Научная статья на тему 'ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пример для подражания / мотивация / учебная деятельность / метод-проектов / наставничество / профориентационные встречи / педагогика / role model / motivation / educational activity / method-projects / mentoring / career guidance meetings / pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладыкина Татьяна Александровна

Рассматриваются педагогические методы и технологии, предлагающие учащимся примеры для подражания, повышающие мотивацию к учебной деятельности студентов высших юридических учебных заведений. Требования к уровню профессиональной подготовки юристов в настоящее время неуклонно растут. При этом традиционные методы преподавания недостаточно эффективны и не всегда позволяют сформировать специалистов высокого уровня. Автор анализирует существующие в отечественной психологии концепции и подходы к пониманию понятий мотивы и мотивация, определяет ключевую роль позитивной учебной мотивации для эффективности процесса обучения в целом. Педагог может воздействовать на мотивационную сферу личности через примеры для подражания за счет использования некоторых активных методов обучения: метода проектов, профориентационных встреч с юристами-профессионалами, наставничества в рамках учебной и производственной практики. Применение метода проектов предполагает подробную разработку обучающемуся отдельной темы исследования. Автор предлагает конкретные темы проектов, дающие студентам примеры для подражания. Преимущество метода проектов состоит в том, что он формирует активную, самостоятельную и творческую личность. Профориентационные встречи со практикующими специалистами-юристами как педагогическая технология подталкивает студента к самоопределению, показывает важность овладения профессиональным мастерством. Диалог опытного работника и студента дает пример самореализации в профессии, носит мотивирующий, вдохновляющий характер. Педагогическая технология наставничества также способна давать примеры для подражания и эффективно мотивировать к учебной деятельности. Наставник, опытный юрист-профессионал будет служить примером для студента, а явление наставничества может эффективно воздействовать на сферу позитивной мотивации потому что оно часто представляет собой неформальный, эмоционально окрашенный процесс передачи знаний, профессионального опыта, сопровождающейся психологической поддержкой учащегося. Использование данных педагогических технологий позволит сделать подготовку студентов, будущих правоведов более эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical methods and technologies are considered, offering students role models, increasing motivation for the educational activities of students of higher law schools. The requirements for the level of professional training of lawyers are currently steadily increasing. At the same time, traditional teaching methods are not effective enough and do not always allow the formation of high-level specialists. The author analyzes the existing concepts and approaches to understanding the concepts of motives and motivation in Russian psychology, determines the key role of positive learning motivation for the effectiveness of the learning process as a whole. A teacher can influence the motivational sphere of a person through role models through the use of some active teaching methods: the project method, career guidance meetings with professional lawyers, mentoring within the framework of educational and industrial practice. The application of the project method involves the detailed development of a separate research topic for the student. The author suggests specific project topics that give students role models. The advantage of the project method is that it forms an active, independent and creative personality. Career guidance meetings with practicing lawyers as a pedagogical technology pushes the student to self-determination, shows the importance of mastering professional skills. The dialogue between an experienced employee and a student gives an example of self-realization in the profession, is motivating, inspiring. The pedagogical technology of mentoring is also able to give role models and effectively motivate for learning activities. A mentor, an experienced lawyer-professional will serve as an example for a student, and the phenomenon of mentoring can effectively affect the sphere of positive motivation because it is often an informal, emotionally colored process of transferring knowledge, professional experience, accompanied by psychological support for the student. The use of these pedagogical technologies will make the training of students, future lawyers more effective.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

4. Володин, A.A. Организационно-педагогические условия мобильного обучения / A.A. Володин, Н.Г. Бондаренко. -Подольск: AHO ВПО «МОГИ», 2014. - 102 с.

5. Гуремина, Н.В. Эдьютейнмент как эффективная технология развития творческого потенциала личности в учебном процессе / Н.В. Гуремина, Л.В. Путинцева // Russian Journal of Bducation and Psychology. - 2016. - №3-2 (59). - C. 88-94

6. Деркач, A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. - Москва: Изд-во Моск. психол,-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2004. - 750 с.

