Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / FUNCTIONAL FITNESS / TESTING / PHYSICAL DEVELOPMENT / STUDENTS / PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богданова И.В., Егиазарян А.А., Лыкин Ю.О., Власов Г.В., Рабаданов М.Н.

Цель исследования - выявить влияние программы общей физической подготовки в вузе на динамику физического развития студентов. Методика и организация исследования. Проведено исследование функциональной подготовленности студентов 1-2-го курсов (17-19 лет), занимавшихся физической культурой согласно программе 2 раза в неделю. Проведен статистический анализ и выявлен уровень функциональной подготовленности студентов 1-го (n=306) и 2-го (n=267) курсов, на основании полученных данных выполнен сравнительный анализ. Использовались антропометрические тесты, а также тесты, позволяющие определить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов исследования позволил установить высокий и удовлетворительный уровень многих функциональных показателей студентов: девушек и юношей 1-го и 2-го курсов. Статистический анализ результатов исследования для определения функциональной подготовленности студентов не показал статистически значимых различий у исследуемых 1-го и 2-го курсов (как девушек, так и юношей). Предполагается, что применяемые методы и средства при физкультурно-спортивном воспитании в вузе недостаточно эффективны для решения задач повышения физической подготовленности студенческой молодежи. Отсутствие статистически достоверного роста показателей адаптированности к физической нагрузке сердечно-сосудистой и дыхательных систем указывает на необходимость поиска дополнительных средств и методов решения поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богданова И.В., Егиазарян А.А., Лыкин Ю.О., Власов Г.В., Рабаданов М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF OVERALL PHYSICAL TRAINING ON STUDENTS’ PHYSICAL CONDITION

Objective of the study was to determine the effects of overall physical training at the university on the dynamics of physical development of students. Methods and structure of the study. The study involved the 1st-2nd-year students (17-19 years) trained under the overall physical training program twice a week. A statistical analysis was carried out to determine the functional fitness level in the first-year (n=306) and second-year (n=267) students. It was followed by a comparative analysis of the data obtained. We used the anthropometric tests, as well as the tests to determine the functional state of the cardiovascular and respiratory systems of the body. Results of the study and conclusions. The findings revealed high and satisfactory levels of functioning in terms of most of the indicators - in both girls and boys of the 1st and 2nd years of study. The statistical analysis of the data obtained did not show any statistically significant differences between the 1st- and 2nd-year students (both girls and boys). It is assumed that the physical education means and methods used at the university are not sufficiently effective to meet the challenges of improving the physical fitness of student youth. The lack of a statistically significant increase in the rates of adaptation of the cardiovascular and respiratory systems to physical loads indicates the need to find additional tools and methods for solving the set tasks.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ»

ВЛИЯНИЕ 0БЩЕФИЗИЧЕСК0И ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 06.04.2019 г.

Информация для связи с автором: egiaz-@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Богданова1 Кандидат педагогических наук А.А. Егиазарян2, 3 Ю.О. Лыкин2

Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Власов2 М.Н. Рабаданов2

1 Московский областной государственный университет, Москва

2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва

3 Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва

EFFECTS OF OVERALL PHYSICAL TRAINING ON STUDENTS' PHYSICAL CONDITION

PhD, Associate Professor I.V. Bogdanova1 PhD A.A. Egiazaryan2, 3 Yu.O. Lykin2

PhD, Associate Professor G.V. Vlasov2 M.N. Rabadanov2

1 Moscow Regional State University, Moscow

2 Bauman Moscow state technical university, Moscow, Moscow

3 National Research University MPEI, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить влияние программы общей физической подготовки в вузе на динамику физического развития студентов. Методика и организация исследования. Проведено исследование функциональной подготовленности студентов 1-2-го курсов (17-19 лет), занимавшихся физической культурой согласно программе 2 раза в неделю. Проведен статистический анализ и выявлен уровень функциональной подготовленности студентов 1-го (п=306) и 2-го (п=267) курсов, на основании полученных данных выполнен сравнительный анализ. Использовались антропометрические тесты, а также тесты, позволяющие определить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов исследования позволил установить высокий и удовлетворительный уровень многих функциональных показателей студентов: девушек и юношей 1-го и 2-го курсов. Статистический анализ результатов исследования для определения функциональной подготовленности студентов не показал статистически значимых различий у исследуемых 1-го и 2-го курсов (как девушек, так и юношей). Предполагается, что применяемые методы и средства при физкультурно-спортивном воспитании в вузе недостаточно эффективны для решения задач повышения физической подготовленности студенческой молодежи. Отсутствие статистически достоверного роста показателей адаптирован-ности к физической нагрузке сердечно-сосудистой и дыхательных систем указывает на необходимость поиска дополнительных средств и методов решения поставленных задач.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, функциональная подготовленность, тестирование, физическое развитие, студенты, физическая подготовка.

Annotation

Objective of the study was to determine the effects of overall physical training at the university on the dynamics of physical development of students. Methods and structure of the study. The study involved the 1st-2nd-year students (17-19 years) trained under the overall physical training program twice a week. A statistical analysis was carried out to determine the functional fitness level in the first-year (n=306) and second-year (n=267) students. It was followed by a comparative analysis of the data obtained. We used the anthropometric tests, as well as the tests to determine the functional state of the cardiovascular and respiratory systems of the body.

Results of the study and conclusions. The findings revealed high and satisfactory levels of functioning in terms of most of the indicators - in both girls and boys of the 1st and 2nd years of study. The statistical analysis of the data obtained did not show any statistically significant differences between the 1st- and 2nd-year students (both girls and boys). It is assumed that the physical education means and methods used at the university are not sufficiently effective to meet the challenges of improving the physical fitness of student youth. The lack of a statistically significant increase in the rates of adaptation of the cardiovascular and respiratory systems to physical loads indicates the need to find additional tools and methods for solving the set tasks.

Keywords: physical education, health, functional fitness, testing, physical development, students, physical training.

Введение. Для управления учебно-тренировочным процессом в вузе необходимо знать уровень функционального состояния студентов, динамику физического развития,

в связи с этим следует определить сравнительную характеристику по результатам тестов у студентов по годам обучения. Исследования, посвященные определению физической

подготовленности студентов, регулярно проводятся на протяжении многих лет, так, в последние годы многие авторы отмечают удовлетворительный уровень функциональной и физической подготовленности студенческой молодежи [1-6]. Студенты показывают низкие результаты в контрольных нормативах, оценивающих развитие двигательных способностей [6], а также слабую динамику роста результатов или его отсутствие [5, 6]. При этом затруднительными для студентов являются виды спорта, характеризующиеся длительным выполнением циклических упражнений, с проявлением выносливости. В связи с этим актуальным является оценка функционального состояния студентов, занимающихся в группах ОФП, и выявление динамики физического развития. Определение функциональной подготовленности студентов позволит выявить необходимый вектор при выборе и разработке методик для развития физической подготовленности обучающихся университета.

Цель исследования - выявить влияние программы общей физической подготовки в вузе на динамику физического развития студентов.

Методика и организация исследования: Исследование проводилось на студентах (девушках и юношах) 1-2-го годов обучения на группах общей физической подготовки (ОФП) в спортивном комплексе МГТУ им. Н. Э. Баумана. Всего было протестировано 573 человека, из них 314 девушек, 259 юношей. Было обследовано: 169 девушек-студенток 1-го курса, 145 студенток 2-го курса, 137 юношей - студентов 1-го курса, 122 студента 2-го курса. Возраст испытуемых - 17-19 лет. Во время обследования студенты были здоровы. Лица, имеющие высокое артериальное давление, простудные заболевания, до обследования не допускались. Использовались антропометрические тесты: вес, рост. Применялся степ-тест PWC170, определялась жизненная емкость легких (ЖЕЛ) методом спирометрии (аппарат «Spirodoc SpO2»), проба Штанге (тестируемый делает три глубоких вдоха и выдоха и на четвертый вдох задерживает дыхание - фиксируется время задержки), показатели сердечно-сосудистой системы в покое и после нагрузки (ЧСС и АД) при помощи портативных пульсометра и тонометра. Также сразу после выполнения степ-теста PWC170 рассчитывались показатели систолического выброса крови (УО) по формуле Старра: УО = 90,97 + 0,54»ПД- 0,57»ДД- 0,61*В, где СО - систолический объем, мл; ПД - пульсовое давление, мм рт. ст.; ДД - диа-столическое давление, мм рт. ст.; В - возраст, годы. А также рассчитывались минутный объема крови (МОК) по формуле: МОК = УО-ЧСС, максимальное потребления кислорода

