УДК 613.97+613.72
Наблюдение развития координационных способностей девушек 13-15 лет с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром
Одинцова М.О.1, Карпенко В.Н.2*
1 Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-7416-8522, [email protected] 2Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0003-1429-7696, [email protected]*
Аннотация. Наблюдение координации спортсменов подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чир, является актуальной темой в области специализированного спорта. Цель исследования выявления эффективности тренировок по пара-чиру у спортсменов подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями и определения уровня их координационных навыков. Практическая значимость Результаты этого исследования могут быть весьма полезными при разработке программ дополнительного образования в области спортивной подготовки, с учетом индивидуальных потребностей каждого участника. Они также могут быть применены в различных адаптивных спортивных направлениях, включая пара чир. Материал исследования. Исследования проводились на базе государственного казенного образовательного учреждения Астраханской области «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных данных. Результаты исследования. Проведенное тестирование позволило определить более существенные изменения у подростков экспериментальной группы, где в учебно-тренировочный процесс была включена методика с использованием спорта «Пара чир». Результаты подростков экспериментальной группы были достоверны (P<0,05). Заключение. Это исследование подтвердило, что техническая подготовка в пара чире положительно влияет на координационные способности подростков с интеллектуальными нарушениями. Особое внимание уделено учету особенностей физического развития испытуемых, и было обнаружено значительное улучшение их координационных способностей.
Ключевые слова: координационные способности, пара чир, интеллектуальные нарушения, физические качества, адаптивный спорт
Для цитирования: Одинцова М.О., Карпенко ВН.* Наблюдение развития координационных способностей девушек 13-15 лет с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .
Observation of 13-15 years old girls' with intellectual disabilities coordination abilities development who are acting in para-cheer
Mariya O. Odintsova1, Viktoriya N. Karpenko2*
1Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-7416-8522, [email protected]
2Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0003-1429-7696, [email protected]*
Abstract: Observing the coordination of adolescent athletes with intellectual disabilities engaged in para-cheer is a current topic in the field of specialized sports. The purpose of the study is to identify the effectiveness of para-cheer training in adolescent athletes with intellectual disabilities and determine the level of their coordination skills. Practical significance. The results of this study can be very useful in developing additional education programs in the field of sports training, taking into account the individual needs of each participant. They can also be used in a variety of adaptive sports, including para cheer. Research material. The research was conducted on the basis of the state government educational institution of the Astrakhan region "Boarding School No. 1 for students with disabilities." Research methods. Analysis of scientific and methodological literature, pedagogical testing, experiment, methods of mathematical statistics, analysis and generalization of the data obtained. As a result of the study, the testing made it possible to determine more significant changes in adolescents of the experimental group, where the method using the sport "Para Cheer" was included in the educational and training process. Adolescents in the experimental group were significant (P<0.05). Conclusion. This study confirmed that technical training in para cheer has a positive effect on the coordination abilities of adolescents with intellectual disabilities. Particular attention was paid to taking into account the characteristics of the subjects' physical development and a significant improvement in their coordination abilities was found.
Keywords: coordination abilities, pair of cheers, intellectual disabilities, physical qualities, adaptive sports.
For citation: Mariya O. Odintsova, Viktoriya N. Karpenko*. Observation of 13-15 years old girls' with intellectual disabilities coordination abilities development who are acting in para -cheer. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .
Введение
Пара чир — это вид спортивной активности, который объединяет элементы танца и гимнастики с использованием парами. Данный вид спорта предоставляет возможность подросткам с интеллектуальными нарушениями проявить свои физические и эмоциональные способности. Спорт играет важную роль в жизни подростков с интеллектуальными нарушениями, помогая им развивать физическую активность и социальные навыки. Однако, для эффективной организации занятий пара чиром (спортом для лиц с инвалидностью) необходимо обеспечить мониторинг координации спортсменов [1,2].
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается замедление развития локомоторных функций и непродуктивность движений [3,4]. Формирование двигательных навыков у учащихся с умственной отсталостью является важным механизмом коррекции основного дефекта и основой для их будущей социализации
[5,6]. Исследования показали, что занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом эффективно корректируют и компенсируют существующие нарушения у подростков с психомоторным недоразвитием и интеллектуальными нарушениями.
Ученые обнаружили, что физические упражнения, включая занятия пара- чиром, могут быть очень полезными для людей с умственной отсталостью [7,8]. Они не только способствуют физическому развитию, но и имеют положительное влияние на психоэмоциональное состояние. Эти занятия предлагают эффективные методы физической и психологической нагрузки, которые помогают улучшить качество жизни и развить потенциал у людей с умственной отсталостью [9,10].