7. Деркач, Т.В. Формирование профессионально-речевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Владимировна Деркач. -Чебоксары, 2009. - 20 с.

8. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова// General and professional education. -2012. -№ 1. -С. 8-14

9. Методика преподавания физической культуры в общеобразовательной организации с учетом реализации модели смешанного обучения / Г.М. Голикова, Л.А. Акимова, П.П. Тиссен [и др.]; под ред. Г.М. Голиковой. - Оренбург: 2022. - 143 с.

10. Лопарева, М.А. Формирование рефлексивных умений студента В учебно-познавательной деятельности: авторефератдис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Марина Александровна Лопарева. -0ренбург,2009. -25 с.

11. Новиков, A.M. Методология образования / A.M. Новиков. - Москва: Эгвес, 2006. - 488 с.

12. Пак, Л.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования личностно-профессионального имиджа студента / Л.Г. Пак, О.Н. Валеева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 475-481

13. Шаляпина, C.B. Содержание организационно-педагогических условий процесса содействия профессиональному самоопределению студентов (на примере педагогического вуза) / C.B. Шаляпина // Вестник ТГПУ. - 2021. - № 2 (214). -С. 17-23

14. Якимова, Л.А. Формирование культуры двигательной деятельности студентов вузов физической культуры с учетом профиля специальности: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Людмила Александровна Якимова. -Краснодар, 2000. - 23 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат философских наук, доцент Ладыкина Татьяна Александровна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Рассматриваются педагогические методы и технологии, предлагающие учащимся примеры для подражания, повышающие мотивацию к учебной деятельности студентов высших юридических учебных заведений. Требования к уровню профессиональной подготовки юристов в настоящее время неуклонно растут. При этом традиционные методы преподавания недостаточно эффективны и не всегда позволяют сформировать специалистов высокого уровня. Автор анализирует существующие в отечественной психологии концепции и подходы к пониманию понятий мотивы и мотивация, определяет ключевую роль позитивной учебной мотивации для эффективности процесса обучения в целом. Педагог может воздействовать на мотивационную сферу личности через примеры для подражания за счет использования некоторых активных методов обучения: метода проектов, профориентационных встреч с юристами-профессионалами, наставничества в рамках учебной и производственной практики. Применение метода проектов предполагает подробную разработку обучающемуся отдельной темы исследования. Автор предлагает конкретные темы проектов, дающие студентам примеры для подражания. Преимущество метода проектов состоит в том, что он формирует активную, самостоятельную и творческую личность. Профориентационные встречи со практикующими специалистами-юристами как педагогическая технология подталкивает студента к самоопределению, показывает важность овладения профессиональным мастерством. Диалог опытного работника и студента дает пример самореализации в профессии, носит мотивирующий, вдохновляющий характер. Педагогическая технология наставничества также способна давать примеры для подражания и эффективно мотивировать к учебной деятельности. Наставник, опытный юрист-профессионал будет служить примером доя студента, а явление наставничества может эффективно воздействовать на сферу позитивной мотивации потому что оно часто представляет собой неформальный, эмоционально окрашенный процесс передачи знаний, профессионального опыта, сопровождающейся психологической поддержкой учащегося. Использование данных педагогических технологий позволит сделать подготовку студентов, будущих правоведов более эффективной.

Ключевые слова: пример для подражания, мотивация, учебная деятельность, метод-проектов, наставничество, профориентационные встречи, педагогика.

