Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЕДУЩИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ'

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЕДУЩИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
267
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ПЕРЕСТРОЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухина М.П., Сидоров С.В.

Современный футбол характеризуется значительным возрастанием скорости игровых эпизодов и требует от футболиста способности действовать в постоянно изменяющихся условиях. Повышение уровня развития координационных способностей является обязательным условием для совершенствования технико-тактического мастерства. Целью исследования является экспериментальное обоснование комплексного подхода в воспитании ведущих координационных способностей футболистов 11-12 лет. Установлено, что применение в течение года занятий методики воспитания ведущих координационных способностей футболистов (кинестетическое дифференцирование, приспособление и перестроение двигательных действий, пространственная ориентация) создает условия для направленного и сопряжённого их развития и совершенствования на статистически достоверном уровне по сравнению с методикой, реализуемой в контрольной группе, в основе которой сопряженное развитие координационных способностей в процессе освоения и совершенствования технических действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мухина М.П., Сидоров С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF EDUCATING THE LEADING COORDINATION ABILITIES OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Modern football is characterized by a significant increase in the speed of game episodes and requires the ability of a football player to act in constantly changing conditions. Increasing the level of development of coordination abilities is a prerequisite for improving technical and tactical skills. The aim of the study is to experimentally substantiate an integrated approach in the education of the leading coordination abilities of football players aged 11-12. It is established that the application of classes of the methodology of educating the leading coordination abilities of football players in the course of a year (kinesthetic differentiation, adaptation, and restructuring of motor actions, spatial orientation) creates conditions for their directed and joint development and improvement at a statistically reliable level compared with the methodology implemented in the control group, which is based on the joint development of coordination abilities in the process of mastering and improving technical actions.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЕДУЩИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.092

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЕДУЩИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Научная статья

Мухина М.П.1' *, Сидоров С.В.2

1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия;

2 Спортивная школа олимпийского резерва «Динамо», Омск, Россия

* Корреспондирующий автор (margarit-mukhin[at]yandex.ru)

Аннотация

Современный футбол характеризуется значительным возрастанием скорости игровых эпизодов и требует от футболиста способности действовать в постоянно изменяющихся условиях. Повышение уровня развития координационных способностей является обязательным условием для совершенствования технико-тактического мастерства. Целью исследования является экспериментальное обоснование комплексного подхода в воспитании ведущих координационных способностей футболистов 11-12 лет. Установлено, что применение в течение года занятий методики воспитания ведущих координационных способностей футболистов (кинестетическое дифференцирование, приспособление и перестроение двигательных действий, пространственная ориентация) создает условия для направленного и сопряжённого их развития и совершенствования на статистически достоверном уровне по сравнению с методикой, реализуемой в контрольной группе, в основе которой сопряженное развитие координационных способностей в процессе освоения и совершенствования технических действий.

Ключевые слова: юные футболисты, координационные способности, кинестетическое дифференцирование, приспособление и перестроение двигательных действий, пространственная ориентация.

METHODS OF EDUCATING THE LEADING COORDINATION ABILITIES OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Research article

Mukhina M.P.1 *, Sidorov S.V.2

1 Siberian Academy of Physical Culture, Omsk, Russia;

2 Dynamo Olympic Reserve Sports School, Omsk, Russia

* Corresponding author (margarit-mukhin[at]yandex.ru)

Abstract

Modern football is characterized by a significant increase in the speed of game episodes and requires the ability of a football player to act in constantly changing conditions. Increasing the level of development of coordination abilities is a prerequisite for improving technical and tactical skills. The aim of the study is to experimentally substantiate an integrated approach in the education of the leading coordination abilities of football players aged 11-12. It is established that the application of classes of the methodology of educating the leading coordination abilities of football players in the course of a year (kinesthetic differentiation, adaptation, and restructuring of motor actions, spatial orientation) creates conditions for their directed and joint development and improvement at a statistically reliable level compared with the methodology implemented in the control group, which is based on the joint development of coordination abilities in the process of mastering and improving technical actions.

Keywords: young football players, coordination abilities, kinesthetic differentiation, adaptation and reconstruction of motor actions, spatial orientation.

Введение

Современный футбол характеризуется значительным возрастанием скорости игровых эпизодов и требует от футболиста высокой подвижности, скоростной техники, физической подготовленности, способности действовать в постоянно изменяющихся условиях [1]. Повышение уровня развития координационных способностей является обязательным условием для совершенствования технико-тактического мастерства и спортивных достижений юных футболистов [2].

