Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК I - II КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА'

КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК I - II КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / НАГРУЗКА / ТЕСТЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богданова Ирина Викторовна, Власов Григорий Владимирович, Герритс Ирина

Для управления и коррекции учебно-тренировочного процесса на занятиях физической культурой в университете необходим контроль функциональной и физической подготовленности студенток. В статье представлены результаты проведенного исследования функциональной и физической подготовленности студенток университета, занимающихся в группах ОФП. В обследовании принимали участие девушки, обучающиеся на 1-2 курсах университета. На первом этапе исследования принимало участие 298 человек, на втором - 290 студенток. Возраст студенток 18-20 лет. В тестировании были использованы: степ-тест PWCl7o,жизненная емкость легких (ЖЕЛ), проба Штанге, педагогические контрольные нормативы: бег на 2000 м., 100 м, прыжок в длину. Результаты тестирования были подвергнуты статистическому анализу с использованием компьютерной программы “Excel”. Результаты теста показали удовлетворительный уровень физической работоспособности девушек. Степ-тест PWCi7o показателей систолического выброса, минутного объема кровообращения в нагрузке характеризуют удовлетворительный уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у студенток. У девушек систолический выброс крови составил 76 мл. Минутный объем крови в нагрузке - 13,1 л. Показатель восстановления пульса через одну минуту после нагрузки в степ - тесте PWCi7o у студенток составил 134 удара в минуту (уд/мин). Результаты теста говорят о хорошем восстановлении сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки. Проба Штанге позволила определить у девушек хорошую адаптивность сердечнососудистой системы к физической нагрузке. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у студенток 5.3 мл /кг соответствовали высокому уровню. Среднестатистический результат показанный девушками в сентябре в беге на 2000 м - 11,42,01 сек, 100 м - 17.3 сек., прыжке в длину с места 180 см. Показанные результаты в беге на 2000 м соответствует норме бронзового значка VI ступени Комплекса ГТО , в беге на 100 м и прыжке в длину с места результаты соответствуют уровню серебряного значка. Результаты исследования позволили определить эффективные средства и методы для развития двигательных способностей ,в частности, выносливости .В мае повторный контроль физической подготовленности девушек показал незначительное улучшение результатов в тестах .Объем крови выбрасываемый сердцем за одно сокращение составил 78 мл, МОК в нагрузке 13.8 л/мин, МПК (в нагрузке) 34.2 мл/мин/кг, PWC170 - 10.5 кгм/мин/кг, восстановление ЧСС 132 уд/мин, проба Штанге 62.1 сек, ЖЕЛ 5.5 мл/кг. В беге на 100 м, прыжке в длину с места, беге на 2000 м по оценочной шкале ГТО соответствовали серебряному значку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богданова Ирина Викторовна, Власов Григорий Владимирович, Герритс Ирина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF FUNCTIONAL AND PHYSICAL FITNESS OF FEMALE STUDENTS STUDYING AT 1-2 COURSES OF THE UNIVERSITY

To control and to correct the educational-training process during the physical culture lessons at the university the monitoring of the functional and physical fitness of female students is needed. The article contains results of the conducted study of the functional and physical fitness of university students, belonging to overall physical fitness group. Girls, studying at 1-2 courses of the university, attended the survey. At the first stage of the study, 298 people took part, at the second - 290 female students. The age of female students is 18-20 years old. In the testing, the following was used: PWC170 step-test, vital lung capacity (VC), Stange's test, pedagogical control standards: running at 2000 m, 100 m, long jump. The test results were subjected to statistical analysis using the Excel computer program. The test results showed a satisfactory level of physical performance of girls. The PWC170 step-test of the stroke volume output indicators, the heart output under the load defines the satisfactory level of the functional possibilities of the cardiovascular system of female students. The stroke volume output of female students constituted 76 ml. The heart output under the load - 13.1 The indicator of pulse recovery one minute after the load in the PWC170 step-test constituted 134 beats per minute. The results of the test point to the quick recovery of the cardiovascular system after physical activity. The Stange's test allowed detecting female students' good adaptability of the cardiovascular system to physical activity. Female students' vital capacity of the lungs (VC) was at a high level - 5.3 ml./kg. The average result in 2000-metre run shown by female students in September is 11,42,01 sec, in 100-metre run - 17.3 sec., when doing standing long-jump - 180 cm. For the results shown in 2000-metre run the bronze badge of the VI rank of the Complex "RLD" is given; for the results shown in 100-metre run and in standing long-jump the silver badge is given. The results of the investigation allowed defining the effective means and methods that would contribute to the development of motor capabilities, in particular, endurance. The repeated monitoring of physical fitness held in May showed small improving of the results in tests. The blood volume ejected by the heart amounted 78 ml. The heart output in a load - 13.8 l./min., VO2 max - 34.2 ml/min/kg., the PWC170 step-test - 10.5 kgm/min/kg., the restoration of a heart rate - 132 b/min, the Stange's test - 62.1 sec, the vital capacity of the lungs (VC) - 5.5 ml/kg. For the results shown in 100-metre run, in standing long-jump, in 2000-metre run the silver badge is given.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК I - II КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА»

