ФАТТАХОВ Рафаэль Вагизович, Доцент, к.п.н.
Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма г. Казань, e-mail: rafamina@mail.ru
КОРЗУН Дмитрий Леонидович,
Доцент, к.п.н.
Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма г. Казань,
e-mail: korzundl@mail.ru
ИЛЬИН Сергей Николаевич,
Старший пр. кафедра физического воспитания и спорта Казанского государственного архитектурно строительного университета г. Казань, e-mail: 7.silin8209@mail.ru
ИШМУХАМЕТОВА Наиля Фаритовна,
Старший пр. кафедра физического воспитания и спорта Казанского государственного архитектурно строительного университета г. Казань, e-mail: inellyaf@mail.ru
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК СТУДЕНТОК ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ
Аннотация. Необходимость развития координационных способностей спортсменов, занимающихся футболом, являются основными предпосылками для положительного и эффективного обучения физическим упражнениям. Сформировавшиеся координационные способности у студенток, занимающихся в секции по мини - футболу влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Развитые координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта студента.
Ключевые слова: мини-футбол, спортсменки, физическая подготовленность, координационные способности, комплекс упражнений.
FATTAKHOV R.V.,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, Volga Region State University of Physical Culture Sports and Tourism, Kazan
KORZUN D.L.,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, Volga Region State University of Physical Culture Sports and Tourism, Kazan
ILIN S.N.,
Starshii pr kafedra fizicheskogo vospitaniia i sporta Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno stroitelnogo universiteta, Kazan
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-343-347 NIION: 2018-0076-10/23-811 MOSURED: 77/27-023-2023-10-811
ISHMUKHAMETOVA N.F.,
Starshii pr kafedra fizicheskogo vospitaniia i sporta Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno stroitelnogo universiteta, Kazan
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF FEMALE STUDENTS ENGAGED IN THE MINI-FOOTBALL SECTION
Annotation. The need to develop the coordination abilities of football players are the main prerequisites for positive and effective training in physical exercises. The formed coordination abilities of female students engaged in the mini-football section affect the pace, type and method of mastering sports equipment, as well as its further stabilization and situationally adequate diverse application. Developed coordination abilities lead to more density and variability of movement control processes, to an increase in the student's motor experience.
Key words: mini-football, athletes, physical fitness, coordination abilities, a set of exercises.
Введение. Только сформированные координационные способности футболистов являются необходимым условием подготовки их к жизни, труду, участию в серьезных соревнованиях. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности студентов в управлении своими движениями.
На текущий момент, учеными разработаны разнообразные варианты упражнений, которые необходимы для развития координационных способностей футболистов, но этих литературных источников не так много, поэтому их недостаточно для полноценного анализа тематики данного исследования [2,3].
В мини - футболе часто возникают игровые ситуации, которые происходят в вероятностных и неожиданно возникающих обстоятельствах, требующие проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности, именно по-этому, необходимо развивать координационные способности студенток, занимающихся в секции по мини - футболу с учетом всех особенностей [1,5].
Важной задачей физического воспитания считается развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Для девушек студенток, занимающихся в секции по мини - футболу необходимо развивать координационные способности с ранних лет, для того, чтобы им было легко управлять своими движениями, согласовывать разнообразные двигательные действия в единое целое в соответствии с поставленной задачей [4].
Цель исследования: разработать и выявить эффективность применения комплексов
упражнений для улучшения координационныхспо-собностей студенток занимающихся в секции мини - футбола.
Методы и организация исследования. Для решения данной задачи исследования было проведено тестирование в начале и конце эксперимента. Мы провели 5 тестов для оценки уровня координационных способностей у девушек студенток, занимающихся в секции по мини - футболу [3].
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования нами были подобраны тесты, для определения уровня развития координационных способностей, в которые входили такие упражнения как: «координационная лестница», жонглирование мяча за 30 с, удары по мячу в ворота за три попытки, обводка фишек на скорость и челночный бег.
