Научная статья на тему 'Характеристика психолого-акмеологических факторов развития диагностической компетенции студента - будущего психолога'

Характеристика психолого-акмеологических факторов развития диагностической компетенции студента - будущего психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПСИХОЛОГА / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА / DIAGNOSTIC COMPETENCY OF PSYCHOLOGIST / ACMEOLOGICAL CONDITIONS AND FACTORS / PSYCHO-ACMEOLOGICAL FACTORS OF DIAGNOSTIC COMPETENCY DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кот Татьяна Викторовна

Статья посвящена формированию представления о психолого-акмеологических факторах развития диагностической компетенции студентов-будущих психологов, которые выявляются автором на основе теоретического анализа и обобщения результатов эмпирического исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF PSYCHO-ACMEOLOGICAL FACTORS OF DIAGNOSTIC COMPETENCY DEVELOPMENT OF STUDENT - FUTURE PSYCHOLOGIST

This article is devoted to determination of psycho-acmeological factors of the diagnostic competency of students future psychologists, which are discovered by the author on the basis of theoretical study and summarization of empirical study results.

Текст научной работы на тему «Характеристика психолого-акмеологических факторов развития диагностической компетенции студента - будущего психолога»

УДК 159.9

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА

© Татьяна Викторовна Кот

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры психологии, e-mail: [email protected]

Статья посвящена формированию представления о психолого-акмеологических факторах развития диагностической компетенции студентов-будущих психологов, которые выявляются автором на основе теоретического анализа и обобщения результатов эмпирического исследования

Ключевые слова: диагностическая компетенция психолога; акмеологические условия и факторы; психолого-акмеологические факторы развития диагностической компетенции психолога.

Для решения основных задач настоящего исследования рассмотрим имеющиеся в психологии, акмеологии точки зрения известных отечественных ученых на содержание понятий «факторы» и «условия» личностного и профессионального развития специалиста.

Под условиями учеными (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.) понимаются задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества, доступ к культурным ценностям и пр. [1].

Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.С. Огнев и другие подчеркивают преимущественно объективный характер при анализе категории «условия». Психолого-акмеологические условия развития диагностической компетенции студента - будущего психолога в нашем исследовании выступают как значимые обстоятельства, от которых в значительной степени зависит результативность процесса овладения психологом самостоятельным и ответственным выполнением конкретных видов диагностической деятельности (наблюдение, тестирование, беседа, интервью), умением решать типовые диагностические задачи, осуществлять определенные функции. При этом мы считаем принципиально важным исследовать, в первую очередь, психолого-акмеологические факторы, влияющие на успешность развития диагностической компетенции студентов.

Факторы следует рассматривать в качестве причин, основных движущих сил, детерминант профессионализма специалиста (Л.В. Абдалина, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин,

А.А. Жигулин, Е.Г. Казьмина, Е.Н. Рябыше-ва, С. А. Сысоева и др.) [2, 3].

По мнению Н.В. Кузьминой и А.А. Реа-на, акмеологические факторы бывают трех видов:

- объективные, проявляющиеся как внешняя заданность и связанные с реальной системой профессиональной деятельности;

- субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности - это мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др., мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту профессионализма;

- объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления [4].

Интересной для настоящего исследования представляется классификация акмеологиче-ских факторов в качестве общих, особенных и единичных (Л.В. Абдалина, А.А. Деркач,

В.Г. Зазыкин, А.А. Жигулин, Е.Н. Рябышева и др.).

Важнейшими общими акмеологически-ми факторами, как показателями исследования, являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации и непрерывному самосовершенствованию, направленность личности на другого. Общими акмеологическими факторами являются также высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации, а также престиж профессионального мастерства. Применительно к профессиональной деятельности психолога речь может идти о высоком уровне интеллекта;

незаурядности личности; высоком уровне динамики развития гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных умений и способностей.

