Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей каратистов 11-13 лет с применением тренажера «Координационная лестница». '

Развитие координационных способностей каратистов 11-13 лет с применением тренажера «Координационная лестница». Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
479
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДГОТОВКА КАРАТИСТОВ / «КООРДИНАЦИОННАЯ ЛЕСТНИЦА» / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ / KARATE / COORDINATION ABILITIES / KARATE TRAINING / «COORDINATION LADDER» / TRAINING TASKS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыбакова Елена Олеговна, Шутова Татьяна Николаевна, Бодров Игорь Михайлович

Высокий уровень развития координационных способностей необходим для спортсменов практически во всех видах восточных единоборств, поскольку высокие возможности управления своими координационными способностями позволяют рационально проводить технические действия и определяют соревновательный результат. От развития координации в решающей степени зависит успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствования их усвоенных форм, проявляющихся во всех сферах двигательной деятельности. Использование в тренировочном процессе тренажера «координационная лестница» позволило значимо повысить уровень координационных способностей у каратистов экспериментальной группы. Разработанные комплексы упражнений могут быть использованы тренерами спортивных школ, специализирующихся в восточных единоборствах.High level of development of the coordination abilities is necessary for the athletes in almost all types of martial arts because the high ability to manage their coordination abilities allows them to rationally conduct technical actions and determine the competitive result. The success of learning new motor actions and improving their learned forms, which are manifested in all areas of motor activity, depends crucially on the development of coordination. The use of the "coordination ladder" simulator in the training process allowed to significantly increasing the level of coordination abilities in the experimental group of karateka. The developed sets of exercises can be used by coaches of sports schools specializing in martial arts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рыбакова Елена Олеговна, Шутова Татьяна Николаевна, Бодров Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей каратистов 11-13 лет с применением тренажера «Координационная лестница». »

УДК 796.853.26

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАРАТИСТОВ 11-13 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНАЖЕРА «КООРДИНАЦИОННАЯ ЛЕСТНИЦА»

Елена Олеговна Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры; Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Михайлович Бодров, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Высокий уровень развития координационных способностей необходим для спортсменов практически во всех видах восточных единоборств, поскольку высокие возможности управления своими координационными способностями позволяют рационально проводить технические действия и определяют соревновательный результат. От развития координации в решающей степени зависит успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствования их усвоенных форм, проявляющихся во всех сферах двигательной деятельности. Использование в тренировочном процессе тренажера «координационная лестница» позволило значимо повысить уровень координационных способностей у каратистов экспериментальной группы. Разработанные комплексы упражнений могут быть использованы тренерами спортивных школ, специализирующихся в восточных единоборствах.

Ключевые слова: карате, координационные способности, подготовка каратистов, «координационная лестница», тренировочные задания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p385-388

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF KARATE PLAYERS AGED 11-13 YEARS OLD BY USING THE "COORDINATION LADDER" SIMULATOR

Elena Olegovna Rybakova, the candidate of pedagogical sciences senior lecturer, Tchaikovsky state Institute of physical culture; Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Mikhailovich Bodrov, senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

High level of development of the coordination abilities is necessary for the athletes in almost all types of martial arts because the high ability to manage their coordination abilities allows them to rationally conduct technical actions and determine the competitive result. The success of learning new motor actions and improving their learned forms, which are manifested in all areas of motor activity, depends crucially on the development of coordination. The use of the "coordination ladder" simulator in the training process allowed to significantly increasing the level of coordination abilities in the experimental group of karateka. The developed sets of exercises can be used by coaches of sports schools specializing in martial arts.

Keywords: karate, coordination abilities, karate training, «coordination ladder», training tasks.

ВВЕДЕНИЕ

В тренировочном процессе каратистов среди двигательных способностей (ско-ростно-силовых, быстроты, выносливости, гибкости) координационным способностям (КС) отводится одно из важнейших мест, а проблема их развития является предметом многочисленных исследований [4, 3]. Одним из важнейших условий, обеспечивающих в будущем высокие результаты спортсменам в восточных единоборствах(в том числе - в карате) и тем самым определяющим их перспективность, считается высокий уровень развития координационных способностей [8, 2]. Наиболее благоприятным для развития ко -ординационных способностей считается возраст до 12-15 лет. А к наиболее значимым видам координационных способностей в карате относятся: способность к перестроению

и приспособлению двигательных действий, быстрота двигательной реакции, статическое и динамическое равновесие, согласованность движений (в кумитэ); кинестетическое дифференцирование движений, чувство ритма движений (удары), ориентация в пространстве (при выполнении ката) [5, 6, 9].

