Научная статья на тему 'Педагогический эксперимент: методика преподавания дисциплины "Введение в специальность"'

Педагогический эксперимент: методика преподавания дисциплины "Введение в специальность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД / CONSTRUCTIVE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшов Б. А., Прусова В. И., Безновская В. В.

Рассматривается процесс адаптации студентов к образовательной среде вуза как результат педагогического взаимодействия субъектов образования, направленный на усвоение студентами ценностей профессионального образования. Показано, что первокурсники, попадая в новую для себя среду высшего учебного заведения, начинают взаимодействовать с ней посредством включения в различные виды деятельности в ней. Преподаватели делятся опытом, предлагают внедрение конструктивного подхода в образовательном процессе. На примере изучения дисциплины «Введение в специальность» (направление подготовки 38.03.01 «Экономика») поднимаются вопросы дидактики и методики преподавания, связанные с активизацией познавательной активности студентов, развитием их практических навыков, углублением и расширением компетентности студентов с помощью интерактивных технологий. Рассмотрено формирование ключевых компетенций обучаемых и возможности повышения их общекультурного уровня на примере посещения тематических выставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряшов Б. А., Прусова В. И., Безновская В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING EXPERIENCE: METHODS OF TEACHING OF DISCIPLINE "INTRODUCTION IN SPECIALTY"

The article discusses the process of adaptation of students to educational environment of the University as a result of pedagogical interaction of subjects of education, aimed at the appropriation of student’s professional learning. Getting into a new environment of higher educational institutions, first-year students begin to interact through the inclusion in various activities. Teachers share their experience, offer the introduction of a constructive approach to the educational process. On the example of studying the discipline «Introduction to the specialty» (the direction of training 38.03.01 «Economics») raises questions of didactics and teaching methods associated with the activation of cognitive activity of students, the development of their practical skills, deepening and expanding the competence of students through interactive technologies. The article considers the formation of key competencies of students and the possibility of increasing their General cultural level by visiting thematic exhibitions.

Текст научной работы на тему «Педагогический эксперимент: методика преподавания дисциплины "Введение в специальность"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

Б.А. Кудряшов, канд. техн. наук, профессор В.И. Прусова, канд. эконом. наук, доцент В.В. Безновская, доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

(Россия, г. Москва)

Аннотация. Рассматривается процесс адаптации студентов к образовательной среде вуза как результат педагогического взаимодействия субъектов образования, направленный на усвоение студентами ценностей профессионального образования. Показано, что первокурсники, попадая в новую для себя среду высшего учебного заведения, начинают взаимодействовать с ней посредством включения в различные виды деятельности в ней.

Преподаватели делятся опытом, предлагают внедрение конструктивного подхода в образовательном процессе. На примере изучения дисциплины «Введение в специальность» (направление подготовки 38.03.01 «Экономика») поднимаются вопросы дидактики и методики преподавания, связанные с активизацией познавательной активности студентов, развитием их практических навыков, углублением и расширением компетентности студентов с помощью интерактивных технологий. Рассмотрено формирование ключевых компетенций обучаемых и возможности повышения их общекультурного уровня на примере посещения тематических выставок.

Ключевые слова: педагогический опыт; образовательный процесс; интерактивная технология; компетенция; конструктивный подход; профессиональная деятельность; транспорт.

Введение

Существующие в мире профессии охватывают различные сферы человеческой деятельности. В условиях динамичного развития общества, науки и техники происходит модификация существующих профессий при сохранении их главных признаков.

Театр для зрителей начинается с вешалки, а учреждение высшей школы для всех студентов - с дисциплины «Введение в специальность». Вчерашние школьники, выбирая профессию слабо представляют кем станут по окончании вуза, чем будут заниматься, а в некоторых случаях вообще ничего не знают о своей будущей профессии, так как поступали туда, где проходной балл по ЕГЭ ниже, оплата за обучение меньше, есть военная кафедра и дают общежитие. Конечно, такая ситуация может привести их к разочарованию -поступил совсем не туда куда мечтал, но в большинстве случаев студенты по-

нимают, что их выбор не плохой. Если у студента появится интерес к процессу обучения в вузе, то возникнет желание узнать больше и строить свои будущие планы на жизнь с учетом выбранного направления подготовки. В этом пробудившемся интересе есть заслуга дисциплины «Введение в специальность».

Формирование ключевых компетенций бакалавров через интерактивные занятия по дисциплине «Введение в специальность»

На наш взгляд, специфика дисциплины «Введение в специальность» по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций (транспорт)») состоит в том, что вчерашним школьникам - сегодняшним первокурсникам - следует преподнести азы экономики, переплетая их с основами автомобильного транспорта.

