Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАТУТИСТОВ 1112 ЛЕТ ТРЕНИРУЮЩИХСЯ НА ДВОЙНОМ МИНИ ТРАМПЕ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАТУТИСТОВ 1112 ЛЕТ ТРЕНИРУЮЩИХСЯ НА ДВОЙНОМ МИНИ ТРАМПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АНАЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / СПОРТИВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Одинцов Александр Сергеевич

В данной статье рассматриваются результаты, полученные в ходе исследования эффективности программы совершенствования координационных способностей детей в возрасте 11-12 лет, специализирующихся в прыжках на двойном мини трампе. Анализ педагогического эксперимента применения специально разработанных упражнений для повышения уровня развития координационной выносливости, показал, что апробация данной методики является эффективной в процессе подготовке спортсменов, занимающихся на двойном мини трампе, что позволяет рассмотреть ее применения в подготовке спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Одинцов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATING ENDURANCE OF 11-12 YEARS-OLD BATUTISTS TRAINING ON THE DOUBLE MINI TRAMP

This article discusses the results obtained during the study of the effectiveness of the program to improve the coordination abilities of children aged 11-12 years, specializing in double mini tramp jumps. An analysis of the pedagogical experiment on the use of specially developed directions for the development of coordination endurance showed that the level of training of athletes involved in double minimal springboard showed that this technique is highly effective in the process of training athletes involved in double minimal springboard, which allows using its methodology for training athletes.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАТУТИСТОВ 1112 ЛЕТ ТРЕНИРУЮЩИХСЯ НА ДВОЙНОМ МИНИ ТРАМПЕ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Москвичев М.А. Наставление по физической подготовке (НФП - 2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин. - Москва : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.

2. Кондрацкий И.А. Основы методики становления и совершенствования технико-тактического мастерства в классической борьбе : учебное пособие / И.А. Кондрацкий, Г.М. Грузных, В.М. Игуменов. - Омск : ОГИФК, 1984. - 86 с.

3. Ваисов К. М. Борьба самбо. Техника и методика обучения: учебное пособие / К. М. Ва-исов, Д. В. Кудрявцев. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 84 с.

REFERENCES

1. Moskvichev, M., Marcacci, end Zazulin, F. (2002), The manual on physical training (NFP -2001) employees criminally-Executive system, Fund Stolyarova, Moscow.

2. Kondratsky, I., Gruznykh, G. and Igumenov, V. (1984), Fundamentals of the Method of Formation and Improvement of Technical and Tactical Mastery in Classical Wrestling, study guide, Omsk.

3. Vaisov, K., Vaisov, K. and Kudryavtsev, D. (2010), Sambo wrestling, study guide, Omsk. Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2022

УДК 796.418.6

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАТУТИСТОВ 11-12 ЛЕТ ТРЕНИРУЮЩИХСЯ НА ДВОЙНОМ МИНИ ТРАМПЕ

Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский Государственный медицинский университет, Астрахань; Александр Сергеевич Одинцов, спортсмен-инструктор, Центр спортивной подготовки Сборных команд России, Москва

Аннотация

В данной статье рассматриваются результаты, полученные в ходе исследования эффективности программы совершенствования координационных способностей детей в возрасте 11-12 лет, специализирующихся в прыжках на двойном мини трампе. Анализ педагогического эксперимента применения специально разработанных упражнений для повышения уровня развития координационной выносливости, показал, что апробация данной методики является эффективной в процессе подготовке спортсменов, занимающихся на двойном мини трампе, что позволяет рассмотреть ее применения в подготовке спортсменов.

Ключевые слова: координационная выносливость, двигательная подготовленность, анаэробные возможности, спортивное совершенствование, комплекс упражнений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p281-286

DEVELOPMENT OF COORDINATING ENDURANCE OF 11-12 YEARS-OLD BATUTISTS TRAINING ON THE DOUBLE MINI TRAMP

Maria Olegovna Odintsova, the senior teacher, Astrakhan State Medical University; Alexander Sergeevich Odintsov, the athlete-instructor Center for Sports Training of Russian National

Teams, Moscow

Abstract

This article discusses the results obtained during the study of the effectiveness of the program to improve the coordination abilities of children aged 11-12 years, specializing in double mini tramp jumps. An analysis of the pedagogical experiment on the use of specially developed directions for the development of coordination endurance showed that the level of training of athletes involved in double minimal springboard showed that this technique is highly effective in the process of training athletes involved in

double minimal springboard, which allows using its methodology for training athletes.

