Научная статья на тему 'Влияние применения тренинга на петлях TRX у детей с нарушением интеллекта на развитие сенсомоторных реакций'

Влияние применения тренинга на петлях TRX у детей с нарушением интеллекта на развитие сенсомоторных реакций Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственная отсталость / сенсомоторные реакции / trx-тренинг / проприоцепция / координация / нейродинамика. / mental retardation / sensorimotor reactions / trx training / proprioception / coordination / neurodynamics.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна, Бердугин Кирилл Александрович

В статье рассматривается взаимосвязь когнитивных и моторных навыков детей с нарушением интеллекта и возможность их коррекции с помощью разработанного двигательного тренинга на петлях TRX. Научная новизна: Теоретически доказано, спортивный инвентарь петли TRX является многофункциональным тренажером, с помощью которого можно воздействовать на многие сегменты опорно-двигательного аппарата и обеспечивать нейромоторную взаимосвязь структур мозга, что особенно важно для ребенка с нарушением интеллекта. Учитывая рассогласованность механизмов управления движениями на уровне нейродинамики, двигательное действие воспринимается и воспроизводится ребенком с умственной отсталостью иначе, чем у здорового. Оценка уровня сенсомоторных реакций является одним из показателей развития двигательной сферы человека и коррелирует с развитием когнитивных процессов. Практическая значимость: данная работа полезна учителям, инструкторам по физической культуре коррекционных школ по всей территории России. Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 80 детей в возрасте 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости, которые были разделены на 2 группы. Занятия проводились курсами на протяжении 2х месяцев 2 раза в неделю. Периодичность курса составляла два раза в год. Для оценки эффективности методики использовалось 2 теста: простая зрительно-моторная реакция и тест реакция выбора. Результаты. Исследование сенсомоторных показателей у детей с легкой степенью умственной отсталости выявили инертность нервных процессов в тесте простой зрительно-моторной реакции и промежуточный тип в тесте реакции выбора. Через 2 курса работы (1 год) по показателям наблюдается положительная динамика к снижению времени реакции у занимающихся экспериментальной группы, однако не было выявлено статистически значимых различий результатов групп. Заключение. У детей с легкой степенью умственной отсталости выявили инертность нервных процессов в тесте простой зрительно-моторной реакции и промежуточный тип в тесте реакции выбора. Необходимо продолжение работы и оценка данных еще через 2-4 курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна, Бердугин Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of TRX loop training in children with intellectual disabilities on the development of sensorimotor reactions

The article examines the relationship between cognitive and motor skills of children with intellectual disabilities and the possibility of correcting them using the developed motor training on TRX loops. Scientific novelty: It has been theoretically proven that the TRX loop sports equipment is a multifunctional simulator with which it is possible to influence many segments of the musculoskeletal system and provide neuromotor interconnection of brain structures, which is especially important for a child with an intellectual disability. Given the inconsistency of movement control mechanisms at the level of neurodynamics, motor action is perceived and reproduced by a child with mental retardation differently than in a healthy one. Assessment of the level of sensorimotor reactions is one of the indicators of the development of the human motor sphere and correlates with the development of cognitive processes. Practical significance: this work is useful for teachers, physical education instructors of correctional schools throughout Russia. Research materials and methods. The study involved 80 children aged 13-14 years with mild mental retardation, who were divided into 2 groups. Classes were held in courses for 2 months, 2 times a week. The frequency of the course was twice a year. To evaluate the effectiveness of the technique, 2 tests were used: a simple visual-motor reaction and a choice reaction test. Results. A study of sensorimotor parameters in children with mild mental retardation revealed the inertia of nervous processes in the test of simple visual-motor reaction and an intermediate type in the test of choice reaction. After 2 courses of work (1 year), according to the indicators, there is a positive trend towards a decrease in reaction time in the participants of the experimental group, however, no statistically significant differences in the results of the groups were revealed. Conclusion. In children with a mild degree of mental retardation, the inertia of nervous processes was revealed in the test of a simple visual-motor reaction and an intermediate type in the test of a choice reaction. It is necessary to continue the work and evaluate the data after another 2-4 courses.

