Научная статья на тему 'Способность мыслить ассоциативными образами - одна из важнейших компетенций студентов-дизайнеров одежды'

Способность мыслить ассоциативными образами - одна из важнейших компетенций студентов-дизайнеров одежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АССОЦИАЦИЯ / ИНТУИЦИЯ / РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ / ФАНТАЗИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкая В.А.

В статье рассматривается проблема развития ассоциативно-образного мышления у студентов как одна из главных компетенций, которой должны обладать дизайнеры одежды. Раскрывается сущность и особенности ассоциативно-образного мышления, даются рекомендации по развитию интуиции, воображения, фантазии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способность мыслить ассоциативными образами - одна из важнейших компетенций студентов-дизайнеров одежды»

Таврический научный обозреватель -^^^ауг^шепсе

УДК: 378

Левицкая В. А.

соискатель по специальности «Искусствоведение», ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет

СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ АССОЦИАТИВНЫМИ ОБРАЗАМИ — ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ

В статье рассматривается проблема развития ассоциативно-образного мышления у студентов как одна из главных компетенций, которой должны обладать дизайнеры одежды. Раскрывается сущность и особенности ассоциативно-образного мышления, даются рекомендации по развитию интуиции, воображения, фантазии.

Ключевые слова: дизайн одежды, образное мышление, ассоциация, интуиция, развитие воображения, фантазии.

Иногда студенты творческих специальностей, в том числе дизайнеры одежды сталкиваются с трудностями по генерированию большого числа неординарных разнообразных идей при проектировании коллекций костюмов. «Не хватает фантазии». Каждый студент индивидуален. Некоторые рождаются с богатой фантазией, для них придумать что-нибудь новое, креативное не составляет особого труда, у других поиск свежих, оригинальных идей вызывает затруднения. Для развития творческих способностей, склонности к изобретательству следует развивать восприимчивость, любознательность, интуицию, наблюдательность. Наблюдательность — умение анализировать видимое, выделять в нем нечто важное и интересное, замаскированное «потоком восприятия». Интуиция — догадка, чуткость, проницательность [1].

Творчество невозможно без умения видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на старое и привычное. Необходимо пробудить у студентов естественное желание фантазировать, придумывать, воображать, создавать что-то неповторимое и индивидуальное — это важнейшие предпосылки формирования ассоциативно-образного мышления как профессионально-личностного качества.

Очень часто нелегко провести ассоциативные связи от источника вдохновения к проектируемым моделям. Сложно определить какое свойство или элемент, а может быть весь предмет или явление, взять за основу будущей коллекции.

Поэтому развитие ассоциативно-образного мышления у студентов — одна из важнейших задач в становлении творческой личности, способной мобильно реагировать на изменения окружающей действительности и находить в ней все новые идеи и продуктивные ассоциации.

В научных статьях встречаются разные определения ассоциативно-образного мышления, например, как «динамического профессионально-личностного образования, включающего способность к ассоциациям, переработке информации утилитарного значения в эстетически и художественно значимую информацию, выражающую в соответствии с логикой образа их структурную взаимосвязь» [4]. Дизайнер должен обладать способностью абстрактно мыслить, быстро выдавать наибольшее количество идей за ограниченное время, уметь отыскивать самые оригинальные решения поставленной задачи, уметь устанавливать неожиданные ассоциативные связи между исследуемым предметом и проектируемым образцом, придумывать и передавать графическими средствами самые невероятные и несуществующие в реальном мире образы. Важно научиться мыслить образами. Чем более разнообразные ассоциативные представления на заданную тему возникают в воображении, тем шире диапазон возможностей дизайнера, тем более оригинальные и интересные идеи воплотятся в его цветовых композициях, эскизах, моделях [3].

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Использование самых разнообразных обучающих методов позволяет разбудить в будущем дизайнере инициативу, развить логику мышления, раскрыть его индивидуальные творческие способности в профессиональном направлении. В современном дизайне яркое образное мышление является основой творчества, так как любое произведение искусства, в том числе и костюм — это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, чувственно-эмоциональных состояниях, воссоздаваемых в памяти. Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решения задачи. Дизайнер одежды из окружающей действительности может взять абсолютно все, что каким-то образом можно трансформировать, стилизовать, преобразовать в костюм: мотив, предмет, элемент или весь источник вдохновения. Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, исторические события, произведения искусства, личные эмоции и фантазии, предметы реального мира. А также музыка, живопись, литература, балет, театр, цирк, кино, зрелищные мероприятия, этнические мотивы, архитектура, инженерные сооружения, всевозможные механизмы, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, исторический, народный костюм и многое другое. Неиссякаемым источником вдохновения для дизайнера одежды всегда оставались народное творчество, культура, традиции и национальные костюмы разных народов, а также образцы высокой моды. Все это может стать источником оригинальных ассоциаций и замыслов. Дизайнера интересует форма предмета, цветовые сочетания, движение линий, соотношение объемов и другие аспекты. Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.

