В статье рассматривается применение технологии деятельностного метода как инструмента в формировании общеучебных умений. Представлен пример по созданию учащимися алгоритма исправления ошибок в самостоятельной работе.
Баханова Ольга Васильевна,
учитель математики ГБОУ ЦО № 2006 г. Москва [email protected]
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
Как использовать технологию деятельностного метода в формировании умений учащихся самостоятельно исправлять ошибку?
Ключевые слова: технология деятельностного метода, мотивация к учебной деятельности, работа в группе, рефлексия деятельности, построение и реализация проекта, эталон, алгоритм исправления ошибок.
Вопрос «Как учить?», чтобы дети умели ясно определять цель, выделять главное, критически мыслить, отстаивать свои убеждения, формировать прочные знания, умения и навыки, чтобы дети умели сотрудничать, полюбили процесс учебного труда, чтобы сохранить здоровье детей, - самый главный в учительской практике. Сегодня такой инструмент, позволяющий реализовывать требования к результатам образования, разработан и продолжает развиваться в ходе многолетней научно - исследовательской и экспериментальной работы Центра системно деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО. «Сущность этого способа обучения заключается в создании особых условий и проблемных ситуаций, в рамках которых учащийся может стать подлинным субъектом учебной деятельности; он получает возможность самостоятельно фиксировать свои собственные затруднения, осознанно искать и находить их причины, проектировать цели, средства и способы, направленные на приобретение новых предметных знаний и умений или на усвоение универсальных общекультурных умений и развитие способностей.. ,»11 Сегодня учитель, работающий по ТДМ, может проводить такой диалог с детьми, начиная с младшего школьного возраста, не формально, не интуитивно, а опираясь на теоретический фундамент, курс «Мир деятельности», разрабатываемый авторским коллективом ЦСДП «Школа 2000.».
Я хотела бы предложить вашему вниманию разработку классного часа, на котором реализуется деятельностный метод обучения при формировании умений учащихся по самостоятельному исправлению
1 «Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000.», Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, Москва: АПКиППРО, 2009, С.8
ошибки (ситуация отсутствия использования ТДМ в начальной школе). Работа построена на математическом материале и может быть предложена для диалога с учащимися 5-6 классов.
Тема: Как исправить свою ошибку
Классный час, 6 класс
Цель занятия:
1) сформировать представление об эталоне;
2) построить алгоритм исправления ошибок;
3) продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие внимания, речи;
4) формировать опыт работы в группе.
Ход занятия
1. Мотивация к учебной деятельности
- На прошлом занятии мы выяснили, что такое ошибка. ( Ответы учащихся (ОУ): -Ошибка это результат, который не соответствует образцу. Ошибка - это неправильное действие, то есть нарушение правила.)
- Вот так образно определила ошибку Саша Бойкова. «Ошибка - это кочка на дороге у каждого человека».
- Ошибки бывают разные. Вспомните, какими они могут быть? (ОУ: -Одни ошибки возникают, когда мы узнаём новое, без них человек не может развиваться. Другие ошибки сопровождают нас, когда мы нарушаем правила, либо по невнимательности).
- Ошибки первого вида нам просто необходимы для того, чтобы узнавать новое.
Как вы их преодолеваете? (ОУ: -Мы выясняем, что мы не знаем, придумываем способ, который помогает выйти из затруднения).
- А вот ошибки другого вида часто бывают досадными. Вы уже не раз исправляли их. Но многие ошиб-
ки нас просто преследуют! Надо же, наконец, узнать, как правильно работать с ошибками? (ОУ: -Да).
- Как вы узнаете новое об ошибках? (ОУ: -Мы выясним, что не знаем, а потом сами найдём способ.)
- Что нужно сделать перед тем, как узнать новое? (ОУ: -Нужно повторить необходимое).
- С этого и начнем.
