Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ С УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В БЕГЕ НА 2000 МЕТРОВ У ЮНОШЕЙ-МЕДИКОВ'

СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ С УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В БЕГЕ НА 2000 МЕТРОВ У ЮНОШЕЙ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романов И.В., Маличенко А.А.

Бъективная оценка физического здоровья, физической подготовленности и установление их динамики во времени - непременное условие эффективного управления учебным процессом. Цель исследования: сравнить уровень функционального состояния с уровнем физической подготовленности в беге на 2000 м среди юношей-медиков. Методы исследования: в качестве оценки уровня функционального состояния были взяты: проба Мартина-Кушелевского, степ-тест Гарварда, а для определения уровня физической подготовленности взяты результаты контрольного тестирования: бег на 30 м и 2000 м, прыжок в длину с места, бег по волану 4х9 м, наклон вперед, подъем туловища за 1 мин, сгибание и разгибание рук в положении лежа и подтягивание на высокой перекладине. Выводы: в результате исследования определено, что уровень физической подготовленности студентов в беге на 2000 м преимущественно низкий, а уровень функционального состояния по степ-тесту Мартина-Кушелевского и Гарвардского степ-теста имеет преимущественно высокие показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романов И.В., Маличенко А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE FUNCTIONAL STATE LEVEL WITH THE LEVEL PHYSICAL EXCELLENCE IN A 2000 METER RUN FOR YOUNG MEDICINES

An objective assessment of physical health, physical fitness and the establishment of their dynamics over time is an indispensable condition for effective management of the educational process. Research goal: to compare the level of functional condition with the level of physical fitness in the 2000-meter run among medical boys. Research methods: as an assessment of the level of functional state, the following were taken: the Martin-Kushelevsky test, the Harvard step test, and to determine the level of physical fitness, the results of control testing were taken: running 30 m and 2000 m, long jump from a place, shuttle running 4x9 m, bending forward, lifting the torso in 1 min, bending and unbending the arms in a prone position and pulling up on a high crossbar. Conclusions: as a result of the study, we determined that the level of physical fitness of students in the 2000 m run is mainly low, and the level of functional state according to the Martin-Kushelevsky and Harvard step test has mainly high indicators.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ С УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В БЕГЕ НА 2000 МЕТРОВ У ЮНОШЕЙ-МЕДИКОВ»

УДК 796.422:612.766-053.67

И.В. РОМАНОВ

старший преподаватель1

А.А. МАЛИЧЕНКО

доцент1

1 Витебский государственный медицинский университет, Республика Беларусь

Статья поступила 14 октября 2021 г.

СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ С УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В БЕГЕ НА 2000 МЕТРОВ У ЮНОШЕЙ-МЕДИКОВ

Объективная оценка физического здоровья, физической подготовленности и установление их динамики во времени - непременное условие эффективного управления учебным процессом. Цель исследования: сравнить уровень функционального состояния с уровнем физической подготовленности в беге на 2000 м среди юношей-медиков.

Методы исследования: в качестве оценки уровня функционального состояния были взяты: проба Мартина-Кушелевского, степ-тест Гарварда, а для определения уровня физической подготовленности взяты результаты контрольного тестирования: бег на 30 м и 2000 м, прыжок в длину с места, бег по волану 4х9 м, наклон вперед, подъем туловища за 1 мин, сгибание и разгибание рук в положении лежа и подтягивание на высокой перекладине.

Выводы: в результате исследования определено, что уровень физической подготовленности студентов в беге на 2000 м преимущественно низкий, а уровень функционального состояния по степ-тесту Мартина-Кушелевского и Гарвардского степ-теста имеет преимущественно высокие показатели.

Ключевые слова: физическое здоровье, физическая подготовленность, студент, функциональное состояние, здоровый образ жизни.

ROMANOV I.V.

Senior Lecturer1

MALICHENKO A.A.

Associate Professor1

1Vitebsk State Medical University, Republic of Belarus

COMPARISON OF THE FUNCTIONAL STATE LEVEL WITH THE LEVEL PHYSICAL EXCELLENCE IN A 2000 METER RUN FOR YOUNG MEDICINES

An objective assessment of physical health, physical fitness and the establishment of their dynamics over time is an indispensable condition for effective management of the educational process.

Research goal: to compare the level offunctional condition with the level of physical fitness in the 2000-meter run among medical boys.