logue in the language space, Collection of articles of the III (National) Scientific and Practical Conference, Saratov, pp. 142-146.

Контактная информация: bobyleva-g@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2022

УДК 796.015.6

КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СТУДЕНТОК I - II КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА Ирина Викторовна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский областной государственный университет, Москва; Григорий Владимирович Власов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Москва; Ирина Алевтина Виктор Герритс, студентка, Российский Университет Дружбы Народов, г. Москва

Аннотация

Для управления и коррекции учебно-тренировочного процесса на занятиях физической культурой в университете необходим контроль функциональной и физической подготовленности студенток. В статье представлены результаты проведенного исследования функциональной и физической подготовленности студенток университета, занимающихся в группах ОФП. В обследовании принимали участие девушки, обучающиеся на 1-2 курсах университета. На первом этапе исследования принимало участие 298 человек, на втором - 290 студенток. Возраст студенток 18-20 лет. В тестировании были использованы: степ-тест РШС17о,жизненная емкость легких (ЖЕЛ), проба Штанге, педагогические контрольные нормативы: бег на 2000 м., 100 м, прыжок в длину. Результаты тестирования были подвергнуты статистическому анализу с использованием компьютерной программы "Excel". Результаты теста показали удовлетворительный уровень физической работоспособности девушек. Степ-тест PWC170 показателей систолического выброса, минутного объема кровообращения в нагрузке характеризуют удовлетворительный уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у студенток. У девушек систолический выброс крови составил 76 мл. Минутный объем крови в нагрузке - 13,1 л. Показатель восстановления пульса через одну минуту после нагрузки в степ - тесте PWC170 у студенток составил 134 удара в минуту (уд/мин). Результаты теста говорят о хорошем восстановлении сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки. Проба Штанге позволила определить у девушек хорошую адаптивность сердечнососудистой системы к физической нагрузке. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у студенток 5.3 мл /кг соответствовали высокому уровню. Среднестатистический результат показанный девушками в сентябре в беге на 2000 м - 11,42,01 сек, 100 м - 17.3 сек., прыжке в длину с места 180 см. Показанные результаты в беге на 2000 м соответствует норме бронзового значка VI ступени Комплекса ГТО , в беге на 100 м и прыжке в длину с места результаты соответствуют уровню серебряного значка. Результаты исследования позволили определить эффективные средства и методы для развития двигательных способностей ,в частности, выносливости .В мае повторный контроль физической подготовленности девушек показал незначительное улучшение результатов в тестах .Объем крови выбрасываемый сердцем за одно сокращение составил 78 мл, МОК в нагрузке 13.8 л/мин, МПК (в нагрузке) 34.2 мл/мин/кг, PWC170 - 10.5 кгм/мин/кг, восстановление ЧСС 132 уд/мин, проба Штанге 62.1 сек, ЖЕЛ 5.5 мл/кг. В беге на 100 м, прыжке в длину с места, беге на 2000 м по оценочной шкале ГТО соответствовали серебряному значку.

