Научная статья на тему 'Развитие творчества школьников как важное направление совершенствование процесса обучения в школе в современных условиях'

Развитие творчества школьников как важное направление совершенствование процесса обучения в школе в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1267
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творчества школьников как важное направление совершенствование процесса обучения в школе в современных условиях»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

С.Ю. Абрамова РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Философской основой творческого обучения являются научные представления о природе творчества школьников, в связи с чем, потребность понять и управлять природой творческого процесса возникла как следствие необходимости управляемого воздействия и поддержания в актуальном состоянии творческой деятельности, повышения её эффективности. Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением человека, оно менее всего изучено, и, парадокс заключается в том, что оно закономерно. Принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественно-научных методов.

Первое упоминание о природе научного творчества можно встретить в трудах древних философов. Аристотель в своей знаменитой силлогистике пытался выяснить возникновение новых знаний путем выстраивания алгоритма логических выводов. В донаучный период таким условием продуцирования нового долгое время считались мыслительные операции: индукция, а позднее - дедукция (Ф. Бекон, Р. Декарт, Г Лейбниц, Дж. Милль)1. Данные подходы определения природы феномена творчества носили индетерми-нистский характер. Только в эпоху господства ассоциативной концепции в психологии появились представления о природе творчества, соответствующие «детерминистским идеалам научности»: о творческом синтезе (В. Вундт), творческих ассоциациях (А. Бекон).

Обобщая развитие творческих основ на данных этапах исследовательских программ философско-психологической мысли, М.Г. Ярошевс-кий отмечал, что в этих концепциях, несмотря на их различия, присутствует общенаучное детерминистическое объяснение появления творческих продуктов, «не имеющих места в прошлом опыте индивида», определенный способ объяснения возникновения нового.

В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области

изучения, как теоретических основ развития творческих качеств, так и процесса творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных сферах деятельности подтвердила научные изыскания в аспекте: творческие достижения имеют не только личностный характер, но и социальный. В современной науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности: психология творчества и процесса обучения.

Чаще всего от педагогов можно услышать следующее утверждение, что целенаправленно заниматься изучением и совершенствованием основ творческих качеств в обучении не представляется возможным, по причине отсутствия свободного временного пространства в процессе обучения, скованности рамками образовательного стандарта.

Однако на протяжении веков выдающиеся педагоги пытались не только теоретически осмыслить суть, механизмы и критерии творчества, но и обозначить его прикладные аспекты. Одним из таких аспектов был поиск педагогических условий, в которых возможно успешное формирование и совершенствование творческой личности педагогов и учащихся.

Впервые на это обратил внимание И.Г Песта-лоцци, понимавший обучение, как творчество самих учащихся, приобретение знаний на основе самостоятельности в развитии. Данная точка зрения совершила существенный поворот от внешней природы к природе самого учащегося. По мнению И.Г Песталоцци2, существенная черта образования состоит в гармоническом развитии всех природных сил и способностей личности человека.

Идеи развития творчества получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных педагогов.

Так, Н.И. Пироговым3 выдвигается принцип «общечеловеческого воспитания», как истинной философии, под которым он понимал воспитание «внутреннего» человека, раскрытие его внутренних сил. Затем - формирование «наружного» че-

ловека, как превращение внешнего материала. Причем, сам педагог становится философом, с его первой функцией - совершенствования человеческого в человеке, а именно - в учащихся.

Приверженность данной точки зрения на феномен воспитания через творчество придерживался К.Д. Ушинский. Стратегия реформ в образовании рассматривалась им, как процесс совершенствования всех систем в целях создания условий для полноценного развития личности учащегося, раскрытия его творческого потенциала.

Это был новый методологический подход к образованию и воспитанию школьников. Многие идеи и взгляды К.Д. Ушинского4, сочетавшие личный опыт и философские умозаключения, достойны того, чтобы стать основой формирования современной концепции воспитания и обучения школьников, особенно в части становления их творческой индивидуальности.

Из представленного анализа взглядов педагогов можно сделать вывод, о том, что многое в процессе совершенствования обучения, реализующееся через современные педагогические технологии, зависит от точки отсчета, выбранной самим педагогом. Один и тот же материал, в одинаковом объеме можно представить ученикам в различной форме: репродуктивной, творческой, исследовательской, ценностно-смысловой, проблемной, эрудированной.

