Научная статья на тему 'Креативность в понятийном поле категории «Творчество»'

Креативность в понятийном поле категории «Творчество» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
570
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АRT / CREATIVITY / PERSONAL-ORIENTED EDUCATION / ARTISTIC SKILLS / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шубович Марина Михайловна

В работе раскрывается феномен творчества в трудах отечественных ученых. Рассматривается «креативность» в понятийном поле категории «творчество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVY IN CONCEPTUAL CATEGORY OF «ART»1

In the work the phenomenon of art reveals in works of native scientists. «Creativity» is considered in a conceptual field of the category «art».

Текст научной работы на тему «Креативность в понятийном поле категории «Творчество»»

м.м. Шубович

креативность в понятийном поле категории «творчество»

ключевые слова: творчество, креативность, личностно-ориентированное образование, творческий потенциал

Keywords: аг1, creativity, personal-oriented education, artistic skills, creative potential.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое или отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической значимостью и уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.

Пониманию природы творчества посвящено множество научных исследований. Некоторые ученые характеризуют творчество как всеобщую форму развития, считая, что творчество обусловлено самой природой человека. Другие исследователи отождествляют творчество целиком или частично с любой социальной деятельностью человека, подчеркивая, что творчество существовало на протяжении всей истории развития человеческого рода. Попытки объяснить загадку человеческого творчества делались, начиная с глубокой древности. Платон и Аристотель (IV в. до н. э.) объясняли способность к творчеству как дар богов. В течение столетий это объяснение оставалось единственным применительно к творческим способностям. Вместе с тем по мере развития научных направлений многие ученые стали затрагивать проблему творчества, творческого развития в своих теориях и концепциях.

Поворот к творческой составляющей личности в отечественной педагогике был освещен в трудах ученых, понимавших обучение как творчество самого обучающегося, определяющее гармоническое развитие всех его природных способностей. По мнению Н.И. Пирогова, в процессе воспитания необходимо руководствоваться принципом общечеловеческого воспитания, т. е. раскрытием внутренних способностей, а только затем — внешней «огранкой» обучающегося. К.Д. Ушинский также считал, что в рамках обучения необходимо создавать условия для полноценного развития личности, раскрытия его творческого потенциала. К.Н. Вентцель в своих исследованиях воспитание трактует не как воздействие, а как содействие в самоопределении личности, а главная задача педагога — создание возможностей для раскрытия всем сторонам воспитуемой личности. П.П. Блонский первым из советских педагогов обратил внимание на необходимость развития творческих способностей будущего специалиста уже в процессе профессиональной подготовки. В работах А.С. Макаренко также освещена проблема творчества. В педагогическом процессе, по его мнению, нельзя допускать действия каких бы то ни было шаблонов. Чаще всего творчество рассматривается как процесс и результат создания нечто нового, оригинального. Причем в процессе развития личности это может быть не только абсолютно новое (для общества), но относительно новое (для себя). Согласно данному подходу, основой творческого развития личности считаются ее общие способности, связываемые, прежде всего, с интеллектуальным творчеством, продуктивностью мышления. В роли ведущего критерия творческости признается дивергентность мышления: его оригинальность, гибкость, альтернативность, способность к перекомбинированию старых элементов в новые конфигурации, способность к переносу и др.

В настоящее время в науке существует множество подходов к определению понятия «творчество». Определяя творчество как всеобщую форму развития, Я.А. Пономарев считал, что оно «свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество — необходимое условие развития материи...» [5, с. 56]. Некоторые исследователи отождествляли творчество целиком или частично с любой социальной деятельностью человека, подчеркивая, что творчество существовало на протяжении всей истории развития человеческого рода. Так, A.M. Коршунов пишет: «На первобытной стадии человек

выступает существом творческим в той степени, в какой у него развивается специфически человеческое отношение к окружающему миру» [5, с. 112].

Определение творчества как реализации внутреннего мотива деятельности является наиболее последовательной и наименее противоречивой концепцией, где главным в творческой деятельности является не ограниченный вещественный результат, а проявление и совершенствование самой способности человека к самопроизводству Сторонники данной концепции признают творчество в качестве явления, характеризующего всесторонне развитую личность, у которой творчество является одной из важнейших сторон жизнедеятельности человека. Вместе с тем, творчество не является ответом человека на существование определенной внешней материальной необходимости: «оно не может быть всего лишь "эхом"

— реакцией на какую-то принуждающую извне силу, предопределенным ее следом, или последствием, оно не сводимо к средствам какого бы то ни было порядка, оно мотивировано надутиллитарно» [6, с. 43].

На сегодняшний день под влиянием философии в психологии и педагогике доминирует концепция понимания творчества как формы активности человека, противоположной деятельности. Наиболее последовательно эта концепция выражена в трудах Г.С. Батищева, который определяет творчество как особенное отношение субъекта к миру и к самому себе. Возникновение данной трактовки есть объективная реакция на существовавшее в науке отождествление творчества с другими видами деятельности, что, по мнению сторонников этой концепции, недопустимо [1, с. 23].

