ББК 371 УДК 74.00
К ВОПРОСУ О ПРОЯВЛЕНИИ ФЕНОМЕНА ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Н.В. Увари на ЧГПУ
В статье рассматриваются особенности проявления творчества в процессе самоактуализации личности - механизмы творчества, проявления транс-ценденции, креативность как совокупность творческих возможностей и способностей человека, творческая индивидуальность как высшая характеристика творчества, результат процесса самоаісгуализации.
Существенной характеристикой современного образования является его переход от технократической к гуманистической парадигме, согласно которой в центре всех образовательных процессов должна стоять личность учащегося, его индивидуальность, способность творить и создавать окружающий мир. В этой ситуации происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «...от человека образованного к человеку творческому» [13, с. 59]. Творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления, способность к самоизменению. Особое значение приобретает проблема самоактуализации личности, осмысления личностного опыта, построения стратегии будущего.
Рассматривая проблему самоактуализации, мы пришли к необходимости изучения данного феномена со следующих позиций: 1) как мотив (тенденция личности); 2) как процесс (механизм развития); 3) как эпизод (переживание ценностей бытия); 4) как результат (самоактуализирующаяся личность); 5) как структура компонентов.
Анализируя различные позиции персоно-логов, мы отмечаем сходство позиций
А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма и др. в том, что потребность в самоактуализации существует наряду с прочими. Но при этом потребность личности в самоактуализации находится на вершине иерархии потребностей, определенной А. Маслоу [21]. Безусловно, существуют не единичные случаи, когда пирамида потребностей оказывается «перевернутой», тогда базовыми являются потребно-
сти самоактуализации, самовыражения. Однако большая часть людей стремится преодолеть свою пассивность, быть более независимым и полноценным.
Самоактуализация возможна как процесс творчества, осуществляемого по законам культуры, то есть самоактуализация выступает как особая специфическая деятельность, направленная на осознание собственных значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в деятельности. Механизм самоактуализации отражает переход потенциальных возможностей в актуальные. Процессу ал ьность выражается и в двустороннем характере внутреннего и внешнего функционирования личности.
Самоактуализация понимается как короткие эпизоды в жизни человека, как «прорыв», в котором все силы личности сливаются воедино, человек преодолевает разорванность, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей, и т.д. Во время таких «прорывов» человек лучше реализует свои потенциальные возможности и становится более полноценным. Такие состояния или ситуации могут, в теории, произойти в любое время в жизни любого человека.
Исследуя личность как итог, результат самоактуализации, авторы дают различные определения, характеризующие такого человека: «здоровые люди», «полноценно функционирующий человек» и т.п. Однако характеристики самоактуализировавшегося человека, в основном, сходны. Такой человек более независим, полноценен, проявляет творческие способности, то есть - обычный человек, у
которого ничто не отнято, нет заглушенных и подавленных способностей. Важно отметить, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства, поэтому у человека всегда остаются таланты для развития.
Структурные компоненты самоактуализации: а) мотивационный, поскольку мотив является основной движущей силой, и способствует возникновению у человека побуждения достичь конкретной цели; б) способность к организации во времени выражается в умении человека жить «здесь и сейчас», желании реализовать свои потенциальные возможности, не концентрируясь на прошлом или будущем, а живя настоящим; в) «Я-концепция» рассматривается как система представлений человека о самом себе; несмотря на различные позиции, касающиеся структурных компонентов, «Я-концепция» рассматривается как структурное образование самосознания; г) креативность - как совокупность творческих возможностей и способностей человека обеспечивает проявление человеком социально значимой активности.
При этом проблема творчества рассмотрена нами также с различных позиций:
1) творческие способности; 2) процессуальная сторона творчества; 3) продуктивность творчества; 4)творческая личность.
Творческие способности - это такие психологические особенности человека, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся: дивергентное мышление (его качества: беглость, оригинальность, точность и гибкость), воображение, самостоятельность, мотивация различных этапов творчества.
Анализируя процессуальную сторону творчества, мы определили, что этапами творческого процесса являются: подготовка
(анализ проблемы), фрустрация (возникновение барьера на пути решения проблемы), инкубация (работа над проблемой на подсознательном уровне), инсайт (неожиданное уяснение решения проблемы) и разработка (проверка истинности решения).
