УДК 159.9
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА
© Татьяна Викторовна Кот
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры психологии, e-mail: [email protected]
Статья посвящена формированию представления о психолого-акмеологических факторах развития диагностической компетенции студентов-будущих психологов, которые выявляются автором на основе теоретического анализа и обобщения результатов эмпирического исследования
Ключевые слова: диагностическая компетенция психолога; акмеологические условия и факторы; психолого-акмеологические факторы развития диагностической компетенции психолога.
Для решения основных задач настоящего исследования рассмотрим имеющиеся в психологии, акмеологии точки зрения известных отечественных ученых на содержание понятий «факторы» и «условия» личностного и профессионального развития специалиста.
Под условиями учеными (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.) понимаются задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества, доступ к культурным ценностям и пр. [1].
Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.С. Огнев и другие подчеркивают преимущественно объективный характер при анализе категории «условия». Психолого-акмеологические условия развития диагностической компетенции студента - будущего психолога в нашем исследовании выступают как значимые обстоятельства, от которых в значительной степени зависит результативность процесса овладения психологом самостоятельным и ответственным выполнением конкретных видов диагностической деятельности (наблюдение, тестирование, беседа, интервью), умением решать типовые диагностические задачи, осуществлять определенные функции. При этом мы считаем принципиально важным исследовать, в первую очередь, психолого-акмеологические факторы, влияющие на успешность развития диагностической компетенции студентов.
Факторы следует рассматривать в качестве причин, основных движущих сил, детерминант профессионализма специалиста (Л.В. Абдалина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин,
А.А. Жигулин, Е.Г. Казьмина, Е.Н. Рябыше-ва, С. А. Сысоева и др.) [2, 3].
По мнению Н.В. Кузьминой и А.А. Реа-на, акмеологические факторы бывают трех видов:
- объективные, проявляющиеся как внешняя заданность и связанные с реальной системой профессиональной деятельности;
- субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности - это мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др., мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту профессионализма;
- объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления [4].
Интересной для настоящего исследования представляется классификация акмеологиче-ских факторов в качестве общих, особенных и единичных (Л.В. Абдалина, А.А. Деркач,
В.Г. Зазыкин, А.А. Жигулин, Е.Н. Рябышева и др.).
Важнейшими общими акмеологически-ми факторами, как показателями исследования, являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации и непрерывному самосовершенствованию, направленность личности на другого. Общими акмеологическими факторами являются также высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации, а также престиж профессионального мастерства. Применительно к профессиональной деятельности психолога речь может идти о высоком уровне интеллекта;
незаурядности личности; высоком уровне динамики развития гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных умений и способностей.
Особенные акмеологические факторы -это те, которые в конкретных видах профессиональной деятельности способствуют достижению высоких показателей: точности, надежности, организованности и пр. Таковыми являются, например, стрессоустойчи-вость, развитая психомоторика, высокий уровень внимания и др. Применительно к требованиям, предъявляемым к личности психолога, наиболее важными нам представляются такие качества, как: широта интересов и независимость взглядов; стремление к познанию себя и других; способность сохранять эмоциональное самообладание при общении; осознание границ своей профессиональной компетенции.
Единичные акмеологические факторы отражают индивидуальные проявления в деятельности и профессиональном развитии. Это могут быть нравственная активность человека, креативность, стремление к сотрудничеству. Если говорить о профессиональном развитии психолога, наиболее важными, как мы считаем, являются умение эмоционально притягивать к себе людей; готовность к контактам и умение их поддерживать; проницательность, интуиция, наблюдательность, эмпатия [4].
Анализ содержания, характера деятельности психолога, учет составляющих компонентов в структуре диагностической компетенции психолога, квалификационных требований, критериев оценки квалификации психолога, профессиограммы психолога позволили предварительно представить ряд показателей, раскрывающих обусловленность развития диагностической компетенции психолога: мотивация, технологичность, сотрудничество, рефлексия, прогностичность, эмпатия, коммуникабельность (Г.А. Берула-ва, Н.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Е.С. Романова, Р.В. Овчарова, И.А. Шмелева и др.).
При этом мы руководствовались следующим определением диагностической компетенции психолога: это подготовленность психолога к самостоятельному и ответственному выполнению конкретных видов диагностической деятельности (наблю-
дение, тестирование, беседа, интервью), умение решать типовые диагностические задачи, осуществлять определенные функции.
Диагностическая компетенция психолога может быть представлена, по нашему мнению, рядом составляющих ее компонентов и показателей.
1. «Организационный» компонент, который обеспечивает упорядоченное проведение диагностической деятельности; точное соблюдение условий, влияющих на ее выполнение; в случае необходимости перестраива-ние, переструктурирование запланированной системы диагностической деятельности. Показателями являются: 1) умение действовать планомерно, знание и добросовестное выполнение всех инструкций, умение укладываться в установленные сроки; 2) умение чрезвычайно точно и аккуратно выполнять заданные требования, знание и добросовестное выполнение всех инструкций.
