w
Классный руководитель — сердце класса
Баханова Ольга Васильевна,
учитель математики ГБОУ ЦО № 2006 г. Москва E-mail: olga62_1@inbox.ru
J Ч
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
метода в формировании умений учащихся
самостоятельно исправлять ошибку
л___________________________________________с
Аннотация. В статье рассматривается применение технологии деятельностного метода как инструмента в формировании общеучебных умений. Представлен пример по созданию учащимися алгоритма исправления ошибок в самостоятельной работе.
Ключевые слова: технология деятельностного метода, мотивация к учебной деятельности, работа в группе, рефлексия деятельности, построение и реализация проекта, эталон, алгоритм исправления ошибок.
Вопрос «Как учить?», чтобы дети умели ясно определять цель, выделять главное, критически мыслить, отстаивать свои убеждения, формировать прочные знания, умения и навыки, чтобы дети умели сотрудничать, полюбили процесс учебного труда, чтобы сохранить здоровье детей,- самый главный в учительской практике. Сегодня такой инструмент, позволяющий реализовывать требования к результатам образования, разработан и продолжает развиваться в ходе многолетней научно - исследовательской и экспериментальной работы Центра системно деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО. «Сущность этого способа обучения заключается в создании особых условий и проблемных ситуаций, в рамках которых учащийся может стать подлинным субъектом учебной деятельности; он получает возможность самостоятельно фиксировать свои собственные затруднения, осознанно искать и находить их причины, проектировать цели, средства и способы, направленные на приобретение новых предметных знаний и умений или на усвоение универсальных общекультурных умений и развитие способностей...». Сегодня учитель, работающий по ТДМ, может проводить такой диалог с детьми, начиная с младшего школьного возраста, не формально, не интуитивно, а опираясь на теоретический фундамент, курс «Мир деятельности», разрабатываемый авторским коллективом ЦСДП «Школа 2000.».
Я хотела бы предложить вашему вниманию разработку классного часа, на котором реализуется деятельностный метод обучения при формировании умений учащихся по самостоятельному исправлению
ошибки (ситуация отсутствия использования ТДМ в начальной школе). Работа построена на математическом материале и может быть предложена для диалога с учащимися 5-6 классов.
Тема: Как исправить свою ошибку
Классный час, 6 класс
Цель занятия:
1) сформировать представление об эталоне;
2) построить алгоритм исправления ошибок;
3) продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие внимания, речи;
4) формировать опыт работы в группе.
Ход занятия
1. Мотивация к учебной деятельности
- На прошлом занятии мы выяснили, что такое ошибка. (Ответы учащихся (ОУ): -Ошибка это результат, который не соответствует образцу. Ошибка - это неправильное действие, то есть нарушение правила.)
- Вот так образно определила ошибку Саша Бойкова. «Ошибка - это кочка на дороге у каждого человека».
- Ошибки бывают разные. Вспомните, какими они могут быть? (ОУ: -Одни ошибки возникают, когда мы узнаём новое, без них человек не может развиваться. Другие ошибки сопровождают нас, когда мы
нарушаем правила, либо по невнимательности).
- Ошибки первого вида нам просто необходимы для того, чтобы узнавать новое.
Как вы их преодолеваете? (ОУ: -Мы выясняем, что мы не знаем, придумываем способ, который помогает выйти из затруднения).
22
Эксперимент и инновации в школе 2012/6
w
Классный руководитель — сердце класса
- А вот ошибки другого вида часто бывают досадными. Вы уже не раз исправляли их. Но многие ошибки нас просто преследуют! Надо же, наконец, узнать, как правильно работать с ошибками? (ОУ: -Да).
- Как вы узнаете новое об ошибках? (ОУ: -Мы выясним, что не знаем, а потом сами найдём способ.)
- Что нужно сделать перед тем, как узнать новое? (ОУ: -Нужно повторить необходимое).
- С этого и начнем.
Консультации для учителя
В рассматриваемой структуре учебной деятельности 1 этап включает осознание учащимися, что с ошибками (естественная реальность в жизни человека) можно работать, и путь преодоления этого затруднения им уже известен: «Мы выясняем, что мы не знаем, придумываем способ, который помогает выйти из затруднения». То есть мотивирование к учебной деятельности реализуется через актуализацию требований «надо», «могу». А так же создаются условия для возникновения внутренней потребности уверенно исправлять ошибку («хочу»): «- Но многие ошибки нас просто преследуют! Надо же, наконец, узнать, как правильно работать с ошибками? (ОУ: - Да).»
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Форма работы: групповая
1) Повторение алгоритма проверки своей работы по образцу.
Задание№ 1.