В психологических и педагогических исследованиях проблема творческой самореализации личности связывается с ее интеллектуальными способностями (потенциалом). Однако Д.Б. Богоявленская отмечает, что многолетняя практика тестирования за рубежом, да и реальные достижения в науке, технике и искусстве показали, что творческая отдача человека и показатели умственных способностей подчас не коррелируют. В силу этого существующий подход и по своей содержательной интерпретации, и методически не смог удовлетворить социальный заказ на выявление людей с высоким уровнем творческой самореализации. Поэтому назрело и оформилось стремление выделить некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся лишь только к интеллекту [2].

Эта специфическая способность к творчеству получила название «креативность» и является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, общих и специальных способностей личности (Я.А. Пономарев). В отличие от общих способностей личности (интеллектуальных) и специальных способностей (математических, литературных, музыкальных, художественных, спортивных и т.д.) она не связана с конкретным видом деятельности и выступает как универсальная способность личности к творчеству [5, с. 43].

Креативность в понятийном поле категории «творчество» занимает место одной из основных составляющих творческих способностей, одаренности личности, лежит в основе формирующихся специальных способностей личности. По мнению некоторых психологов, нет смысла выделять какие-либо специфические способности личности, поскольку они являются проявлением ее креативности в той сфере деятельности, которой занимается человек. Как отмечает В.Н. Дружинин, личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях. Между уровнем интеллекта и уровнем креативности признается незначительная корреляция, но в большей степени креативность проявляется в следующих личностных характеристиках: независимость

— личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Часто в этом ряду упоминают особенности ^-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера. Креативность, являясь личностным свойством человека, в зависимости от степени выраженности определяет соответственный творческий результат. даже при минимальной степени выраженности творческих способ-

ностей в условиях благоприятной среды обучения и соответствующего ему воспитательного процесса индивид продуцирует позитивную динамику креативности [3, с. 43].

Рассматривая креативность в понятийном поле категории «творчество», необходимо отметить, что в творчестве, в отличие от креативности, отсутствуют целеполагание и алгоритм действия. Оно свободно от конкретной прагматической цели, оно спонтанно. Его мотивы определяются вдохновением автора и традицией в данном обществе. Очень часто творчество может оцениваться и интерпретироваться критиками только впоследствии. Для креативности, напротив, характерна изначальная ориентация на прагматические параметры, творческая компонента строго подчинена прагматической цели. В креативном процессе творчество подразумевается. То есть, творчество всегда первично и фундаментально. Креативности без творческой компоненты не может быть по определению. Для того, чтобы изучить динамику научных представлений в исследуемой нами проблеме, мы рассмотрим взгляды ученых различных направлений на развитие творческой личности в историческом аспекте.

Начиная с 50-х годов XX века понятие «креативность» стало использоваться для обозначения явления, характеризующего творческие возможности человека (творческий потенциал, способность к творчеству, и т. п.), но анализ литературы в историческом аспекте показывает, что данная проблема являлась предметом научного интереса значительно раньше и исследовалась в психологии, педагогике, философии и других науках. Выделяется шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблемы; способность к генерированию идей; способность к продуцированию идей — гибкость; способность нестандартно отвечать на раздражители — оригинальность; способность к усовершенствованию путем добавления деталей; способность разрешать идеи, т. е. способность к анализу и синтезу Исследуя креативность, ученые выделяют следующие ее параметры: беглость (быстрота выполнения тестовых заданий); гибкость (число переключений с одного класса объектов на другой); оригинальность (минимальная частота встречаемости ответа в однородной группе). В креативный процесс, по их мнению, должны быть включены следующие составляющие: чувствительность к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии; фиксация данных проблем, поиск их решения, выдвижение гипотез; нахождение и обобщение результатов решения задачи. На основании исследований ученые пришли к выводу, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от той культуры, в которой воспитывается личность, и экспериментально доказали, что спад в развитии креативности можно снять путем специального обучения.

Согласно развиваемой Б.М. Тепловым концепции, характерная особенность большинства выдающихся людей — их незаурядные способности в различных областях деятельности. Проявление одаренности — это вся личность. «Не бывает у человека никаких способностей, не зависящих от общей направленности личности». Различия одаренности — это различия индивидуальностей, своеобразие возможностей, качественных особенностей человека. Но вместе с тем «всякая способность существует не сама по себе, а только в конкретной деятельности человека» [7, с. 11].

В своих работах Я.А. Пономарев выдвигает и обосновывает гипотезу об определении природы творчества как источника и механизма движения, ведущего к развитию. Для основания своей концепции он берёт за основу системно-структурный принцип, объединяя аспект процесса творчества и аспект творческих способностей. В концепции Пономарева креативность выступает как интегрированное качество личности. С креативностью связаны два личностных качества — интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, возникающим в мыслительном процессе. Согласно его теории о центральном механизме творчества, существует принципиальное сходство между этапами становления в онтогенезе такой способности, как умение действовать в уме (во внутреннем плане) и этапами, характеризующими процесс решения творческой задачи [5, с. 143].

