Научная статья на тему 'Формирование экологической компетентности школьников с помощью инновационных технологий'

Формирование экологической компетентности школьников с помощью инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / компетенции / компетентностный подход / экологическая компетенция / педагогический эксперимент / интерактивная технология / дополнительное образование / биология. / educational process / competence / competence approach / ecological competence / pedagogical experiment / interactive technologies / supplementary education / biology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. А. Бусыгин

В статье поднимаются наиболее острые методические вопросы преподавания в общеобразовательном учреждении, связанные с активизацией познавательной активности обучаемых, развитием их практических навыков, системного мышления, углублением и расширением компетентности школьников. Старшее звено школы обеспечивает ее выпускникам разноплановое общекультурное, личностное и познавательное развитие. Трансформация ключевых компетенций от старшеклассника до выпускника школы осуществляется через внедрение дополнительных образовательных программ. На примере изучения биологии, как фундамента естественно-научного образования, рассмотрены методы формирования экологической компетентности школьников с помощью инновационных технологий. Обосновано формирование ключевых компетенций обучаемых и возможности повышения их общекультурного уровня на примере обучения в летней школе. Закономерным итогом исследования явился вывод о том, что летние школы по биологии позволяют наиболее полно внедрить и реализовать компетентностный подход при формировании экологической сознательности и уважительного отношения к живой природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYING INNOVATIVE TECHNOLOGIES TO FORM ECOLOGICAL COMPETENCE IN SCHOOLCHILDREN

This paper discusses various methodical approaches to education in order to activate individual research ability of schoolchildren, improve their practical and systematic thinking skills, broaden and enhance their competence. High school allows graduates diverse personal, cultural and cognitive development. Key competence shift from senior to high school graduate is aided by supplementary education. Innovative technologies applied to biology (as a foundation of scientific education) serve as an example to form ecological competence. Summer school is proved to form key student competences and raise their cultural level. The research concludes that summer biological schools are the best avenue to implement competence approach and form ecological conscience with respectful approach to nature.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетентности школьников с помощью инновационных технологий»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С.А. Бусыгин, студент

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24411/2500-1000-2019-11554

Аннотация. В статье поднимаются наиболее острые методические вопросы преподавания в общеобразовательном учреждении, связанные с активизацией познавательной активности обучаемых, развитием их практических навыков, системного мышления, углублением и расширением компетентности школьников. Старшее звено школы обеспечивает ее выпускникам разноплановое общекультурное, личностное и познавательное развитие. Трансформация ключевых компетенций от старшеклассника до выпускника школы осуществляется через внедрение дополнительных образовательных программ. На примере изучения биологии, как фундамента естественно-научного образования, рассмотрены методы формирования экологической компетентности школьников с помощью инновационных технологий. Обосновано формирование ключевых компетенций обучаемых и возможности повышения их общекультурного уровня на примере обучения в летней школе. Закономерным итогом исследования явился вывод о том, что летние школы по биологии позволяют наиболее полно внедрить и реализовать компетентностный подход при формировании экологической сознательности и уважительного отношения к живой природе.

Ключевые слова: образовательный процесс; компетенции; компетентностный подход; экологическая компетенция; педагогический эксперимент; интерактивная технология; дополнительное образование; биология.

Ускорение темпов развития современного мира ставит перед обществом вопрос о качественной смене парадигмы воспитания новых членов социума, которые должны уметь быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям, эффективно воспринимать большой объем разноплановой информации, оперативно и компетентно находить решения возникающих проблем во всех сферах жизни. В связи с этим образование должно создавать у выпускника школы стремление к самосовершенствованию в течении всей жизни, способность к овладению новыми технологиями и их использование, умение принимать ответственные и взвешенные решения. Правительства многих стран мира признают необходимость изменения системы обучения и воспитания нового поколения. В Российской Федерации для решения этой задачи в 2012 году был принят ФГОС [1], Закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] и разработана «Концепция Федеральной целевой про-

граммы развития образования» [3]. Целью этих документов является формирование конкурентоспособного человеческого капитала путем создания среды для эффективного развития образования в России. Особо отмечается важность применения компетентностного подхода.

Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход в образовании зародился в России в конце восьмидесятых годов двадцатого века и означает формирование у обучаемых различных компетенций и их взаимоинтеграция. Таким образом, компетентность - это не набор специальных умений и операций, не отдельные компетенции (конкретные способы мышления, логические приемы), а личностный ресурс - полезная любому человеку способность действовать в любой возникающей жизненной ситуации.

В ФГОС [1] определены ключевые компетенции, которыми должен обладать старшеклассник и выпускник школы.

Таблица 1. Трансформация компетенций в старшей школе

Компетенции

Группа Относящиеся к человеку Относящиеся к социальным взаимодействиям Относящиеся к деятельности человека

Человек Ценностная Самоопределения Социальная Коммуникативная Познава- Информаци- Образовательная онная тельная

Выпускник школы Ценностно- смысловая и политико- правовая Самоорганизации и самоуправления Социального взаимодействия Самостоятельной образовательной деятельности

Системно-деятельная

Старшеклассник Быт и ценностные ориентиры Социализация и труд Гражданская позиция и жизнь в обществе Непрерывное образование и учеба

Культурные потребности и досуг

Сопоставление компетенций, необходимых старшекласснику и выпускнику, показывает важность создания собственного целостного мировоззрения каждого обучаемого старшей школы для самостоятельной жизни и здорового восприятия окружающего мира. Это достигается путем использования современных образовательных технологий и формирования ме-тапредметных навыков с акцентом на личное развитие учеников при тесном взаимодействии с педагогом. Следует отметить, что выпускник школы должен обладать способностью применять полученные знания и умения к реальной ситуации своей повседневной жизни [4].