Говоря о продуктивности творчества, мы считаем, что продукт творческой деятельности есть «нечто новое», оригинальное, «никогда ранее не бывшее», это может быть «вещь» материального или духовного мира, способ деятельности, знание и т.п. как самого субъекта творчества, так и других людей. Для процесса обучения очень важно учитывать
субъективную новизну продукта, то есть новое для учащегося, но не для общества.
Творческой личности присуща такая характеристика как креативность. По Д.Б. Богоявленской, креативный уровень характеризуется высшим уровнем интеллектуальной активности, при котором обнаруженная человеком закономерность, становится не формальным приемом, а самостоятельной проблемой [9]. Следует отметить, что в современных исследованиях намечается тенденция рассмотрения креативности не только как процесса и комплекса интеллектуальных, но и личностных особенностей индивида, присущих каждой личности.
Таким образом, при изучении проблемы самоактуализации, мы определили структурные компоненты самоактуализации: а) мотивационный; б) способность к организации во времени; в) Я-концепция; г) креативность. При этом проблема творчества рассмотрена нами также с различных позиций: 1) творческие способности; 2) процессуальная сторона творчества; 3) продуктивность творчества; 4) творческая личность. Соответственно перед нами стоит задача рассмотрения особенностей проявления каждого аспекта творчества в процессе самоактуализации личности.
В психологической и педагогической литературе чаще всего самоактуализация понимается как тенденция к реализации внутреннего потенциала человека, стремление реализовать свои способности.
I. Важным аспектом нашего исследования является механизм проявления творчества в процессе самоактуализации.
Рассматривая особенности творческой личности, мы пришли к пониманию, что креативность является личностной характеристикой, в связи с этим, одним из существенных, на наш взгляд, является положение, высказанное Н.М. Гнатко о существовании двух уровней развития креативности: потенциального и актуального. Потенциальная креативность - это креативность додеятельностная, характеризующая индивидуума с точки зрения его готовности к приобретению актуальной креативности, к проявлению творческой активности. Потенциальная креативность -необходимое субъективное условие творчества. Актуальная креативность - порождение взаимодействия индивидуальных характеристик потенциального креативного индивидуума с характеристиками того или иного вида деятельности, обусловливающее актуаль-
ную, непосредственную готовность ее носителя к проявлению творческой активности в соответствующем виде деятельности; актуальная креативность - достаточное субъективное условие творчества [14].
Аналогичная мысль высказана и другими исследователями: потенциальная креатив-
ность - креативность в возможности. Чтобы креативность в возможности стала креативностью в действительности - актуальной креативностью, первая должна претерпеть кардинальное преобразование посредством освоения ее носителем определенного вида деятельности [29]. Таким видом деятельности, по нашему мнению, является творческая деятельность.
Подтверждение данного положения мы находим у Н.Ф. Вишняковой, одна из идей ее исследования выражается в том, что человек характеризуется не только в реальном функционировании, но и в потенциальном проектировании. Динамика и развитие творческих способностей выступают как механизм перехода потенциального в актуальное. Процесс перехода потенциального в актуальное реализуется через развитие творческих способностей личности в процессе продуктивной деятельности [12].
Становление любого потенциального образования рассматривается как многоуровневый процесс. Например: а) временный уровень развития потенций (прошлый, настоящий, будущий); б) репродуктивный (воспроизведение ранее актуализированного уровня в свете новых созидательных задач; в) продуктивный (изменение достигнутых результатов на более высокой основе, в соответствии с направлением «вектора эволюции общественного прогресса». При этом исследователи уточняют, что на каждом следующем этапе уже сформированные способности входят в новый синтез с личностно-психологическими образованиями: интересами, потребностями, мотивами и т. п. [28].
Актуальное ряд исследователей [5, 23] рассматривают как развитие и действующие в тех или иных условиях особенности личности, которые являются реализацией свойств, ранее находящихся в латентном состоянии. Актуализация способствует созданию новых «продуктивных» системных свойств, новых мотивационных характеристик поведения и деятельности.