Актуальность

Преобладающее число исследований последних лет, посвященных подготовке футболистов, представлены данными срезовых исследований развития либо отдельных координационных способностей, либо их группы в специально организованных условиях, как правило, с однонаправленным воздействием. Что касается подготовки юных футболистов следует выделить исследования С.В. Голомазова, Б.Г. Чирва (1994), И.В Аверьянова, И.Ю. Горской (2008), Г.В. Монакова (2009), В.И. Ляха, З. Витковски (2010), В.Н. Селуянова (2014) и М.П. Бандакова (2014), Е.А. Якимовой, А.И. Фатькина (2015), О.Б. Лапшина (2018), указывавших связь между уровнем развития координационных способностей и способностью осваивать сложные технические приемы [2], [4], [7], [10].

Таким образом, проблема исследования заключается в недостатке знаний об особенностях комплексного воспитания ведущих координационных способностей футболистов 11 -12 лет.

Целью исследования является экспериментальное обоснование комплексного подхода в воспитании ведущих координационных способностей футболистов 11 -12 лет.

Организация исследования

Педагогический эксперимент проводился в течение одного года (январь - декабрь 2019 г.). В исследовании

приняли участие 40 мальчиков 11-12 лет по 20 человек в контрольной и экспериментальной группе. Обе группы занимались по программе спортивной подготовки по виду спорта футбол БУ ОО «СШОР «Динамо» г. Омска. Тренировочные занятия проводились четыре раза в неделю по 90 мин. В контрольной группе реализовывалось сопряженное развитие координационных способностей в процессе освоения и совершенствования технических действий в соответствии с годовым планом-графиком. В экспериментальной группе реализовывался комплексный подход за счет поэтапного развития и совершенствования вначале устойчивых, затем неустойчивых ведущих координационных способностей юных футболистов. Анализ координационной подготовленности юных футболистов предполагал сравнение с данными исследований В.И. Ляха и З. Витковски (2010) в развитии ведущих координационных способностей [2].

Результаты исследования

Содержание методики воспитания координационных способностей футболистов 11 -12 лет составляют специально подобранные упражнения и игровые задания, распределенные в три блока, с направленностью на последовательное и сопряженное развитие (табл. 1, 2):

- кинестетического дифференцирования (Блок 1 (Б1));

- приспособления и перестроения двигательных действий (Блок 2 (Б2));

- пространственной ориентации (Блок 3 (Б3)) в три этапа.

Основные методы воспитания координационных способностей - повторный, интервальный, переменный и игровой. Количество серий - 1-6, повторений - 4-12 раз. На развитие и совершенствование координационных способностей в каждом тренировочном занятии отводилось 18-27 мин от общего времени.

В подготовительной и заключительной частях занятий использовались стандартные упражнения и игровые задания с направленностью на развитие и совершенствование кинестетического дифференцирования движений, в основной части - на перестроение и приспособление двигательных действий, а также ориентацию в пространстве.

Методика воспнтания координационных способностей футболистов 11-12 лет

СРЕДСТВА МЕТОДЫ УСЛОВИЯ

Блок 1. На

развитие способности к дифф еренцир о-ванию параметров движений

Блок 2. На

развитие

способности к

приспособлению

и перестроению

двигателвных

действий

1. С мячом:

1.1-Жонглирование мячом.

1.2-Подбивание мяча в парах,

1.3-«Футбольный теннис».

1.4- Передачи мяча по воздуху на сидящего третьего.

1.5-Игра головой в парах.

1.6-Передачи мяча по воздуху.

1.7-Бросок мяча в цель.

1.8-Удары по мячу ногой в цель.

1.9-Передачи мяча через обруч,

1.10-Удержание мяча на ноге.

Блок На развитие способности к пространственной ориентации

1. С мячом:

1.1-Ведение мяча «змейкой».

1.2-«Слаломный» бег с «финтами».

1-Завести мяч в одни из двух ворот.

1.4-Догнать партнера в треугольнике.

1.5-Игра «Хвостики» с мячами.

Повторный Интервальный. Переменный. Игровой

1.2. Жонглирование теннисным мячом,

1. С мячом:

1.1-Передачи в парах двух мячей.

1.2-Жонглирование с разворотом на 360°.

1.3-Удар после кувырка вперед,

1.4-Удар головой после кувырка и прыжка.

1.5-Передачи мяча по порядковым номерам,

1.6-Игра головой и пас низом на «третьего».

1.7-Передача «ножницами» на «третьего».

1.8-Удар по воротам одним из трех мячей.

1.9-Смена мест по порядковым номерам.