(МПК) рассчитывалось с помощью следующей формулы: МПК = 2,2 PWC170 + 1240. Данные показатели позволили комплексно определить адаптивность кардиореспираторной системы организма к высоким нагрузкам.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании статистической обработки данных были определены среднестатистические показатели роста, веса.

Из табл. 1 видно, что девушки 2-го курса на 1,5 см выше студенток 1 -го курса, рост юношей 2-го курса на 3,8 см выше роста студентов 1 -го курса. Вес студенток 2-го курса на 1,4 кг больше, чем вес студенток 1-го курса. Вес студентов 2-го курса на 3,6 кг больше веса студентов 1-го курса. Прослеживается рост показателей у студентов (юношей и девушек) 2-го курса, который может быть связан с естественным ростом и развитием молодого организма.

Средний показатель ЧСС у студентов 2-го курса на 1,8 уд/мин больше, чем у студентов 1-го курса. Разница статистически недостоверна. У девушек пульс немного выше нормы: у первокурсниц ЧСС в покое равен 80,4 уд/мин, а у второкурсниц - на 3,6 уд/мин больше. Наши данные согласуются с результатами других исследований [6, 7]. Артериальное давление у юношей, обучающихся на 1-м курсе выше, оба этих показателя близки к норме. Девушки 1-го и 2-го курсов показали результаты немного ниже нормы, при этом показатели артериального давления у студенток 2-го курса ниже, чем у студенток 1 -го курса. В целом прослеживается некоторое ухудшение адаптивных свойств ССС, однако разница статически недостоверна.

Проводя степ-тест PWC170, мы также получили данные объема крови (мл), выбрасываемой сердцем за одно сокращение (систолический выброс) в нагрузке, объема крови, прокачиваемой сердцем за 1 мин, л (минутный объем кровообращения) в нагрузке, восстановления пульса (пульс через 1 мин после выполнения степ-теста, уд/мин). В табл. 2 представлены результаты теста PWC170 и гемодинамические показатели после нагрузки.

У студенток 1-го курса ударный объем сердца на 2,8 мл меньше, чем у второкурсниц. В целом у девушек и 1-го, и 2-го курсов систолический выброс крови (УО) в нагрузке - на хорошем уровне, разница между этими показателями статистически недостоверна. Студенты-юноши 1-го курса в этом тесте показали на 0,9 мл больший результат, чем второкурсники. У юношей тот же показатель выше в среднем на 5-7 пунктов, однако относительно нормы для юношей их возрастной категории - это удовлетворительный уровень. Разница между курсами также статистически недостоверна.

Таблица 1. Антропометрические показатели и показатели ССС студентов

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Пол Курс Количество студентов Вес, кг Рост, см ЧСС, уд/мин АД, мм рт. ст.

Девушки ( х ±а) 1-й 169 56,9±10,3 164,4±6,2 80,4±3,2 115/68± 2,8/1,1

2-й 145 58,3±11,1 165,9±6,1 83,6±3,3 111/64±2,3/0,7

Р1-крт. Стьюдента >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Юноши (х ±а) 1-й 137 69,8±12,2 176,3±7,1 79,1±3,4 125/72±2,8/1,2

2-й 122 73,4±12,6 180,1±7,3 80,9±2,8 119/69±2,2/1,3

Р1-крт. Стьюдента >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Таблица 2. Результаты степ-теста PWC и гемодинамические показатели после нагрузки у студентов 1-2-го курсов

Пол Курс УО, мл МОК (в нагрузке), л/мин Восстановление ЧСС, уд/мин МПК (в нагрузке), мл/мин/кг PWC , 170' кгм/мин/ кг