Следовательно, категории «потенциальное» и «актуальное» позволяют отразить многие стороны взаимозависимости примени-
тельно к личности. Так, в ряде исследований (Б.Г. Ананьева, Т.Н. Артемьевой, В.Г. Асеева, Н.В. Кузьминой, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, C.JI. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, и др.) основными являются понятия «творческий потенциал» и «творческая активность». Не ставя перед собой цели анализировать данные категории, мы лишь отмечаем их ло-гико-семантическую связь с актуальной и потенциальной креативностью. Это находит подтверждение у ряда исследователей [5, 20, 23,28].
Говоря о потенциальном в творчестве, мы считаем необходимым рассмотреть понятие «творческий потенциал».
Творческий потенциал личности - это основа индивидуальной программы человека, формирующейся и функционирующей под воздействием единого информационного потока генетической и социальной программ во взаимодействии с реальной средой [28]. При этом программа рассматривается как возможные изменения системы в будущем, определяемое ее структурой и восприимчивостью к различным внешним воздействиям. Генетические изменения в силу своей природы консервативны. В течение длительного периода эволюции человечества «генетический потенциал» остается величиной сравнительно постоянной. Творческий потенциал развивается на основе социального фактора, претерпевая определенные исторические периоды, качественные скачки. Таким образом, данное потенциальное образование, являясь результатом развития, в свою очередь, становится предпосылкой каждого нового этапа качественного изменения индивида.
Креативность формируется на основе творческого потенциала. А.Н. Лук трактует творческий потенциал как синтез логического, продуктивного мышления и воображения: «...легкость генерирования идей, или составление гипотезы по всякому вопросу, и гибкость интеллекта...» [20, с. 50].
В.Г. Рындак рассматривает творческий потенциал как «систему личностных способностей (изобретательство, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побу-
В связи с этим, логичным является рассмотрение понятия «фактор». В педагогике «фактор» трактуется как «причина, влияющая
ждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию» [28, с. 14].
Творческий потенциал, по мнению Н.Ф. Вишняковой включает комплекс творческих способностей, проявляющихся и развивающихся в продуктивной деятельности, а также комплекс психических новообразований личности, формирующихся на протяжении ее возрастного созревания [12].
Между творческим потенциалом (потенциальное) и актуализированными творческими возможностями (актуальное) существуют отношения, аналогичные отношениям категорий «возможное» и «действительное» в структуре личности:
-актуализация, проявление, функционирование потенциального - суть процесса, его изменения и развития посредством актуальных проявлений (деятельности, действий, отношений, общения и т.п.) представляют возможным судить о состоянии и характеристиках анализируемого потенциального образования до создания условий для превращения его в реальное актуальное;
- одно переходит в другое и реализует его. Переход и реализация обусловлены как субъективными личностными особенностями, так и объективными общественными условиями. «Возможность - есть потенциальная действительность, а действительность выступает как реализованная возможность» [5, с. 34].
В большинстве случаев актуализация потенциальных образований индивида осуществляется в процессе разрешения противоречий (между имеющимися условиями, ситуациями, интересами и намерениями личности; между представлениями личности о собственных возможностях и самой себе в целом и реалиями и т.п.). «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» - утверждал С.Л. Рубинштейн [27, с. 102].
Целью активности и ее источником являются не предметы сами по себе, а осуществление человеком самого себя, своей «самости». В данном случае нам созвучна позиция И.Н. Вербицкой, которая представляет самоактуализацию как активное самосовершенствование личности, динамичный процесс перевода личностного потенциала из зоны актуального развития в зону ближайшего развития [11].
на течение и результат дидактического процесса» [24, с. 251]. В «Большом толковом словаре» данное понятие раскрывается следующим образом: «Фактор - существенное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу, явлению» [10, с. 1414]. Ключевым, на наш взгляд, является следующее определение: «Фактор - (от лат. - делающий, производящий), - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты» [34, с. 1263].
Резюмируя данную часть исследования, мы обозначаем свою позицию. Творческий потенциал включает комплекс творческих способностей (дивергентное мышление: беглость, оригинальность, точность и гибкость; воображение; самостоятельность; мотивация различных этапов творчества). Но они находятся в отношении «потенциальное». Процесс перехода потенциального в актуальное реализуется через развитие творческих способностей в процессе продуктивной деятельности. Для процесса актуализации необходимо сочетание как внутренних усилий личности, так и воздействия внешней среды. Для осуществления самоактуализации внешнее воздействие не является значимым, а решающую роль играет осуществление человеком своей «самости», самого себя.
