Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ'

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / обучающиеся / урок экономики / методические приемы / critical thinking / students / economics lesson / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна, Плащевая Елена Викторовна, Иванчук Ольга Викторовна

Развитие критического мышления привлекает особое внимание исследователей из области педагогики, психологии и методики. Это связано прежде всего с требованием ФГОС общего образования с одной стороны, и реалиями сегодняшнего дня, с другой стороны. Современный человек должен уметь оценивать и фильтровать получаемую отовсюду информацию, выделять наиболее важное, проверять и перепроверять фактические данные. В статье представлен теоретический анализ по рассматриваемой проблеме. Целью исследования является выявления и описание методических приемов организации образовательного процесса на уроках экономики, направленного на развитие критического мышления. Представлено описание основных подходя к формулированию понятия критического мышления. Определены приемов организации урока экономики, способствующие развитию критического мышления у обучающихся. Подробно расписаны такие приемы как: кластерный прием «Виноградная гроздь»; прием «Идеи, корзина концепций»; прием «Тонкие и толстые вопросы»; прием «ИНСЕРТ». Каждый из описанных приемов направлен на развитие критического мышления у обучающихся. Приведены примеры школьных тем по экономике, на которых целесообразно применять рассмотренные методические приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна, Плащевая Елена Викторовна, Иванчук Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of critical thinking attracts special attention of researchers from the field of pedagogy, psychology and methodology. This is primarily due to the requirement of the Federal State Educational Standard for general education, on the one hand, and the realities of today, on the other hand. A modern person should be able to evaluate and filter the information received from everywhere, highlight the most important, check and double-check the actual data. The article presents a theoretical analysis on the problem under consideration. The purpose of the study is to identify and describe the methodological methods of organizing the educational process in economics lessons, aimed at developing critical thinking. The description of the main approaches to the formulation of the concept of critical thinking is presented. The methods of organizing an economics lesson that contribute to the development of critical thinking among students are determined. Such techniques are described in detail as: cluster reception "Grape Bunch"; reception "Ideas, a basket of concepts"; reception "Thin and thick questions"; reception "INSERT". Each of the described techniques is aimed at developing critical thinking in students. Examples of school topics in economics are given, on which it is advisable to apply the considered methodological techniques.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ»

профессиональной деятельности, позволяет поддержать существующих в обществе привлекательный имидж юриста как служителя закона, не уронить «честь мундира». Осуществление наставничества помогает студенту приобретать способности развивать навыки и умения, стимулирует развитие мотивации к личному профессиональному успеху, формирует положительную установку на дальнейшее обучение и развитие.

Выводы. Таким образом, в настоящий момент по-прежнему актуальна проблема формирования и повышения мотивации в учебной деятельности. На отношение к профессии, стремление добиться определенных профессиональных высот, безусловно, влияют методы и технологии обучения, которые применит педагог. Преподавателю общегуманитарных и правовых дисциплин в юридическом вузе отводится важная роль в развитии мотивации студентов. Именно на педагога возлагается задача вызвать интерес к изучаемому предмету, расширять кругозор и эрудицию студента, поддерживать учащегося в его стремлении к научным изысканиям, воздействовать на формирование мотивации, направленную на получение удовлетворения от учебной деятельности. Но выполнение этой задачи невозможно без использования в работе многообразия педагогических приемов, методов. Ориентация студента на различные социально значимые примеры для подражания с использованием педагогических технологий проектной деятельности, профориентационных встреч, наставничества позволяет эффективно решить данную задачу, то есть повысить учебную мотивацию.

Литература:

1. Галицких, Е.О. Профориентационный проект «Образовательные встречи с педагогами-профессионалами»: опыт реализации и перспективы внедрения / Е.О. Галицких, В.В. Двоеглазов // Вестник Вятского государственного университета. - 2022. - №2(144). - С. 66-73

2. Келбусова, С.С. Пример для подражания, как один из элементов учебной мотивации / С.С. Келбусова, О.Ю. Белозерова// Образование сегодня: векторы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 26 ноября 2018 г. / Гл. ред. Нечаев М.П. - Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2018. - С. 70.

3. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Издательство Смысл, 2019.-511 с.