Ключевые слова: контроль, физическая культура, функциональная ,физическая подготовленность, здоровье, программа, физические упражнения, нагрузка, тесты, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p39-45

MONITORING OF FUNCTIONAL AND PHYSICAL FITNESS OF FEMALE STUDENTS STUDYING AT 1-2 COURSES OF THE UNIVERSITY Irina Viktorovna Bogdanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Region State University; Gregory Vladimirovich Vlasov, the candidate of pedagogical scienc-

es, senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University; Irina Alevtina Viktor Gerrits,

the student, RUDN University, Moscow

Abstract

To control and to correct the educational-training process during the physical culture lessons at the university the monitoring of the functional and physical fitness of female students is needed. The article contains results of the conducted study of the functional and physical fitness of university students, belonging to overall physical fitness group. Girls, studying at 1-2 courses of the university, attended the survey. At the first stage of the study, 298 people took part, at the second - 290 female students. The age of female students is 18-20 years old. In the testing, the following was used: PWC170 step-test, vital lung capacity (VC), Stange's test, pedagogical control standards: running at 2000 m, 100 m, long jump. The test results were subjected to statistical analysis using the Excel computer program. The test results showed a satisfactory level of physical performance of girls. The PWC170 step-test of the stroke volume output indicators, the heart output under the load defines the satisfactory level of the functional possibilities of the cardiovascular system of female students. The stroke volume output of female students constituted 76 ml. The heart output under the load - 13.1 The indicator of pulse recovery one minute after the load in the PWC170 step-test constituted 134 beats per minute. The results of the test point to the quick recovery of the cardiovascular system after physical activity. The Stange's test allowed detecting female students' good adaptability of the cardiovascular system to physical activity. Female students' vital capacity of the lungs (VC) was at a high level - 5.3 ml./kg. The average result in 2000-metre run shown by female students in September is 11,42,01 sec, in 100-metre run - 17.3 sec., when doing standing long-jump - 180 cm. For the results shown in 2000-metre run the bronze badge of the VI rank of the Complex "RLD" is given; for the results shown in 100-metre run and in standing long-jump the silver badge is given. The results of the investigation allowed defining the effective means and methods that would contribute to the development of motor capabilities, in particular, endurance. The repeated monitoring of physical fitness held in May showed small improving of the results in tests. The blood volume ejected by the heart amounted 78 ml. The heart output in a load - 13.8 l./min., Vo2 max - 34.2 ml/min/kg., the PWC170 step-test - 10.5 kgm/min/kg., the restoration of a heart rate - 132 b/min, the Stange's test - 62.1 sec, the vital capacity of the lungs (VC) - 5.5 ml/kg. For the results shown in 100-metre run, in standing long-jump, in 2000-metre run the silver badge is given.

Keywords: control, physical culture, functional, physical fitness, health, program, physical exercises, load, tests, students.

ВВЕДЕНИЕ

Для управления и коррекции учебно-тренировочного процесса необходим контроль функциональной и физической подготовленности студентов. Контроль позволит оценить функциональное состояние и физическую подготовленность девушек и определить педагогические методы и средства, с помощью которых можно будет корректировать учебный процесс для развития функциональных систем организма студенток и их физической подготовленности. В настоящее время множество исследований посвящены функциональной и физической подготовленности студентов [1, 3, 5, 6, 8, 10] . Ряд исследований указывает на низкий уровень сердечно-сосудистой и дыхательной систем у учащихся университета [5, 7]. Ряд авторов считает, что специфические навыки на занятиях в вузе у студентов формируются на базе общей выносливости [9]. На наш взгляд, необходимо уделять внимание развитию двигательных способностей студенток, особенно выносливости. Известно, что под влиянием работы на выносливость увеличивается максимальное потребление кислорода МПК [4]. Важнейшей составляющей выносливости являются аэробные возможности организма. Они обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы, способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена [4]. Для развития функциональных систем организма и физической подготовленности девушек и повышения их работоспособности необходимо больше уделять внимание общей физической подготовленности [9], особенно воспитанию выносливости на занятиях физической культурой в вузе.

Цель исследования: контроль функционального состояния и физической подготовленности студенток позволит вносить своевременные коррективы в учебно-тренировочный процесс.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью определения уровня функциональной работоспособности сердечно сосудистой системы были применены следующие тесты: измерение ЧСС с использование пульсометра в покое и после теста PWC170; АД (артериальное давление) измерялось тонометром. Проводя степ-тест PWCl7o,мы получили данные объема крови, выбрасываемый сердцем за одно сокращение (мм), (систолический выброс в нагрузке), объем крови, прокачиваемый сердцем за 1 мин, л/мин., (минутный объем кровообращения в нагрузке), восстановление пульса (пульс через 1 минуту после выполнения . Для оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способности внутренний среды организма насыщаться кислородом, применял пробу Штанге. Определяли показатель жизненной емкости легких. ЖЕЛ определялась с помощью спирометра. Высчитывалось отношение объема легких к массе тела.

