Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / АССОЦИАЦИИ / ART / SELF-DETERMINATION / CREATIVE PROCESS / SELF-ACTUALIZATION / CREATIVE SELF-EXPRESSION / IMAGINATION / ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекоева Т. А., Кудзаева А. Г.

Искусство дополняет нашу жизнь и не ограничивает ее потенциал. Творческий процесс является необходимым условием самоактуализации личности, ибо стимулирование её творческих способностей предполагает учёт индивидуальных особенностей и преобладающий тип мышления конкретного человека. Изучение этого процесса и путей развития способностей чрезвычайно важно для эффективной подготовки креативно подходящих к своей деятельности людей независимо от их профессии. Творческое начало в деятельности способно раскрыть внутренние творческие резервы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IS AN IMPORTANT CONDITION OF SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY

Art complements our life and does not limit its potential. The creative process is a prerequisite for the self-actualization of the individual, for the stimulation of her creative abilities involves taking into account individual characteristics and the prevailing type of thinking of a particular person. The study of this process and ways of developing abilities is extremely important for the effective preparation of people creatively suited to their activities, regardless of their profession. The creative principle in activity is capable of uncovering the inner creative reserves of the individual.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.9

Бекоева Т. А., доктор педагогических наук

профессор

профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»

Россия, г. Владикавказ Кудзаева А. Г., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»

Россия, г. Владикавказ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Искусство дополняет нашу жизнь и не ограничивает ее потенциал. Творческий процесс является необходимым условием самоактуализации личности, ибо стимулирование её творческих способностей предполагает учёт индивидуальных особенностей и преобладающий тип мышления конкретного человека. Изучение этого процесса и путей развития способностей чрезвычайно важно для эффективной подготовки креативно подходящих к своей деятельности людей независимо от их профессии. Творческое начало в деятельности способно раскрыть внутренние творческие резервы личности.

Ключевые слова: искусство, самодетерминация, творческий процесс, самоактуализация, творческое самовыражение, воображение, ассоциации.

Bekoeva T.A., Doctor of Pedagogic Sciences,

Professor,

Professor of psychology Department, FGBOU VO «North Ossetian State University named after. K.L. Khetagurov»

Russia, Vladikavkaz Kudzaeva A. G. Candidate of Pedagogic Sciences,

Associate Professor Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Non-Language Specialties, FGBOU VO «North Ossetian State University named after. K.L. Khetagurov»

Russia, Vladikavkaz

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IS AN IMPORTANT CONDITION OF SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY

Art complements our life and does not limit its potential. The creative process is a prerequisite for the self-actualization of the individual, for the

stimulation of her creative abilities involves taking into account individual characteristics and the prevailing type of thinking of a particular person. The study of this process and ways of developing abilities is extremely important for the effective preparation of people creatively suited to their activities, regardless of their profession. The creative principle in activity is capable of uncovering the inner creative reserves of the individual.

Keywords: art, self-determination, creative process, self-actualization, creative self-expression, imagination, associations.

Понятия «самоактуализация» и «творческий процесс» во многом близки, ибо, по мнению Абрахама Маслоу, творческий человек и самоактуализирующийся человек тождественны. В процессе исследования природы эмоционального здоровья, он считал его продуктом «творческого самовыражения». Абрахам Маслоу писал: «Творчество есть сила, трансформирующая... Основной источник творчества проявляет себя так же, как и тенденция человека актуализировать себя, став тем, кто заложен в его потенциале» [9:296].

Альфред Адлер подверг разбору личность как лицо, наделенное творчеством, ответственностью, стремящееся к цели в пределах своего феноменологического опыта, то есть холистически. Он считал, что не причины принуждают человека, личность определяют не наследственность и не окружение. «И то, и другое дают только каркас и те воздействия, на которые реагирует индивид в соответствии с его творческой способностью. Люди идут к целям, которые они сами себе выбрали, к целям, которые дадут им место в этом мире, обеспечив безопасность и сохранив самоуважение» [8].

Л.С. Выготский: об эмоциях, чувствах, искусстве и их взаимосвязи говорил следующее: «Всякая наша эмоция имеет. душевное выражение. Всякое чувство воплощается, фиксируется в какой-либо идее. Эмоции нуждаются в известном выражении посредством фантазии»» [4:22 - 37].

