Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / творчество / творческие способности / студент / вуз / creativity / creativity / creative abilities / student / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Межидова Камила Рамзановна, Коркмазов Алим Викторович, Шапиева Аида Сайпутдиновна

В статье изучен процесс развития креативности студентов в процессе обучения в вузе. Выявлено, что развитие творческих способностей является одной из важнейших задач образования, затрагивающей все этапы развития личности человека, развивает самостоятельность в принятии решений, учит самоуверенности. Сделан вывод о том, что креативность это способность глубоко осмыслить собственный опыт, это самореализация, самовыражение, укрепление себя через реализацию своего внутреннего потенциала. Для вдохновения студентов необходимо приглашать в преподавательский состав успешных людей, реализованных в профессии, чтобы они передавали именно свой опыт прохождения пути. В процессе профессиональной подготовки весь имеющийся эмпирический опыт, накопленные представления о самом себе и окружающих людях, на момент перехода от детства к взрослости становится решающим фактором в становлении собственного Я, еще недостаточно устойчивого, но уже обладающего определенными характеристиками и отличительным чертами. В этой связи особенно важно научить студентов креативности, которую можно понимать как поиск различных подходов собственной реализации в учёбе, профессиональной деятельности путём перекомбинации и творческого применения уже существующих подходов, а так же поиск собственных оригинальных подходов с последующей апробации их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the process of developing students' creativity during their studies at a university. It has been revealed that the development of creative abilities is one of the most important tasks of education, affecting all stages of human personality development, developing independence in decision-making, and teaching self-confidence. It is concluded that creativity is the ability to deeply comprehend one’s own experience, it is self-realization, self-expression, strengthening oneself through the realization of one’s inner potential. To inspire students, it is necessary to invite successful people who have achieved success in the profession to join the teaching staff, so that they convey exactly their experience along the way. In the process of professional training, all the available empirical experience, the accumulated ideas about oneself and the people around him, at the time of transition from childhood to adulthood, become a decisive factor in the formation of one's own self, which is not yet stable enough, but already possesses certain characteristics and distinctive features. In this regard, it is especially important to teach students creativity, which can be understood as the search for various approaches to their own realization in study, professional activity by recombining and creatively applying existing approaches, as well as searching for their own original approaches with their subsequent testing in practice.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры философии, политологии и социологии Межидова Камила Рамзановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

организации правоохранительной деятельности Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента,

руководитель центра психологической службы Шапиева Аида Сайпутдиновна

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье изучен процесс развития креативности студентов в процессе обучения в вузе. Выявлено, что развитие творческих способностей является одной из важнейших задач образования, затрагивающей все этапы развития личности человека, развивает самостоятельность в принятии решений, учит самоуверенности. Сделан вывод о том, что креативность - это способность глубоко осмыслить собственный опыт, это самореализация, самовыражение, укрепление себя через реализацию своего внутреннего потенциала. Для вдохновения студентов необходимо приглашать в преподавательский состав успешных людей, реализованных в профессии, чтобы они передавали именно свой опыт прохождения пути. В процессе профессиональной подготовки весь имеющийся эмпирический опыт, накопленные представления о самом себе и окружающих людях, на момент перехода от детства к взрослости становится решающим фактором в становлении собственного Я, еще недостаточно устойчивого, но уже обладающего определенными характеристиками и отличительным чертами. В этой связи особенно важно научить студентов креативности, которую можно понимать как поиск различных подходов собственной реализации в учёбе, профессиональной деятельности путём перекомбинации и творческого применения уже существующих подходов, а так же поиск собственных оригинальных подходов с последующей апробации их на практике.

Ключевые слова: креативность, творчество, творческие способности, студент, вуз.

Annotation: The article examines the process of developing students' creativity during their studies at a university. It has been revealed that the development of creative abilities is one of the most important tasks of education, affecting all stages of human personality development, developing independence in decision-making, and teaching self-confidence. It is concluded that creativity is the ability to deeply comprehend one's own experience, it is self-realization, self-expression, strengthening oneself through the realization of one's inner potential. To inspire students, it is necessary to invite successful people who have achieved success in the profession to join the teaching staff, so that they convey exactly their experience along the way. In the process of professional training, all the available empirical experience, the accumulated ideas about oneself and the people around him, at the time of transition from childhood to adulthood, become a decisive factor in the formation of one's own self, which is not yet stable enough, but already possesses certain characteristics and distinctive features. In this regard, it is especially important to teach students creativity, which can be understood as the search for various approaches to their own realization in study, professional activity by recombining and creatively applying existing approaches, as well as searching for their own original approaches with their subsequent testing in practice.