Каждой группе предлагаются конверты с наборами верных и неверных шагов для восстановления алгоритма проверки своей работы.
- С чего начинается пров ерка выполненной ра боты? (ОУ: - С сопоставления своего результата и образца, который находим в ответах в конце учебника, либо на экране).
- Предлагаю вам восстановить шаги алгоритма проверки своей работы.
Каждая группа выстраивает алгоритм
- Итак, выполнили работу, сопоставьте с образцом на доске.
- Поднимите руки, у кого есть совпадение с образцом? (Идёт обсуждение. На доске можно зафиксировать сигналы выполнения заданий по группам).
- Что вы сейчас повторили? (ОУ: - Мы повторили, как проверить свою работу по образцу).
Фиксация на доске карточки с шагами проверки своей работы.
- Продолжаем повторение.
2) Повторение правила продолжения закономерностей.
Задание № 2
Продолжи числовой ряд: 1, 1,2, 3, □, □, □
- Проверьте свою работу. Какая группа имеет такой же ответ?
ОБРАЗЕЦ 1, 1,2, 3, 5, 8, 13.
- Обоснуйте свой результат.
- Что вы сейчас повторили? (ОУ: - Мы повторили, как, используя закономерности, продолжить числовой ряд).
Фиксация на доске карточки с понятием: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.
3) Повторение представления числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Задание № 3 ___
Какзкпиаать дкузначное число ab по другому?
- Проверьте свою работу. Какая группа имеет такой же ответ?
ОБРАЗЕЦ
ab = 10a + b
- Обоснуйте свой результат.
- Что вы сейчас повторили? (ОУ: - Мы повторили, как записать число в виде суммы разрядных слагаемых в общем виде).
(Фиксация на доске карточки
с образцом: ab = 10a + b.
4) Повторение метода «весов» при решении уравнения.
Задание № 4
Решите уравнение 5a+b=10b
- Проверьте свою работу. Какая группа имеет такой же ответ?
Уверен о своём Сравниваю свой
результате, отает с ответом
снаолю сигнал соседа
«+»
Вывод
Сравниваю Исправляю свей
свой оевет с ответ на верный Ставлю сигнал
образцом на и ставлю сигнал «+» или «?»
экране «+»
ОБМАЗЕЦ
КАК ПРОВЕРБТАСВОЮ РАБОТУ
Эксперимент и инновации it школе 2012/6)
23
w
Классный руководитель — сердце класса
ОБРАЗЕЦ
a=9,b=5
- Обоснуйте свой результат.
Фиксация на доске карточки: МЕТОД «ВЕСОВ»
- Для чего повторили эти вопросы? (ОУ: - Для того чтобы использовать эти знания при открытии нового). Надеюсь, вы запомнили, что задание считается решённым, когда дано его обоснование.
- Перед тем как вы приступите к решению следующего задания, подумайте. похоже ли оно на предыдущие задания. (ОУ: - Нет, оно полностью другое).
5) Задание на пробное действие
* Девочка записала некоторое трёхзначное число, затем нашла сумму его цифр и записала результат, дальше нашла сумму цифр последнего числа и записала результат. Все эти три числа можно записать так:
***□***, ПО, п1
- Тогда скажите, что же здесь будет НОВЫМ? (ОУ: - Наверное, решение,... обоснование решения.)
- Какую цель поставим? (ОУ: - Решить задачу и обосновать её.)
- Попробуйте, решите задачу.
Учащиеся решают задачу.
- Проверим свои работы по образцу. (ОБРАЗЕЦ пробного задания: 929; 20; 2)
Учитель фиксирует затруднения у каждой группы, а значит, у каждого ученика:
- У кого не совпал ответ? Кто не получил совсем ответа? В чём ваше затруднение?
(ОУ: - Мы не смогли решить задачу)
- У кого совпал ответ? Можно ли утверждать, что совпадение ответа с образцом есть гарантия верного решения? (ОУ: - Нет.)
- Ваша группа может дать обоснования своему результату? (ОУ: - Нет, мы просто подобрали цифры)
- Значит, у вашей группы тоже есть затруднение,- в чём? (ОУ: - Мы не можем обосновать свой результат.)
(В моём классе две группы не смогли прийти к конечному результату, одна группа получила неверный ответ и одна группа дала верный ответ).
Учитель фиксирует результаты на доске.
Консультации для учителя
Все задания, включённые для актуализации ранее изученных способов, являются необходимыми для построения нового знания. Важно, что все эти элементы озвучены самими учащимися и важно, что они зафиксированы учителем. Учащиеся осознают: это потребуются для построения нового способа 1
1 «Задачи по математике для любознательных», Д. В. Клименко, Москва: «Просвещение, 1992 г.»
