5/2011 ВЕСТНИК
_МГСУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF STUDENTS-DESIGNERS
B.H. Ткачев, Т.В. Семёшкина
V.N. Tkachev, T.V.Semeshkina
ГОУ ВПО МГСУ
В статье рассматривается методологическое влияние на становление творческого мышления студентов, обучающихся по программе "Дизайн среды" и "Дизайн костюма ".
In the article methodological influence is examined on becoming of creative thought of students, studyino on the program "Design of environment" and "Design of suit" is examined.
Дизайн архитектурной среды и костюма относится к числу творческих профессий, базирующихся на двух началах: рациональности и эмоциальной выразительности. Эта поляризация достаточно условна, поскольку достижение физиологического и психологического комфорта есть целостная задача дизайна, где технические и художественные аспекты решаются комплексно, чаще всего в рамках ratio, в котором эмоционального эффекта вполне можно достичь обычным грамотным композиционным и колористическим решением - без метафизики.
Однако, во-первых, чтобы произвести впечатление на заказчика (да и на коллег тоже), необходимо обладать некоторым ресурсом профессиональных навыков, незнакомых обывателю, и тем "неожиданно" вызывающих желаемый автором эффект. Разве А. Куинджи написал ночь на Днепре в гипнотическом лунном свете только благодаря художественной интуиции - или в результате упорных экспериментов в технике живописи? А Леонардо да Винчи придал мягко ускользающие контуры рукам и лицу Джоконды и зеленое "сфумато" колориту картины - неужели по божественному наитию, а не вследствие работы в анатомическом театре и анализа накопленных живописных приемов?
Во-вторых, яркий эмоциональный резонанс может вызвать произведение, рожденное индивидуальным творческим сознанием, подключенным к процессу эстетического освоения мира на любом этапе профессионального восхождения: от интереса и повышенной чувствительности через попытки осмысления и анализа, обнаружения в себе и поддержание способностей, критическую фазу озарений-упадка, овладение технологией - к состоянию, определяемому как талант.
Остановимся перед фазой "гений", достигаемой соединением необычных обстоятельств, нередко как результат отчаянного сопротивления противодействующим силам. Конечно, нужны еще и неординарная одаренность личности, сильная "мотиваци-онная напряженность" [1], да еще и синергетика левого и правого полушарий мозга...
А "рабочее" становление креативной личности происходит путем рационального обнаружения творческих задатков индивидуума трудом, фанатичной преданностью делу. То-есть, талант можно зажечь и поддерживать (это важно). Если продолжать костровые ассоциации, то его (таланта) компоненты - творческий потенциал и жажда работы - готовы; осталось высечь искру. Вот здесь, пожалуй и находится сердцевина творческого процесса, скрытая от непосвященных.
Это рожденный возбужденным воображением креативный импульс, озарение, ин-сайт. Любопытно, что важнейшая в христианстве сакральная персонификация Троицы завязана на духе, функционально соединяющем образы бога-отца и бога-сына [2].
В сложившейся теории творческого процесса [3] инсайт занимает центральное положение, вершину созидательного восхождения.
Когда речь идет о творческом процессе в искусстве, озарение вообще является ключевым этапом, фиксируя максимум амплитуды вдохновения и воображения, венец (который может впоследствии оказаться и рядовым событием) поиска решения и начало его художественной авторской интерпретации и технического исполнения.
Источником воображения, художественного образа (конечно, никто не забывает функционально-конструктивного каркаса здания) выступает чаще всего некая предметная субстанция или явление, обладающие эстетическим потенциалом, возбуждающие творческий импульс, ассоциированный с проектной задачей архитектора и дизайнера.
Но... источник нужно заметить, почувствовать, включить его образ в сознание, озадаченное "зачатием" творческого замысла. Способность художественного видения может оказаться генетическим даром, но одаренность, не поддержанная трудом, угаснет, как многие детские таланты, закопанные родителями или жизненными обстоятельствами, развернувшими судьбу человека на другой лад. И, напротив, средние способности, усиленные школой, вознаграждаются званием таланта.
В подготовке архитектора и дизайнера "ориентированное" видение среды, умение извлекать из увиденных, понятых и осознанных ассоциаций художественный образы, закладывать их в профессиональную память и находить в нужный момент имеют важнейшее значение и составляют одну из задач образования специалиста и, между прочим, становятся основой того, что называется интуицией. Ценность идеи замечена не только нами. Дж.Саймондс, автор книги "Ландшафт и архитектура" [4] с пафосом пишет: "Чем более чувствительна и восприимчива за счет инстинкта или тренировки группа мозг-глаз, тем богаче, тем более восхитителен и чудесен тот видимый мир, который она раскрывает".
На практических занятиях, закрепляющих информацию лекционного курса, проводится тренинг, выявляющий и вырабатывающий способности ассоциативного мышления, его шлифовки.