4. Немов, P.C. Психология: учебник для бакалавров / P.C. Немов. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 639 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.

6. Тонгуш, В.В. Наставничество как один из методов обучения и развития персонала / В.В. Тонгуш, У.Ю. Рощеткаева // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. - № 04-2. - С. 190-192

Педагогика

УДК 377.6

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, доцент Плащевая Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации (г. Благовещенск); доктор педагогических наук, доцент Иванчук Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» (г. Астрахань)

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Развитие критического мышления привлекает особое внимание исследователей из области педагогики, психологии и методики. Это связано прежде всего с требованием ФГОС общего образования с одной стороны, и реалиями сегодняшнего дня, с другой стороны. Современный человек должен уметь оценивать и фильтровать получаемую отовсюду информацию, выделять наиболее важное, проверять и перепроверять фактические данные. В статье представлен теоретический анализ по рассматриваемой проблеме. Целью исследования является выявления и описание методических приемов организации образовательного процесса на уроках экономики, направленного на развитие критического мышления. Представлено описание основных подходя к формулированию понятия критического мышления. Определены приемов организации урока экономики, способствующие развитию критического мышления у обучающихся. Подробно расписаны такие приемы как: кластерный прием «Виноградная гроздь»; прием «Идеи, корзина концепций»; прием «Тонкие и толстые вопросы»; прием «ИНСЕРТ». Каждый из описанных приемов направлен на развитие критического мышления у обучающихся. Приведены примеры школьных тем по экономике, на которых целесообразно применять рассмотренные методические приемы.

Ключевые слова: критическое мышление, обучающиеся, урок экономики, методические приемы.

Annotation. The development of critical thinking attracts special attention of researchers from the field of pedagogy, psychology and methodology. This is primarily due to the requirement of the Federal State Educational Standard for general education, on the one hand, and the realities of today, on the other hand. A modern person should be able to evaluate and filter the information received from everywhere, highlight the most important, check and double-check the actual data. The article presents a theoretical analysis on the problem under consideration. The purpose of the study is to identify and describe the methodological methods of organizing the educational process in economics lessons, aimed at developing critical thinking. The description of the main approaches to the formulation of the concept of critical thinking is presented. The methods of organizing an economics lesson that contribute to the development of critical thinking among students are determined. Such techniques are described in detail as: cluster reception "Grape Bunch"; reception "Ideas, a basket of concepts"; reception "Thin and thick questions"; reception "INSERT". Each of the described techniques is aimed at developing critical thinking in students. Examples of school topics in economics are given, on which it is advisable to apply the considered methodological techniques.

Key words: critical thinking, students, economics lesson, teaching methods.

Введение. Прогрессивное современное общество, задает определенный вектор образования, развития и становления современного человека, параллельно влияя на изменения, происходящие на рынке труда. Не остается в стороне и вопросы повышения конкурентоспособности современном профессиональном сообществе выпускников образовательных организаций. Требования, предъявляемые к современным выпускникам, постоянно растут. В наши дни обществу требуются

специалисты, не только имеющие высокий уровень форсированности всех видов компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных), но и обладающие мобильностью, инициативностью, креативностью, а также профессиональным мышлением, которое позволяет им подстраиваться под изменяющиеся требования современного общества, развиваться и совершенствоваться в рамках своей профессиональной деятельности.

Таким образом, при осуществлении процесса образовании в ВУЗе, необходимо применять такие педагогические технологии, которые позволят выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся выступал в роли субъекта образования. Такое построение образовательной деятельности обучающихся, будет способствовать выработки таких умений, как ориентирование в информационном пространстве, критически воспринимать и оценивать полученную информацию, конструктивно и ответственно принимать решения.

Важная роль в процессе формирование вышеперечисленных умений и качеств будущего специалиста, отводится организации профессионально-образовательному процессу с использованием методов и приемов, относящихся к технологии развития критического мышления.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрев международные и российские государственные документы и программы, такие как: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3++), Указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Европейские навыки, компетенции, квалификации и профессии (ESCO), Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA, можно констатировать, что критическое мышление является одним из наиболее важных качеств, которыми должен обладать будущий высококвалифицированный специалист.