Annotation. Pedagogical methods and technologies are considered, offering students role models, increasing motivation for the educational activities of students of higher law schools. The requirements for the level of professional training of lawyers are currently steadily increasing. At the same time, traditional teaching methods are not effective enough and do not always allow the formation of high-level specialists. The author analyzes the existing concepts and approaches to understanding the concepts of motives and motivation in Russian psychology, determines the key role of positive learning motivation for the effectiveness of the learning process as a whole. A teacher can influence the motivational sphere of a person through role models through the use of some active teaching methods: the project method, career guidance meetings with professional lawyers, mentoring within the framework of educational and industrial practice. The application of the project method involves the detailed development of a separate research topic for the student. The author suggests specific project topics that give students role models. The advantage of the project method is that it forms an active, independent and creative personality. Career guidance meetings with practicing lawyers as a pedagogical technology pushes the student to self-determination, shows the importance of mastering professional skills. The dialogue between an experienced employee and a student gives an example of self-realization in the profession, is motivating, inspiring. The pedagogical technology of mentoring is also able to give role models and effectively motivate for learning activities. A mentor, an experienced lawyer-professional will serve as an example for a student, and the phenomenon of mentoring can effectively affect the sphere of positive motivation because it is often an informal, emotionally colored process of transferring knowledge, professional experience, accompanied by psychological support for the student. The use of these pedagogical technologies will make the training of students, future lawyers more effective.

Key words: role model, motivation, educational activity, method-projects, mentoring, career guidance meetings, pedagogy.

Введение. В последние несколько десятилетий российская система образования подвергается существенным изменениям или модернизации, обновляются и усовершенствуются различные элементы образования, пересматриваются стандарты учебной деятельности. Новая образовательная политика предусматривает как изменение самой концепции реализации педагогической деятельности в целом, так и изменение конкретных форм и методов учебно-педагогического процесса, в частности. Эти изменения продиктованы новой социальной реальностью: быстро изменяющееся общество XXI века нуждается в грамотных специалистах, готовых обучатся на протяжении всего процесса своей профессиональной деятельности, постоянно повышать квалификацию. Выполнение такого «социального заказа» системой правового образования стимулирует поиски педагогическим сообществом таких технологий обучения, которые сформируют высококлассных специалистов-юристов. При этом успешное выполнение педагогической деятельности неразрывно связано мотивацией учащихся. Ведь добиться значительных результатов в освоении новых образовательных стандартов невозможно, если учебная мотивация отсутствует или находится на низком уровне. Перед обучающимися юристами в будущей профессиональной деятельности потребуется выполнение следующих основных задач: обеспечение законности, предупреждение правонарушений, разработка нормативно-правовых актов, совершение действий связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов и др. В этой связи вопрос о мотивах учебной, познавательной и профессиональной деятельности студентов юридических специальностей является актуальным, а перед педагогами, обучающими студентов-юристов, ставиться цель - найти и привлечь в обучении способы, приемы, технологии, которые будут мотивировать к обучению, стимулировать к овладению профессиональными знаниями и навыками.

Целью данной работы является выявление и исследование педагогических технологий, предлагающих обучающимся примеры для подражания и тем самым влияющих на повышение мотивации к учебной и познавательной деятельности студентов юридических специальностей. Объект исследования - мотивация учебной деятельности, а предмет - воздействие педагогических технологий, ориентирующих на примеры для подражания на личность обучающегося.

Изложение основного материала статьи. Тема мотивов, их определения, классификации, эффективных способов воздействия на мотивацию является важной и актуальной в психологии и педагогике. В настоящее время в отечественной психологической науке существует значительное множество подходов к пониманию сущности понятий «мотив», «мотивация», «потребность»: от классической теории отечественного психолога А.Н. Леонтьева, который понимал мотив как побудитель к совершению того или иного действия [3], до понимания мотива как намерения, потребности или устойчивого свойства личности (некоторые психологи считают, что черты личности обуславливают поступки человека в той же мере, что внешние обстоятельства). Принимая во внимание разнообразие толкований термина, под мотивом следует понимать - внутреннее побуждение личности к той или иной модели поведения для удовлетворения потребностей. Наработано достаточно большое количество материала, позволяющего классифицировать мотивы различными способами. В психологии принято делить мотивы на осознанные и неосознанные, устойчивые или длительные и кратковременные, а в зависимости от содержания: биологические, социальные, мотивы самоуважения и самоактуализации, и т.д. В последние несколько десятилетий в психологии начинают преобладать новые теории мотивов, характерной чертой которых становится признание ведущей роли сознания в детерминации человеческого поведения. С.Л. Рубинштейн связывал формирование личностных мотивов с общественно-историческим развитием, характер меняющейся социальной реальность способен существенным образом оказывать воздействие на жизненные цели, ценности, мотивационные устремления индивида [5].

