УДК 159.9
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕТЕРМИНАНТЕ ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.В. Абдалина, И.Г. Гладких, О.Б. Завалишина
В статье на основе анализа психолого-акмеологической литературы и проведенных эмпирических исследований выявлета и обоснована совокупность психолого-акмеологических детерминант актуализации и развития творчества в профессиональной деятельности
Ключевые слова: психолого-акмеологические гибкость мышления, автономность, эмпатия
Профессиональная деятельность социального работника, осуществляемая на высоком уровне реализации совокупности профессиональных умений, интегрируемых компетентностью, выступает мощным источником личностного роста специалиста [35, 39], порождает это развитие, и ее успешность обусловлена сформированностью и действенностью психологических детерминант его личностного творчества.
Поскольку творчество, прежде всего, исходит от личности, а креативность является личностной способностью к открытиям, нововведениям, выходу за пределы познанного и т.д. (В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Т.В. Кудрявцев, В.Н. Марков, Я.А. Пономарев и др.), творчество социального работника мы рассматриваем как личностную способность, интегрирующую особенности мотивации, ценностей, интеллекта, эмоций, коммуникации, которые порождают множество идей и позволяют открыть и осуществить уникальный смысл в профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии, а также децентрироваться из своей системы мировоззрения и быть способным увидеть и почувствовать смысловые системы других людей, общностей, культур [1, 4, 12, 13, 15, 16, 20, 21, 30, 31, 32, 38]. В связи с этим, творчество личности профессионала имеет уникальные, исключительные психологические характеристики, особенности, субъективные детерминанты.
Несмотря на то, что изучение феномена творчества в психологии осуществляется при подробном его рассмотрении в рамках различных аспектов (содержательного: интеллект, способности, личностные свойства; процессуального: механизмы, этапы, деятельности, задачи и др.) а также направлено на выявление характеристик внешних и внутренних продуктов творчества (Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, А.И. Граборов, О. Декроли, Ж. Демор,
Абдалина Лариса Васильевна - РГСУ (ВФ), д-р психол. наук, профессор,тел. 8-903-650-43-90, e-mail: ablava11 @rambler.ru.
Гладких Иван Георгиевич - РГСУ (ВФ), ассистент, тел. 8952-543-81-69, e-mail: [email protected] Завалишина Ольга Борисовна - РосНОУ (ВФ), канд. психол. наук, доцент, тел. 8-910-287-28-82, e-mail: [email protected]
детерминанты, интуитивность, децентрированность,
В.Н. Дружинин, В.А. Езикеева, Е.П. Ильин, В.П. Кащенко, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарев, К. Роджерс,
Н.И. Саккулина, Э. Сеген, П. Торренс, З. Фрейд и др.), психологические исследования, касающиеся психологических детерминант как движущих внутренних сил, источника творчества работника почти полностью отсутствуют.
Анализ актуальных научных исследований, диссертационных работ по психологии, акмеологии (Е.И. Банзелюк, И.О. Гилева, М.Ю. Казарян, И.А. Логанова, И.К. Цхай и др.) показывает, что, несмотря на исследования отдельных психологических аспектов творчества, их роли и проявлений в профессиональном и личностном пространстве современного специалиста (М.А. Гулина, В.В. Козлов, Е.В. Кулебякин, В.А. Мазилов, Б.Ю. Шапиро и др.), психолого-акмеологический контекст проблемы детерминации процесса развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника еще не получил должного освещения, и этим обусловлена важность обращения психологов к данной проблеме. Подобные исследования важны также для конкретизации задач профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования социальных работников (О.С. Анисимов, А.И. Арнольдов, Ю.В. Варданян, Н.Ф. Ефремова, В.И. Жуков и др.).
В психологии термин «детерминация» трактуется как обусловленное определенными детерминантами появление, возникновение, порождение предметов, процессов и явлений реальности. Соответственно, детерминанты раскрываются как движущие причины чего-либо (Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.А. Реан и др.).
