Спорт машFулотлари: техника, тактика, усулият Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Доцент
Р. Г. ИСРАИЛОВА1
Информация для связи с автором:
twinety@mail.ru
Преподаватель Г.И. АХМЕДОВА1
Преподаватель, И.И. АХМЕДОВ1
Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 1012 ЛЕТ В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ
Аннотация
Annotation
В статье приведены сведения о проблемах, возникающих в развитии координационных способностей юных синхронисток, и о том, как изменить эти проблемы в положительную сторону с помощью внедрённых упражнений.
Ключевые слова: координация, комплекс упражнений, эффективность, способность, контрольный норматив, тест, колесо, кувырок, стойка, двигательный навык.
Маколада ёш синхрон сузувчи кизларнинг координацион кобилиятини ривожлантиришда айрим муаммолар юзага келиши ва бу муаммоларни махсус машклар мажмуаси ёрдамида ижобий тарафга узгартиш, хамда бунда машклар мажмуаси ёрдамида координацион кобилиятни коникарли даражада ривожлантириш тугрисида маълумот берилган.
Калит сузлар: координация, машцлар мажмуаси, самарадорлик, цобилият, меъёрий назорат, тест, гилдирак, умбалоц ошиш, текис туриш, царакат мацорати.
The article provides information about the problems that arise in the development of the coordination abilities of young synchronized swimmers, and how to change these problems in a positive way with the help of special complex exercises, as well as the development of coordination abilities with the help of such complex exercises.
Key words: coordination, exercise complex, efficiency, ability, control normative, test, wheel, tumbling, stand (on), movement skill.
Актуальность. Обусловлена тем, что проблема физических (двигательных) способностей является одной из важнейших в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта, и при этом она одновременно выступает предметом постоянных дискуссий [6,3].
Её значимость в практике воспитания полностью развитой личности возрастает, поскольку это напрямую имеет связь с целым рядом проблем: подготовкой ребенка к жизни, выбором профессии в соответствии с наклонностями и способности, ориентация и выбор определенных видов спорта и жизненной позиции [1,2,4].
Цель исследования выявить эффективность использования предложенного комплекса упражнений для развития координационных способностей.
Задачи исследования:
2. Разработать комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у синхронисток в возрасте 10-12 лет;
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей у синхронисток в возрасте 10-12 лет.
Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы; обобщение педагогического опыта существующей практики; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения; педагогические контрольные испытания (тесты); методы математической статистики.
Для проведения педагогического эксперимента
было взято две группы девочек 10-12 лет.
Обе группы занимались по одинаковой программе, однако в экспериментальной группе применялся комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Стаж занимающихся, этап начальной подготовки второго года обучения.
Эксперимент состоял из трёх этапов:
Первый этап - получена информация о каждом занимающемся, проведено первоначальное тестирование уровня развития координационных способностей в группах, полученные данные анализировались. Нормативы оценивались по 10 балльной шкале;
Второй этап - на начальном этапе исследования была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, произведено внедрение комплекса упражнений в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы, занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут и дополнительно время 15 минут для комплекса упражнений. В научной и методической литературе мы изучили понятие и характеристику общих и специальных физических качеств, особенности синхронного плавания как вида спорта;
Третий этап - проводилось контрольное тестирование уровня развития координационных способностей обеих групп, полученные данные анализировались, формулировались выводы и заключения.
Результаты и их обсуждение. Первоначальное тестирование показывает, что уровень развития координационных способностей у синхронисток в двух группах одинаковые. Средний показатель в контрольной группе 6,0. В экспериментальной группе средний показатель 6,0.
со сч о с.
со
го га
■с
0 а to
1
с
го
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Мы взяли спортсменов одинаковой физической подготовки, а главное у нас было собрать группу с одинаковым уровнем координационных способностей, чтобы определить точные результаты тестов после эксперимента.
