ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ_
EXPERIMENTAL MATERIALS
УДК 796 DOI 10.47475/2500-0365-2022-17112
ББК 75.0
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ БОЕВОЙ АЭРОБИКИ
Ю. А. Гусев, Г. И. Дерябина, В. Л. Лернер
Тамбовский государственный университет имени Г. И. Державина, Тамбов, Россия
Координационные способности имеют важной значение в тренировочном процессе в футболе, так как, с одной стороны, являются базой для эффективного становления кондиционных способностей, а с другой — в значительной степени предопределяют возможности совершенствования тактической подготовленности спортсменов. Экспериментальная методика, представленная в настоящей статье, вносит вклад в решение проблемы эффективного поиска путей развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: юные футболисты, координационные способности, тай-бо, координационная подготовка, этап начальной подготовки.
Введение. Координационная подготовка является одним из важных аспектов физической подготовки в спортивных играх, так как в условиях ситуативной деятельности спортсмен должен реализовать значительный спектр двигательных навыков, варьируя параметры пространства, времени и силы с учетом внешней обстановки, внутренних ощущений, игровой ситуации и дефицита времени. При этом высокоразвитые координационные способности являются качественной основой для эффективного совершенствования как технической, так и тактической составляющей тренировочного процесса.
Актуальность. Современный футбол относится к той категории видов олимпийского спорта, предъявляющих повышенные требования к уровню координационных способностей футболистов независимо от этапа их спортивной подготовки. Это обстоятельство обуславливает тот факт, что исследуемые способности являются значимым качественным аспектов тренировочного процесса в футболе. Кроме того, координационные способности являются своего рода фундаментом, на базе которого происходит более успешное развитие и
других видов способностей: скоростных, скорост-но-силовых и т. д.
В настоящее время в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировке имеется обширный научно-методический опыт и методики развития координационных способностей, но, тем не менее, исследования по данной проблематике не исчерпываются имеющимися данными [1—3]. Постоянно осуществляется поиск новых средств, а также осуществляется конкретизация методик под конкретную возрастную группу, вид спорта и его задачи и т.д.
Авторы исследования предлагают рассматривать боевую аэробику (тай-бо) как средство, расширяющее инструментальный спектр развития координационных способностей. Следует отметить, что средства современных фитнес-техноло-гий все чаще находят свое место в содержании тренировочного процесса в различных видах спорта [1—4; 6]. Несмотря на это, как в научной сфере, так и в практической деятельности тренеров детско-юношеского футбола существует недостаток конкретных методик развития координационных способностей для определенной
возрастной группы спортсменов и этапа спортивной подготовки.
Помимо координационных способностей средства боевой аэробики оказывают позитивное воздействие на развитие и других физических качеств, таких как сила, быстрота, общая выносливость и др. Занятия тай-бо под музыку обеспечивают развитие способности к согласованию движений рук и ног при выполнении связок и комплексов, темпоритмовой способности, динамического равновесия, быстроты реакции и др. Таким образом, основной идеей нашего исследования является методика развития координационных способностей средствами боевой аэробики у юных футболистов на этапе начальной подготовки.
При этом соответствующее научно-методическое обеспечение эффективного включения средств тай-бо в тренировочный процесс юных футболистов в литературе отсутствует. При этом, обнаружены исследования о включении других физкультурно-оздоровительных систем в тренировочный процесс футболистов более старшего возраста [2; 4].
В связи с этим, целью настоящего исследования стала разработка методики развития координационных способностей юных футболистов младшего школьного возраста на начальном этапе.
Цель и задачи исследования. Цель исследования определена как теоретическое и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных футболистов младшего школьного возраста на начальном этапе. Для достижения цели мы сформулировали ряд задач: 1) сформировать диагностический инструментарий для оценки развития координационных способностей юных футболистов; 2) конкретизировать средства боевой аэробики и сконструировать методику развития координационных способностей на их основе; 3) оценить эффективность разработанной методики.