Также, вопросы, связанные с развитием критического мышления, рассматривались российскими и зарубежными исследователями, такими как: A.C. Байрамова, С.Л. Рубинштейн, М.В. Кларина, И.А., Мороченкова, Н.М. Борытко, Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева, Л.С. Выгодский, Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Д. Дьюи, Д. Халперн и другими [1]. Теоретический анализ работ вышеперечисленных исследователей позволил выделить несколько основных подходов к определению понятия «критического мышления».

В рамках первого подхода, в качестве основы критического мышления рассматривается рационализм и логика. При таком подходе, процесс обучение осуществляется путем проверки идеи, лежащих в основе изучаемого материала. Основными представителями такого подхода были [1]:

- К. Поппер, критическое мышление - это прежде всего готовность меняться, утверждать и отрицать;

- Э. Глассер, критическое мышление - это способность оценивать, обосновывать высказывания, действия, выявлять степень их достоверности, рациональности и определять границы их применимости;

- Д. Джонсон, критическое мышление - это особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести верное суждение о предполагаемой точке зрения или модели поведения;

- Д. Халперн, критическое мышление - это направленное мышление, которое характеризуется логикой, целеустремлённостью, уравновешенностью, которое определяется по применению таких когнитивных навыков и стратегий, которые способствуют повышению вероятности достижения определенного результата.

В рамках второго подхода, описывались качества критически мыслящего человека, подчеркивалась личностная сфера [1]:

- В.А. Попков, Д.М. Любимова, критическое мышление - это специфическая оценочная деятельность когнитивного субъекта, направленная на выявление степени соответствия продукта принятому стандарту или норме, а также способствующая осмыслению, самоопределению самого субъекта по отношению к самым разнообразным проявлениям окружающего мира и преобразования его продукта;

- Ч. Темпл, К. Мередикт, Д. Уолтер, основой критического мышления является любопытство, применение методов исследования, постановку вопросов и систематический поиск ответов;

- Е.А. Ходос, A.B. Бутенко, базой критическое мышление является комплекс метокогнитивных навыков;

- С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская, критическое мышление определелось как сосредоточение мысли, естественный способ взаимодействия с информацией и идеями;

- Г.В. Сорина, фундаментом критического мышления являются не только навыки рефлексии по отношению к собственной умственной деятельности, к концепциям, суждениям, но и умения работать с вопросами, оценивать аналитические способности как свои, так и других людей, а также развивать эти способности;

- Е.С. Рапацевич, критическое мышление - это способность анализировать информацию с логической точки зрения, находить в ней взаимосвязь, выявлять противоречия, принимать решения, применять полученные результаты в различных ситуациях, вопросах и проблемах.

Описанные выше подходы к определению понятия критического мышления, позволяет сформулировать следующее определение критического мышления. Критическое мышление - это прежде всего мышление, позволяющее критически подходить к анализу проблемы, уметь вычленять новые идеи, мысли, уметь предопределять возможные поступки и их последствия, а также уметь отстаивать совою позицию при решении той или иной проблемы, вопроса.

Анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы позволил описать определенный алгоритм организации образовательного процесса, ориентированного на развитие критического мышления [2].

На первом этапе (вызов) необходимо активизировать имеющиеся знания, заинтересовать, мотивировать обучающихся на плодотворную работу к получению новых знаний.

На втором этапе (осмысление) осуществляется непосредственная работа с информацией по определенному алгоритму, соответствующему выбранному приему.

На третьем этапе (рефлексии) обучающиеся анализируют, интерпретируют, перерабатывают информацию.

В настоящее время можно выделить ряд приемов организации образовательного процесса на уроках экономики, способствующих развитию критического мышления. Рассмотрим некоторые из них.

1. Кластерный прием «Виноградная гроздь». Данный прием применяется, чаще всего на этапе вызова или размышления, с целью выявления связи изучаемого экономической понятия (категории) с темой в целом (систематизация), определения его места в этой теме. Данный метод позволяет охватить достаточно большой объем информации, получить информационное поле в виде структурированного графического изображение, с выделенными логическими связями.