В психологических теориях личности - эго-психологии (Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон), в диспозициональной теории (Г. Айзенк, Р. Кеттел, Г. Олпорт), социально-когнитивной теории
(А.Бандура, Д. Роттер), когнитивном направлении (Дж. Келли), в гуманистической теории (А. Маслоу) и др. нашли отражение идеи детерминации психического в личности в дихотомии понятий «свобода - детерминизм» [37].
Положение «свобода - детерминизм» отражает один из главных вопросов, имеющих
отношение к человеческой природе, к ее творческой составляющей: какой степенью внутренней свободы обладает человек в выборе направления своих мыслей и поступков, в осуществлении контроля над своим поведением; до каких пределов поведение детерминировано факторами, частично или полностью находящимися за пределами осознания? К. Роджерс, к примеру, утверждает, что «...человек не просто обладает характеристиками машины, он не только заключен в тиски бессознательных мотивов, но он является личностью в процессе создания самого себя, личностью, творящей смысл своей жизни и олицетворяющей степень субъективной свободы.»; по Б.Ф. Скиннеру, наоборот, автономный человек является изобретением, используемым для объяснения того, что не возможно объяснить никаким другим образом [цит. по 37; 41].
В акмеологических исследованиях (Л.В. Абдалина, К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьмина и др.) всегда в качестве центрального вопроса выявляются психолого-акмеологические условия и факторы, способствующие, либо препятствующие
прогрессивному развитию личности профессионала. Акмеологические факторы - это основные причины, движущие силы, детерминанты личностно-профессионального развития специалиста (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин). В теоретических и прикладных психолого-акмеологических
исследованиях при анализе категории «факторы» принято подчеркивать их преимущественно субъективный характер (Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.С. Огнев и др.).
Приоритет и создание более глубокого и целостного представления о психологических детерминантах развития творческого компонента определяется, с одной стороны, наличием и достаточной разработанностью в психологии важнейших постулатов, раскрывающих общие, инвариантные психологические основы творчества. С другой стороны, психологическое пространство единичного, которое отражает индивидуальные проявления творчества в деятельности, в профессиональных и личностных достижениях, также имеет множественные онтологические, персонологические, детерминологические
интерпретации, особенно в акмеологических исследованиях. Психологические детерминанты в данном контексте раскрыты как уникальные внутренние детерминанты творческих проявлений, обеспечивающие оптимизацию процесса творческого развития профессионализма личности будущего социального работника.
В данном контексте обосновано выделение следующих психологических детерминант развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника: интуитивность, децентрированность, гибкость мышления, автономность и эмпатия.
Интуитивность.Изучением проблемы
интуиции в контексте творчества занимались М.А.
Блох, В.Р. Ирина, Б.А. Лезин, А.А. Новикова, Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.П. Полонский, Я.А. Пономарев и др. [2, 5, 26]. Термин «интуиция» происходит от латинского intuito rápido e pronto,т.е. «быстро увиденный», от латинского глагола intueri,означающего «видеть внутри», «пристально, внимательно смотреть».
Вслед за Е.П. Ильиным, мы рассматриваем интуицию как «...процесс мышления, при котором принятие решения происходит без длительных рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способполучения которых мы не можем объяснить.» [14; 304].
У творческого специалиста она проявляется в условиях субъективно или объективно неполной информации и органически входит в присущую его мышлениюспособность экстраполяции(пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации).
Мы считаем, что именно развитая интуиция делает специалиста особо чувствительным к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к непредвзятым решениям, восприимчивость к эстетической информации и т.д. Ее развитие мы связываем не только с приобретением специалистом конкретного опыта, но и с общим уровнем развития его личности [10, 11, 17, 18, 24, 34, 36].