Материалы и методы исследования. Для реализации цели исследования в настоящем исследовании применялись следующие методы: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование координационных способностей, методы математической статистики, анализ и обобщение. Педагогический эксперимент проводился с целью определения средств боевой аэробики в координационной подготовке юных футболистов 7—9 лет на этапе начальной подготовки. Для реализации педагогического эксперимента сформированы
контрольная и экспериментальная группы: 15 человек экспериментальной группы, в содержании физической подготовки которой было определено место координационной подготовки на базе средств боевой аэробики, и 12 юных спортсменов контрольной группы, тренировочный процесс в которой остался без изменений.
Экспериментальная часть реализовывалась на базе детского футбольного клуба «Колизей», г. Тамбов.
Тестирование координационных способностей осуществлялось по следующим контрольным упражнениям:
• челночный бег 3^10 м (с);
• три кувырка вперед (с);
• способность к статическому равновесию по результатам пробы Ромберга в положении «Аист» (стоя на одной ноге, другая согнута в колене, при этом ступня одной ноги касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, глаза закрыты) (с);
• способность к освоению и проявлению темпа и ритма оценивалась по разнице времени между тестами «бег по обручам без ведения мяча» и «бег по обручам с ведением мяча» (с);
• ведение футбольного мяча ведущей ногой в беге с изменением направления движения (с).
Результаты исследования и их обсуждение.
Координационная подготовка юных футболистов 7—9 лет экспериментальной группы осуществлялась в рамках общей физической подготовки в соответствии с нормативами времени, отведенным на данный вид спортивной подготовки Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта футбол [4].
Занятия в экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю на основных тренировочных занятиях во вводной или начале основной части. Детская программа тай-бо включает в себя элементы таких единоборств, как карате, тхэквондо, бокс, кикбоксинг. Упражнения выполняются в нулевой (компенсаторной) зоне интенсивности (до 130 уд/мин). Во вводной части применяются базовые шаги аэробики со сменой положения и направления. В базовой части втягивающего периода осуществляется обучение прямым ударам ногами/руками одновременно, удары коленями, удары ногами назад/в стороны, апперкот (слева и справа), хук (слева и справа) и др. Структура и содержание занятия представлены на рисунке.
На втягивающих занятиях с целью внесения элементов новизны и разнообразия занятий, ре-
Вводная часть
Основная часть
Заключительная
Базовые шаги: шаги: march, step-touch, j og, basic step, mambo, v-step, cross.
Базовые элементы (отдельные на начальных этапах): squat, skip, flick, kick, knee lift, knee up, leg back, leg side, pocket, cross, hook, apperkot, front kick, side kick, bed kick. Комбинации при освоении отдельных элементов (на уровне двигательного умения):
Jab+cross+j ab+Knee up+Front kick, apperkot x Зраза+Side kick, hook x Зраза+ roundhouse kick, inside crescent kick+ outside crescent kick elbow strike x Зраза.
Стретчинг
(растягивание):
выполнение
растягивающих
упражнений с
макисмальной
амплитудой.
Структура и содержание занятия по координационной подготовке с применением средств боевой аэробики
комендуется ряд упражнений, выполняемых в игровой форме:
«Незаме т ные движения», движения, целью которых является увернуться от воображаемого противник а, который намерен ударить в голову;
«Баланс», стоя на одной ноге выполнить второй ногой серию кокотких уцаовАможно с изменена ем направления;
«Атока», мезки° вмшад в сторону воображаемого противника, туловище отклоняют назад, ногу сгибают и резко выбрасывают вперед, по сигнале трувера всшолияюо ктакм в расныо стороны и др.
Применение средств боевой аэробики в контексте координационной подготовки юных футболистов 7—9 лет показало сеою цслесьоекаеносюм,
ето выразилось в боиее выраженных приростах показателей координационных способностей по итогам эксперимента в группе, где апробировалась разработанная методика (см. таблицу).