Текст научной работы на тему «Влияние применения тренинга на петлях TRX у детей с нарушением интеллекта на развитие сенсомоторных реакций»

УДК 612.8

Влияние применения тренинга на петлях TRX у детей с нарушением интеллекта на развитие сенсомоторных реакций Федулова Д.В. *, Бердюгин К.А.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0000-0001-7289-3328, di.vfedulova@urfu.ru* ORCID: 0000-0003-2234-3111, kiralberl973@rambler.ru

Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь когнитивных и моторных навыков детей с нарушением интеллекта и возможность их коррекции с помощью разработанного двигательного тренинга на петлях TRX. Научная новизна: Теоретически доказано, спортивный инвентарь петли TRX является многофункциональным тренажером, с помощью которого можно воздействовать на многие сегменты опорно-двигательного аппарата и обеспечивать нейромоторную взаимосвязь структур мозга, что особенно важно для ребенка с нарушением интеллекта. Учитывая рассогласованность механизмов управления движениями на уровне нейродинамики, двигательное действие воспринимается и воспроизводится ребенком с умственной отсталостью иначе, чем у здорового. Оценка уровня сенсомоторных реакций является одним из показателей развития двигательной сферы человека и коррелирует с развитием когнитивных процессов. Практическая значимость: данная работа полезна учителям, инструкторам по физической культуре коррекционных школ по всей территории России. Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 80 детей в возрасте 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости, которые были разделены на 2 группы. Занятия проводились курсами на протяжении 2х месяцев 2 раза в неделю. Периодичность курса составляла два раза в год. Для оценки эффективности методики использовалось 2 теста: простая зрительно-моторная реакция и тест реакция выбора. Результаты. Исследование сенсомоторных показателей у детей с легкой степенью умственной отсталости выявили инертность нервных процессов в тесте простой зрительно-моторной реакции и промежуточный тип в тесте реакции выбора. Через 2 курса работы (1 год) по показателям наблюдается положительная динамика к снижению времени реакции у занимающихся экспериментальной группы, однако не было выявлено статистически значимых различий результатов групп. Заключение. У детей с легкой степенью умственной отсталости выявили инертность нервных процессов в тесте простой зрительно-моторной реакции и промежуточный тип в тесте реакции выбора. Необходимо продолжение работы и оценка данных еще через 2-4 курса.

Ключевые слова: умственная отсталость, сенсомоторные реакции, trx-тренинг, проприоцепция, координация, нейродинамика.

Для цитирования: Федулова Д.В.*, Бердюгин К.А. Влияние применения тренинга на петлях TRX у детей с нарушением интеллекта на развитие сенсомоторных реакций. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

The effect of TRX loop training in children with intellectual disabilities on the

development of sensorimotor reactions

Dariya V. Fedulova*, KirillA. Berdyugin

First President of Russia B.N. Yeltsin Federal University

Yekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0001-7289-3328, d.v.fedulovaC@urfu.ru* ORCID: 0000-0003-2234-3111, kiralber1973@rambler.ru