Чувства могут быть двух следующих видов: действительными (их предпосылкой являются суждения) и воображаемыми (они возникают на базе допущения). «Нереальные наши переживания протекают на совершенно реальной основе, следовательно, чувства и фантазии являются, в сущности, одним и тем же процессом, а фантазия - центральным выражением эмоциональной реакции. Д.Дидро был совершенно прав, говоря, что актер плачет настоящими слезами, но слезы его текут из мозга, и этим он выражает сущность художественной реакции. Искусство дает возможность переживать величайшие страсти, которые не нашли исхода в нормальной жизни» [10:43]. Так искусство дополняет нашу жизнь и не ограничивает ее потенциал, что позволяет ей быть средством уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения. Нужен творческий акт преодоления чувства, его разрешение [4:49]. Л.С. Выготский видел социальное значение искусства в его воспитательном воздействии: «Искусство есть организация нашего поведения, установка вперед, требования, которое может быть

никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» [4:63]. Л.С. Выготский считал, что «.высшие выражения творчества доступны немногим избранным гениям человечества. Но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, в чем заключается хоть нота нового, обязано своим созданием творческому процессу человека» [3:57].

Человек выступает в мире, прежде всего, в качестве субъекта. С.Д. Рубинштейн связывал идею субъекта с самодетерминацией, с самодеятельностью. «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой нахожусь, а вместе с тем, непрерывно выхожу на пределы самого себя» [1:17 - 18].

В концепции А.Н. Леонтьева центральное место отведено понятию «деятельность», как основной внутренней характеристике мотивационной сферы личности. Ещё одним значительным суждением в его теории является понятие «личностный смысл». Он обнаруживает отношение целей деятельности, к ее мотивам, к тому, что ее побуждает. Чем многообразнее виды деятельности, в которые личность включена, более развиты, тем богаче сама личность. Такой (деятельностный) подход обусловливает символическую жизнь личности, то есть игры, размышления, способы поведения, переживания, фантазии и т.д. Он и является одной из форм деятельности или уровнем, на котором эта деятельность реализуется.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое и отличающееся неповторимостью, своеобразием и уникальностью. Поэтому следствием настоящего творческого воображения во многих областях творчества является то, что хорошие результаты креативной деятельности принадлежат только уже сформировавшейся фантазии [2:27 - 30].

Хотя творчество несет человеку много положительных эмоций. у него имеются «муки творчества». Потребности возникают и порождают чувство страдания, так как воображение исходит из реальности и стремится к ней. Главную роль в воспитании креативного человека играют развитие воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи, потребности в самоактуализации. Диссоциация и ассоциация - это две основные операции творческого воображения. Один их первых психологов, которые изучали эти процессы, стал Т.Рибо.

Диссоциация - самопроизвольная операция, она проявляется уже в воспитании. Образ «подвергается непрерывной обработке и метаморфозе по части устранения одного, прибавления другого, разложения на части и утраты частей» [5].

1. Диссоциация - первый этап творческого воображения.

2. Ассоциация - это создание целостного образа из элементов многочисленных единиц образов.

Выделяя специфику психической регуляции творческого процесса,

К.С. Станиславский предложил идею о сверхсознании, считая его высшей концентрацией духовных сил человека при рождении творческого результата. Понятие подсознательного позволяет различить две формы неосознаваемой психической активности. Л.С. Выготский считал, что это бессознательное - детерминированное прошлым и подсознательное -детерминированное «потребным» будущим, обращенное в то, чего еще не было ни в личном, ни в коллективном опыте. В результате этого зарождаются художественные образы, научные открытия и т.д.

Особенно плодотворен творческий процесс в состоянии вдохновения -Это специальное творческое психологическое состояние чёткости мысли, интенсивности ее работы, богатства ассоциаций, а также глубокого проникновения в суть жизненных проблем, опыта и непосредственного включения его в творчество... В этом состоянии достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного.

По мысли К.Роджерса, «у нас есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству. Дети естественным образом любопытны и одарены творчески, они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Творчество - это процесс, который ведет к созданию продукта: танец, рисунок, стих; но продуктом творчества могут быть и взаимоотношения между людьми. Соприкосновение со своей творческой сущностью является соприкосновение с универсумом, с единым источником энергии, путешествие вглубь себя интегрирует все наши чувства, что в итоге приводит к усилению нас самих и мира вокруг нас» [2:27 - 30].