Полученные данные, на основе анализа тестов, позволили констатировать средние результаты у испытуемых: «координационная лестница» - за 52 с, жонглирование мяча на количество раз за 30 с - 14 раз, удары по мячу в ворота за три попытки - 2 раза, обводка фишек на скорость - за 54 с, челночный бег - 35 с.
Можно отметить, что у старшекурсников, уровень развития координационных способностей значительно отличается от студентов первого и второго курса. У старшекурсников наблюдаются более высокие показатели.
На втором этапе исследования нами были разработаны и внедрены в тренировочный процесс студенческой мини - футбольной команды комплексы упражнений. При оценке динамики развития координационных способностей, для студенток, занимающихся в секции по мини - футболу, мы исходили из необходимости учета ряда обстоятельств: её координационные возможности и психофизиологический потенциал, способность
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
к концентрации и переключению в двигательной деятельности, длительность и результативность развития координационных способностей.
Занятия в секции по мини - футболу строятся следующим образом. Тренировки проводятся 2 раза в неделю по 75-90 минут. Всего 12 проведенных занятий.
Нами были разработаны 10 комплексов упражнений, которые направлены на развитие координационных способностей студенток, занимающихся в секции по мини - футболу. Комплексы были составлены с учетом изучения специальной литературы, передового опыта в области данного вида спорта, на основании личного спортивного опыта и с учетом возможностей контингента занимающихся.
В каждом комплексе мы точно установили дозировку нагрузки и определили его содержание, куда включили упражнения на дифференцирование, реагирование, ориентирование и равновесие, являющиеся специфичными для мини - футбола. На каждом секционном занятии по мини -
футболу применялось по три комплекса упражнений для развития координационных способностей. Нами были распределены комплексы по занятиям. Каждый комплекс связан между собой по содержанию упражнений, поэтому мы применяли их в различном сочетании для того, чтобы поддерживать интерес девушек, занимающихся в секции по мини - футболу на протяжении всего тренировочного процесса. Главными особенностями плана является возможность замены комплексов на протяжении всего тренировочного процесса (например, комплекс №1, №2, №10), применение нескольких комплексов (например, комплекс №1, №2, №3), повторение комплексов для лучшего усвоения материала, возможность подбирать комплекс для студентов, с высоким уровнем координационных способностей, средним и низким (т.е. учитывать их уровень физической подготовленности), дозированное распределение упражнений. План тренировочных занятий на 6 недель представлен в таблице 1.
Таблица 1
План тренировочных занятии по мини - футболу для студентов, занимающихся в секции по мини - футболу
Комплекс №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10
Занятия
1 х х х
2 х х х
3 х х х
4 х х х
5 х х х
6 х х х
7 х х х
8 х х х
9 х х х
10 х х х
11 х х х
12 х х х
По окончании проведения эксперимента результаты изменились в положительную сторону. Девушки студентки занимающиеся в секции мини
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
- футбола, стали выполнять задания более точно и сконцентрировано. Об этом свидетельствует анализ показателей выполнения упражнений, так,
например, упражнение «координационная лестница» девушки стали выполнять за 43 секунды, улучшив свои показатели на 9 секунд. В начале эксперимента, жонглирование мяча за тридцать секунд выполнялось 14 раз, в конце показатели улучшились на шесть единиц, и показали результат в 19 раз, из трех предоставленных попыток ударов по мячу в ворота, девушки студентки стали выполнять попадания 3 раза. Обводка фишек улучшилась на шесть единиц, юноши стали выполнять данное задание за 48 с, а челночный бег за 33 с.
Проанализируем результаты тестов, которые выполнялись с учетом времени. Задания с
использованием координационной лестницы предполагало осуществление задач, поставленных перед студентками на определенном участке. Челночный бег лицом от боковой баскетбольной до боковой баскетбольной, бег спиной от боковой баскетбольной до боковой волейбольной, лицом от боковой волейбольной, обратно спиной. Обводка фишек, установленных на расстоянии друг от друга 1 метр, на скорость.