2,2. Без мяча:

2,2.1 -Упражнения на

координационной лестнице

2.2.2-Упражнения с рядом фишек

2.2.3-3абежать в одни из двух ворот

2,2.4 -Догнать партнера в треугольнике 2,2.5-Эстафета с фишками «змейкой»

2,2. б -Игра «Хвостики» без мячей

3.2. Без мяча:

3.2.1-Игра с водящим в центре круга.

3.2.2-Забежать в пронумерованный коридор,

3.2.3-Смена мест по порядковым номерам.

Количество занятий в неделю: 4. Продолжительность одного занятия: 90 мин. Соотношение упражнений, направленных на развитие координационных способностей в общей структуре подготовки: 20-30%/70-80%.

Число повторений: 4-12 раз, число серий: 1-6 раз,

В общем объеме упражнений направленных на развитие координационных способностей доля упражнений на развитие трех наиболее значимых в футболе составляет 85 %. Специально подобранные упражнения используются в частях занятия:

подготовительная часть (15 мни): Б1:1.1.2, 1.1.6, 1.1.7, 1,2.1: Б2:2,2.1-

2.2.4. 2,2.6; БЗ: 3.1.1,3.1.2. 3.1.5. 3.2.1-3.2.3:

основная часть (65 мни): Б1:1.1.1-1.1.4, 1.1.8, 1.1.9: Б2:2.1.1-

2.1.5. 2.2.1 -2.2.5: Б3:3.1.1. 3.1.3. 3.1.4, 3.1.6-3.1.8;

заключительная часть (10 мин): Б1:1.1.1, 1.1.2, 1.1.5, 1.1.7, 1.1.9, 1.1.10; Б3:3.1.2.

Рис. 1 - Содержание методики воспитания координационных способностей футболистов 11 -12 лет

Первый этап состоит в последовательном развитии в структуре месяца ведущих координационных способностей с использованием стандартных упражнений и игровых заданий: в первом микроцикле (МКЦ) кинестетическое дифференцирование; во втором МКЦ - приспособление и перестроение двигательных действий; в третьем МКЦ -пространственная ориентация; в четвёртом МКЦ - сопряженное развитие двух координационных способностей.

На втором этапе осуществляется последовательное развитие в структуре месяца вначале ведущих координационных способностей с использованием стандартных упражнений и игровых заданий с усложнениями с направленностью микроциклов первого этапа; затем сопряженное развитие ведущих координационных способностей в каждом микроцикле.

Третий этап направлен на последовательное развитие в начале с первого по третий МКЦ отдельных ведущих координационных способностей с использованием стандартных упражнений и игровых заданий, в четвёртом МКЦ - с использованием стандартных упражнений и игровых заданий с усложнениями; затем (сентябрь-ноябрь) последовательное развитие ведущих координационных способностей в структуре микроцикла с использованием упражнений и игровых заданий с усложнениями, а также упражнений и игровых заданий повышенной сложности; затем сочетание в структуре тренировочного занятия развития одной способности с сопряжённым развитием двух-трёх способностей.

С первого по третий месяцы занятий использовались стандартные упражнения и игровые задания, на четвёртом -пятом месяце - стандартные упражнения и игровые задания предыдущей направленности с усложнениями, на седьмом-девятом месяце занятий - упражнения и игровые задания повышенной сложности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - Комплексы упражнений и игровых заданий на развитие и совершенствование ведущих координационных способностей футболистов 11-12 лет

№ п/п Упражнения и задания Варианты выполнения

Кинестетическое дифференцирование движений

Б1.1 Упражнения с мячом

1.1.1 Жонглирование мячом: a. стопой, бедром, головой - в ходьбе, в положении стоя; b. плечом и головой в положении стоя; а *головой в положении сидя. a. руки за спиной, скрещены на груди и т.д.; b. с изменением высоты жонглирования; а **несколькими мячами; d. *с учетом времени выполнения; e. **с закрытыми глазами.

1.1.2 Два игрока в квадрате 2х2 м подбивают мяч после отскока от пола в одно касание, стараясь набить как можно больше раз a. с изменением ширины квадрата (1х1 м); b. *с изменением допустимых способов подбивания мяча: правой или левой ногой, внутренней или внешней стороной стопы и т.д.

