УДК 796.011:616.899.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-8-96-103
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАРА ЧИРОМ
А.С. Одинцов
Выявлена взаимосвязь уровня технической подготовки и координационных способностей подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром. Исследования показали, что подростки с интеллектуальными нарушениями, занимающиеся пара чиром, имеют более высокий уровень координационных способностей, чем подростки с такими же нарушениями, но не занимающиеся спортом. Определено, что техническая подготовка и регулярные тренировки помогают развивать моторику, улучшать чувство равновесия и точность движений.
Ключевые слова: пара чир, интеллектуальные нарушения, координация, подростки.
Одинцов Александр Сергеевич, преподаватель, [email protected], Россия, Астрахань, Астраханский государственный медицинский университет
Координационные способности играют важную роль в жизни каждого человека. Они позволяют выполнять разнообразные двигательные действия и оказывают влияние на его общее физическое развитие [1]. Однако у подростков с интеллектуальными нарушениями, которые занимаются пара чиром, координационные способности могут быть ограничены также из-за низкого уровня технической подготовки. В данном подразделе рассмотрим влияние уровня технической подготовки на координационные способности подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром [2, 3].
Во время тренировок по пару чиру подростки с интеллектуальными нарушениями обучаются выполнению координационных действий и синхронности движений с партнером. Низкий уровень технической подготовки может ограничивать их способность к выполнению сложных элементов и приводить к несогласованности движений [4, 5]. Однако справедливо предположить, что с повышением уровня технической подготовки у этих подростков будет наблюдаться улучшение координационных способностей.
THEINFL UENCE OF THE LEVEL OF TECHNICAL TRAINING ON THE COORDINATING ABILITIES
OF ADOLESCENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES WHO ARE ACTING IN CHEER
Odintsov A.S., teacher, odintsov1994-94@ mail.ru, Russia, Astrakhan, Astrakhan State Medical University
The relationship between the level of technical training and coordination abilities of adolescents with intellectual disabilities involved in para-cheer was revealed. Studies have shown that adolescents with intellectual disabilities who engage in a pair of cheers have a higher level of coordination abilities than adolescents with the same impairments who do not engage in sports. It has been determined that technical training and regular training help develop motor skills, improve the sense of balance and accuracy of movements.
Key words: pair of chirps, intellectual disabilities, coordination, adolescents.
Уровень технической подготовки включает навыки, необходимые для выполнения определенных движений в пара чире, такие как техника выполнения гимнастических элементов, акробатических пирамид и под -держек [6]. Улучшение технической подготовки подростков позволяет им более точно и плавно выполнять движения, совершенствовать свои навыки и реагировать на действия партнера. Это влияет на развитие их координа -ционных способностей.
Исследования показывают, что существует связь между техниче -ской подготовкой и координационными способностями у подростков с ин -теллектуальными нарушениями [7]. В.В. Сударь, И.В. Голикова, Н.И. Ро-маненко обнаружили, что подростки с интеллектуальными нарушениями, имеющие более высокий уровень технической подготовки, достигали более высоких результатов в тестах на координацию [8]. Это свидетельствует о том, что техническая подготовка играет важную роль в развитии и улучшении координационных способностей у данной категории подростков.
Проведя анализ специальной литературы, можно отметить, что недостаточно изучен потенциал технической подготовки спортсменов с ограниченными возможностями здоровья [9]. Особенно мало внимания уде -ляется влиянию этой подготовки на физическое и функциональное разви -тие спортсменов, включая подростков с интеллектуальными нарушениями, их координационные способности, которые имеют важное значение для дальнейшего трудового и профессионального развития.
Кроме того, уровень технической подготовки также влияет на уровень самооценки и мотивации подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром. Повышение уровня технической под -готовки может способствовать повышению уверенности в себе и само -оценки, что, в свою очередь, может стимулировать их мотивацию к тренировкам и развитию своих навыков [10]. Таким образом, техническая под -готовка может оказывать влияние на общий физический и психологический рост этих подростков.
