СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2024, T. 8 (2)_2024, Vol. 8 (2)
Дата публикации: 01.06.2024 Publication date: 01.06.2024
DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_11 DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_11
УДК 612.01 UDC 612.01
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ 13-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАРА ЧИРОМ В.Н. Карпенко, А.П. Ярошинская, Н.В. Ермолина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева», г. Астрахань, Россия
Аннотация. В статье анализируются результаты исследования влияния пара чира на функциональную подготовленность подростков с интеллектуальными нарушениями. Подростки с нарушениями интеллекта (50 человек), обучающиеся в школе-интернате приняли участие в исследовании в двух группах (контрольной и экспериментальной) по 25 человек, идентичные по функциональным и антропометрическим показателям. В начале и конце исследования обе группы выполнили дыхательные функциональные пробы, тест физической работоспособности, была измерена жизненная емкость лёгких с помощью спирографа. Контрольная группа в школе занималась ритмикой в третий час физической культуры, а экспериментальная группа посещала занятия пара чиром. Испытуемые, которые принимали участие в исследовании в составе экспериментальной группы, существенно повысили показатель функционального показателя жизненной емкости легких и результаты контрольных тестов на определение функционального состояния дыхательной системы и работоспособности, что подтверждает положительное влияние занятий пара чиром на уровень функциональной подготовленности.
Ключевые слова: функциональная подготовленность, работоспособность, дыхательные пробы, подростки, интеллектуальные нарушения, жизненная емкость легких, пара чир.
RESPIRATORY TESTS AS THE FUNCTIONAL FITNESS INDICES OF 13-15 YEARS OLD INTELLECTUALLY DISABLED ADOLESCENTS ENGAGED IN PARACHEER V.N. Karpenko, A.P. Yaroshinskaya, N.V. Ermolina
Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia
Abstract. The article analyzes the results of a study of the influence of ParaCheer on the functional fitness of adolescents with intellectual disabilities. Adolescents with intellectual disabilities (50 people) studying at a boarding school took part in the study in two groups (control and experimental) of 25 people each, identical in functional and anthropometric indices. At the beginning and end of the study, both groups performed respiratory function tests, the physical working capacity test, and lung capacity was measured with a spirograph. The control group at school studied eurhythmics during the third hour of physical education, and the experimental group attended ParaCheer classes. The subjects who took part in the study as part of the experimental group significantly improved the functional index of vital capacity and the results of control tests to determine the functional state of the respiratory system and physical working capacity, which confirms the positive effect of ParaCheer on the functional fitness level.
Keywords: functional fitness, performance, respiratory tests, adolescents, intellectual disabilities, vital capacity, ParaCheer.
Введение. Адаптивный спорт положительно влияет на лиц с отклонениями в состоянии здоровья, куда относятся и подростки с интеллектуальными нарушениями, так как физические упражнения - это его основное средство [1-2].
Пара чир - неофициальная дисциплина чир спорта, которая имеет как танцевальное, так и акробатическое направления, в которой могут проявить свои умения спортсмены с инвалидностью различной нозологии и ограниченными возможностями
здоровья. Пара чир в России развивается уже более 7 лет, но информации о его влиянии на организм занимающихся недостаточно [3-4].
Известно, что у подростков с интеллектуальными нарушениями вследствие их особенностей развития имеются физические отклонения, которые снижают изначально низкий уровень функциональной подготовленности. Отсюда следует, что физические упражнения в адаптивном спорте необходимы для гармоничного всестороннего развития, а также корригирования нарушений и, что наиболее важно, подготовки к дальнейшей трудовой деятельности [5-6]. Функциональная подготовленность организма улучшается при занятиях спортом, что положительно сказывается на общем физическом состоянии. Организм становится более работоспособным благодаря регулярным тренировочным действиям, которые воздействуют на функциональные системы организма, а именно дыхательную и сердечно-сосудистую.
Регулярные занятия пара чиром не только способствуют улучшению физической формы, но и оказывают положительное влияние на нервную систему. Движение и активность помогают уменьшить стресс, улучшить настроение и общее самочувствие
[7].
Любая физическая активность, включая занятия пара чиром, способствует повышению функциональной подготовленности организма и улучшению работоспособности, которая является ее показателем. Естественные возможности организма -показатель разницы между фактической работоспособностью и производительностью труда. Однако трудовая производительность отражает уровень реализации работоспособности [8-9].