1.1.3 «Футбольный теннис». Игроки перебрасывают мяч через волейбольную сетку, установленной на высоте 1 м. a. с изменением размеров игровой площадки; b. с изменением количества игроков в командах; а **с изменением количество допустимых касаний; d. *с добавлением условия обязательной передачи

1.1.4 Игроки А и Б выполняют передачи мяча ногой по воздуху. Игрок В, сидя между ними, старается овладеть мячом в воздухе и передать его игроку Б. a. с изменением расстояния между партнерами; b. *с изменением скорости передачи мяча.

1.1.5 Игроки А и Б передают друг другу мяч головой. Расстояние между игроками 2-3 м. a. разными мячами (№4, № 5); b. *стоя на коленях; а **в седе.

1.1.6 Игроки А и Б, перемещаясь по площадке, передают друг другу мяч по воздуху ногой. a. ** двумя мячами; b. с изменением высоты полета мяча; а *с изменением способа передачи: внутренней, внешней частью стопы, серединой подъема, правой или левой ногой.

1.1.7 Бросок мяча в цель. a. с разных расстояний; b. под разными углами; а *с закрытыми глазами

1.1.8 Удары по мячу ногой (группой или по одному) с установкой попасть в набивной мяч, расположенный на гимнастическом мате на расстоянии 10-15 м. a. *с изменением расстояния до цели; b. удар по мячу после ведения; а **с закрытыми глазами.

1.1.9 Игроки А и Б передают мячи друг другу (ногой или *головой), стараясь попасть в обруч, который держит в руках игрок В, находящийся посередине между ними a. с изменением расстояния до цели; b. * двумя мячами; а с изменением способа передачи: внутренней, внешней частью стопы, серединой подъема, правой или левой ногой

1.1.10 Удержание футбольного мяча на правой и левой ноге. a. *с поворотом на 3600; b. **с перебросом мяча с одной ноги на вторую; а с подниманием мяча на 30-50 см.

Продолжение таблицы 1 - Комплексы упражнений и игровых заданий на развитие и совершенствование ведущих координационных способностей футболистов 11-12 лет

№ п/п Упражнения и задания Варианты выполнения

Кинестетическое дифференцирование движений

Б1.2 Упражнения без футбольного мяча

1.2.1 Жонглирование и передачи ногой теннисного мяча. a. **набивание мяча различными частями стопы; b. набивание мяча с отскоком от пола; а *передачи мяча по верху партнеру после отскока от земли, без отскока от пола; d. *удар ногой по мячу в стенку, поймать мяч (после отскока от земли, без отскока от пола).

Перестроение и приспособление двигательных действий

2.1 Упражнения с мячом

2.1.1 Ведение мяча вокруг 5-6 фишек, расположенных «змейкой» на расстоянии 2 м друг от друга. a. со сменой ноги; b. *с изменением способа ведения (два касания внутренней частью стопы одной ноги - два касания внутренней частью стопы второй ноги и т.д.); а *с изменением расстояния между фишками; d. *с изменением скорости ведения мяча.

2.1.2 «Слаломный» бег с ведением мяча вокруг 8-10 фишек, расположенных на расстоянии 1,5 м друг от друга, и одновременным выполнением обманных движений (перемах, переступ, выпады) перед каждой стойкой. a. со сменой ноги; b. *с изменением расстояния между стойками; а *с изменением скорости ведения мяча; d. **добавление и чередование обманных движений при одном прохождении.

2.1.3 Упражнение выполняется во встречных колоннах. Колонна А - защитники, Б - нападающие. Между колоннами два коридора шириной 2 м, обозначенных фишками. По сигналу нападающий, резко изменяя направление движения, заводит мяч в один из двух коридоров. a. *с изменением расстояния до обозначенных коридоров, усложняя задачу нападающим; b. менять нападающих и защитников ролями; а вводить контр действия для защитников (защитник отобрав мяч должен завести мяч за противоположную линию).

2.1.4 Игроки А и Б с мячами располагаются по внешнему периметру треугольника из фишек сторонами 1 м. По сигналу игрок А ведя мяч меняет направление движения, «осаливает» игрока Б, также убегающего с ведением мяча. После чего игрок Б «осаливает» игрока А. Мяч не должен уходить далеко от сторон обозначенного треугольника. a. менять пары соревнующихся игроков; b. *с изменением способа ведения мяча (только левой или правой ногой, внешней или внутренней стороной стопы).

2.1.5 Игра «Хвостики» с мячами. Игроки, с прикрепленными сзади за пояс манишками, выполняют ведение своего мяча по площадке. По сигналу необходимо выдернуть «хвост» соперника и сохранить свой, контролируя мяч. a. индивидуальный зачёт; b. *командный зачёт.