Роль интуиции в творчестве специалиста мы рассматриваем с позиций, описанных Я.А. Пономаревым. Так, в процессе решения творческой задачи, не имеющей известного способа решения, потребность специалиста по социальной работе в новом знании для ее разрешения складывается на уровне логического мышления, однако, средства достижения этого знания бессознательны, интуитивны. Соответственно, творческий продукт не может быть получен им только на основе логических выводов и требует включения бессознательного, интуиции. То есть, в процессе осуществления специалистом своей
профессиональной деятельности интуитивная и логическая стороны интеллекта, таким образом, не противопоставляются друг другу и образуют единое целое, дополняя и обогащая конечный продукт данной деятельности. Интуиция «.опирается на накопленный опыт, как осознаваемый, так и неосознаваемый» (В.Х. Эгор) [цит. по 14; 74].
Децентрированность.Впервые категории «децентрация», «децентрированность», наряду с понятиями «структура», «центр», освещается в контексте её роли в постмодернистской парадигме французским философом Ж. Деррида в работе «Структура, знак и игра в дискурсе о гуманитарных науках». Децентрированность в постмодернизме распространяется и на область человека как субъекта культуры. Он оказывается лишён «Я» как стабильного центра собственной личности, средоточия субъективности в человеке. Этот центр перемещается, характеризуется «скользящим способом существования» [40].
В психологии децентрированность мышления, согласно В.П.Зинченко,
Б.Г.Мещеряковой, понимается как способность принимать множественность взглядов на мир, окружающую действительность, видеть иные точки зрения [29].
Противоположными по смыслу являются понятия «эгоцентричность», «эгоцентризм», трактующиеся как определенная умственная позиция индивида, в соответствии с которой он «...судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной точки зрения; ему очень трудно стать на позицию других» (Ж. Пиаже) [цит. по 29; 353].
На высокую значимость децентрированности в творческой деятельности указывают многие ученые-психологи (Т.А. Барышева, А.В. Гуськова, Ю.А. Жигалов и др.) [6, 7].
В частности, А. Маслоу, отмечая важность умения личности децентрироваться со своей собственной точки зрения в творческом процессе, в качестве барьера, блокирующего творчество в личностном плане, выделяет, на ряду с конформизмом, внешней и внутренней цензурой и др., «.познавательный эгоцентризм -неспособность перейти от одной точки зрения к другой, менять познавательную перспективу.» [цит. по 14; 59].
Вслед за А.Н. Лук мы особо отмечаем высокую значимость личностной способности социального работника, децентрировавшись, увидеть то, что не укладывается в рамки уже усвоенного. Эта свежесть взгляда представляет собой нечто большее, чем просто наблюдательность и является особым, творческим качеством мышления.
Таким образом, децентрированность является важной характеристикой творчества личности социального работника, подтверждением чему служит анализ структуры профессиональной компетентности специалиста, интегрирующей творчески обусловленные умения и качества, соотносящиеся с децентрированностью и зависящие от нее: широкий фокус внимания; наблюдательность; умение адекватно
интерпретировать отношения, складывающиеся между людьми; объективность суждений; способность смотреть на проблему с позиции другого человека и т.д. Несформированность данной психологической детерминанты творческого компонента в структуре профессиональной компетентности будет проявляться в появлении трудноразрешимых противоречий во
взаимодействии социального работника и клиента, в неспособности специалиста учесть важные характеристики проблемной ситуации, в однобокости взглядов на решаемую задачу и т.д. (А.А. Козлов, А.М. Панов, М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, Е.Л. Яковлева и др.).
Гибкость мышления. Впервые гибкость как свойство мышления предложено Дж. Гилфордом в качестве основного параметра креативности на ряду
с оригинальностью. Оригинальность трактуется им как «.способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы.», производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов, отвечать на раздражители нестандартно; гибкость -способность продуцировать разнообразные идеи, переосмысливать функции объекта, использовать его в новом качестве [цит. по 14; 162].
Результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что гибкость мышления является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет субъекта выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта и, переосмысливая их, решать проблему [27].
В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому [14].
Оригинальность мышления социального работника, отличающегося высокой креативностью, характеризует его как стремящегося всегда и везде находить собственные, отличные от других методы решения профессиональных задач, в нетривиальности, необычности, новизне
высказываемых идей.
