Научная статья на тему 'Применение технологии деятельностного метода в курсе математики'

Применение технологии деятельностного метода в курсе математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачатрян Наталья Львовна

Кратко изложив суть технологии деятельностного метода, способствующего развитию мышления учашихся, автор статьи предлагает опыт его использования на уроке математики во 2 классе по теме «Свойства сложения». Урок построен на основе учебника Л. Г. Петерсон «Математика для начальной школы» по программе «Учусь учиться».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение технологии деятельностного метода в курсе математики»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Хачатрян Наталья Львовна

учитель начальных классов ГБОУ Школа №64 г. Москва

J

V

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА

В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Л___________________________________________г

Аннотация. Кратко изложив суть технологии деятельностного метода, способствующего развитию мышления учашихся, автор статьи предлагает опыт его использования на уроке математики во 2 классе по теме «Свойства сложения». Урок построен на основе учебника Л. Г. Петерсон «Математика для начальной школы» по программе «Учусь учиться».

Ключевые слова: деятельностный метод, начальная школа, математика.

Стандарт направлен на реализацию системно-деятельностного подхода как основы определения требований к результатам образования. Системно-деятельностный подход предполагает в качестве основного результата развитие личности ребенка на основе учебной деятельности, становление ученического сообщества, отличающегося активностью учащихся, при формировании у них универсальных способов действий.

Технология деятельностного метода реализуется на всех уроках в начальной школе. Она применяется в уроках разных типов, среди которых наиболее распространенными являются уроки «открытия» нового знания.

Задачами этапа актуализации знаний на уроке математики является, прежде всего, подготовка мышления детей и осознание ими потребности в построение нового способа действий [1]. С этой целью:

• воспроизводятся знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

• активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память, тренируется речь;

• в завершении предлагается индивидуальное задание, для выполнения которого требуется использование вводимого на уроке способа действий.

В результате у большинства учащихся возникает затруднение, появляются разные ответы, которые они не могут аргументировано обосновать ввиду отсутствия у них соответствующего понятия, правила, алгоритма. Этап завершается фиксаций разных позиций, что и создает мотивационную

ситуацию для исследования и построения нового знания [2,3].

На этапе построения проекта выхода из затруднения важно развивать у детей способность вести учебную дискуссию: выслушивать каждого члена группы, аргументировать суждения, отказаться от ряда версий. Диалог идет не только между учителем и учениками, а и у учеников друг с другом. Высказываясь в ходе обсуждения, ученики включают эту информацию в «картину мира», делают ее своей, дети вовлечены в работу, и каждый может высказаться, выразить свои мысли, выслушивать другие точки зрения. Каждый может обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. Идет эволюция мысли, синтез собственных идей. А задача учителя в этом процессе - стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, придерживаться темы и помочь подвести итоги и сделать выводы.

Я предлагаю опыт использования технологии деятельностного метода на уроке математики во 2 классе [3]. Тема урока «Свойства сложения».

Ходурока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1

Учитель открывает на доске пословицу Д-1:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

21

ОТТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимает? (Не нужнобиться то го, что чего-тоне знаешь, в сегда можно тоо рзе атн,...)

- Кто оогодапсь, отк буеьт построота роботнчо ррь-ке? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, коста^тчся семим еотерытр» нябор)

Рмитоль создаыт учащкмся МПрТОЧКИ с нкиочиеп 1 (слсвтьного тто иынтр), перкой вг^р^^^ыьсыр^пптт эео зыраьтс на компьютере:

Q (5 + 95) - 7 Q 7-7 + 46

О 6 + (95-7) Q 9 + 46 -7

Q 5 + (95 - 7) Q 7 + 7 + 46

- Какое задание вы получили? (Нужно найти зна-чениевыражений)

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Изуче-ниювыражений)

- Я желаю вам удачи в работе на уроке. С чего начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний)

2. Актуализация знаний и фиксация индивиду-альногозатрудненияв пробномдействии.

