УДК 796.332
DOI: 10.24412/2305-8404-2022-9-121-129
ВЗАИМОСВЯЗЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ФУТБОЛИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Р.В. Фаттахов, С.Н. Ильин, Н.Ф. Ишмухаметова, Р.Р. Ибрагимов
Выявлен уровень координационных способностей и технической подготовленности футболистов. Определена взаимосвязь развития координационной способности с технической подготовленностью футболистов 13-14 лет на тренировочном этапе подготовки четвертого года обучения. Подобраны тестовые упражнения для определения уровня координационных способностей спортсменов.
Ключевые слова: футбол, техническая подготовка, координация, соревновательная деятельность, тренировочный процесс, тестирование.
THE RELA TIONSHIP OF COORDINATION ABILITIES WITH THE TECHNICAL READINESS OF FOOTBALL PLAYERS A T THE TRAINING STAGE OF PREPARATION
Fattakhov R.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, rafamina@ mail.ru, Russia, Kazan, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Ilyin S.N., senior lecturer, [email protected], Kazan, Russia, Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, Ishmukhametova N.F., senior lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Civil Engineering,
Ibragimov R.R., senior lecturer, Renat 1980 @mail.ru, Kazan, Russia, Kazan National Research Technological University
The level of coordination abilities and technical readiness of the players was determined. The interrelation of the development of coordination ability with the technical readiness of 13-14-year-old football players at the training stage of the fourth year of training is determined. Selected test exercises to determine the level of coordination abilities of athletes.
Key words: football, technical training, coordination, competitive activity, training process, testing.
Фаттахов Рафаэль Вагизович, канд. пед. наук, доц., rafamina@mail.т, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма,
Ильин Сергей Николаевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
Ишмухаметова Наиля Фаритовна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
Ибрагимов Ренат Рашидович, старший преподаватель, Renat [email protected], Россия, Казань, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Эффективность спортивной деятельности зависит от трех факторов: способностей и одаренности спортсмена, профессионализма его тренера и внешних условий тренировочной и соревновательной деятельности. Учет развития целевого физического качества, очень важно для оптимизации тренировочного процесса, способствующего наиболее полной реализации возможностей спортсмена [1].
Важнейшим условием, обеспечи-
вающим в будущем высокие результаты в футболе и тем самым определяющим перспективность спортсменов, является соответствующий уровень развития разных координационных
способностей. Специалисты отмечают, что упущенные возможности для развития координационных способностей у спортсменов могут негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов [3, 9].
Многие специалисты отмечают, что уровень развития координационных способностей является важнейшим показателем, который влияет на технико-тактическую подготовленность и, следовательно, определяет ква -лификацию спортсмена [4, 6]. В то же время исследователи указывают, что на сегодняшний день существует необходимость поиска новых путей совершенствования технико-тактической подготовленности.
Цель исследования - выявить взаимосвязи развития координационной способностей с технической подготовленностью футболистов 13-14 лет на тренировочном этапе подготовки четвертого года обучения.
Для достижения цели поставили следующие задачи исследования:
1) подобрать тестовые упражнения для определения уровня координационных способностей футболистов 13-14 лет;
2) выявить уровень подготовленности координационных способно -стей и техническую оснащенность футболистов 13-14 лет.
Методика и организация исследования. Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое тестирование;
3) констатирующий эксперимент;
4) математическая статистика.
Для оценки координационных способностей футболистов были подобраны тестовые упражнения:
- челночный бег 3*10 м (для оценки общих координационных способностей);
- «Три кувырка вперед» (для оценки вестибулярной устойчивости);
- «Ведение мяча с изменением направления движения» (для оценки согласованности движений в пространстве);
- «Прыжки на разметку» и «Бег к пронумерованным набивным мячам» (для оценки способности к кинестезическому дифференцированию);
- «Балансирование на гимнастической скамейке» (для оценки способности к динамическому равновесию);
- «Бег на 30 м с ведением мяча», «Бег 5*30 м с ведением мяча», «Ведение мяча по восьмерке», «Обводка конусов с последующим ударом по мячу в цель», «Удар по мячу в цель», «Ведение мяча, обводка конусов с последующим ударом по мячу в ворота», «Жонглирование мячом (комплексное)», «Спринт в заданном ритме» (для оценки технической подготовленности футболистов) [2, 4, 6].