Мотивация - система внутренних и внешних мотивов, которые заставляют действовать человека определенным образом; стремление к достижению результата, психофизиологический процесс, контролирующих поведение, эмоции и действия человека, проявляется в изменении внутренних и внешних состояний. Мотивация зависит от интересов, потребностей, свойств личности. Она влияет на все сферы жизни человека. На обучение, самооценку, на достижение результатов и прочее. P.C. Немов определяет мотивацию как совокупность психологических причин, объясняющих поведение человека, его происхождение, направленность и активность [4]. Тема мотивации и мотивов интересна не только психологам, но и педагогам поскольку целенаправленное воздействие на формирование мотивации позволяет управлять учебной деятельностью обучающегося субъекта, двигать ее в нужное для педагога русло.

Педагогические исследования уже длительное время сконцентрированы на проблемах мотивов в процессе учебной деятельности. Психологическая или мотивационная готовность к учебной, а затем и профессиональной деятельности является существенной предпосылкой к ее устойчивости и эффективности и включает в себя следующие основные элементы: положительное отношение у будущей профессиональной деятельности, потребность в ней, осознанное стремления учиться и достигать высоких результатов в учебе, ориентация на достижение успеха в профессиональной деятельности. Развитие позитивной мотивации у студентов - это задача, стоящая перед профессорско-преподавательским составом, ее решение позволит обеспечить успешную учебную деятельность и высокоэффективный результат. Педагогические профессиональные стандарты подразумевают, что педагог сможет создать такие условия в рамках образовательной деятельности, которые будут мотивировать к освоению знаний и овладению необходимыми навыками, необходимыми в дальнейшей профессиональной деятельности. Однако, высокие требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) не всегда соответствуют реальному положению дел в образовательной среде. В настоящее время в учебных заведениях у многих студентов мы наблюдаем невысокий интерес к образовательному процессу. Это, вероятно, вызвано самыми различными причинами, но одной из них, несомненно является дезориентация молодежи в системе ценностей современного российского общества. Одним из элементов повышения мотивации к учебной деятельности может служить пример для подражания. В качестве образца или примера выступает человек-профессионал, который занимается любимым делом и при этом добивается серьезных успехов. Традиционно советская педагогическая наука была ориентирована побуждать стремление к учебной деятельности внешними стимулами, акцент был сделан на воздействии на личность обучающегося из вне, тогда как воздействие посредством примеров для подражания способно формировать внутреннюю позитивную учебную мотивацию у студентов и добиваться значительных педагогических результатов. Среди кумиров современной российской молодёжи популярные медийные персоны, которые часто открыто говорят, что не имеют профессионального образования, плохо учились в школе и при этом добились успеха в жизни, прежде всего материального [2]. У многих молодых людей возникает ложное убеждение в том, что образование и профессиональная деятельность не имеют высокой социальной ценности. Хотя именно знания и образование в целом — главный социальный лифт в постиндустриальных обществах.

Формирование внутренней учебной мотивации через примеры для подражания возможно за счет использования некоторых активных методов обучения, а именно: метода проектов, профориентационных встреч с юристами-профессионалами, наставничества в рамках учебной и производственной практики.