Реземвтает тестмиовави» еоо»тинац ио нных способностей юных футболистов по итогам ре-алозации методмнвмтрвжают ееэффективность по всем тестируемым показателям. Так в тесте «Челночный бег 3x10 м (с)» прирост в экспериментальной группе выявлен в количестве 10,4 %, что на 6,9 % больше чем в контрольной группе; в ткт те «Тро кмвефиа впенен (к)» прирост в экспериментальной группе выявлен в количестве 21,1 %, что на 14,2 % больше чем в контрольной группе; в тесте «Проба Ромберга (с)» прирост в ткс нееымеметлвие» гиоипе нытвлен в ооличестве
Динамика показателей координационной подготовленности юных футболистов 7—9 лет в ходе реализации методики, основанной на средствах боевой аэробики
Наименование контрольного упражнения Группа Исходные результаты Итоговые результаты Изменение, % Достоверность, P
Челночный бег 3x10 м (с) ЭГ 9,37 ± 0,3 8,39 ± 0,12 10,4 > 0,05
КГ 9,34 ± 0,2 9,01 ± 0,2 3,5 > 0,05
Три кувырка вперед (с) ЭГ 7,1 ± 1,02 5,6 ± 0,84 21,1 > 0,05
КГ 7,2 ± 1,4 6,7 ± 0,96 6,9 > 0,05
Проба Ромберга (с) ЭГ 22,13 ± 1,54 27,33 ± 2,14 23,5 > 0,05
КГ 21,53 ± 1,67 23,19 ± 1,81 7,7 > 0,05
Темпоритмовая способность (с) ЭГ 3,62 ± 0,11 3,1 ± 0,09 14,3 > 0,05
КГ 3,63 ± 0,08 3,47 ± 0,12 4,4 > 0,05
Ведение футбольного мяча (с) ЭГ 22,12 ± 2,12 19,2 ± 1,56 13,2 > 0,05
КГ 22,05 ± 3,02 21,6 ± 2,02 2,01 > 0,05
23,5 %, что на 15,8 % больше чем в контрольной группе; в тесте на оценку темпоритмовой способности прирост в экспериментальной группе выявлен в количестве 14,3 %, что на 9,9 % больше чем в контрольной группе; в тесте «Ведение футбольного мяча (с)» прирост в экспериментальной группе выявлен в количестве 13,2 %, что на 11,19 % больше чем в контрольной группе;
Выводы и заключение. Таким образом, применение методики развития координационных способностей, основанной на средствах боевой аэробики у юных футболистов 7—9 лет на начальном этапе тренировочного процесса, оценивается в целом как эффективное. Результаты исследования показывают более выраженные положительные приросты практически во всех видах исследуемых координационных способностей, причем наибольшие в пробе Ромберга и тесте «Три кувырка вперед». Этот факт свидетельствует об эффективности воздействия средств тай-бо на показатель способности к статическому равновесию и согласованию движений в составе двигательного действия.
Перспектива исследования. Продолжение настоящего исследования предполагается в экстраполяции разработанных средств и методов на тренировочный процесс в других игровых видах спорта с одной стороны, и с другой, в разработке содержания координационной подготовки на основе средств тай-бо для более высоких этапов спортивной подготовки.
Поступила в редакцию 13 декабря 2021 г.
Список литературы
1. Бандаков, М. П. Развитие специфических координационных способностей у юных футболистов / М. П. Бандаков, Г Г. Полевой // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2014. — № 8. — С. 138—145.
2. Гайворонская, А. А. Подготовка юных баскетболистов на основе использования средств прикладной аэробики : дис. ... канд. пед. наук / А. А. Гайворонская. — Волгоград, 2009.
3. Максимова, А. В. Совершенствование координационных способностей у юных футболистов 7—9 лет на стадии начальной подготовки путем внедрения в тренировочный процесс элементов фитнесаэробики / А. В. Максимова, Г. В. На-полова // Наука-2020. — 2017. — № 2(13). — С. 97—103.
4. Пармузина, Ю. В. Методика занятий прикладной аэробикой с юными футболистами : дис. .канд. пед. наук / Ю. В Пармузина. — Волгоград, 2006.
5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта футбол (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 19.01.2018 г. № 34) // Garant.ru. — URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71775910/
6. Шамонин, А. В. Развитие координационных способностей юных футболистов на начальном этапе подготовке / А. В. Шамонин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2009. — № 6. — С. 37—39.
Для цитирования: Гусев, Ю. А. Развитие координационных способностей у футболистов младшего школьного возраста средствами боевой аэробики / Ю. А. Гусев Г. И. Дерябина, В. И. Лернер // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т.7, № 1. — С. 75—80.
