Научная статья на тему 'Особенности и содержание диагностической компетенции психолога'

Особенности и содержание диагностической компетенции психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
862
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПСИХОЛОГА / COMPETENCE / COMPETENCY / DIAGNOSTIC COMPETENCY OF PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кот Татьяна Викторовна, Абдалина Лариса Васильевна

В статье на основе анализа актуальной психологической, акмеологической литературы сформулировано авторское определение диагностической компетенции психолога, описаны ее основные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кот Татьяна Викторовна, Абдалина Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND CONTENT OF DIAGNOSTIC COMPETENCY

This article based on the analysis of up-to-date psychological and acmeological literature presents authorial definition of the diagnostic competency of a psychologist and describes its main components.

Текст научной работы на тему «Особенности и содержание диагностической компетенции психолога»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА

© Татьяна Викторовна Кот

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии и естественнонаучных дисциплин, e-mail: tvkot2010@mail.ru

© Лариса Васильевна Абдалина Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Россия, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: ablava@list.ru

В статье на основе анализа актуальной психологической, акмеологической литературы сформулировано авторское определение диагностической компетенции психолога, описаны ее основные компоненты.

Ключевые слова: компетентность; компетенция; диагностическая компетенция психолога.

Для успешной профессиональной деятельности психологу необходимо иметь сформированную на достаточно высоком уровне профессиональную компетентность. Исследования Г.С. Абрамовой, М.Р. Битяно-вой, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Е.И. Рогова, выявившие основные виды профессиональной деятельности психолога -профилактическую, диагностическую, коррекционную, консультативную, психотерапевтическую, явились основанием формулирования в настоящем исследовании ведущих профессиональных компетенций психолога [1]. К ним нами отнесены: профилактическая, диагностическая, коррекционная, консультативная, психотерапевтическая. При этом диагностическая компетенция психолога представляется большинству авторов принципиально важной. Оказание клиенту психологической помощи начинается через сообщение ему объективной психологической информации, которому предшествует кропотливая и глубокая психодиагностическая работа психолога. Психолог несет профессиональную и личностную ответственность за качество диагностики, за достоверность информации, а также форму ее сообщения человеку.

Вслед за рядом исследователей можно утверждать, что ведущим компонентом психолога как профессионала является профессиональная компетентность (Л. В. Абдалина, Ю.С. Артемов, В.И. Байденко, Е.Н. Богданов, А. А. Деркач, И. А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Г. Онушкин, В.Н. Со-

фьина и др.). В широком смысле профессиональная компетентность - это интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в ситуациях практической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта на основе сформирован-ности мотивационно-ценностного отношения к профессии и профессионально обусловленных качеств личности. В узком смысле профессиональная компетентность - это совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий.

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы обнаружил популярность феномена «компетенция» и позволил выявить множество его определений, поскольку данное понятие сравнительно новое и его теоретическое осмысление еще не завершено (Л.И. Анцыферова, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Л.Т. Митина, Л.А. Петровская, А. Шелтон, А.В. Хуторской и др.). Выделяют следующие виды компетенций: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную,

информационную, коммуникативную, социально-трудовую и личностного самосовершенствования (А.В. Хуторской); специаль-

ную, социальную, организационно-управленческую и технологическую (В.И. Байденко); применительно к профессиональному образованию - социально-культурную, когнитивнодидактическую, психолого-педагогическую

и специальную (Э.Ф. Зеер); развивающую (Н.С. Толстоухова); акмеологическую (Л.В. Аб-далина) и др.

Проводя различия между понятиями «компетентность» и «компетенции», ряд авторов отмечает, что компетентность выступает в качестве результата научения (обученность), в то время как компетенция - это компетентность в действии. Это обусловлено тем, что в динамичных социально-профессиональных условиях все более становится востребованной не только образованность (компетентность) как таковая, а и способность специалиста реализовывать ее в конкретной практической деятельности (компетенция). Как видно, компетенции не исключают знаний, умений и навыков, хотя и принципиально отличаются от них. От знаний - тем, что они существуют в виде деятельности, а не только информации о ней. От умений - тем, что компетенции могут применяться к решению разного рода задач и в различных ситуациях (обладают свойством переноса). От навыков - тем, что они осознаны и не автоматизированы, что позволяет человеку действовать не только в типовой, но и в нестандартной ситуации (С.В. Макаров, А.Ф. Фоминых, А.В. Хуторской и др.) [2; 3].

Опираясь на отечественные и западные исследования в сферах диагностики и профессиональной компетенции, мы определили понятие диагностической компетенции психолога следующим образом: диагностическая компетенция - подготовленность психолога к самостоятельному и ответственному выполнению конкретных видов диагностической деятельности (наблюдение, тестирование, беседа, интервью), умение решать типовые диагностические задачи, осуществлять определенные функции.

На основе разработанных А. Анастази и С. Урбина этапов тестирования мы выделили следующие функции психолога-диагноста.

1. Функция подбора и систематизации диагностического инструментария. Предполагает способность найти, выбрать нужный, подходящий, соответствующий запросу ди-

агностический инструментарий. Включает в себя реализацию следующих компонентов:

- выбор методики;

- вычленение в ней нужных блоков;

- предварительная оценка процесса проведения диагностики;

- соотнесение индивидуальных психологических особенностей с данными методики.

2. Функция подготовки к проведению диагностической процедуры. Предполагает способность заранее привести в порядок все необходимое для использования в процессе проведения диагностики. Включает в себя следующие составляющие:

- мобилизацию, концентрацию интеллектуальных и эмоциональных ресурсов;

- профилактические мероприятия, подготовку оборудования для проведения диагностической работы (ручки, карандаши, бланки, бумага и т. д.).