Key words: creativity, creativity, creative abilities, student, university.

Введение. Сегодня существует тенденция максимального упрощения работы человека в различных сферах жизни. Адаптация человечества к упрощению порождает тенденцию отсутствия интереса к поиску новых, нестандартных решений, в особенности этот процесс прослеживается в обучаемости подростков и юношей, находит продолжение в подходах к изучению нового у молодежи старшего возраста. Поступление в вуз - несомненно, новый этап в жизни юношей и девушек, соответственно, он может стать отличным стартом к изменению подхода к обучению.

Одним из важнейших элементов культуры человечества является творчество, основной составляющей которого является воображение индивида. В современном обществе воображение, которое лежит в основе креативного мышления, расценивается как личностная способность к творчеству.

Отдельные вопросы, касающиеся определения творческих способностей и креативности, а так же их развития в процессе профессиональной подготовки изучали такие педагогики и психологи как О.С. Анисимов, Т.И. Артемьева, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, Б. Торренс и другие.

Изложение основного материала статьи. Исследования проблемы развития креативности получило довольно широкое распространение. Считается, что творческие способности проявляются только в художественном творчестве: живописи, поэзии, музыке. Однако фраза «креативность» - это многомерное научное понятие, которое требует глубокого изучения и постоянного переосмысления в быстро меняющихся социокультурных условиях современности.

Понятие «креативность» по сути совпадает с понятием «творчество». Понятие креативность (от латинского Creatio -создание, сотворение) является синонимом понятия творческие способности.

Развитие творческих способностей - это одна из важнейших задач образования, ведь этот процесс затрагивает все этапы развития личности человека, развивает самостоятельность в принятии решений, учит самовыражению и уверенности в себе.

Говоря о развитии творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки, мы так же затрагиваем важную и значимую часть процесса обучения - проблему отбора методов.

Под методами обучения понимаются различные способы взаимодействия преподавателя с обучающимся, в ходе него происходит передача знаний, умений и навыков преподавателя и усвоения их обучающимися, которые предусмотрены изучаемой программой.

В педагогике методы делятся на четыре основные группы: наглядные, словесные, практические, игровые. Для развития креативности студентов возможно использование всех перечисленных методов, поскольку теоретические знания помогают наиболее полноценно погрузиться в решаемую креативную проблему или выполняя учебный проект.

В контексте философских воззрений на данную проблему, творчество позиционируется как фундаментальное и непременное условие существования и развития материи, ее трансформации, создания новых видов и форм.

В процессе формирования новых видов материи, формируются и новые виды творчества - так философская наука объясняет генерелезацию «творчества».

Сама природа такого явления, как креативность, предполагает рассмотрение термина в широком диапазоне значений.

Креативность (творчество) - это свойство психики, направленное на процесс генерации качественно нового объекта. Это внутреннее движение, происходящее из возможности генерировать оригинальные идеи, применять и комбинировать необычные действия.

В Психологическом словаре творчество объясняется как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [4, С. 232].

В рамках педагогических исследований творчество определяется как высшая форма человеческой самостоятельной деятельности, несущая в себе абсолютную или относительную новизну [3].

Тем самым необходим творческий подход, чтобы усвоить понятие «творчество», которое необходимо изучать с различных точек зрения.

Текущий культурный и экономический спрос - это интеллектуальное творчество. Важнейшим качеством творческих способностей является совершенствование и поиск альтернативных путей решения текущих проблем.

В исследовательской работе А.Г. Виноградова отмечается, что «умение использовать и модифицировать методы собственной деятельности в различных проблемных ситуациях происходит от умения организовывать индивидуальные концептуальные знания, что является одним из источников индивидуальных различий в способностях к творческому процессу». [4,С. 123].

При высоком запросе на интеллектуальное творчество важнейшим остается способность декодировать информацию и идеи. Из непривычной, непонятной форме в формах, создавать и контекст доступный простому человеческому восприятию - на вербальном, категориальном, коммуникативном уровне [4, С. 207].

Понятие «природа творчества». Как и нужно ли определить?

Для начала, рассмотрим критерии, по которым определяется творческая деятельность.

Как показал анализ литературы [4; 7], наиболее часто учёные выделяют следующие критерии:

- Оптимальность.

- Оригинальность.

- Неординарность решения.

- Социальная и историческая уникальность.

Они существуют, как продукт реализации творчества, так же как и сам творческий процесс является носителем данных качеств.

Плод творческого труда существует в материальном мире, в виде предмете, или в духовном мире: теории, идеи, научные открытия.

