Научная статья на тему 'Методика совершенствования координационной тренировки у спортсменов, тренирующихся на батуте'

Методика совершенствования координационной тренировки у спортсменов, тренирующихся на батуте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
283
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прыжки на батуте / координационные способности / спортивное совершенствование / комплекс упражнений / to trampoline / coordinating abilities / sports improvement / complex of exercises

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Доронцева Ксения Александровна

Анализ педагогического эксперимента применения специально разработанных упражнений для повышения уровня развития координационных способностей квалифицированных спортсменов-батутистов на основании апробированной методики может существенным образом повысить качество выполнения сложнокоординационных упражнений (темповые выпрыжки; прыжок в сед; прыжок на живот; прыжок на колени; прыжок в упор на колени; прыжок назад на спину в группировке; прыжок вперед согнувшись на спину) во время годового цикла подготовки. Актуальность. Достижение высоких результатов в любом виде спорта зависит от многих составляющих, выявление и ранжирование которых позволяет уточнять пути оптимизации тренировочного процесса. Определение состава, взаимосвязи и значимости компонентов соревновательной деятельности дает возможность выделить основные факторы, обусловливающие спортивный результат, уровень подготовленности спортсменов и уровень развития координационных способностей, что является важной составляющей подготовки спортсменов-батутистов. Цель исследования. Повышение уровня развития координационных способностей квалифицированных батутистов. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных данных. Результаты. Проведенное тестирование позволило определить более существенные изменения у испытуемых экспериментальной группы, в учебно-тренировочный процесс которой был включен разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Спортсмены экспериментальной группы достоверно (P<0,05) улучшили результат. Заключение. Полученные результаты исследования позволяют соответствующим образом корректировать процесс организации тренировки спортсменов, занимающихся прыжками на батуте, акцентируя внимание на формировании и совершенствовании координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Доронцева Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of coordinating training improvement in athletes, who train on a trampoline

Pedagogical experiment analysis of specially created exercises use in order to develop coordinating abilities of the qualified athletes-trampoliners on the basis of the tested methodology can considerably increase the quality of difficult for coordination exercises fulfillment (tempo jumps out; seat-drop; belly back drop; knee drop; knee lean drop; back drop; forward drop) during the yearly cycle of training. Materials. High results achievement in any kind of sport depends on many components. The revelation and rating of which helps to specify the ways of the training process optimization. The content, connection and importance of competitive activity components revelation gives an opportunity to define the main factors. They condition sports result, the level of athletes’ readiness and the level of coordinating abilities development. It is an important part of training athletes-trampoliners. The aim of the research. The aim of research is to increase the level of coordinating abilities development in qualified trampoliners. Research methods. Scientific-methodical sources analysis, pedagogical testing, experiment, methods of mathematical statistics, the received results analysis and summarizing. Results. The held test helped to define more significant changes in the respondents from the experimental group, the educational-training process of which included the created complex of exercises, directed toward coordinating abilities development. The athletes of the experimental group validly (P<0,05) improved their results. Conclusion. The received research results help to correct the process of training among the athletes, who trampoline, paying special attention to coordinating abilities formation and improvement.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования координационной тренировки у спортсменов, тренирующихся на батуте»

УДК 612.66: 613.955:616-053.5 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-13-18

Методика совершенствования координационной тренировки у спортсменов, тренирующихся на батуте

Одинцова М.О.1*, Янкевич И.Е.2, Доронцева КА1

1 Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-7416-8522, knopka55555@mail.ru ORCID: 0000-0001-5837-9912, d0r0nceva2000@icl0ud.c0m 2Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru

Аннотация: Анализ педагогического эксперимента применения специально разработанных упражнений для повышения уровня развития координационных способностей квалифицированных спортсменов-батутистов на основании апробированной методики может существенным образом повысить качество выполнения сложнокоординационных упражнений (темповые выпрыжки; прыжок в сед; прыжок на живот; прыжок на колени; прыжок в упор на колени; прыжок назад на спину в группировке; прыжок вперед согнувшись на спину) во время годового цикла подготовки. Актуальность. Достижение высоких результатов в любом виде спорта зависит от многих составляющих, выявление и ранжирование которых позволяет уточнять пути оптимизации тренировочного процесса. Определение состава, взаимосвязи и значимости компонентов соревновательной деятельности дает возможность выделить основные факторы,обусловливающиеспортивныйрезультат,уровеньподготовленностиспортсменов и уровень развития координационных способностей, что является важной составляющей подготовки спортсменов-батутистов. Цель исследования. Повышение уровня развития координационных способностей квалифицированных батутистов. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, эксперимент,методыматематическойстатистики,анализиобобщениеполученныхданных. Результаты. Проведенное тестирование позволило определить более существенные изменения у испытуемых экспериментальной группы, в учебно-тренировочный процесс которой был включен разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Спортсмены экспериментальной группы достоверно (P<0,05) улучшили результат. Заключение. Полученные результаты исследования позволяют соответствующим образом корректировать процесс организации тренировки спортсменов, занимающихся прыжками на батуте, акцентируя внимание на формировании и совершенствовании координационных способностей.