В честности, в обучение включен тест Г.Роршаха [5] с предъявлением студентам образцов размытых тушевых бесформенных , в общем понимании, пятен, напоминающих отслужившую акварельную палитру.
Давалось задание определить композиционный образ изображения в целом с выявлением кинетических, весовых, тонусных и иных параметров, найти, опираясь на воображение, максимальное количество образов, вызывающих ассоциации с предметами, существами, явлениями.
Тест на выявление перцептивной активности испытуемых проводился в двух группах: дизайна среды и дизайна костюма.
Результаты теста Роршаха сведены в таблицы (табл. 1и 2)
5/2011
ВЕСТНИК _МГСУ
Таблица 1
Показатели теста по Г. Роршаху в группе студентов специализации дизайн среды;
№п/п ассоциативные образы количество
общее в % из них девушки из них юноши
1. Зооморфные 64 36 56 8
2. Антропоморфтные 23 13 19 4
3. Пейзажные 32 18 26 6
4. Атмосферные 26 16 23 3
5. Предметные 18 10 18 -
6. Сложные динамичные 12 7 9 3
сюжеты, абстракции
Всего: 175 100%
Анализируя и обобщая результаты теста, можно заметить, что максимальное количество ассоциаций сосредоточено на воображаемых зооморфных образах, легко прослеживаемых (и домысливаемых!) в знакомых силуэтах животных, не обязательно полных.
Технический характер пятен (в данном случае) определил относительно высокий процент ассоциаций пейзажного направления. Размытые пятна, напоминающие туманы, болотные испарения, горы и грозовые тучи, наводят на драматические метафоры и склоняют к эмоциональным описанием.
Антропоморфные ассоциации можно подразделить на две группы: физиогномическую и кинематическую - причем первая преобладает, ибо социальное бытие априорно предполагает тонкое визуальное различение этнического типа, конструкции и мимики лица. Этот опыт весьма полезен при прорисовке форм дизайн-проекта, хотя бы как предостережение не увидеть ненароком в своем рисунке силуэты, вызывающие у случайного зрителя комичные или неприятные ассоциации.
Сравнительно редки ассоциации с предметами, по-видимому из-за их статичности. Повышенное внимание к движущимся объектам свойственно и человеку, не только животным. Воображение в данном тесте оперирует в основном бытовыми предметами, почему-то преимущественного кухонного инвентаря.
Самые редкие, но и самые содержательные (и многословные) рефлексы вызвали сложные динамичные сюжеты и абстрактные видения (скорее всего в силу необходимости детального описания фантазии).
После поведения теста по Роршару перед началом нескольких последующих занятий студентам выдавались малоформатные "палитры" для аналогичного экспресс-тестирования в течение 10 минут. Каждый новый этап эксперимента свидетельствовал о процессе раскрепощения и развития ассоциативного воображении, даже когда в палитры вводились отвлекающие и дезориентирующие цветовые пятна. И когда были показаны фотографии проектируемых и построенных зданий и комплексов, навык фигуративного анализа на основе ассоциативных впечатлений реализовался в любопытном результате: для тренированного воображения формы и композиции ряда сооружений представились нелепыми и амбициозными, имеющими сходство с несоразмерными существами и предметами, несовместимыми с представлениями об архитектуре здравого смысла; были и образцы, вызвавшие положительные рефлексы.
Несколько сеансов теста подтвердили, что процесс наблюдения и визуального анализа среды на основе ассоциативного мышления стартовал и стал естественной потребностью людей с активно работающим творческим сознанием.
В порядке уравновешивания был проведен эксперимент с заданием, обратным тесту Роршаха: на основе вербального символа предмета, явления, метафорического понятия сформировать лаконично и адекватно содержанию (и драматизму) темы плоско-
стную композицию, используя уместную изобразительную технику (графику, абстрактную живопись, цветную аппликацию, предметные выкладки и т.д.)
Примерная тематика: утренний сад, плеск речной воды, тишина, бесконечность, боязнь высоты...
По согласованию со студентами была принята одна обязательная для всех тема, и дополнительная - сообразно фантазии испытуемого в качестве, так сказать, формы самовыражения.
Этот тест дал более тривиальные результаты; возможно, сказался стереотип составления композиций, сохранившийся от пропедевтики первых курсов. Но было заметным и влияние предшествующего теста, что важнее и перспективнее.
Примерно такая же картина сложилась после проведения аналогичных тестов в группе дизайнеров-модельеров. Некоторая разница в показателях обусловлена различием учебных программ специализаций.
Таблица 2
Показатели теста по Г. Роршаху в группе студентов специализации дизайн костюма 3;
курс, 15 чел: 13 девушек, 2 юношей.