Продолжение таблицы 1 - Комплексы упражнений и игровых заданий на развитие и совершенствование ведущих координационных способностей футболистов 11-12 лет

№ п/п Упражнения и задания Варианты выполнения

Перестроение и приспособление двигательных действий

2.2 Упражнения без мяча

2.2.1 Упражнения на «координационной» лестнице: прыжки; бег; перемещения. *После прохождения лестницы получить мяч от партнера и выполнить задание тренера: отыграться с партнером; выполнить обманное движение и т.д. a. с изменением способа перемещения: лицом/спиной вперед, боком и т.д.; b. варьировать работу ног при перемещениях: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, с частым чередованием ног.

2.2.2 Упражнения с рядом фишек: прыжки; бег; перемещения. Перед колонной игроков устанавливается ряд из 6-10 фишек на расстоянии 50-80 см. *После прохождения ряда фишек выполнить задание тренера: кувырок, колесо, ускорение и т.д. a. с чередованием способа перемещения: прыжки-бег, приставными шагами -спиной и т.д.; b. варьировать работу ног при перемещениях: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, с частым чередованием ног; а с изменением расстояние между фишками.

2.2.3 Упражнение во встречных колоннах. Колонна А - защитники, Б -нападающие. Между колоннами два коридора, шириной 2 м, обозначенных фишками. По сигналу нападающий, резко изменяя направление движения, пытается забежать, избегая быть «осаленным» защитником в один из двух коридоров. a. менять нападающих и защитников ролями; b. *с изменением положения нападающим для старта (спиной, сидя, лежа и т.д.).

2.2.4 Игроки А и Б располагаются по внешнему периметру треугольника из фишек сторонами 1 м. По сигналу игрок А должен, меняя направление движения, «осалить» игрока Б. После чего игрок Б «осаливает» игрока А. a. менять пары соревнующихся игроков; b. *с изменением способа перемещения (спиной вперед, приставными шагами, прыжками на одной ноге и т. д.).

2.2.5 Эстафета в колоннах с рядом фишек, установленных «змейкой» на расстоянии 2 м друг от друга. a. с изменением способов перемещения (лицом, спиной, боком, приставными шагами и т.д.; b. *добавлять условия при прохождении фишек - касание фишек, оборот в прыжке на 3600, сед и т.д.

2.2.6. Игра «Хвостики». Игроки с прикрепленными сзади за пояс манишками перемещаются по площадке. По сигналу необходимо выдернуть «хвост» соперника и сохранить свой. a. индивидуальный зачёт. b. *командный зачёт.

Ориентация в пространстве

3.1 Упражнения с мячом

3.1.1 Игроки А и Б одновременно передают два мяча. Игрок А выполняет передачу мяча по земле и останавливает ногой мяч, который летит по воздуху от игрока Б. Меняются ролями. a. с изменением расстояния между партнерами; b. * выполнение передачи мяча с разной скоростью.

3.1.2 Жонглирование ногой, затем удар по мячу вверх, поворот на 3600, продолжение жонглирования мячом. a. с изменением скорости выполнения упражнения; b. *жонглирование на ограниченном пространстве.

3.1.3 Игроки располагаются в колонне. Первый в колонне выполняет удар мячом об пол, кувырок вперед, удар по воротам. a. с изменением способа удара; b. удар по воротам другой ногой; а *с изменением силы удара об пол.

3.1.4 Последовательное кувырка назад, перепрыгивание через барьер, кувырок вперед, удар по мячу головой в прыжке. a. с изменением скорости выполнения упражнения; b. *с изменением способа удара головой.

Окончание таблицы 1 - Комплексы упражнений и игровых заданий на развитие

и совершенствование ведущих координационных способностей футболистов 11-12 лет

№ п/п Упражнения и задания Варианты выполнения

Ориентация в пространстве

3.1 Упражнения с мячом

3.1.5 Игроки под номерами 1 -7 перемещаются по площадке. Сигналом к началу упражнения является передача мяча тренером одному из игроков, который передает его следующему номеру (например, 4-й передает мяч 5-му) и т.д. a. с изменением способа передачи мяча; b. *передача мяча другой ногой.

3.1.6 Игроки А и Б с мячами, в середине между ними - игрок В без мяча. Игрок А выполняет передачу игроку В по воздуху, игрок В выполняет передачу мяча головой обратно игроку А; затем поворачивается в сторону Б и выполняет передачу мяча от него по земле. a. с изменением скорости передачи; b. *с изменением расстояния между партнерами; c. *с изменением способа передачи мяча.