2. Прием «Идеи, корзина концепций». На этапе вызова или размышления, обучающимся (в парах или индивидуально каждому) предлагается записать тезисы о рассматриваемой проблеме, во время общего сбора все записанные тезисы, без повторения, складываются в «корзину». В ходе освоения нового материала, по мере необходимости в тезисы из «корзины» вносятся коррективы, исправляются ошибки.

3. Прием «Тонкие и толстые вопросы». Данный прием организовывается в формате взаимного опроса обучающихся по изучаемой теме, при этом «тонкий вопрос» - это репродуктивный, чаще всего однозначный вопрос, а «толстый вопрос» -это проблемный вопрос, который требует глубокого осмысления, логического рассуждения, поиска и анализа

дополнительной информации. Этот прием направлен на отработку умений задавать вопросы, обучая при этом применять на практике новые знания, сопоставлять их с уже изученным материалом. На рисунке 1, представлены примеры «тонких» и «толстых» вопросов.

Тонкие вопросы Толстые вопросы

Кто... Дайте объяснение, почему...

Что... Почему вы думаете...

Когда... Почему вы считаете...

Будет.,. В чем разница...

Как звали... Предположите, что будет, если...

Было ли... Что, если...

Рисунок 1. Примет «Тонкие и толстые вопросы»

4. Прием «ИНСЕРТ». Применяется на стадии осмысления. Осуществляя работу с текстовым материалов, ученики маркируют его специальными значками «V» - я это знал; «+» - это для меня новая информация; «-» - это противоречит тому, что я знал или я думаю по-другому или я этого не знал; «?» - хотел бы узнать подробнее. Затем каждый школьник заполняет свою таблицу с колонками «V, «+», «-», «?». Далее, выборочно, зачитываются несколько полученных таблиц без обсуждения зачитанных тезисов. После повторного чтения текстового материала, организовывается анализ, обсуждение вопросов из таблиц.

Рассмотрим несколько примеров организации урока экономики с использованием, выше описанным приемов.

При изучении в 11 классе темы «Деньги. Функции пометок денег. Качества техника современных вопрос денег», обучающимся на этапе рефлексии можно дать задание, создать кластер по изученной теме. При создание такого кластера обучающимся необходимо будет «связать в единую сеть» все понятия данной темы. Такой прием позволит не только обобщить, систематизировать и структурировать изученный учебный материал, но и наглядно увидеть логику его изложение, а также запомнить его, так как наглядно представленная информация усваивается и запоминается лучше.

Прием «ИНСЕРТ» на уроке экономики в 10 классе, можно использовать при изучении темы «Рыночные отношения». Обучающимся на стадии осмысления предлагается работа с текстом «Рынок - великое достижение человечества». На эту работу отводиться около 5 минут, далее после заполнения таблиц и устного обсуждения, обучающиеся еще раз прочитывают текст и выделяют, и систематизируют информацию, предложенную в тексте.

Выводы. Проведенное теоретическое исследование, показывает, что критическое мышление не принимает доктрин, оно формируется и развивается за счет большого объема новой информации, в том числе и информации о жизненном опыте, предполагает выработку новых мыслей, решений, иногда выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Включение обучающихся в образовательный процесс направленный на развитие критического мышления, позволяет вырабатывать у них привычку мыслить, иметь свою точку зрения на рассматриваемый вопрос, проблему.

Литература:

1. Подходова, Н.С. Развитие критического мышления: уровни сформированности / Н.С. Подходова, О.Ю. Терентьева // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 4. - С. 58.

2. Егорова, М.А. Развитие критического мышления у обучающихся / М.А. Егорова, Д.Н. Липовченко // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т. 3, № 3. - С. 110-114

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков Ларина Татьяна Владимировна

Военно-учебный научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Суханова Анастасия Сергеевна

Военно-учебный научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассматривается формирование системы ценностей обучающихся в условиях современного образования. Проводится анализ формирования системы ценностей на основе документов, регламентирующих образовательный процесс. Раскрывается понятие «система ценностей» и делается вывод об их значимости для современного гражданина России. На основе анализа теоретических источников приводятся перспективы формирования системы ценностей обучающихся в контексте совершенствования системы образования. Авторы статьи делают выводы о том, что что происходящие на сегодняшний день мировые трансформационные процессы напрямую влияют на необходимость построения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.