Abstract: The article examines the relationship between cognitive and motor skills of children with intellectual disabilities and the possibility of correcting them using the developed motor training on TRX loops. Scientific novelty . It has been theoretically proven that the TRX loop sports equipment is a multifunctional simulator with which it is possible to influence many segments of the musculoskeletal system and provide neuromotor interconnection of brain structures, which is especially important for a child with an intellectual disability. Given the inconsistency of movement control mechanisms at the level of neurodynamics, motor action is perceived and reproduced by a child with mental retardation differently than in a healthy one. Assessment of the level of sensorimotor reactions is one of the indicators of the development of the human motor sphere and correlates with the development of cognitive processes. Practical significance. this work is useful for teachers, physical education instructors of correctional schools throughout Russia. Research materials and methods. The study involved 80 children aged 13-14 years with mild mental retardation, who were divided into 2 groups. Classes were held in courses for 2 months, 2 times a week. The frequency of the course was twice a year. To evaluate the effectiveness of the technique, 2 tests were used. a simple visual-motor reaction and a choice reaction test. Results. A study of sensorimotor parameters in children with mild mental retardation revealed the inertia of nervous processes in the test of simple visual-motor reaction and an intermediate type in the test of choice reaction. After 2 courses of work (1 year), according to the indicators, there is a positive trend towards a decrease in reaction time in the participants of the experimental group, however, no statistically significant differences in the results of the groups were revealed. Conclusion. In children with a mild degree of mental retardation, the inertia of nervous processes was revealed in the test of a simple visual-motor reaction and an intermediate type in the test of a choice reaction. It is necessary to continue the work and evaluate the data after another 2-4 courses.

Keywords: mental retardation, sensorimotor reactions, trx training, proprioception, coordination, neurodynamics.

For citation: Dariya V. Fedulova*, Kirill A. Berdyugin. The effect of TRX loop training in children with intellectual disabilities on the development of sensorimotor reactions. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1). .

Введение

Умственная отсталость характеризуется недоразвитием познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы. Наблюдается нарушение психических функций, анализа и синтеза поступающей информации, различного рода неврологические заболевания [1, 2].

В организации движения имеются сложности, связанные с недоразвитием прецентральной извилины в моторной коре, что приводит к рассогласованности движений, постурологическим нарушениям, нарушению координации, перцептивным сбоям в механизме управления движением [3-5].

Присутствует нарушение нейродинамики, которое свойственно всем группам олигофренов, проявляется в слабости активного торможения, недостаточной силы раздражительного процесса, широкой иррадиации нервных процессов и патологической инертностью нервных процессов [6, 7].

Через призму данных исследований, изучение сенсомоторных реакций может быть показательным, как для оценки интеллектуального развития, так и развития моторной коры, в первую очередь, базальных ганглиев и мозжечка, которые функционируют совместно, имеют связи со всеми сенсорными рецепторами, управляют сократительной альфа-системой и воздействуют на рецепторы, контролирующие гамма-разряды, благодаря чему достигается согласованность движений [8].

Сенсомоторные реакции - это ответные действия человека на различные ощущения, воспринимаемые органами чувств.

Ответное действие в своем содержательном аспекте всегда имеет моторный компонент, т.е. двигательную реакцию на информацию, которая поступает через сенсорные пути. Общее время двигательной реакции складывается из нескольких компонентов. поступления сенсорной информации; времени центральных процессов, связанных с опознанием стимула и выбором ответа; организации моторной части ответа. Время реакции является важным показателем дискриминативной способности мозга и, в свою очередь, доказательно коррелирует с развитием когнитивных процессов человека [9, 10].

Учитывая рассогласованность механизмов управления движениями на уровне нейродинамики, разработка тренинга, который в своем содержательном аспекте мог бы активизировать рецепторные процессы, улучшить восприятие проприоцептивных свойств поступающего движения, сформировать осознанность двигательного акта является актуальной задачей процесса физических занятий с детьми с нарушением интеллекта.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 80 детей в возрасте 13-14 лет с легкой степенью умственной отсталости. Участники исследования были разделены на 2 группы в равном количестве по 40 человек. с первой группой проводились занятия на петлях TRX курсами на протяжении 2х месяцев 2 раза в неделю. Периодичность курса составляла два раза в год. Вторая группа была контрольная, не участвовала в двигательных занятиях.

Было выбрано два теста для оценки влияния тренинга на петлях TRX на развитие сенсомоторных реакций у детей с нарушением интеллекта.

1. Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) - это элементарный вид произвольной реакции человека на зрительный стимул

Простая зрительно-моторная реакция состоит из двух последовательных компонентов. сенсорного (латентного) периода и моторного периода. Латентный период -это период восприятия и идентификации стимульного сигнала; Моторный период - это период выполнения движения

Скорость простой зрительно-моторной реакции зависит от времени, затраченного на прохождение каждого из ее этапов. Длительность моторного периода зависит от быстроты проведения возбуждения по нервам, возбуждения мышц и преодоления сил инерции покоя тела и конечности. Общая скорость ПЗМР обусловлена анатомическими особенностями анализатора, свойствами нервных процессов, психофизиологическим состоянием организма и двигательно-координационным потенциалом обследуемого. Простая зрительно-моторная реакция лежит в основе других целенаправленных приспособительных реакций человека, поэтому на основании показателя скорости ПЗМР можно сделать вывод о временных параметрах более сложных составляющих поведения человека. Кроме того, скорость простой зрительно-моторной реакции позволяет оценить интегральные характеристики центральной нервной системы человека, т.к. при ее реализации задействованы как основные анализаторные системы человека (зрительная и кинестетическая), так и определенные отделы головного мозга и нисходящие нервные пути. [11]

Методика проведения: обследуемому последовательно предъявляются световые сигналы красного цвета. При появлении сигнала обследуемый должен как можно быстрее нажать на соответствующую кнопку, стараясь при этом не допускать ошибок (ошибками считаются преждевременное нажатие кнопки и пропуск сигнала). Тест выполняется сначала правой рукой, потом левой. Интервал между сигналами составляет от 0.5 до 2.5 с. Первые 5-7 сигналов являются "пробными", предназначены для адаптации обследуемого и не регистрируются. Количество предъявлений - 30.

2. Реакция выбора - это разновидность сложной сенсомоторной реакции, заключающаяся в осуществлении нескольких различных реакций на надлежащие стимулы. При этом каждому определенному стимулу соответствует конкретный тип реакции. Тест "Реакция выбора" 8 предназначена для оценки подвижности нервных процессов.

Методика проведения: обследуемому последовательно предъявляются световые сигналы двух различных цветов. Интервал между сигналами варьирует от 0.5 до 2.5 секунд, последовательность сигналов различного цвета случайна. В ответ на предъявление сигнала основного цвета (красного) обследуемый должен как можно быстрее нажать левую кнопку на зрительно-моторном анализаторе, в ответ на предъявление сигнала второстепенного цвета (зеленого) - правую кнопку. Количество предъявлений - 30.

При организации исследования было получено письменное согласие родителей на его проведение. Тестирования проводились раз в полгода сразу после курса 2-х месячной работы TRX тренинга.

Экспериментальной группе в рамках двигательного занятия предлагалось выполнение упражнений на петлях TRX. Петли TRX - это многофункциональный тренажер по работе с собственным весом.

Данный тренажер, помимо того, что не занимает много пространства, легок в эксплуатации и финансово доступен, обладает рядом функциональных преимуществ: выполняя упражнения на нем, можно развивать силу и выносливость мышц, координационные способности, работать с двигательным контролем и развитием проприоцепции. Вариативность программы может быть разнообразная, балансировочная составляющая и отсутствие заданного движения по оси выполнения позволяют создавать упражнения различного характера. Для детей данный тренажер интересен, необычен и способствует лучшему восприятию задания.

Данные преимущества являются существенными. Лурье Н.Б., специалист по коррекционно-воспитательной работе, писал, что опора на интерес побуждает развитие [12]. Подход, который подразумевает использование множественных вариантов, стимулирует «спящие» области мозга и заставляет их работать. В итоге они остаются активными и доступными для умственной и физической деятельности.

Акцент на развитие проприоцепции, чувство движения, способно сделать его более осознаваемым. Так, TRX тренинг может реализовывать в себе концепцию перцептивных действий выдающего отечественного психолога А.В. Запорожца (в соавторстве с А.Н. Леонтьевым).