Research methods: as an assessment of the level of functional state, the following were taken: the Mar-tin-Kushelevsky test, the Harvard step test, and to determine the level of physical fitness, the results of control testing were taken: running 30 m and 2000 m, long jump from a place, shuttle running 4x9 m, bending forward, lifting the torso in 1 min, bending and unbending the arms in a prone position and pulling up on a high crossbar.

Conclusions: as a result of the study, we determined that the level of physical fitness of students in the 2000 m run is mainly low, and the level of functional state according to the Martin-Kushelevsky and Harvard step test has mainly high indicators.

Keywords: physical health, physical fitness, student, functional state, healthy lifestyle.

Введение. Совершенствование физической подготовленности, сохранение здоровья студенческой молодежи остается важнейшей государственной проблемой [3] и ее решение - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед высшим образованием. Каждое высшее учебное заведение должно стремиться к повышению уровня физической подготовленности студентов, развивать их спортивные навыки и вести пропаганду здорового образа жизни [5].

Роль физической подготовленности студентов многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебную деятельность студента все более интенсивной и напряженной [1]. Соответственно, возрастает и значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения.

Объективная оценка уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов, анализ их динамики во времени является непременным условием эффективного управления учебным процессом [1].

Для этой цели предложен ряд функциональных тестов [2, 4].

Так, Гарвардский степ-тест - это способ оценить уровень физической подготовки человека посредством реакции его сердечнососудистой системы на физическую нагрузку. Название степ-теста дано в честь Гарвардского Университета. Именно его ученые в 1942 году разработали этот тест. Он применяется для оценки физических возможностей перед началом спортивных занятий, особенно бега, для разработки программы тренировок, а также с целью оценить эффективность тренировок.

Для проведения теста нужна степ-платформа высотой 50 см для мужчин и 43 см - для женщин. В течение 5 минут в постоянном темпе нужно подниматься на скамью и опускаться вниз. Темп задает метроном с установленной на нем частотой 120 ударов в минуту. Каждое совершаемое движение должно совпадать с одним ударом метронома.

Восхождения обычно начинают с правой ноги. Количество циклов (подъем-спуск) - 30 в минуту. В каждом цикле - четыре шага:

- правой ногой встать на ступеньку;

- приставить к ней левую ногу;

- правую ногу поставить обратно на пол;

- поставить на пол левую ногу.

Таким образом, в течение 5 минут совершается 150 циклов.

Перед тем как проводить степ-тест, нужно продемонстрировать тестируемому, что нужно делать, и дать ему возможность самому попробовать. Если он не может выполнять подъемы на ступеньку в течение 5 минут, сбивается и не в состоянии поддерживать установленный темп в течение 20 секунд, тестирование прекращается, время, на протяжении которого оно проводилось, фиксируется.

Когда студент поднялся и стоит на платформе, его туловище должно быть строго в вертикальном положении, ноги прямые, руками выполняются те же движения, что при обычной ходьбе. Во время проведения степ-теста ногу, с которой начинается подъем на скамью, можно менять несколько раз.

После выполнения степ-теста следует сесть или принять любое другое удобное положение и со второй минуты подсчитать пульс. Пульс измеряется на 2-й, 3-й и 4-й минутах отдыха в течение 30 секунд.

Начиная со второй минуты восстановления после нагрузки, измеряется количество ЧСС за 30 с, далее 30 секунд перерыва, и

снова измеряется пульс за 30 с, снова перерыв, снова 30 с считается пульс. В итоге должно получиться 3 значения, указывающие количество сердечных сокращений за 30 сек.

ЧСС за первую минуту отдыха после нагрузки не учитывают: в этом, правда, есть и свои плюсы, и свои минусы. Плюс в том, что в раннем восстановительном периоде пульс зависит от многих факторов, не связанных с работой мышц. Минус же состоит в том, что недостаточно учитывается индивидуальная реактивность сердечно-сосудистой системы на первой минуте восстановления.

Индекс гарвардского степ-теста вычисляется по формуле:

t X 100

ИГСТ =

х2

f1 + f2 + f3 где 1 - время восхождения в секундах;

fз - частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно.

Степ-тест оценивает скорость восстановления организма после интенсивной непродолжительной нагрузки. За основу берутся показатели работы сердечно-сосудистой системы. От того, насколько быстро она возвращается к привычному ритму работы после нагрузки, зависит и выносливость организма в целом [2].

Проба Мартине-Кушелевского позволяет судить о состоянии кардиореспираторной системы, а также о восстановительных процессах в организме после физической нагрузки [4].