Цель исследования - изучение влияния пара чира на функциональную подготовленность подростков с интеллектуальными нарушениями.
Методы и организация исследования. Пара чир - это уникальный адаптивный вид спорта, который сочетает в себе элементы
танцевального и акробатического мастерства. Большое количество разнообразных двигательных действий циклического и ациклического характера отражает высокую динамичность вида спорта и подразумевает высокий уровень функциональной подготовленности организма, мышечной силы, координации движений и скорости.
В адаптивном чир спорте при достижении высокой физической подготовленности необходимы максимальная концентрация и выносливость, выполнение сложно-координационных действий, увеличивающих энергозатраты спортсменов.
Исследование проводилось в коррекци-онной школе-интернате для подростков с интеллектуальными нарушениями. Исследовались 2 группы обучающихся 13-15 лет, контрольная и экспериментальная, включающие по 25 испытуемых, одинаковых по функциональным и антропометрическим показателям.
В соответствии с ФГОС и примерной образовательной программой в школе реализуются 3 часа физической культуры, 1 час которой реализуется за счет внеурочной деятельности и определяется администрацией школы и учителем физической культуры [10]. Так, в течение года за счет внеурочной деятельности испытуемые контрольной группы в третий час занимались ритмикой, а экспериментальная группа посещала занятия пара чиром.
В начале и в конце исследования обучающимся в коррекционной школе-интернате предлагали выполнение проб для оценки функционального состояния дыхательной системы, а именно пробы Генчи, Штанге, Серкина и теста физической работоспособности (Р1Спо) для определения общей работоспособности. Также мы использовали спирограф для измерения жизненной емкости легких.
Устойчивость организма к недостатку кислорода, а также способность удалять накопленный углекислый газ можно выявить с помощью дыхательных проб с различными вариантами задержки дыхания с нагрузкой.
Перед началом пробы Генчи испытуемый должен находиться в состоянии покоя, где мы измеряем пульс в течение 30 секунд. Затем выполняются несколько глубоких вдохов-выдохов с задержкой дыхания на выдохе. Время задержки фиксируется до первого вдоха, затем измеряется пульс через 30 секунд после возобновления дыхания. После пробы пульс снова измеряется, и вычисляется отношение пульса после пробы к пульсу до пробы. Нормальное значение этого показателя не должно превышать 1,2, иначе это может указывать на неблагоприятную реакцию сердечнососудистой системы на недостаток кислорода.
Для проведения пробы Штанге измеряется пульс в состоянии покоя в течение 30 секунд в вертикальном положении. Затем определяется задержка дыхания на вдохе. Испытуемый делает несколько глубоких вдохов и выдохов, затем задерживает дыхание на вдохе. Результат фиксируется от момента задержки дыхания до выдоха. Во время пробы Штанге следует следить за изменениями пульса и вычислять значение отношения пульса после теста к пульсу до теста. Если это значение превышает 1,2, это может свидетельствовать о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Проба Серкина состоит из трех фаз. В первой фазе измеряется время задержки дыхания после отдыха в положении сидя в течение пяти минут. Во второй фазе испытуемому необходимо выполнить двадцать приседаний за 30 секунд, задерживая дыхание на вдохе в положении стоя. Наконец, в третьей фазе повторяется первая фаза, но уже в течение одной минуты.
Проба Серкина является важным методом оценки состояния дыхательной
системы и общей физической выносливости. Ее выполнение требует от испытуемого не только физической подготовки, но и способности контролировать свое дыхание в различных условиях [11].
Также в исследовании мы использовали тест PWC170 для определения общей работоспособности, которая указывает на уровень функциональной подготовленности испытуемых. Тест PWC170 определяет мощность стандартной нагрузки при частоте сердечных сокращений не менее 170 ударов в минуту, после чего показатель физической работоспособности определяется по формуле (с учётом предельно допустимых значений частоты сердечных сокращений для данного возраста): W1+(W2-W1) х (170-ЧСС1) \ (ЧСС2-ЧСС1) (1) = PWC170
Для анализа результатов и проверки статистических различий мы воспользовались программой Microsoft Excel в сочетании с t-критерием Стьюдента. Этот метод был выбран, поскольку он позволяет сравнивать параметры из различных областей и выборок. Мы использовали исходные данные с нормальным распределением и уделяли особое внимание проверке равенства дисперсий сравниваемых групп (гомоскедастичность). Формула для расчета t-критерия Стьюдента выглядит следующим образом:
где М1 и М2 - средние значения первой и второй групп соответственно, m1 и m2 -средние ошибки для каждой из групп [12].
