ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Игнатова Ольга Александровна
учитель начальных классов e-mail: ignatova-71@mail.ru Усольцева Наталия Николаевна
Руководитель ОУ e-mail: 213107@mail.ru МКОУ «СОШ № 10» г. Ревда Свердловская область
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(на примере разработки урока русского языка в 1 классе)
Аннотация. Статья в предельно сжатой форме, но не упуская существенных деталей, дает достаточно целостное представление о технологии деятельностного метода обучения (ТДМ). В частности, рассматривается структура учебного процесса, обеспечивающего формирование универсальных учебных действий. Пониманию технологии способствует также приведенная методическая разработка урока русского языка в 1 классе.
Ключевые слова: надпредметные умения, метапредметное знание, универсальное учебное действие, системно-деятельностная педагогика
Потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Как отмечено в Концепции развития образования в Российской Федерации, «формируются современные представления о фундаментальности образования - это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированно-сти у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Особенностью нашего времени является то, что изменившиеся условия жизни остро ставят вопрос об их практической реализации в массовой школе как необходимом условии безопасности, успешного функционирования и развития человека и общества.
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л. С. Выготский). Действительно, невозможно научиться плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем, не отработав и не откорректировав все эти
движения в воде. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных учебных действий, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.
Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо в 4 этапа:
• 1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
• 2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
• 3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин,
10
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию;
• 4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Анализ этапов формирования универсальных учебных действий с позиций общей теории деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.) показывает, что этапы 1 и 3 целесообразно проходить при изучении учебного содержания обычных школьных предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих общеучебных умений, а в последующем - для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.
Для того чтобы организовать прохождение учащимися этапов 1 и 3 на уроках по разным учебным предметам авторским коллективом Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» построена теоретически обоснованная общая структура учебной деятельности, и на ее основе разработана технология деятельностного метода обучения как конкретизация данной структуры.
Новое метапредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000.», методологической основой которой является общая теория деятельности, разработанная в последние 20-30 лет в российской методологической школе (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.). Учащиеся постоянно пребывают в пространстве учебной деятельности, в котором протекают процессы мотивации, реализации нормы и рефлексии, построения и коррекции способов действий, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
Изменение метода обучения требует изменения структуры урока, а следовательно, изменения содержания и структуры его плана. При этом новая структура плана урока должна быть адекватно уровню, на котором педагог освоил новый деятельностный метод обучения (базовый, технологический, системно-технологический). Только в этом случае план урока будет выполнять инструментальные, а не административно-отчетные функции.
Независимо от используемой дидактической системы проектирование учебного процесса включает в себя:
• выбор темы урока;
• выбор ведущей методологической и ведущей содержательной цели;
• определение целей, достигаемых на каждом этапе урока;
• распределение выбранного учебного содержания по этапам урока в соответствии с целями каждого этапа;
• выбор способа представления заданий;
• определение форм организации учебного процесса на уроке;
• выбор способа, которым представляется результат выполнения каждого задания;
• определение дидактических средств, необходимых для выполнения каждого задания;
• определение способов контроля или самоконтроля правильности выполнения предложенных заданий;
• выбор способа коррекции возможных ошибок.
В дидактической системе «Школа 2000.» выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МИД - это универсальные учебные действия). На уроках рефлексии учащиеся закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для организации «открытия» нового универсального знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план , сроки , способ , средства ).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Приведенная структура урока, сохраняя общие
закономерности включения в учебную деятельность, модифицируется в зависимости от типа урока (урок рефлексии, общеметодологической направленности, обучающего контроля знаний).
Использование ТДМ в учебном процессе позволяет системно формировать общеучебные умения, зафиксированные в новых госстандартах образования. Так,
• на этапе 2 у детей формируется умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности;
• на этапах 3-4 они выделяют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, осваивают навыки коммуникации, принятия решений и работы с информацией, систематизируют и обобщают и др.;
• на этапе 5 они взаимодействуют с другими людьми в достижении поставленных общих целей, формули-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
11
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
руют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;
• на этапе 6 проводят самоконтроль, а на этапе 9 - самооценку достигнутых результатов;
• на этапах 1-5, 7, 9 учащиеся учатся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности. И др.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается системой дидактических принципов, построенных также теоретическим способом,а именно:
1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).
5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2-4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться.
Таким образом, предложенная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а про-
должает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Система комплексного мониторинга по программе «Школа 2000...» включает в себя:
• мониторинг организационно-рефлексивных умений;
• мониторинг психического развития школьников;
• мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам;
• мониторинг уровня овладения учителем технологии деятельностного метода.
