Научная статья на тему 'Развитие креативности дизайнера в процессе обучения в вузе'

Развитие креативности дизайнера в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ОДАРЕННОСТЬ / ДИЗАЙНЕР / МОДА / CREATIVE THINKING / CREATIVE WORK / TALENT / DESIGNER / COSTUME / FASHION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова Анна Александровна, Демидова Ю. Д.

В статье представлен анализ креативности как основного профессионального качества личности дизайнера. На примере креативной деятельности известных дизайнеров в сфере моды выявлен ряд показателей креативности. На основе опыта практической деятельности определены возможности развития таких показателей креативности как творческая одаренность, гибкость, образно-ассоциативное мышление. Выявлено, что методика применения ассоциативных механизмов творчества в процессе подготовки дизайнера является эффективной техникой развития креативности дизайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулешова Анна Александровна, Демидова Ю. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of designer creativity in the studying process in the university

The article presents an analysis of creativity as the main professional quality of the designer’s personality. On the example of creative activity of the famous fashion designers, a number of the creativity indicators were revealed. It defines, on the basis of practical experience, the development opportunities of such creativity indicators as creative endowments, flexibility, image-associative thinking. The paper reveales that the technique of using associative mechanisms of creativity in the process of training a designer is an effective technique for developing the creativity of a designer.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности дизайнера в процессе обучения в вузе»

литература

1. Алексеев В.П. Системное проектирование термоустойчивых радиотехнических устройств и систем. - Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2004. - 316 с.

2. Алексеев В.П., Баранов И.А. Особенности электротеплового моделирования тепловых процессов в конструкциях электронных приборов космического назначения с учетом экспериментальных исследований // Новые исследования в разработке техники и технологии. 2016. №2. С. 26-41.

3. Дульнев Г.Н., Тарновский Н.Н. Тепловые режимы электронной аппаратуры. Ленинград: Энергия, 1971. 248 с.

4. Залетаев В.М., Капинос Ю.В., Сургучев О.В. Расчет теплообмена космического аппарата. М.: Машиностроение, 1979, 208 с.

компьютерное моделирование графических моделей

Кулешова А.А, Демидова Ю.Д.

развитие креативности дизайнера в процессе обучения в вузе

В современном мире уверенное развитие различным сферам бизнеса обеспечивают множество уникальных дизайнерских идей и открытий. Условия конкуренции порождают список имен успешных дизайнеров, чей гений и характер личности стали эталоном креативности. Это касается стиля, конструкции, поверхностных и структурных свойств материалов, новаторских технологий и пр. Сформировать необходимый уровень креативности будущего дизайнера - одна из основных образовательных задач в вузе. Целью данной научной работы является анализ методов развития креативности в условиях образовательного процесса в вузе. Задачами исследования определены: анализ основных показателей креативности и описание творческих приемов и механизмов ее развития в процессе обучения.

Показателями креативности можно назвать установку на новизну, творче-

ское экспериментаторство многих известных дизайнеров. Например, в области костюма это К. Баленсиага, П. Карден, Х.Чалаян, Иссей Мияке, М. Марджела и многие другие. К. Баленсиага - создал стиль 50-х годов в моде и «открыл» все возможные силуэтные формы платья. Пьер Карден не только изобрел новую эстетику геометрического кроя костюма 60- х годов, но имел порядка 1000 патентов на различные предметы дизайна. Иссей Мияке в 80- годы предложил новую пластику формы костюма на основе гофрированных материалов. Хусейн чалаян до сих пор блестяще экспериментирует с самыми разными приемами кинетического формообразования одежды: светодиодами, подъемными механизмами, стрейчевыми материалами, биологически и химически активно воздействующими веществами.

Анализ продуктивности различных креативных дизайнеров не дает однозначного понимания природы их гения. Судьбы, творческие подходы и авторские манеры у всех разные. Из разных источников знаменитые дизайнеры черпают вдохновение. Но одаренность можно назвать общим показателем их креативности. Как системное качество психики, одаренность формируется на протяжении всей жизни, проявляется в способности к продолжению познания за рамками требований заданной ситуации, в интеллектуальной активности - в способности «видеть в предмете нечто новое, такое, чего не видят другие», что и определяет возможность более высоких достижений [3].

Для большинства дизайнеров характерны такие показатели креативности как прозорливость, как способность интуитивно выбрать те силуэты, цвета, темы творческого вдохновения, которые станут популярными среди большинства по-требителей[1]. Оригинальность мышления и гибкость характеризуют креативную личность дизайнера с точки зрения показателя его способности действовать в условиях жестких ограничений и требований. Гибкость определяет, например, способность предложить неожиданные художественные решения в рамках типовых условий технических возможностей и стандартных требований для обновления ассортимента выпускаемой продукции. Показателями также являются способность преобразовывать предыдущие достижения, ответственность и умение осуществить выбор, мотивировать, убедить в своей правоте.