Использовали для оценки физической подготовленности педагогические контрольные упражнения: бег на 2000 м., бег на 100 м., прыжок в длину с места. Для повышения уровня функциональной и физической подготовленности студенток на занятиях в группах ОФП преподаватели применяли методы непрерывного (однократно), прерывного (многократно) выполнения упражнений . При выполнении прерывного метода использовали интервалы отдыха, дозируемые временем или расстоянием. При выполнении непрерывной работы упражнения использовали равномерный метод с постоянной скоростью. Применяли на занятиях наиболее эффективный на наш взгляд, переменный метод тренировки. Переменный метод позволял непрерывно чередовать упражнения с различной интенсивностью. Параметрами нагрузки при переменном методе тренировки являлась скорость передвижения и длительность воздействий различной интенсивности. Для развития общей выносливости использовали циклическое упражнения, выполняемые в аэробном режиме, продолжительностью не менее 15-30 минут. На учебно-тренировочных занятиях применяли различные средства: медленный бег, бег в среднем темпе на различные дистанции 500,600,800,1000,1200 м., спринтерский бег на 30, 60,100,150 ,200м, кросс, фарт-лек, различные многоскоки, беговые упражнения, силовые упражнения, упражнения на гибкость [2].

Применение функциональных проб в исследовании позволило учитывать эффективность проведенных мероприятий, степень восстановления, и в итоге корректировать учебный процесс.

Результаты, показанные студентками, во всех используемых нами тестах прошли статистический анализ . Рассчитывались средние арифметические величины Х, и их среднеквадратические отклонения. Полученные результаты были обработаны с использованием компьютерной программы «EXCEL».

Исследование проводилось в два этапа, в сентябре 2018 (первый этап ), мае 2019 ( второй этап ) на базе спортивного комплекса МГТУ им.Н.Э. Баумана . Было проведено обследования девушек I и II курсов Университета осенью, всего 298 человек. На втором этапе, весной, в исследовании принимали участие 290 девушек. Возраст испытуемых 1820 лет. В тестировании участвовали студентки основной и подготовительной медицинских групп.

Девушкам рассказали о цели обследования, методиках и правилах выполнения тестов. Студентки заполняли анкету, которая прошла обработку с использованием специальной программы. Образец анкеты представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Анкета студента Петрова Дарья Викторовна, курс 1, женский пол, 18 лет

Показатели физического здоровья Факт Норма

ЧСС 77 >65

АД 110/70 115/77

Относительная ЖЕЛ (мл/кг) 67 >56

Проба Штанге 72 >58

Степ-тест PWCl7о (кгм/кг/мин) 10.2 >14.2

МПК ( в нагрузке),( мл/кг/мин) 33 >43

Систолический выброс ( в нагрузке , за одно сокращение , мл.) 78 >105

Минутный объем кровообращения ( в нагрузке за 1 мин.) 13.3 >17.9

Восстановление пульса через 1 мин. После степ-теста. 129 <146

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В сентябре определяли >ЧСС (частоту сердечных сокращений) и АД (артериальное давление) у студенток измеряли до проведения тестов. У девушек ЧСС в покое 82 удара в минуту, АД 112/68 (немного ниже нормы). В мае среднестатистические показатели ЧСС у студенток 83 уд ./мин. , АД 115/73.

Проводя степ-тест PWCl7o, мы получили следующие результаты: в сентябре у девушек систолический выброс крови в нагрузке составил 76 мл., в мае 78 мл; показатель минутного объема крови в нагрузке в сентябре у девушек - 13,1л., в мае 13.8 л. На наш взгляд, два показателя: систолический выброс крови и минутный объем кровообращения в нагрузке характеризуют удовлетворительный уровень развития функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у студенток.

