Научная статья на тему 'Деятельностная и проектная технологии в подготовке педагога для новой школы'

Деятельностная и проектная технологии в подготовке педагога для новой школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА / СТАНДАРТЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДАЧА ПОДГОТОВКИ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ / ACTIVE TECHNOLOGY / DESIGN TECHNOLOGY / SYSTEM OF PREPARATION OF THE TEACHER / STANDARDS / EDUCATIONAL ACTIVITY / PREPARATION PROBLEM / STAGES OF FORMATION OF AN ELEMENT OF SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожекина Е. А.

В статье рассматривается система подготовки педагога для «нашей новой школы» на основе Федеральных государственных образовательных стандартов с использованием деятельной и проектной технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожекина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the system of pedagogical training for «Our New School» which is based on Federal State Educational Standarts and uses project and activity methods.

Текст научной работы на тему «Деятельностная и проектная технологии в подготовке педагога для новой школы»

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ И ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ

КОЖЕКИНА Е.А.

В статье рассматривается система подготовки педагога для «нашей новой школы» на основе Федеральных государственных образовательных стандартов с использованием деятельной и проектной технологий.

The article describes the system of pedagogical training for «Our New School» which is based on Federal State Educational Standarts and uses project and activity methods.

Одна из главных причин перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) состоит в том, что знаний теоретического курса оказывается явно недостаточно для подготовки педагога новой школы. Достижение современных целей образования возможно при использовании парадигмы построения образовательного процесса на основе деятельностных и проектных технологий, в которых формируются надпредметные (метапред-метные) компетенции.

На этапе начального общего образования ФГОС устанавливает требования к метапред-метным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия - УУД - (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Уже для начальной школы в новых Государственных стандартах предложено развивать способности к организации своей деятельности и умения учиться: умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Анализируя понятие «умение учиться», находим соответствие дидактической системе деятельностного метода (ДСДМ), разработанной Л.Г. Петерсон требованиям ФГОС. В качестве методологического основания в ДСДМ выбрана общая теория деятельности, созданная в последние десятилетия в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) Преимущества версии теории деятельности Петерсон Л.Г. по сравнению с предыдущими - версии А.Н. Леонтьева и версией Г.П. Щедровицкого - заключается в том, что она синтезирует знания, накопленные в предыдущих теориях. Не менее важно и то, что эти знания в методологической версии представлены в виде схем-аксиом, дающих объективное и целостное описание общих законов функционирования и развития мира деятельности. Это позволяет, с одной стороны, усовершенствовать педагогический инструментарий, ориентированный на реализацию новых целей образования ФГОС, а с другой - открывает путь к созданию инновационных технологий, например, технологии деятельностного метода (ТДМ), предусматривающих разработку объективных измерителей общеучебных и общекультурных (метапредметных) умений, без чего реальный переход к новому качеству образования невозможен.

Для того, чтобы разобраться в понятиях «учение» и «умение учиться». Совершим небольшой экскурс в историю.

В контексте исторического развития процесс обучения возник в связи с необходимостью воспроизводства, повторения некоторой деятельности. Так, еще на заре развития цивилизации человеку необходимо было воспроизвести способ изготовления каменного топора, приготовления пищи. Даже в таком простом варианте для выживания и развития человека необходимо было воспроизведение лучших образцов существующего тогда примитивного производства, которые постепенно собирались в сфере культуры. Первичная педагогическая функция - передача людям, занятым в сфере производства, культурных образцов для подражания. В школе эта передача культурного наследия происходит в учебной деятельности. ДСДМ дает следующее определение учебной деятельности, основанное на методологических представлениях о деятельности учения и учитывающее новые реалии нашей жизни. Учебная деятельность (учение) - это деятельность ученика, связанная с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), а с другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни. Итак, ученик в ходе учения должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности - именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, уметь учиться

- это значит, уметь самостоятельно осваивать новые знания и умения, выращивать в себе новые способности, рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность.