Таким образом, именно в процессе продуктивной деятельности реализуются и развиваются творческие способности, то есть совершается процесс перехода потенциального состояния в актуальное. Данный переход креативно-потенциального в актуальное является механизмом, движущей силой, а значит фактором самоактуализации личности.
II. Рассматривая процессуальный характер творчества, мы выявили этапы творческого процесса (подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт, разработка). Кульминационной точкой креативного процесса, в которой проявляются результаты продолжительной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи является инсайт.
Одним из аспектов проблемы самоактуализации является рассмотрение ее с позиций трансценденции. В этом случае самоактуализация понимается как «прорыв», в котором все силы личности сливаются воедино.
В данном акте трансценденции в процессе самоактуализации и инсайта в процессе творчества мы и рассматриваем взаимосвязь.
В экзистенциальной философии само-трансценденцию связывают с выходом человека за пределы своего «Я»» его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность. В переводе с латинского «трансенденции» означает переход, переходящий, переступающий.
Одним из первых данную проблему затронул И. Кант [18]. Развивая его идеи о тесной связи трансцендентного и трансцендентального, С.Л. Франк [30], М. Хайдеггер [32] уделяют большое внимание понятию транс-цендирование. В работе «Реальность и человек» С.Л. Франк пишет: «...это бытие субъекта, эта изнутри открывающаяся моя жизнь, хотя и есть ближайший, наиболее явно и непосредственно мне данный слой первичной реальности, но отнюдь ее не исчерпывает. Дело в том, что этот слой по самому своему существу немыслим иначе как в связи с чем-то иным, ему запредельным» [32, с. 234]. «Дело в том, что этой первичной реальности по самому ее существу присущ момент трансцен-дирования, выхождения за пределы себя как чего-то ограниченного... Существо этого момента трансцендирования состоит в том, что я не могу иметь «мое собственное» бытие иначе как часть или члена бытия вообще, выходящего за его пределы» [32, с. 235].
Представления о трансценденции в работах Н.А. Бердяева носят религиозный характер, но при этом он пишет, что реализация личности всегда предполагает самоограничение, свободное подчинение сверхличному, творчество сверхличных ценностей, выход из себя в другого [7]. «Человек есть существо, себя преодолевающее, трансцендирующее. Реализация личности в человеке есть это постоянное трансцендирование...» [6, с. 48].
Проблема трансценденции рассматривается в работах Н. Аббаньяно, при этом его позиция достаточно хорошо применима не только к проблеме самоактуализации, но и проблеме творчества. «Движение к внутренней обособленности иллюзорно, - отмечает Н. Аббаньяно, - человек, который стремится найти убежище в цитадели собственного внутреннего мира и, тем самым, освободиться от мира внешнего и сообщества, является жертвой иллюзии, считая, то он в состоянии обладать самим собой прежде, чем быть самим собой. Но он может быть самим собой
только при условии, что он выходит за рамки самого себя к тройной трансцендентности Я, мира и сообщества» [1, с. 45].
Рассмотрение трансценденции во взаимосвязи с проблемой самоактуализации присутствует в работах многих представителей гуманистической психологии.
Для А. Маслоу самоактуализация в завершенном виде представляется как «транс-ценденция личности»» то есть «обретение идентичности, автономности или самости, и одновременный взлет над самим собой, уход вверх от самости [21].
Важно заметить, что и К. Роджерс также близок к этой мысли., утверждая, что самоактуализация может вызывать возражения, если на ней все заканчивается, если она граничит с замыканием на себе. «Необходимо начинать с себя, с тем, чтобы забыть себя и раствориться в мире, мы понимаем себя, чтобы не быть все время занятыми собой» [26, с. 58].
Анализируя данные позиции, Д.А. Леонтьев пишет о том, что предложенное понимание самоактуализации как развертываемых заложенных в индивиде потенций не способно объяснить, что именно реализуется в этом процессе и в чем его смысл (и есть ли он) помимо субъективного переживания своей самоактуализации [19].