Таблица 2 - Показатели ЧСС, АД. Степ-теста Р^Спо (после нагрузки у студенток)

Студентки ЧСС (уд/мин) АД (мм.рт.ст.) УО (мл.) МОК в нагрузке, (л/мин) МПК в нагрузке, (мл./мин/кг) PWCl70 (кгм/кг/мин) Восстановление ЧСС (уд/мин)

298 чел., сентябрь 82±3.5 112/68 ±2.8 76± 12.3 13.1 ± 1.8 33.4±3.2 10.3±1.9 134±3.1

290 чел., май 83±2.9 115/73±2.1 78± 13.8 13.8±1.6 34.2±3.8 10.5±1.7 132±2.9

Одним из важных показателей сердечно-сосудистой системы является показатель восстановления пульса после физической нагрузки через минуту после выполнения степ-теста Р^^С^о мы измеряли ЧСС (частоту сердечных сокращений) в течение 30 сек.В сентябре ЧСС студенток соответствовала 134 уд/мин, в мае 132 уд/мин. После физической нагрузки процессы восстановления сердечно-сосудистой системы девушек проходили достаточно быстро.

Для оценки физической работоспособности студенток использовали степ-тест Р^^С^о. В сентябре у девушек показатель мощности выполнения работы в степ-тесте составлял 10.3 кгм/кг/мин., в мае 10.5 кгм/кг/мин. Показатель физической работоспособности является одним из важных критериев оценки физической подготовленности, а также функционального состояния кардио-респираторной системы. Результаты теста позволили определить удовлетворительный уровень функциональной подготовленности у девушек. Во время выполнения степ-теста PWCl7o исследовали максимальное потребление кислорода студенток при выполнении физической нагрузки.

Определяли объем кислорода, усваиваемый организмом в одну минуту на кг. веса студенток. Среднестатистический анализ показал, в сентябре у девушек объем кислорода, усваиваемый организмом в нагрузке, составлял 33.4 мл/кг/мин, в мае 34.2 мл/кг/мин. Результаты максимального потребления кислорода в нагрузке у девушек удовлетворительные. Для оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способности внутренней среды организма насыщаться кислородом, применяли пробу Штанге.

Таблица 3 - Показатели ЖЕЛ , проба Штанге

Студентки Проба Штанге (сек) ЖЕЛ (мл/кг)

298 чел., сентябрь 63.4±10.2 5.3±5.7

290 чел., май 62.1±9.7 5,5±6.2

Исследования позволили определить: в сентябре у девушек задержка дыхания на вдохе (сек) составляла 63.4 сек, в мае 62.1 сек. Студентки имеют высокие показатели пробы Штанге, соответственно могут достаточно хорошо переносить физические нагрузки. Результаты исследования позволили определить, у студенток высокий уровень ЖЕЛ. Среднестатистический показатель у девушек в сентябре составил 5.3 мл /кг., в мае 5,5 мл./кг.

Нами было проведено педагогическое контрольное тестирование. В качестве критерия использовали нормативные показатели Комплекса ГТО VI ступени. Проведенное контрольное тестирование в сентябре, в группах девушек ОФП позволило определить результаты контрольных упражнений: в беге на 2000 м средний статистический результат -11.42,01 сек., в спринтерском беге на 100 м. - 17.3 , в прыжке в длину с места - 180 см. (таблица 4). Показанные результаты в беге на 2000 м соответствует норме бронзового значка VI ступени Комплекса ГТО, в беге на 100 м и прыжке в длину с места результаты соответствуют уровню серебряного значка.

Таблица 4 - Педагогические контрольные нормативы студенток

Контрольный норматив Девушки - 298 чел. (осень, сентябрь) Девушки - 290 чел. (весна, май)

2000 м. 11.42.01±2.1 11.31.0±1.4

100 м. 17.3±4.6 17.1±2.8

Прыжок в длину 180±3.9 184±3.0

Проведя в мае повторно педагогический контроль результатов в беге 2000 м, 100 м, прыжке в длину через 7 месяцев, после выполнения физических нагрузок аэробной и анаэробной направленности, определили незначительное улучшение результатов в беге на 100 м, 2000 м, прыжке в длину. В беге на 100 м средний статистический результат 17.1 сек, в прыжке в длину с места - 184 см, в беге на 2000 м - 11.31.00 соответствуют норме серебряного значка ГТО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тесты, применяемые нами в исследовании, объективно отражают функциональное состояние и физическую подготовленность студенток. В сентябре среднестатистические показатели ЧСС (частота сердечных сокращений) у 298 девушек в спокойном состоянии 82 уд/мин, .АД (артериальное давление) - 112/68 (верхние и нижние границы снижены). Результаты степ-теста PWCl7o показателей систолического выброса, минутного объема кровообращения в нагрузке характеризуют удовлетворительный уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у студенток. Систолический выброс крови составил 76 мл. Минутный объем крови в нагрузке у девушек 13,1 л.