Результаты исследования и их обсуждение. До начала исследования была измерена жизненная емкость легких, проведены дыхательные пробы, а также тест PWC170, результаты которых представлены в таблице 1.
СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ MODERN ISSUES OF БИОМЕДИЦИНЫ BIOMEDICINE 2024, T. 8 (2)_2024, Vol. 8 (2)
Таблица 1
Показатели жизненной емкости легких и контрольных тестов испытуемых контрольной и _экспериментальной групп на начало исследования_
№ Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа Достоверность различий
р t
1 Жизненная емкость легких, л 2,3±0,41 2,2±0,4 0,86 0,17
2 Задержка на выдохе (проба Генчи), с 1,4±0,6 1,5±0,5 0,89 0,13
3 Задержка на вдохе (проба Штанге), с 1,5±0,6 1,5±0,6 1 0
4 Функциональная проба Серкина, с 38,0±1,3 36,0±1,1 0,24 1,17
5 PWCl70 9,7±0,6 9,5±0,7 0,82 0,22
Примечание: PWCl70 - тест физической работоспособности
Результаты физиологического показателя жизненной емкости легких показал результаты ниже, чем у подростков, не имеющих отклонений в состоянии здоровья (на 8% у контрольной группы и 12% у экспериментальной).
Исследование выявило, что у подростков с интеллектуальными нарушениями наблюдается заметное недоразвитие дыхательной системы, что влияет на результаты дыхательных проб и указывает на низкую физическую подготовленность и
работоспособность. Результаты теста PWCl70 подтверждают эту тенденцию.
При сравнении данных было обнаружено, что у тех испытуемых, которые занимались пара чиром, наблюдаются лучшие показатели в пробе Генчи, пробе Штанге, пробе Серкина и PWCl70, а также функциональный показатель ЖЕЛ по сравнению с испытуемыми из контрольной группы. Результаты показателей ЖЕЛ, дыхательных проб и PWCl70 в конце исследования показаны в таблице 2.
Таблица 2
Показатели жизненной емкости легких и контрольных тестов испытуемых контрольной и _экспериментальной групп в конце исследования_
№ Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа Достоверность различий
р t
1 Жизненная емкость легких, л 2,5±0,7 2,9±0,5 0,64 0,46
2 Задержка на выдохе (проба Генчи), с 1,3±0,5 1,1±0,6 0,79 0,26
3 Задержка на вдохе (проба Штанге), с 1,3±0,6 1,2±0,8 0,92 0,1
4 Функциональная проба Серкина, с 42,0±1,5 48,0±1,2 0,003 3,12
5 PWCl70 11,7±0,9 12,6±0,6 0,40 0,83
Примечание: PWCl70 - тест физической работоспособности
СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ
MODERN ISSUES OF
БИОМЕДИЦИНЫ 2024, T. 8 (2)
В экспериментальной группе отмечается меньшая лабильность показателей дыхания. Проанализировав результаты контрольных показателей дыхательных проб и теста на работоспособность, можно сделать вывод, что деятельность внутренних органов и систем стала более экономичной, что выражается в урежении дыхания и брадикардии.
Показатели функционального теста ЖЕЛ в экспериментальной группе показали прирост 31,8%, в контрольной группе прирост составил всего 8,6%.
Проанализировав результаты пробы Генчи контрольной группы на диагностическом и контрольном этапах, мы выявили, что ее показатели так и не достигли нормы, а именно 25 с. Участники контрольной группы продемонстрировали улучшение своих результатов в пробе Генчи на 7%, в то время как участники экспериментальной группы увеличили показатель на 26,6% по сравнению с диагностическим этапом. На заключительном этапе результаты экспериментальной группы выше результатов контрольной группы на 15%.