Материалы и методы
Исследования проводились на базе государственного казенного образовательного учреждения Астраханской области «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Россия. Основными направлениями деятельности учреждения являются не только образовательная и коррекционно-развивающая, но и оздоровительная, повышающая уровень физического, функционального и психомоторного развития подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара - чиром.
Для достижения цели и проверки гипотез была использована методика оценки координации движений подростков с интеллектуальными нарушениями. Исследование проводилось на выборке из 31 спортсменов подросткового возраста, занимающихся пара-чиром. В качестве контрольной группы было выбрано 30 спортсменов с интеллектуальными нарушениями, не занимающихся пара-чиром.
Для определения уровня координационных способностей спортсменов использовалось наблюдение за выполнением конкретных упражнений или тестов. Провели тесты: прыжки на разметку, челночный бег 3*10 м., метание теннисного мяча в цель с дистанции 6 метров, теппинг-тест.
Важно отметить, что все тесты были применены с учетом особенностей интеллектуальных нарушений спортсменов. Выбирались адаптированные задания и использовали подходы, которые доступны данным детям.
В целом, применение различных методов исследования позволяет более полно изучить координацию спортсменов- подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара- чиром. Это помогает тренерам и специалистам в области
реабилитации разрабатывать индивидуальные программы тренировок и эффективнее работать над улучшением координационных навыков у данных спортсменов.
Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики с применением пакета программ Statistica 21 (USA). Достоверность различий оценивали по критерию t Стьюдента. Различия считались достоверными при p<0,05
Результаты и обсуждение
Исследование проводилось с целью выявления эффективности тренировок по пара-чиру у спортсменов подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями и определения уровня их координационных навыков.
В ходе исследования были заданы следующие гипотезы: 1) тренировки по пара-чиру положительно влияют на развитие координационных способностей у спортсменов с интеллектуальными нарушениями; 2) уровень координационных навыков спортсменов с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара-чиром, будет выше, чем у тех, кто не занимается этим видом спорта.
В таблице 1 представлены результаты контрольных тестов.
Таблица 1
Сравнительный результат контрольных тестов
№ п. п. Тест До эксперимента После эксперимента t P
ЭК (n=31) КГ (n=30) ЭГ (n=31) КГ (n=30)
1. Прыжки на разметку, см 10,44±1,09 10,37±1,20 10,30±1,38 9,20±2,05 1,27 <0,05
2. Челночный бег 3*10 м. 10,44±0,98 10,40±0,80 10,01±0,90 9,80±1,2 0,24 <0,05
3. Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м. (количество попаданий из 10 бросков) 3,2±0,8 3,4±0,9 5,2±1,2 7,3±2,1 0,30 <0,05
4. Теппинг-тест, точек 23,21±2,34 24,28±2,22 31,03±3,49 35,29±8,12 1,34 <0,05
Анализ результатов исследования показал, что тренировки по пара - чиру действительно оказывают положительное влияние на развитие координационных способностей у подростков с интеллектуальными нарушениями. Уровень координационных навыков спортсменов, занимающихся пара-чиром, оказался значительно выше по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, исследование подтверждает эффективность тренировок по пара-чиру для развития координационных навыков у спортсменов-подростков с интеллектуальными нарушениями. Это открывает новые перспективы для использования данного вида активности в реабилитационной программе для таких детей и подростков.
Однако необходимо отметить ограничения исследования, такие как ограниченность выборки и возможные влияния других факторов на результаты. Для более точного определения эффективности тренировок по пара- чиру у подростков с интеллектуальными нарушениями рекомендуется проводить дальнейшие исследования с более крупными выборками и контрольными группами.
Заключение
В данной статье был рассмотрен вопрос о наблюдении развития координации спортсменов- подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара-чиром. Исследования показали, что занятия пара-чиром способствуют развитию физических и психологических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.
Однако, для эффективного проведения занятий и достижения поставленных целей необходимо осуществлять мониторинг координации спортсменов. Мониторинг позволяет отслеживать прогресс каждого ребенка, выявлять возможные трудности и корректировать тренировочный процесс.
Для проведения мониторинга можно использовали различные методы и инструменты. Использовали системы видеонаблюдения для записи тренировок и последующего анализа движений спортсменов. Также применяли различные тесты и оценочные шкалы для измерения координационных навыков спортсменов.
Важно отметить, что мониторинг должен быть систематическим и регулярным. Только при постоянном контроле можно достичь видимых результатов и эффективно корректировать тренировочный процесс.