В основе данной концепции Запорожцем А.В. была разработана система сенсорного воспитания дошкольников и школьников, главным компонентом которой являлось восприятие движение и построение осознанного образа двигательного действия, т.е. его «ощущаемость» [13].

Автор считал данный аспект необходимым условием повышения уровня умственного развития подрастающего поколения. Играя столь важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет, вместе с тем, весьма существенное значение для совершенствования практической деятельности. Как указывал еще И.М. Сеченов (1947), «всякое целесообразное действие регулируется чувствованиями» и для его управления требуются сложные механизмы «обратной афферентации» (П.К. Анохин, 1955), «сенсорной коррекции» (Н.А. Бернштейн, 1947) и т.д.

За занятие детям предлагался комплекс из 8-9 упражнений (примеры упражнений приведены на рис.1-3), каждое из которых выполнялось 2 подхода по 15 раз. По ориентационной направленности упражнения формировались 70% для мышц туловища, 30% для мышц нижних конечностей и коры. Такое распределение связано с тем, что

мышцам спины необходимо большее внимание для проработки области ввиду приоритетной роли данной зоны в функциональном здоровье и работы с мышцами, стабилизирующими позвоночник.

Важным моментом является комбинация способов выполнения упражнений по режимам мышечной работы: на этапе начального обучения лучше применять только метод непредельных усилий, после некоторого освоения - сочетать со статодинамическим методом и методом статических усилий. Полные методические особенности реализации тренинга вместе с вариантами упражнений и их комбинациями в комплексы представлены в пособии «Программа и методика работы с двигательными нарушениями на уроках физической культуры в коррекционной школе у детей с умственной отсталостью» (Федулова Д.В., 2022).

Результаты и обсуждение

Полученные результаты исследования представлены в табл. 1-2. Они сравнивались с показателями нормы по данной возрастной группе при бинокулярном обследовании, представленными на рис. 4-5.

Таблица 1

Результаты теста «Простая зрительно-моторная реакция»

Группа Среднее значение времени реакции Коэффицие нт точности Уровень функционал ьных возможност ей Среднее значение времени реакции Коэффицие нт точности Уровень функциональ ных возможносте й

До эксперимента

ЛИН 385,24±54,01 0,77±0,04 3,07±0,15 306,40±30,01 0,80±0,04 3,07±0,16

После 1 этапа (через полгода)

КГ. 374,26±38,09 0,70±0,04 3,06±0,21 387,32±45,19 0,69±0,05 2,73±0,22

ЭГ 352,74±30,00 0,69±0,04 2,67±0,32 328,64±21,65 0,67±0,06 2,78±0,17

После 2 этапа (через год)

КГ. 387,23±34,52 0,71±0,04 2,87±0,22 354,57±33,53 0,71±0,05 2,47±0,19

ЭГ 338,93±34,10 0,69±0,11 3,14±0,19 294,96±15,95 0,76±0,03 2,34±0,26

Примечание: ЛИН - лица с интеллектуальными нарушениями; КГ - контрольная группа, ЭГ. - экспериментальная группа.

Таблица 2

Результаты теста «Реакция выбора»

Группа Среднее значение времени реакции Число ошибок Коэффициент точности

До экспе римента

ЛИН 474,22±36,23 30,5±3 0,57±0,03

После 1 этапа

КГ 480,05±35,00 38,19±6,13 0,53±0,04

ЭГ 465,95±32,16 26,00±3,66 0,63±0,04

После 2 этапа

КГ 467,15±34,62 31,81±4,33 0,57±0,04

ЭГ. 408,06±20,06 20,88±3,88* 0,69±0,04*

Примечание: достоверность различий *р<0,05 от группы ЛИН до эксперимента. ЛИН -

лица с интеллектуальными нарушениями; КГ - контрольная группа, экспериментальная группа.

