Научная статья на тему 'Значение двигательно-координационных способностей в оздоровительно-тренировочном процессе'

Значение двигательно-координационных способностей в оздоровительно-тренировочном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
519
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ / PHYSICAL CULTURE / HEALTH / MOTOR COORDINATION ABILITIES / PERFORMANCE / MOTOR ACTIVITY / PHYSICAL QUALITIES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сбитнева О.А.

В данной статье рассматривается значение двигательно-координационных способностей в оздоровительно-тренировочном процессе студентов. Раскрывается эффективность физической культуры и спорта для всестороннего и гармоничного развития. Рассмотрено применение двигательно-координационных способностей в разных видах спорта. Представлены упражнения для развития сложных двигательных координаций. Проведено исследование (анкетирование) с целью определения уровня физических качеств, норм ГТО. Составлены комплексы упражнений для повышения уровня физической подготовленности.This article discusses the importance of motor coordination abilities in the health-improving and training process of students. The article reveals the effectiveness of physical culture and sport for comprehensive and harmonious development. The use of motor coordination abilities in different sports is considered. Exercises for the development of complex motor coordination are presented. A study (questionnaire) was conducted to determine the level of physical qualities and GTO standards. Sets of exercises to increase the level of physical fitness are compiled.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сбитнева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение двигательно-координационных способностей в оздоровительно-тренировочном процессе»

ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10393

Аннотация. В данной статье рассматривается значение двигательно-координационных способностей в оздоровительно-тренировочном процессе студентов. Раскрывается эффективность физической культуры и спорта для всестороннего и гармоничного развития. Рассмотрено применение двигательно-координационных способностей в разных видах спорта. Представлены упражнения для развития сложных двигательных координаций. Проведено исследование (анкетирование) с целью определения уровня физических качеств, норм ГТО. Составлены комплексы упражнений для повышения уровня физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, двигательно-координационные способности, работоспособность, двигательная активность, физические качества, студенты.

Физическая культура и спорт занимают особое место в сохранении и укреплении здоровья, является значимой в профессиональной деятельности. Всесторонне физическое развитие, высокий уровень здоровья студентов обеспечивается большим количеством средств и методов, применяемых в учебно-тренировочном процессе. Двигательно-координационные способности являются фактором повышения общей работоспособности, умений, навыков; развития функциональных возможностей, уровня физических качеств. Координационное совершенствование направлено на подготовку студентов к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

Для изучения проблемы оздоровительно-тренировочного процесса студентов важно понимать смысл и сущность понятия «здоровье». Оно заключается не только в понимании его как состояние, характеризующееся отсутствием болезни, но и как ресурс, необходимый студентам для обучения [1]. Здоровье определяется уровнем развития качественных сторон двигательной деятельности.

Двигательная активность благоприятно влияет на организм человека: помогает контролировать вес; уменьшает ощущения

беспокойства; снижает риск развития рака толстой кишки; помогает формированию здоровых костей, мышц и суставов; помогает снизить артериальное давление; приводит к развитию новых кровеносных сосудов в сердце и других мышцах; укрепляет артерии. Уровень координационно-двигательных способностей во многом зависит от моторной памяти - свойства центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости [2].

Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств. Основными физическими качествами являются: мышечная сила - способность выполнять движения за счет максимального напряжения мышц; быстрота -способность выполнять различные движения быстро, за короткий промежуток времени; выносливость - способность длительное время выполнять тяжелую работы без утомления мышц; ловкость - способность уравновешивать свое тело за счет напряжения мышц. Их развитие зависит от врождённых способностей и тренировок. Они не столько зависят от сознания, но и от биохимических, морфологических и вегетативных процессов в организме.

Дополнительно различают такие физические качества, точность - степень близости требованиям двигательного задания; ритмичность - соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями, и слабых, относительно пассивных движений [3]; гибкость - подвижность в суставах тела людей, позволяющая выполнять разнообразные движения с высокой амплитудой и определяющая эффективность спортивной и профессиональной -прикладной деятельности; равновесие -способность людей во время выполнения физических упражнений сохранять устойчивое положение на уменьшенной или приподнятой над уровнем земли поверхности.

Видами спорта, преимущественно развивающими способность перемещать свое тело в пространстве за минимальное время, являются: легкая атлетика; велогонки; конькобежный и лыжный спорт; спринт; спортивные игры. Специально-беговые упражнения и бег с ускорениями (30-40 метров). Достаточно много видов спорта и упражнений, развивающих ловкость (легкая атлетика, прыжки на батуте, фигурное катание, игровые виды спорта). Так же это могут быть разные виды кувырков, берпи, стойки на голове, руках.

