Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОС / СТУДЕНТ / ВУЗ / ТВОРЧЕСТВО / СПОСОБНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Зухра Залимхановна, Башиева Анжела Хамидовна, Местоева Елена Алихановна

В статье раскрыт вопрос о творческих способностях студентов. Перед высшей школой стоит важная задача - создать условия для формирования творческой личности, раскрытия способностей и возможностей каждого студента. Быстро меняющиеся социальные условия требуют от учителя творческого подхода и переосмысления образовательной деятельности на новый лад. Дан анализ понятий «творчество» и «способности» с точки зрения педагогов и психологов. Описаны три типа творческих способностей, которые составляют три типа феноменологии творчества: стимулирующий-продуктивный, эвристический и креативный. Автор пришел к выводу, что творческие способности - это совокупность индивидуальных качеств человека, которые определяют успешность и эффективность творческой деятельности в различных сферах жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

The article reveals the issue of students' creative abilities. The higher school is facing an important task - to create conditions for formation of creative personality, disclosure of abilities and possibilities of each student. The rapidly changing social conditions require teachers to be creative and rethink educational activities in a new way. An analysis of the concepts of "creativity" and "abilities" from the point of view of teachers and psychologists is given. Three types of creative abilities which make up three types of creativity phenomenology are described: stimulating-productive, heuristic and creative. The author has concluded that creative abilities are a set of individual qualities of the person which define success and efficiency of creative activity in various spheres of life.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ СТУДЕНТОВ»

В двух показателях (прыжок и наклон) различия у каратистов экспериментальной группы обнаружены на высоком уровне в то время, как в одном, челночном беге, обнаружены статистически достоверные различия. И хотя данные показатели у юных каратистов, относящихся к группе контрольной, также выросли, но у относящихся к экспериментальной положительная динамика была выше и лучше.

Основываясь на результатах педагогических наблюдений за учебно-тренировочным процессом юных каратистов, проходившим с использованием современных педагогических технологий, можно с определённой долей уверенности утверждать, что его эффективность обусловили такие факторы, как: увеличение общего объёма знаний, умений и навыков юных спортсменов, касающихся осваиваемого вида спорта; повышение их уровня обученности; формирование осознанной познавательной потребности у каратистов, относящихся к ЭГ; формирование осознанной потребности к проявлению творческих способностей и самостоятельности в ходе освоения учебного материала.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. - Москва: Т. 8, 2019. - 512 с.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 25-36

3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

4. Данченок, Л.А. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики / Л.А. Данченок, А.С. Зайцева, Н.В. Комлева // Открытое образование. - 2019. - № 1. - С. 34-45

5. Жафяров, А.Ж. Модели и критерии для мониторинга качества образования / А.Ж. Жафяров // Science for Education Today. - 2021. - № 4. - С. 136-154

6. Жулябина, Н.М. Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование / Н.М. Жулябина. - Москва: НИУ ВШЭ, 2017. - 40 с.

7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. -М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.

8. Золотарева, А.В. Повышение доступности дополнительного образования детей - новый вектор реализации государственной образовательной политики / А.В. Золотарева, И.С. Синицын // Образовательная панорама. - 2018. - № 1(9). - С. 8-16

9. Зубенко, В.И. Теоретические основы экспериментальной методики обучения технико-тактическим действиям в карате-до / В.И. Зубенко, В.А. Магин, В.С. Мащенко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. -№ 6. - С. 197-202

10. Иванов, В.Д. Карате как вид спорта / В.Д. Иванов, В.Д. Земсков // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире. - Челябинск, 2018. -С. 12-18

11. Игнатова, Н.Ю. Образование в цифровую эпоху / Н.Ю. Игнатова. - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - 128 с.

12. Мусафиров, М.К. Становление и развитие системы внешкольного воспитания в Оренбургской области во второй половине XX в. (историко-педагогический аспект) / М.К. Мусафиров // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. -№ 3(21). - С. 231-237

13. Специальная физическая подготовка. - [Электронный рексрурс]: https://infourok.ru/specialnaya-fizicheskaya-podgotovka-sportivnaya-podgotovka-5805627.html

14. Синицын, И.С. Информационное обеспечение доступности дополнительного образования детей / И.С. Синицын // Ярославский педагогический вестник. - 2019 - № 4(109). - С. 40-46

15. Ярошенко, Д.В. Структура тренировочного занятия на этапе начальной подготовки юных каратистов / Д.В. Ярошенко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - № 1. - С. 92-102