Последовательность выполнения пробы. В исходном положении сидя у студента измеряется ЧСС за 10 с. После этого дается нагрузка (20 приседаний за 30 с). Приседания выполняются глубоко с вытянутыми руками. На 50 секунде восстановления измеряется ЧСС (студенты, у которых пульс восстановился, отходят в сторону), у оставшихся студентов фиксируется повторная ЧСС после 1 мин 20 с (студенты, у которых пульс восстановился, отходят в сторону), у оставшихся студентов фиксируется ЧСС после 1 мин 50 с (студенты, у которых пульс восстановился, отходят в сторону), у оставшихся студентов фиксируется ЧСС после 2 мин 50 с (студенты, у которых пульс восстановился, отходят в сторону), у оставшихся студентов записывается ЧСС как >3. Результаты пробы оцениваются согласно специальной таблицы.

Показатели в беге на 2000 м у студентов находятся на очень низком уровне. И это очень сильно влияет на общую подготовленность студентов. В нашей работе мы попытаемся выяснить причину низких результатов в беге на 2000 м.

Цель - сравнить уровень функционального состояния с уровнем физической подготовленности в беге на 2000 метров у юношей-медиков.

Материалы и методы исследования. В

педагогическом эксперименте принимали участие 20 студентов основного медицинского отделения лечебного факультета УО «ВГМУ». Возраст испытуемых составил 1920 лет.

В работе были использованы следующие методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, педагогический эксперимент, математико-статистический анализ, проба Мартине-Кушелевского, гарвардский степ-тест, контрольно-педагогическое тестирование (бег на 2000 м).

Результаты и их обсуждения. В качестве оценки уровня физической подготовленности у студентов были взяты результаты контрольного тестирования: бег на 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 4х9 м, наклон туловища, поднимание туловища, бег на 2000 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища за 1 мин (таблица 1).

Из результатов таблицы 1 следует, что результат бега на 30 м в процентном и количественном отношении составляет: высокий -20% (4 чел.), выше среднего - 20% (4 чел.), средний - 30% (6 чел.), ниже среднего - 10% (2 чел.), низкий - 20% (4 чел.).

Прыжок в длину с места: высокий - 20% (4 чел.), выше среднего - 25% (5 чел.), средний -40% (8 чел.), ниже среднего - 5% (1 чел.), низкий - 10% (2 чел.).

Подтягивание на высокой перекладине: высокий - 20% (4 чел.), выше среднего - 25% (5 чел.), средний - 30% (6 чел.), ниже среднего - 15% (3 чел.), низкий - 10% (2 чел.).

Наклон туловища: высокий - 15% (3 ч), выше среднего - 45% (9 чел.), средний - 25% (5 чел.), ниже среднего - 10% (2 чел.), низкий - 5% (1 чел.).

Челночный бег 4х9 м: высокий - 30% (6 чел.), выше среднего - 30% (6 ч), средний -15% (3 чел.), ниже среднего - 15% (3 чел.), низкий - 10% (2 чел.).

Таблица 1. - Уровень физической подготовленности студентов

Контрольные нормативы Уровень физической подготовленности (%)

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Бег на 30 м 20 20 30 10 20

Прыжок в длину с места 20 25 40 5 10

Подтягивание 20 25 30 15 10

Наклон туловища 15 45 25 10 5

Челночный бег 4х9 м 30 30 15 15 10

Бег на 2000 м 0 5 0 15 80

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 5 5 6 4 0

Поднимание туловища за 1 мин 4 5 6 4 1

Общая физическая подготовленность 5 25 35 15 20

Бег на 2000 м: высокий - 0, выше среднего

- 5% (1 чел.), средний - 0, ниже среднего -15% (3 чел.), низкий - 80% (16 чел.).

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа: высокий - 25% (5 чел.), выше среднего - 25% (5 чел.), средний - 30% (6 чел.), ниже среднего - 20% (4 чел.), низкий - 0% (0 чел.).

Поднимание туловища за 1 мин: высокий

- 20% (4 чел.), выше среднего - 25% (5 ч), средний - 30% (6 чел.), ниже среднего - 20 % (4 чел.), низкий - 5% (1 чел.).

Таким образом, из таблицы видно, что результаты в беге на 2000 м находятся на низком уровне, а это сильно негативно влияет на общую подготовленность в целом [6, 7].

Общий уровень физической подготовленности по контрольно-педагогическому тестированию испытуемых студентов показан на рисунке.