Особенные акмеологические факторы -это те, которые в конкретных видах профессиональной деятельности способствуют достижению высоких показателей: точности, надежности, организованности и пр. Таковыми являются, например, стрессоустойчи-вость, развитая психомоторика, высокий уровень внимания и др. Применительно к требованиям, предъявляемым к личности психолога, наиболее важными нам представляются такие качества, как: широта интересов и независимость взглядов; стремление к познанию себя и других; способность сохранять эмоциональное самообладание при общении; осознание границ своей профессиональной компетенции.

Единичные акмеологические факторы отражают индивидуальные проявления в деятельности и профессиональном развитии. Это могут быть нравственная активность человека, креативность, стремление к сотрудничеству. Если говорить о профессиональном развитии психолога, наиболее важными, как мы считаем, являются умение эмоционально притягивать к себе людей; готовность к контактам и умение их поддерживать; проницательность, интуиция, наблюдательность, эмпатия [4].

Анализ содержания, характера деятельности психолога, учет составляющих компонентов в структуре диагностической компетенции психолога, квалификационных требований, критериев оценки квалификации психолога, профессиограммы психолога позволили предварительно представить ряд показателей, раскрывающих обусловленность развития диагностической компетенции психолога: мотивация, технологичность, сотрудничество, рефлексия, прогностичность, эмпатия, коммуникабельность (Г.А. Берула-ва, Н.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Е.С. Романова, Р.В. Овчарова, И.А. Шмелева и др.).

При этом мы руководствовались следующим определением диагностической компетенции психолога: это подготовленность психолога к самостоятельному и ответственному выполнению конкретных видов диагностической деятельности (наблю-

дение, тестирование, беседа, интервью), умение решать типовые диагностические задачи, осуществлять определенные функции.

Диагностическая компетенция психолога может быть представлена, по нашему мнению, рядом составляющих ее компонентов и показателей.

1. «Организационный» компонент, который обеспечивает упорядоченное проведение диагностической деятельности; точное соблюдение условий, влияющих на ее выполнение; в случае необходимости перестраива-ние, переструктурирование запланированной системы диагностической деятельности. Показателями являются: 1) умение действовать планомерно, знание и добросовестное выполнение всех инструкций, умение укладываться в установленные сроки; 2) умение чрезвычайно точно и аккуратно выполнять заданные требования, знание и добросовестное выполнение всех инструкций.

2. «Мотивирующий» компонент обеспечивает появление у испытуемого интереса к проведению диагностической процедуры, побуждение подэкспертного к сотрудничеству, к добросовестному выполнению инструкций. Показатели составляют: 1) умение убеждать, объяснять, приводить доводы в пользу проведения диагностической процедуры; 2) умение стимулировать подэкспертного с учетом его интересов, стремлений, чувств, взглядов и т. д.

3. «Сопровождающий» компонент раскрывает готовность, способность диагноста следовать целенаправленной ориентации по-дэкспертного на диагностику, проявляя отзывчивое, участливое отношение к личности и проблеме подэкспертного или клиента. Показателями выступают: 1) способность к сочувствию, сопереживанию; 2) умение учитывать субъективный опыт личности диагноста (чувства, установки, мотивы, ожидания).

4. «Исследовательский» компонент

обеспечивает построение психологом теоретической репрезентации проблемы, а также теоретической модели реальной ситуации; раскрывает в своем роде логическое построение синтетической и динамической картины проблемы, переход от восприятия явления к воссозданию его внутренней структуры и развития; «умственное видение», позволяющее включить любой новый признак в логическую цепь рассуждений.

Показателями являются: 1) умение видеть («прочитывать») в поведении подэкспертно-го или клиента проявление психической реальности; 2) умение быть восприимчивым, хорошо понимать людей.

5. «Аналитический» компонент предполагает умение делать выводы и давать рекомендации после рассмотрения данных диагностики. Показатели: 1) умение анализировать и обобщать разнородные данные; 2) умение правильно интерпретировать тестовые показатели.