Keywords: coordination endurance, motor fitness, anaerobic capabilities, sports improvement, set of exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Достижение высоких результатов в любом виде спорта зависит от многих составляющих, выявление и ранжирование которых позволяет уточнять пути оптимизации тренировочного процесса [4, 7]. Определение состава, взаимосвязи и значимости компонен -тов соревновательной деятельности дает возможность выделить основные факторы, обуславливающие спортивный результат и уровень подготовленности спортсменов [11]. На современном этапе развития прыжков на двойном минитрампе наблюдается значительный рост трудности упражнения [1]. Появление все более сложных и оригинальных элементов и соединений поставило специалистов перед целым рядом проблем, решение которых предусматривает не только совершенствование системы начального обучения, но и поиск путей, определяющей технический рост батутистов на этапе углубленной спортивной специализации [2, 3].

В сложнокоординационных видах спорта правильное и технически точное изменение положения тела в пространстве, высокий уровень ориентировки и коррекции движений является основным фактором, который обеспечивает достижение высоких спортивных результатов [6]. При этом требования, предъявляемые к уровню точности пространственной ориентировки, возрастают по мере освоения все более сложных спортивных упражнений и выполнения квалификационных требований вышестоящих разрядов [10]. Это говорит о том, что в процессе обучения главная задача спортсмена на всех этапах - овладеть как можно более рациональной системой движений, позволяющей стабильно выполнять соревновательные упражнения высокой сложности в тренировочном процессе и на соревнованиях [5]. Реализация этой задачи тесно связана с непрерывным совершенствованием координационной выносливости спортсмена [8]. Следовательно, координационные способности являются фундаментом для развития остальных физических качеств юных батутистов в возрасте 11-12 лет [9].

Цель исследования - экспериментально проверить эффективность методики направленной на развитие координационной выносливости у спортсменов, тренирующихся на двойном минитрампе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Регионального центра спортивной подготовки г. Астрахани в 2021 году. В исследовании принимал участие 31 спортсмен, специализирующийся в прыжках на двойном минитрампе, занимающийся в учебно-тренировочных группах четвертого года обучения (УТГ-5).

На первом этапе был проведен анализ научно - методической литературы по вопросам общей и специальной физической подготовки юных спортсменов. На втором этапе нами был организован педагогический эксперимент. В состав контрольной (nj=15) и экспериментальной групп (n2=16) батутистов на ДМТ в возрасте (11-12 лет). Для определения уровня двигательной подготовленности спортсменов было проведено первоначальное тестирование. В результате проведенного тестирования у спортсменов были получены среднестатистические показатели двигательной подготовленности.

Далее, спортсмены экспериментальной группы, на тренировках выполняли специальные упражнения, соединенные в комплексы, направленные на развитие координационной выносливости, а также один раз в две недели у них проводилось тестирование, определяющее уровень подготовленности спортсменов по шести заданиям. Учитывая полученные результаты, корректировалась направленность их тренировочной деятельности. На третьем этапе проводилось сравнение полученных данных исходного и конечного тестирования уровня физической подготовленности спортсменов, тренирующихся на двой-

ном минитрампе контрольной и экспериментальной групп, для определения динамики изменения прироста показателей уровня развития координационной выносливости.

Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики с применением пакета программ «SPSS Statistics 17.01.» for Windows и Microsoft Office Excel 2007 Различия считались достоверными при p<0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

В результате первоначального тестирования 31 спортсмена были получены среднестатистические показатели уровня и не имели достоверных различий по показателям двигательной подготовленности. Индивидуальные показатели в контрольной группе были более однородными по сравнению с показателями батутистов экспериментальной группы. Абсолютные значения (с) соответственно были меньше показателей контрольной группы.

Двигательная подготовленность батутистов на ДМТ 11-12 лет характеризовалась показателями физической подготовленности, измеряемых по 6 тестам.