16. Rezgui, K. Ontology-based e-Portfolio modeling for supporting lifelong competency assessment and development / K. Rezgui, H. Mhiri, K. Ghedira // Procedia Computer Science. - 2017. - Vol. 112. - Pp. 397-406

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

старший преподаватель кафедры «Прикладная информатика» Башиева Анжела Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск);

доцент кафедры иностранных языков Местоева Елена Алихановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье раскрыт вопрос о творческих способностях студентов. Перед высшей школой стоит важная задача - создать условия для формирования творческой личности, раскрытия способностей и возможностей каждого студента. Быстро меняющиеся социальные условия требуют от учителя творческого подхода и переосмысления образовательной деятельности на новый лад. Дан анализ понятий «творчество» и «способности» с точки зрения педагогов и психологов. Описаны три типа творческих способностей, которые составляют три типа феноменологии творчества: стимулирующий-продуктивный, эвристический и креативный. Автор пришел к выводу, что творческие способности - это совокупность индивидуальных качеств человека, которые определяют успешность и эффективность творческой деятельности в различных сферах жизни.

Ключевые слова: вопрос, студент, вуз, творчество, способности, деятельность, креативность.

Annotation. The article reveals the issue of students' creative abilities. The higher school is facing an important task - to create conditions for formation of creative personality, disclosure of abilities and possibilities of each student. The rapidly changing social

conditions require teachers to be creative and rethink educational activities in a new way. An analysis of the concepts of "creativity" and "abilities" from the point of view of teachers and psychologists is given. Three types of creative abilities which make up three types of creativity phenomenology are described: stimulating-productive, heuristic and creative. The author has concluded that creative abilities are a set of individual qualities of the person which define success and efficiency of creative activity in various spheres of life.

Key words: question, student, university, creativity, abilities, activity, creativity.

Введение. Проблема развития творческих способностей студентов приобретает на данный момент наиболее важное значение. В связи с этим, перед высшей школой стоит важная задача - создать условия для формирования творческой личности, раскрытия способностей и возможностей каждого студента. По мере развития современного общества потребность в творческом подходе к профессиональной реализации специалиста растет. Быстро меняющиеся социальные условия требуют от учителя творческого подхода и переосмысления образовательной деятельности на новый лад. И эти навыки необходимо развивать уже в процессе обучения будущих бакалавров в университете.

Совершенствование и обновление образования в стране, трансформации учебного процесса, появление федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на воспитание такой личности, которая не просто стремилась бы к знаниям, но и к творческому преобразованию действительности, откладывают отпечаток на количество и качество научных психолого-педагогических разработок по проблеме развития творческих способностей у студентов, делая данную тему актуальной.

В настоящее время проблема изучения творчества в широком смысле становится доступной естественно-научному изучению, приобретает научную объективность, исследовательский аппарат. В результате изучение творческой деятельности приобретает важное значение в научном мире.

Исследования проблемы развития творческих способностей получило довольно широкое распространение. Считается, что творческие способности проявляются только в художественном творчестве: живописи, поэзии, музыке. Однако фраза «творчество» - это многомерное научное понятие, которое требует глубокого изучения и постоянного переосмысления в быстро меняющихся социокультурных условиях современности.

Изложение основного материала статьи. В современном научном мире творческое мышление и креативность изучали как зарубежные (Т. Амабайл, Ф. Баррон, Эдвард де Боно, Ф. Вильямс, Дж. Гилфорд, Д. Лаверт, Т. Любарт, А. Маслоу, С. Медник, Дж. Рензулли, Р. Стенберг, К. Тейлор, Э.П. Торренс и др.), так и отечественные психологи (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.П. Ильин, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков и др.).

Понятия «творчество» и «способности» требуют последовательного рассмотрения независимо друг от друга. Многие гуманитарные дисциплины изучают «творчество» в разных подходах. В педагогике, психологии, философии - свои взгляды и определения данного понятия.

Философы определяют творчество как фундаментальное и непременное условие существования и развития материи, ее трансформации, создания новых видов и форм. Философская энциклопедия дает такое определение творчества: «Творчество - это деятельность, которая порождает что-то новое, чего никогда раньше не было» [10, С. 342].

Деятельность человека, которая непрерывно воссоздает что-то новое в контексте материальных и духовных ценностей, и имеет социальное значение - это творчество.

Предпосылки формирования новых видов материи, вместе с которыми формируются и новые виды творчества - так философская наука определяет понятие «творчество». Сама природа такого явления, как творчество, предполагает рассмотрение термина в широком диапазоне значений.