Сравнение показателей с верхней границей

нормы теста "ПЗМР"

ЭГ -

600 400 200 0

385,24

374,2652,74

387.

23З8.

273 273 273

и—|И-щ

До эксперимента после 1 этапа после 2 этапа

■ Верхняя граница нормы ■ Кон.группа ■ Экс.группа

Рис. 4. Показатели нормы теста «Простая зрительно-моторная реакция» при

бинокулярном обследовании

Сравнение показателей с верхней границей нормы теста "Реакция выбора"

493 474 493480,05465,95 493467,15по ^

I I 1Г

До эксперимента после 1 этапа после 2 этапа

■ Верхняя граница нормы ■ Кон.гр. ■ Экс.гр.

Рис. 5. Показатели нормы теста «Реакция выбора» при бинокулярном обследовании

Анализ сопоставления данных с показателями нормы (норма: 205-273) выявил низкую скорость сенсомоторной реакции у детей с умственной отсталостью, инертность нервных процессов в тесте простой зрительно-моторной реакции. В тесте реакция выбора (норма: 363-493) - среднюю скорость сенсомоторной реакции, промежуточный тип.

При сравнении данных по группам через год не было выявлено статистически достоверных результатов, однако при сопоставлении результатов экспериментальной группы до эксперимента и через 2 курса работы были выявлены достоверные отличия в тесте «Реакция выбора» по уменьшению числа ошибок во время выполнения теста, т.е. улучшению концентрации внимания и соответственно, улучшению коэффициента точности. Результаты времени реакции также показательно снижаются, однако пока р=0,132, учитывая, что сила нервных процессов у данной категории детей нарушена, ослаблен сам процесс образования новых связей, требуется значительно больше времени на адаптацию движений, восприятие, запоминание, ощущение, на получение устойчивого функционального результата.

Тем не менее, видна положительная динамика к снижению времени сенсомоторной реакции, дальнейшее продолжение работы может привести к достоверному результату. Более того, именно тест «Реакция выбора» относится к тесту, который коррелирует с уровнем развития интеллекта, т.к. необходим анализ и выбор из двух вариантов, двух альтернатив. Таким образом, улучшение показателей по данному тесту может также свидетельствовать об изменениях в интеллектуальном плане, что значимо. Необходимо продолжение работы и представления результатов через год.

Заключение

Исследование сенсомоторных показателей у детей с легкой степенью умственной отсталости выявили инертность нервных процессов в тесте простой зрительно-моторной реакции и промежуточный тип в тесте реакции выбора. Через 2 курса работы (1 год)

600 400 200 0

наблюдалась положительная динамика к снижению времени реакции у занимающихся экспериментальной группы, однако не было выявлено статистически значимых различий результатов групп. Вероятно, было недостаточно времени для получение достоверного результата, необходимо продолжение работы и оценка данных еще через 2-4 курса.

Список литературы

1. Оленова А.А., Пономарева М.С. Организация занятий по физической культуре с учащимися с нарушением интеллекта. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 263-267.

2. Оленова А.А., Яковлева М.А., Пономарева М.С. Развитие быстроты у учащихся с нарушением интеллекта средствами эстафетного бега. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 268-272.

3. Ma Y., Zhang K., Li S. Biomechanical analysis of gait patterns in children with intellectual disabilities. Journal of Intellectual Disability Research. 2021; 65: 912-921.

4. Leyssens L., Van Hecke R., Moons K. Postural balance problems in people with intellectual disabilities: Do not forget the sensory input systems. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. - 2022. - №35 (1). - P. 280-294

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Фомина А.Н. Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта. Наука и образование сегодня. 2018; 8(31): 39-44.

6. Stewart C. A., Singh N.N. Enhancing the recognition and production of facial expressions of emotion by children with mental retardation. Research in Developmental Disabilities. 1995; 16(5): 365-382.

7. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V. Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball. Biomedical and Pharmacology Journal. 2021; 14(1): 99-103.

8. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Bakulina E.D., Dorontsev A.V., Gusev A.V., Fedorova T.Yu., Okolelova V.A. The physiological response of the body to low temperatures. J Biochem Technol. 2021; 12(1): 27-31.

9. Канжин А. В. Сенсомоторные реакции в изучении психофизиологических процессов и состояний. Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015; 4(13): 85-89.

10. Герасимова О.Ю. Время простых и сложных сенсомоторных реакций как один из показателей уровня интеллекта у старших дошкольников. Евразийский союз ученых. 2015; 10-1(19): 135-138.

11. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс. 2002.

12. Карпенко В.Н., Янкевич И.Е., Ярошинская А.П., Одинцова М.О. Функциональная подготовленность подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(3): 138-145. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-138-145.

13. Лусс Т.В., Меньков А.Б. Дополнительные упражнения к «Алфавиту телодвижений» А. А. Дмитриева и С. И. Веневцева. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019; 1: 31-32.

References

1. Aleksandra A. Olenova, Mariya S. Ponomareva. Organization of physical education classes with intellectual disabilities schoolchildren. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul 'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 263-267 [In Russ., In Engl.].

2. Aleksandra A. Olenova, Marfa A. Yakovleva, Mariya S. Ponomareva. Development of speed in students with intellectual disabilities by means of relay race. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul 'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 268-272 [In Russ., In Engl.].

3. Ma Y., Zhang K., Li S. Biomechanical analysis of gait patterns in children with intellectual disabilities. Journal of Intellectual Disability Research. 2021; 65: 912-921.

4. Leyssens L., Van Hecke R., Moons K. Postural balance problems in people with intellectual disabilities: Do not forget the sensory input systems. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2022; 35(1): 280-294.

5. Fomina A.N. Development of proprioceptive skills using methods of adaptive physical education for children with intellectual disabilities. Nauka I obrazovanie segodnya. 2018; 8(31): 39-44 [In Russ.].

6. Stewart C. A., Singh N.N. Enhancing the recognition and production of facial expressions of emotion by children with mental retardation. Research in Developmental Disabilities. 1995; 16(5): 365-382.

7. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Dorontsev A.V. Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball. Biomedical and Pharmacology Journal. 2021; 14(1): 99-103.

8. Karpov V.Yu., Zavalishina S.Yu., Bakulina E.D., Dorontsev A.V., Gusev A.V., Fedorova T.Yu., Okolelova V.A. The physiological response of the body to low temperatures. J Biochem Technol. 2021; 12(1): 27-31.

9. Kanzhin A.V. Sensorimotor reactions in the study of psychophysiological processes and conditions. Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety. 2015; 4(13): 85-89 [In Russ.].

10. Gerasimova O.Y. The time of simple and complex sensorimotor reactions as one of the indicators of the level of intelligence in older preschoolers. Evrazijskij soyuz uchenyh. 2015; 10-1(19): 135-138 [In Russ.].

11. Shipitsyna L.M. The "uneducated" child in the family and society. Socializaciya detej s narusheniyami intellekta. St. Petersburg: Didactics Plus. 2002 [In Russ.].

12. Viktoriya N. Karpenko, Irina E. Yankevich, Alevtina P. Yaroshinskaya, Mariya O. Odintsova. Functional readiness of teen-agers with cognitive impairment involved into paracheer. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(3): 138-145. DOI: 10.14526/20704798-2022-17-3-138-145 [In Russ., In Engl.].

13. Luss T.V., Menkov A.B. Additional exercises to the "Alphabet of body movements" by A. A. Dmitriev and S. I. Venevtsev. Vospitanie I obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2019; 1: 31-32 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 12.01.2024

Федулова Дарья Владимировна — кандидат биологических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, дом 14, e-mail: d.v.fedulova@urfu.ru Бердугин Кирилл Александрович - доктор медицинских наук, профессор, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, дом 14, e-mail: kiralber1973@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.