Значит, задача подготовки педагога состоит не в том, чтобы научит его сформировать у ученика новые знания, умения и способности, так как это работа самого ученика. Следует формировать у будущего учителя способность, которая помогла бы ученику в самоизменении, в организации образовательного процесса, в ходе которого ученик самостоятельно осваивает новые знания, умения и навыки, сам формирует в себе, отрабатывает и рефлектирует универсальные учебные действия, входящие в структуру учебной деятельности. Организация учебно-воспитательного процесса в форме проектной деятельности может быть той опорой, которая решает современные цели образования.

В процессе реализации проектов школьники должны демонстрировать и познавательные УУД, и регулятивные УУД, и коммуникативные УУД, и личностные УУД.

В Таблица 1 представлено соответствие между формируемыми универсальные учебные действия (УУД), деятельностными шагами ТДМ и их реализацией в проектной деятельности обучающихся.

Таблица 1. Соответствие между универсальные учебные действия (УУД), деятельностными шагами (ТДМ) и проектной деятельностью

УУД ТДМ Проектная деятельность

личностные 1 шаг осознанное отношение к учению осознанное отношение к необходимости осуществления проекта

регулятивные 2 шаг - контроль, оценка, коррекция 4 шаг - (целеполагания) и знаковосимволические (моделирование) 5 шаг - планирование 7, 8, 9 шаг - контроль, оценка, коррекция, волевая саморегуляция прогнозирование планирование, коррекция, волевая саморегуляция прогнозирование

познавательные 3 шаг - сравнение, синтез, выбор способов решения, структурирование знаний, выдвижение гипотез, постановка проблемы 9 шаг - рефлексия познавательного процесса. выбор способов решения, структурирование знаний, выдвижение гипотез, постановка проблемы, рефлексия познавательного процесса.

коммуникативные 5, 6, 9 шаг - выражать свои мысли в партнерстве выражать свои мысли в партнерстве и на стадии защиты проекта

Следующая таблица раскрывает соответствие проектной технологии и дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000» Федеральным государственным образовательным стандартам.

Таблица 2. Соответствие проектной технологии и дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000» Федеральным государственным образовательным стандартам

ФГОС Проектная технология ДСДМ «Школа 2000»

В сфере познавательных УУД у школьников формируются умения использовать знаковосимволические средства, в том числе овладение действиями моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. Познавательные УУД обеспечивают конкретные способы преобразования и отображения учебного материала, путем моделирования, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний. Поиск информации, ее переработка, структурирование знаний, знание способов поиска решений Постановка проблемы, выдвижение гипотез. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентности в любой предметной области

В сфере регулятивных УУД школьники овладевают различным типами учебных действий, включая способность принимать, сохра- Регулятивные УУД - это обеспечение возможностей учащегося самостоятельно контролировать и оценивать процесс и результа- Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

ФГОС Проектная технология ДСДМ «Школа 2000»

нять, перерабатывать информацию, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. ты деятельности Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

В сфере коммуникативных УУД школьники приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителей и сверстниками, адекватно передавать информацию отображать предметное содержания деятельности и условия деятельности в речи. Коммуникативные УУД - это планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение вести диалог, докладывать результаты своих исследований. Умение строить смысловое высказывание, смысловое чтение вслух, выражать свои мысли в партнерстве. Владеть способами взаимодействия. Управление поведением партнера. Разрешение конфликтов. Владеть способами инициативного сотрудничества

В сфере личностных УУД предполагается формирование внутренней позиции школьника, адекватная мотивация к осуществлению учебной деятельности (включая учебные мотивы, познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение). Личностные УУД обеспечивают: ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор Организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»). Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия

Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований и, в частности, метапредметных (общеучебных) умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Действительно, невозможно научиться плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.

Таким образом, формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любого универсального учебного действия (УУД), необходимо:

1. сформировать первичный опыт выполнения соответствующего УУД в проектной деятельности;

2. основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения этого УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3. сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику выполнения проекта на предметном содержании разных учебных дисциплин (математики, русского языка, окружающего мира и т.д.), организовать самоконтроль и при необходимости - коррекцию;

4. организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Для того чтобы будущие учителя могли реализовать современные цели обучения, они должны овладеть как общекультурными (ключевыми, базовыми) и профессиональными компетенциями.