Цель исследования - выяснить, как уровень технической подго -товки влияет на координационные способности подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень технической подготовки координационных способностей подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе ГКОУ АО «Школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Астрахани. В нем приняли участие
55 подростков с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 13 до 15 лет. Обучающиеся школы-интерната № 1 были поделены на две группы: контрольную (КГ, п=25) и экспериментальную (ЭГ, п=26). Группы были идентичны по антропометрическим и функциональным показателям.
В течение учебного года участники обеих групп занимались физи -ческой культурой. Согласно ФГОС в общеобразовательных учреждениях предусмотрено проведение 3 часов занятий физической культурой, включая третий час, который определяется администрацией школы и учителем физической культуры. Контрольная группа занималась ритмикой, в то время как экспериментальная группа проходила техническую подготовку по пара чиру. Всего за год исследования участники контрольной группы провели 34 часа на занятиях по ритмике, экспериментальной группы -34 часа на занятиях по технической подготовке по пара чиру.
Участники обеих групп выполняли пробу Ромберга «Аист» и комплексный тест, основанный на технических элементах параширинга, в начале и конце исследования. Проба Ромберга «Аист» применялась для выявления атаксии, то есть нарушений координации. Использовали этот метод, чтобы оценить уровень развития координационной способности участников и их способность сохранять равновесие. Комплексный тест был разработан специально для изучения уровня координации движений.
В рамках выбранного спортивного направления (пара чир) важным аспектом является набор базовых технических элементов пара чира: Хай V - Лоу V - правое К - левое К - чир-прыжок «стредл» - пируэт, свободная нога в пассе, колено направлено вперед. Результаты оценивались по пятибалльной шкале:
1 балл - плохой результат (неверное положение рук, невыполнен -ный прыжок и пируэт, неустойчивость после пируэта);
2 балла - низкий результат (неточная техника работы руками, невыполненный прыжок и пируэт, неустойчивость).
После завершения пируэта выставлялись следующие оценки:
3 балла - средний результат (незначительные неточности в положе -нии рук, а также при выполнении прыжка и пируэта, устойчивость после пируэта от 1 до 3 с);
4 балла - хороший результат (точное выполнение базовых движений рук, незначительные неточности в выполнении прыжка и пируэта, устойчивость после пируэта 3 с и более);
5 баллов - отличный результат (идеальное техническое выполнение предложенной связки).
Комплексный тест может быть использован для испытуемых обеих групп, так как является информативным и доступным. Подходит для выполнения без необходимости специальной подготовки.
Данные исследования обрабатывали при помощи методов матема -тической статистики с использованием программы Statistica 10.0, рассчитывались среднее арифметическое значение (М) и ошибка среднего арифметического (т). Нормальность распределения данных определяли по кри -терию Шапиро-Уилка, внутри- и межгрупповые различия - по парному и непарному ^критерию Стьюдента. Статистически значимыми различия считали при р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ экспериментальных данных показал, что подростки с интеллектуальными нарушениями, проходившие техническую подготовку в пара чире, продемонстрировали более высокие результаты в контрольных тестах, включая пробу Ромберга «Аист» и комплексный тест, по сравнению с уча -стниками контрольной группы (таблица, рисунок).
Показатели контрольных тестов в контрольной и экспериментальной группах
Испытание До эксперимента После эксперимента P
КГ (т=25) ЭГ (n2=26) КГ (n1=25) ЭГ (n2=26)
Проба Ромберга, с 14,6±2,83 13,4±2,61 15,3±2,16 17,3±2,73 < 0,01
Комплексный тест, балл 1,1±0,2 1,2±0,4 2,0±0,4 3,2±0,7 < 0,05
■ Проба Ромберга, с ■ Комплексный тест, балл
Сравнительные результаты показателей контрольных тестов в контрольной и экспериментальной группах
Проведенный анализ показал достоверное улучшение (р<0,01) среднего показателя в пробе Ромберга (15,3±2,16 с) у участников контрольной группы на заключительном этапе. Нормативное значение данного теста для подростков составляет 17 с. Показатели пробы Ромберга у участников этой группы имели тенденцию к улучшению на данном этапе.