Консультации для учителя
В рассматриваемой структуре учебной деятельности 1 этап включает осознание учащимися, что с ошибками (естественная реальность в жизни человека) можно работать, и путь преодоления этого затруднения им уже известен: «Мы выясняем, что мы не знаем, придумываем способ, который помогает выйти из затруднения». То есть мотивирование к учебной деятельности реализуется через актуализацию требований «надо», «могу». А так же создаются условия для возникновения внутренней потребности уверенно исправлять ошибку («хочу»): «- Но многие ошибки нас просто преследуют! Надо же, наконец, узнать, как правильно работать с ошибками? (ОУ: -Да).»
2. Актуализация знзний и фиксация затруднения в пробном действии
Форма работы; групповая
1) Повторение алгоритма проверки своей работы по образцу.
Задание№1.
Каждой группе предлагаются конверты с наборами верных и неверных шагов для восстяновления алгоритма проверки своей работы.
Уверен в своём Сравниваю свой
результате, ответ с ответом
ставлю сигнал соседа
«+»
Сравниваю Исправляюсвой
свой ответ с ответ ніс веркыи Ставлю сигнал
образцом на и ставлю сигнал «В» или «?»
экране «+»
- СО чего начинается проверка выполненной работы? (ОУ: - С сопоставления своего результата и образца, который находим в ответах в конце учебниоа, либо на экрано).
- Предланаю вам восстанпвить шапи алворитма проверки своей работы.
Каждая группа выстраивает алгоритм
- Итак, выполнили работу, сопоставьте с одразцом на доска.
ОБРАЗЕЦ
КАК ПРОВЕРИТЬ СВОЮ РАБОТУ
- Поднимите руки, у кого есть совпадение с образцом? (Идёт обсуждение. На доске можно зафиксировать сигналы выполнения заданий по группам).
- Что вы сейчас повторили? (ОУ: - Мы повторили, как проверить свою работу по образцу).
Фиксация на доске карточки с шагами проверки своей работы.
- Продолжаем повторение.
2) Повторение правила продолжения закономерностей.
Задание №2
Продолжи числовой ряд: 1, 1, 2, 3, □, □,□
- Проверьте свою работу. Какая группа имеет такой же ответ?
ОБРАЗЕЦ
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13.
- Обоснуйте свой результат.
- Что вы сейчас повторили? (ОУ: - Мы повторили, как, используя закономерности, продолжить числовой ряд).
Фиксация на доске карточки с понятием: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.
3)Повторение представления числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Задание №3
Как записать двузначное число аЬ по другому?
- Проверьте свою работу. Какая группа имеет такой же ответ?
ОБРАЗЕЦ
аЬ = 10а + Ь.
-Обоснуйтесвой результат.
- Что вы сейчас повторили? (ОУ: - Мы повторил л, как записать число в виде суммы разрядных слагаемых в общем вид е). Фиксация на доске карточки с образ-
Ц°м: ЄТТ = 10а + 6.
4) Повторение метода «весов» при решении уравнения.
Задчние №4
Решите уравнение 5аПГ=10Ь
-Проверьте свою работу. Какая группа имеет такой же ответ?
ОБРАЗЕЦ
а=9,Ь=5
-Обоснуйте свой результат.
Фиксация нт доске карточке: МЕТОД «ВЕСОВ»
-Длт чего повторили эти вопросы? (ОУ: - Для то го чтобы использовать эти знания при открытии нового). Надеюск , вы запомники, что задание считается [зе-шанным, когда дано аго обоснование.
- Перед тем как кы приступите к решен ию следующего задания, подум айте. похоже ли оно на предыдущие зада тия. (ОУ: - Нет, оно п олносеью другое).
51 Задание нп пробное действие Ка Девочка записала некоторое ВыВс трёлзначное число, затем нашла
сумму его цпфр и заплсала резуль-тат,дальше нашла сумму цифр
последнего числаи записала результат. Все эти тр и чиела мажно ааписать таи:
АПА, □ О, П1
- Тогда скажите, что же здесь будет НОВЫМ? (ОУ: -Наверное, решение,... обоснование решения.)
-Какую цель поставим? (ОУ: - Решить задачу и обосновать её.)