Способность решать творческие задачи должна воспитываться посредством создания условий, благоприятствующих стимулированию творческих возможностей студента-дизайнера, позволяющих развивать способность к интуитивному синтетическому мышлению [2]. Могут быть предложены практические задания:

1. Взаимодействие между звуком и цветом (музыкальная информация рассматривается в качестве импульса к выполнению живописно-графической композиции). Функции зрительных рецепторов усиливаются при звуковых сигналах, повышая восприятие различных цветов. Информационный импульс обусловливает реакцию субъекта на полученную музыкальную информацию, вызывает эмоционально-психологический всплеск — ощущение, воображение, представление, который и выступает первоосновой для построения композиции (колорит, форма линии и пятна, их взаиморасположение и принципиальные отношения).

2. Взаимосвязь между цветом и словом (цветографические композиции, выполненные по образному восприятию психологических и чувственно-эмоциональных категорий).

3. Взаимодействие между цветом, линией и компонентами действительности (цветографические композиции, навеянные образным восприятием предметов реального мира).

Процесс творчества — это поиск единства формы и содержания. Иногда при решении творческой задачи применение традиционных методов проектирования не дает новых интересных решений. Поэтому важна активизация творческого поиска в проектировании, направленная на развитие творческого проектного мышления дизайнера, и на интенсификацию самого процесса проектирования.

Творческий процесс — чрезвычайно многообразное и сложное явление. Развитие творческого воображения, нахождение оригинальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инерции — такие возможности дает использование различных эвристических методов. Современные дизайнеры часто пользуются простейшими эвристическими приемами, базирующимися на методах аналогии, ассоциации, комбинирования, инверсии и др.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Метод аналогий применяют на стадии образного решения костюма путем трансформации творческого источника (народного костюма, инженерных решений, произведений искусства и архитектуры и т. д.) в проектное решение.

Бионический метод заключается в анализе свойств и конструктивных особенностей объектов бионики и проектирования подобных конструкций и элементов в одежде.

Метод неологии предполагает использование приемов или способов передового отечественного и зарубежного проектирования, но не чужой идеи. Метод гиперболы применяют многие дизайнеры-авангардисты для создания гротескного образа в эскизах и костюмах.

Метод эмпатии может дать неожиданное решение, если дизайнер «войдет в образ» проектируемой модели и рассмотрит проблему изнутри.

Очень часто используются методы комбинаторики, трансформации, кинетизма. Комбинаторика — метод формообразования в дизайне, основанный на поиске, исследовании и применении закономерностей вариативного изменения пространственных, конструктивных, функциональных и графических структур. Комбинаторика использует приемы перестановки, группировки, вставки, переворота, замены одних деталей другими. Трансформация — это метод превращения или изменения формы и деталей этой формы. Его используют при разработке костюмов трансформеров, когда одна или несколько частей костюма меняют свое месторасположение, назначение и функцию. Кинетизм — это комбинаторный метод проектирования, в основе которого лежит идея движущейся формы. Широко используется в профессиональных модных показах с применением светящихся объектов, крутящихся и движущихся элементов костюма, моделей с использованием графических иллюзий.

В последнее время появился метод деконструкции, который разрушает привычные приемы моделирования, конструирования одежды и технологию обработки. В моделях используются рваные края, прорези, дырки, карманы на спине, застежки в неожиданных местах, швы наружу и т. д. Использование самых разнообразных эвристических методов позволяет разбудить в будущем дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности, развить логику мышления в профессиональном направлении. Появляется возможность регулировать и интенсифицировать процесс творческого поиска.

Вывод. Развитие ассоциативно-образного мышления является приоритетной компетенцией по специальности «дизайн одежды», так как формирует у студента навыки продуцирования неожиданных идей, неординарных решений, оригинальных моделей в процессе создания авторских коллекций. Главная задача — дать возможность каждому студенту обнаружить свой талант в области проектной деятельности и развить способности самооценки, выработать индивидуальные творческие методы организации работы по решению поставленных перед ним проектных задач.

Литература

1. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес. — М.: МГУ, 1969. — 107 с.

2. Сидоренко В.Ф. Эстетика проектного творчества / В.Ф. Сидоренко. — М.: Изд-во ВНИИТЭ, 2007. — 135 с.

3. Филиппова Г.С. Развитие ассоциативно-образного мышления студентов // Образование и наука. — 2009. — №5 (62). — С.109.

4. Цыннова В.В. Особенности формирования ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей в ВУЗе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2012. — №7 (71). — С. 114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.