Таблица 1 - Педагогическое тестирование для спортсменов, занимающихся на ДМТ

№ Название физ. упражнения Методика оценки Уровни подготовленности

1 Выполнение двух соревновательных упражнений на ДМТ с укороченного разбега Упражнение оценивается путем профессионального судейства дисциплины. (оценка техники + оценка трудности + сбавка ПСЖ = итоговая оценка) Сумма 1 комбинации + сумма 2 комбинации = итоговый результат теста <57 баллов - низкий; 57-58 баллов - ниже среднего; 58-60 баллов - средний; 60-61 баллов - выше среднего; 61-62 баллов - высокий.

2 Выполнение 30 темповых подскоков на батуте на время Измерение проводится специальным сертифицированным прибором (синхронный аппарат ТБ-1) <36 сек - низкий; 36-37 сек - ниже среднего; 37-38,5 сек - средний; 38,5-40 сек - выше среднего; >40 сек - высокий.

3 Выполнение 1 упражнения для возрастной группы 9-10 лет классификационной программы по прыжкам на батуте В данном упражнении оценивается только перемещение по сетке. Перемещение оценивается путем профессионального судейства «оценки перемещения» <9,1 баллов - низкий; 9,1-9,3 баллов - ниже среднего; 9,3-9,5 баллов - средний; 9,5-9,7 баллов - выше среднего; >9,7-10 баллов - высокий.

4 Прыжок в высоту (Ь -30 см) за 30с (кол-во раз). Учитывается количество повторений 15-20 раз - низкий; 21-25 раз - ниже среднего; 26-30 раз - средний; 31-32 раз - выше среднего; >32 - высокий.

5 Челночный бег 3х10м Регистрировалось время выполнения упражнения (сек.) <9,8 сек - низкий; 9,5-9,7 сек - ниже среднего; 9,0-9,5 сек - средний; 8,5-9,5 сек - выше среднего; >8,5сек - высокий.

6 Прыжок в глубину в начерченный квадрат 50x50 см который расположен на расстоянии 70см с последующим отталкиванием к черте на расстоянии 80 см Испытуемый выполняет одну пробную и две контрольных попытки. Упражнение оценивается путем высчитывания средней суммы двух попыток отклонения от финальной черты >10 - низкий; 10-9 - ниже среднего; 8-6 - средний; 5-3 - выше среднего; 3-0 - высокий.

Уровни и баллы двигательной подготовленности спортсменов, тренирующихся на двойном минитрампе до эксперимента, занимающихся в учебно-тренировочных группах пятого года обучения - контрольная и экспериментальная группы не отличались по всем исследуемым показателям.

В сравнении с нормативными показателями типовой учебно-тренировочной программы спортивной подготовки по прыжкам на двойном минитрампе, были выявлены показатели выше среднего в тестах: темповые подскоки 30; Прыжок в высоту (Ъ -30 см) за 30 (с); челночный бег 3х10 (с.) (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей спортсменов на ДМТ до начала педагогического эксперимента_

Показатели До начала педагогического эксперимента После начала педагогического эксперимента Т Эмп. Р

КГ (n1=15) ЭГ (n2=16) КГ (n1=15) ЭГ (n2=16)

Выполнение соревновательных упражнений на ДМТ с укороченного разбега (балл) 59,6±0,3 60,1±0,4 60,9±0,4 65,7±0,2 9,7 <0,044

Выполнение 30 темповых подскоков на батуте на время (с) 38,3±0,2 39,1±0,3 38,9±0,2 39,4±0,4 19,2 <0,047

Выполнение 1 упражнения для возрастной группы 9-10 лет классификационной программы по прыжкам на батуте (балл) 9,2±0,1 9,3±0,1 9,7±0,1 10,8±0,1 15,6 <0,05

Прыжок в высоту (Ь -30 см) за 30 с (кол-во раз) 28,2±0,4 29,2±0,4 31,5+±0,3 33,1±0,4 17,1 <0,047

Челночный бег 3 х 10 м (с) 8,5±0,2 8,4±0,1 7,6±0,2 7,5±0,1 12,5 <0,045

Прыжок в глубину в квадрат 50x50 см который расположен на расстоянии 70см с последующим отталкиванием к линии на расстоянии 80 см (балл) 5,3±0,3 5,6±0,4 5,7±0,2 5,9±0,4 10,4 <0,049

Остальные тесты были предложены и внедрены в ходе работы, основываясь на личном опыте многолетней подготовки.