Был проведен констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в исследовании влияния развития координационных способностей на техническую подготовленность футболистов 13-14 лет. Всего в эксперименте приняли участие 14 футболистов, возраст которых на момент исследования составлял 13-14 лет. Исследование проводилось на базе МБУ СШ «Стрела» г. Казани в течение апрель - май 2022 года.
Результаты исследования и их обсуждения. В исследовании протестированы отдельные виды координационных способностей у футболистов (табл. 1).
Таблица 1
Показатели тестирования координационных способностей
футболистов 13-14 лет
№ Челночный Три Ведение Прыжки Бег к мя- Баланси- Спринт, с
п/п бег 3x10 м, с кувырка вперед, с мяча, с на разметку, см чам, с рование, с
1 8,97 3,85 10,64 5,00 10,40 7,18 5,43
2 8,70 4,24 10,56 6,50 11,00 9,54 6,10
3 8,84 3,85 10,62 4,50 11,30 8,15 5,46
4 8,80 4,15 11,27 3,50 10,50 8,70 5,48
5 8,77 3,85 11,11 3,00 9,80 7,35 5,60
6 8,97 4,48 10,55 4,00 9,90 9,10 5,43
7 8,72 3,90 11,19 4,00 11,44 7,24 5,23
8 9,10 4,68 10,40 2,50 11,93 7,14 5,35
9 8,76 4,03 10,87 3,00 10,47 8,52 5,70
10 9,13 4,00 11,16 3,00 11,37 8,20 6,14
11 9,10 3,88 10,37 3,50 9,87 6,50 5,20
12 9,35 4,23 10,73 4,00 11,25 7,30 5,03
X 8,93 4,08 10,79 3,88 10,77 7,97 5,57
Sx 0,06 0,08 0,09 0,32 0,20 0,27 0,10
Среднегрупповой показатель теста «Челночный бег 3*10 м» составил 8,93±0,06 с. Данный показатель у исследуемой группы высокий. Результат в тесте «Три кувырка вперед» в среднем равен 4,08±0,08 с, результат соответствует хорошему уровню. Показатель теста «Ведение мяча с изменением направления движения» составил 10,79±0,09 с, что соответствует среднему уровню. Результат теста «Прыжки на разметку», составил 3,65±0,32 см, отметим, что у исследуемой группы он находится на среднем уровне.
Тест «Бег к пронумерованным набивным мячам» исследуемая группа выполнила за 10,77±0,20 с, что соответствует среднему уровню. Показатель теста «Балансирование на гимнастической скамейке» составил 7,81±0,27 с, что соответствует среднему уровню. Тест «Спринт в заданном
ритме» исследуемые футболисты в среднем выполнили за 5,57±0,10 с. Полученный показатель отражает высокий уровень.
На основе анализа результатов тестирования координационных способностей футболистов 13-14 лет можно сделать промежуточный вывод, что их уровень соответствует среднему (табл. 2).
