Научная статья на тему 'Обоснование тестового контроля за уровнем развития координационных способностей спортсменов с нарушением зрения'

Обоснование тестового контроля за уровнем развития координационных способностей спортсменов с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
757
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТСМЕНЫ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / COORDINATION ABILITIES / ATHLETES WITH VISUAL IMPAIRMENTS / THE COMPONENTS OF COORDINATION ABILITIES / TEST CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Селитреникова Татьяна Анатольевна, Дерябина Галина Ивановна, Лернер Виктория Леонидовна, Терентьева Ольга Сергеевна, Бударин Михаил Валерьевич

В настоящее время одним из важнейших направлений многолетней спортивной подготовки в паралимпийских видах является развитие координационных способностей. Данное обстоятельство, в первую очередь, связано с тем фактом, что данный вид способностей рассматривают как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, влияние которых на результаты спортивной деятельности довольно велико. В статье рассмотрены координационные способности как многокомпонентные физические способности, проявляющиеся как свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для последующего решения конкретной двигательной задачи. Представлена специфика организации своевременного контроля за уровнем развития координационных способностей; обоснован выбор тестов для их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Селитреникова Татьяна Анатольевна, Дерябина Галина Ивановна, Лернер Виктория Леонидовна, Терентьева Ольга Сергеевна, Бударин Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present one of the most important areas of long-term sports training in the Paralympics kinds is the development of coordination abilities. This, first of all, connected with the fact that this kind of capacity is considered as the basis for forming a fund of new motor skills, whose influence on results of sporting activity is quite large. The article describes the coordination abilities as a multi-component physical ability, manifested as a property of the organism to the coordination of individual elements of movement in a single meaningful whole for future solutions specific motor task. The author presents the specifics of the organization timely monitoring of the level of development of coordination abilities; tests choice is justified to evaluate them.

Текст научной работы на тему «Обоснование тестового контроля за уровнем развития координационных способностей спортсменов с нарушением зрения»

ДЕТСКИЙ САД ШКОДА ВУЗ

УДК 796.011.3(075) 10.20310/1810-231Х-2016-15-4-47-52

ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Селитреникова Татьяна Анатольевна, Дерябина Галина Ивановна, Лернер Виктория Леонидовна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-mail: vikun69@ya.ru

Терентьева Ольга Сергеевна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Тамбовский филиал), Россия, г. Тамбов, e -mail: boss_o59ga@rambler.ru

Бударин Михаил Валерьевич

Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа, Россия, г. Тамбов

Исследование выполнено в рамках государственного контракта № 495 «Разработка научно-обоснованных подходов к планированию многолетнего процесса физической подготовки, направленного на развитие координационных способностей спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья»

В настоящее время одним из важнейших направлений многолетней спортивной подготовки в паралимпийских видах является развитие координационных способностей. Данное обстоятельство, в первую очередь, связано с тем фактом, что данный вид способностей рассматривают как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, влияние которых на результаты спортивной деятельности довольно велико. В статье рассмотрены координационные способности как многокомпонентные физические способности, проявляющиеся как свойство организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для последующего решения конкретной двигательной задачи. Представлена специфика организации своевременного контроля за уровнем развития координационных способностей; обоснован выбор тестов для их оценки.

Ключевые слова: координационные способности, спортсмены с нарушениями зрения, компоненты координационных способностей, тестовый контроль

В современном социальном пространстве основной целью привлечения инвалидов к регулярным занятиям спортом является восстановление утраченного ими контакта с окружающим миром и улучшение состояния собственного здоровья. Занятия спортом являются наиболее эффективными средствами интеграции инвалидов в современное общество. Они создают мощные стимулы для возвращения инвалидов в активную, насыщенную жизнь, позволяют им максимально раскрыть собственные возможности.

В настоящее время выделяют следующие виды адаптивного спорта для лиц с наруше-

ниями зрения: лыжные гонки, биатлон, горные лыжи, велоспорт-тандем, голбол, дзюдо, легкая атлетика, плавание. Во многих из перечисленных видов спорта, кроме дзюдо и легкой атлетики, координационные способности спортсмена с нарушением зрения оказывают значительное влияние на результат [1] и требуют от него максимально возможно развитых тех или иных компонентов координационных способностей.

Высокоразвитые координационные способности позволяют в короткий промежуток времени принять важное решение в соревновательной практике конкретного вида спорта.

Эти задачи не только требуют высокого уровня развития всех сторон спортивной подготовленности спортсмена-инвалида, но и предусматривают поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации природных возможностей его организма.