Сведения об авторах
Гусев Юрий Александрович — аспирант 3-го года обучения. Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия. ORCID ID: 0000-0002-2546-3891. E-mail: [email protected]
Дерябина Галина Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Тамбов, Россия, ORCID ID: 0000-0003-2231-1603. Author ID: 45838811. E-mail: [email protected]
Лернер Виктория Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия, ORCID ID: 0000-0002-0012-3487. Author ID: 229821. E-mail: [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2022, vol. 7, no. 1, pp. 75—80.
Development of coordination abilities in football players of young school age by means of combat aerobics
Gusev Yu.A1, Deryabina G.I.2, Lerner V.L.3
Tambov State University named after G.I. Derzhavin, Tambov, Russia.
Coordination abilities are important in the training process in football, since, on the one hand, they are the basis for the effective formation of conditioning abilities, and on the other hand, they largely predetermine the possibilities of improving the tactical readiness of athletes. The experimental technique presented in this article contributes to the solution of the problem of an effective search for ways to develop coordination abilities in children of primary school age. Relevance. A theoretical analysis of scientific and methodological literature has shown that for the effective development of coordination abilities, it is necessary to constantly master new movements. Tai-bo, as a relatively new physical culture and health-improving system, has an arsenal of means of effective influence on coordination abilities, on the one hand, and is of interest to students of different ages. At the same time, there is no corresponding scientific and methodological support for the effective inclusion of tai-bo means in the training process of young football players in the literature. At the same time, studies were found on the inclusion of other physical culture and health systems in the training process of older football players.
In this regard, the purpose of this study was to develop a methodology for the development of coordination abilities of young football players of primary school age at the initial stage.
Materials and methods: analysis of literary sources on the research problem, pedagogical experiment, testing of coordination abilities, methods of mathematical statistics (determination of the arithmetic mean, standard deviation, Student's t-test), analysis and generalization.
Results: The article presents the means of tai-bo (both basic and auxiliary), the structure and content of a training lesson for coordination training of young football players of 7—9 years old. The results of experimental substantiation of the effectiveness of the developed technique are shown.
Conclusion. Summing up the results of this study, we summarize that the use of the methodology for the development of coordination abilities based on the means of combat aerobics among young football players of 7—9 years old at the initial stage of the training process is generally assessed as effective.
Keywords: young football players, coordination abilities, tai-bo, coordination training, the stage of initial training.
References
1. Bandakov M. P. Razvitie specificheskih koor-dinacionnyh sposobnostej u yunyh futbolistov [Development of specific coordination abilities in young footballers]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University], 2014, no. 8, pp. 138—145. (In Russ.).
2. Gaivoronskaya A.A. Podgotovka yunyh basket-bolistov na osnove ispol'zovaniya sredstvprikladnoj aerobiki [Training of young basketball players based on the use of applied aerobics]. Thesis. Volgograd, 2009. (In Russ.).
3. Maksimova A.V. Sovershenstvovanie koordina-cionnyh sposobnostej u yunyh futbolistov 7—9 let na stadii nachal'noj podgotovki putem vnedreniya v trenirovochnyj process elementov fitnesaero-biki [Improvement of coordination abilities among
young football players 7—9 years old at the stage of initial training by introducing elements of fitness aerobics into the training process]. Nauka-2020 [Science-2020], 2017, no. 2 (13), pp. 97—103. (In Russ.).
4. Parmuzina Yu.V. Metodika zanyatij prikladnoj aerobikoj s yunymi futbolistami: diss. ... kand. ped. nauk [Methodology for practicing applied aerobics with young football players. Thesis]. Volgograd, 2006. (In Russ.).
5. Federalnyj standart sportivnoj podgotovki po vidu sporta futbol (utv. Prikazom Ministerstva spor-ta RF ot 19.01.2018 g. no. 34) [Federal standard of sports training in the sport of football (approved by the Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of January 19, 2018 no. 34)]. Available at: https: // www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71775910/ (In Russ.).
6. Shamonin A.V. Razvitie koordinacionnyh spo-sobnostej yunyh futbolistov na nachal'nom etape podgotovke [Development of coordination abilities of young footballers at the initial stage of training].
Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, tre-nirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2009, no. 6, pp. 37—39. (In Russ.).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/