Одним из информативных показателей функциональных возможностей сердечнососудистой системы является показатель восстановления пульса (через одну минуту после нагрузки). У девушек пульс составлял 134 уд/мин. Процесс восстановления сердечнососудистой системы после тренировочной нагрузки проходит достаточно быстро.

Используя степ-тест PWCl7o, исследовали общую физическую работоспособность. Результаты теста показали удовлетворительный уровень функциональной подготовленности девушек 10.3 кгм/кг/мин.

Определяли максимальное потребление кислорода (МПК), объем кислорода, усваиваемый организмом в одну минуту на один кг. веса студентки. Среднестатистический анализ позволил определить, у девушек объем кислорода, усваиваемый организмом в нагрузке, составлял 33.1 мл/кг/мин. Результаты максимального потребления кислорода в нагрузке у девушек удовлетворительные.

Проба Штанге, на задержку дыхания, на вдохе, позволила определить, девушки имеют высокий показатель 64 с.

Показатель ЖЕЛ у девушек 5.3 мл/кг, результаты теста соответствуют высокому уровню. На основании контроля функциональной и физической подготовленности сту-

денток провели коррекцию тренировочных нагрузок на занятиях физической культурой в университете. В мае проводился контроль функциональной и физической подготовленности. Повторный контроль физической подготовленности девушек показал незначительное улучшение результатов в тестах .Объем крови, выбрасываемый сердцем за одно сокращение, составил 78 мл. МОК в нагрузке 13.8 л/мин ,МПК (в нагрузке) 34.2 мл/мин/кг, PWC170 10.5 кгм/мин/кг, восстановление ЧСС 132 уд/мин, проба Штанге 62.1 сек, ЖЕЛ 5.5 мл/кг. В беге на 100 м , прыжке в длину с места, беге на 2000 м. по оценочной шкале ГТО соответствовали серебряному значку . Для улучшения функциональных показателей и повышения общей физической подготовленности студенток необходимо развивать физические качества студенток, которые являются основой работоспособности. Первостепенным двигательным качеством является выносливость. Для воспитания выносливости систематически выполнять работу аэробной направленности , продолжительностью 2030 минут.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобков В.В. Сравнительный анализ двигательной активности студентов основной и специальной медицинской группы / В.В. Бобков // Проблемы совершенствования физического воспитания студентов : материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 85-летию РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.- Москва : Изд-во РГУ нефти и газа, 2015. - С. 21-22.

2. Влияние общефизической подготовки на физическое состояние студентов / И.В. Богданова, А.А. Егиазарян, Ю.О. Лыкин, Г.В. Власов, М.Н. Рабаданов.// Теория и практика физической культуры. - 2020.- № 9. - С. 51-54.

3. Валеева Г.В. Тестирование показателей здоровья студентов нефтяников - как элемент оценки качества образования / Г.В. Валеева,, Е.Д. Валеев // Проблемы совершенствования физического воспитания студентов : материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 85-летию РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.- Москва: Изд-во РГУ нефти и газа, 2015. - С. 31-33.

4. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, Э.Н. Несен, А.А. Осипенко, С.Н. Корсун. - Москва : Олимпийская литература. 2013. -503 с.

5. Деманова Е.Ф. Возможности коррекции адаптационного потенциала студентов. / Е.Ф. Деманова, М.М. Расулов, Е.А. Кузнецов, А.В. Деманов // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2012.- № 1. (53). - С. 91-94.

6. Мартынова Е.Ю. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов ВУЗа различных функциональных групп здоровья / Е.Ю. Мартынова, М.М. Колокольцев.// Современные проблемы науки и образования.- 2016. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25728 (дата обращений: 01.01.2022).

7. Нюняев И. В. Показатели функциональных и адаптационных резервов организма студентов на занятиях по физическому воспитанию / И.В. Нюняев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015.-№ 1 (9).-С. 37-41.

8. Прижановская А. А. Причины проблем физической подготовленности студенческой молодежи / А.А. Прижановская, М.И. Егоров // Человек , здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XXIV Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся.- Коломна : Изд-во Коломенского пед. института, 2014.-С. 272-274.