- Попробуйте, решите зада чу.
Учащиеся решают задачу.
-П ро вери м свои работы п о образцу. (ОБРАЗЕЦ п робін ого задания: 929; 20; 2)
Учитель фиксирует затруднения у каждой группы, а значит, у каждого ученика:
- У кого не иовпал ответ? Кто не получи л совсем ответа? В чём ваше затруднение?
(ОУ: - Мы не смогли решить задачу)
- У кого совпал ответ? Можно ли утверждать, что совпадение ответа с образцом есть гарантия верного решения? (ОУ: - Нет.)
-Ваша группа может дать обоснования своему результату? (ОУ: - Нет, мы просто подобрали цифры)
- Значит, у вашей группы тоже есть затруднение, - в чём? (ОУ: - Мы не можем обосновать свой результат.)
(В моём классе две группы не смогли прийти к конечному результату, одна группа получила неверный ответ и одна группа дала верный ответ).
Учитель фиксирует результаты на доске.
Консультации для учителя
Все задания, включённые для актуализации ранее изученных способов, являются необходимыми для построения нового знания. Важно, что все эти элементы озвучены самими учащимися и важно, что они зафиксированы учителем. Учащиеся осознают: это потребуются для построения нового способа действий. Этап завершается фиксацией индивидуальных затруднений учащихся при выполнении задания на пробное действие. Вариативность ответов присутствует практически всегда при выполнении пробного действия. Поэтому учителю необходимо это предусмотреть для построения последующей работы.
Третий этап очень важен с точки зрения человека, преодолевающего затруднение, какого бы содержания оно ни было. Необходимо остановиться и подумать, что не получилось (место затруднения) и почему (причина).
3. Выявление причины затруднения
Диалог с теми группами, которые не получили ответов и не получили верного ответа.
- Что не получилось? (ОУ: - Не смогли решить задачу).
- Какие шаги выполняли? (ОУ: - Догадались, если сумма цифр во втором числе совпадает с цифрой в разряде десятков, то цифра в разряде единиц - нуль).
-Хорошее наблюдение! Почему же не довели решение до конца и почему получили ОШИБКУ в результате? (ОУ: - Не знаем, какие шаги надо сделать даль-
1 «Задачи по математике для любознательных», Д.В. Клименко, Москва: «Просвещение, 1992г.»
ше, чтобы получить обоснованное решение, а, значит, верный ответ).
Диалог с группой, которая получила верный ответ, но не имеет верного обоснования.
- Что не получилось? (ОУ: - Не знаем, как обосновать полученный ответ).
-Почему не получилось у вас получить обоснованный ответ? (ОУ: - Мы догадались про нуль, а потом просто угадали остальные цифры, не задумываясь, почему так).
- А вот как бы вы по-другому могли назвать то обоснованное решение, к которому мы будем стремиться?(-?)
-Я могу вам помочь: в культуре обоснованное решение принято называть эталон.
Консультации для учителя
Итак, чтобы узнать новое, пришло время постановки цели учащимися. Её формулируют для устранения причины затруднения. А далее необходимо построить проект - составить план, отобрать необходимые способы и средства. Важно отметить, что на первых шагах освоения технологии деятельностного метода, построение плана и его реализация выполнятся при поддержке учителя в диалоговой форме.
4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения
-Давайте уточним цель. (ОУ: - Составить обоснованное решение или эталон решения задачи *).
- А зачем нам нужен эталон решения? (ОУ: - Чтобы быть уверенными, что ответ наш, верный! Знать, как получить верный ответ).
- Тогда, что нам могло бы помочь в этом? (ОУ: - Те задания, которые мы повторили в начале занятия: увидеть простую закономерность, воспользоваться умением представлять число в виде суммы разрядных слагаемых, умение решить уравнение методом весов).
План
1. Анализ способов действий, рассмотренных при повторении.
2. Применение этих способов к созданию эталона.
3. Вывод.
- Давайте работать по плану!