Анализ Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта (спорт слепых) и иных документов, регламентирующих деятельность детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, позволяет утверждать следующее. Традиционная многолетняя система подготовки спортсменов предусматривает развитие координационных способностей, однако при этом не конкретизируются особенности проявления каждого вида в различных видах спорта, не уточняются средства, методы и их дозирование на различных этапах подготовки, недостаточно представлен тестовый контроль за уровнем развития конкретных видов координационных способностей спортсменов с нарушением зрения. Следовательно, практика адаптивного спорта требует дополнительной разработки вопросов, которые связаны с оптимизацией физической подготовки, направленной на развитие у спортсменов с нарушением зрения конкретных видов координационных способностей.

Очевидно, что одним из основных положений многолетней спортивной подготовки спортсменов с нарушением зрения является необходимость выявления и учета ведущих, доминантных видов координационных способностей, в наибольшей степени обуславливающих достижение высоких результатов в избранном виде спорта слепых. В этой связи обязательным условием правильного дозирования физических нагрузок в тренировочном процессе является оценка состояния координационных способностей.

Стоит отметить, что координационные способности различного характера во многом зависят от деятельности анализаторов, в частности зрительного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности к быстрому овладению движениями и их перестройке [2]. Тесты и показатели в них, позволяющие оценивать уровень формирования и развития физических качеств спортсмена-инвалида, являются эффективным способом контроля за ходом тренировочного процесса и ростом спортивных результатов в многолетней системе подготовки. Они необходимы также при проведении

набора и отбора в тренировочных группах в избранном виде спорта.

Далее мы приводим рекомендуемые нами тесты для оценки уровня развития координационных способностей спортсменов нарушением зрения, а также обоснование выбора именно этих заданий в качестве контрольных.

Тест «Челночный бег 3 х 10 м (с)» применяется для оценки развития быстроты реакции. Этот вид бега характеризуется многократным прохождением человеком одной и той же короткой дистанции в прямом и обратном направлении. Длина дистанции может значительно варьироваться. Количество повторов также может отличаться. Челночный бег рекомендуют использовать в качестве теста для оценки скорости и базовых координационных способностей [3].

Зрительно-двигательный тест «Падающая линейка, см» позволяет также оценить быстроту реакции спортсмена, в том числе и с различными патологиями, например, с нарушением зрения. Тест дает оценку подвижности нервных процессов и указывает на их соответствие либо несоответствие тому или иному возрасту. Несмотря на кажущуюся простоту, тест позволяет оценить подвижность нервных процессов достаточно точно, что крайне важно во многих видах спорта. Однако при этом следует учитывать, что этот показатель зависит от многих факторов, например, от степени усталости спортсмена. Если испытуемый выполняет этот тест вечером, после сложного тренировочного дня, то, соответственно, показатели будут хуже. Следовательно, данный тест рекомендуют выполнять в условиях, когда испытуемый хорошо отдохнул, нормально себя чувствует, его ничего не раздражает, и он никуда не торопится.

Мы рекомендуем для определения быстроты именно этот тест, поскольку его могут выполнять как слабовидящие, так и тотально незрячие спортсмены различного возраста. Во-первых, данный тест прост в объяснении, а, во-вторых, у слабовидящих и тотально незрячих спортсменов хорошо развита тактильная чувствительность. Поэтому результаты выполнения данного теста, предназначенного для определения быстроты, довольно высокие во всех возрастных группах спортсменов с отклонениями в состоянии зрительного анализатора.

Тест «Перекладывание мячей, с» позволяет выявить уровень развития одного из проявлений координационных способностей людей,

имеющих нарушения зрительной системы, -способности согласования движений тела и его частей в составе двигательного действия. Н. Г. Лопина, Л. Т. Майорова, И. И. Сулейма-нов считают, что данная способность лежит в основе обучения лиц с нарушением зрения физическим упражнениям, так как обеспечивает упорядочение различных двигательных действий в общую картину соответственно поставленной цели [4; 5].

Контрольное задание «Ходьба по прямой после вращения на платформе, см» направлено на выявление равновесия - способности к сохранению устойчивой позы в статических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной опоре, при действии ускорений. Чем более совершенны способности спортсмена с патологией органа зрения к точному анализу собственных движений, тем выше его возможности к быстрому овладению ими и их дальнейшей перестройки. Способность ощущать и воспринимать собственные движения позволяет человеку с ограниченными возможностями быстрее овладеть умениями и навыками бытовой и спортивной деятельности. Следовательно, развитие и оценка статокине-тических способностей приобретает особое значение в тренировке спортсмена с патологией зрительного анализатора.