Мониторинг уровня обученности по различным учебным предметам осуществляется с помощью административного контроля и тех средств мониторинга, которые предлагает выбранная учебная программа. Для учителей, работающих по курсу математики программы «Школа 2000.», разработаны так называемые «Электронные приложения к учебникам» - компьютерная программа, целью которой является:
1. Предоставление учителю объективной (экспертной) и полной информации об уровне подготовки класса по всем изучаемым разделам курса на основе сравнительного анализа результатов каждого ученика и класса в целом с результатами возрастной группы.
2. Своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций, динамики развития каждого ученика и класса в целом на протяжении всего учебного года, что позволяет учителю строить учебный процесс с учетом текущей ситуации в классе, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку.
3. Устранение негативных моментов в системе отношений между всеми звеньями образовательной системы как внутри школы, так и за ее пределами, вытекающих из-за рассогласованности критериев оценивания и отсутствия универсальных средств мониторинга успеваемости.
4. Включение компьютера в арсенал педагогических средств учителя, создав для этого максимально благоприятные условия. Это не только существенно облегчает всю его дальнейшую деятельность, но и задает дополнительный положительный вектор в реализации программы по широкомасштабной компьютеризации современной школы.
Таким образом, «Электронные приложения» позволяют устранить два важнейших недостатка школьной отметки - необъективность и неконструктивность с точки зрения принятия решений. Вместе с тем, основной задачей «Электронных приложений» является не оценка деятельности ребенка, а обеспечение учителя достоверной информацией, позволяющей эффективно управлять учебным процессом. Данная информация важна и с точки зрения оценки того, как системная работа по формированию общеучебных умений учащихся влияет на их уровень подготовки по конкретному предмету.
Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и лич-
12
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
1. Оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены.
2. Основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
3. Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества личности учащихся. Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует отмечать качественно.
Можно предложить, например, следующую систему оценивания:
отметки: «отлично» - наблюдаются значительные позитивные сдвиги ученика относительно собственных предыдущих результатов; «хорошо» - наблюдаются определенные положительные изменения; «зачет» - программа курса выполнена;
качественные оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!» и т. д.
Литература
1. Фурсенко А. А. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации».
2. Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. - М.: Просвещение, 2006, с. 11-15.
3. Лазарев В. С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении//В сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования». - М., с. 50-51.
4. Петерсон Л. Г., Агапов Ю. В., Кубышева М. А., Петерсон В. А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2006.
5. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...»/Построение непрерывной сферы образования. Монография.. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007.
6. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности. М.: УМЦ «Школа 2000.», 2008.
7. Венгер Л. А. и др. Диагностика умственного развития. -М.: Педагогика, 1978.
Разработка урока русского языка в технологии деятельностного метода УМК «Перспектива»
(Русский язык, 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.)
Предмет: русский язык
Класс: 1
Тема урока: Слова с несколькими значениями.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Образовательные цели:
1. познакомить с понятием «слова с несколькими значениями» (многозначные слова);
2. научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Новое знание: научить различать слова по количеству лексических значений: слова, имеющие одно значение и многозначные слова.
Пробное задание: разделить слова на две группы: слова с одним лексическим значением
и многозначные слова за ограниченное время (30 секунд).
Фиксация затруднения:
1. Мы не смогли разделить слова.
2. Мы разделили слова, но не знаем, правильно или нет.
3. Мы разделили слова и можем объяснить ответ, но не уверены в правильности обоснования.
Причина затруднения: не знаем, какие слова называются многозначными.
Цель деятельности: узнать, какие слова называются многозначными.
Фиксация нового знания (эталон): многозначными называются слова, имеющие 2 и более лексических значения.
Ход урока
Требования к этапу Содержание
I Мотивация к учебной деятельности
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Сегодня на урок я принесла вам притчу. Послушайте ее. Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал: «Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?»
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
13
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Требования к этапу Содержание
«После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки». «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца - все ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить». - Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику? - Много ли еще загадок вокруг нас? - А может уже все открыто и известно? - А вы все загадки русского языка открыли и отгадали? - Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка? - Готовы ли вы к новым открытиям? - Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы отрыть новую тайну? (1 шаг - подумаю и пойму, чего я не знаю; 2 шаг - сам найду способ, чтобы открыть новое знание) - Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке отрыли еще одну тайну русского языка. И тогда тайн у вас останется на одну меньше.