Также следует обратить внимание на вовлеченность родителей и тренеров в мониторинг процесса занятий. Постоянное общение, обмен информацией и совместное принятие решений помогут достичь более успешных результатов. Наблюдение развития координации спортсменов-подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара-чиром, является неотъемлемой частью тренировочного процесса. Он позволяет отслеживать прогресс, выявлять трудности и
корректировать тренировки для достижения оптимальных результатов. Регулярный мониторинг и взаимодействие всех участников - ключевые факторы успеха.
Список литературы
1. Буторин Г.Г. Нарушение школьной адаптации у учащихся начальных классов с депривационным вариантом психического дизонтогенеза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург. 1998: 16.
2. Гурович И.Я. Динамика неврозоподобных расстройств резидуально-органического генеза. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011; 3: 400-404.
3. Жохова Ю.П., Поляков С.Д. Новые технологии в реабилитации детей, страдающих нервными заболеваниями. Актуальные вопросы медицинской реабилитации в современных условиях: материалы науч.-практ. конф. М.: Федеральный центр лечебной физкультуры и спортивной медицины. 2009: 122-126.
4. Stewart C. A., Singh N.N. Enhancing the recognition and production of facial expressions of emotion by children with mental retardation. Research in Developmental Disabilities. 1995; 16(5): 365-382.
5. Одинцова М.О.*, Одинцов А.С., Керимова А. А. Физическая подготовка детей, занимающихся в секции "Прыжки на батуте". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 204-208.
6. Карпенко В.Н. Влияние занятий пара- чиром на содержание эритроцитов и уровень гемоглобина в крови у подростков с интеллектуальными нарушениями. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 258-262.
7. Лусс Т.В., Меньков А.Б. Дополнительные упражнения к «Алфавиту телодвижений» А.А. Дмитриева и С.И. Веневцева. Воспитание детей с нарушениями развития. 2019; 1: 31-32.
8. Оленова А.А., Пономарева М.С. Организация занятий по физической культуре с учащимися с нарушением интеллекта. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 263-267.
9.Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V. Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball. Biomedical and Pharmacology Journal. 2021; 14(1): 99-103.
10. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Bakulina E.D., Dorontsev A.V., Gusev A.V., Fedorova T.Yu., Okolelova V.A. The physiological response of the body to low temperatures. JBiochem Technol. 2021; 12(1): 27-31.
References
1. Butorin G.G. Violation of school adaptation in primary school students with a deprivation variant of mental dysontogenesis. Candidate's thesis. Yekaterinburg, 1998: 16.
2. Gurovich I.Ya. Dynamics of neurosis-like disorders of residual organic genesis. Zhurnal nevrologii Ipsihiatrii imeni S.S. Korsakova. 2011; 3: 400-404 [In Russ.].
3. Zhokhova Yu.P., Polyakov S.D. New technologies in the rehabilitation of children suffering from nervous diseases. Aktual'nye voprosy medicinskoj reabilitacii v sovremennyh usloviyah: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii [Current issues of medical rehabilitation in modern conditions: materials of scientific and practical conference]. M.: Federal Center for Physical Therapy and Sports Medicine. 2009: 122-126 [In Russ.].
4. Stewart C. A., Singh N.N. Enhancing the recognition and production of facial expressions of emotion by children with mental retardation. Research in Developmental Disabilities. 1995; 16(5): 365-382.
5. Mariya O. Odintsova, Aleksandr S. Odintsov, Asiyat A. Kerimova. Physical training of children working in the "Trampoline jumping" section. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 204-208 [In Russ., In Engl.].
6. Viktoriya N. Karpenko. The effect of para- cheer classes on the content of red blood cells and hemoglobin levels in the blood of adolescents with intellectual disabilities. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 258-262 [In Russ., In Engl.].
7. Luss T.V., Menkov A.B. Additional exercises to the "Alphabet of body movements" by A.A. Dmitriev and S.I. Venevtsev. Vospitanie detej s narusheniyami razvitiya. 2019; 1: 3132 [In Russ.].
8. Aleksandra A. Olenova, Mariya S. Ponomareva. Organization of physical education classes with intellectual disabilities schoolchildren. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal ofPhysical Education and Sport. 2023; 18(4): 263-267 [In Russ., In Engl.].
9.Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V. Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball. Biomedical and Pharmacology Journal. 2021; 14(1): 99-103.
10. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Bakulina E.D., Dorontsev A.V., Gusev A.V., Fedorova T.Yu., Okolelova V.A. The physiological response of the body to low temperatures. JBiochem Technol. 2021; 12(1): 27-31.
Статья поступила в редакцию: 18.01.2024
Одинцова Мария Олеговна - старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: knopka55555@mail. ru
Карпенко Виктория Николаевна - старший преподаватель, Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, 414035, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 35, e-mail: viktoria.tkachevaamail.ru