действий. Этап завершается фиксацией индивидуальных затруднений учащихся при выполнении задания на пробное действие. Вариативность ответов присутствует практически всегда при выполнении пробного действия. Поэтому учителю необходимо это предусмотреть для построения последующей работы.
Третий этап очень важен с точки зрения человека, преодолевающего затруднение, какого бы содержания оно ни было. Необходимо остановиться и подумать, что не получилось (место затруднения) и почему (причина).
3. Выявление причины затруднения
Диалог с теми группами, которые не получили ответов и не получили верного ответа.
- Что не получилось? (ОУ: - Не смогли решить задачу).
- Какие шаги выполняли? (ОУ: - Догадались, если сумма цифр во втором числе совпадает с цифрой в разряде десятков, то цифра в разряде единиц -нуль).
- Хорошее наблюдение! Почему же не довели решение до конца и почему получили ОШИБКУ в результате? (ОУ: - Не знаем, какие шаги надо сделать дальше, чтобы получить обоснованное решение, а, значит, верный ответ).
Диалог с группой, которая получила верный ответ, но не имеет верного обоснования.
- Что не получилось? (ОУ: - Не знаем, как обосновать полученный ответ).
- Почему не получилось у вас получить обоснованный ответ? (ОУ: - Мы догадались про нуль, а потом просто угадали остальные цифры, не задумываясь, почему так).
- А вот как бы вы по-другому могли назвать то обоснованное решение, к которому мы будем стремиться? (-?)
- Я могу вам помочь: в культуре обоснованное решение принято называть эталон.
Консультации для учителя
Итак, чтобы узнать новое, пришло время постановки цели учащимися. Её формулируют для устранения причины затруднения. А далее необходимо построить проект - составить план, отобрать необходимые способы и средства. Важно отметить, что на первых шагах освоения технологии деятельностного метода, построение плана и его реализация выполнятся при поддержке учителя в диалоговой форме.
4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения
- Давайте уточним цель. (ОУ: - Составить обоснованное решение или эталон решения задачи *).
- А зачем нам нужен эталон решения? (ОУ: - Чтобы быть уверенными, что ответ наш, верный! Знать, как получить верный ответ).
24
Эксперимент и инновации в школе 2012/6
w
Классный руководитель — сердце класса
- Тогда, что нам могло бы помочь в этом"? (ОУ: -Те задания, которые мы повторили в начале занятия: увидеть простую закономерность, воспользоваться умением представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, умение решить уравнение методом! весов).
План
1. Анализ способов действий, рассмотренных при повторении.
2. Применение этих способов к созданию эталона.
3. Вывод.
- Давайте работать по плану!
- Какая закономерность в записях трёх получив-
шихся чисел? (ОУ: - Определённому виду фигурок должна соответствовать одна цифра. Можем ввести буквенные обозначения). ________
- Итак, у девочки получилось три числа: aba,bc,b,
т.к. определённому виду фигурок должна соответствовать одна цифра (закономерность).
- Как записать двузначное число bc по-другому? (ОУ: - bc =10b+c).
- ОУ: - Тогда a+b+a= bc, то есть 2a+ b=10b+c (представление числа в виде суммы разрядных слагаемых).
- Вы правильно заметили, что b+c=b, то есть с=0 (закон нуля).
- Тогда имеем: 2a+b=10b,
2a=9b
a=9, b=2 (метод «весов»)
- Вот мы и пришли ОБОСНОВАННО к образцу: 929; 20;2
- Как же выглядит ЭТАЛОН РЕШЕНИЯ (включается графопроэктор):
1) Итак, у девочки получилось три числа: aba,bc,b,
т.к. определённому виду фигурок должна соответствовать одна цифра. (закономерность).
2) a+b+a= bc, то есть 2a+ b=10b+c b+c=b, то есть с=0.
3) Тогда имеем: 2a+b=10b,
2a=9b a=9, b=2
- Смогли преодолеть трудность? (ОУ: - Да, мы построили обоснованное решение или эталон).
- А зачем нам нужен эталон? (ОУ: - Чтобы быть уверенным в полученном результате, чтобы не было ОШИБКИ в решении.)
- Скажите, что более ценно и почему?
Пусть вы выполнили самостоятельную работу, после проверки оказалось, что есть ошибка (даже отсутствие ответа - это ошибка):.1) учитель вам предлагает эталон, вы исправляете ошибку, 2) вы сами находите место ошибки, её причину (правило, которое вами нарушено), исправляете ошибку сами, применяя из-
веитные правелае ИОУ: -Второй путь более ценен, так как выполнчя самостоятельно поиск ошибки и е- исправление, мы саорее всего не бупем повторять такую ошчбву.)