На наш взгляд, в данном случае смысл самоактуализации проявляется в самотранс-ценденции. Соглашаясь с позицией М.Г. Голубчиковой, мы считаем, что самоактуализация - это не стремление влиять на сознание и волю других людей, а скорее желание опереться на значимых других для выхода за пределы собственного Я [15].
Тогда внешнее проявление процессов самоактуализации и самотрансценденции происходит через акты творческой деятельности. При этом этап инсайта, как «внезапное понимание существенных отношений и ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы» [25, с. 106], по нашему мнению, напрямую связан с процессом трансценденции.
Резюмирую данную часть, можно отметить, что самоактуализация сопровождается процессом самотрансценденции, при этом внешнее выражение данного процесса происходит в творческой деятельности (этап инсайта).
III. В традиционной психологии креативность рассматривалась как личностная категория, и споры в основном велись по поводу уточнения ее трактовки, а именно: креатив-
ность как дивергентное мышление (Дж. Гилфорд, О.К. Тихомиров) или интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермо-лаева-Томина), или как интегрированное качество личности (Я.А. Пономарев и др.). Каждая позиция ученого достаточно аргументирована и заслуживает глубокого признания. Безусловно, если креативность понимается только с одной из описанных позиций, то ее проблематика обедняется и рассматривается односторонне, особенно это касается проблемы образования не только как получение результата, но и особенно как организацию и управление процессом обучения и воспитания.
Достаточно аргументированным является исследование Н.Ф. Вишняковой, в котором дается подробный теоретический анализ исследования креативности, позволяющий ей исходить из системной трактовки креативности как ценностно-личностного, многоуровневого образования в отличие от рационалистических представлений о креативности как о сугубо интеллектуально-эвристическом качестве личности. Мы солидарны с ее высказыванием: «Креативность как ценностно-
личностная созидательная категория будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации. Креативность выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах, сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» [12, с. 67].
В связи с данным положением, мы соглашаемся с позицией Н.Ф. Вишняковой, рассматривающей характеристику креативности с позиций системного подхода и определившей три категориальных блока креативности:
- креативно-личностный, связанный с саморазвитием и самоактуализацией;
- креативно-процессуальный, связанный с созидательным процессом;
- креативно-результативный категориальный блок, связанный с созданием нового продукта. Это логично связано с рассмотрением нами проблемы творчества с позиций процессуальности, продуктивности и личностных характеристик [12].
Но, процесс как отдельное явление не существует сам по себе, изолированно. Креативный результат может относиться как к личностному, так и к социальному аспекту, а процесс - к личностному. Личность, обладающая творческими способностями, в нашем исследовании рассматривается как креативная личность. В свою очередь, личность, опосредуясь внешним явлением, результируется в личностно-созидательном материальном или духовном продукте. Исходя из того, что личность развивается в ходе сотворческой деятельности, креативная личность развивается в креативном процессе, получая креативный как предметный, так и личностный результат.
Н.Ю. Хрящева считает способность к творчеству (как процессу, приводящему к созданию нового) одним из наиболее важных условий для успешного самовыражения, всесторонней самореализации и адаптации личности в современном мире. «При этом внутренним ресурсом, потенциалом, обеспечивающим этот процесс, является креативность» [33, с. 171].
Творческий продукт является результатом творческого процесса, способствующего самоактуализации личности. Эта последовательность повторяется на новом витке развития, в чем проявляется диалектическая закономерность трехмерности креативности.
Таким образом, трехмерность системной трактовки креативности актуализируется в личностной, созидательно-процессуальной и результативной категориях. Диалектика трехмерной многоуровневой креативной категории основывается на взаимодействии внутренних (личностных) и внешних (социальнорезультативных) факторов в творческом процессе.
Креативность в русле самоактуализации есть естественная тенденция к личностному балансу и психическому здоровью и самоактуализации. А. Адлер рассматривал креативность «Я» в свободе выбора между альтернативными жизненными стилями и финальными целями. Хотя цели могут инициироваться наследственностью и культурными факторами, в конечном итоге цель возникает все же благодаря креативной силе индивидуальности, В этом проявляется самодетерминация и уникальность индивидуальности. Таким образом, процесс формирования жизненной пели, стиля жизни, представлений о себе и мире по существу являются творческими актами [3].