В чем проявляются теоретические основы развития творческих качеств учащихся:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- видение целостной структуры объекта и его новой функции;

- самостоятельное комбинирование известных способов действия, превращение их в новый способ действия;

- поиск различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств;

- самостоятельный аналитический перенос (ближний и дальний) знаний и умений в принципиально новую ситуацию;

- построение принципиально нового способа решения проблемы.

Современные педагоги следующим образом комментируют приведенные выше основы творческих качеств в процессе обучения. Д.Г. Леви-тес5 в своем труде «Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит» пишет: «Если сам учитель не боится совершать «рейды» в соседние темы, разделы, в другие предметы, в раз-

личные внешкольные, внеучебные ситуации, связывая их с изучением на уроке материалом, -подобные способы переноса быстро усваиваются учениками. Широкую популярность приобретают в настоящее время интегративные уроки, межпредметные конференции, межпредметные и надпредметные проекты и игры - все это один из способов развития и совершенствования творческих способностей».

Видение целостной структуры: «Когда новый материал изучается индуктивным путем или сложный объект рассматривается сначала по частям, -не спешите сами делать вывод, обобщения, дайте возможность ему увидеть всю картинку. Предоставьте эту возможность своим ученикам». Ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не обеспечивают приобретение человеком творческих качеств. Современные педагогические технологи способны развить творческие качества по-иному.

Педагогикой накоплен определенный объем знаний и, что еще важнее, научных рекомендаций по развитию способности к творчеству, опираясь на эти рекомендации, частично - на творческий потенциал своих лучших представителей, разработала множество конкретных приемов и методов. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего - ряд общих рекомендаций и принципов, на которые необходимо опираться, конструируя на уроке ситуации для развития творческих качеств у учащихся.

Говоря о развитии и совершенствовании творческих качеств у учащихся 5-9 классов, Э. де Бо-но6 формулирует следующие принципы по данному вопросу:

- выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;

- развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;

- развитие способности видеть многофункциональность вещи;

- развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы.

Основная задача процесса творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и творческих качеств. Ряд российских исследователей рассматривают творчество как основу и механизм развития

психики, при этом научные изыскания в этой сфере связываются с закономерностями мышления7.

Исследования основ развития творческих качеств проводили следующие отечественные и зарубежные учёные: К.Л Альбуханова-Славская, А.А. Андреева, Л.И. Божович, Е. В. Бондаревс-кая, Дж. Гилфорд, В. Смит, Е. Торренс, Д. Хэл-перн, А. Маслоу8 и др., однако, как отмечают авторы Я.А. Пономарёв, Э.Г. Юдин, М.Г. Ярошев-ский и многие другие, их исследования развития творческих качеств не были достаточно полными и результативными.

Большинство исследователей делают акцент в определении творчества на особенностях или качествах личности. Так, Дж. Гилфорд полагает, что творческие качества и творческий потенциал могут определяться как совокупность способностей и других черт, которые способствуют успешному творческому мышлению.

Из анализа вышеперечисленных работ авторов нам стало ясно, что современный образовательный процесс должен быть направлен на освоение эмоционально-ценностного опыта, обеспечение относительной адаптированности личности к социальной и природной сфере, а также способствовать самореализации и раскрытию духовного потенциала личности. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания современных педагогических технологий обучения. Данные исследований отражены в работах отечественных и зарубежных авторов: А.А. Вербицкого, П.Я. Гальперина, В.И. Гипецинского, В.В. Давыдова, Г. Альтшуллер, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, И.Б. Котовой, А.В. Петровского, В.Л. Петровского, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина,

О.К. Филатова, Д.В. Чернилевского, Е.Н. Шияно-ва, ГК. Селевко, Д. Толлингеровой, а также Г. Ол-порта, К. Роджерса и многих других.

Решение этой проблемы видится нам в отказе то передачи готовых знаний и ценностно-нормативных представлений в процессе обучения средствами продуктивной педагогики и в выработке новых творческих психолого-педагогических технологий обучения учащихся 5-9 классов.