Ключевые слова: прыжки на батуте, координационные способности, спортивное совершенствование, комплекс упражнений.

Для цитирования: Одинцова М.О.*, Янкевич И.Е., Доронцева К.А. Методика совершенствования координационной тренировки у спортсменов, тренирующихся на батуте. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 13-18. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-13-18.

Methodology of coordinating training improvement in athletes, who train on

a trampoline

Mariya O. Odintsova1*, Irina E. Yankevich2, Kseniya A. Dorontseva1

1Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-7416-8522, kn0pka55555@mail.ru* ORCID: 0000-0001-5837-9912, d0r0nceva2000@icl0ud.c0m 2Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru

Abstract: Pedagogical experiment analysis of specially created exercises use in order to develop coordinating abilities of the qualified athletes-trampoliners on the basis of the tested methodology can considerably increase the quality of difficult for coordination exercises fulfillment (tempo jumps out; seat-drop; belly back drop; knee drop; knee lean drop; back drop; forward drop) during the yearly cycle of training. Materials. High results achievement in any kind of sport depends on many components. The revelation and rating of which helps to specify the ways of the training process optimization. The content, connection and importance of competitive activity components revelation gives an opportunity to define the main factors. They condition sports result, the level of athletes' readiness and the level of coordinating abilities development. It is an important part of training athletes- trampoliners. The aim of the research. The aim of research is to increase the level of coordinating abilities development in qualified trampoliners. Research methods. Scientific-methodical sources analysis, pedagogical testing, experiment, methods of mathematical statistics, the received results analysis and summarizing. Results. The held test helped to define more significant changes in the respondents from the experimental group, the educational-training process of which included the created complex of exercises, directed toward coordinating abilities development. The athletes of the experimental group validly (P<0,05) improved their results. Conclusion. The received research results help to correct the process of training among the athletes, who trampoline, paying special attention to coordinating abilities formation and improvement.

Keywords: to trampoline, coordinating abilities, sports improvement, complex of exercises.

For citation: Mariya O. Odintsova*, Irina E. Yankevich, Kseniya A. Dorontseva. Methodology of coordinating

training improvement in athletes, who train on a trampoline. Russian Journal of Physical Education and

Sport. 2022; 17(1): 13-18. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-1-13-18

Введение

В современных условиях дефицита тренировочного времени системное освоение юными спортсменами рациональных способов управления своими движениями для приобретения жизненно необходимого фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний требует новых подходов к интенсификации процесса обучения [10,11,12,13,14]. На сегодняшний день методика обучения и совершенствования техники большинства элементов на батуте предусматривает последовательное освоение учебных задач, которые решаются посредством выполнения большого количества имитационных, подводящих и специальных упражнений, выполняемых многократно на протяжении длительного времени [1]. Развитие координационных способностей, наиболее эффективно в возрасте от 7 до 10 лет [6]. Многие специалисты уделяют внимание качеству освоения сложнокоординационных двигательных действий на основе базовой подготовленности [3,4,5]. Существенным аргументом в интенсификации учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ исследователи [2,9] считают соответствующий

уровень функциональной и психофизической подготовленности. Повышение количественных показателей освоения координационных упражнений позволяет эффективно

корректировать технические параметры новых двигательных заданий, обусловленных высокой координационной трудностью [7,8].

Исходя из цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить упражнения, используемые в спортивной гимнастике и прыжках на батуте для развития координации.

2. Разработать экспериментальный комплекс специальных упражнений для развития координации спортсменов, тренирующиеся на батуте.

3. Внедрить в практику спортивной тренировки экспериментальный комплекс специальных упражнений для развития координации батутистов и определить его эффективность.

Материалы и методы

Основной педагогический эксперимент проводился на базе Регионального центра спортивной подготовки города Астрахань с 2020 по 2021 гг. в условиях учебно-тренировочного

процесса. В эксперименте приняли участие усложненным вариантом предыдущего.