1)Актуализацияпонятия«свойство».

- Что поможет выполнить это задание? (Знание порядкадействий)

Учительвывешиваетна доскуэталон.

- Выполните действия на карточках и расшифруйте слово.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно на карточках.

- Какое слово получили? (Свойство)

- Кто не получил это слово?

- Как вы понимаете это слово? (...)

Какие вы знаете свойства фигур - например, сторон прямоугольника, луча? (Противоположные стороны прямоугольника равны, луч можно продолжить в одном направлении)

- Какие вы знает свойства чисел? (Например, если слагаемые увеличиваются, то сумма увеличивается, при сложении с 0 получается то же самое число и т.д.)

- Значения, каких выражений вы легко, быстро нашли?

Учитель выписывает выражения на доску:

(5 + 95) - 7 7 - 7 + 16 7 + 7 + 16

- Почему вы легко нашли значение выражений? (В первом выражении мы сначала складываем числа, где получаем 100; во втором сначала получаем 0, в третьем - легко сложить два одинаковых слагаемых, а затем прибавить 16 к 14, так как получается круглое число)

2)Актуализация переместительногосвойства.

Учитель открывает на доске задание

9 + 2 2 + 9

798 + 3 3 + 798

10 + 490 490 + 10

- Рассмотрите выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях надо найти сумму)

- Не выполняя вычислений, найдите равные суммы.

Учащиеся с места определяют, что выражения в каждой строчке равны. Учитель ставит между выражениями знак равенства.

- Каким свойством сложения вы воспользовались? (Переместительным свойством сложения: при перестановке слагаемых значение суммы не изменяется)

- Значит, от чего значение суммы не зависит? (От порядкаслагаемых)

- Какую сумму легче посчитать: 798 + 2 или 2 + 798? (Первую)

- Аиз остальных сумм? (9 + 2, 490 + 10)

- В чем помогает переместительное свойство? (В вычислениях)

- Используя, буквы а и b запишите переместительное свойство сложения.

а + b = Ь + а

- Работая, в парах проиллюстрируйте это равенство с помощью отрезка.

Учащиеся второго варианта рисуют отрезок на компьютере.

- Нужно ли повторять правила работы в парах? (Нет, мы помним)

- Выполните это задание.

Учащиеся работают в парах, после чего одна из пар представляет свой результат. В случае возникновения затруднений, учитель организует подводящий диалог:

- На сколько частей разделите отрезок? (На две)

- Как обозначите каждую часть? (Буквами а и b)

- Как обозначите целое? (Буквой с)

Один из учащихся работает у доски, остальные на моделях отрезков в компьютере:

22

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

с

- Прокомментируйте свойство. (Если сложить части а и b, то получим весь отрезок, если сложим части b и а, то получим тот же отрезок)

3) Задание для пробного действия.

- Что вы повторили? (Повторили, где мы встречаем слово «свойство», вспомнили известные свойства, повторили переместительное свойство, поняли, что переместительное свойство помогает быстро складывать, изобразили это свойство на отрезке)

- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания)

- Что теперь я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое)

- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем)

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия:

(456 + 99) + 1 =

- Нужно за 1 минуту найти значение этого выражения.

- Что нового в этом задании? (Наверное то, что мы должны быстро вычислить)

- Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют задание на карточках самостоятельно.

- Итак, время истекло. Кто не выполнил это задание? Кто нашел значение выражения?

Учитель записывает все варианты на доску.

- Правильный ответ - 556. Кто не получил правильный ответ, что вы не смогли? (Мы не смогли быстро правильно решить этот пример)

- Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте свои действия.

- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание выполняли? (Должны были за короткий промежуток времени решать пример)

- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Порядком действий)

- В чем затруднение? (Данный способ требует много времени)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Почему же возникло затруднение? (Этот способ не подходит, у нас нет удобного, быстрого способа)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать быстрый способ нахождения значения выражения, где все действия сложение)

- Что вам может помочь. Вспомните задания, которые вы выполняли при повторении. Когда вы быстро считаем? (Свойства чисел)

- В вашем случае, что нужно сделать? (Сделать так, чтобы числа было складывать удобно)

- Что вам поможет это сделать? Какое свойство вы повторили в начале урока? (Переместительное)

- Как вы его изобразили? (Мы его изобразили на отрезке)

- Как это может вам помочь? (Мы данное выражение изобразим на отрезке, попробуем найти удобные пары чисел, сделаем вывод)

5. Реализация построенного проекта.

- Попробуйте в парах выполнить план.

- Итак, на сколько частей разделите отрезок? (На три)

Один из учащихся работает у доски, остальные учащиеся работают на компьютере.

- Как обозначите каждую часть? (Числами 456, 99, 1)

Г I | ------------^

- Как по-другому можно найти сумму (целое)? (Сложить числа 99 и 1, а потом прибавить 456)

- Что надо изменить в выражении? (Порядок действий)

- А как изменить порядок действий? (Нужно перенести скобки)

- Запишите рядом это выражение.

Один из учащихся записывает выражение на доске:

(456 + 99) + 1 = 456 + (99 + 1)

- Найдите значение выражения. (556)

- Мы разделили отрезок на три части. Обозначили каждую часть числами 456, 99 и 1. Мы увидели, что можно сложить сначала 99 и 1, а потом полученную сумму прибавить к числу 456. От этого значение суммы не измениться. Поэтому в выражении можно изменить порядок действий, перенеся скобки и быстро вычислить результат. Значение этого выражения равно 556.

- Что надо сделать, чтобы можно этим способом воспользоваться в следующий раз? (Надо составить эталон)

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

23

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

- Что будет на эталоне? (Отрезок и запись в буквенном виде)

- Как обозначите части отрезка? (а, b, с.)

- Как обозначите целое? (Буквой d)

- Какое равенство составите? ((а + b) + с = а + (b + с))

- В математике это свойство называется сочетательным. Как вы думаете, почему? (С помощью скобок сочетаются другие слагаемые)

- Посмотрите на два свойства сложения. От чего не зависит значение суммы? (Свойства сложения показывают, что значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка действий)

- Как проверить сделанные выводы? (Нужно посмотреть в учебнике)

- Прочитайте правило на странице 41.

Один из учащихся читает правило вслух.

- Сделайте вывод. (Мы все открыли верно)

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да)

- Что теперь вы можете? (Решать быстро примеры с действием сложения)

- Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в использовании свойств сложения)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Фронтальная работа.

№ 2, стр. 41

- Выполните в № 2 на странице 41.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

№ 4 (1 и 3 пр.), стр. 42

- Решите 1 и 3 примеры из № 4 на странице 42.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют

вычисления с комментированием.

2) Работа в парах.

№ 4 (2 и 4 пример), стр. 42

- Выполните в № 4 2 и 4 примеры в парах.

Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверки организуется по образцу

- Кто ошибся?

- В чем ошибка?

- Исправьте свою ошибку.

- Что теперь вам необходимо сделать? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

№ 5 (2 пример), стр. 42

- Решите в № 5 на странице 42 2 пример самостоятельно.

Учащиеся выполняют работу самостоятельно в тетрадях. Проверка организуется по образцу.

- Кто из вас ошибся?

- В чем ошибка? (Не правильно поставил скобки, не нашел удобные слагаемые, ...)

- Исправьте ошибку.

- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться)

- Кто не ошибся?

- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили)

Литература

1. Золотая И. Г. Развитие мышления на уроках математики // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.14-19.

2. Мурушкина Т. И. Особенности работы по учебнику Л. Г Петерсон в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.22-25.

3. Сценарии уроков к учебнику «Математика для начальной школы» по программе «Учусь учиться» / Науч.ру-ководитель Л. Г. Петерсон. НОУ ОМЦ «Школа 2000.», 2008.

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.