С целью более точного определения уровня развития способности к сохранению устойчивой позы в статических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной опоре, при действии ускорений мы предлагаем пробу Ромберга, под которой подразумевают несложный диагностический тест, направленный на выявление нарушений функций систем органов, участвующих в поддержании равновесия. К таким системам относятся: вестибулярный аппарат (мозжечок и внутреннее ухо), система проприорецепции (глубокой чувствительности), высшие мозговые функции коры мозга. Следовательно, проба Ромберга позволяет выявлять как нарушения со стороны вестибулярного аппарата, так и иные патологии (поражение спинного мозга, психиатрические нарушения и т. п.).

Кроме того, она позволяет определить способность спортсмена к устойчивости и показывает, может ли он сохранять равновесие в состоянии покоя. Покачивание в пробе Ромб-ерга показывает, что у спортсмена существует поражение мозжечка или происходят какие -либо процессы, связанные с изменениями в

центральной нервной системе. Проба Ромберга входит в минимальный неврологический осмотр и является скрининговым методом определения вестибулярных нарушений. А это особенно важно для спортсменов с сенсорными нарушениями, в том числе с патологией органа зрения.

Вид координационных способностей -дифференцирование усилий, времени, пространства, отражающий точность оценивания, отмеривания и воспроизведения заданных параметров движения, мы предлагаем оценивать с помощью теста «Воспроизведение мышечного усилия (кистевая динамометрия) 50 % от максимального результата, Н».

С целью определения способности к ориентированию в пространстве как одного из проявлений координационных способностей спортсменов, имеющих нарушения зрительного анализатора мы предлагаем тест «Бросок мяча без зрительного контроля на расстояние 50 % от максимального результата». Ориентация в пространстве понимается как процесс практического применения пространственных представлений, среди которых для ориентации в большом пространстве наиболее существенную роль играют топографические представления. Топографические представления определяют как представления о местности, которые возникают на основе восприятия локализации каких-либо объектов в пространстве. Топографические представления являются сложной совокупностью образов памяти человека, в которых отражается форма, величина, удаленность объектов и направление, в котором они расположены по отношению к какой-либо точке отсчета.

Существование у незрячих тех же видов пространственных представлений, что и у зрячих, еще раз подтверждает, что в основе их ориентации в пространстве лежит работа не одного определенного зрительного анализатора, а активное практическое отражение пространственных отношений в процессе перемещений в пространстве и интегративной деятельности всех сенсорных систем. Возможность формирования у незрячих спортсменов пространственных представлений указывает на неправомерность противопоставления зрительного, симультанного восприятия осязательному, сукцессивному.

Процесс формирования пространственной ориентировки незрячих и слабовидящих спортсменов многоуровневый и связан с раз-

витием и совершенствованием интегративных процессов, а также формированием умений и способностей данной группы инвалидов целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, затем анализировать его, используя при этом как конкретные, так и обобщенные ориентиры. Эти способности могут пригодиться незрячим и слабовидящим спортсменам при занятии спортивным туризмом, спортивным ориентированием, конным спортом.

Таким образом, доказана необходимость определения изменяющихся способностей к пространственной ориентировке спортсменов с патологией зрительного анализатора, в том числе, и тестом с броском мяча без зрительного контроля на расстояние 50 % от максимального результата. Поскольку недоразвитие движений и ориентировки в пространстве, неполнота и фрагментарность образов восприятия и представлений являются следствием нарушения зрения, они образуют у лиц с такой патологией совокупность вторичных дефектов.

Способность к усвоению двигательного ритма (метро-ритмических связей в двигательном действии) основана, прежде всего, на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.). Точность любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении им сенсорных систем, так и от способности спортсмена осознанно воспринимать собственные ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в ритме движений (вплоть до минимальных) по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема.

В каждом виде спорта мышечно-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. Из этого следует, что пространственная, временная и силовая точность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием. Для слабовидящих и незрячих спортсменов крайне важно формирование и развитие любого проявления координационных способностей. Поэтому оценивать темпо-ритмовые способности лиц с патологией мы рекомендуем с помощью теста «Воспроизведение заданного ритма, ударов мяча о пол».