Как следует из представленного на диаграмме результата, высокий уровень физичес-

кой подготовленности студентов-медиков отмечен только у 1 человека (5% обследованных), уровень выше среднего у 4 человек (20%), средний - у 5 человек (25%) ниже среднего - у 6 человек (30%) и низкий уровень встречалс\я у 4 человек (20% обследованных).

Для сравнения уровня физической подготовленности с уровнем функционального состояния были взяты результаты контрольного тестирования в беге на 2000 м, пробы Ма-ртине-Кушелевского и гарвардского степ-теста.

Из результатов таблицы 2 вытекает, что уровень физической подготовленности и функционального состояния студентов-медиков по результатам степ-теста в процентном и количественном отношении составляет: отличный - 60% (12 ч), хороший - 35% (7 ч), средний - 0% (0 ч), ниже среднего - 0% (0 ч), плохой - 5% (1 ч).

5%

■ низкий -4ч ■ ниже среднего -6ч средний -5ч

выше среднего -4ч высокий -1ч Рисунок - Диаграмма уровня физической подготовленности студентов-медиков

Таблица 2. - Уровень физической подготовленности и функционального состояния студентов-медиков

Тесты уровня функционального состояния и физической подготовленности

Гарвардский степ-тест Проба Мартине-Кушелевского Бег на 2000 м

Отличный - 60 % (12 ч) Высокий - 45 % (9 ч) Высокий - 0 % (0 ч)

Хороший - 35 % (7 ч) Выше среднего - 35 % (7 ч) Выше среднего - 5 % (1 ч)

Средний - 0 % (0 ч) Средний - 20% (4 ч) Средний - 0 % (0 ч)

Ниже среднего - 0 % (0 ч) Ниже среднего - 0 % (0 ч) Ниже среднего - 15 % (3 ч)

Плохой - 5 % (1 ч) Низкий - 0 % (0 ч) Низкий - 80 % (16 ч)

Проба Мартине-Кушелевского: высокий -45% (9 ч), выше среднего - 35% (7 ч), средний - 20% (4 ч), ниже среднего - 0% (0 ч), низкий - 0% (0 ч).

Бег на 2000 м: высокий - 0% (0 ч), выше среднего - 5% (1 ч), средний - 0% (0 ч), ниже среднего - 15% (3 ч), низкий - 80% (16 ч).

Анализ полученных данных исследования позволяет нам сравнить уровень физической подготовленности и уровень функционального состояния студентов.

Выводы

1. В результате проведенного исследования установлено, что уровень физической подготовленности у студентов в беге на 2000 м имеет в основном низкий, а уровень функционального состояния по пробе Мартине-Кушелевского и гарвардского степ-теста имеет в основном высокие показатели.

2. Контрольное тестирование в беге на 2000 м не дает нам возможности объективно оценить уровень физической подготовленности. У большинства студентов нет мотивации выкладываться на протяжении 7-8 мин, другие же контрольные тесты (бег на 30 м, подтягивание на высокой перекладине, челночный бег 4х9 м, наклон туловища, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища за 1 мин) выполняются за короткое время и не требуют больших волевых усилий. Для более объективного определения уровня физической подготовленности студентов мы рекомендуем использовать комплексную оценку, состоящую из проб функционального состояния и контрольного тестирования физической подготовленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Апанасенко, Г. Л., Медицинская валеоло-гия / Г. Л. Апанасенко. - Киев. -2000. -243 с.

2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М.: «Физкультура и спорт», - 1978. - 224 с.

3. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко. - М.: Альфа-М, 2003. - 418 с.

4. Карпман, В. П. Тестирование в спортивной медицине / В. П. Карпман, З. Б. Белоцер-ковский, И. А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207 с.

5. Михалени, В. М. Физическое воспитание студенток / В. М. Михалени. - Минск. -1998. -127 с.

6. Романов, И. В. Определение уровня физической подготовленности студентов фармацевтического факультета / И. В. Романов, А. Г. Аксенцов // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 72-й научной сессии сотрудников университета 25-26 января 2017 г. Витебск / Витебский государственный ордена Дружбы медицинский университет; редкол. А. Т. Щастный (гл. ред.) [и др.]. - Витебск : ВГМУ, 2017. -С.593-595.

7. Романов, И. В. Гувербол как инновационное средство в физическом воспитании студентов-медиков / И. В. Романов // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов: материалы между-нар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь, Минск, 1-2 нояб. 2018 г. / Белорус. гос. унт ; редкол.: В. А. Коледа (гл. ред.) [ и др.]. - Минск : БГУ, 2018. - С. 225-229.

Received 14 October 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.