А. Маслоу считал, что благодаря самоактуализации, личность становится более открытой опыту, совершенной и спонтанной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации и есть качество, которое может быть применено к любой задаче в жизни [22].
Обобщая данную часть изложенного, мы считаем, что креативность как совокупность творческих возможностей и способностей человека обеспечивает проявление человеком социально значимой активности и является структурным элементом самоактуализации.
IV. Одной из особенностей проявления творчества в самоактуализации является мотивация к творческой деятельности, направленность личности на творчество.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что свои творческие способности человек максимально реализует в конструктивной жизненной стратегии [27].
К.А. Абульханова-Славская развивая данное положении, представляет стратегии жизни человека, как его способность к самостоятельному построению своей жизни, и выделяет три основных ее признака:
- первый - выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этих этапов;
- второй - решение противоречий жизни, достижение своих жизненных целей и планов;
-третий - творчество, созидание ценности своей жизни, соединение своих потребностей со своей жиэныо в виде ее особых ценностей [2].
Стратегия является способом самоосуще-ствления человека в различных сферах его жизни. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности и новом поиске и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком. Каждый человек имеет свою стратегию в зависимости от ценностно-смысловых ориентации, принципиальное различие которой заключается в том, что один человек: строит свою жизнь сознательно, а другой использует лишь то, что есть в наличии (и в жизни и в нем самом). Для каждого человека (в соответствии с его индивидуальностью), характерен свой неповторимый (уникальный) способ жизни, способ ее структурирования и организации с одной стороны, оценивания и осмысления с другой. У разных
людей своя мера целостности жизненного пути и степень соответствия действии личности ее ценностям, намерениям. Поэтому способы организации жизни мы рассматриваем как способность личности стихийно или сознательно строить жизненные стратегии.
Таким образом, К.А. Абульханова-Славская определяет жизненную стратегию как систему ценностей и целей, поиск и осуществление своего уникального смысла.
Творческая модель организации жизни и деятельности требует от личности активности, оптимального варьирования своих действий, умения находить неожиданные решения, абстрагироваться от всего несущественного. В своей книге «Стратегия жизни» К.А. Абульханова-Славская всестороннее рассматривает понятие активности, которому противоположно понятие пассивности [2].
Активность, проявляется в деятельности и реализуется либо действенно-практически, либо структурно-умозрительно. Способы моделирования личностью жизни с помощью активности могут быть самыми различными: осознанными или неосознанными, последовательными или стихийными, рациональными или случайными. Стихийность, например, может проявляться в следовании как внешним событиям, так и внутренним порывам, влечениям, капризам, в чем и проявляется стратегия жизни.
Следует отметить, что рассмотрение мотивации (внешней и внутренней) к творчеству тесно связано с условиями развития личности. В связи с этим, И.Н. Вербицкая отмечает, что побудительной силой самоактуализации являются мотивации, побуждения, стремления к актуализированным призваниям, сформированные в процессе воспитания и обучения, на базе потребностей личности [11].
Н.Р. Битянова считает, что условием развития личности является социальный опыт, потому что именно в рефлексивном опыте развиваются субъективность, осуществляется личностный рост. Каждый человек имеет определенный опыт субъективности, который может способствовать или препятствовать становлению нового образа жизни. К структурным составляющим опыта она относит: индивидуальную модель мира, которая репрезентирует активность личности в обобщенном отражении мира, мировоззрение личности, содержащее целостное отношение к миру; жизненную позицию, которая фиксирует процесс самоопределения личности; образ жизни,
являющийся формой хранения в социальном опыте личности ее стиля самоорганизации жизни [8].
М.Р. Гинзбург утверждает, что обретение нового опыта может расширить представления человека о своих возможностях и снять привычные ограничения, Позитивно ориентированное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его и делает человека субьектом собственного становления [13].
Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда позволяет окружающая среда [16]. Как показывают многочисленные исследования, в повседневной жизни происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношении, продуктов и т.д. Отсутствие или низкая степень выраженности креативных свойств имеют определенную значимость и внутреннюю обоснованность в рамках системы жизнедеятельности индивида. Причины, по которым самоактуализация проявляется редко, А Маслоу соотносит с тем, что многие люди не видят своего потенциала, склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, те самым, уменьшая шансы для самоактуализации [21]. При этом следует отметить, что в ряде случаев самоактуализация возможна и казалось бы в самых неблагоприятных условиях жизни, и в то же время, при наличии достаточно благоприятных жизненных условий, человек может не видеть возможностей для реализации своего потенциала.