- Какая закономерность в записях трёх получив-
шихся чисел? (ОУ: - Определённому виду фигурок должна соответствовать одна цифра. Можем ввести буквенные обозначения). _________
- Итак, у девочки получилось три числа: aba, bc, b,
т.к. определённому виду фигурок должна соответствовать одна цифра (закономерность). __
- Как записать двузначное число bc по-другому?
(ОУ: - 6=10b+c). _
- ОУ: - Тогда a+b+a=bc, то есть 2a+ b=10b+c (представление числа в виде суммы разрядных слагаемых).
-Вы правильно заметили, что b+c=b, то есть с=0 (закон нуля).
- Тогда имеем: 2a+b=10b,
2a=9b
a=9, b=2 (метод «весов»)
- Вот мы и пришли ОБОСНОВАННО к образцу: 929;20;2
-Как же выглядит ЭТАЛОН РЕШЕНИЯ (включается графопроэктор): _________
1) Итак, у девочки получилось три числа: aba, bc, b, т.к. определённому виду фигурок должна соответствовать одна цифра . (закономерность).
2) a+b+a=b, то есть 2a+ b=10b+c b+c=b, то есть с=0.
3) Тогда имеем: 2a+b=10b,
2a=9b a=9,b=2
- Смогли преодолеть трудность? (ОУ: - Да, мы построили обоснованное решение или эталон).
- А зачем нам нужен эталон? (ОУ: - Чтоб ы быть уверенным в полученном результате, чтобы не было ОШИБКИ в решении.)
- Скажите, что более ценно и почему?
Пусть вы выполнили самостоятельную работу, после проверки оказалось, что есть ошибка (даже отсутствие ответа - это ошибка):.1) учитель вам предлагает эталон, вы исправляете ошибку, 2) вы сами находите место ошибки, её причину (правило, которое вами нарушено), исправляете ошибку сами, применяя известные правила? (ОУ: -Второй путь более ценен, так как выполняя самостоятельно поиск ошибки и её исправление, мы скорее всего не будем повторять такую ошибку.)
- Тогда нам совсем не нужен эталон?
(ОУ: - Бывает так, что не всегда получается быстро самому найти ошибку, бывает так, что в работе над ошибками опять получается ошикка, поэто му эталон был бы хорошим помощником.
А ещё могуа быть ошибки в оформлении работы.)
- Молодцы! Тогда вам задание: косстановите из разрозненных шагов алгоритм исправления ошибки. Уточню, что это продолжение алгоритма проверки своей работы: вы проверили сшою работу, сделали вывод. О оём вывод? (ОУ: - Совпал ответ с образцом или нет).
Группам предлагаются конверты с шагами алаороо-маккб,авления своей ошибки
В оекоторых группах возникло затруднение: почему два одинаковых шага
Сравниваю своё решение с эталоном, при необходимости вновь исправляю свою ошибку.
Объясне ние дали сдми учащиеся: даже если нет различий, то есть ответ совпал с образцом, необходимо проверить ход решения, оформление решения.
ФИКСАЦИЯ НА ДОСКЕ НОВОГО ЗНАНИЯ: Примерный алгоритм исправления ошибки
Вывод о •впадении образцом
Найду место
ошибки, выясню её
причину
Сравниваю своё решение с эталоном, при необходимости исправляю свою ошибку.
Исправляю ошибку, применяя известнее правила
МОЛОДЕЦ!
Сравниваю своё решение с эталоном, при необходимости вновь исправляю свою ошибку.
Прошу у учителя 1-2 аналогичнеіх задания
Вывод о совпадении с образцом
Срaвнквaю пвoё C^oaouKoaK) пвоё
решенке п эталоном, решенке п эталоноМа
прк неоКхонкаоптк прк неоКхонкаоптк
кппрaвoяю пвою вновь кппрaвoяю пвою
ошкКбу. oITIкКбУ.
Иппрaвoяю ошибку, пркaеняя кзoвптuuIв прaвкoa
Hafigy авпто ошосни, oияпuю вё пркчкнy
- Зачем вы добавили шаг с получением у учителя аналогичных заданий? (ОУ: - Для тренинга, чтобы не повторить ошибку.)