3.1.7 Игроки А и Б располагаются лицом друг к другу, игрок В лежит между ними на спине. Игрок А выполняет передачу мяча по воздуху игроку В, который «ножницами» выполняет передачу игроку Б. То же с другой стороны. a. *с изменением скорости передачи мяча; b. **с изменением расстояния между партнерами; c. с изменением способа передачи мяча.

3.1.8 Игроки А и Б по сигналу должны встать, развернуться и забить одним из трех пронумерованных мячей в одни из трех, по указанию тренера, ворот. Номера мячей и ворот указывает тренер, подняв карточки с соответствующими номерами. a. *с изменением позы для старта (сидя, лежа и т.д.); b. **добавлять при старте кувырок, «колесо» и т.д; c. изменять расположение пронумерованных мячей.

3.1.9 Группа из 10 человек располагается по кругу радиусом 10-12 м за фишками с порядковыми номерами. По команде игроки названных двух номеров меняются местами, ведя мяч. a. *с изменением исходного положения игроков; b. с изменением способа перемещения; c. *с изменением порядка нумерации фишек.

3.2 Упражнения без мяча

3.2.1 Группа из 10 человек располагается по кругу радиусом 10-12 м, оставляя 11-ю фишку не занятой. Один игрок, находящийся в центре должен занять пустую фишку, чему препятствуют игроки в круге, стараясь занять, пустую фишку раньше, чем игрок в центре. a. занимает пустую фишку игрок справа от неё, затем слева от неё; b. *добавить еще одну свободную фишку; c. *добавлять фишку за кругом.

3.2.2. Игроки А и Б по сигналу должны встать, развернуться и забежать в один из четырех коридоров, обозначенных фишками. Номер коридора указывает тренер, подняв карточку с соответствующим номером. a. с изменением позы для старта (сидя, лежа и т.д.); b. *добавлять при старте кувырок, «колесо» и т.д; c. **с изменением условий (забежать в противоположные ворота указанные в карточке 1-4, 2-3 и т.д.).

3.2.3. Группа из 10 человек располагается по кругу радиусом 10-12 м. Каждой фишке присваивается порядковый номер. Тренер громко объявляет два номера, которые должны ускорением поменяться местами, перебежав на место партнёра. a. с изменением исходного положения игроков; b. с изменением способа перемещения; c. *с изменением порядка нумерации фишек.

Примечание: * - стандартные упражнения и игровые задания с усложнениями; ** - упражнения и игровые задания повышенной сложности

Таблица 2 - Последовательность, сочетание и чередование специально подобранных упражнений с направленностью на развитие ведущих координационных способностей

футболистов 11-12 лет в структуре микро- и мезоцикла

£

3

4

Первый этап

Январь

Б1

Б2

Б3

Б1,Б3

Февраль

Б1

Б2

Б3

Б1,Б2

Март

Б1

Б2

Б3

Б1-3

е д

е

X

£

3

4

Второй этап

Апрель

Б1*

Б2*

Б3*

Б1*,Б3*

Май

Б1*

Б2*

Б3*

Б1*,Б2**

Июнь (с/лагерь)

Б1*-Б2*

Б2*,Б3*

Б3*,Б1*

Б1*-3*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий этап

МКЦ № заняти Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

1 Б1* Б1* Б1**

1 2 Б1 Б1*,Б2* Б1*,Б2* Б1*,Б2*

3 Б3* Б3* Б3**

4 Б1* Б1* Б1**

1 Б1* Б1* Б1**

2 > 2 Б2 Б1*,Б2* Б1*,Б2* Б1*,Б2*

3 Б1*,Б3* Б1*,Б3* Б1*,Б3*

4 Б2*,Б3* Б2*,Б3* Б2*,Б3*

1 Б1* Б1* Б1**

3 2 Б3 Б1*,Б2* Б1*,Б2* Б1*,Б2*

3 Б3* Б2*,3* Б1** Б3**

4 Б1-3* Б1-3** Б1-3**

1 Б1* Б1* Б1**

4 2 Б1*,Б3* Б1*,Б2* Б1*,Б2* Б1*,Б2*

3 Б1*,Б3* Б1*,Б3* Б1*,Б3*

4 Б1-3* Б1-3** Б1-3**

Примечание: Б1, Б2, Б3 - стандартные упражнения и игровые задания для развития и совершенствования кинестетического дифференцирования (Б1), приспособления и перестроения двигательных действий (Б2), ориентации в пространстве (Б3); Б1*, Б2*, Б3* - стандартные упражнения и игровые задания с усложнениями; Б1**, Б2**, Б3** -упражнения и игровые задания повышенной сложности