№п/п ассоциативные образы количество
общее в % из них девушки из них юноши
1. Зооморфные 60 37 53 7
2. Антропоморфтные 36 21 28 8
3. Пейзажные 26 16 18 8
4. Атмосферные 24 15 14 10
5. Предметные 10 6 8 2
6. Сложные динамичные сюжеты, абстракции 9 5 3 6
Всего: 165 100%
Для выявления очевидных различий данных таблиц 1 и 2 мало статистического материала, можно лишь отметить тенденции образного видения, обусловленные специализацией. Так, для модельеров заметнее антропоморфные аллюзии, относительно слабее продуцируются ассоциации, связанные с предметами, атмосферными, сложными динамичными сюжетами. При этом юноши активнее проявляют интерес к абстрактным образам.
Таблица 2
Показатели теста по Г. Роршаху в группе студентов специализации дизайн костюма 3 _курс, 25 чел: 23 девушек, 2 юношей._
№п/п ассоциативные образы количество
общее в % из них девушки из них юноши
1. Зооморфные 52 47 49 3
2. Антропоморфтные 17 13 10 7
3. Пейзажные - - - -
4. Атмосферные 6 4.6 5 1
5. Предметные 39 30.8 30 9
6. Сложные динамичные сюжеты, абстракции 6 4.6 5 1
Всего: 130 100%
Можно сделать общий вывод, что практические занятия по психологии дизайна с проведением тест-экспериментов на развитие творческого воображения и ассоциативного мышления дали следующие результаты:
1. Значительно активизируется наблюдательность и внимание к элементам среды, дающим импульс эстетического впечатления.
5/2011 ВЕСТНИК
_МГСУ
2. Проявилась способность восприятия эстетического потенциала форм, не привлекавших ранее внимания в данном смысле.
3. Повысился критический тонус визуальной оценки архитектурных сооружений и костюма (в бытовом и "подиумном" проявлениях) как в целом, так и по части достоинств и погрешностей в композиции, колористике, деталировке (аксессуарах).
4. Выработалось чувство ассоциативной осторожности, осмотрительности при решении художественных задач дизайна в курсовом проектировании, других учебных работах, связанных с формализацией художественного замысла по композиции, силуэту, цветовой гармонии, технологии, графической подачи.
5. Стала осознанной креативная роль ассоциаций в выборе источника-катализатора творческого замысла, в стимулировании акта озарения и формализации художественного решения в дизайне среды и костюма.
6. Очевидно, что занятия рисунком, живописью, скульптурой являются необходимой предпосылкой развития образной фантазии, способствующей выработке художественных решений вне натурных занятий в студии.
7. Повысилась чувствительность (сенситивность) к негативным образам и формам композиции, их изгнанию или корректировке.
8. Ассоциативное мышление вносит конкретность в творческую работу, выявляет скрытые творческие потенциалы, дарит профессиональное удовлетворение от их реализации в проектные формы.
Литература:
1. А. Мальвер, Наука и религия- М.-Л.: ГИЗ, 1923 с 31.
2. Альтштулер Г.С. Творчество как точная наука - М.: Сов. радио, 1979 с.13
3. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. - М.: ЭКСПО-ПРЕСС, 1999. с 467.
4. Дж.О. Саймондс, Ландшафт и архитектура - М.: Стройиздат, 1965.с120.
5. Пономарев Я.А. Психологический механизм творчества в кн.: Человек в системе наук-М.: Наука, 1989.С.370.
6. Пономарева Я.А. Психология творчества - общая, дифференциальная, прикладная.- М.: Наука, 1990. с 124.
Literature:
1. A. Malver, Science and religion- M.-L.: GIZ, 1923 p. 31.
2.G.S. Altshtuler Creation as exact science - M.: Soviet radio, 1979, p.13
3.V. Brun , M. Tilke Suit history from antiquity to new time - M.: EXPO-PRESS, 1999. p.467.
4. Y.O. Saymonds, Landscape and architecture - M.: Stroyizdat, 1965, p.120.
5. Ya.A. Ponomarev, Psychological mechanism of creation in book.: Man in the system of sciences- M.: Science, 1989, p.370.
6. Ya.A. Ponomareva, Psychology of creation - general, differential, applied. ed. by- M.: Science, 1990. p. 124.
Ключевые слова: ассоциативное мышление, творческий процесс, эстетическая сенситивность, антропоморфные ассоциации, эмоциональный резонанс, креативная роль ассоциаций, креативный импульс, фигуративный анализа
Keywords: associative thinking, creative process, esthetic sensitivity, anthropomorphous associations, emotional resonance, creative role of associations, reative impulse, figurative analysis.
129085, Москва, ул. Годовикова 9, стр. 25. Тел./факс 602-46-76, [email protected] Рецензент Полещук Максим Николаевич, к.арх., профессор, АНООВПО "МСИ"