Следует отметить, что преподаватель, читающий данный курс, должен

иметь соответствующий уровень знаний, высокий интеллект, быть разносторонне развитым человеком, патриотом своего вуза, факультета и профессии.

Изучая экономику, рассматриваем первые школы экономистов, нобелевских лауреатов по экономике, спрос и предложение, издержки производства, рынки конкуренции и типы экономических систем, организационно-правовые формы предпринимательства и вопросы налогообложения, систему национальных счетов, проблемы инфляции и безработицы; считаем стоимость потребительской корзины и составляем бюджет государства, которого нет на карте, изучаем денежное обращение, работу банков, узнаем о валютном курсе и глобализации экономики. Представления у студентов об экономике, хотя и поверхностные, имеются, так как многие из них изучали эту дисциплину в школе. А вот с транспортом - сложнее, обучаемые могут только назвать виды транспорта, а более детального представления они не имеют [1-3]. На наш взгляд, возникает определенная проблема, как совместить информацию по разным областям - экономике и автомобильному транспорту, чтобы студенты ее поняли, уяснили и овладели необходимыми компетенциями. Как совместить информацию по таким разным областям?

Роль преподавателей - заинтересовать будущих экономистов в области автомобильного транспорта в получении знаний, умений и навыков с целью формирования их профессиональных компетенций и успешной адаптации в обществе [4-6].

Многолетний педагогический опыт показал, что студенты охотно откликаются на интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, психологические тренинги, дискуссии и диспуты, кейс-методы, мозговой штурм, портфолио, тематические выставки и т.п.) [7-9]. Методику формирования ключевых компетенций обучаемых и повышение их общекультурного уровня приведем на примере посещения тематических выставок [10].

Результаты исследовательской работы студентов на интерактивных практических занятиях по дисциплине «Введение в специальность»

В 2016-2017 учебном году интерактивное занятие по дисциплине «Введение в специальность» было проведено в павильоне «Карелия» на территории Всероссийского выставочного центра (ВДНХ). Студенты знакомились с экспонатами выставки «Городской транспорт СССР» или «Как дружно все выходят на конечной...». Анализ мнений и впечатлений студентов о выставке приведен в таблице 1.

Таблица 1. Результаты опроса мнений студентов об экспозиции выставки «Город-

ской транспорт СССР»

№ Мнения студентов о выставке

1 На выставке представлены интересные экспозиции различных видов транспорта советской эпохи. Экспонаты выставки - старые фотографии и копии отечественных автомобилей.

2 Привлекли внимание на выставке модели автомобилей: поразили их конструкции и способ эксплуатации. Например, грузовик для «приема у населения старых телевизоров», который не встретить в XXI веке.

3 На выставке подобраны модели советских автомобилей, словно автор экспозиции рассказывает об эволюции общественного транспорта в нашей стране. На стеллажах витрин размещено более 300 микроавтомобилей, которые дают представление о ходе развития конструкторской мысли и специфике видов автомобилей советского времени.

4 В 1920-1930-е гг. в СССР основой транспортной индустрии был зарубежный транспорт. Автопарк СССР на 80-90% состоял из импортных автомобилей. Большое количество транспорта в СССР было получено в виде трофеев и по договору ленд-лиза по окончании войны: стоимость новой «Волги» в 1980-е годы составляла 12 000 руб., а поддержанного американского автомобиля - 30 000 руб.

5 В 1940 г. в СССР было начато производство первого легкового советского автомобиля, но приостановленное с началом войны. Электрический трамвай появился в конце XIX века, в Российской империи - в Киеве в 1894 г. Протяженность самого длинного троллейбусного маршрута в мире составляет 86 км (проходит в Крыму).

6 На выставке были представлены детские игрушки, созданные на основе прототипов реальных машин, плакаты, призывающие бережно относиться к общественному транспорту и покупать билеты вещевой лотереи, а также первые светофоры, билетные аппараты и указатели переходов в метро - все это предметы того времени, которые многое могут рассказать об ушедшей эпохе.

7 Экспонаты выставки рассказали о появлении нового вида транспорта - метро, открывшее перед москвичами подземный мир. Строить первое метро в СССР начали в 1931 г. Для жителей Москвы метро официально открылось 15 мая 1935 г., поезда следовали по маршруту «Комсомольская» - «Красносельская» - «Сокольники». Московский метрополитен носил имя Кагановича в 1935-1955 гг.

8 На выставке представлены игрушечные грузовики, которые были у сегодняшних первокурсников в детстве. Аналогичные игрушки фигурируют в советских фильмах, сейчас не выпускают такие, на прилавках современных магазинов теперь зарубежные игрушки. Если предположить, что старинные игрушки появятся в XXI веке, то они будут востребованы покупателями.