Метод проектов как педагогическая технология известен российской пелагической науке еще с начала прошлого века. Как правило, в качестве работы над проектом учащимся предлагается детальная разработка определенной темы под

руководством педагога, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этапы работы над проектом и способы организации проектной деятельности детально описаны в педагогической литературе. В качестве темы проекта может быть предложено изучение жизни и профессиональной деятельности таких выдающихся юристов разных эпох, как М.М. Сперанского, В.Д. Спасовича, Ф.И. Плевако, В.А. Александрова, А.И. Урусова, А.Ф. Кони, К.П. Победоносцева, Б.Н. Чичерина, P.A. Руденко, B.C. Нерсесянца и многих других. Раскрывая факты о жизни и профессиональной деятельности выдающегося юриста, учащийся формирует свой интерес к учению, выясняя, что труд и усилия, часто из обычного среднего ученика делали выдающего профессионала-юриста. Такая работа для студента - это не просто анализ и письменный пересказ, имеющийся литературы по теме, это также активное использование эмпирических методов научного исследования: сравнения, наблюдения, анализа документов, в том числе нормативных и пр. Такое сочетание позволит подготовить уникальную работу, отличающейся новизной и защитить ее. Подготовка оригинального исследования может сопровождаться публичной защитой проектной работы, которая как правило сопровождается презентацией, в ней должны быть отражены интересные факты из жизни юриста, его достижения, нравственная позиция. При этом студент проявляет фантазию, акцентируя внимание на наиболее важных моментах. В результате выполнения исследовательской проектной работы у обучающегося пробуждается повышенный интерес к предмету и тем самым повышается эффективность занятий.

Метод проектов препятствует пассивному рассмотрению материала, он помогает сформировать личность с новым типом мышления, инициативного, компетентного специалиста. Это действенное средство, которое помогает студентам быть активными в учебе, повысить свою самооценку, самореализоваться.

Профориентационные встречи или образовательные встречи с юристами-профессионалами в рамках учебного процесса, как и работа с использованием проектных педагогических технологий, формируют мотивационные выборы студентов, изучающих право. Состоявшийся в профессии, успешный, опытный юрист способен стать примером для подражания. Взаимодействие в рамках таких встреч открывает путь для понимания обучающимися смыслов профессиональной юридической деятельности как созидательной, творческой, общественно полезной, многомерной, воспитывает осознанное отношение к будущей профессии. Диалог профессионала и студента актуализирует для последнего поиск ответов на волнующие его вопросы, показывает значение профессионального мастерства. Встреча с практикующим юристом, живое общение как бы открывает двери в профессию, становится событием для студента, дает пример самореализации в профессии, носит эмоциональный и вдохновляющий характер.

Профориентационные встречи с судьями, работниками прокуратуры, адвокатами, судебными приставами другими представителями различных юридических профессий как педагогическая технология имеют ряд этапов реализации: подготовительный, основной, заключительный (диагностический и рефлексивный) [1]. Подготовительный этап включает в себя: приглашение юриста с большим профессиональным опытом, решение организационных вопросов, разработку анкеты для заполнения студентами по итогам встречи. Основной этап является центральным и состоит из следующих элементов: выступление приглашенного юриста, демонстрация презентации о этапах карьеры и профессиональных достижениях (презентация может быть подготовлена специальной рабочей группой из числа студентов), ответы на вопросы аудитории, дискуссия, обсуждение особенностей профессии, в том числе трудностей с которыми может столкнуться будущий специалист. Заключительный этап подразумевает диагностическую составляющую (заполнение анкеты учащимися, где они делятся впечатлениями, анализируют встречу, дают собственную оценку событию). Для педагога диагностика необходима поскольку позволяет получить обратную связь, определить эффективность проделанной работы, при необходимости внести коррективы в программу будущих встреч. Рефлексия, как правило выходит за пределы аудиторного времени, отведенного на профориентационную встречу; это и анализ собранных анкет, подготовка студентами новостной статьи для сайта университета и с фотографиями и собственной оценкой события, выступления студентов, которые совместно с преподавателем готовили встречу, написание творческого эссе по итогам встречи и т.д. Такой алгоритм вносит технологический ритм в работу, дает возможность строго выдерживать динамику встречи, этапность работы и получать значимые итоговые результаты.