Мы считаем, гибкость мышления необходима специалисту и может проявляться в ходе решения различного рода профессиональных задач с помощью совокупности специальных
профессиональных умений.
Психологическая особенность гибкости мышления как психологической детерминанты развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника, таким образом, раскрывается в том, что она позволяет ему оперативно адаптироваться к возрастающему уровню сложности проблем клиентов и модернизировать технологии работы. Не обладающий гибкостью мышления специалист вынужден действовать в рамках конкретных технологий по раз и навсегда данной схеме, без учета специфики и уникальности случая. Такой подход малопродуктивен, не отличается креативностью, вызывает у клиента ощущение незаинтересованного, безразличного отношения работника к его проблемам (Г.П. Медведева) [23].
Автономность.Автономностьпонимается как свойство независимого функционирования. В психологию данный термин ввел Х. Хартманн, характеризуя им «Эго» и его самостоятельность в рамках психоаналитической теории. Выделение автономности в качестве атрибутивной личностной психологической особенности, присущей креативам, наблюдается в психологических исследованиях многих ученых (Дж. Гетцельс, Ф. Джексон, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин и др.). В частности, Э.П. Торренс, занимаясь изучением проблемы креативности, выявил 84 определения креативных
людей. При этом, оказалось, что они могут иметь противоположные качества: с одной стороны, неуверенность, робость, застенчивость, стремление к одиночеству, непопулярность среди людей; с другой - стремление к доминированию, смелость в отстаивании своих идей, потребность в социальных контактах, социальную активность, общительность и популярность среди людей. Таким образом, креативы разделились на основании социальных контактов на две группы: «замкнутые и отчужденные с выраженной интеллектуальной инициативностью» и «контактные, с выраженной социальной инициативностью». Однако, «.и у той, и у другой группы не наблюдались черты конформности.» (Э.П. Торренс) [цит. по 85; 204]. Мы учитывали, что в качестве одной из психологических особенностей творческой личности Р.С. Вудвортс и С.Б. Селлс называют ее «способность сопротивляться эффекту
«атмосферы». Ю.З. Гильбух показал, что сопротивляемость «атмосфере» посылок составляет характерную черту творческой личности с ее независимостью и критичностью мышления. О.Н. Гарнец и Ю.З. Гильбух также выявили положительную связь сопротивляемости «атмосфере» посылок с гибкостью мышления и отрицательную связь - с ригидностью мышления [85]. В свою очередь гибкость мышления, как уже было сказано выше, связана со склонностью к творческим видам работы, интеллектуальностью и активностью.
Таким образом, независимость, автономность поведения правомерно считать одной из основополагающих психологических черт личности современного творческого специалиста.
Выделение данной характеристики как важной психологической детерминанты развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности специалиста продиктовано, во-первых, обоснованием творческой обусловленности профессиональной
компетентности данного специалиста, и, во-вторых, выявлением конкретных креативно -
ориентированных умений, отражающих
необходимость проявления в процессе осуществления должностных функций некоторой степени автономности социального работника. К данным умениям относятся: способность к постановке социального диагноза, требующая объективности (диагностические умения); способность проявлять лидерскую позицию, самостоятельность суждений (организационные умения); умение нестереотипно мыслить (психологические умения) и т.д. (Д.Б. Богоявленская, Б.Н. Гамидуллаев, Н.П. Дубинин, Д.А. Леонтьев, П.К. Энгельмейер) [9, 22].
Следовательно, при несформированности такой психологической детерминанты творческого компонента в структуре профессиональной компетентности, как автономность, социальный работник будет ограничен в реализации собственных и новых профессиональных взглядов,
позиций, продуктивность его работы во взаимодействии с клиентами может быть охарактеризована как низкая, результат их совместной деятельности будет поверхностным, отстраненным.