9 На экспозиции выставки запечатлены события, которые происходили на транспорте в городе Москва на протяжении XX века. По фотографиям, размещенным в залах, можно заметить, что в начале прошлого века по улицам нашей столицы двигались гужевые повозки и конные экипажи, которые преобладали над автомобилями и трамваями. Движение было свободным, не было заторов и «пробок». Автобусы и троллейбусы имели иной вид. Пассажиры не знали о существовании турникетов и валидаторах: раньше все пользовались бумажными билетами, компостировали их, и по просьбе контролеров предъявляли. По хронологиям фотографий и живописных работ заметно, как автомобили постепенно вытеснили конный транспорт с дорог Москвы. Вместе с транспортом изменился город: обличия зданий, транспортных остановок.

10 Выставка интересна взрослым, еще помнящим «старый» облик транспорта, и детям, потому что представленные макеты похожи на игрушечные машинки, в которые они играют.

11 Окунуться в эпоху СССР было полезно и увлекательно, потому что современный человек ежедневно пользуется транспортом, так как последний стал неотъемной частью его мобильной и активной жизни.

12 Было любопытно попасть в период становления городского транспорта в нашей стране и проследить эволюционное развитие отрасли.

В ходе знакомства с интерактивной экспозицией ретроспективы развития городского транспорта советского периода студенты получили информацию о эволюции экономики с помощью транспорта.

В 2017-2018 учебном году интерактивное занятие по дисциплине «Введе-

ние в специальность» проходило в инженерном корпусе Третьяковской галереи. Обучаемые побывали на выставке «Москва сквозь века», посвященной 870-летию Москвы. Выставка состояла из пяти тематических разделов: «Москва - третий Рим», «Московский Кремль - сердце города», «Разговоры о старой

Москве», «Красная площадь», «Формула Москвы» и «XX век. Городские голоса». Цель посещения выставочного проекта - встреча с прекрасным и получение профессиональных компетенций. Студенты получили задание: отыскать на полотнах художников разных времен

изменения облика московского городского транспорта.

Приведем результаты самостоятельных исследований и впечатлений студентов в ходе просмотра произведений из коллекции Третьяковской галереи и частных собраний, представленных на выставке (таблица 2).

Таблица 2. Результаты опроса мнений студентов об экспозиции выставки «Москва сквозь века»

№ Мнения студентов о выставке

1 Каждый раз я с особым трепетом жду встречи с атмосферой выставочного зала, которая дарит мне завораживающее впечатление от увиденного. Игра света, приятное фоновое музыкальное сопровождение погружают в волшебный мир живописи.

2 В первом зале нас «встречают» представленные на выставке картины Ф. Алексеева «Боярская площадка в Московском Кремле» (1810 г.) и «Соборная площадь в Московском Кремле» - это мои любимые образы, пройти мимо которых невозможно. На выставке представлены многочисленные полотна широко известного художника К. Маковского, работы маститых живописцев: С. Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, А. Васнецова, В. Перова, И. Николаева, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и многих других.

3 Залюбовавшись увиденным, я совсем забыла о цели своего посещения выставки. С картин, обрамленных в современные рамки, на нас смотрят знакомые уголки в центре Москвы, сильно изменившиеся, но все равно до боли узнаваемые даже «сквозь мглу веков». Двуколки, повозки, телеги, конные упряжки, первые автомобили на бензиновом топливе в разное время сильно изменяли облик постоянно обновляемого города.

4 Вот конная упряжка на картине «Московский дворик» В. Поленова (1878 г.), «Метро» А. Лабаса (1936 г.), «Новая Москва» Ю. Пименова (1937 г.), на которой девушка за рулем автомобиля пересекает Театральную площадь, «Пушкинская площадь» М. Гуревича (1937 г.), где улица буквально «кишит» автобусами и машинами. Удивительно смотреть на все это и осознавать, что по дорогам, которые сейчас переполнены современными автомобилями, когда-то «ездили» упряжки лошадей...

5 Посещение выставок, музеев - помогает человеку всесторонне развиваться, обогащать свой духовный и культурный мир, сохранять на долгие годы восхищение от встречи с прекрасным.

6 Недавно мне посчастливилось посетить прекрасную выставку в Третьяковской галерее. Это был своеобразный проект-трилогия, позволивший зрителям увидеть, как исторически формировалась Москва. «Изюминкой» выставки стала возможность «услышать» город: каждая картина была оснащена специальными аудио-инсталляциями, которые позволили лучше погрузиться в атмосферу Москвы того времени.