Таким образом, педагогическая технология профориентационных встреч подталкивает студента к самоопределению, к выбору главного дела своей жизни, «открывает» будущую профессию, наглядно показывает связь между теоретическими знаниями, получаемыми в ходе изучения юридических дисциплин и практикой профессиональной деятельности, позволяет переключиться из позиции студента на место профессионала. Юристы, приглашенные на встречи, как правило, могут делиться не только секретами своего профессионального мастерства, но и личным опытом понимания своей профессии как призвания поэтому мотивирующая составляющая очевидна, перед студентами открывается проблематика и возможности реальной профессиональной деятельности в разных направлениях.

Наставничество в рамках учебной или производственной практики также способно давать примеры для подражания и эффективно мотивировать студента к учебной деятельности. Под наставничеством следует понимать индивидуальное или коллективное шефство опытных работников над начинающими, форму воспитания, профессиональной подготовки, адаптации в том числе студентов, выступающих в роли молодых сотрудников, передачу опыта, прививание культуры труда и корпоративных ценностей обучаемому. В настоящее время, наставничество - это широко распространенная практика, один из методов обучения персонала для различных компаний по всему миру на протяжении значительного количества лет. Наставничество можно делить на формальное и неформальное. Формальное наставничество состоит в том, за начинающим сотрудником в организации или компании официально закрепляется более опытный и осведомленный сотрудник, который систематически оказывает новичку информационную и другую помощь, связанную с выполнением профессиональных обязанностей. Неформальное наставничество - это более широкое явление, включающее в себя любые процессы обмена знаниями, профессиональным опытом и психологическую поддержку, получаемую обучаемым в работе и карьере. Данный вид наставничества включает не только деловое, но неформальное длительное общение между сотрудником, имеющим больший объем знаний, опыта, житейской мудрости и сотрудником, который обладает этим в меньшей степени.

Особенность наставничества как педагогической технологии, которая может быть использована в рамках учебной или производственной практики, состоит в том, что обучение и воспитание происходит не в учебной аудитории, а непосредственно на рабочем месте [6]. Наставник, опытный юрист-профессионал будет служить примером для студента, только начинающего свой служебный путь. Явление наставничества может эффективно воздействовать на сферу позитивной мотивации в силу того, что часто оно представляет собой неформальный, эмоционально окрашенный процесс передачи знаний, профессионального опыта, сопровождающейся психологической поддержкой практиканта. Личность самого наставника имеет важную значение, не каждый сотрудник способен исполнить роль наставника. Им может быть грамотный сотрудник, с высокой коммуникативной компетентностью (умение говорить и слушать), лидер, авторитетный в коллективе, с хорошей деловой репутацией.

Необходимо также отметить, что применение технологии наставничества помогает преодолеть разрыв между теоретическими знаниями, полученными в ходе учебного процесса, и практикой применения этих знаний, в

профессиональной деятельности, позволяет поддержать существующих в обществе привлекательный имидж юриста как служителя закона, не уронить «честь мундира». Осуществление наставничества помогает студенту приобретать способности развивать навыки и умения, стимулирует развитие мотивации к личному профессиональному успеху, формирует положительную установку на дальнейшее обучение и развитие.

Выводы. Таким образом, в настоящий момент по-прежнему актуальна проблема формирования и повышения мотивации в учебной деятельности. На отношение к профессии, стремление добиться определенных профессиональных высот, безусловно, влияют методы и технологии обучения, которые применит педагог. Преподавателю общегуманитарных и правовых дисциплин в юридическом вузе отводится важная роль в развитии мотивации студентов. Именно на педагога возлагается задача вызвать интерес к изучаемому предмету, расширять кругозор и эрудицию студента, поддерживать учащегося в его стремлении к научным изысканиям, воздействовать на формирование мотивации, направленную на получение удовлетворения от учебной деятельности. Но выполнение этой задачи невозможно без использования в работе многообразия педагогических приемов, методов. Ориентация студента на различные социально значимые примеры для подражания с использованием педагогических технологий проектной деятельности, профориентационных встреч, наставничества позволяет эффективно решить данную задачу, то есть повысить учебную мотивацию.