1

1

2

2

1

1

3

3

4

4

1

1

2

2

2

2

3

3

4

4

1

1

2

2

3

3

3

3

4

4

1

1

2

2

4

4

Следует отметить, что до эксперимента средние арифметические показатели координационной подготовленности футболистов контрольной и экспериментальной групп превышают среднегрупповые показатели В.И. Ляха и З. Витковски (табл. 3). Это можно связать с реализацией на спортивно-оздоровительном этапе дополнительной общеразвивающей программы с элементами футбола, одним из разделов которой является «Координационная подготовка». В развитии координационных способностей футболистов контрольной и экспериментальной групп отсутствовали статистически достоверные различия (см. табл. 1). Большая и значительная неоднородность обеих групп ^=29-92%) в развитии способности к кинестетическому дифференцированию движений обусловлено несформированностью способности к управлению движениями, к дифференцированию мышечных усилий.

По истечении года занятий статистически достоверные различия между футболистами контрольной и экспериментальной групп имели место во всех показателях координационной подготовленности (см. табл. 1). Обращает внимание повышение однородности обеих групп в кинестетическом дифференцировании движений (V=4-6%), а также значительное повышение неоднородности групп в ориентации в пространстве ^=26-45%).

Таким образом, применение в течение года занятий методики воспитания ведущих координационных способностей футболистов 11 -12 лет создает условия для направленного и сопряжённого их развития и совершенствования на статистически достоверном уровне по сравнению с методикой, реализуемой в контрольной группе, в основе которой сопряженное развитие координационных способностей в процессе освоения и совершенствования технических действий.

Таблица 3 - Средние арифметические показатели координационной подготовленности футболистов 11-12 лет контрольной и экспериментальной групп

№ п/ п Тесты В.И.Лях, З. Витковски Группа До эксперимента После эксперимента

Хср±С V, % Р0 Хср±С V, % Р0

Перестроение и приспособление двигательных действий

1 Бег с обеганием стоек в неведущую сторону, с 7,91-7,54 КГ 6,8±0,6 9 >0,05 6,6±0,6 9 <0,001

ЭГ 7,0±0,6 9 6,1±0,5 8

2 Бег с обеганием стоек в ведущую сторону, с 8,00-7,43 КГ 6,6±0,6 9 >0,05 6,3±0,5 8 <0,001

ЭГ 6,8±0,4 7 5,9±0,4 6

3 Бег с обеганием стоек и ведением мяча неведущей ногой, с 15,00-13,55 КГ 11,9±1,7 14 >0,05 10,9±0,5 5 <0,01

ЭГ 12,4±1,1 9 10,5±0,7 7

4 Бег с обеганием стоек и ведением мяча ведущей ногой, с 13,95-12,60 КГ 10,9±1,2 11 >0,05 10,5±0,9 9 <0,01

ЭГ 11,1±1,1 10 10,0±0,5 5

Ориентация в пространстве

5 Челночный бег 5*3 к мячам по порядку, с - КГ 12,7±0,9 7 >0,05 7,3±1,9 26 <0,05

ЭГ 12,6±0,8 6 6,3±2,3 37

6 Бег к пронумерованным мячам, с - КГ 17,0±1,8 11 >0,05 5,6±2,5 45 <0,05

ЭГ 17,5±1,3 7 4,4±1,7 39

Кинестетическое дифференцирование движений

7 Удары по мячу ведущей ногой в цель, баллы 5,36-5,69 КГ 4,8±2,0 42 >0,05 12,0±0,5 4 >0,05

ЭГ 4,9±1,4 29 11,8±0,7 6

8 Удары по мячу неведущей ногой в цель, баллы 4,36-4,38 КГ 3,1±1,9 61 >0,05 15,1±0,9 6 <0,001

ЭГ 2,4±2,2 92 14,4±0,7 5

Примечание: КГ и ЭГ - контрольная и экспериментальная группа; V (%) - коэффициент вариации; Р0 - уровень значимости по критерию Стьюдента для малых выборок

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Макаров, Д. С. Тенденции развития современного футбола в России / Д. С. Макаров // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 531-535. - URL: https://moluch.ru/archive/101/22966/ (дата обращения: 27.08.2021).

2. Лях, В. И. Координационная тренировка в футболе : монография / В. И. Лях, З. Витковски. - М. : Советский спорт, 2010. - 216 с.

3. Аверьянов, И. В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет : дис. ... канд. пед. наук : защищена 20.06.2008 / Аверьянов Игорь Валерьевич. - Омск, 2008. - 240 с.