Творческий процесс создания композиции в дизайне - сложное явление, в котором переплетаются и обуславливают друг друга эмоционально-интуитивные и интеллектуально-логические принципы творческой деятельности человека [2]. Художественные образы, положенные в основу идеи фэшн-проекта, определяют концепцию авторского подхода дизайнера. От концепции зависит успех. Наглядное представление концепции - это эскизы, в которых автор осуществляет поиски идей на основе образных ассоциаций. Активному «пробуждению» творческого мышления помогают учебные задания и упражнения. Например, индивидуальные задания по разработке трендлуков и эскизов ассортиментного ряда новых моделей, а также мудборда, в котором ассоциации в форме визуальных образов выложены вместе, чтобы передать настроение, эмоциональную атмосферу в определенном контексте. Мудборды определяют направление выбора художественных средств и методов для реализации идеи в материале.

Созвездие активных элементов мозга порождает ассоциации, которые возникают в результате новых комбинаций между идеями. Ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Различают три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: через интуитивную прозорливость, через нахождение сходства между отдаленными элементами (идеями), через опосредование одних идей другими. Метод ассоциаций - это путь чувственного исследования творческой темы и познания выбранного источника вдохновения сначала через образы, а затем посредством выявления логики связей явлений с описанием особых качеств и свойств, которые вызвали определенную эмоцию, образ, ощущение.

Образно-ассоциативный метод проектирования использует совокупность приемов чувственного восприятия, эмоционального всплеска, воспоминания, переложенного на язык графики, цвета, формы, линий, пластики ритма и т.д. Операции практического и теоретического освоения действительности подчинены решению конкретной задачи бессознательно воздействовать формой на органы чувств, вызвать необходимый отклик и узнавание. При формообразовании модели образно-ассоциативный механизм работает как совокупность графических приемов, приемов бумагопластики, способов формообразования, целесообразных действий, направленных на упорядочение проектного процесса. Метод отражает повторяемость приемов и путей дизайнерской практики, которые впоследствие определяют закономерности формирования проектной модели.

В результате освоения креативных техник на различных этапах дизайн-проекта по разработке коллекции дизайнер приобретает способности легко ориентироваться в ситуациях с высокой степенью неопределенности, потенциальной многовариантности, поиском ассоциаций. Оттачивается беглость и уверенность генерирования идей на стадии эскизов, быстрота реакции по выбору образа, ведущих трендов по цвету, силуэту и форме, манера изображения.

Наличие необычных ассоциаций характеризует креативное мышление. Ассоциации возникают как ответная реакция на реальные объекты действительности или же на образы в сознании, воображении художника. К реалистичным ассоциациям относятся принципы использования творческого источника, которые задают определенное содержание и форму объекту дизайна, стимулируют творческую активность. Формулировка концепции проектирования, заостренная на определенной значимой проблеме, требует от дизайнера способности выбора ее решения вразрез общепринятому мнению; личной манеры и мотивации исполнения работ; новизны и оригинальности проекта в целом.

Значительно повышается уровень креативности дизайнера в результате освоения проектного метода ассоциаций. Суть метода - в сравнении далеких друг от друга явлений, предметов, качеств.

Целевая взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели.

таким образом, в данной работе научные представления о креативности

рассмотрены как ряд показателей творческой личности: одаренность, гибкость, уверенность, способность к образно-ассоциативному мышлению. Личные наблюдения, опыт педагогической деятельности и анализ результатов выполнения творческих заданий студентами на пропедевтических курсах таких дисциплин как «Архитектоника», «Пропедевтика», «Цветоведение и колористика» показывают, что на развитие общей креативности дизайнера активно влияют такие показатели креативности как гибкость и образно-ассоциативное мышление. таким образом, показатели креативности в процессе выполнения учебной деятельности развиваются, что необходимо для профессиональной деятельности дизайнера. Именно креативно мыслящие дизайнеры являются двигателем в мире моды и искусства.

Опыт показывает, что связь между элементами проектной практики в разных областях знаний, формирует креативность общего характера, которая развиваясь в сфере дизайна, выходит за профессиональные и временные рамки и определяет такой уровень дизайнерского мышления и развития личности, который позволяет легко адаптироваться к условиям постоянно обновляющегося окружающего мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нагорских т.Н. дизайн костюма: теория, практика, образование: Коллективная монография под общ. ред. д.т.н., проф. Черуновой И.В. - Шахты: Изд-во ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2015 г. - 162 с.

2. Проценко А.С., Кулешова А.А. Манипуляции с материалами в дизайне костюма // Сборник материалов I Всероссийской (с участием граждан иностранных государств) научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Научная весна-2016». - Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, 2016. - С. 307 - 312.

3. Хоменко Ю.А. Особенности функционирования системы выявления, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей в условиях многоуровневого университетского комплекса: монография/ «Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса» [под ред. А.Г. Сапронова].- Шахты ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. - 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.