Эмпатия. Термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. В психологии термин «эмпатия» трактуется, как: внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого; разновидность социальных (нравственных) эмоций.Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе эмпатии как социального познания и высших форм эмпатии как эмоционального отклика лежит механизм децентрации.Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах эмпатии выражается отношение человека к другим людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая эмпатия) и за другого (гуманистическая эмпатия).
Способность к эмпатии - необходимое качество социального работника. Так, Е.И. Холостова отмечает, что в работе с клиентом «... основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать его таким, каков он есть.», то есть эмпатия [33; 287]. Она способствует формированию проницательности, интуитивной распознаваемости мировоззрения и характера клиента, установлению коммуникативного и эмоционального контакта и т.д. (Л.Н. Антилогова, М.А. Гулина, Г.П. Медведева, П.Д. Павленок, Н.Б. Шмелева и др.).
На основании анализа профессиональной компетентности социального работника, а также мнений психологов, о высокой значимости эмпатии в творчестве (В.М. Аллахвердов, Т.А. Барышева, Е.Я. Басин, Д.Ф. Даутов, А. Зив, А.Я. Зись, А. Изен, К. Роджерс, О.К. Тихомиров и др.) можно констатировать, что психологическая особенность эмпатийности творческих проявлений личности заключается в том, что:
- эмпатия как способность к сопереживанию детерминирует альтруистические побуждения социального работника, обусловливающие креативные проявления в деятельности по преодолению проблем клиента;
- эмпатия как способность взглянуть на мир глазами другого человека позволяет легче ориентироваться в проблемной ситуации клиента, видеть расхождение между запросами клиента и объективными задачами совместной с ним работы, «чувствовать» проблему и факторы, влияющие на её развитие, творчески сотрудничать с клиентом;
- эмпатия как личная аналогия (ассоциирование себя с предметом творческой деятельности, идентификация с творческой идеей) способствует глубокому пониманию предмета, цели и задач деятельности, предвидению последствий внедрения каких-либо инноваций и является «... необходимым условием, способствующим созидательному творчеству...» (К. Роджерс) [цит. по 14; 106].
Эмпирическое выявление данных психологических детерминант было осуществлено с помощью факторного анализа, осуществляемого методом вращения Varimax. Факторный анализ позволил выделить пять факторов развития творческого компонента: «интуитивность», «децентрированность», «гибкость мышления», «автономность», «эмпатия». Фактор
«интуитивность» раскрывается в следующих утверждениях: «интуиция важна в профессии» (0,845); «умение прислушиваться к своему «внутреннему голосу»» (0,767) и др. В фактор «децентрированность» вошли характеристики: «многообразие точек зрения на проблему клиента» (0,789) и «умение преодолеть собственный узкий взгляд на ситуацию» (0,772), и др. Фактор «гибкость мышления» включает характеристики: «находить «веер» возможных решений проблем клиента» (0,963); «умение интегрировать в традиционные способы деятельности инновации» (0,871) и др. Фактор «автономность» отразил следующие позиции: «независимость суждений» (0,869); «не полагаться на авторитеты» (0,867) и др. «Эмпатия» как фактор характеризуется следующими утверждениями: «уметь «присоединяться» к клиенту на эмоциональном уровне» (0,764); «оригинальное использование различных методов работы с клиентом» (0,749) и др.
В исследовании показано, что выявленные психологические детерминанты развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника: не являются раз и навсегда заданными в их индивидуальной, качественной и количественной определенности; наделены способностью к обогащению, преобразованию и переходу к инвариантным (общим) и индивидуальным (единичным) проявлениям; являются ресурсным показателем личности и могут иметь некоторую численную оценку величины; обладают системным качеством и реализуются во взаимоотношениях с окружающим миром.
При таком ракурсе рассмотрения психологических детерминант развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника, его основные функции определены следующим образом: обогащение общей и профессиональной культуры; преобразование личности и ее профессионального труда; нахождение новых профессиональных технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости;
саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности социального работника.