1-таблица
Первоначальное тестирование координационных способностей
5S К и о и У к н и 3 кувырка в перёд, стойка Колесо-боковой переворот Стойка на носках, глаза закрыты Стойка на одной ноге, согнутые колени Й и ат ка
о п
л <и я ^ и л О Выполняется на технику 0-5 оценка Выполняется на технику 0-5 оценка Не менее 7 секунд Не менее 7 секунд й и н ^ е р С
Контрольная группа
m: 6,1 6,0 5,9 6,1 6,0
Эксперементальная группа
m: 6,0 6,1 6,1 5,9 6,0
I
I
3 кувырка в перёд, Колесо-боковой Стойка на носках, стойка переворот глаза закрыггы
Стойка на одной ноге, согнутые
Рисунок 1. Динамика координационных способностей до начала эксперимента
В контрольной группе стойка на носках с закрытыми глазами средний показатель 5,9 баллов, когда показатель экспериментальной группе 6,1.
Экспериментальной группе стойка на одной ноге 5,9, а в контрольной группе 6,1 баллов.
2-таблица
Комплекс упражнений для экспериментальной группы в учебно-тренировочном процессе
со см о см
со
го га t
0
w
1
№ Название упражнений Дозирование Требования
1 Передача мяча в стену в цель, поворот на 360° Количество раз за 1 минуту 2 подхода Спортсменки выполняют в паре передачу мяча в стену в нарисованный круг диаметром 50 см, после чего выполняется поворот на 360°. Расстояние от стены 2м.
2 Выпрыгивание в верх из глубокого приседа, поворот на 180° Количество раз за 10 секунд 2 подхода Спортсменка выполняет выпрыгивание в верх не сгибая колени, в глубоком приседе нельзя делать паузу
3 Стойка на руках Удержание 4 секунды 2 подхода Стойка выполняется около стенки, ноги отрываются от опоры на 4 секунды. Прямые колени, носки вытянуты, спина прямая, руки вытянуты
4 Гимнастические кувырки 4 раз 2 подхода Кувырки выполняются перёд и назад
5 Ласточка, кувырок, стойка 2 раза 2 подхода Из и. п. ласточка кувырок в перёд с выходом в стойку
6 Передача мяча 2 раза 2 подхода Стоя в строю, передача мяча прогнувшись назад
Комплекс упражнений выполняли экспериментальная группа, которая занимался у одного и того же тренера, где тренировались контрольная группа. Контрольная группа занимался как обычно, экспериментальная группа выполняла специальные упражнения, 10-15 минут больше, чем контрольная группа.
3-таблица
Контрольное тестирование координационных способностей
Среднеарифметический 3 кувырка в перёд, стойка Колесо-боковой переворот Стойка на носках,глаза закрыты Стойка на одной ноге, согнутые колени ль е н ка о п
Выполняется на технику 0-5 оценка Выполняется на технику 0-5 оценка Не менее 7 секунд Не менее 7 секунд й и н д и р С
Контрольная группа
m: 6,5 6,5 6,4 6,4 6,4
Эксперементальная группа
m: 9,0 9,2 8,4 8,4 8,7
3 кувырка в перец, Колесо-боковой Стойка на носках, Стойка на одной стойка переворот глаза закрыты ноге, согнутые
Уровень к/с ^Контрольная группа Экспер'
Рисунок 2. Динамика координационных способностей после эксперимента
По показателям контрольных нормативов видно, что контрольная группа повысила уровень координационных способностей на 6,4 баллов (средний балл).
Экспериментальная группа, которая занимался дополнительно в учебно-тренировочным процессе повысила уровень координационной способностей на 8,7 баллов (средний балл).
Кувырок в перёд в экспериментальной группе выполнена на отличный балл 9,0.
Колесо - боковой переворот выполнена на 9,2 баллов, это означает что экспериментальная группа выполнила этот норматив почти на 10 баллов. А это уже максимальный показатель.