Творчество - это свойство психики, направленное на процесс генерации качественно нового объекта. Это внутреннее движение, происходящее из возможности генерировать оригинальные идеи, применять и комбинировать необычные действия и новые способы мышления.

Психологический словарь объясняет творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей ... Это предполагает, что у человека есть навыки, мотивы, знания и способности, которые позволят создать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» [8, С. 232].

Педагогика определяет, что творчество - это «высшая форма человеческой деятельности и самостоятельной деятельности. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)» [4, С. 201].

Получается, что творчество, по словам Г.С. Батищева, - это «способность создавать любую принципиально новую возможность» [1, С. 150].

Требуется творческий подход, чтобы усвоить понятие «творчество», которое необходимо изучать и рассматривать с разных точек зрения, искать новые аспекты:

1. продукт творчества - это результат;

2. творческий процесс - подразумевает то, как он был создан;

3. процесс подготовки к творчеству напрямую связан с развитием творческих способностей.

Текущий культурный и экономический спрос - это интеллектуальное творчество. Важнейшим качеством творческих способностей является совершенствование и поиск альтернативных путей решения текущих проблем.

В исследовательской работе А.Г. Виноградова отмечается, что «умение использовать и модифицировать методы собственной деятельности в различных проблемных ситуациях происходит от умения организовывать индивидуальные концептуальные знания, что является одним из источников индивидуальных различий в способностях к творческому процессу» [8, С. 123].

При высоком запросе на интеллектуальное творчество важнейшим остается способность декодировать информацию и идеи. Из непривычной, непонятной форме в формах, создавать и контекст доступный простому человеческому восприятию - на вербальном, категориальном, коммуникативном уровне [7, С. 207].

Раскрывая понятие «природа творчества» для начала, рассмотрим критерии, по которым определяется творческая деятельность. Такие как: оптимальность; оригинальность; неординарность решения; социальная и историческая уникальность.

Они существуют, как продукт реализации творчества, так же как и сам творческий процесс является носителем данных качеств.

Плод творческого труда существует в материальном мире, в виде предмете, или в духовном мире: теории, идеи, научные открытия.

Творчество - это создание новых вещей новыми способами. Творчество - это не просто выдающиеся, социально значимые открытия, которые меняют мир. Творчество - это деятельность каждого человека, который, возможно, не

знающая публичности. Например, детские игры, в которых проявляются активность, находчивость, инициативность, оригинальность, фантазия, вариативность принятия решений.

Психология и педагогика подтверждают ценность самого творческого процесса, подготовки к этому процессу и его различных многомерных аспектов. Особое место отводится средствам и методам развития творчества.

Творческий процесс объединяет себе различные аспекты человеческого существования: умственную деятельность, интеллектуальные способности, чувства и эмоции, мышление. Однако, включенность данных аспектов в творческий процесс разная.

Творческая деятельность связана с определенным градусом напряжения, и способности психики выдерживать это напряжение. Это очень индивидуально, однако зависит в большой степени от психологической адаптивности и от проработанности психотравм.

Психические механизмы творчества работают так:

1. Творчество - это явление, у которого есть видовые признаки, которые можно исследовать, изучать, выстраивать в систему.

2. К исследованию творчества следует подходить концептуально, выявлять закономерности формирования, с целью управлять творческим процессом.

3. По мнению зарубежных авторов, творчество - это: «слияние восприятий, осуществляемое по-новому» (Маккаллар), «способность находить новые связи» (Кьюби), «появление новых композиций» (Мюррей), «деятельность ума, ведущая к новому пониманию» (Джерард), «трансформация опыта в новую организацию» (Тейлор) [8, С. 320-370].

4. Наиболее известное высказывание американского ученого П. Хилла: «Творчество - это успешный полет мысли за пределы неизведанного» [4, С. 380].

Взгляды большинства отечественных психологов совпадают со взглядами представителей гуманистической психологии к подходам к изучению творчества. А. Маслоу и К. Роджерс считают, что творчество - это способность глубоко осмыслить собственный опыт, это самореализация, самовыражение, укрепление себя через реализацию своего внутреннего потенциала [5, С. 35].

Подробный анализ определения творчества невозможен даже для самых известных российских психологов, поскольку они радикально отличаются друг от друга. Термин «творчество» определяет неизмеримую универсальность и множество аспектов. Однако давайте выделим наиболее важные позиции.

