Научная статья на тему 'Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования'

Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / УНИКАЛЬНОСТЬ / СREATIVITY / PERSONAL-FOCUSED EDUCATION / UNIQUENESS / INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубович М. М.

Личностно-ориентированное образование признает уникальность каж-дого ученика, его индивидуальность. Личностно-ориентированное обучение рассматривается как средство, направленное на развитие креативности лич-ности обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The personal-focused education recognises uniqueness of each pupil, their individuality. The personal-focused training is considered as the means directed on development creativity to the person of the student

Текст научной работы на тему «Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования»

М. М. Шубович

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: креативность, личностно-ориентированное образование, индивидуальность, уникальность. сreativity, personal-focused education, uniqueness, individuality

Личностно-ориентированное образование признает уникальность каждого ученика, его индивидуальность. Личностно-ориентированное обучение рассматривается как средство, направленное на развитие креативности личности обучаемого.

The personal-focused education recognises uniqueness of each pupil, their individuality. The personal-focused training is considered as the means directed on development creativity to the person of the student

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указывается, что образовательные учреждения должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной творческой деятельности и личной ответственности обучаемых в условиях личностно-ориентированной парадигмы современного отечественного образования.

Под личностно-ориентированной парадигмой образования понимается исходная концептуальная модель постановки и решения проблем образования, где признаются уникальная сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательной траектории. Чтобы реализовать личностный подход при проектировании образования, важно определить его место и роль во всей совокупности подходов к обучению. Особый круг проблем возникает при взаимодействии личностного подхода с «неличностными», например, с предметно-ориентированным, социально-ориентированным, формально-

ориентированным.

Так, размышляя о принципиальном отличии всех этих подходов, А.В. Хуторской отмечает, что оно кроется в предмете главной целевой ориентации, то есть в том, на что они ориентированы, - на личность ученика, на основы наук, на знания, умения и навыки (ЗУНы), на социальный заказ и т.п. Основная функция личностно-ориентированного образования - обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов обучаемого. Технология решения этой задачи предполагает не только формировать знания, умения и навыки, но и выделять образовательные объекты, по отношению к которым ученик самоопределяется, добывает знания, знакомится с соответствующими культурно-историческими достижениями человечества, а также выявлять у ученика личностный смысл по отношению к объектам и знаниям о них.

Личностный смысл образования зависит от мотива, которым руководствуется ученик. Личностный смысл, по А.Н. Леонтьеву, - это значение, опосредованное мотивом [6]. Отсюда следует, что смыслообразующие мотивы образования, влияющие на мировоззрение и жизненные позиции, оказываются действеннее и значимее мотивов-стимулов, побуждающих к конкретным действиям.

В современных условиях необходимо построение содержания образования в соответствии со структурой личности в совокупности общественных отношений. Чтобы обра-

зование формировало «целостную личность», необходимо отразить в его структуре ценности общества, в котором живет человек, основные ситуации его жизнедеятельности, в которых необходимо решать следующие проблемы: в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков и т.д. Таким образом, ориентация на решение проблем в различных сферах и видах деятельности служит структурной и содержательной интеграции двух других аспектов отбора образовательных компетенций на основе личностно-ориентированного (по основным сферам личности, соответствующим сферам социальной жизни) и личностно-деятельностного (по основным видам человеческой деятельности).

В настоящее время в личностно-ориентированном обучении выделилось приоритетное направление в признании индивидуальности, самобытности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия, и основная его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому обучаемому с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Личностно-ориентированное обучение создает возможность построения образовательного процесса в соответствии с уровнем достижений обучаемых, их психологическими и психофизиологическими особенностями, обеспечивает максимальное умственное, гуманистическое, эмоциональное развитие каждого обучаемого, способствует эффективному усвоению знаний, их творческому использованию в практической деятельности, то есть развитию способности находить нестандартные решения проблем и задач. Личностно-ориентированное обучение рассматривается как средство, направленное на развитие креативности личности обучаемого.

Творчество - популярный для нашей современной культуры термин. Некоторые ученые характеризуют творчество как всеобщую форму развития, считая, что творчество обусловлено самой природой человека. Другие исследователи отождествляют творчество целиком или частично с любой социальной деятельностью человека, подчеркивая, что творчество существовало на протяжении всей истории развития человеческого рода. Попытки объяснить загадку человеческого творчества делались, начиная с глубокой древности. Платон и Аристотель (IV в, до н. э.) объясняли способность к творчеству как дар богов. В течение столетий это объяснение оставалось единственным применительно к творческим способностям.