ВЫВОДЫ

Таким образом, координационная тренировка в системе подготовки спортсменов становится все актуальнее своей результативностью как в отдельных элементах двигательных действий, так и в спортивных результатах. Координационная тренировка - один из современных компонентов учебно-тренировочного процесса и серьезный показатель достигаемых спортсменами результатов в соревновательной деятельности. Разработанная и внедренная в учебный процесс методика координационной тренировки с использованием упражнений прыжков на батуте достоверно повысила уровень координационной выносливости. Она является основой для технической подготовленности спортсменов; и должна занять одно из приоритетных мест в системе спортивной тренировки.

Двигательная подготовленность спортсменов в возрасте 11-12 лет - батутистов на ДМТ характеризуется следующими показателями:

а) уровень развития взрывной силы мышц разгибателей ног оценивается 33,1±0,4 наскоками на высоту 40 см;

б) способность к дифференцированию мышечных усилий ног при выполнении прыжка на задний ориентир после спрыгивания с высоты 70 см. Измерялось ошибкой в см. от заднего ориентира -составляла 5,9±0,4;

в) уровень развития координационной выносливости в циклических локациях (челночный бег 3х10м) оценивается 7.5±0,1 сек; выполнении соревновательного упражнения повышенной трудности соответствовала оценке 65,7±0,2 баллов из возможных; выполнении 30 темповых подскоков -39,4±0,4 сек.

Таким образом, проведенное тестирование позволило зарегистрировать более существенные изменения у испытуемых, экспериментальной группы, где в учебно-тренировочный процесс был включен разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие координационной выносливости. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил поставленную гипотезу о том, что разработанный комплекс упражнений для развития координационной выносливости у спортсменов, тренирующихся двойном минитрампе, позволит значительно повысить уровень развития этого качества, что в свою очередь даст возможность улучшить уровень исполнительского мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзятуллова, Г.Р. Совершенствование физико-технической подготовленности высококвалифицированных акробатов при обучении статодинамическим поддержкам / Г.Р. Айзятуллова,

Т.К. Сахарнова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы VIII Всерос. научно-практической конф. с междунар. участием. - Нижневартовск, 2018.

- С. 8-11

2. Гаранин, С.А. Особенности стран, развивающих дисциплину «Индивидуальные прыжки на батуте» / С.А. Гаранин, Ю.Ю. Кусков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2020. - № 3 (181). - С. 93-97.

3. Гаранин, С.А. Прыжки на батуте : учебное пособие для студентов факультета физической культуры / С.А. Гаранин. - Уссурийск : [б. и.], 2007. - 272 с.

4. Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста / А.В. Доронцев, А.А. Светлички-на // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20., № 1. - С. 135-141.

5. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза. / А.В. Доронцев, Э.А. Аленуров, В.И. Шарагин, Э.Ш. Петина. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 31-33.

6. Караваева, И. В. Теория и практика системы подготовки спортсменов в прыжках на батуте / И.В. Караваева, А.Н. Москаленко, Н. Н Пилюк // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 2. - С. 16-20.

7. Karpov, V.Yu. Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / V. Yu. Karpov, S.Y. Zavalishina, A.V. Dorontsev // Biomedical and Pharmacology Journal. - 2021. - Vol. 14 (1). - P. 99-103.

8. The physiological response of the body to low temperatures / V.Yu Karpov., S.Y. Zavalishina, E.D. Bakulina, A.V Dorontsev, A.V, Gusev, T.Y. Fedorova, and V.A. Okolelova // J Biochem Technol, -2021. - Vol. 12 (1). - P. 27-31.

9. Касаткина, Н.А. Модель совершенствования технической подготовленности в спортивной аэробике / Н.А. Касаткина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы.

- 2015. - № 2 (35). - С. 46-53.

10. Техническая подготовка спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в спортивной акробатике / Н.Н. Пилюк, Л.В. Жигайлова, С.В. Шукшов, В.В. Тронев // Материалы научной и научно-методической конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского гос. ун-та физической культуры, спорта и туризма - Краснодар, 2018. - № 1. - С. 59-60.