Творчество рассматривается психологами как особый вид человеческой деятельности, для неё характерны: наличие противоречий, проблемной ситуации или креативной задачи; ее значимость; наличие подходящих условий, предпосылок и качеств; оригинальность и новизна процесса или результата [6]. Творческое начало в деятельности есть то искомое, которое способно вскрыть внутренние творческие резервы личности.

Творческий процесс возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Он является результатом реализации естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий. Основой творческой активности является также интеллектуальная одаренность. У людей различных психологических типов преобладает тот или иной тип мышления, да и способы творческой активности различны. Так, экстраверты высказывают свои варианты решения активно, стремясь к коллективному творчеству. Интровертированные личности стремятся к индивидуальным формам деятельности. Для успешного движения ребенка в его творческом развитии немаловажна оценка его работы, отражающей творческие находки ученика при созерцании, размышлении и в процессе саморегуляции. Приемами и движущей силой в деятельности творческого человека становится

воспитанная творчеством радость, которую они получают от самого процесса креативного труда.

Современный педагог вынужден ориентироваться в обилии «культурных текстов» и оценивать их. Важно также в современной культуре, чтобы педагог был социально-коммуникативным. Это значит, что необходимо исключить элемент случайности, и это помогает объединению коллектива, обеспечивает общее развитие, создаёт волевой и эмоциональный накал. Любой вид досуга способствует становлению общественного порядка внутри некоего небольшого, ограниченного социума самим фактом всеобщей причастности к творчеству. Именно творческое начало в деятельности содействует развитию определенных черт характера, важнейшей из которых является чувство коллективизма.

Определенное построение внеклассной деятельности, стиль работы, формы организации обучаемых дают положительные результаты в духовно-нравственном воспитании юношества.

Одна из основных целей развития творческой активности учащихся -создание для них с помощью общения определенной духовной культурной среды, формирование эстетических, художественных, познавательных, творческих интересов, взглядов, вкусов [7].

Творчество - это наивысшая степень активности и независимой деятельности личности. Оно ценится по социальной значимости, своеобразию и новизне. Некоторые ученые находят, что творческие открытия являются случайными, что это сфера подсознательного, не связанная ни с логикой, ни с интеллектом. Например, Ш. Николь замечает, что творческий акт «... не обязан логике и разуму», а в работах Карла Юнга читаем: «.природа творчества навсегда остается недоступной для человеческого понимания».

Известный американский психолог П.Торренс дал следующую характеристику креативности: «... это естественный процесс, порождающийся сильной потребностью личности в снятии напряжения, которое проявляется в ситуации неясности или незаконченности». А.Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности необходимо определённое качество, «склонность к творчеству», так как именно она является условием сохранения психологического здоровья.

Для стимулирования творческих способностей человека должны учитываться его индивидуальные особенности и преобладающий тип мышления личности: интуитивный, логический, стратегический или эмоциональный тип. Изучение процесса творчества и путей развития творческих способностей чрезвычайно важно для эффективной подготовки творчески подходящих к своей деятельности людей независимо от их профессии.

Использованные источники:

1. Абраменкова В.В. Духовно-нравственное развитие ребенка как основа формирования духовной культуры личности // Европа и современная Россия.

Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. Материалы IX Международной научной конференции 18 - 19 августа 2012. Москва - Мадрид, 2012. - С. 429 - 434.

2. Алекберова И.Э. Интегративный подход в образовании как одна из основных составляющих развития личности // Личность и социальное развитие. Материалы международной научно-практической конференции 28

- 29 марта 2013 г., Прага, 2012. - С. 86 - 89.

3. Альбуханова-Славская К.А. Психология и сознание. - Воронеж: Взгляд, 1999.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., 1980. - Т 1.

6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д., 1983.

7. Богоявленская Д.Б. О важности метода "креативного поля" // Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. - Таллин, 1977. - С. 67 -82.

8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие.

- М.: Академия, 2002. - 320 с.

9. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. 1998. - №3. - С.36.

10. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г.А. Балла, А.Н. Леонтьева и др. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.