В соответствии с рисунком 1 прирост показателей в тесте «координационная лестница» составил 17,3%, в тесте челночный бег 5,8 %, в тесте обводка фишек на скорость 7,7 %.
в
И
я £
5 Б
5 4>
о «
О Я
и
Тесты
48
54
-
33
35
-
43
52
11111
10 20 30 40 50
60
Бремя выполнения (с) Рисунок 1 - Результаты выполнения заданий до и после эксперимента (с)
Задания, которые выполнялись с учетом количества раз жонглирования мяча за 30 секунд и попаданий в ворота за три попытки. В соответствии с рисунком 2 прирост показателей в тесте жонглирование мяча составил 30%, в тесте удары
по мячу в ворота - 44%. Таким образом, можно констатировать тот факт, что в тесте удары по мячу ногой результаты увеличились в большей степени.
Рисунок 2 - Результаты выполнения заданий до эксперимента и после (кол-во раз)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023
Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что использование плана тренировочных занятий имеет положительную динамику развития координационных способностей студенток, занимающихся в секции по мини - футболу.
Выводы. Разработанный план тренировочных занятий, направленный на развитие координационных способностей девушек студенток, занимающихся в секции по мини - футболу. Основными особенностями плана явились: возможность замены комплексов на протяжении всего тренировочного процесса, применение нескольких комплексов, повторение комплексов для лучшего усвоения материала, возможность подбирать комплекс для девушек студенток с высоким уровнем координационных способностей, средним и низким (т.е. учитывать их уровень физической подготовленности), дозированное распределение упражнений.
Положительные сдвиги в уровне развития координационных способностей у девушек студенток, занимающихся в секции по мини - футболу, в процессе проведенного эксперимента отражают влияние разработанного плана тренировочных занятий, о чем свидетельствуют изменения показателей выполнения тестов обучающимися в начале и на конечном этапе исследования.
Список литературы:
[1] Андреев, С. Н. Играй в мини-футбол / С. Н. Андреев. - Москва: Книга по требованию, 2012. - 50 с. - ISBN 5-85009-164-5
[2] Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / А. Н. Бернштейн. - Москва: «ФиС», 2001. -228 с. - ISBN 5-278-00339-1
[3] Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - Москва: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с. - ISBN 5-98724-012-3
[4] Можаев, Э.Л. Современная методика обучения основам техники игры футбола студентам ВУЗа / Э.Л. Можаев, Р.В. Фаттахов, Д.Ю. Денисенко // Образование и право. - 2018. - № 9. - С. 285 - 288.
[5] Фаттахов РВ. Координационные упражнения в футболе /Р.В. Фаттахов / материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма «Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам». -2014. - С. 308-310.
Spisok literatury:
[1] Andreev, S. N. Igraj v mini-futbol / S. N. Andreev. - Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2012. - 50 s. - ISBN 5-85009-164-5
[2] Bernshtejn, N. A. O lovkosti i ee razvitii / A. N. Bernshtejn. - Moskva: «FiS», 2001. - 228 s. -ISBN 5-278-00339-1
[3] Lyah, V. I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie / V. I. Lyah. - Moskva: TVT Div-izion, 2006. - 290 s. - ISBN 5-98724-012-3
[4] Mozhaev, E.L. Sovremennaya metodika obucheniya osnovam tekhniki igry futbola studentam VUZa / E.L. Mozhaev, R.V. Fattahov, D.YU. Den-isenko // Obrazovanie i pravo. - 2018. - № 9. - S. 285 - 288.
[5] Fattahov R.V. Koordinacionnye uprazh-neniya v futbole /R.V. Fattahov / materialy II Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 40-letiyu Povolzhskoj gosudarst-vennoj akademii fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma «Fiziologicheskie i biohimicheskie osnovy i pedagog-icheskie tekhnologii adaptacii k raznym po velichine fizicheskim nagruzkam». - 2014. - S. 308-310.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023