REFERENCES

1. Aizyatullova, G.R. and Sakharnova, T.K. (2018), "Improving the physical and technical preparedness of highly qualified acrobats in training in static-dynamic support", Promising areas in the field of physical culture, sports and tourism: materials of the VIII All-Russian scientific-practical conference with international participation, Nizhnevartovsk, pp. 8-11

2. Garanin, S.A. and Kuskov, Yu.Yu. (2020), "Features of countries developing the discipline "Individual trampolining"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), рр. 93-97.

3. Garanin S.A. (2007), Trampoline jumping: Textbook for students of the Faculty of Physical Education, Ussuriisk.

4. Dorontsev, A.V and Svetlichkina, A.A. (2020), "Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various orientations in middle-aged men", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp. 135-141.

5. Dorontsev, A.V, Alenurov, E.A., Sharagin, V.I. and Petina, E.Sh. (2019), "Assessment of professionally-applied physical culture of students of a medical university", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 31-33.

6. Karavaeva, I.V., Moskalenko, A.N. and Pilyuk, N.N. (2008), "Theory and practice of the training system for athletes in trampolining", Physical Culture, Sports - Science and Practice, No. 2, pp.16-20.

7. Karpov, V.Yu, Zavalishina, S.Y, Dorontsev, A.V et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 14 (1), рр. 99-103.

8. Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Y., Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V, Gusev, A.V, Fedorova, T.Y. and Okolelova, V.A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", J Biochem Technol, Vol. 12 (1), рр. 27-31.

9. Kasatkina, N.A. (2015), "Model for improving technical preparedness in sports aerobics", Pedagogical-psychological and biomedical problems ofphysical education and sport, No. 2 (35), pp. 46- 53.

10. Pilyuk N.N., Zhigaylova L.V., Shukshov S.V. and Tronev V.V. (2018), "Technical training of highly qualified athletes specializing in sports acrobatics", Materials of the scientific and scientific methodical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, No. 1, Krasnodar, pp. 59-60.

Контактная информация: knopka55555@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2022

УДК 796.011.1

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ЭКС-БОРЦОВ В ПЕРИОД ПОСТСПОРТИВНОГО ОНТОГЕНЕЗА

Сергей Федорович Панов, доктор биологических наук, доцент, Ирина Петровна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Сергеевич Тормышов, магистрант, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-

Тян-Шанского

Аннотация

Период завершения тренировочной и соревновательной деятельности («постспортивный» онтогенез) рассматривается как стрессорный период в жизни экс-спортсмена. В это время происходит дезорганизация и нарушение деятельности функциональных систем организма, ранее адаптированных к воздействию максимальных физических нагрузок. Представлены результаты проведенного мониторинга показателей уровня здоровья спортсменов-борцов, завершивших свою спортивную карьеру. Установленные в исследовании закономерности резкого падения показателей уровня здоровья экс-борцов в постспортивном онтогенезе являются объективной базой для целенаправленных педагогических воздействий. Для поддержания внутреннего гомеостаза мы можем порекомендовать борцам, завершающим свою спортивную карьеру, переходить на режим «поддерживающей» тренировочной деятельности с количеством занятий оздоровительной направленности 2-3 раза в недельном микроцикле.

Ключевые слова: экс-борцы, адаптационный потенциал, уровень здоровья, постспортивный онтогенез.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p286-289

STUDY OF THE HEALTH LEVEL OF EX-FIGHTERS IN THE PERIOD OF POSTSPORT ONTOGENESIS

Sergey Fedorovich Panov, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Irina Petrovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Sergeevich Tormyshov, the master's student, "Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Se-

menov-Tyan-Shansky

Abstract

The period of completion of training and competitive activities («post-sport» ontogenesis) is considered as a stressful period in the life of an ex-athlete. At this time, disorganization and disruption of the functioning of the functional systems of the body, previously adapted to the effects of maximum physical exertion, occur. The results of the monitoring of the indicators of the health level of wrestlers who have completed their sports career are presented. The patterns of a sharp drop in the health indicators of ex-wrestlers in post-sport ontogenesis, established in the study, are an objective basis for targeted pedagogical influences. To maintain internal homeostasis, we can recommend that wrestlers completing their sports career switch to the regime of «supportive» training activity with the number of health-improving sessions 2-3 times in a weekly microcycle

Keywords: ex-wrestlers, adaptive potential, health level, post-sport ontogeny.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.