В пробе Штанге улучшение участников контрольной группы составило 13%, в то время как участники экспериментальной группы показали улучшение на 20%. На заключительном этапе результаты экспериментальной группы превзошли результаты контрольной группы на 7,7%, что свидетельствует о более значительном увеличении уровня функционального состояния дыхательной системы участников экспериментальной группы.
В пробе Серкина участники контрольной группы увеличили свои показатели на 10,5%. Испытуемые экспериментальной группы повысили свой результат на 27,7%.
BIOMEDICINE 2024, Vol. 8 (2)
На заключительном этапе показатели пробы Серкина у подростков, занимавшихся пара чиром, выше на 9,5%, чем у подростков, которые пара чиром не занимались.
Результаты теста на физическую работоспособность (Р1С™) продемонстрировал, что показатель контрольной группы на заключительном этапе выше на 20,6%, чем на диагностическом. Показатель экспериментальной группы вырос на 32,6% в сравнении с диагностическим этапом. Результаты теста показали, что общая физическая работоспособность испытуемых экспериментальной группы выше на 7,6% работоспособности контрольной группы.
Заключение. Проведенное исследование выявило, что улучшение функциональной подготовленности дыхательной системы и повышение работоспособности подростков с интеллектуальными нарушениями достигается за счет эффективного использования средств пара чира.
Важным показателем функциональной подготовленности являются дыхательные пробы. Изучение дыхательной функции может дать ценную информацию о состоянии организма. Использование дыхательных проб дает возможность оценить работу легких при нагрузке, а также эффективность поставки кислорода к органам и тканям. Умственно отсталым подросткам может быть сложно правильно контролировать дыхание во время физических упражнений, что сказывается на уровне их тренированности.
По истечении времени проведения исследования, можно утверждать, что занятия пара чиром имеют положительное влияние на повышение уровня функциональной подготовленности подростков с интеллектуальными нарушениями.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Schalock, R. L. The new definition of intellectual disability, individual supports, and personal outcomes / R. L. Schalock // Century [Siglo Cero]. -2009. - Vol. 40. - P. 22-39.
2. Астафьев, Н. В. Формы физкультурного образования, умственно отсталых детей и подростков / Н. В. Астафьев // Научные труды. -Омск: СибГАФК, 1995. - С. 184-188
3. Серикова, Ю. Н. Черлидинг как средство привлечения учащейся молодежи к занятиям физической культурой: дисс. магистра / Ю. Н. Серикова. - М.: ГЦОЛИФК, 2015. - 98 с.
4. Янкевич, И. Е. Обучение элементам черли-динга учащихся специальной коррекционной школы-интерната VIII вида: учебно-методическое пособие / И. Е. Янкевич, В. Н. Пташкина. -Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015. - 96 с.
5. Никишкина, Т. В. Особенности развития координационных способностей подростков / Т. В. Никишкина // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 35. - С. 880-886.
6. Болдырева, В. Б. Особенности развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью / В. Б. Болдырева, Г. И. Дерябина // Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования: материалы Всероссийской науч.- практ. конф. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. - С. 44- 52.
7. Функциональная подготовленность подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром / В. Н. Карпенко, А. П. Ярошинская, И. Е. Янкевич, М. О. Одинцова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2022. - Т. 17. - № 3. - С. 138-145.
8. Безнис, Е. Е. Влияние занятий по черлидингу на организм спортсменов / Е. Е. Безнис, И. С. Мухина // Здоровьесберегающие технологии, физ. реабилитация и рекреация в высш. учеб. заведениях. - Белгород: Белгор. гос. технол. ун-т им. В.Г. Шухова, 2010. - С. 22-24.
9. Беляев, В. С. Тренировочная нагрузка спортс-менов-черлидеров в процессе подготовки годичного цикла / Б. В. Степанович, Л. О. Хох-лова, А. А. Беззубов // Культура физ. и здоровье. - 2017. - № 2 (62). - С. 25-29
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки России. - URL: http://fgosvo.ru. (дата обращения: 08.04.24)
11. Али Махаммад, А. Пробы Штанге и Генча в оценке функции внешнего дыхания у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе проведения тренировочного процесса / А. Али Махаммад, Н. Я. Прокопьев, Е. А. Семизоров // Sciences of Europe. - 2022 - № 88 (2). - С. 48-53.