10,0000
30
www.fansports.uz
№3-2023
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Показатели уровня координационных способностей
6 Ш
Первоначальное Контрольное Уровень
Контрольная группа Эксперементальная группа ^^ Уровень
Рисунок 3. Положительная динамика развития координационных способностей после эксперимента в экспериментальной группе
По средним показателям можно увидеть динамику координационных способностей в двух группах, в контрольной группе 6,4 а в экспериментальной группе уровень координационных способностей повысился на 8,7 баллов.
Тут можно сказать, что специальные упражнения, которые выполняли экспериментальная группа положительно повлияла на повышение уровня координационных способностей синхронисток в возрасте 10-12 лет.
Вывод:
Синхронное плавание характеризуется высокой двигательной активностью спортсменов. Эффективное выполнение прыжковых действий, технических элементов основано на высоком уровне развития физических качеств, в числе которых и координационные способности.
Для развития координационных способностей у
девочек 10-12 лет в синхронном плавании используют самые разнообразные упражнения, в которых они должны выполнять быстро, эффективно, технически правильно все позиции, движения и гребки.
Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запасов двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники [5].
Доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена увеличение уровня развития координационных способностей у синхронисток экспериментальной группы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что внедренный нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей у девочек 10-12 лет в синхронном плавании.
Литература:
1. Романова Т.В. Совершенствование координационных способностей высоквалифицированных спортсменок в видах борьбы средствами аэробики: дис. канд. пед. наук. [Текст] / Т.В. Романова. РГУФК - М., 2006. 119 стр.
2. Лях В. И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте //Физкультура в школе - 2007. 272 стр.
3. Лях В. И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте //Физкультура в школе - 2007. 468 стр.
4. Максимова М.Н. Теория и методика синхронного плавания: учебник. - М.: Спорт, 2017
5. Матвеев. Л. П. Теория и методика физической культуры. Физкультура и спорт, 2001.
6. Щербакова А.А. Методика развития координационных способностей у синхронисток 13-15 лет: ВКР, Екатеринбург - 2019. 47 стр.
Муаллиф билан богланиш учун:
zebo.ifora@mail.uz
Таянч докторант
З.М. АБДУРАХИМОВА1
Самарканд давлат университета Самарканд ша^ри, Узбекистан
ХДРАКАТЛИ УЙИНЛАР ВОСИТАСИДА БОШААНГИЧ СИНФ УЦУВЧИЛАРИГА УМУМИНСОНИЙ КДДРИЯТЛАРНИ СИНГДИРИШ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИНИ ТАКОМИЛЛАШТИРИШНИНГ ПЕДАГОГИК АСОСЛАРИ
Аннотация
Annotation
Освещены теоретические основы совершенствования технологий привития общечеловеческих ценностей учащимся средствами подвижных игр, В статье описаны общечеловеческие ценности, теоретические основы роли физического воспитания в образовательном процессе учащихся начальной школы.
Ключевые слова: Ценности, подвижные игры, физическое воспитание, начальное образование.
Харакатли уйинлар воситасида укувчиларга умуминсоний кадриятларни сингдириш технологияларини такомиллаштиришнинг назарий асослари, умуминсоний кадриятларнинг тавсифланиши,бошлангич синф укувчиларининг укув жараёнида жисмоний тарбиянинг урнининг назарий асослари ёритилган.
Калит сузлар: цадриятлар, царакатли уйинлар жисмоний тарбия, бошлангич таълим.
The theoretical foundations of improving the technology of inculcating universal human values to students by means of action games, the description of universal values, the theoretical foundations of the role of physical education in the educational process of primary school students are explained.
Key words: values, action games, physical education, primary education.
Тадкикотнинг долзарблиги. Хдракатли уйинлар воситасида укувчиларга умуминсоний кадриятларни
сингдиришда жисмоний тарбия дарсларини тугри ташкил этиш ва бошлангич синф укувчилари укув