6. «Прогностический» компонент раскрывается в прогнозировании и предвидении путей достижения желательного состояния подэкспертного или клиента на основе заранее заданных критериев, целей, норм. Показателями выступают: 1) умение составлять беспристрастные и точные прогнозы по результатам диагностической работы; 2) умение построить гипотезу исследования.

Выделенные показатели предварительно интерпретировались как факторы, определяющие развитие диагностической компетенции психолога. Для подтверждения теоретически выделенных факторов развития диагностической компетенции психолога проводилось эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 60 педагогов-пси-хологов, в возрасте до 50 лет со стажем работы от 3 до 20 лет, 52 женщины и 8 мужчин.

Был разработан и применен «Опросник выявления психологических факторов развития диагностической компетенции психолога» (Л.В. Абдалина, Т.В. Кот), который был предназначен для построения более четкой структуры диагностической компетенции и включал 30 суждений, соответствующих выделенным показателям. Опросник содержал вопросы, направленные на выявление отношения психолога к своей профессиональной деятельности, к другим людям, к себе, к этическим и нравственным нормам. Выявлялись также добросовестное отношение к деятельности, организаторские и коммуникативные умения, аналитический склад ума и т. д. Выделение данных содержательных блоков структурировало вопросы по замыслу автора опросника, однако эта структура не обязательно должна совпадать с реальной «коробкой структуры», полученной в результате факторного анализа экспериментальных данных.

С целью выявления взаимосвязи между теоретически выделенными показателями развития диагностической компетенции психолога и обоснованием полученных результатов исследования был проведен факторный анализ материалов опросника методом вращения Уайтах.

В результате статистического эксперимента были выделены пять значимых факторов, которые позволили более точно представить источники развития диагностической компетенции: наблюдательность, ответст-

венность, гармоничность, эмпатия и рефлексивность.

В первый фактор «наблюдательность» со значимой весовой нагрузкой вошли такие показатели, как: «способность детально видеть явление», «целенаправленность восприятия», «проникновение в сущность явления» и др.

Во второй фактор «ответственность» вошли следующие характеристики: «способность отвечать за свои действия и поступки», «дисциплинированность», «высокое чувство долга» и др.

Третий фактор «гармоничность» объединил: «согласованность в профессиональных поступках», «непротиворечивость внутреннего мира» и др.

«Эмпатия» как фактор содержал: «сочувствие», «способность помогать людям», «расположение к людям» и др.

Пятый фактор «рефлексивность» оказывал влияние на развитие диагностической компетенции психолога за счет его умений «осознавать собственные чувства, установки, мотивы поведения», «посмотреть на себя со стороны», «осознавать границы своей профессиональной компетентности» и др.

Выявленные факторы повлияли и в значительной степени скорректировали цель, содержание и технологии процесса развития диагностической компетенции студента в рамках его профессиональной подготовки в вузе.

1. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология. СПб., 2003.

2. Абдалина Л. В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

3. Жигулин А.А. Развитие правовой компетентности студента профессионального колледжа (на примере специалиста неюридического

ii0

профиля): автореф. дис. ... канд. психол. наук.

'Гш6^ 2°1°. Поступила в редакцию 4.02.2011 г.

4. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А.А. Реана.

М., 2007.

UDC 159.9

CHARACTERISTIC OF PSYCHO-ACMEOLOGICAL FACTORS OF DIAGNOSTIC COMPETENCY DEVELOPMENT OF STUDENT - FUTURE PSYCHOLOGIST

Tatyana Viktorovna Kot, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Psychology Department, e-mail: [email protected]

This article is devoted to determination of psycho-acmeological factors of the diagnostic competency of students - future psychologists, which are discovered by the author on the basis of theoretical study and summarization of empirical study results.

Key words: diagnostic competency of psychologist; acmeological conditions and factors; psycho-acmeological factors of diagnostic competency development of psychologist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.