В отечественной науке проблему развития творческих качеств у учащихся во второй половине XX века рассматривали Д.Б. Богоявленская, Ч.К. Борисов, Н.Ф. Вишнякова, М.С. Каган, А.Т Ковалев, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, А.Д. Лук, И.Л. Стрелкова и другие ученые и исследователи. Теоретические основы развития

творческих качеств школьников прослеживаются, также в работах многих зарубежных авторов: (Г.Ю. Айзенк, Ф. Барон, Д. Векслер, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, Х. Груббер, Р. Крачфилд, А. Маслоу, Р. Стенберг, Р.Е. Тафель, Е. Торренс, М. Уоллах. Дж. Хеслруд, Э. Шехтель и др.)9

Помимо комплексного структурно-функционального анализа феноменологии творческого потенциала другими авторами изучались следующие аспекты проблем: психолого-педагогичес-кие аспекты развития творчества, развития творческих, интеллектуальных начал школьников (В.А. Брушлинский, И.С. Кон, К. Поппер, Т. Кун, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов); субъект - субъектное взаимодействие и продуктивное общение школьников через творческое общение (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Г Ковалев, Б.Ф. Ломов); личностные корреляторы творчества учащихся и творческие приемы, формы алгоритмизации исследовательского аппарата (Л.Б. Ермолаева-Томи-на, А.Н. Лук, Р.В. Рескин, Г. Альтшуллер, Г.П. Щедровицкий); развитие творческого потенциала и креативности, воспитание коммуникативной компетенции и коммуникативной культуры (Эд. Де Боно, М.С. Каган, Р Крачфилд, А.М. Матюшкин, А.Л. Петровская, Е. Торренс, М. Уоллах); диагностика творческих качеств и креативности (Д.Б. Богоявленская, Н.Ф. Вишнякова, Дж. Гилфорд, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е. Торренс, Н.Б. Шумакова Е.Б. Щебланова).

В общем, можно выделить две основные группы подходов к анализу и изучению теоретических основ развития творческих качеств у учащихся:

1. Анализ исследования общепсихологической и концептуальной направленности (С.Л. Рубинштейн, 1941; Д.Б. Богоявленская, 1983; Я.А. Пономарёв, 1976; О.К. Тихомиров, 1969), в которых, обосновывались основы психологии творчества, его закономерности и механизмы творческой реализации личности (Л.Б. Ермолаева-Томина, А.Н. Лук, Р.В. Рескин, Г. Альтшуллер, Г.П. Щедровицкий, Д. Толлингерова).

2. Экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа, направленные на выявление, описание, систематизацию личностных характеристик и способностей к творческой деятельности (М.С. Каган, А.Л. Петровская, Е. Торренс, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин).

Одной из наиболее актуальных проблем современной психолого-педагогической науки яв-

ляется создание общепсихолого-педагогической алгоритма творчества (Г. Альтшуллер, Г.П. Щед-ровицкий)10.

В современных отечественных и зарубежных теоретических основах развития творчества в аспекте предметно-процессуального уровня доминирует представление об этапности формирования творческого процесса: возникновение проблемы, стадия инкубации, инсайтное озарение, формализация идеи, верификация. Ключевым элементом считается интуитивный этап (Д. Толлингерова)11.

Е. Торренс определяет феномен творчества, как возникновение особой чувствительности к проблемам, связанным с недостатком знаний, идентификацией трудностей, процессом возникновения предположений и формированием гипотез12.

Современный этап развития общества требует от личности творчества, предприимчивости, способности идти на оправданный риск. Эти и другие качества во многом формируются в процессе обучения в общеобразовательной школе. Изучение теоретических источников, практики деятельности различных категорий преподавателей показывает, что в последние годы сложилось целое направление - педагогика творчества (Ю.Г. Круглов, А.М. Матюшкин, С.Л. Белых, М.И. Меерович, Л.И. Шрагина и др.), пытающаяся определить свой статус, объект и предмета исследования.

Педагогика творчества изучает целенаправленную творческую деятельность педагога по развитию, активизации, формированию личности, творческих качеств, творческого мышления у школьников, ее одаренности и способностей (В.В. Занков, В.С. Библер, Н.И. Дереклеева).

Таким образом, в качестве своего объекта данное исследование имеет не индивид и его психику, а целую систему педагогических путей, условий, явлений, непосредственно взаимосвязанных с его развитием и самосовершенствованием. Объектом педагогики творчества являются те явления действительности, которые способствуют развитию индивида в процессе целенаправленного образования, обучения и воспитания. Как и общая педагогика, педагогика творчества объектом исследования имеет создание оптимальных условий для образования школьников. Однако, основная особенность ее от общей педагогики заключается в том, что данная педагогика делает акцент на творческо-ориентированном образовании учащихся 5-9 классов. Следовательно, целью и содержательными основами педаго-

гики творчества является формирование мотивации, готовности к творческой деятельности, а так же - совершенствование процесса обучения на основе современных творчески-ориентирован-ных технологий.