В исследовании представлено основание, соединившее различные уровни творческого компонента и профессиональной компетентности социального работника в целом в единую структуру - усложнение профессиональной деятельности в виде роста сложности профессиональных задач, повышения роли личности профессионала в их решении, варьирования сфер профессиональной деятельности социального работника.
С учетом раскрытых характеристик психологических детерминант можно
констатировать, что их несформированность у социального работника затрудняет качественное выполнение профессиональных функций, ограничивает полноту его самоосуществления в профессии, зачастую способствует формированию деформаций и деструкций личности и, как следствие, препятствует полноценной интеграции в профессиональное сообщество [8, 19, 25, 28].
В данном контексте можно утверждать, что рассмотрены детерминанты обладают следующими значимыми характеристиками:
- они не являются раз и навсегда заданными в их индивидуальной, качественной и количественной определенности. Это подтверждается тем, что профессиональная компетентность, интегрирующая соответствующие компоненты, является динамичной структурой, изменяющейся под влиянием обучения, практики (собственно, сущность системы профессионального образования заключается в создании условий и предпосылок для формирования и постоянного развития компетентности обучающихся);
- они наделены способностью к обогащению, преобразованию и переходу к инвариантным (общим) и индивидуальным (единичным) проявлениям, что подтверждается рядом психологических исследований, и, следовательно, возможность их целенаправленного развития (Е.ГАлиева, Р. Альберт, К. Бери, В.Н. Дружинин, Д. Манфилд, М. Рунко, Д. Саймонтон и др.) [3]; теоретическим анализом реализации профессиональных умений специалиста в контексте технологического подхода, показавшим, что конкретные творчески обусловленные умения социального работника, находящиеся под влиянием психологических детерминант, могут проявляться как по отдельности, так и вкупе, с учетом индивидуальных особенностей клиента и наличествующей ситуации;
- психологические детерминанты являются ресурсным показателем личности и могут иметь некоторую численную оценку величины. Это подтверждается, во-первых, теоретически выявленной теоретико-методологической базой, зависимости между данными детерминантами и конкретными умениями социального работника. Во-вторых, общепринятой практикой измерения умений специалистов различных сфер с целью определения уровня их профессиональной
компетентности, что достигается при помощи использования соответствующих разработанных эмпирических методик (тестовые методики по определению уровня профессионального мастерства, тесты по определению готовности к соответствующей профессиональной деятельности и
др.);
- психологические детерминанты
социального работника обладают системным качеством и реализуются во взаимоотношениях с окружающим миром, что подтверждается спецификой творчества специалиста, как
личностной способностью, интегрирующей в особенности мотивации, ценностей, интеллекта, эмоций, коммуникации, которые порождают множество смыслов, идей и позволяют открыть и осуществить уникальный смысл в
профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии, а также децентрироваться из своей системы мировоззрения и быть способным увидеть и почувствовать смысловые системы других людей, общностей, культур.
Литература
1. Агабабян А.Р. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками / А.Р. Агабабян, Н.Д. Арутюнян // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. - СПб, 2007. - С. 598 -599.
2. Адакин Е.Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.Е. Адакин. -Кемерово, 2006. - 46 с.
3. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е.Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности. -М.: ИП РАН, 1991. - С. 7 - 17.
4. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии / Л.И. Анцыферова. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. -512 с.
5. Балановская Л.А. Креалогия. Теория творческой деятельности / Л.А. Балановская. - Балашов, 2005. - 91с.
6. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учебное пособие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. -СПб.: СПГУТД, 2006. -268с.
7. Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Т.Ф. Башина // Молодой ученый. -2013. - №4. - С. 521-525.
8. Виданова Ю.И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников / Ю.И. Виданова // Вестник СПбГУ. Серия 6: Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. - 2007. - Вып. 4. - C. 364 - 369.
9. Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности / Б.Н. Гамидуллаев. - 2-е издание. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 589 с.
10. Дмитриева В.А. Интуиция как критерий точного выбора / В.А. Дмитриева // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. - СПб., 2007. - С. 184 -185.