В настоящее время для развития и совершенствования координационных способностей, в спорте все чаще стали применять нестандартные технические средства и тренажеры, одним из популярных тренажеров в спортивной тренировке стала координационная (скоростная) лестница, представляющая собой ленты, между которыми на расстоянии в 40 см (возможно изменять) установлено 12-20 планок, в зависимости от количества поперечен, длина лестницы колеблется 6-10 метров, ширина - 50 см [1, 7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в период с сентября 2019 по январь 2020 г, в г. Чайковский (Пермский край) на базе спортивного клуба «Самурай», в нем приняли участие каратисты 11-13 лет в количестве 30 человек. Было сформировано 2 группы, экспериментальная группа (15 человек) занималась по разработанным нами комплексам упражнений с использованием «координационной лестницы», контрольная группа (15 человек) по традиционной программе. Комплексы упражнений включали различные передвижения через координационную лестницу (с имитацией ударов руками и ногами), проводились в начале основной части занятия в течение 7-10 минут, интервалы отдыха - полные, темп выполнения упражнений и их количество постоянно варьировалось.

Приведем пример одного из комплексов:

1. Из стойки «камаэтэ-дачи», по сигналу выполняются прыжки в стороны сектора (влево, вправо) с продвижением вперед и одновременными ударами руками (Сэйкэн (чу-дан, дзёдан, гэдан) цуки) и др.;

2. Из стойки «Цуруаси-дачи» выполняются прыжки на правой (левой) с нанесением ударов ногами (Маэ-гэри чудан или дзёдан и др.).

3. Бег с высоким подниманием колен или захлёстыванием голени (каждый раз наступая в следующую ячейку) с нанесением различных ударов руками (или ногами).

4. Прыжки «классики» из боевой стойки выполняются впрыгивания в ячейку одной ногой, выпрыгивание за лестницу двумя в стойку «киба-дачи».

5. «Семенящий бег» в каждую ячейку с ударами и другие упражнения.

Для оценки координационных способностей каратистов 11-13 лет были использованы такие упражнения как «Челночный бег 3*10 м» (сек.) и «Удар ногой в прыжке вверх по подвешенному снаряду» (см). Статистическая обработка результатов в начале исследования показала однородность групп, выборка подчиняется законам нормальности распределения, что позволяет нам в дальнейшем сравнивать представленные группы испытуемых. На рисунках 1-2 представлены результаты каратистов в контрольных упражнении «Удар ногой в прыжке», «Челночный бег 3*10» в начале и конце исследования.

Рисунок 1 - Результаты в контрольном упражнении Рисунок 2 - Результаты в контрольном упражнении «Удар ногой в прыжке», см. «Челночный бег 3*10 м», сек.

В контрольном упражнении, «удар ногой в прыжке» (испытуемый выполняет в прыжке удар «маэ-кэагэ» по подвешенному снаряду), на начальном этапе исследования в ЭГ результат составил в начале - 10,1 см, в конце - 20,3см (Р<0,05), в КГ динамика от 9,7 до 15,8 см, что по требованиям Пермской федерации карате соответствует уровню «выше нормы», прирост результата в ЭГ носит достоверный характер (р<0,05). В упражнении «бег 3^10 м» оценивающем координационные и скоростные способности, результат каратистов экспериментальной группы в начале исследования составлял 8,4 сек. в конце - 8,0 сек., прирост результата носит положительный характер; в КГ от 8,7 до 8,3 (сек) (Р>0,05). Важно отметить, что каждый комплекс упражнений на координационной лестнице выполнялся в разной форме, в упрощенной форме, или сложной (с точки зрения координационных требований).

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные по результатам исследования данные свидетельствуют о положительном влиянии комплекса упражнений с использованием тренажера «координационная лестница» на развитие координационных способностей каратистов 11-13 лет. В упражнении «удар ногой в прыжке» результат ЭГ изменился от 10,1 до 20,3 см (р<0,05), в «челночном беге» от 8,4 до 8 сек., и носит положительный характер. Рекомендуем включать упражнения с применением данного тренажера в начало основной части тренировочного занятия. Комплексы выполняются до появления первых признаков утомления, интервалы отдыха - до полного восстановления, также во избегании адаптации к нагрузке рекомендуем регулярно менять (усложнять) задания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коломиец, А.П. Поэтапный подход к формированию координационных и скоростных способностей школьников с применением координационной лестницы // Наука-2020. - 2019. - № 3 (28). - С. 44-47.

2. Развитие координационных способностей обучающихся с использованием элементов координационной лестницы / А.А. Коник, В.Е. Дыбов, А.Н. Кулиничев, Н.А. Алексеев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 1. - С. 17-24.