Креативность - это создание новых вещей новыми способами. Креативность - это не просто выдающиеся, социально значимые открытия, которые меняют мир. Креативность - это деятельность каждого человека, который, возможно, не знающая публичности. Например, детские игры, в которых проявляются активность, находчивость, инициативность, оригинальность, фантазия, вариативность принятия решений.

В психолого-педагогических исследованиях авторы [4] подтверждают ценность самого творческого процесса, подготовки к этому процессу и его различных многомерных аспектов. Особое место отводится средствам и методам развития творчества.

Творческий процесс объединяет себе различные аспекты человеческого существования:

- умственную деятельность,

- чувства и эмоции человека.

Однако, включенность данных аспектов в творческий процесс разная.

Креативность - это способность глубоко осмыслить собственный опыт, это самореализация, самовыражение, укрепление себя через реализацию своего внутреннего потенциала.

H.А. Бердяев в книге «Смысл творчества» описывает творчество, как «свобода личности, способ проживания эмоций, вечный поиск» [1, С. 150]. Труд и талант, по мнению В.И. Страхова реализованные в творческой деятельности и творческих способностях человека - в совокупности создают творчество [4, С. 400].

Как трансформировать жизненный опыт, и на этой основе найти новые, лучшие способы существования - об этом повествует учёных А. Матейко [8, С. 176].

Выдающиеся отечественные педагоги, психологи, учёные Г.С. Альтшуллер, С.А. Амонашвили, Л.С. Выготский писали о творчестве, как о потребности высшего порядка, в реализации которой происходит формирование личности, ценностей человека, жизненно позиции в целом.

Можно ли решать повседневные жизненные задачи без творчества, или нужно тонуть в рутине? Об этом пишет Л.С. Выготский, подробно объясняя, что нужно, добавляя, однако, что реализовать полностью свой творческий потенциал под силу только избранным гениям [2].

Существует три типа творческих способностей, которые составляют три типа феноменологии творчества:

I. Стимулирующий-продуктивный - различные внешние стимулы определяют эффективность действий.

2. Эвристический - означает креативный подход. Итогом является создание новых объектов, неординарное решение задач, рождаются научные открытия.

3. Креативный - комбинация найденных закономерностей приводит к гораздо большему результату, чем ожидалось.

Существует 2 типа творческих способностей:

- Репродуктивный - овладение навыками определенного вида деятельности на основе шаблона, алгоритма, усвоение знаний в кратчайшие сроки.

- Творческий - создание нового, неординарного за счет самостоятельной деятельности индивида.

Процесс творческой деятельности состоит из следующих этапов: исследование проблемы и этапы реализации решения проблемы.

Стоит особо отметить, что подавляющее большинство научных работ посвящено первому этапу.

Так же, есть и другой взгляд на структуру творческой деятельности:

1. Отбор информации, формулировка проблемы.

2. Анализ информации, отбор способов решения, описание последовательности действий.

3. Отдых, необходимый для анализа вышеописанного.

4. Новый взгляд на проблему.

5. Определение алгоритма действий.

6. Апробирование.

Эмпирическое исследование показало, что испытуемые явно продемонстрировали отличную способность придумывать необычные идеи, выходить за рамки обычных схем решения проблем и делать это намного быстрее, чем раньше.

П. Торренс рассматривает концепцию творчества как «процесс ощущения трудностей, проблем, пробелов в информации, недостающих элементов, несоответствий в чем-либо, высказывания предположений и формулирования гипотез об этих недостатках, оценки и проверки этих предположений и гипотез, их проверки и проверки и, наконец, обобщение результатов» [6, С. 120].

Отдельно стоят исследования К. Тейлора и Дж. Гилфорд - самодостаточные, независимые друг от друга, которые определяет креативность как сумму различных способностей, которые были развиты в разной степени, а не как целостное качество [8].

Ф. Бэррон определяет творчество как способ расширения и обогащения опыта, а М. Воллах - как способность выдвигать оригинальные идеи в процессе решения и на этапах подготовки к решению различных проблем [8, С. 135].

С. Медник описывает творчество как процесс реорганизации частей в новые комбинации, которые более полезны и могут выполнять новые функции [8].

На основе подходов, описанных выше, четко выделяются два основных подхода к пониманию творческих (креативных) способностей с точки зрения значимости, движущей силы: интеллектуальная активность и мотивация.