Девушки ( х±а) 1-й 75,6±15,3 13,5±0,5 132,2±3,3 32,6±3,4 9,9±1,3

2-й 78,4±14,2 12,9±0,6 135,8±2,6 34,6±3,7 10,7±1,6

Р1-крт. Стьюдента >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Юноши ( х ±а) 1-й 83,3±17,1 13,8±0,7 135,9±4,2 35,7±3,7 11,8±1,4

2-й 82,7±16,8 14,3±1,1 130,1±5,5 36,3±3,2 12,4±2,1

Р1-крт. Стьюдента >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

52

http://www.teoriya.ru

№9 • 2020 Сентябрь | БеГетЬег

Таблица 3. ПоказателиЖЕЛ и проба Штанге

Пол Курс Проба Штанге, с ЖЕЛ, мл/кг

Девушки ( x ±a) 1-й 64,6±10,4 5,2±5,6

2-й 62,2±9,8 5,5±6,1

Pt-крт. Стьюдента >0,05 >0,05

Юноши ( x ±a) 1-й 81,3±12,9 6,3±6,7

2-й 82,5±14,1 6,5±5,8

Pt-крт. Стьюдента >0,05 >0,05

Показатель минутного объёма крови (МОК) у студенток 1-го курса на 0,6 л/мин больше, чем у студенток 2-го курса. У юношей, обучающихся на 1-м курсе, показатель МОК на 0,5 больше чем у второкурсников. Показатель минутного объема крови в нагрузке у девушек и юношей находится на удовлетворительном уровне, разница статистически недостоверна. На наш взгляд, оба этих показателя (УО и МОК) в нагрузке характеризуют удовлетворительный уровень развития функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы у исследуемых, результаты также показали отсутствие динамики развития адаптивных свойств ССС.

Одним из важных показателей ССС является показатель восстановления пульса после физической нагрузки. Через минуту после выполнения степ-теста PWC170 мы измеряли ЧСС в течение 30 с (табл. 3). Результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне возможностей ССС к восстановлению после нагрузки как у юношей, так и у девушек обоих курсов. У девушек 2-го курса наблюдается небольшое ухудшение восстановительных свойств ССС (135,8 уд/мин против 132,2 уд/мин у студенток 1-го курса). Студентки 2-го курса показали результат на 3,6 уд/мин хуже, чем первокурсницы, тогда как у юношей, наоборот, результаты свидетельствуют о положительной динамике (130,1 уд/мин у студентов 2-го курса против 135,9 уд/мин у первокурсников). Результат второкурсников на 5,8 уд/мин лучше, чем у студентов 1-го курса.

Показатель физической работоспособности (PWC170) является одним из важных критериев оценки физической подготовленности, а также функционального состояния кардиореспираторной системы. Результаты теста выявили достаточно низкий, но удовлетворительный уровень функциональной подготовленности у студентов 1-го и 2-го курсов обоих полов. У студенток 1-го курса результаты на 0,8 кгм/мин/кг меньше результатов второкурсниц. Юноши-первокурсники показали результат на 0,6 кгм/мин/кг меньше, чем второкурсники. Наблюдается некоторая динамика роста показателей как у юношей, так и у девушек, тем не менее разница статистически недостоверна. Определялся объем кислорода, усваиваемый организмом в 1 мин на 1 кг веса студентов. Показатели максимального потребления кислорода (МПК) в нагрузке у студенток 1-го курса на 2 мл/мин/кг меньше, чем у второкурсниц. Студенты 1 -го курса показали результат на 1,4 мл/мин/кг меньше, чем второкурсники. Результаты теста девушек и юношей удовлетворительные. Имеется небольшой рост показателей у 2-го курса по сравнению с 1-м у девушек и юношей, но разница статистически недостоверна. Для оценки устойчивости организма к недостатку кислорода применяли пробу Штанге, определяли ЖЕЛ (см. табл. 3).