спортсмены отделения прыжков на батуте. Возраст испытуемых - 9-10 лет. Уровень квалификации - I взрослый спортивный разряд.

Недельная нагрузка на этапе первого года спортивного совершенствования составляет 20 часов. Продолжительность педагогического эксперимента составила 30 недель, которые были условно разбиты на 5 этапов. Продолжительность каждого этапа - 6 недель. Каждый последующий этап являлся

В группах спортивного

совершенствования первого года обучения соотношение средств общей и специальной физической подготовки 42,1±3,7% и 55,3±4,1% соответственно.

В рабочую программу по прыжкам на батуте включены следующие контрольные нормативы для групп спортивного совершенствования первого года обучения:

Таблица 1

Контрольные упражнения для спортсменов, тренирующихся на батуте

Тестовое упражнение Норматив Методические указания

Челночный бег 3x10 м Не более 9,5 с Регистрировалось время выполнения упражнения(с.).

Прыжок в стойку на коленях Упражнение выполнить 2-4 раза в двух трех подходах Невысокие темповые выпрыжки (вертикальная осанка,) - прыжок в стойку на коленях с оттянутыми носками и опущенными вниз руками - выполнение выпрыжки, прыжки с последующим приходом в остановку. Обратить внимание на отсутствие угла в тазобедренных суставах, удерживать напряженными ягодичные мышцы при незначительно разведенных коленях (на ширину стопы) при приходе в стойку на коленях

Темповые выпрыжки Выполнить 5-7 повторений в 4 подхода При выполнении выпрыжек сохранять вертикальное положение тела (полузакрытая рабочая осанка) - голова слегка наклонена подбородком к груди с незначительным сгибанием в плечевых и тазобедренных суставах, что позволяет спортсмену контролировать прямое положение тела. Маховое движение прямыми руками осуществляется снизу вверх. Техника безопасности - при ошибочном приходе на сетку (отсутствие вертикального положения) необходимо расслабить ноги и самортизировать приход на сетку

Прыжок в высоту ф -30 см) за 30 с (кол-во раз) Не менее 15 раз Учитывается количество повторений

Сальто вперед Упражнение выполнить 2-4 раза в двух-трех подхода Выполнить темповые выпрыжки -наклоняя туловище вперед и сгибая ноги, выполнить группировку с последующей быстрой разгруппировкой на восходящей части прыжка. На нисходящей части прыжка плечи поднять вверх, принимая вертикальное положение тела с прижатыми руками, и выполнить приземление в остановку. Обратить внимание на плотную и быструю группировку.

Занятия в экспериментальной группе проводились по типовой программе для спортивных школ с включением разработанного комплекса специальных упражнений.

В экспериментальный комплекс включались следующие упражнения: кувырки и сальто на время из различных исходных положений; повороты на время с переходом в различные сложнокоординационные действия; прыжки на батуте на максимальную высоту после серий прыжков сложной координации; комбинации серий прыжков на батуте (выпрыжка - прыжок в стойку на коленях, прыжок вверх с поворотом налево на 180° в сед и приходом в остановку); прыжки с изменением направлений движения через гимнастическую скамейку.

Математическая обработка результатов исследования проводилась с использованием

статистического пакета «SPSS Statistics 17.01.» for Windows и Microsoft Office Excel 2007

Результаты и обсуждение

В начале педагогического эксперимента из числа испытуемых были сформированы две группы, по 20 человек в каждой, условно названные нами контрольная (^=20) и экспериментальная (n2=20), не имеющие существенных различий в системе изучаемых показателей.

Результаты контрольных тестов в начале исследования использовались, чтобы дифференцировать уровень физической подготовленности контрольной и

экспериментальной групп. Подготовленность спортсменов групп n и n2 не имела существенных различий.

Таблица 2

Показатели физической подготовленности батутистов по окончании эксперимента

Наименования упражнения Результаты КГ (n =20) Результаты ЭГ (n =20) Результаты КГ (n =20) Результаты ЭГ (n =20) P

Сальто назад согнувшись (балл) 8,74±2,1 9,1±1,5 10,76±0,77 11,6±1,05 <0,05

Сальто назад в прямом положении (бландж) (балл) 8,52±0,72 8,64±0,73 10,48±0,73 11,94±0,86 <0,05

Прыжок в высоту через перекладину (см) 72,46±0,79 73,8±0,62 72,62±0,86 79,32±2,01 <0,05