Возвращаясь к исследованиям Д.Б. Богоявленской, которая внесла огромный научный вклад в изучение творческих способностей, следует особо отметить описанные ею в данном контексте способности человека преодолевать ограничения собственного сознания, под влиянием глубокого интереса к осознанной деятельности. В процессе творческой деятельности авторы исследуют причинно-следственную связь, формируют мотивация на создание нового продукта - решают поставленную цель. Так же необходимо учитывать своеобразное состояние, которое называется «творческие порыв», в котором включаются резервы психики и индивид приходит в состояние максимальной активности. Все это вместе и является творчеством. Однако, ряд исследователей интеллекта человека - П. Вайсберг, Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Штернберг, Л. Термен - придерживаются другого мнения, утверждая, что взаимовлияние творчества и интеллекта не большое.

Творческий инсайт возникает в результате взаимодействия мышление и памяти. Эта группа исследователей не выделяла творческие способности среди других способностей человека.

У юношей и девушек 16-18 лет особую роль в жизни играет коллектив и складывающиеся внутри него отношения. В данный возрастной отрезок жизни для молодых людей характерна повышенная активность, стремление к деятельности. Студенты и школьники данной возрастной категории активно интересуются развитием своего внутреннего мира. Данные особенности возраста влияют на уровень качественных изменений, напрямую связанных с вхождением во взрослую жизнь.

Постепенно у юношей и девушек проявляется частая смена настроения, наблюдается импульсивность и вспыльчивость. Сами молодые люди сталкиваются с неоднородностью возрастных изменений, потребностью утвердиться, определиться и реализоваться, в том числе в глазах сверстников. Эта особенность возраста становится причиной разноплановости развития юношей и девушек одного возраста - формирование личностное может опережать формирование интеллектуальное и наоборот.

Весь имеющийся эмпирический опыт, накопленные представления о самом себе и окружающих людях, на момент перехода от детства к взрослости становится решающим фактором в становлении собственного Я, еще недостаточно устойчивого, но уже обладающего определенными характеристиками и отличительным чертами. В этом возрасте также происходит постепенное дистанцирование от значимых взрослых, но, в тоже время, ожидается понимание ими целей и желаний, молодой человек ищет понимания и поддержки, ему необходимо чувствовать признание старшими равных прав по отношению к нему, в ином случае может быть спровоцирована конфликтная ситуация.

Особое место в жизни юношей и девушек занимает общение со сверстниками, в группе с которыми он старается определить и сопоставить свои принципы и ценности, начинает пересматривать отношение к себе - происходит переход от оценивания себя по критериям взрослых к сформированным самостоятельно критериям самооценки.

Выводы. Таким образом, креативность - это потребность человека искать различные подходы реализовать себя в учёбе, профессиональной деятельности путём перекомбинации и творческого применения уже существующих подходов, а так же поиск собственных оригинальных подходов с последующей апробации их на практике. Реализация творческих способностей наполняет человека радостью, жизненной силой.

Поскольку отдельные элементы творчества могут существовать в любой форме человеческой деятельности, это означает, что креативность (творчество) - это не только художественное творчество, но и техническое творчество, математическое творчество и т.д. Мы в своей статье рассмотрели возможности осуществления педагогического творчества.

Студентам свойственны амбиции, желание получить социальное признание. В современном обществе профессия преподавателя уже не является престижной, но, тем не менее, многие преподаватели очень креативно относятся к своей профессиональной деятельности. Но, для вдохновения студентов мы считаем целесообразно приглашать больше практиков в качестве совместителей, которые реализованы в профессии, чтобы они передавали именно свой опыт прохождения пути, в том числе, показали студентам возможности креативно решать профессиональные задачи.

Современность требует увлекать, вдохновлять молодых специалистов, учить их получать радость и удовольствие от своей работы. Без применения креативного подхода в обучении это невозможно.

Сделать творчество образом жизни современного студента - это задача педагогов вуза. Ведь навык творческого проживания жизни залог успешной профессиональной деятельности!

Литература

1. Бердяев H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев. - М.: Изд-во «Домммедиа», 2008. - 430 с.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Современное слово», 1998. - 420 с.

3. Морозов, A.B. Креативная педагогика и психология: учебное пособие / A.B. Морозов, Д.В. Чернилевский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд-во «Академический Проект», 2020. - 560 с.

4. Пономарев, Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я.А. Пономарев // Психологический журнал. -1994. -№ 6,- С. 43-53

5. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624 с.

6. Психология. Словарь / под ред. A.B. Петровского. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005 - 494 с.

7. Туник, Е.Е. Диагностика креативности тест Е. Торренса: методическое руководство. - СПБ: изд-во «ИМАТОН», 1998.- 171 с.

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под. ред. Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: изд-во Московского университета, 2012. - 530 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.