- Тогда нам совсем не нужен эталон? (ОУ: - Бывает так, что не всегде получается быстро самому найти ошибку, бываеттак, что в работе над ошибкам, опять получается ошебка, поэтому эталон был бы хорошим помпщником. А ещё могут быть ашибеи в оформлении работы.)
в- Молодцы! Тогда вам задание: восстановите из разрозненных шагчу алгоритм исправления осесб-ки. Уточню, что это продолжисие -лгоритма проверки сеоей работы: вы уроверили сщою работу, сделали вывод. О чём вывод? -ОУ: - Совпал ответ с оривпцом илр нет) .
Группам предлаеаются конверты с шагами алгоритма исправления своей ошибки
-о Зачем вы добавили! шаг с получением у учите-л я анвлогичн Iй!)- зада ней? (ОУ: -Дле тревинса, чтобы не повторить ошибку.)
В некоторых группах возникло затруднение: почему диа одинакавых шега
Сра-ни-аю и-тё р-А-ни-и эталоном, ври н-оСеодашоиш -нт-ь иипра-ляю и-ою оАиСне,
Объяснение дали сами учащиеся: даже если нет различий, то ееть ответ совпал с ооразцом- необходимо проверить ход решения, оформление решения.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Каждая группа готовит «лектора» для другой группы по вопросу: как проверить свою работу и как исправить свою ошибку, если она получилась.
Консультации для учителя
При проговаривании новых терминов, новых способов действий учащиеся чётко осознают, что подлежит усвоению. Кто не знает поговорки: «Хочешь научиться сам - научи другого». Учащимся очень нравится ролевая работа: «учитель» - «ученик», «лектор» - «слушатель» и др.
Но осознание каждым нового происходит на следующем этапе, во время самостоятельной работы.
Сра-ни-аю и-оё Сра-ни-аю и-оё
р-А-ни- и эталоном, р-А-ни- и эталоном,
ври н-оСеоиимоиви ври н-оСеоиимосви
ииnрауегю и-ою -но-ь иивра-сйю и-ою
отниСку. отниСку.
Иипра-ляю оАиСне, лрим-няя из-.ивны. лра-ила
Найду м-иво оАиНни, -ыяиню -ё причину
Прощу у учив-лг 1-2 аналогичные задания
МОЛОДЕЦ!
Эксперимент и инновации в школе 2012/6
25
w
Классный руководитель — сердце класса
ФИКСАЦИЯ НА ДОСКЕ НОВОГОЗНАНИЯ: Примерны й алгоритм исправления ош ибки
6. Самостоятельная работа
Каждый сам рисует в тетради шаги алгоритма исправления ошибок.
Сверяем выполненную самостоятельную работу пошагово с алгоритмом на доске (с эталоном).
- У кого получилось восстановить вое шаги алгоритма?
Молодцы!
- У кого пропущены шаги, какие, кто не смог восстановить алгоритм исправления ошибок"? (Ид ёт обсуждение).
7. Рефлексия деятельности
- Что новое о работе над ошибками вы сегодня узнали? ОУ: - Мы договорились обоснованное решение задания называть эталон.)
- Какую роль выполняет эталон? (ОУ: - Пикволя-ет убедиться в правильности решения, либо помогает найти затруднения, ошибки в ходе решения.)
- Что ещё будет нашим помощником в ходе работы над ошибками, если они получились в ходе работы? (ОУ: - Алгоритм исправления ошибок.)
- Поднимите руки, кто понял, как будет им пользоваться на самостоятельной работе?
Консультации для учителя
Это важный этап на уроке, определяющий цельность урока, направляющий на работу в последующих уроках.
Хотелось бы надеяться, что предложенный вашему вниманию кпнссны° час по формированию общеучебных умений вызовет интерес к знакомству или более глубокому освоению новой педагогической технологии. Включение в практиву такого инструмента важно и для развития личности уоеника, в для развития личности педаго га.
Времяподходит н ао нц,
Я голову повернул к образцу.
У меня ошибка выявляется.
Но!.. за-маз-кой воё исправляется!
... И понимаю я!
Обманываю только себя!
Знак вопроса у ошибки прописал,
Место и причину ее отыскал,
Весь пример певорешал!
Сделал работу под номером «два»,
Но на этот раз не пуста моя голова!
И опять пять минут подошли к концу.
Я голову повернул к образцу.
Ни одной ошибки не нашел!
Сверил с эталоном, сдал работу и домой пошел!
Такой замечательный подарок был мною получен от ученика (Мащенко Дмитрия, 2005 г.), размышлявшего над тем, как правильно надо работать над ошибкой.
26
Эксперимент и инновации в школе 2012/6