В заключительной части исследования результат пробы Ромберга у участников экспериментальной группы составил 17,3±2,73 балла, что соответствует возрастным нормам и свидетельствует об их способности ориентироваться в пространстве. Этот показатель на 32,67 % был выше, чем на диагностическом этапе, и демонстрирует статистическую значимость на уровне р<0,01.
В контрольной группе результат комплексного теста составил 2,0±0,4 балла, в то время как в экспериментальной - 3,2±0,7 балла. Также наблюдаются превышение значения на диагностическом этапе и статистическая значимость на уровне р<0,05.
Результаты исследования показали, что у участников экспериментальной группы наблюдалось улучшение тестовых значений на 71,2 %, в то время как в контрольной группе эти значения были на 50 % меньше. Это свидетельствует о значительном росте координационных способностей у подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром. Полученные результаты тестов позволяют сделать вывод о положительном влиянии занятий пара чиром на чувство равновесия и про -странственную ориентацию участников исследования. Этот вывод подчеркивает важность подготовки, направленной на улучшение уровня координации у подростков с интеллектуальными нарушениями.
Заключение. Влияние уровня технической подготовки на координационные способности подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром, является сложной и многогранной проблемой. Результаты исследований показывают, что техническая подготовка играет важную роль в развитии и улучшении координационных способностей подростков с интеллектуальными нарушениями.
Одними из главных факторов, влияющих на развитие координационных способностей, являются тренировка и практика. Чир - это сложное спортивное направление, требующее высокой координации движений, баланса и гибкости. Регулярные тренировки помогают подросткам с ин -теллектуальными нарушениями улучшить свои координационные навыки и развить моторику.
Кроме того, техническая подготовка включает усвоение специальных двигательных навыков и техник, которые также способствуют развитию координации. Например, изучение различных элементов чира, таких как вращение, подбрасывание и ловля, требует точности и согласованности движений. Повторение этих движений на тренировках помогает улучшить координацию подростков и освоить сложные техники.
Исследования показывают, что подростки с интеллектуальными нарушениями, занимающиеся пара чиром, имеют более высокий уровень координационных способностей, чем подростки с такими же наруше-ниями, но не занимающиеся спортом. Техническая подготовка и регуляр -ные тренировки помогают им развивать моторику, улучшать равновесие и точность движений. Более высокий уровень технической подготовки также связан с повышенной самооценкой и уверенностью в своих спортивных возможностях.
Однако следует отметить, что влияние уровня технической подго -товки на координационные способности подростков с интеллектуальными нарушениями может быть ограничено другими факторами, такими как уровень интеллектуальной недостаточности, возраст и общая физическая форма. Эти факторы могут оказывать свое влияние на результаты трениро -вок и развитие координационных навыков подростков.
Список литературы
1. Бойко Н.А., Зелинская Е.В., Догузов Ч.И. Средства и методы развития координационных способностей у детей среднего школьного воз -раста с нарушением интеллекта // Психология человека и общества. 2019. № 12(17). С. 5-11.
2. Исследование применения элементов спортивных игр в процессе занятий лечебной физической культурой / А.В. Доронцев [и др.] // Астраханский медицинский журнал. 2023. Т. 18. № 4. С. 35-42.
3. Захаров А.А., Шалманов А.А., Лукунина Е.А. Организационно-методические и научно-педагогические составляющие биомеханического контроля в спорте // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 5. С. 26-29.
4. Коротаева Л.В., Красникова М.Ю., Майтак С.В. Развитие координационных способностей у детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством использования элементов степ-аэробики // Инновационная наука. 2021. № 12-1. С. 92-93.
5. Функциональная подготовленность подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром / В.Н. Карпенко [и др.] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022. Т. 17. № 3. С. 138-145.
6. Лусс Т.В., Меньков А.Б. Дополнительные упражнения к «Алфавиту телодвижений» А.А. Дмитриева и С.И. Веневцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 1. С. 31-32.
