Научная статья на тему 'Технологии формирования универсальных действий в современной образовательной организации'

Технологии формирования универсальных действий в современной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов-преображенский Владимир Васильевич

В статье раскрыты технологические аспекты решения одной из актуальных проблем современной системы отечественного образования, заключающейся в концептуальном обосновании и построении модели формирования готовности обучающихся к реализации совокупности универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования универсальных действий в современной образовательной организации»

УДК 378.14.015.62

В. В. Сохранов-Преображенский

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрыты технологические аспекты решения одной из актуальных проблем современной системы отечественного образования, заключающейся в концептуальном обосновании и построении модели формирования готовности обучающихся к реализации совокупности универсальных учебных действий.

Ключевые слова: технология, образование, универсальное учебное действие, формирование, взаимодействие.

Процесс современного образования личности - «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1, с. 1]. В свете основных положений Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (Ст. 2) [2, с. 2]. Необходимо отметить, что личностью человек становится только в процессе диалога; только в случае обладания образом, свидетельствующим о его готовности «свободно, самостоятельно и ответственно определять свое место в жизни, в обществе, в культуре» [3, с. 493]; если он свободен, ответствен, обладает рефлексивным сознанием, способен к самоорганизации и саморазвитию. Это является одной из причин инновационного вектора развития отечественного образования.

В исследованиях В. И. Загвязинского отмечается, что образование «из отрасли ... превратилось в широкую социальную сферу, которая вынуждена взять на себя не только специфически образовательные (воспитание, обучение, развитие личности), но и многие социально необходимые, но не реализующиеся в других отраслях функции: социально-преобразующую и социально-стабилизирующую, оздоровительно-реабилитационную, социальной защиты и поддержки, социально-адаптационную, культуропреемственную и культуротворческую» [4, с. 3]. Образовательная сфера развивается сегодня на основе культурологической концепции личностно ориентированного образования, которая обоснована Е. В. Бондаревской [5]. Компонентами культурологического подхода в образовании, по мнению Е. В. Бондаревской, выступают отношение к ребенку как субъекту жизни, к воспитателю как посреднику между ребенком и культурой, к образованию как культурному процессу, к школе как целостному культурно-образовательному пространству [5, с. 251]. Современное информационное общество запрашивает человека, обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Определение путей, форм, методов и средств улучшения качества образовательного процесса основывается на теоретико-практическом обосновании исследуемой целостности, являющейся частью изменяющейся образовательной среды. Важно определить методологию, теорию, методику и технологии осуществления инноваций в образовании.

Методологией определения структуры и содержания деятельности образовательных организаций может быть системно-целостный подход, объединяющий вербальную, деятельностную и функционально-ролевую концепции ее организации. Реализация указанного единства основана на следующих основных принципах: развития, эволюционно-сти, дифференциации, саморегуляционности, социально-экономической опосредованно-сти, личностной ориентированности, системности, вариативности, взаимосвязи, дея-тельностного характера самореализации.

Обозначенные социальные запросы проявляют основные методологические и технологические изменения основ жизнедеятельности современного человека, к которым можно отнести информатизацию, переход общества от культуры духовности к культуре полезности и появление самодостаточной идентификации, раскрывающей стремление личности к прагматической автономизации. Необходимо также учитывать, что в советской школе приоритет был отдан приобретению учащимися полезных для практической жизни знаний и умений по различным учебным предметам.

Современное общество транслирует в качестве основной идеи образования мысль о том, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Эти процессы нацеливают современную образовательную систему:

- на изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных знаний и умений, но и метапредметных и личностных результатов);

- изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

- изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО [6]);

- пересмотр планируемых результатов образования, которые отражены в стандартах второго поколения (ФГОС) и определяют не только предметные, но и метапредмет-ные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты;

- разработку концепции развития универсальных учебных действий в системе российского образования.

Перечисленные выше изменения в структуре и содержании образовательного процесса отвечают новым социальным запросам, отражающим переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале саморазвивающейся личности. Это позволяет с достаточной степенью точности определить цель образования, в качестве которой выступает общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) -это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Многолетние исследования, проводимые в образовательных организациях Пензенского, Тульского и Нижегородского регионов, позволяют определить структуру действия, которая представляется следующей совокупностью компонентов: «цель - структура - содержание - коррекция - регуляция - анализ результата - последствия». Независимо от области деятельности, ее функционала личность реализует данную совокупность компонентов, что свидетельствует об универсальности социальных, профессиональных, личностных и иных проявлений личности.