Таблица 2
Показатели тестирования технической подготовленности
футболистов 13-14 лет
№ Бег Бег 5*30м Вось- Обводка и Удар Ведение, Жонглиро-
п/п на 30 м с ведение мерка, с удар, кол- в цель, обводка и вание, кол-
с ведение мяча, с во раз сумма удар, с во раз
мяча, с
1 4,42 24,75 16,53 4 5 6,28 30
2 4,48 24,39 18,73 4 4 7,40 20
3 4,50 24,41 16,31 3 5 7,47 17
4 4,48 24,46 17,32 5 5 8,02 25
5 4,46 24,70 17,27 4 5 6,25 23
6 4,48 24,93 16,30 4 3 7,80 25
7 4,41 25,13 17,12 3 5 6,69 26
8 4,59 25,06 16,79 3 4 7,72 27
9 4,46 24,88 16,44 4 4 6,53 24
10 4,60 24,33 16,37 5 4 7,38 25
11 4,47 24,21 16,22 3 3 6,45 28
12 4,51 24,57 17,78 5 4 6,93 22
X 4,48 24,65 16,93 3,91 4,25 7,08 24,33
Sx 0,02 0,09 0,09 0,21 0,22 0,19 1,02
В процессе тестирования выявлено, что тест «Бег на 30 м с ведением мяча» испытуемые выполнили за 4,48±0,02 с, результат соответствует среднему уровню подготовленности. Уровень технической подготовленности футболистов 13-14 лет по результатам теста «Бег 5*30 м с ведением мяча» оценивался как высокий (средний показатель составил 24,65±0,09 с). Результат теста «Ведение мяча по «восьмерке» составил 16,93±0,09 с, что соответствует хорошему уровню. При выполнении теста «Обводка конусов с последующим ударом в цель» футболисты попали в створ ворот 4±0,21 раза, это соответствует высокому уровню. Результат в тесте «Удар по мячу в цель» в среднем составил 4±0,22 попадания. Полученные данные отображают высокий уровень подготовленности. Средний показатель теста «Ведение, обводка конусов с последующим ударом в ворота» у исследуемой группы равен 7,08±0,19 с. Это свидетельствует о высоком уровне технической подготовленности. В тесте «Жонглирование мячом» результат составил 24±1,02 раза, что соответствует среднему уровню подготовленности.
Таким образом, можно констатировать, что результаты тестирования координационной и технической подготовленности футболистов 13-14 лет находятся на хорошем уровне.
Для выявления взаимосвязей между координационными способностями и технической подготовленностью футболистов 13-14 лет проведен корреляционный анализ, который выявил наличие отдельных взаимосвязей (рисунок).
Бег 30 м с ведением мяча п«« Общая координирова нно сть
Бег 5x30 м с ведением мяча Способность к вестибулярной устойчивости
Восьмерка Способность к ритму
Обегание и удар носком в цель Способность к согласованности движений в псостианстве
Ведение, обводка и удар Жонглирование мячом / * - Способность кинестезическому дифференцированию
Взаимосвязь показателей технической подготовленности с координационными способностями у футболистов 13-14 лет
Результат в тесте «Бег на 30 м с ведением мяча» имеет прямопро-порциональные взаимосвязи с показателями таких тестов, как:
- «Челночный бег 3*10 м» (г=0,59, р>0,05), связь прямая и средняя по силе;
- «Три кувырка вперед» (г=0,79, р>0,05), связь прямая и сильная по
силе;
- «Спринт в заданном ритме» (г=0,78, р>0,05), связь прямая и сильная по силе;
- «Ведение мяча с изменением направления движения» (г=0,51, р<0,05), связь прямая и средняя по силе.
Для улучшения техники ведения мяча необходимо включать в тренировочный процесс упражнения на развитие способностей к вестибуляр-
ной устойчивости, ритму, слаженности движений в пространстве и на общую координированность. Данные упражнения являются нестандартными для футболистов, поэтому их применение позволит поднять уровень технической подготовленности.
Результаты теста «Обводка конусов с последующим ударом в цель» имеют обратнопропорциональную взаимосвязь с показателями теста «Бег к пронумерованным набивным мячам» (г=-0,49, р<0,05), связь обратная и средняя по силе. Данная связь показывает, что при выполнении упражнений для кинестезического дифференцирования незначительно будет повышаться уровень технического мастерства в выполнении удара в створ ворот, так как данное упражнение больше способствует ориентированию в пространстве с помощью быстрых передвижений, а не конкретному выполнению технического приема.
Результат в тесте «Ведение мяча по «восьмерке», оценивающий эффективность ведения мяча, имеет прямопропорциональные взаимосвязи с показателями тестов:
- «Три кувырка вперед» (г=0,61, р>0,05), связь прямая и средняя по
силе;
- «Спринт в заданном ритме» (г=0,51, р<0,05), связь прямая и сред -няя по силе.