9. Динамика развития функциональных показателей как фактор двигательной подготовленности студентов. / Д.А. Раевский , Т.Е. Симина, В.П. Румянцев, Н.Г. Пучкова // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №3 (133). - С. 198 -200.

10. Ревенко Е.М. Оценка физического развития и функциональной подготовленности человека : методические указания / Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова , О.Н. Кривощекова. - Омск : Изд-во Си-бАДИ, 2015.- 21 с.

REFERENCES

1. Bobkov, V.V. (2015), "Comparative analysis of motor activity of students of the basic and special medical groups", Problems of improvement of physical education of students: All-Russian Scientific and Methodological Conference devoted to the 85th anniversary of the Gubkin Russian State Univer-

sity of Oil and Gas, Russian State University of Oil and Gas, Moscow, pp. 21-23.

2. Bogdanova, I.V., Egiazaryan, A.A., Lykin, Yu.O., Vlasov. G.V., and Rabadanov M.N. (2020), "The influence of general physical training on the physical condition of students", Theory and practice of physical culture. Moscow, No. 9, pp. 51-54.

3. Valeeva, G.V. and Valeev, E.D.( 2015), "Testing of health indicators of oil students - as an element of assessing the quality of education", Problems of improvement of physical education of students: All-Russian Scientific and Methodological Conference devoted to the 85th anniversary of the Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Russian State University of Oil and Gas, Moscow, pp. 31-34.

4. Volkov, N.I., Nesen, E.N., Osipenko, A.A. and Korsun, S.N. (2013), Biochemistry of muscular activity, Olympic literature, Moscow.

5. Demanova, E.F., Rasulov, M.M., Kuznetsov, E.A., and Demanov, A.V.(2012), "Possibilities of correction of students' adaptive potential", Bulletin of Astrakhan State Technical University, No. 1 (53), pp. 91-94.

6. Martynova, E.Yu. , and Kolokoltsev, M.M.( 2016), "Physical development and physical fitness of university students of various functional health groups", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25728 (date accessed: 01.01.2022).

7. Nyunyaev I.V.( 2015), "Indicators of functional and adaptive reserves of the body of students in physical education classes", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No.1 (9), pp. 37-41.

8. Prizhanovskaya, A.A. and Egorov, M.I. (2014), "Causes of problems of physical fitness of students, Man, health, physical culture and sport in a changing world : materials of the XXIV International Scientific and Practical Conference on the Problems of Physical Education of Students, Kolomna, pp.272-274.

9. Raevsky. D.A., Simina. T.E., Rumyantsev, V.P., and Puchkova, N.G.( 2016), "Dynamics of development of functional indicators as a factor of students' motor readiness", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No.3 (133), pp.198 -200.

10. Revenko, E.M., Zelova, T.F., and Krivoshchekova, O.N. (2015), Assessment of physical development and functional fitness of a person, methodical instructions, SibADI, Omsk.

Контактная информация: irinabogdanova2015@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2022

УДК 796.853.23

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИК СГОНКИ ВЕСА У ДЗЮДОИСТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ

Вадим Анатольевич Бомин, кандидат педагогических наук, доцент, Эдуард Эдуардович Кугно, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Ивановна Трегуб, старший преподаватель, Вера Камильевна Большедворская, кандидат экономических наук, доцент Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, Иркутск, Раиса Викторовна Калашникова, старший преподаватель, Павел Юрьевич Брель, кандидат педагогических наук, Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме методике сгонки веса у дзюдоистов. Целью исследования является оптимизация у дзюдоистов режима тренировочного процесса для снижения веса и сохранения физической работоспособности до соревнований. Предполагалось, что выбранный оптимальный режим организации тренировочного процесса спортсменов, снижающих вес, окажется наиболее эффективным и не окажет существенного влияния на снижение показателей физической подготовленности борцов дзюдоистов. В методах исследования использовались: анализ и обобщение литературы, тестирование, педагогический эксперимент, обработка результатов. Исследования проводились в спортивных школах г. Иркутска у борцов трех групп по 10 человек 16-18 лет. В первой группе тренировки поводились по «ударному» варианту снижения веса. Во второй группе по «объемному». В третьей группе снижающий вес перед соревнованиями по «усредненно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.