Резюмируя данную часть, мы отмечаем, что самоактуализация детерминирована внутренними врожденными механизмами и наиболее эффективно осуществляется в определенных условиях: через пробуждение и реализацию бытийных ценностей, обеспечение условий для возникновения в учебном процессе пиковых (радостных) переживаний, удовлетворение базовых психологических потребностей человека.
Самоактуализация осуществляется личностью, индивидуальностью в процессе конструктивной деятельности, благодаря активной жизненной позиции, мотивации и направленности на творчество. Творческая модель организации жизни и деятельности требует от личности активности, предполагает способ-
ность личности к гармонии и конструктивности. Конструктивность жизненной стратегии проявляется не только в поведении, но и в способности к накоплению и осознанию своих душевных сил, в умении выдерживать жизненные удары и поражения.
V. Если рассматривать проблему продуктивности творческой деятельности в аспекте самоактуализации, то мы сталкиваемся с необходимостью уточнить, что продукт творчества может носить не только объективный характер (значимый для общества), но и быть субъективно значимым. Поэтому, исследуя пересечение творческой продуктивности и самоактуализации, мы говорим о категории субъекта творческой деятельности. Субъект творческой деятельности - креативная личность, выступая как особенное, опосредуется внешним социальным влиянием, актуализируясь в творческой индивидуальности.
Творческие способности являются отличительной чертой истинно творческой личности. Особенное и индивидуальное рассматривается нами в единстве. Индивидуальность присуща конкретной личности и отражает ее специфику и неповторимость.
Концепция Б.Г. Ананьева была необходимой предпосылкой для последующего обсуждения вопроса о типичном и индивидуальном в жизненном пути человека. Личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, более того, как формирующая в определенных пределах позицию и линию своей жизни. Согласно высказыванию Б.Г. Ананьева - индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, и соответствие со своими склонностями, устремлениями (стиль жизни), то есть речь идет о выборе того или иного образа жизни человека [4].
Существует много трактовок индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие личности, совокупность качеств, отличающих данного индивида от других, В самом общем плане индивидуальность характеризуется единичностью в ее качественных отличиях, что противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса. Э.В. Ильенков так подчеркивает условия возникновения индивидуальности: «Человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело находится в особом социальном
отношении к самому себе, опосредованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» - с помощью орудия общения» [17, с. 27]. Таким образом, Э.В. Ильенков выводит индивидуальность личности из развитой способности, которая находится в социальном отношении к самой себе или само отношениях в терминах «Я-концепции». Категория творческой индивидуальности включает вариативность и уникальность личности.
Творческий профиль личности проявляется:
1) в креативности: изобретательности, оригинальности, нестереотипности, интеллектуальной инициативе, находчивости, творческом воображении, продуктивном мышлении, ассоциативном восприятии, интуиции, эмпатии, культуре чувств и вдохновении;
2) в интегративно-личностных особенностях: психолого-педагогическом таланте, одаренности, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, самокритичности, сообразительности, коммуникативных способностях, импровшационно-вариативных творческих особенностях, динамизме личности.
Ядром творческой индивидуальности, как категории креативности, является продуктивное самосознание, подразумевающее: осознание неповторимости личности при сравнении себя с остальными; совокупность креативных проявлений и представлений о себе, имеющих сложную структуру; целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальнокреативных особенностей; динамичность и непрерывность процесса саморазвития личности и становления се как творца; создание своей индивидуальности с целью нестереотипного выражения и проявления себя; самоутверждение личности и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах.
Е.Л. Яковлева полагает, что развитие индивидуальности человека есть главный путь решения его креативности [35]. В. Франкл утверждает, что «неповторимость и своеобразие являются основополагающими для осмысленности человеческого существования и ближайшая задача как раз с том и состоит, чтобы найти путь к собственной додаче и пробиться к смыслу жизни в ею единственности и неповторимости» [31, с. 48].