11. Доманский Е.В. Проектирование эвристических заданий с рефлексивным компонентом в дистанционных эвристических олимпиадах / Е.В. Доманский. - М.: ИСМО РАО, 2007. - 99 с.
12. Елканов О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елканов. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.
13. Жоголева А.В. Теоретическая модель формирования «Я - концепции» творческого саморазвития студента-архитектора / А.В. Жоголева // Инновационные методы и технологии в высшем архитектурном образовании: Материалы научной конференции. - Самара: СГАСУ, 2008. - С. 116 -120.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
15. . Исхаков Р.Х. Дидактическое творчество студентов педагогических специальностей: содержание, формы и методы развития / Р.Х. Исхаков, С.А. Новоселов. - Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. - 162 с.
16. Карамзин: pro et contra: личность и творчество Н.М. Карамзина в оценке рус. писателей, критиков, исследователей. - СПб.: РХГА, 2006. -1080 с.
17. Кармин А.С. Рациональное понимание интуиции / А.С. Кармин // Материалы IV съезда Российского психологического общества. Т. 2. - М., 2007. - С. 182.
18. Кармин А.С. Типология интуиции / А.С. Кармин // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно практической конференции. -СПб., 2007. - С. 25 - 27.
19. Китаев-Смык Л.А. Факторы напряженности творческого процесса / Л.А. Китаев-Смык // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С. 69 - 82.
20. Коваль Н.А. Личностный рост как акмеологическая проблема // материалы Всерос. науч.-практ. конф. 21 марта 2007 г. / отв. ред. Н.А. Коваль. - Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. -345 с.
21. Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - 508 с.
22. Леонтьев Д.А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции / Д.А. Леонтьев, А.Ж. Аверина // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. -№2(16). URL: www.psystudy.ru (дата обращения: 26.06.2011).
23. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Г.П. Медведева. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 208 с.
24. Орлов И.К. Специфика интуитивного процесса решения неопределенных задач / И.К. Орлов // Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С. 97 - 109.
25. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахпльян. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
26. Пономарев Я.А. Психология творения: Избр. психол. тр. / Я.А. Пономарев. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 475 с.
27. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
28. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л.А. Регуш. -СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
29. Современный психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. -496 с.
30. Сонин В.А. Личность. Поведение. Смысл бытия. (Психолого-социальные концепции личности в 20 столетии) / В.А. Сонин. - СПб.: Речь, 2006. - 254 с.
31. Сорокоумова Г.В. Творческий потенциал в структуре личностного потенциала / Г.В. Сорокоумова // Психология креативности: Сборник научно-практических статей. - Вып. 4. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2009. - С. 38 - 51.
32. Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности: монография / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 310 с.
33. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
34. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - Москва, 2013. - 320 а
35. Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 223 с.
36. Филимоненко Ю.И. Интуиция: проявления и психологические факторы / Ю.И. Филимоненко, О.Б. Торопова // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. - СПб., 2007. - С. 250 - 251.
37. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2006. -607 с.
38. Циринг Д.А. Когнитивный компонент личностной беспомощности / Д.А. Циринг // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. - СПб., 2007. -С. 127 - 128.
39. Широких В.П. Проблема
профессионального творчества в деятельности летчика-испытателя / В.П. Широких // Материалы IV съезда Российского психологического общества. Т. 3. - М., 2007. - С. 367.
40. Шуб М.Л. Децентрированность как сущностная характеристика философского и художественного языков постмодернизма / М.Л. Шуб. URL: ww.jurnal.org/articles/2007/filos1.html (дата обращения: 15.09.2011).
Российский государственный социальный университет, г. Воронеж
REPRESENTATION OF THE DETERMINANTS OF CREATIVITY IN PROFESSIONAL
ACTIVITIES
L.V. Abdalina, I.G. Gladkih, O.B. Zavalishina
In paper identifies set of psychological and acmeological determinants of actualization and creativity in professional activities
Key words: creativity, determinants, professional activites, psychological acmeologic, representation