Развитие двигательно-

координационных качеств является одним из важных вопросов дисциплины по физической культуре, оздоровительно-тренировочном процессе. История физического воспитания и спорта обладает большим количеством возможностей для влияния на двигательно-координационные качества. Главным методом воспитания двигательно-координационных качеств являются физические упражнения повышенной двигательно-координационной сложности и имеющие элементы современности. Например, лыжники используют упражнения для стабилизации мышц области таза; для мышц ног и равновесия; на баланс и координацию в затрудненных условиях; укрепление мышц рук и ног; скорость и динамическую стабилизацию; общую и скоростную выносливость; интервальные силовые тренировки. Бадмин-

тонисты выполняют несколько видов жонглирования: жонглирование открытой стороной ракетки; жонглирование закрытой стороной ракетки; жонглирование поочередно открытой и закрытой стороной ракетки; высокое жонглирование (каждый раз посылать волан вверх как можно выше). Сложность физических упражнений можно увеличивать с помощью изменения пространственных, временных и динамических величин. Чем сложнее двигательное действие, тем выше требования к устойчивости тела. Выполняя ряд упражнений, появляется возможность овладеть сложными двигательными координация-ми:

1. Кувырки вперед, назад.

2. Приседания на уменьшенной опоре.

3. Приседания на неустойчивой опоре.

4. Бег на возвышенной опоре.

5. Бег на неустойчивой опоре.

6. Бег из разных исходных положений.

7. Прыжки через снаряды, предметы.

8. Прыжки на батуте.

9. Упражнение «Ласточка» с закрытыми глазами.

10. Ходьба по узкой опоре.

11. Ходьба по неустойчивому бревну.

Под двигательно-координационной активностью понимается общее число всех движений, выполняемых человеком в процессе своей жизни. Двигательная активность благотворно влияет на образование и развитие всех функций центральной нервной системы: подвижность; силу; уравновешенность нервных процессов. Регулярные тренировки способствуют образованию сильных мышц, избавлению от жировых отложений. Организм становится более стройным, красивым и стойким к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок обеспечивается функциональное повышение качества системы кровообращения. Во время мышечной работы активизируется вентиляционная способность легких, устраняются застойные явления. Систематические физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного студента увеличиваются умственная и физи-

ческая работоспособность, сопротивляемость к различным заболеваниям. Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма. Студенты, выполняющие необходимый объем двигательной активности здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению.

Для выявления двигательно-

координационных качеств студентов было проведено исследование. Для исследования был применен метод анкетирования. В опросе участвовали студенты 1-3 курсов Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова (направление подготовки - товароведение). При определении гибкости по нормам ГТО выяснилось, что большинство студентов 1 курса уложились на серебряный знак ГТО -50%, золотой - 25%, бронзовый-20%, не выполнили норматив - 5%. По результатам 2 курса наблюдается низкий уровень гибкости. На золотой знак ГТО сдали 22,3% респондентов, серебряный - 22,3%, бронзовый - 11,1%, не выполнили норматив 44,3% студентов. К третьему курсу результаты стабилизируются. На золотой знак ГТО сдали 40% учащихся, серебряный - 40%, бронзовый - 6,0%, не выполнили норматив - 14%. При определении ловкости (прыжок в длину с места) по нормам ГТО выявлены следующие результаты: 1 курс-золотой знак ГТО-10%, серебряный - 10%, бронзовый - 25%. Большинство респондентов не уложились в норматив - 55%. Показатели 2 курса: на золотой знак ГТО сдавших нет, серебряный - 11,1%, бронзовый - 66,6%, не уложились в норматив ГТО - 22,3% учащихся. На 3 курсе: золотой знак ГТО - 20%, серебряный - 33,3%, бронзовый - 13,3%, не уложились в норматив - 33,4%. Рассматривая показатели сдавших тестов на гибкость и ловкость по нормам ГТО, прослеживается низкий уровень физической подготовленности. Многие студенты не могут справиться с основными нормативами, не имеют достаточного развития физических качеств.

Разработан комплекс упражнений для повышения уровня физической подготовленности, совершенствования ловкости, прыгучести.

1. Прыжки через скакалку (2-3 подхода по 100 прыжков)

2. Выпрыгивание вверх из полуприседа (8-10 раз, 1-2 подхода)

3. Выпрыгивание вверх из полного приседа (8-10 раз, 1-2 подхода)

4. Запрыгивание на возвышенность (810 раз, 1-2 подхода)

5. Тоже с отягощением (8-10 раз, 1-2 подхода)

6. Прыжки через препятствия

7. Тоже на одной ноге

8. Прыжки с продвижением вперед (1015 прыжков)

9. Прыжки по лестнице на одной ноге, двух ногах

10. Приседание (8-10 раз, 1-2 подхода)

11. Тоже с отягощением (8-10 раз, 1-2 подхода)

12. Приседание на одной ноге «Пистолетик» (8-10 раз, 1-2 подхода)

13. Упражнение со сменой ног «Раз-ножка»(10-12 раз, 1-2 подхода)