5. Первичное закрепление с проговаривайием во внешней речи
Каждая группа готовит «лектора» для другой группы по вопросу: как проверить свою работу и как исправить свою ошибку, если она получилась. Консультации для учителя При проговаривании новых терминов, новых способов действий учащиеся чётко усознают, что подлежит усвоению. Кто не знает поговорки: «Хочешь научиться
сам -к научи другого». Учащимся очень нравится ролевая работа: «учитель» - «ученик», «лектор» -«илушаоель» и др.
Но осознание каждым нового происходит на следующем этапе, во время самостоятельной работы.
6. Самостоятельоая работа
Каждый сам рисует в тетради шаги алгоритма исправления
ошибок.
Сверяем выполненную самостоятельную работу пошагово с алгоритмом на доске (с эталоном).
Поошу у yчктеoя 1-2 aHaoorK4Hux 3agauM
МОЛОДЕЦ!
-У кого получилось восстановить все шаги алгоритма?
Молодцы!
- У кого пропущены шаги, какие, кто не смог восстановить алгоритм исправления ошибок? (Идёт обсуждение).
7. Рефлексия деятельности
- Что новое о работе над ошибками вы сегодня узнали? ОУ: - Мы договорились обоснованное решение задания называть эталон.)
- Какую роль выполняет эталон? (ОУ: - Позволяет убедиться в правильности решения, либо помогает найти затруднения, ошибки в ходе решения.)
- Что ещё будет нашим помощником в ходе работы над ошибками, если они получились в ходе работы? (ОУ: - Алгоритм исправления ошибок.)
- Поднимите руки, кто понял, как будет им пользоваться на самостоятельной работе?
Консультации для учителя
Это важный этап на уроке, определяющий цельность урока, направляющий на работу в последующих уроках.
Хотелось бы надеяться, что предложенный вашему вниманию классный час по формированию общеу-
чебных умений вызовет интерес к знакомству или более глубокому освоению новой педагогической технологии. Включение в практику такого инструмента важно и для развития личности ученика, и для развития личности педагога.
Время подходит к концу.
Я голову повернул к образцу.
У меня ошибка выявляется.
Но!.. за-маз-кой всё исправляется!
... И понимаю я!
Обманываю только себя!
Знак вопроса у ошибки прописал,
Место и причину ее отыскал,
Весь пример перерешал!
Сделал работу под номером “два”,
Но на этот раз не пуста моя голова!
И опять пять минут подошли к концу.
Я голову повернул к образцу.
Ни одной ошибки не нашел!
Сверил с эталоном, сдал работу и домой пошел!
Такой замечательный подарок был мною получен от ученика (Мащенко Дмитрия, 2005г.), размышлявшего над тем, как правильно надо работать над ошибкой.
Сальникова Оксана Валентиновна
учитель ИЗО, МХК и черчения МОУ «Гимназия №50» г. Нижний Новгород
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 9 КЛАССЕ
Каковы особенности выполнения проекта на уроках изобразительного искусства?
Ключевые слова: синтетические искусства, изобразительное искусство, проект, этапы выполнения проекта, критерии, ценность, реалистичность достижения, возможность контролирования
Синтетические искусства являются в современном мире основными в системе видеокультуры. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях и концертных залах, а на экранах. Человек живет в насыщенном и постоянно изменяющемся мире визуальных искусств, которые несут не только позитивную, но и негативную информацию. Особенно восприимчивыми к воздействию видеоискусств являются дети. Поэтому школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамот-
но ориентироваться во всей этой сложной информации. Школьники активно используют сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты и видеокамеры для осуществления видеозаписи. Но они зачастую используют цифровую технику совсем не в образовательных целях. Будучи нацеленными на создание видеоматериалов, которые помогут зафиксировать различные процессы и ситуации, создать интересные видеоистории и учебные видеофильмы, они смогут повысить свою компетентность в области использования компьютера и видеокамеры.