В таблице 3 представлен сопоставительный анализ формирования компетенций в области проектной деятельности и умений, входящие в общую компетенцию, необходимую педагогу.

Таблица 3

Общая компетенция в области проектной деятельности Умения, входящие в общекультурную компетенцию

Понимать сущность и социальную значимость освоения проектной деятельности для своей будущей профессии. - оценивает значение проектной деятельности для своей будущей профессии; - оценивает свои возможности в проектной деятельности; - несет ответственность за собственное обучение в проектной деятельности.

Проявлять к устойчивый интерес к проектной деятельности - планирует свое участие в проектной деятельности; - находит время и возможности для участия в проектной деятельности; - стремится участвовать в проектной деятельности в рамках учебного процесса.

Организовывать собственную проектную деятельность - исходя из цели проектной деятельности и способов ее достижения, определенных руководителем; - пользуется различными видами информации; - выполняет работу под наблюдением при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; - применяет ИКТ; - подготавливает материалы к использованию в проектной деятельности соответствии с инструкцией руководителя; -использует различные виды интерпретации полученной информации; - применяет полученные знания при выполнении проекта.

Анализировать ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной проектной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. - контролировать выполнение проекта; - выделять трудности в процессе проектной деятельности; - проводит различия между причинами и следствиями при проведении исследований; - видеть ошибки и упущения в работе; - сравнивает процессы и различные точки зрения; - выделяет характеризующие процесс параметры; - принимает на себя ответственность за выполнение проектных действий и собственное обучение; - делает выводы; - оценивает соответствие выводов исходным данным; - оценивает критически результат собственного труда; - ставит перед собой цель; - прогнозирует развитие процессов, событий.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного осуществления проектной деятельности. - интерпретирует основные понятия, термины; - преобразовывает словесный материал в схемы, рисунки, таблицы; - интерпретирует схемы, графики, диаграммы; - работает с текстом; - использует справочную литературу; - читает таблицы и строит графики.

Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - использует знания из различных областей в проектной деятельности; - использует форум профессионального сайта; - интерпретирует полученный материл в виде презентации.

Работать в команде, эффективно общаться с сокурсниками, преподавателями. - четко выражает свои мысли; - обосновывает свою точку зрения; - оказывает помощь товарищам; - организовывает совместную деятельность; - работает в группе; - работает с любым партнером; - регулирует свое эмоциональное состояние; - берет на себя ответственность.

Готовить к проектной деятельности рабочее место. - выбирает рабочее место для описания проектной деятельности; - содержит его в чистом и исправном виде; - производит все действия с соблюдением требований техники безопасности (особенно при работе на компьютере); - соблюдает правила личной гигиены; - использует различные средства и оборудование в зависимости от проекта; - готовит портфолио проектной деятельности; - готовит «листы» сопровождения проектной деятельности.

Общая компетенция в области проектной деятельности Умения, входящие в общекультурную компетенцию

Использовать систему оценки и контроля проектной деятельности сформировать умения самооценки - использует в речи понятия в оценивании своих достижений; S показывает стремление к совершенствованию проектной деятельности; - выбирает контрольные точки проектной деятельности; - участвует в выборе критериев оценки проектной деятельности.

Таким образом, система подготовки педагога с использованием проектной и деятельностной технологии обеспечивает самореализацию и самоопределение личности в новой школе и отвечает требованиям ФГОС.

Библиографический список:

1. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. - М., 2002. - 312 с.

2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000».

- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007. - 448 с.

3. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М., 2006, 92 с.

4. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000.». Методическое пособие. Под ред. Л.Г. Петерсон

- М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2010 - 160с.

5. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в

рамках теории деятельности // Избранные труды. - М., 1995.

Ключевые слова: деятельная технология, проектная технология, система подготовки педагога, стандарты, учебная деятельность, задача подготовки, этапы формирования элемента системы.

Keywords: Active technology, design technology, system of preparation of the teacher, standards, educational activity, preparation problem, stages of formation of an element of system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.