7. Одинцова М.О. Мониторинг скоростно-силовых качеств студентов в рамках внеурочных занятий по роуп-скиппингу (спортивной скакалки) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 11(225). С. 277-280.
8. Сударь В.В., Голикова И.В., Романенко Н.И. Влияние занятий ритмической гимнастикой на показатели физического развития и физической подготовленности детей 4-5 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10(200). С. 374-377.
9. Технические средства реабилитации для занятий адаптивной фи -зической культурой и спортом / С.Ф. Курдыбайло [и др.]. СПб.: Р-КОПИ, 2018. 129 с.
10. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Y., Dorontsev A.V. Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / Biomedical and pharmacology journal. 2021. Vol. 14(1). P. 99-103.
References
1. Bojko N.A., Zelinskaya E.V., Doguzov Ch.I. Sredstva i metody razvitiya koordi-nacionnyh sposobnostej u detej srednego shkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta [Means and methods for developing coordination abilities in middle school children with intellectual disabilities] // Psihologiya cheloveka i obshchestva [Psychology of man and society]. 2019. No. 12(17). P. 5-11.
2. Issledovanie primeneniya elementov sportivnyh igr v processe zanyatij lechebnoj fizicheskoj kul'turoj [Study of the use of elements of sports games in the process of physical therapy] / A.V. Dorontsev [et al.] // Astrahanskij medicinskij zhurnal [Astrakhan medical journal]. 2023. T. 18. No. 4. P. 35-42.
3. Zaharov A.A., Shalmanov A.A., Lukunina E.A. Organizacionno-metodicheskie i nauchno-pedagogicheskie sostavlyayushchie biomekhanicheskogo kontrolya v sporte [Organizational-methodological and scientific-pedagogical components of biomechanical control in sports] // Fizicheskaya kul'tura i sport: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture and sports: upbringing, education, training.]. 2018. No. 5. P. 26-29.
4. Korotaeva L.V., Krasnikova M.Yu., Majtak S.V. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej u detej s OVZ i detej-invalidov, posredstvom ispol'zovaniya elementov step-aero-biki [Development of coordination abilities in children with disabilities and disabled children through the use of step aerobics elements] // Innovacionnaya nauka [Innovative science]. 2021. No. 12-1. P. 92-93.
5. Funkcional'naya podgotovlennost' podrostkov s intellektual'nymi narusheniyami, zanimayushchihsya para chirom [Functional readiness of adolescents with intellectual disabilities involved in para-cheer] / V.N. Karpenko [et al.] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2022. T. 17. No. 3. P. 138-145.
6. Luss T.V., Men'kov A.B. Dopolnitel'nye uprazhneniya k «Alfavitu telodvizhenij» A.A. Dmitrieva i S.I. Venevceva [Additional exercises for the "Alphabet of Body Movements" by A.A. Dmitrieva and S.I. Venevtseva] // Vospitanie i obuchenie detej s narushe-niyami razvitiya [Education and training of children with developmental disorders]. 2019. No. 1. P. 31-32.
7. Odincova M.O. Monitoring skorostno-silovyh kachestv studentov v ramkah vneu-rochnyh zanyatij po roup-skippingu (sportivnoj skakalki) [Monitoring the speed and strength qualities of students within the framework of extracurricular activities in rope skipping (sports jump rope)] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2023. No. 11(225). P. 277-280.
8. Sudar' V.V., Golikova I.V., Romanenko N.I. Vliyanie zanyatij ritmicheskoj gim-nastikoj na pokazateli fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti detej 4-5 let [The influence of rhythmic gymnastics on the indicators of physical development and physical fitness of children 4-5 years old] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2021. No. 10(200). P. 374-377.
9. Tekhnicheskie sredstva reabilitacii dlya zanyatij adaptivnoj fizicheskoj kul'turoj i sportom [Technical means of rehabilitation for practicing adaptive physical culture and sports] / S.F. Kurdybaylo [et al.]. SPb.: R-KOPI, 2018. 129 p.
10. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Y., Dorontsev A.V. Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / Biomedical and pharmacology journal. 2021. Vol. 14(1). P. 99-103.