2. «Мотивирующий» компонент обеспечивает появление у испытуемого интереса к проведению диагностической процедуры, побуждение подэкспертного к сотрудничеству, к добросовестному выполнению инструкций. Показатели составляют: 1) умение убеждать, объяснять, приводить доводы в пользу проведения диагностической процедуры; 2) умение стимулировать подэкспертного с учетом его интересов, стремлений, чувств, взглядов и т. д.
3. «Сопровождающий» компонент раскрывает готовность, способность диагноста следовать целенаправленной ориентации по-дэкспертного на диагностику, проявляя отзывчивое, участливое отношение к личности и проблеме подэкспертного или клиента. Показателями выступают: 1) способность к сочувствию, сопереживанию; 2) умение учитывать субъективный опыт личности диагноста (чувства, установки, мотивы, ожидания).
4. «Исследовательский» компонент
обеспечивает построение психологом теоретической репрезентации проблемы, а также теоретической модели реальной ситуации; раскрывает в своем роде логическое построение синтетической и динамической картины проблемы, переход от восприятия явления к воссозданию его внутренней структуры и развития; «умственное видение», позволяющее включить любой новый признак в логическую цепь рассуждений.
Показателями являются: 1) умение видеть («прочитывать») в поведении подэкспертно-го или клиента проявление психической реальности; 2) умение быть восприимчивым, хорошо понимать людей.
5. «Аналитический» компонент предполагает умение делать выводы и давать рекомендации после рассмотрения данных диагностики. Показатели: 1) умение анализировать и обобщать разнородные данные; 2) умение правильно интерпретировать тестовые показатели.
6. «Прогностический» компонент раскрывается в прогнозировании и предвидении путей достижения желательного состояния подэкспертного или клиента на основе заранее заданных критериев, целей, норм. Показателями выступают: 1) умение составлять беспристрастные и точные прогнозы по результатам диагностической работы; 2) умение построить гипотезу исследования.
Выделенные показатели предварительно интерпретировались как факторы, определяющие развитие диагностической компетенции психолога. Для подтверждения теоретически выделенных факторов развития диагностической компетенции психолога проводилось эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 60 педагогов-пси-хологов, в возрасте до 50 лет со стажем работы от 3 до 20 лет, 52 женщины и 8 мужчин.
Был разработан и применен «Опросник выявления психологических факторов развития диагностической компетенции психолога» (Л.В. Абдалина, Т.В. Кот), который был предназначен для построения более четкой структуры диагностической компетенции и включал 30 суждений, соответствующих выделенным показателям. Опросник содержал вопросы, направленные на выявление отношения психолога к своей профессиональной деятельности, к другим людям, к себе, к этическим и нравственным нормам. Выявлялись также добросовестное отношение к деятельности, организаторские и коммуникативные умения, аналитический склад ума и т. д. Выделение данных содержательных блоков структурировало вопросы по замыслу автора опросника, однако эта структура не обязательно должна совпадать с реальной «коробкой структуры», полученной в результате факторного анализа экспериментальных данных.
С целью выявления взаимосвязи между теоретически выделенными показателями развития диагностической компетенции психолога и обоснованием полученных результатов исследования был проведен факторный анализ материалов опросника методом вращения Уайтах.
В результате статистического эксперимента были выделены пять значимых факторов, которые позволили более точно представить источники развития диагностической компетенции: наблюдательность, ответст-
венность, гармоничность, эмпатия и рефлексивность.
В первый фактор «наблюдательность» со значимой весовой нагрузкой вошли такие показатели, как: «способность детально видеть явление», «целенаправленность восприятия», «проникновение в сущность явления» и др.
Во второй фактор «ответственность» вошли следующие характеристики: «способность отвечать за свои действия и поступки», «дисциплинированность», «высокое чувство долга» и др.
Третий фактор «гармоничность» объединил: «согласованность в профессиональных поступках», «непротиворечивость внутреннего мира» и др.
«Эмпатия» как фактор содержал: «сочувствие», «способность помогать людям», «расположение к людям» и др.
Пятый фактор «рефлексивность» оказывал влияние на развитие диагностической компетенции психолога за счет его умений «осознавать собственные чувства, установки, мотивы поведения», «посмотреть на себя со стороны», «осознавать границы своей профессиональной компетентности» и др.
Выявленные факторы повлияли и в значительной степени скорректировали цель, содержание и технологии процесса развития диагностической компетенции студента в рамках его профессиональной подготовки в вузе.
1. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология. СПб., 2003.
2. Абдалина Л. В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
3. Жигулин А.А. Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа (на примере специалиста неюридического
ii0
профиля): автореф. дис. ... канд. психол. наук.
'Гш6^ 2°1°. Поступила в редакцию 4.02.2011 г.
4. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А.А. Реана.
М., 2007.
UDC 159.9
CHARACTERISTIC OF PSYCHO-ACMEOLOGICAL FACTORS OF DIAGNOSTIC COMPETENCY DEVELOPMENT OF STUDENT - FUTURE PSYCHOLOGIST
Tatyana Viktorovna Kot, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Psychology Department, e-mail: [email protected]
This article is devoted to determination of psycho-acmeological factors of the diagnostic competency of students - future psychologists, which are discovered by the author on the basis of theoretical study and summarization of empirical study results.
Key words: diagnostic competency of psychologist; acmeological conditions and factors; psycho-acmeological factors of diagnostic competency development of psychologist.