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» -«хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Актуализация - Что вы сейчас должны сделать? (повторить то, что изучали раньше) - Какое новое знание вы открыли на прошлом уроке? (узнали, какие слова называются именами собственными и нарицательными, как пишутся такие слова) - Какие слова называются именами собственными? Нарицательными? Как пишется каждая группа слов? - Я приготовила вам очень интересное задание: записать предложения с именами собственными. Но, пока я несла задание в класс, предложения рассыпались. Вы поможете восстановить предложения? (да) - Тогда скорее принимайтесь за работу. Вы будете работать в парах. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать? - Возьмите конвертики, достаньте слова и составьте предложения сначала на парте. 1 вариант - соловьёв, пение, Серёжа, слушал, Соловьёв Эталон - Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв. 2 вариант - Саша, скворечник, Скворцов, для, скворцов, сделал Эталон - Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов. - Сверьте свои предложения с эталоном на доске, исправьте, если допустили неточности, а затем запишите предложения в тетрадь. - Скажите, почему слова с одним и тем же звучанием (соловьев - Соловьев, скворцов -Скворцов) вы написали по-разному? (имеют разное значение: Соловьев - имя собственное - фамилия - пишется с заглавной буквы, соловьев - имя нарицательное - название птицы - пишется с маленькой буквы и т. д.) - Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте в карту знак «+». Кто допустил ошибку - поставьте «?». - Что вы сейчас повторили? (имена бывают собственными и нарицательными; правила написания этих групп слов; написание слова зависит от его лексического значения) - Что вы будете делать, если значение какого-либо слова не понимаете, или не знаете, что оно обозначает? (спрошу у взрослых, у учителя, посмотрю в толковый словарь и т. п.) - Вспомните, как мы с вами учились пользоваться толковым словарем? (слова в словаре расположены в алфавитном порядке; чтобы найти нужное слово не надо листать словарь с самого начала, надо ориентироваться по первой букве и т. д.) - Как вы думаете, почему мы повторяли именно это? (продолжим открывать тайны разных слов) Выполнение пробного действия - Перед каждым из вас лежит группа слов. Разделите слова на 2 группы: слова, имеющие одно значение и слова, имеющие много значений. На выполнение задания - 30 секунд. (слова: рукав, учебник, горлышко, дерево) - Время закончилось. - Кто не смог выполнить задание? Что не смогли сделать? (не смогли разделить слова на группы)
14
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Требования к этапу Содержание
- Кто смог выполнить? Какие получили группы слов? (ученики зачитывают группы слов, которые получились) - Можете ли вы объяснить, как делили слова на группы? (ученики высказывают свои предположения) - Среди ваших ответов нет (или есть) правильных ответов. - Что вы не смогли сделать? (если разделили неправильно - не смогли выполнить задание; если разделили правильно - не смогли объяснить свой ответ: почему именно так разделили слова на группы; если предположение верное, то предлагается его подтвердить) (Если есть ученики, которые справились с заданием без ошибок и объяснили принцип разделения слов на группы, в карту ставится знак «+». Те, кто допустил ошибку - ставят «?») Фиксация затруднения в новом действии - Что вы не смогли сделать, выполняя пробное задание? 1. не смогли разделить слова на группы; 2. не смогли обосновать свои ответы (не знаю определения многозначных слов); 3. не уверен в правильности обоснования.
III Выявление места и причины затруднения
Организовать восстановление выполненных операций. Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т. д.). На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - Какое задание вы должны были выполнить? (разделить слова на группы: с одним значением и многозначные) - Почему вы не смогли выполнить это задание? (не знаем понятие) - Какое понятие вы не знаете? (понятие «многозначные слова») - Что у вас на этом этапе возникло? (затруднение) - Как обозначим это в карте достижений? (знаком «?») - Но вы поняли, чего не знаете? (да) - Раз вы смогли установить причину затруднения, поставьте на этом этапе рядом со знаком «?» «+».
IV Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта выхода из затруднения: Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т. д.). Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. - Значит, какую цель вы должны перед собой поставить? (узнать, какие слова называются многозначными) - Как можно сформулировать тему нашего урока? («Слова с несколькими значениями», «Многозначные слова») - Записываем тему урока: я пишу на доске, а вы в тетради. - Что может нам помочь в открытии нового знания? (знания, которые открывали раньше) - Давайте вспомним, что мы повторяли? Какие знания о словах помогут нам открыть еще одну тайну русского языка? (слова имеют значение; слова, которые произносятся одинаково, могут обозначать разные предметы, иметь разные значения; значение непонятного слова можно узнать по-разному) - Составьте план открытия нового знания (в диалоге вместе с учителем, план помещается на доску) (1. прочитать слово; 2. уточнить его значение по толковому словарю; 3. посмотреть, сколько значений слова есть в словаре; 4. сделать вывод: если у слова одно значение - его нельзя назвать многозначным, если значений 2 и больше - слово многозначное)
V Реализация построенного проекта
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. - Давайте вернемся к пробному действию. Какие слова вы должны были разделить на группы? (рукав, учебник, горлышко, дерево) - Пользуясь составленным планом, давайте попробуем открыть новое знание. Напомните, какое новое знание вы должны открыть? (какие слова называются многозначными) - Действовать будете следующим образом: два слова будем анализировать вместе, а оставшиеся два слова - в парах. - Какой первый шаг надо сделать? - Что сделаете потом?