3. Назаренко, Л. Д. Концепция классификации двигательных координаций / Л.Д. Назарен-ко // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3. - С. 99-102.

4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник (для тренеров) : в 2 кн. Кн. 2 / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2015. - 980 с.

5. Рыбакова, Е.О. Методика совершенствования координационных способностей каратистов / Е.О. Рыбакова // Подготовка единоборцев: теория, методика и практика : сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. - Чайковский, 2018. - С. 94-97.

6. Рыбакова, Е.О. Функциональное состояние как основа формирования спортивной культуры каратистов 11-13 лет / Е.О. Рыбакова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 8. - С. 77.

7. Чернышева, А.В. Технология «лестница» как эффективное средство развития двига-тельно-координационных качеств : методические указания / А.В. Чернышева. - Ульяновск : [б. и.], 2015. - 18 с.

8. Чернышева, А. В. Тренировочная лестница как средство развития двигательно-координационных качеств / А.В. Чернышева, Г.В. Савицкая, И.В. Данилова // Сборник научных трудов XIV Международной научно-практической конференции «Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи». - Ульяновск, 2016. - С. 340-344.

9. Шутова, Т.Н. Уровни сформированности спортивной культуры (на примере карате) / Т.Н. Шутова, Е.О. Рыбакова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 3. - С. 52.

REFERENCES

1. Kolomiets, А.Р (2019), "Step-by-Step approach to the formation of coordination and speed abilities of schoolchildren using the coordination ladder", Nauka-2020, No. 3 (28), рp. 44-47.

2. Konik, A.A., Dybov, V.E., Kulinichev, A.N. and Alekseev, N.A. (2020), "Development of coordination abilities of students using elements of the coordination ladder", Izvestiya Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 1, рp. 17-24.

3. Nazarenko L.D. (2015), "Concept of classification of motor coordination", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 99-102.

4. Platonov, V.N. (2015), System of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications: textbook (for trainers), Olympic literature, Kiev.

5. Rybakova, E.O. (2018), "Methods of improving the coordination abilities of karate", Materials of scientific and practical conference: Training of martial artists: theory, methodology and practice, Tchaikovsky, pp. 94-97.

6. Rybakova, E.O (2012), "Functional state as the basis for the formation of sports culture of karate players aged 11-13 years", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 77.

7. Chernysheva, A.V (2015), Technology "ladder" as an effective means of developing motor and coordination qualities: guidelines, Ulyanovsk.

8. Chernysheva, A.V., Savitskaya, G. V. and Danilova, I.V (2016), "Training ladder as a means of developing motor and coordination qualities", Materials of scientific and practical conference: Socio-pedagogical aspects of physical education of youth, Ulyanovsk, рp. 340-344.

9. Shutova, T.N and Rybakova, E.O. (2015), "Levels of formation of sports culture (on the example of karate)", Theory and practice ofphysical culture, No, 3. pp. 52.

Контактная информация: elenakova@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2020

УДК 796.835

ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КИКБОКСЕРОВ ДИСЦИПЛИНЫ К-1 НА ЭТАПЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОТВЕТСТВЕННЫМ СТАРТАМ

Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Иван Владимирович Битюцких, старший преподаватель, Игорь Николаевич Ярошевич, доцент, Алексей Евгеньевич Насонов, старший преподаватель, Воронежский институт Министерства внутренних дел России; Михаил Алексеевич Ильин, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

Знание факторов, влияющих на формирование и коррекцию психоэмоционального состояния спортсменов и его мониторинг на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки к ответственным стартам макроцикла, позволит более эффективно управлять тренировочным процессом и эффективно воздействовать на формирование стабильной работоспособности кикбоксеров дисциплины К-1. В результате проведенных исследований доказано негативное влияние целенаправленной регулировки массы тела на показатели психоэмоционального состояния спортсменов.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, кикбоксинг, квалифицированные спортсмены, психоэмоциональное состояние, регулировка массы тела.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p388-393

ASSESSMENT OF PSYCHOEMOTIONAL STATE OF K-1 KICKBOXERS AT THE STAGE OF DIRECT PRE-COMPETITION PREPARATION FOR RESPONSIBLE

COMPETITIONS

Irina Alexandrovna Sabirova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivan Vladi-mirovich Bityutskikh, the senior teacher, Igor Nikolaevich Yaroshevich, the senior lecturer, Aleksey Evgenievich Nasonov, senior teacher, Voronezh Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia; Mikhail Alekseevich Ilin, the candidate of pedagogical sciences, senior lec-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.