Данные тестирования технического элемента «Ведение мяча» свидетельствуют о наличии связи с вестибулярной устойчивостью и со способностью к ритму. Уровень развития вестибулярной устойчивости футболистов влияет на выполнение различных разворотов, перемещений с мячом. Поэтому тренеру следует на тренировочных занятиях использовать такие упражнения, как кувырки с мячами, повороты, развороты, вращения головой в разных исходных положениях и т. д. Взаимосвязь со способностью к ритму обусловлена тем, что ведение мяча происходит в разных ритмах, футболисту приходится его изменять в связи с условиями текущей игровой ситуации.
Показатели теста «Бег 5*30 м с ведением мяча» имеют прямопро-порциональные взаимосвязи с результатами тестов:
- «Челночный бег 3*10 м» (г=0,62, р>0,05), связь прямая и средняя по силе;
- «Три кувырка вперед» (г=0,77, р>0,05), связь прямая и средняя по
силе;
- «Спринт в заданном ритме» (г=0,81, р>0,05), связь прямая и сильная по силе;
- «Ведение мяча с изменением направления движения» (г=0,6, р<0,05), связь прямая и средняя по силе.
Установленные взаимосвязи показывают, что при применении этих упражнений для развития общих координационных способностей, способности к ритму и вестибулярной устойчивости, к согласованности движений в пространстве будут воздействовать на совершенствование ведения
мяча, а также на улучшения зрительного контроля мяча в групповых и командных тактических действиях при нападении. У футболистов 13-14 лет сложно достичь идеального технического приема ведения мяча. Улучшить результативность и эффективность технических действий возможно только за счет развития координационных способностей к ритму, в частности, использовать различного рода световые и звуковые сигналы, выполняющие роль ритмолидеров, ведение мяча по разным разметкам и линиям [7, 8].
Тест «Ведение, обводка и удар по воротам» позволяет оценить эффективность техники ударов, результаты в данном двигательном задании имеют прямопропорциональные взаимосвязи со следующими тестами:
- «Три кувырка вперед» (г=0,57, р>0,05), связь прямая и средняя по
силе;
- «Ведение мяча с изменением направления движения» (г=0,65, р<0,05), связь прямая и средняя по силе.
Выявленные взаимосвязи показывают, что техника ударов по мячу зависит от способности к вестибулярной устойчивости и слаженности движений. Удары по мячу ногой выполняются в одноопорном положении, общий центр тяжести тела смещен на небьющую ногу, поэтому необходим хороший уровень развития вестибулярной устойчивости. Большое значение для повышения эффективности техники ударов по мячу придается развитию координационных способностей, отображающих соединение разных движений и действий в целостные двигательные комбинации. Включение упражнений на координацию в тренировочный процесс будет способствовать улучшению результативности техники ударов. Рекомендуется использовать следующие упражнения для повышения технической результативности: бег лицом в вперед, повороты и развороты, бег спиной по прямой с последующим поворотом на 180 бег лицом вперед, бег спиной по прямой с поворотами на 180 и 360 бег спиной «змейкой» с обеганием конусов [7, 10].
Тест «Жонглирование мячом» характеризует контроль над мячом, его результаты имеют обратнопропорциональные взаимосвязи со следую -щими тестами:
- «Три кувырка вперед» (г=-0,49, р>0,05), связь обратная и средняя по силе;
- «Ведение мяча с изменением направления движения» (г= -0,6, р>0,05), связь обратная и средняя по силе.
Выявленные связи показывают, что использование упражнений для развития координационных способностей эффективно только в начале тренировочного этапа подготовки, так как все технические приемы выпол -няются при зрительном контроле. На этапе совершенствования спортивного мастерства такие упражнения будут неэффективны, так как все тех -нические приемы выполняются автоматизированно (полученные связи отрицательные).
Выводы. Полученные результаты исследования подтверждают, что повышение уровня технической подготовленности футболистов 13-14 лет обусловлено конкретными видами координационных способностей, при методически грамотном развитии которых можно улучшить результаты в футболе.
Корреляционный анализ исследуемых показателей позволил получить новые данные, связанные с технической подготовленностью футбо -листов на тренировочном этапе подготовки.