Свобода личности, способ проживания эмоций, вечный поиск - так описывает творчество Н.А. Бердяев в книге «Смысл творчества» «Взаимодействие, ведущее к развитию», как в психической жизни человека, так и проявленное в его повседневной деятельности [2, С. 150].

Как трансформировать жизненный опыт, и на этой основе найти новые, лучшие способы существования - об этом повествует советский психолог А. Матейко [11, С. 176].

Труд и талант, по мнению В. И. Страхова реализованные в творческой деятельности и творческих способностях человека - в совокупности создают творчество [8, С. 400].

Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по разному трактуют понятие «творческие способности». Само понятие «способности» чаще всего определяют как особые наследственные качества индивида. В то же время, многие учёные, например А.Н. Леонтьев, считают, что способности не являются врождёнными, но при этом сохраняются некие природные предпосылки к их развитию.

По мнению Б.М. Теплова, способности являются индивидуальными психологическими особенности индивида, которые способствуют успешности человека в какой-то определённой деятельности, а также эффективному усвоению им новых знаний, умений и навыков. Автор утверждал, что «способности» - это весьма динамическое понятие, не имеющее начала и конца (полного развития), т.е. могут существовать только в процессе развития и движения.

Психолог С.Л. Рубинштейн трактует понятие «способности» как совокупность определённых свойств, которые помогают человеку в какой-то конкретной деятельности или нескольких видах деятельности, и которые претерпевают изменения лишь в этой деятельности.

По мнению А.А. Крылова, способности - это ряд психических процессов и состояний личности, которые являются высшим уровнем развития общих знаний, умений и навыков. благодаря способностям человек может быть успешен в той или иной деятельности.

Г.С. Альтшуллер, С.А. Амонашвили, Л.С. Выготский писали о творчестве, как о потребности высшего порядка, в реализации которой происходит формирование личности, ценностей человека, жизненно позиции в целом.

Л.С. Выготский определял способности как определённые качества индивида, которые заложены в роду. Также, исследователь впервые вводит понятие «задатки» (предпосылки к развитию способностей) [3, С. 56].

Задатки есть у каждого человека, но не все они переходят в способности. Чтобы задатки развились до способностей необходимо принимать участие в деятельности. Можно сделать вывод о том, что способности - это совокупность определённых качеств личности, которые помогают ему быть успешным в той или иной деятельности и развиваются только в ней.

В настоящее время существует целый ряд разнообразных способностей (коммуникативные, познавательные, речевые, спортивные и т.д.), одними из которых являются творческие способности. По мнению Л.С. Выготского, творческие способности представляют собой такие качества личности, которые способствуют созданию чего-то нового материального или духовного [3].

Творческие способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются как универсальная познавательная способность, как чувствительность к проблемам, независимость в сложных ситуациях, как компонент общей умственной одаренности, как качество, не сводимое к интеллекту, как способность обнаруживать новые способы решения задач и проблем, порождать новое.

Существует три типа творческих способностей, которые составляют три типа феноменологии творчества:

• Стимулирующий-продуктивный - различные внешние стимулы определяют эффективность действий.

• Эвристический - означает творческий подход. Определяющую роль в данном типе феномена играет мышление, логическое перестроение поведения, выстраивание новых моделей поведения. В итоге получается создание новых объектов, неординарное решение задач, рождаются научные открытия.

• Креативный - комбинация найденных закономерностей приводит к гораздо большему результату, чем ожидалось.

Существует 2 типа творческих способностей:

• Репродуктивная - овладение навыками определенного вида деятельности на основе шаблона, алгоритма, усвоение знаний в кратчайшие сроки);

• творческий (создание нового, неординарного за счет самостоятельной деятельности индивида).

Процесс творческой деятельности состоит из двух больших этапов:

• исследования проблемы;

• этап реализации решения проблемы.

Стоит особо отметить, что подавляющее большинство научных работ посвящено первому этапу.

Так же, есть и другой взгляд на структуру творческой деятельности:

1. Отбор информации, попытки сформулировать проблему.

2. Анализ информации, предположения путей решения, описание последовательности действий.

3. Пауза, отдых. Необходимы для интеграции психикой вышеописанного.

4. Новый, свежий взгляд на проблему.

5. Нахождение определенного алгоритма действий.

6. Проба этих действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования показывают, что испытуемые явно демонстрируют отличную способность придумывать необычные идеи, выходить за рамки обычных схем решения проблем и делать это намного быстрее, чем раньше.

