.В. Формирование метапредметной исследовательской компетенции учащихся средствами исторического образования // Нижегородское образование. Н. Новгород, 2011. - № 2. - С. 32-33.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2011 года. М., 2002.

5. Петерсон Л.Г Теория и практика построения непрерывного образования. М., 2001. С. 76-78.

6. Петерсон Л.Г, Кубышева М.А. и др. Что значит уметь учиться? М., 2006. С. 19-22.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL: http: // standart.edu.ru / catalog/ aspx?

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.