Литература:

1. Галицких, Е.О. Профориентационный проект «Образовательные встречи с педагогами-профессионалами»: опыт реализации и перспективы внедрения / Е.О. Галицких, В.В. Двоеглазов // Вестник Вятского государственного университета. - 2022. - №2(144). - С. 66-73

2. Келбусова, С.С. Пример для подражания, как один из элементов учебной мотивации / С.С. Келбусова, О.Ю. Белозерова// Образование сегодня: векторы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 26 ноября 2018 г. / Гл. ред. Нечаев М.П. - Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2018. - С. 70.

3. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Издательство Смысл, 2019.-511 с.

4. Немов, P.C. Психология: учебник для бакалавров / P.C. Немов. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 639 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.

6. Тонгуш, В.В. Наставничество как один из методов обучения и развития персонала / В.В. Тонгуш, У.Ю. Рощеткаева // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. - № 04-2. - С. 190-192

Педагогика

УДК 377.6

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, доцент Плащевая Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации (г. Благовещенск); доктор педагогических наук, доцент Иванчук Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» (г. Астрахань)

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Развитие критического мышления привлекает особое внимание исследователей из области педагогики, психологии и методики. Это связано прежде всего с требованием ФГОС общего образования с одной стороны, и реалиями сегодняшнего дня, с другой стороны. Современный человек должен уметь оценивать и фильтровать получаемую отовсюду информацию, выделять наиболее важное, проверять и перепроверять фактические данные. В статье представлен теоретический анализ по рассматриваемой проблеме. Целью исследования является выявления и описание методических приемов организации образовательного процесса на уроках экономики, направленного на развитие критического мышления. Представлено описание основных подходя к формулированию понятия критического мышления. Определены приемов организации урока экономики, способствующие развитию критического мышления у обучающихся. Подробно расписаны такие приемы как: кластерный прием «Виноградная гроздь»; прием «Идеи, корзина концепций»; прием «Тонкие и толстые вопросы»; прием «ИНСЕРТ». Каждый из описанных приемов направлен на развитие критического мышления у обучающихся. Приведены примеры школьных тем по экономике, на которых целесообразно применять рассмотренные методические приемы.

Ключевые слова: критическое мышление, обучающиеся, урок экономики, методические приемы.

Annotation. The development of critical thinking attracts special attention of researchers from the field of pedagogy, psychology and methodology. This is primarily due to the requirement of the Federal State Educational Standard for general education, on the one hand, and the realities of today, on the other hand. A modern person should be able to evaluate and filter the information received from everywhere, highlight the most important, check and double-check the actual data. The article presents a theoretical analysis on the problem under consideration. The purpose of the study is to identify and describe the methodological methods of organizing the educational process in economics lessons, aimed at developing critical thinking. The description of the main approaches to the formulation of the concept of critical thinking is presented. The methods of organizing an economics lesson that contribute to the development of critical thinking among students are determined. Such techniques are described in detail as: cluster reception "Grape Bunch"; reception "Ideas, a basket of concepts"; reception "Thin and thick questions"; reception "INSERT". Each of the described techniques is aimed at developing critical thinking in students. Examples of school topics in economics are given, on which it is advisable to apply the considered methodological techniques.

Key words: critical thinking, students, economics lesson, teaching methods.

Введение. Прогрессивное современное общество, задает определенный вектор образования, развития и становления современного человека, параллельно влияя на изменения, происходящие на рынке труда. Не остается в стороне и вопросы повышения конкурентоспособности современном профессиональном сообществе выпускников образовательных организаций. Требования, предъявляемые к современным выпускникам, постоянно растут. В наши дни обществу требуются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.