Исходя из содержания примерной образовательной программы универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы:

- личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

- регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценку);

- познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем;

- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исходя из исследований, проведенных Л. Г. Петерсон, можно обозначить роль содержания учебной деятельности, способствующей самоопределению обучающихся, и технологий исследуемого процесса в развитии универсальных учебных действий.

Так, личностные УУД основываются на следующем содержании взаимодействия участников образовательного процесса (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Эффективность взаимодействия строится на готовности участников педагогического процесса использовать следующие виды заданий: участие в проектах, подведение итогов занятия, творческие задания, мысленное воспроизведение картины, оценивание ситуации, самооценку. Аналогичные взаимосвязи проявляются в других видах универсальных учебных действий, которые формируются поэтапно.

Первый этап формирования УУД основан, по мнению Ю. Г. Петерсон, на технологии деятельностного метода обучения (ТДМ). Примером может служить занятие «открытия» нового знания. Деятельностная цель - формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель - расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов. Основными этапами этого вида занятия являются мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний и повторение, рефлексия учебной деятельности на занятии. Основой взаимодействия педагога и обучающихся является метод рефлексивной самоорганизации.

Одним из самых актуальных видов занятия является занятие по рефлексии. Цель таких занятий - формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контроль-ного типа. Образовательная цель - коррекция и тренинг изученных способов действий -понятий, алгоритмов.

Второй этап формирования УУД основан на развитии умения обучающихся применять любое действие, что возможно лишь тогда, когда есть «форма», т.е. знание учащимися способа выполнения этого действия. Третий этап характеризуется тем, что обучающиеся выполняют УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его, а на занятии рефлексии осу-

ществляется самооценка каждым обучающимся успешности выполнения этого действия. Четвертый этап реализуется в виде контроля знания и способов выполнения УУД.

Каждый вид универсальных учебных действий предполагает свою технологию формирования. Так, к приемам формирования регулятивных УУД можно отнести «Листы самоконтроля и самооценки», систему контрольных заданий, метод учебной деятельности (технология РО Эльконина - Давыдова).

Приемы формирования познавательных УУД: «Тетрадь открытий»; приемы и методы технологии ТРИИК (технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности): openclass.ru/stories/194972; приемы ТРКМЧП: http://gulyaewa-l.narod.ru/ metod.htm; прием толстых и тонких вопросов; ромашка Блума; прием Фишбоун; карусель; мозговой штурм; перекрестная дискуссия; шесть шляп мышления; чтение с остановками; оценочное окно; прием «Верные и неверные утверждения»; «древо предсказаний»; эссе, свободное письмо; исследовательская работа; приемы и технологии французских мастерских: символического видения, сравнения версий, «Если бы...», самостоятельного конструирования определений понятий, «ключевых слов», эвристического исследования, конструирования вопросов, смысловых ассоциаций, вживания, образного видения, «закончи предложение».

Успешность формирования универсальных учебных действий основывается, прежде всего, на качественной реализации методов диагностики уровня их сформированно-сти, например диагностики уровней сформированности компонентов учебной деятельности (Г. В. Репкина, Е. В. Заика); сформированности УУД (А. К. Марковой); общепсихологических и педагогических методик.

Целостность системного анализа исследуемой проблемы обеспечивает возможность выявления технологии дальнейшего эволюционного изменения парадигмы профессиональной социализации обучающихся в условиях образования. В проведенном исследовании выявлены следующие направления обозначенного изменения:

- становление непрерывного цикла профессионально направленной учебной социализации и личностного самообразования;

- наполнение классической вербально-информационной, репродуктивной и целевой системы подготовки кадров инновационной моделью технологической и личностно ориентированной профессиональной социализации;

- изменение концепции подготовки и переподготовки кадров, осуществляемое в виде перевода системы «дидактическое знание - дидактический опыт - моделирование профессионального самовыражения педагога» в триаде «модуль - подражание - самоопределение» в систему «социальный опыт - профессиональное знание и опыт - дидактическое знание и умение - вариативное дидактическое и профессиональное самовыражение» в триаде «модуль - самоопределение - самореализация».

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 29 дек. 2012 № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» // Российская газета. - 2012. - 31 дек.

2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993. - URL: www/constitution.ru

3. Андреев, В. И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

4. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика : учеб. для бакалавров / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова. - Тюмень : ЮРАЙТ, 2012. - 405 с.

5. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373). - URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97127

Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]

Sokhranov-Preobrazhenskiy Vladimir Vasil'evich

doctor of pedagogical sciences, professor, head of sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University

УДК 378.14.015.62 Сохранов-Преображенский, В. В.

Технологии формирования универсальных действий в современной образовательной организации / В. В. Сохранов-Преображенский // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. -№ 1 (9). - С. 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.