Творческая индивидуальность проявляется и как высшая характеристика творчества. Она является составной интегральной креа-
тивно-личностной категорией, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу; интеллектуальные способности, широту и глубину знаний; чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу; информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, жажду познания.
Таким образом, мы определили следующие проявления творчества в процессе самоактуализации личности: 1) переход креативно-потенциального в актуальное как механизм, движущая сила, фактор самоактуализации личности; 2) самоактуализация сопровождается процессом самотрансценденции, при этом внешнее выражение данного процесса происходит в творческой деятельности;
3) креативность как совокупность творческих возможностей и способностей человека обеспечивает проявление человеком социально значимой активности и является структурным элементом самоактуализации; 4) самоактуализация осуществляется личностью, индивидуальностью в процессе конструктивной деятельности, благодаря активной жизненной позиции, мотивации и направленности на творчество; 5) творческая индивидуальность проявляется как высшая характеристика творчества, результат процесса самоактуализации.
Литература
1. Аббанъяно, Н. Структура экзистенции, Введение в экзистенциализм: перевод с итальянского А.Л. Зорина / Н. Аббанъяно. -СПб.: Алетейя, 1997. - 505 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Академия, 1995. - 244 с.
4. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 274 с.
5. Артемьева, Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т.И. Артемьева. - М.: Наука, 1981. - 98 с.
6. Бердяев, НА. О назначении человека / Н.А. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
7. Бердяев, НА. Самопознание: Опыт философской автобиографии /Н.А. Бердяев - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.
8. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический
обзор /Н.Р. Битянова. - М.: Московский пси-холого-социальный институт: Флинта, 1998.
- 48 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 320 с.
10. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
11. Вербицкая, И.Н. Самоактуализация и совершенствование личности в парашютном спорте: дис. ... канд. психол. наук/И.Н. Вербицкая. - Москва, 2003. -152 с.
12. Вишнякова, Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. ... д-ра психол. наук /Н.Ф. Вишнякова. - Москва, 1996. - 394 с.
13. Гинзбург, М. Р. Путь к себе / М.Р. Гинзбург. - М.: Педагогика; 1991. -168 с.
14. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко. -М.: Наука, 1994 - 124 с.
15. Голубчикова, М.Г. Самоактуализация сельских школьников в условиях дифференцированного обучения: дис. ... канд. пед. наук / М.Г. Голубчикова. - Иркутск, 2003. -196 с.
16. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.
17. Ильенков, Э.В. С чего начинается Личность / под общ. ред. Р.И. Косолапова /
Э.В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1983. - 360 с.
18. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.
19. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека: сб. Психология с человеческим лицом; гуманистическая перспектива в постсоветской психологии; под ред. Д.А. Леонтьева / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. -127 с.
20. Лук, А.Н. Мышление и творчество /
А.Н. Лук. - М.: Политиздат, 1976. -144 с.
21. Маслоу, А. Психология бытия: пер. с англ. / А. Маслоу. - М.-Киев: Рефл-бук; Баклер, 1997.-304 с.
22. Маслоу, А. Самоактуализирующаяся личность: сб. Вопросы психологии; под ред.
Ю.Б. Гиппенрейтера / А. Маслоу. - М.: Мысль, 1992.-С. 108-111.
23. Овчинников, В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда: автореф. дис ... д-ра филос. наук /
B.Ф. Овчинников. - М., 1982. -31 с.
24. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. Дом «Восток», 2003. -274 с.
25. Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. Б.М. Бид-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер с англ.; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной /К. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - 480 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн //Вопросы психологии. -1986. -№ 4.- С. 101-108.
28. Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (Тгория взаимодействия) / В.Г. Рындак.
- М.: Педагогический вестник, 1997. - 243 с.
29. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 308 с.
30. Франк, С.Л. Реальность и человек /
C.Л. Франк. - М.: Республика, 1997. - 479 с.
31. Франки, В. Человек в поисках смысла /В. Франкл. - М., 1990. - 336 с.
32. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления: пер. с нем. /М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993. - 447 с.
33. Хрящева, Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире. Психологическая проблема самореализации личности /Н.Ю. Хрящева. — СПб., 1998. -171 с.
34. Энциклопедический словарь: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия. - СПб.: Норинт, 1998. —1456 с.
35. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. -М.: Изд-во Флинта, 1997. -224с.