Понятие «креативность» по сути совпадает с понятием «творчество». И все же, как раскрыть творческие способности? Необходимое условие - направленное движение энергии, мотивация, даже не вполне осознанная. И это ведет к эффективной деятельности, развитию других способностей, которые, как элементы-пазлы, в причудливом сочетании и определяют уровень творческих способностей.

Понятие креативность (от лат. Сгеайо - создание, сотворение) является синонимом понятия творческие способности.

П. Торренс рассматривает концепцию творчества как «процесс ощущения трудностей, проблем, пробелов в информации, недостающих элементов, несоответствий в чем-либо, высказывания предположений и формулирования гипотез об этих недостатках, оценки и проверки этих предположений и гипотез, их проверки и проверки и, наконец, обобщение результатов» [8, С. 120].

Отдельно стоят исследования К. Тейлора и Дж. Гилфорд - самодостаточные, независимые друг от друга, которые определяет креативность как сумму различных способностей, которые были развиты в разной степени, а не как целостное качество [11].

По мнению исследователя Дж. Рензулле, креативность - это стратегия поведения, которая все время экспериментирует, пробует новое [6].

С. Медник описывает творчество как процесс реорганизации частей в новые комбинации, которые более полезны и могут выполнять новые функции. [2].

Ф. Бэррон определяет творчество как способ расширения и обогащения опыта, а М. Воллах - как способность выдвигать оригинальные идеи в процессе решения и на этапах подготовки к решению различных проблем [11, С. 135].

На основе подходов, описанных выше, четко выделяются два основных подхода к пониманию творческих (креативных) способностей с точки зрения значимости, движущей силы: интеллектуальная активность и мотивация.

Возвращаясь к исследованиям Д.Б. Богоявленской, которая внесла огромный научный вклад в изучение творческих способностей, следует особо отметить описанные ею в данном контексте способности человека преодолевать ограничения собственного сознания, под влиянием глубокого интереса к осознанной деятельности. Исследует причинно-следственную связь мотивация - цель. И своеобразное состояние «творческие порыв», в котором включаются резервы психики и индивид приходит в состояние максимальной активности. Все это вместе и является творчеством.

Однако, ряд исследователей интеллекта человека - П. Вайсберг, Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Штернберг, Л. Термен - придерживаются другого мнения, утверждая, что взаимовлияние творчества и интеллекта не большое. Творческий инсайт возникает в результате взаимодействия мышление и памяти. Эта группа исследователей не выделяла творческие способности среди других способностей человека.

К.К. Шатонов, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, В.И. Андреев, В.Н. Мясищев, Т.И. Артемьева, В.А. Крутецкий, А.Н. Лук придерживались такого мнения, что индивидуальные черты личности определяюще влияют на творческие способности. И это влияние непредсказуемым, а доказуемо только опытным путем.

Исследователи выделяют определённые условия, которые способствуют развитию творческих способностей. К ним относятся:

1. Обстановка, которая опережает развитие индивида.

2. Творческий процесс, который требует максимального напряжения сил индивида.

3. Свобода выбора деятельности, её продолжительности и способах.

Выводы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что понятие творческие способности неразрывно связано с такими понятиями, как «творчество», «творческое мышление». Творчество - это потребность человека. Реализация творческих способностей наполняет человека радость, жизненной силой. А это очень и очень важно в реалиях повседневной жизни, когда люди подвергаются влиянию колоссального стресса. Таким образом, творческие способности -это совокупность индивидуальных качеств человека, которые определяют успешность и эффективность творческой деятельности в различных сферах жизни. Развитие творческих способностей студентов осуществляется путем наполнения теоретических и практических уроков творческими заданиями, которые развивают познавательные процессы и интерес, а также позволяют студентам раскрыть свой потенциал и проявить оригинальность в действиях.

Литература:

1. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. - М.: Издательство Русского Гуманитарного Института, 1997. - 464 с.

2. Бердяев, Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. - М.: Изд-во Домммедиа, 2008. - 430 с.

3. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Издательство «Современное слово». - М., 1998. - 420 с.

4. Исамова, П.Ш. Метод проектов, как способ развития творческих способностей студентов / П.Ш. Исамова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - Новосибирск. - 2020. -№ 3. - С. 24-30

5. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. - СПб.: Изд. Группа "Евразия", 2013. - 380 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энцикл., 2013. - 528 с.

7. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. - 624 с.

8. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат. - 2015. - 494 с.

9. Торренс, Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности / Э.П. Торренс. - М., 1998. - 120 с.

10. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского. - М.: Инфа, 2012. - 620 с.

11. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под. ред. Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 2012. - 530 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.