Вызовы XXI века требуют от образовательной системы сосредоточить внимание на экологическом и биологическом образовании, о чем говорится в Стратегии экологической безопасности России на период до 2025 года [5]. Это отражает необходимость смены типа отношений между человеком, природой, промышленностью и обществом [6]. Желаемый результат экологической составляющей образования -бережный подход к природе.

Дополнительное образование школьников является гибким и восприимчивым к нововведениям, позволяет реализовать инновационные педагогические методики и служит отправной точкой для внедрения компетентностного подхода.

Формирование экологической компетентности школьников на примере обучения в летней школе

Экологическое образование, необходимое для формирования социальной компетентности, предполагает изучение биологии в качестве фундаментальной базы [7, 8]. В этом контексте компетентностный подход ведет к интенсификации практической компоненты обучения и созданию среды для ее оптимальной реализации. Выездные занятия и летние школы решают поставленные задачи за счет более тесного контакта педагога и ученика. В ходе таких учебных семинаров осуществляется проведение консультаций, усиливающих практическую направленность школьной биологии по проблемным темам (например, описание местности, самостоятельные исследования, наблюдения за окружающей средой, практикумы и полевые занятия, «зеленые классы»). Роль преподавателей по биологии - заинтересовать школьников в получении знаний, умений и навыков с целью формирования их экологической компетенции и успешной адаптации в обществе (учитель выступает не как лектор, а как организатор и консультант).

Занятия в летней школе позволяют сочетать различные упражнения, воспитывающие навыки научного познания, в ходе проведения наблюдений за живой природой и подготовке к ним. Исследовательские задачи подбираются с учетом требований новизны и непредсказуемости, формируется внутренний интерес к процессу их выполнения. Таким образом учащиеся оказываются мотивированы осуществлять

самостоятельный поиск литературы и выдвигать гипотезы на основе биологических теорий и закономерностей. Данный этап важен ввиду коллективной работы над изучаемой проблемой, позволяющей активно формировать лидерские качества и приобретать коммуникативные компетенции. Стоит отметить, что сотрудничество учеников в течение всего процесса проектной деятельности дает им навыки планирования, прививает самоконтроль, выражающийся в обнаружении проблем, анализе ошибок и критическом подходе к собственной деятельности.

Непосредственное обследование биологических объектов и систем в природе является наиболее полным выражением деятельного подхода. Объединенные в группы учащиеся проводят видовую идентификацию встречающихся им растений и животных, описывают биотоп и сопоставляют полученные данные со знаниями из других областей естественных наук, применяют метапредметные связи. На этом этапе учителю особенно важно убедить своих подопечных в необходимости соблюдения биоэтических норм и экологических требований при любых биологических исследованиях.

Заключительная стадия таких проектов - представление результатов исследования в виде выступлений и обсуждений, которые могут быть оценены педагогом и аудиторией. Все этапы содержат элементы личностно-ориентированного подхода, что

способствует интенсификации процесса обучения и формированию широких межпредметных связей за счет интерактивных взаимодействий.

Важная форма передачи знаний для развития компетенции самореализации у школьников - игровые уроки. На выездных школах указанная модель сводится к проведению викторин, ораторских дебатов, ролевых игр и уроков-конференций. В ходе занятия учебный процесс ориентируется на воспитание самостоятельности и ответственности обучаемого за результат собственной деятельности. Еще одно преимущество - нейтрализация конфликтов и соревновательных импульсов во время игровой деятельности.

Заключение. Педагогический эксперимент проведения интерактивных занятий по биологии демонстрирует внедрение современного подхода в образовательном процессе, цель которого состоит в развитии у школьников навыков творческого усвоения и применения знаний, умении решать учебные проблемы, способности формировать и накапливать опыт профессиональной деятельности.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что летние школы по биологии, как составляющая компонента дополнительного образования, позволяют наиболее полно внедрить и реализовать компетентностный подход к формированию экологической сознательности и уважительного отношения к живой природе.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: fgos_ru_sred.pdf.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf

4. Безновская В.В., Коваленко Н.В. Формирование ключевых компетенций современного студента // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2016. - № 1 (7). - С. 9.

5. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации19 апреля 2017 г. № 176. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41879

6. Безновская В.В., Прусова В.И., Коваленко Н.В. Экологические аспекты экономической безопасности // В сборнике: Двадцать четвертые апрельские экономические чтения

материалы международной научно-практической конференции. - Омск, 2018. - С. 141145.

7. Каранова Т.Н., Азизова Н.С. Естественнонаучная компетентность как основа формирования картины мира школьника // Санкт-Петербургский образовательный вестник. -2018. - № 7-8. - С. 23-24.

8. Нефедова С.А., Коровушкин А.А., Бачурин А.Н., Шашурина Е.А., Иванов Е.С. Биология с основами экологии: Учебное пособие. - М., СПб., Краснодар: Лань. - 2015. -368 с.

EMPLOYING INNOVATIVE TECHNOLOGIES TO FORM ECOLOGICAL COMPETENCE IN SCHOOLCHILDREN

S.A. Busygin, Student Lomonosov Moscow State University (Russia, Moscow)

Abstract. This paper discusses various methodical approaches to education in order to activate individual research ability of schoolchildren, improve their practical and systematic thinking skills, broaden and enhance their competence. High school allows graduates diverse personal, cultural and cognitive development. Key competence shift from senior to high school graduate is aided by supplementary education. Innovative technologies applied to biology (as a foundation of scientific education) serve as an example to form ecological competence. Summer school is proved to form key student competences and raise their cultural level. The research concludes that summer biological schools are the best avenue to implement competence approach and form ecological conscience with respectful approach to nature.

Keywords: educational process, competence, competence approach, ecological competence, pedagogical experiment, interactive technologies, supplementary education, biology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.