Ученые давно пытаются определить теоретические основы развития творческих качеств у учащихся в образовательной среде (С.Л. Белых, Н.К. Нелюбина). В целом, ее основу составляет понятие «творчество». Представляется интересным рассмотреть это понятие, поскольку оно довольно широкое и многогранное. Количество понятия приближено к числу авторских работ (около 60 определений), когда-либо затрагивающих данный вопрос. Э. Фромм13 дает следующее определение понятия « творчество»: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Можно выделить пять групп определений развития творчества школьников в современных условиях.

В современных исследованиях активно разрабатывается следующая точка зрения на феномен творчества: создание нового продукта или результат творческого мышления (К. Тейлор, О.К. Тихомиров, И. Андронников). В других - как отмечается, доминирует творческий процесс создания нового качества14.

Безусловно, представления о совершенствовании процесса обучения в школе в современных условиях на основе применения технологий творчества начинают заявлять о своих правах в силу сложных жизненных коллизий, в желании находить более новые, нестандартные решения проблем.

К сожалению, в отечественных, современных образовательных программах еще остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых способов решения заданий, к усвоению определенной группы знаний, умений, навыков. А требования современной ситуации таковы, что простого обладания некоторой суммой знаний недостаточно. Необходима постоянная готовность к меняющимся условиям проблемной ситуации, возможно, начать решать с различных граней творчества. Совершенствование процесса обучения на основе творчески-ориен-тированных технологий, воспитание качеств творческой самостоятельности должно стоять во главе

современного образования, стать основой новых образовательных программ обучения.

Такие программы должны содержать специальные задания, цель которых - способствовать активизации творческих качеств и способностей учеников и педагогов. Программы должны содержать описание творческого процесса, теоретического опыта, обоснованности технологий творческого обучения для различных видов деятельности. Кроме того, чем больше в программах будет представлен материала для развития творческих качеств и практического творчества с учащимися, тем более вероятным станет позитивное самоопределение в процессе формирования качеств творческой личности и получить творческий продукт15.

Ряд учёных ведут исследования в социальном аспекте феномена творчества. В том числе, на социально-психологическом и социально-управленческом уровнях, как детерминантах творчества.

Ведутся научные изыскания по проблеме организации, а также коллективным творчеством учащихся с помощью функционально-ролевой дифференциации коллектива детей16.

Таким образом, в современной психологопедагогической науке творчество рассматривается, как личностная категория в аспектах.

Примечания

1 Александров А.Д. Творческая сущность человека // Человек в зеркале наук. Межвуз. сб. / Под ред. А.О. Бороноева. - СПб., 1993. - С. 5.

2 Калошина И.Г. Структура и механизмы твор-

ческой деятельности. - М.: МГУ, 1983. - С. 7.

3 Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - С. 11.

4 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - С. 9.

5 Глуховская Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1997. - С. 15.

6 Боно Э. Рождение новой идеи / Пер. с англ. -М., 1976. - С. 12.

7 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - С. 32.

8 Глотова Г.А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования. - Екатеринбург, 1992. - С. 10.

8 Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражения. - М., 1994. - С. 5.

10 Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. Психология: Учебник. - М.: Academ А, 2003. - С. 12.

11 Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. - М.: Мысль, 1970. - С. 7.

12 Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990. - .№1. - С. 2.

13 Фромм Э. Революция надежды. - СПб.: Ювента, 1999. - С. 9.

14 Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. - М.: Мысль, 1970. - С. 17.

15 Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. - М., 1989. - С. 5.

16 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Academ А, 2003. - С. 10.

Т.А. Афанасьева РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ НРАВСТВЕННОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЕЖИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

На основе теоретического осмысления проблемы нравственного воспитания представлен опыт по реабилитации молодежи аддиктивного поведения в Липецком медико-психологическом реабилитационном центре для наркозависимых больных. Выявлены возможности использования психологических оснований нравственного воспитания, предложенных психологами.

В конце ХХ века злоупотребление алко- В последнее десятилетие и для России упот-

голем, наркотиками и другими психо- ребление несовершеннолетними и молодежью

активными веществами приняло харак- алкоголя, наркотических и других психоактивных

тер эпидемии. По данным Всемирной организации веществ превратилось в проблему, представляю-

здравоохранения, суммарное количество больных щую серьезную угрозу здоровью населения, эко-

с заболеваниями, вызванными приемом различных номике страны, социальной сфере и правопоряд-

психоактивных веществ, за исключением куриль- ку. По данным исследования, сегодня с той или

щиков табака, составляет более 500 млн. человек. иной частотой потребляют наркотические сред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.