Впервые поворот к творческой составляющей личности в педагогике был освещен в трудах И.Г. Песталоцци, понимавшего обучение как творчество самого обучающегося, определяющее гармоническое развитие всех его природных способностей. Данная точка зрения в дальнейшем была отражена в трудах отечественных ученых. По мнению Н.И. Пирогова, в процессе воспитания необходимо руководствоваться принципом общечеловеческого воспитания, т.е. раскрытием внутренних способностей, а только затем - внешней «огранкой» обучающегося. К. Д. Ушинский также считал, что в рамках обучения необходимо создавать условия для полноценного развития личности, раскрытия его творческого потенциала. К.Н. Вентцель в своих исследованиях воспитание трактует не как воздействие, а как содействие в самоопределении личности, а главная задача педагога - создание возможностей для раскрытия всем сторонам воспитуемой личности. П.П. Блонский первым из советских педагогов обратил внимание на необходимость развития творческих способностей будущего специалиста уже в процессе профессиональной подготовки. В работах А.С.

Макаренко также освещена проблема творчества. В педагогическом процессе, по его мнению, нельзя допускать действия каких бы то ни было шаблонов.

Исследование феномена творчества и разработка методов развития творческих способностей человека наиболее продуктивно осуществлены в рамках гуманистического направления в психологии (А. Маслоу, С. Роджерс и др.), рассматривающего творчество как образ жизни, а человека - как активного творца своей жизни [7, 8]. «Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая са-мопродвижение индивида в своем развитии» [7]. А. Маслоу рассматривает креативность как естественное свойство самоактуализирующейся личности. Самоактуализацию он определяет как полное использование талантов, способностей, возможностей личности, как процесс самореализации человеческих потенций. Потребность в самоактуализации есть в каждом, но реализуют ее немногие, так как люди не знают своего потенциала, бояться своих способностей[7].

В отличие от Маслоу, который опирался в своих исследованиях творчества на иерархию потребностей человека, К. Роджерс считал, что личность и поведение являются в основном функцией уникального восприятия человеком окружающего мира. «Жизнь, восприятие мира - есть творческий акт» [8]. К. Роджерс считал, что творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя свои самые глубокие потребности. Творчество необходимо для нормального развития человечества, так как «если человечество не сможет по-новому, оригинально адаптироваться к окружающему миру, наша культура погибнет, расплатой за отсутствие творчества будет не только плохое приспособление индивида и групповая напряженность, но и полное уничтожение всех народов» [8].

Чаще всего творчество рассматривается как процесс и результат создания нечто нового, оригинального. В роли ведущего критерия творческости признается дивергентность мышления: его оригинальность, гибкость, альтернативность, способность к перекомбини-рованию старых элементов в новые конфигурации, способность к переносу и др.

Часто в психологических и педагогических исследованиях проблема творческой самореализации личности связывается с ее интеллектуальными способностями (потенциалом). Однако Д. Б. Богоявленская отмечает, что многолетняя практика тестирования за рубежом, да и реальные достижения в науке, технике и искусстве показали, что творческая отдача человека и показатели умственных способностей подчас не коррелируют [2]. В силу этого существующий подход и по своей содержательной интерпретации, и методически не смог удовлетворить социальный заказ на выявление людей с высоким уровнем творческой самореализации. Поэтому назрело и оформилось стремление выделить некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся лишь только к интеллекту».

Эта специфическая способность к творчеству получила название «креативность» и является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, общих и специальных способностей личности (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В отличие от общих способностей личности (интеллектуальных) и специальных способностей (математических, литературных, музыкальных, художественных, спортивных и т.д.) она не связана с конкретным видом деятельности и выступает как универсальная способность личности к творчеству [9]. Креативность в понятийном поле категории «творчество» занимает место одной из основных составляющих творческих способностей, одаренности личности, лежит в основе формирующихся специальных способностей личности.

Как отмечает В.Н. Дружинин, личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности [4]. Как правило, творческая продуктив-

ность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях. Креативность проявляется в следующих личностных характеристиках: независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте [4]. Креативность, являясь личностным свойством человека, в зависимости от степени выраженности определяет соответственный творческий результат. Даже при минимальной степени выраженности творческих способностей в условиях благоприятной среды обучения и соответствующего ему воспитательного процесса индивид продуцирует позитивную динамику креативности.

Научные исследования показали, что в повседневной жизни происходит подавление творческих способностей. Поэтому эффективное развитие креативности возможно лишь в специализированной среде, в качестве которой могут выступать образовательные учреждения. Развитию креативности способствует личностно-ориентированная направленность в обучении.

Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Развитие креативности может быть определено личностно-ориентированным подходом, так как он понимается в двух аспектах: первый - как осуществление индивидуального подхода для развития личности обучаемого (работа с каждым в рамках новых инновационных технологий обучения); второй - как создание условий для развития их способностей. Личностноориентированный подход, основанный на учете индивидуально-типологических особенностей, в конечном итоге может способствовать самоопределению обучаемых и их стремлению к самоактуализации, что является одной из предпосылок развития креативности личности.

Рассматривая креативность в понятийном поле категории «творчество», необходимо отметить, что в творчестве, в отличие от креативности, отсутствуют целеполагание и алгоритм действия. Для креативности, напротив, характерна изначальная ориентация на прагматические параметры, творческая компонента строго подчинена прагматической цели. В креативном процессе творчество подразумевается. То есть, творчество всегда первично и фундаментально. Креативности без творческой компоненты не может быть по определению.

Понятие «креативность» стало использоваться впервые для обозначения явления, характеризующего творческие возможности человека (творческий потенциал, способность к творчеству, и т.п.), начиная с 50-х годов XX века, но анализ литературы в историческом аспекте показывает, что данная проблема стала предметом научного интереса значительно раньше и исследовалась в психологии, педагогике, философии и других науках. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности стала популярна после издания работ американского психолога Дж. Гилфорда. Впервые в структуре интеллекта он выделил самостоятельную способность к творчеству - креативность, основанную на дивергентном мышлении и описал ее основные параметры. Дж.Гилфорд выделил шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблемы; способность к генерированию идей; способность к продуцированию идей -гибкость; способность нестандартно отвечать на раздражители - оригинальность;

способность к усовершенствованию путем добавления деталей; способность разрешать идеи, т.е. способность к анализу и синтезу.

Дальнейшее развитие изучение креативности получило в исследованиях Е.П. Тор-ранса. Креативность рассматривалась Торрансом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности. Творческие способности Торренс описывает как реальные различия между людьми. По его мнению, креативным является тот человек, который в ситуации незавершенности может представить решение или из уже представленного набора выбрать оптимальное. Исследуя креативность, он выделил следующие ее параметры: беглость (быстрота выполнения тестовых заданий); гибкость (число переключений с одного класса объектов на другой); оригинальность (минимальная частота встречаемости ответа в однородной группе). На основании своих исследований Е.П. Торренс пришел к выводу, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от той культуры, в которой воспитывается личность, и экспериментально доказал, что спад в развитии креативности можно снять путем специального обучения.

Н.Ф. Вишнякова считает, что креативность выступает условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации. Креативность выражается восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем. Также она выделяет творческую индивидуальность, которая, являясь высшей характеристикой профессионального творчества, определяется как интегральная креативноличностная категория, и включает: интеллектуально-творческую инициативу; интеллектуальные способности, широту и глубину знаний; чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу; информационный голод, чувство новизны, умение видеть необычное в проблеме, профессионализм, жажду познания [3].

Г.С. Альтшуллер [1], создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий: достойная цель жизни (развивать с 13-15 лет); умение строить планы и программы (развивать с 7 лет); работоспособность (развивать с 3 лет); техника решения задач (развивать с 3 лет); умение держать удар (развивать с 3 лет); результативность (развивать с 3 лет).

Л. Б. Ермолаева-Томина, обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет творчество как совокупность разнообразных способностей, каждая из которых может быть представлена у человека в той или иной степени: открытость опыту - чувствительность к новым проблемам; широта категоризации - отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда; беглость мышления - способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому; оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность решения [5].

Таким образом, основываясь на концепциях развития креативности в исследованиях различных авторов, мы можем сделать вывод, что данное свойство является одной из определяющих характеристик, способствующих становлению личности обучаемого в условиях личностно-ориентированного образования.

Литература

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобрета-тельских задач / Г.С. Альтшуллер. - М.: «Советское радио», 1979. - 84 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б. Богоявленская: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

3. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология / Н.Ф. Вишнякова. - Минск: РИВШ при БГУ, 1996. -142 с.

4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 368 с.

5. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 166-175.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М., Политиздат, 1975. -212 с.

7. Маслоу, А.Г. Психология бытия. Пер. с англ / А.Г. Маслоу. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 304 с.

8. Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С. 22-28.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

10. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

© М. М. Шубович - канд. пед. наук, доц. каф. педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, shubvg @шай.гц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.