В тренировочный процесс, помимо стандартных средств подготовки, следует включать нетипичные упражнения для роста технического мастерства.
Список литературы
1. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов: учеб. пособие для студентов. М.: Человек, 2009. 272 с.
2. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры: учеб. пособие. М.: Дивизион, 2008. 476 с.
3. Горбачева О.А., Харлашин Д.А. Специальная подготовка футбо -листов 15-16 лет по совершенствованию координационных способностей // Наука-2020. 2018. № 1-1 (17). С. 158-162.
4. Губа В.П., Шамардин А.А. Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов: монография. М.: Советский спорт, 2015. 284 с.
5. Драндров Г.Л., Кудяшев Н.Х., Кудяшева А.Н. Обучение технике футбола с учетом общего и частного в ее содержании // European social science journal. 2017. № 9. С. 197-201.
6. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и разви -тие: практ. пособие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
7. Мусин О.А., Лабазова А.В. Развитие координационных способностей детей 10-12 лет, занимающихся футболом в условиях учреждений дополнительного образования // Школа Науки. 2019. № 1 (12). С. 67-68.
8. Способы повышения координационных способностей футболистов 14-15 лет на этапе начальной специализации / Ф. Зерег [и др.] // Вестник спортивной науки. 2018. № 1. С. 23-27.
9. Теория и методика футбола: учебник / под общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лескова. М.: Советский спорт, 2017. 536 с.
10. Фаттахов Р.В. Координационные упражнения в футболе // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию ПГАФКСиТ. Казань: Изд-во ПовГАФКСиТ, 2014. С. 308-310.
References
1. Godik M.A. Fizicheskaya podgotovka futbolistov [Physical training of football players]: textbook. allowance for students. M.: Man, 2009. 272 p.
2. Golomazov S.V., Chirva B.G. Teoriya i metodika futbola. Tekhnika igry [Theory and methodology of football. Technique of the game]: textbook. allowance. M.: Division, 2008. 476 p.
3. Gorbacheva O.A., Harlashin D.A. Special'naya podgotovka futbolistov 15-16 let po sovershenstvovaniyu koordinacionnyh sposobnostej [Special training of football players aged 15-16 to improve coordination abilities] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2018. No. 1-1 (17). P. 158-162.
4. Guba V.P., Shamardin A.A. Kompleksnyj kontrol' integral'noj funkcional'noj pod-gotovlennosti futbolistov [Comprehensive control of the integral functional readiness of football players]: monograph. M.: Soviet sport, 2015. 284 p.
5. Drandrov G.L., Kudyashev N.H., Kudyasheva A.N. Obuchenie tekhnike futbola s uchetom obshchego i chastnogo v ee soderzhanii [Teaching football technique, taking into account the general and particular in its content] // European social science journal. 2017. No. 9. P. 197-201.
6. Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnostics and development]: pract. allowance. M.: TVT Division, 2006. 290 p.
7. Musin O.A., Labazova A.V. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej detej 10-12 let, zanimayushchihsya futbolom v usloviyah uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya [Development of coordination abilities of children aged 10-12 years old involved in football in the conditions of institutions of additional education] // Shkola Nauki [School of Science]. 2019. No. 1 (12). P. 67-68.
8. Sposoby povysheniya koordinacionnyh sposobnostej futbolistov 14-15 let na etape nachal'noj specializacii [Ways to improve the coordination abilities of football players aged 14-15 at the stage of initial specialization] / F. Zereg [et al.] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2018. No. 1. P. 23-27.
9. Teoriya i metodika futbola [Theory and methodology of football]: textbook / ed. ed. VP. Guby, A.V. Leskov. M.: Soviet sport, 2017. 536 p.
10. Fattahov R.V. Koordinacionnye uprazhneniya v futbole [Coordination exercises in football] // Physiological and biochemical bases and pedagogical technologies of adaptation to physical loads of different sizes: sat. materials II Intern. scientific-practical. conf., dedicated 40th anniversary of PGAFKSiT. Kazan: Publishing House of PovGAFKSiT, 2014. P. 308-310.