Прыжок с max поворотом, 0 572+±15,02 586±10,72 582+±15,02 640±23,6 <0,05

Прыжок в глубину в квадрат 50x50 см, который расположен на расстоянии 70 см, с последующим отталкиванием к линии на расстоянии 80 см (балл) 5,3 ± 0,3 5,9 ± 0,4 5,7±0,3 6,1±0,7 <0,05

«Бег «змейкой» (1x10 м, с) 8,2 ± 2,87 7,2 ± 2,65 8,3±2,90 7,3±2,67 <0,05

Разработанная и внедренная в учебный процесс практических занятий по прыжкам на батуте методика координационной тренировки спортсменов с использованием прыжковых упражнений на батуте достоверно повысила уровень координационных способностей. Она является основой для технической подготовки спортсменов и может быть использована в системе спортивной тренировки. Были зарегистрированы более существенные изменения у испытуемых экспериментальной группы, в учебно-тренировочный процесс которой был включен разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Спортсмены экспериментальной группы достоверно (Р <0,05) улучшили результат.

Заключение

Проведенный педагогический

эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что разработанный комплекс упражнений для развития координационных способностей у спортсменов, тренирующихся на батуте, позволит значительно повысить уровень развития координационных способностей, что в свою очередь даст возможность улучшить уровень исполнительского мастерства. Результаты проведенного исследования помогут обобщить информацию о средствах повышения уровня развития координации и отдельных координационных способностей батутистов в условиях спортивной школы. Применение имитационных подводящих упражнений сложно координационного характера позволяет стабилизировать результативность выступления спортсменов-батутистов 9-10 лет.

Список литературы

1. Горская Г.Б., Берилова Е.И., Масленникова В.А. Особенности проявления рефлексивной культуры спортсменов на разных этапах многолетней подготовки. Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта. Краснодар. 2012; 14: 88-99.

2. Плешкан А.В., Масенко Г.Ю., Плотников Д.А., Шукшов С.В. Динамика показателей биоэнергетического состояния организма юных акробатов в условиях

соревновательной деятельности. Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта. Краснодар. 2014; 16: 108-113.

3. Дубовова А.А. Сопряженное развитие показателей психомоторики и физической подготовленности юных гимнастов на этапе начальной подготовки. Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта. Краснодар. 2012; 14: 99-104.

4. Доронцев А.В., Светличкина А.А. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста. Человек. Спорт. Медицина. 2020; 20(1): 135-141.

5. Доронцев А.В., Попов С.Ю. Исследование методики выполнения темповых тяжелоатлетических упражнений при занятии кроссфитом. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017; 10(152): 47-51.

6. Пилюк Н.Н. Система соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации (структура, содержание, управление). Краснодар: КГАФК. 2000: 185.

7. Карпов В.Ю., Еремин М.В., Разживин О.А., Доронцев А.В. Повышение результативности легкоатлетических тестовых заданий комплекса ГТО у студентов на основе рационального подбора тренировочных средств. Теория и практика физической культуры. 2021; 6: 39-40.

8. Плешкань А.В., Масенко Г.Ю., Плотников Д.А., Колесник О.Н., Данилов К.И. Разработка экспресс-программ медико-биологического и психологического сопровождения юных акробатов и батутистов на основе изучения динамики показателей комплексного контроля. Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта. Краснодар. 2015: 131-139.

9. Karpov, V. Yu., Medvedev, I. N., Dorontsev, A. V., Svetlichkina, A. A., & Boldov, A. S. (2020). The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss. Bioscience Biotechnology Research Communications. 2020; 13(4): 18421846.

10. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.

11. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of

the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2017: 111-115.

12. Duarte R., Araujo D., Freire L., Folgado H., Fernandes O., Davids K. Intra- and inter-group coordination patterns reveal collective behaviours of football players near the scoring zone. Human Movement Science. DOI: 10.1016/j. humov.2012.03.001.

13. Schmidt R.C., Fitzpatric P., Caron R., Mergeche J. Understanding social motor coordination. Human Movement Science. 2011;

30(5): 834-845.

14. Vilar L., Araujo D., Davids K., Button C. The role of ecological dynamics in analyzing performance in team sports. Sports Medicine. 2012; 42(1): 1-10.

Статья поступила в редакцию: 10.01.2022

Одинцова Мария Олеговна - старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: knopka55555@mail.ru

Янкевич Ирина Евгеньевна — доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань ул. Татищева, дом 20 а, e-mail: rigicc@mail.ru

Доронцева Ксения Александровна - студент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: d0r0nceva2000@icl0ud.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.