7 Главной целью посещения выставки стало изучение эволюции развития транспорта в России, отраженное на художественных полотнах. Так, на картине А. Лабаса, можно детально рассмотреть, как строилось метро времен СССР. С поразительной точностью художник описывает передний план своего полотна. Мельчайшие подробности, собираясь воедино, помогают погрузиться в шумную атмосферу строительства метро, а звуковое сопровождение переносит в эпицентр событий. На картине Ю. Пименова «Новая Москва» изображена площадь Свердлова, которая располагается в центре города, неподалеку от Кремля. Для создания солнечного настроения автор использует всю палитру светлых красок. Его работа наполнена жизнью и легкостью. На переднем плане художник изображает кабину водителя открытого кабриолета, за рулем которого - белокурая женщина. Перед ней простирается широкая дорога с несущимися автомобилями. Такая панорама придает картине эффект фотографии и помогает зрителю более детально представить тридцатые годы ХХ столетия.

8 Путешествие завершилось, и мы лишний раз убедились в том, что, несмотря на различные жизненные перипетии, Москва во все времена вдохновляла русских и советских художников на создание прекрасных полотен, а современные технологии помогли ощутить себя частью того замечательного мира, той неповторимой истории, в которой история развития автомобильного городского транспорта имеет важное значение.

С заданием студенты справились: увидели своими глазами историю развития транспорта. Преподаватели дисциплины «Введение в специальность» считают, что интерактивные практические занятия помогут студентам овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми специалистам в области экономики автомобильного транспорта.

Заключение. Подводя итоги, следует подчеркнуть, что педагогический экс-

перимент проведения интерактивных занятий по дисциплине «Введение в специальность» демонстрируют внедрение конструктивного подхода в образовательном процессе, цель которого состоит в развитии у студентов навыков творческого усвоения и применения знаний, умении решать учебные проблемы, способности формировать и накапливать опыт профессиональной деятельности

Библиографический список

1. Бекетова О.Н., Демина С.А., Чернова Н.А. Проблемы и направления развития дистанционного образования в России // В сборнике: Прикладные исследования и технологии ART2017. Сборник трудов международной конференции. 2017. С. 59-62.

2. Кирова И.В., Костюк И.В. Преподавание технологического маркетинга в технических вузах - реальная необходимость в условиях инновационной экономики // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2016. № 2 (8). С. 14.

3. Назарова С.В. О современном опыте реформирования высшей школы во Франции // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № 1 (12). С. 39-41.

4. Безновская В.В., Прусова В.И. Современные интерактивные технологии: опыт использования проблемных методов обучения в вузе (на примере кафедры экономических теорий МАДИ) // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. № Специальный выпуск 2. С. 36-40.

5. Безновская В.В., Прусова В.И. Выбор образовательных технологий: традиционная модель или инновационный подход? // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2014. № 4 (39). С. 3-7.

6. Смык А.Ф., Зиманов Л.Л. Учебные планы подготовки инженеров в зеркале реформ образования // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2015. № 1 (40). С. 23-29.

7. Арутюнова Г.И., Прусова В.И., Безновская В.В. Методика обучения и особенности преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (на примере кафедры экономических теорий МАДИ(ГТУ)) // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). 2007. № 2. С. 7-13

8. Кудряшов Б.А., Прусова В.И., Безновская В.В. Портфолио студента - инновационный оценочный инструмент // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2015. № 2 (41). С. 10-14.

9. Прусова В.И., Безновская В.В., Рассолова В.В. Педагогический опыт: методика преподавания дисциплины «Рынок ценных бумаг» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6. С. 13-17.

10. Безновская В.В., Коваленко Н.В. Формирование ключевых компетенций современного студента // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2016. № 1 (7). С. 9.

TEACHING EXPERIENCE: METHODS OF TEACHING OF DISCIPLINE «INTRODUCTION IN SPECIALTY»

B.A. Kudryashov, candidate of technical sciences, professor V.I. Prusova, candidate of economic sciences, associate professor V.V. Beznovskaya, associate professor State Technical University—MADI (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the process of adaptation of students to educational environment of the University as a result of pedagogical interaction of subjects of education, aimed at the appropriation of student's professional learning. Getting into a new environment of higher educational institutions, first-year students begin to interact through the inclusion in various activities.

Teachers share their experience, offer the introduction of a constructive approach to the educational process. On the example of studying the discipline «Introduction to the specialty» (the direction of training 38.03.01 «Economics») raises questions of didactics and teaching methods associated with the activation of cognitive activity of students, the development of their practical skills, deepening and expanding the competence of students through interactive technologies. The article considers the formation of key competencies of students and the possibility of increasing their General cultural level by visiting thematic exhibitions.

Keywords: pedagogical experience; educational process; interactive technology; competence; constructive approach; professional activity; transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.