3. Функция соблюдения условий проведения диагностической процедуры, например тестирования. Стандартизация затрагивает словесные инструкции, время выполнения заданий, материалы, обстановку тестирования. Помещение должно быть изолировано от чрезмерного шума, иметь подходящее освещение, вентиляцию, удобные рабочие места для испытуемых. Включает в себя следующие компоненты:

- знания, умения, навыки;

- способы, приемы;

- качества личности диагноста.

4. Функция установления «раппорта» и ориентирования испытуемого. Диагност вызывает у испытуемого интерес к проведению диагностической процедуры, добивается от него сотрудничества и содействует тому, чтобы его реакции соответствовали целям теста, т. е. побуждает респондентов следовать инструкциям как можно добросовестнее, повышает мотивацию выполнения заданий и снижает тревожность.

5. Функция интерпретации результатов проведения диагностической процедуры, например тестирования. Правильная интерпретация тестовых показателей требует всестороннего понимания самого теста, особенностей обследуемого человека и условий тестирования.

6. Функция составления заключений и прогноза по результатам диагностики [4].

Соответственно структура и содержание диагностической компетенции психолога складываются из ряда составляющих ее компонентов.

1. «Исследовательский» компонент. Предполагает реализацию в диагностической деятельности следующих качеств.

а) проницательность - способность быстро и верно разгадывать сущность ситуации, догадываться о возможном диагнозе или предполагаемом результате диагностики, умение построить гипотезу исследования;

б) интуиция - неосознанное чувство, подсказывающее правильное поведение, понимание происходящего события или явления, внутреннее «чутье»;

в) наблюдательность - умение воспринимать другого человека и наблюдать за ним в ходе обследования. Тело человека, его движения, мимика и пантомима, тембр голоса и темп речи, словарь - все это разнообразная психологическая информация о человеке. Компетенция определяется теоретической, обобщенной позицией психолога, заключается в его возможностях видеть («прочитать») в поведении подэкспертного или клиента проявление психической реальности.

2. «Организационный» компонент. При проведении диагностики необходимо точно, в определенном порядке соблюдать условия, влияющие на ее выполнение, упомянутые выше. Диагност должен со вниманием относиться ко всем подробностям, мелочам, связанным с подэкспертным или клиентом. Необходимые качества, определяющие уровень сформированности данной компетенции:

а) организованность - умение следовать определенному порядку;

б) тщательность - усердие, добросовестность, скрупулезность.

3. «Сопровождающий» компонент предназначен для эффективного взаимодействия с подэкспертным или клиентом. Предполагает следующие навыки:

а) «присоединение» к клиенту по позе, его движениям, мимике, темпу речи, словарю;

б) эмпатию - способность к сочувствию, сопереживанию, отзывчивое, участливое отношение к личности и проблеме подэксперт-ного или клиента;

в) индивидуализированный опыт - осознание самого себя, самоощущение, самонаблюдение, рефлексия, самоконтроль и др.

4. «Мотивирующий» компонент предполагает наличие у психолога-диагноста следующих способностей и умений:

а) гибкость - способность умело и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и обстоятельствам работы, многообразию оттенков жизненных проблемных ситуаций;

б) умение создать положительный эмоциональный фон, коммуникабельность, обаяние.

5. «Аналитический» компонент предполагает умение делать выводы и давать рекомендации после рассмотрения данных диагностики, например тестового показателя или показателей в контексте другой релевантной информации об индивидууме. Подразумевает владение следующими навыками:

а) анализа - способность к детальному изучению, рассмотрению, разбору данных диагностики, например тестового показателя или показателей;

б) синтеза - умение интегрировать разнородные данные на теоретическом и практическом уровнях. Например, неверное решение тестовых задач.

6. «Прогностический» компонент. Предполагает умение составлять прогнозы по результатам диагностической работы, т. е. предсказывать ход и результаты событий, процессов. Предполагает наличие у психоло-га-диагноста следующих свойств и навыков:

а) оптимизма - умение составлять позитивные прогнозы;

б) умения использовать знание о факторах риска и благоприятных прогностических факторах, характеризующих психическое развитие человека на каждом возрастном этапе.

К сожалению, на современном этапе развития психологической науки все еще отсутствует целостное представление относительно структуры и содержания понятия «диагностическая компетенция». В то же время растущие требования к уровню профессиональной квалификации психолога диктуют необходимость обновления и разработки моделей, программ и технологий, адекватных современным международным стандартам профессиональной подготовки специалиста-психолога в вузе, включая формирование его диагностической компетенции.

Эффективность развития диагностической компетенции психолога предполагает исследование не только ее компонентов, но и выявление критериев, показателей и уровней проявления, что составляет перспективные направления нашей дальнейшей работы.

i. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы.

СПб., 200З.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004.

3. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

4. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб., 2001.

Поступила в редакцию 6.10.2010 г.

UDC 159.9

FEATURES AND CONTENT OF DIAGNOSTIC COMPETENCY

Tatyana Viktorovna Kot, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology and Natural Sciences Disciplines Department, e-mail: tvkot2010@mail.ru

Larisa Vasilyevna Abdalina, Voronezh Branch of Russian State Social University, Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: abla-va@list.ru

This article based on the analysis of up-to-date psychological and acmeological literature presents authorial definition of the diagnostic competency of a psychologist and describes its main components.

Key words: competence; competency; diagnostic competency of psychologist.

i59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.