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
15
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Требования к этапу Содержание
5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). - В качестве помощников, вы можете использовать материалы из толкового словаря, которые я вам заготовила заранее. - Сколько значений у слова РУКАВ? (три) - Сколько значений у слова УЧЕБНИК? (одно) - Сделайте вывод. (у слова РУКАВ не одно значение, а несколько, значит, мы его можем назвать многозначным) Работа в парах - Слова ГОРЛЫШКО и ДЕРЕВО рассмотрите, работая в парах, по составленному плану. - Назовите многозначное слово. Обоснуйте свой ответ. (многозначное слово ГОРЛЫШКО, потому что имеет несколько значений) - Вы открыли новое знание? Поставьте на карте успеха «+»
VI Первичное закрепление во внешней речи
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их прого-вариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. - Что сейчас вы должны сделать? (потренироваться в применении нового знания) - Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача - из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ. Давайте вспомним правила работы в группах. (язык, книга, ручка, холодильник) Многозначные слова: язык, ручка. (ответственный из группы размещает слова на доске и обосновывает свой ответ, называя значения слов; делает вывод о том, что это многозначные слова, потому что у них несколько значений; заслушиваются все группы или можно уточнить, у всех ли групп получился именно такой набор слов, если все группы согласны, то на доску можно поместить только вариант ответа без комментариев) - У кого ответы совпали? Поставьте в карте успеха «+». Что надо поставить, если не все ответы совпали? («?»)
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки* (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов - организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. - Возьмите на парте карточку со словами. - В строке оставьте только многозначные слова. коса, лист, небо - Проверьте правильность выполнения задания по эталону. Эталон: КОСА, ЛИСТ, НЕБО - У кого ответ совпал, в карте успеха поставьте «+», у кого ответы не совпали - поставьте «?».
VIII Включение в систему знаний и повторение
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. - Где вам может помочь новое полученное знание? (при выполнении самостоятельной работы, домашнего задания, других заданий в учебнике, более сложных) - Откройте учебник на с. 30. Прочитайте задание из упр. № 2. - Какое значение имеет каждая пословица? Какое многозначное слово в этих пословицах есть? - Вспомните правила письма по памяти. Напишите любую пословицу, пользуясь эти правилом. (вариативность этого задания заключается в том, что ученики могут выбрать ту пословицу, которая для письма по памяти вызовет меньше затруднений) - Проверьте правильность написания по учебнику. Кто не допустил ошибок при письме по памяти - поставьте в карте успеха «+», кто допустил ошибки - «?».
16
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Требования к этапу Содержание
IX Рефлексия учебной деятельности
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. - Какую цель ставили сегодня на уроке? - Достигли этой цели? Докажите. - Посмотрите на карту успеха и поставьте себя на «Лестницу достижений»: если удалось выявить причину затруднения, закрепил без затруднений новые знания, без ошибок выполнил самостоятельную работу, без ошибок выполнил задание из учебника, поставьте себя на верхнюю ступеньку; если допустили ошибки в самостоятельной работе и в упражнении из учебника - на вторую ступеньку; если осталось еще много затруднений - выберете другую ступеньку. - Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться) - Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет? - Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке) (в 1 классе домашнее задание не задается, поэтому у.4 на с. 30 будет предложено ученикам на следующем уроке на этапе актуализации знаний)
Карта успеха
№ План урока Нет затруднений — «+» Есть затруднения — «?»
1. Повторил
2. Выполнил пробное действие
Выявил причину затруднения
3. Открыл новое знание
4. Закрепил новое знание
5. Выполнил самостоятельную работу
6. Потренировался, выполнив задание из учебника
Планируемые результаты обучения Регулятивные:
• Контролировать процесс и результаты деятельности;
• Вносить необходимые коррективы;
• Осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• Контролировать свою деятельность;
• Адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;
• Проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные:
• Работа с толковым словарем;
• Объяснение значения многозначного слова с опорой на рисунок;
• Формирование логических действий: анализа, сравнения;
• Установление причинно-следственных связей;
• Усвоение правил строения слова и предложения;
• Развитие знаково-символических действий: моделирования, преобразования модели;
• Рефлексия способов и условий действия;
• Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
• Уметь организовывать партнерство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий.
Личностные:
• Понимание роли приобретения новых знаний;
• Познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;
• Мотивационная основа учебной деятельности;
• Адекватная самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
№3, 2012
Муниципальное образование: инновации и эксперимент
17