Исследования позволили определить, что и девушки, и юноши имеют высокие показатели в тесте «Проба Штанге». Результат пробы студенток 1-го курса на 2,4 с больше, чем у второкурсниц. Юноши, обучающиеся на 1-м курсе, показали в тесте среднестатистический результат на 1,2 с меньше, чем второкурсники. У студентов - девушек и юношей, обучающихся на 1-м и 2-м курсах университета, достаточно хорошая адаптированность организма к условиям нехватки

воздуха, а также хороший показатель ЖЕЛ для их возрастной категории. Студентки 1-го курса показали в тесте результат на 0,3 мл/кг меньше, чем студентки 2-го курса. У юношей та же картина: у студентов 2-го курса результат на 0,2 мл/кг лучше, чем у первокурсников. Динамика не имеет статистически достоверных различий.

Выводы. По результатам тестирования исследуемые продемонстрировали хороший уровень возможностей ССС к восстановлению после нагрузки, по тестам на сопротивляемость к гипоксии и удовлетворительные показатели по остальным тестам.

На основании статистической обработки данных было выявлено, что ни в одном из тестов студенты 2-го курса (как юноши, так и девушки) не показали статистически достоверного роста. На наш взгляд, этот факт свидетельствует о минимальном оздоровительном эффекте от занятий по физической культуре в рамках учебной программы общей физической подготовки обучающихся.

Литература

1. Богданова И.В. Мониторинг здоровья студентов МГУ им. М.В. Ломоносова / И.В. Богданова. - В.: Владимирский педагогический университет, 2014. - С. 119-124.

2. Валеева Г.В. Тестирование показателей здоровья студентов-нефтяников как элемент оценки качества образования / Г.В. Валеева, Е.Д. Валеев. - М.: РГУ нефти и газа, 2014. - С.31-34.

3. Егорычева Е.В. Оценка физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов с дефицитом массы тела / Е.В. Егорычева // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2014. - № 2 (108). - С. 67-70.

4. Койпышева Е.А. Мониторинговые технологии в оценке физической подготовленности студенток технического вуза / Е.А. Койпышева, Л.Д. Рыбина, В.Ю. Лебединский // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 9. - С. 11-13.

5. Кокшаров А.В. Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов железнодорожного вуза / А.В. Кокшаров, Е.Н Мироненко // Омский научный вестник. - 2013. - № 3 (119). - C. 186-189.

6. Синенков Н.А. Характеристика физического развития студентов различных курсов обучения / Н.А. Синенков // Novainfo.Ru. -2016. - № 51. - С. 199-204.

References

1. Bogdanova I.V. Monitoring zdorovya studentov MGU im. M.V. Lomonosova [Health monitoring of Lomonosov Moscow State University students]. V.: Vladimir Pedagogical University publ., 2014. pp. 119-124.

2. Valeeva G.V., Valeev E.D. Testirovanie pokazateley zdorovya studentov-neftyanikov kak element otsenki kachestva obrazovaniya [Testing health indicators of oil students as element of education quality rating]. M.: NUOG publ., 2014. pp.31-34.

3. Egorycheva E.V. Otsenka fizicheskogo razvitiya, funktsionalnogo sostoyaniya i fizicheskoy podgotovlennosti studentov s defitsitom massy tela []. Uchenye zapiski. 2014. No. 2 (108). pp. 67-70.

4. Koipysheva E.A., Rybina L.D., Lebedinskiy V.Yu. Monitoringovye tekhnologii v otsenke fizicheskoy podgotovlennosti studentok tehnicheskogo vuza [Monitoring technologies for assessing physical fitness of female technical university students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 9. pp. 11-13.

5. Koksharov A.V., Mironenko E.N. Dinamika pokazateley fizicheskogo razvitiyaifizicheskoypodgotovlennosti studentovzheleznodorozhnogo vuza [Dynamics of physical development and physical fitness indices of railway university students]. Omskiy nauchny vestnik. 2013. No. 3 (119). pp. 186-189.

6. Sinenkov N.A. Kharakteristika fizicheskogo razvitiya studentov razlichnykh kursov obucheniya [Rating physical development of students of various courses]. Novainfo.Ru. 2016. no. 51. pp. 199-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.