14. Многоскоки (3-ой,5-ой,10-ой)

При определении гибкости по контрольным тестам обязательной программы ВУЗа по пятибальной шкале, выяснилось, что студенты 1 курса сдали на 5 - 26,3%; 4 - 52,6%; 3 - 21,1%, сдавших на 2 и 1 балл нет, не уложившихся в норматив нет. Результаты 2 курса показывают, что на 5 баллов сдали 22,2%; 4 - 22,2%, 3 - 11,1%, 2 - 11,1%, 1 - 33,4%, не сдавших норматив нет. На 3 курсе прослеживаются более высокие результаты сдачи нормативов на гибкость: на 5 уложились 46,1% студентов, 4 - 46,1%, 3 - 7,8%, на 2 и 1 балл сдавших респондентов нет. При определении ловкости (прыжок в длину с места) по контрольным нормативам обязательной программы ВУЗа по пятибальной системе зафиксированы следующие данные:

1 курс: 5 - 10%; 4 - 10%, 3 - 25%, 2 -15%, 1 - 20%, не уложились в норматив-20% студентов.

2 курс: на 5 и 2 балла сдавших респондентов нет; 4 - 11,1%; 3 - 66%; 1 - 22,3%, не сдавших норматив нет.

3 курс: На 5 баллов сдали 20% студентов; 4 - 33,3%; 3 - 13,3%; 2- 6,6%; 1 -6,6%, выяснилось, что не уложились в норматив 20,2% учащихся.

Для повышения уровня физической подготовленности, развития гибкости составлен комплекс упражнений.

1. Отведение рук назад, руки вверху сцеплены в замок (5-8 раз, 1-2 подхода)

2. Отведение правой руки влево, задержка при помощи левой руки 10 секунд. Смена. (2-3 подхода).

3. Поднимание рук вверх с задержкой 15-20 секунд, руки сцеплены в замок за спиной (2-3 подхода).

4. Наклоны вперед с касанием пола (задержка 10-15 секунд, 3-4 подхода).

5. Пружинящие наклоны вперед (6-8 раз, 2-3 подхода).

6. Наклоны в стороны с задержкой 1520 секунд, руки вверху сцеплены в замок (3-4 подхода).

7. Пружинящие покачивания в выпаде вперед (8-10 раз, 2-3 подхода).

8. Выпады вперед на удержание (15-20 секунд, 3-4 подхода).

9. Пружинящие выпады в стороны (8-10 раз, 2-3 подхода).

10. Выпады в стороны на удержание (15-20 секунд, 3-4 подхода).

11. Махи ногами вперед, в стороны (810 раз, 2-3 подхода).

12. Сидя ноги врозь наклоны вперед, руки вперед.

13. Лежа на спине поочередно подтягивать прямую ногу на себя (6-8 раз, 2-3 подхода).

Важные, жизненно необходимые качества: гибкость, ловкость у студентов развиты недостаточно, это подтверждается результатами исследования. Студенты мало времени уделяют самостоятельной работе по развитию основных физических качеств. Редко используют упражнения двигательно-координационной направленности. Возникает необходимость физического совершенства, всестороннего развития физических способностей.

Регулярное выполнение физической нагрузки позволит увеличить объем двигательной активности, повысить уровень физической подготовленности.

Воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, развитие физических способностей через выполнение двигательных действий. Студентам необходимо расширить знания,

приобрести навыки, совершенствовать умения. Проявить заинтересованность в активном образе жизни. Двигательно-координационные способности проявляются в разных жизненных ситуациях, условиях труда, различных сферах общественной жизни. Правильно подобранные средства и методы физической культуры и спорта повышают уровень умственной и физической работоспособности, являются важным компонентом здоровья студентов, увеличивают продолжительность жизни. Библиографический список

1. Лопатина Р.Ф., Лопатин Н.А. Здоровье студентов ВУЗа как актуальная социальная проблема.

2. Бернштейн Н. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры,1999.

4. Озолин Н.Г. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов -М.: Издательский центр «Академия», 2001.

THE VALUE OF MOTOR-COORDINATION ABILITIES IN THE HEALTH-TRAINING PROCESS

O.A. Sbitneva, Senior Lecturer

Perm State Agrarno-Technological University named after academician D.N. Pryanishnikova (Russia, Perm)

Abstract. This article discusses the importance of motor coordination abilities in the health-improving and training process of students. The article reveals the effectiveness of physical culture and sport for comprehensive and harmonious development. The use of motor coordination abilities in different sports is considered. Exercises for the development of complex motor coordination are presented. A study (questionnaire) was conducted to determine the level of physical qualities and GTO standards. Sets of exercises to increase the level ofphysical fitness are compiled.

Keywords: physical culture, health, motor coordination abilities, performance, motor activity, physical qualities, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.