12. Петров, П. К. Математико-статистическая обработка результатов педагогических исследований: учебное пособие / П. К. Петров. -Ижевск: УдГУ, 2006. - 86 с.
REFERENCES
1. Schalock R. L. The new definition of intellectual disability, individual supports, and personal outcomes. Century [Siglo Cero], 2009, vol. 40, pp. 22-39.
2. Astaf ev N.V. Forms of physical education for children and adolescents with intellectual disability. Scientific works. Omsk: SibSUPC, 1995. pp. 184188. (in Russ.)
3. Serikova Yu.N. Cheerleading as a way to attract students to physical education: master's dissertation. Moscow: GTSOLIFK. 2015. 98 p. (in Russ.)
4. Yankevich I.E., Ptashkina V.N. Teaching the cheerleading elements to students of a VIII type special boarding school: study guide. Astrakhan: Sorokin Roman Vasil'evich (publisher), 2015. 96 p. (in Russ.)
5. Nikishkina T.V. Features of the coordination development of adolescents. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie, 2021, no. 35, pp. 880-886. (in Russ.)
6. Boldyreva, V.B., Deryabina G.I. Development of coordination in children with intellectual disability. Forming Physical Culture and Health Culture of Students in Conditions of Modernizing Education: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Elabuga: ESPU Publishing House, 2008. pp. 44-52. (in Russ.)
7. Karpenko V.N., Yaroshinskaya A.P., Yankevich I.E., Odintsova M.O. Functional readiness of teenagers with intellectual disabilities involved into par-acheer. Russian Journal of Physical Education and Sport, 2022, vol. 17, no. 3, pp. 138-145. (in Russ.)
8. Beznis E.E., Mukhina I.S. Effect cheerleading classes on the body of athletes. Health-saving technologies, physical rehabilitation and recreation in higher education institutions. Belgorod: Shukhov Belgorod State Technological University, 2010. pp. 22-24. (in Russ.)
9. Belyaev V.S., Stepanovich B.V., Khokhlova L.O., Bezzubov A.A. Training activity of cheerleaders during the annual cycle. Physical Culture and Health, 2017, no. 2 (62), pp. 25-29. (in Russ.)
10. Federal state educational standard of basic general education. Ministry of Education and Science of Russia. Available at: http://fgosvo.ru. (accessed 08.04.24) (in Russ.)
11. Ali Mahammad A., Prokopyev N.Ya., Semizo-rov E.A. Stange and Gench tests in the evaluation of the external respiration function in the youth of the Syrian national road racing team at the pre-competition stage of the training process. Sciences of Europe, 2022, no. 88 (2), pp. 48-53. (in Russ.)
12. Petrov P.K. Math-and-stats processing of the pedagogical research results: a textbook. Izhevsk: UdSU, 2006. 86 p. (in Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Виктория Николаевна Карпенко - старший преподаватель кафедры образовательных технологий физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева», Астрахань, e-mail: [email protected].
Алевтина Павловна Ярошинская - доктор биологических наук, профессор кафедры образовательных технологий физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева», Астрахань, e-mail: [email protected].
Наталья Владимировна Ермолина - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой образовательных технологий физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева», Астрахань, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Viktoria N. Karpenko - Senior Lecturer of the Department of Educational Technologies of Physical Culture and Sports, Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, e-mail: viktoria.tkacheva@mail .ru.
Alevtina P. Yaroshinskaya - Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Educational Technologies of Physical Culture and Sports, Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, e-mail: [email protected].
Natal'ya V. Ermolina - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Educational Technologies of Physical Culture and Sports, Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, e-mail: [email protected].
Для цитирования: Карпенко, В. Н. Дыхательные пробы как показатели функциональной подготовленности умственно отсталых подростков 13-15 лет, занимающихся пара чиром / В. Н. Карпенко, А. П. Ярошинская, Н. В. Ермолина // Современные вопросы биомедицины. - 2024. - Т. 8. -№ 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_11
For citation: Karpenko V.N., Yaroshinskaya A.P., Ermolina N.V. Respiratory tests as the functional fitness indices of 13-15 years old intellectually disabled adolescents engaged in ParaCheer. Modern Issues of Biomedicine, 2024, vol. 8, no. 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_11