4. Аверьянов, И. В. Оценка и совершенствование кинестетических координационных способностей футболистов на разных этапах спортивной подготовки : монография / И. В. Аверьянов, И. Ю. Горская ; М-во спорта, туризма и молодеж. политики Рос. Федерации, Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта [и др.]. - Омск : СибГУФК, 2008. - 132 с.

5. Бандаков, М. П. Развитие специфических координационных способностей у юных футболистов / М.П. Бандаков, Г.Г. Полевой // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 8. - С. 138145.

6. Голомазов, С. В. Футбол : тренировка точности юных спортсменов / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - М. : ТОО «Валери», 1994. - 81 с.

7. Монаков, Г. В. Подготовка футболистов: методика совершенствования / Г. В. Монаков. - Псков, 2009. - 200 с.

8. Селуянов, В. Н. Футбол. Проблемы технической подготовки : монография / В. Н. Селуянов и др . - М. : ТВТ Дивизион, 2014. - 104 с.

9. Якимова, Е. А. Методические положения и общие принципы организации координационной тренировки у юных футболистов / Е. А. Якимова, А. Н. Фатькин // Science Time, 2015. - № 5 (17). - С. 540-544.

10. Лапшин, О. Б. Теория и методика подготовки юных футболистов : методическое пособие / Б. О. Лапшин. - М. : Изд-во «Человек», 2014. - 176 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Makarov, D. S. Tendencii razvitija sovremennogo futbola v Rossii [Trends in the development of modern football in Russia] / D. S. Makarov // Molodoy ucheniy [Young scientist]. - 2015. - No. 21, PP. 531-535. - [Electronic resource]. URL https://moluch.ru/archive/101/22966 / (accessed: 08/27/2021) [in Russian]

2. Lyakh, V. I. Koordinacionnaja trenirovka v futbole : monografija [Coordination training in football: a monograph] / V. I. Lyakh, Z. Vitkovski. - M. : Sovetsky sport, 2010- 216 p. [in Russian]

3. Averyanov, I. V. Metodika sovershenstvovanija kinesteticheskikh koordinacionnykh sposobnostejj futbolistov 10-11 let [Methods of improving the kinesthetic coordination abilities of football players aged 10-11 years] / I. V. Averyanov: Candidate's thesis. Pedagogy: defended on 20.06.2008 / Averyanov Igor Valeryevich. - Omsk, 2008. - 240 p. [in Russian]

4. Averyanov, I. V. Ocenka i sovershenstvovanie kinesteticheskikh koordinacionnykh sposobnostejj futbolistov na raznykh ehtapakh sportivnojj podgotovki : monografija [Assessment and improvement of kinesthetic coordination abilities of football players at different stages of sports training: a monograph] / I. V. Averyanov, I. Yu. Gorskaya; Ministry of sports, tourism and youth. [et al.]. - Omsk: SibGUFK, 2008. - 132 p. [in Russian]

5. Bandakov, M. P. Razvitie specificheskikh koordinacionnykh sposobnostejj u junykh futbolistov [Development of specific coordination abilities in young football players] / M.P. Bandakov, G.G. Polevoy // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of Vyatka State University for the Humanities]. - 2014. - No. 8. -pp. 138-145 [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Golomazov, S. V. Futbol : trenirovka tochnosti junykh sportsmenov [Football: precision training for young athletes] / S. V. Golomazov, B. G. Chirva. - M. : TOO Valeri, 1994. - 81 p. [in Russian]

7. Monakov, G. V. Podgotovka futbolistov: metodika sovershenstvovanija [Training of football players: methods of improvement] / G. V. Monakov. - Pskov, 2009. - 200 p. [in Russian]

8. Seluyanov, V. N. Futbol. Problemy tekhnicheskojj podgotovki : monografija [Football. Problems of technical training: a monograph] / V. N. Seluyanov et al. - Moscow : TVT Divizion, 2014. - 104 p. [in Russian]

9. Yakimova, E. A. Metodicheskie polozhenija i obshhie principy organizacii koordinacionnojj trenirovki u junykh futbolistov [Methodological provisions and general principles of the organization of coordination training for young football players] / E. A. Yakimova, A. N. Fatkin // Science Time, 2015. - № 5 (17). - Pp. 540-544 [in Russian]

10. Lapshin, O. B. Teorija i metodika podgotovki junykh futbolistov : metodicheskoe posobie [Theory and methodology of training young football players : a methodological guide] / B. O. Lapshin. - M. : Publishing house «Chelovek», 2014. - 176 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.