Итак, координационные способности являются многокомпонентными физическими

способностями и характеризуются как свойство организма человека к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для последующего решения конкретной двигательной задачи. Это проявляется в успешной обучаемости спортсмена двигательным действиям, плавности и точности его движений, а также своевременном его исполнении. При этом координация движений определяется также их пространственной точностью, ритмичностью, способностью к повтору движений в определенной последовательности и с большой амплитудой, умении предвосхищать возникающие в движении ситуации.

Влияние на спортивный результат развитых координационных способностей неоспоримо значимо. При этом у спортсменов с нарушениями зрения наиболее изменяемыми являются показатели точности движений в пространстве, дифференцировки мышечных усилий, а также согласование движений тела и его частей в составе двигательного действия. Поэтому коррекция, развитие и своевременный контроль координационных способностей являются одними из первостепенных задач физической подготовки спортсменов с патологией зрения с целью дальнейшего достижения максимально возможного спортивного результата.

Литература

1. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «спорт слепых» (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 27.01.2014 г. № 31) // Официальный сайт компании «Консультант-Плюс» www.consultant.ru

2. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: в 2-х т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. М., 2007.

3. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М., 2006.

4. Майорова Л. Т., Лопина Н. Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет. Красноярск, 2006.

5. Сулейманов И. И. Основы воспитания координационных способностей. Омск, 2001.

References

1. Federal'nyj standart sportivnoj podgotovki po vidu sporta sport slepyh [The federal standard sports training by type of blind sports] (utv. Pri-kazom Minis-terstva sporta RF ot 27.01.2014 g. № 31) // Oficial'nyj sajt kompanii «Konsul'tantPlyus» www.consultant.ru.

2. Evseev S. P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury [Theory and organization of adap-

tive physical training]: v 2-h t. T. 2. Soderzhanie i metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury i harakteristika ee osnovnyh vidov [The content and methodology of adaptive physical culture and characteristics of the main types of it]. M., 2007.

3. Lyah V. I. Koordinacionnye sposobno-sti: di-agnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnosis and development]. M., 2006.

4. Majorova L. T., Lopina N. G. Zakonomernosti razvitiya koordinacionnyh sposobnostej u detej 7-10 let [Laws of development of coordination abilities at children of 7-10 years]. Krasnoyarsk, 2006.

5. Sulejmanov I. I. Osnovy vospitaniya koordi-nacionnyh sposobnostej [Fundamentals of training coordination abilities]. Omsk, 2001.

* * *

RATIONALE FOR THE TEST CONTROL OVER THE LEVEL OF COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT OF SPORTSMEN WITH VISUAL IMPAIRMENT

Selitrenikova Tatyana Anatolyevna, Deryabina Galina Ivanovna, Lerner Viktoriya Leonidovna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: vikun69@ya.ru

Terentyeva Olga Sergeyevna The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Tambov Branch), Russia, Tambov, e - mail: boss_o59ga@rambler.ru

Budarin Mihail Valeryevich

Children and Youth Sports-adaptive School, Russia, Tambov

The research is executed within the state contract № 495 «Development of scientifically based approaches to planning of long-term process of physical training, aimed at the development of coordination abilities of athletes with deviations in the state of health»

At present one of the most important areas of long-term sports training in the Paralympics kinds is the development of coordination abilities. This, first of all, connected with the fact that this kind of capacity is considered as the basis for forming a fund of new motor skills, whose influence on results of sporting activity is quite large. The article describes the coordination abilities as a multi-component physical ability, manifested as a property of the organism to the coordination of individual elements of movement in a single meaningful whole for future solutions specific motor task. The author presents the specifics of the organization timely monitoring of the level of development of coordination abilities; tests choice is justified to evaluate them.

Key words: coordination abilities, athletes with visual impairments, the components of coordination abilities, test control

Об авторе:

Селитреникова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Дерябина Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Лернер Виктория Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Терентьева Ольга Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Тамбовского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Бударин Михаил Валерьевич, директор Детско-юношеской спортивно-адаптивной школы, г. Тамбов

About the author:

Selitrenikova Tatyana Anatolyevna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Adaptive Physical Culture and Health and Safety Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Deryabina Galina Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Adaptive Physical Culture and Health and Safety Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Lerner Viktoriya Leonidovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Adaptive Physical Culture and Health and Safety Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Terentyeva Olga Sergeevna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of Humanitarian and Natural-Science Disciplines Department, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Tambov Branch) Budarin Mikhail Valeryevich, Director of Sports Adaptive School for Children and Young people, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.