Н.Ф. Вишнякова считает, что креативность выступает условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации. Креативность выражается восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового,

получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем. В своем диссертационном исследовании (1996) она выделяет творческую индивидуальность, которая, являясь высшей характеристикой профессионального творчества, определяется как интегральная креативно-личностная категорией, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу; интеллектуальные способности, широту и глубину знаний; чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу; информационный голод, чувство новизны, умение видеть необычное в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Г.С. Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий: достойная цель жизни (развивать с 13—15 лет); умение строить планы и программы (развивать с 7 лет); работоспособность (развивать с 3 лет); техника решения задач (развивать с 3 лет); умение держать удар (развивать с 3 лет); результативность (развивать с 3 лет). Л.Б. Ермолаева-Томина, обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет творчество как совокупность разнообразных способностей, каждая из которых может быть представлена у человека в той или иной степени: открытость опыту — чувствительность к новым проблемам; широта категоризации — отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда; беглость мышления — способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому; оригинальность мышления — самостоятельность, необычность, остроумность решения [4].

М.Г. Ярошевский отмечает, что креативно мыслящий человек отличается особой взыскательностью в профессиональной сфере. Он не довольствуется приблизительными сведениями, а стремится уточнить, добраться до первоисточников, выяснить мнение специалистов. В связи с этим важными качествами креативной личности являются: глубокая любовь к делу, подвижность ума, спо-собность синтезировать и анализировать идеи, смелость и независимость суждений, умение сомневаться и сравнивать [8].

Принимая гипотезу развития креативности в онтогенезе под влиянием факторов внешней среды, В.Н Дружинин [3] выделил два периода в развитии креативности:

1. Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой деятельности. Сензитивный возраст данного этапа — 3—5 лет. Основной фактор формирования креативности — подражание значимому взрослому;

2. Подростковый и юношеский возраст — 13—20 лет. На основе «первичной» креативности формируется «специализированная» способность к творчеству, связанная с определенной сферой профессиональной деятельности. Основными факторами ее формирования на данном этапе являются профессиональный образец, поддерживающее влияние микросреды, отождествление себя с идеальным образцом творца.

Оригинальную периодизацию развития креативности предложил Е.А. Корсунский[3]:

1 этап:. 5 лет — начало проявления творческих способностей (яркое воображение, речевые способности, чувство формы);

2 этап: 8—15 лет — подражание творческим образцам как этап перехода от детского творчества к творчеству «взрослому» (фаза первичного подражания);

3 этап: 16—17 лет — появление оригинальных творческих элементов (начало самостоятельного творчества).

Как мы видим, креативные свойства личности могут развиваться с самых ранних этапов формирования человека. Возникает спорный вопрос о том, является ли креативный процесс нормативным, но имеющим более сильные и слабые проявления или он доступен только определенным индивидам в редкие моменты времени? Сторонники есть и у того, и у другого мнения. Если креативность признается нормативным процессом, то она присуща любому человеку в любом возрасте. С этой точки зрения, креативность можно тренировать, и это полезно для каждого и эффективно для всего общества в целом. Однако Ф. Баррон, М. Шикшентмихалий, X. Грубер и С. Девис, Т. Амабель считали, что креативность тренировать нельзя, потому что креативный процесс возникает только в результате благоприятных

сочетаний многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых навыков, наличия проблем, специального окружения.

Характеризуя креативный процесс, Р. Стернберг, Т. Тардиф выделили его общие особенности: постоянное переформулирование проблемы; применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе; использование невербальной модели мышления.

Креативность является фактором, обеспечивающим эффективность: создания принципиально новых интеллектуальных продуктов, связанных с овладением новыми областями знаний и решением на их основе нестандартных задач; построения оригинальных подходов к пониманию и интерпретации знаний; использования имеющихся знаний в незнакомых ситуациях. В настоящее время многие исследователи отмечают, что творческие достижения в науке, технике, искусстве, музыке и других областях человеческих интересов требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности. Таким образом, основываясь на отечественных и зарубежных концепциях развития креативности, мы можем сделать вывод, что данное свойство является одной из определяющих характеристик, способствующих становлению личности.

Литература_

1. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984.

2. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //Психологический журнал. 1995. Т.16, №5.

3. Дружинин В.Н,ХазратоваН.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность //Психологический журнал. 1994. Т.15, №4.

4. Ермолаева-ТомилинаЛ.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей //Вопросы психологии. 1975. №5.

5. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1976.

6. Руденко Н.Г. Развитие творческой индивидуальности учителя в системе формирования профессионально-педагогической культуры //Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: сб. статей. Белгород, 1996.

7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

8. Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971. © Шубович М.М., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.