7. Makhov, A.S. (2013), Theory and practice of management of development of adaptive sport in Russia, monograph, Shuya.
8. Makhov, A.S. and Stepanova O.N. (2009), "Problems of management of development of adaptive sport in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 67-71.
9. Mikhno, L.V. (2008), "Organizational-pedagogical model of professional development of subjects of management of sports organizations in ice hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 44, No. 10, pp.64-68.
10. Mikhno, L.V. (2008), Pedagogical system of management of development of hockey in the North-West region of Russia, monograph, St. Petersburg.
11. Nesterov, V.A., Dobrovolsky, S.S., Mogilev, E.V., Kirillov, N.P. and Kirillov S.V. (2012), "Study of psychomotor qualities, adaptive and immunological parameters in technical and tactical training of hockey players", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 17-19.
12. Ovechkin A.M. and Cherenkov D.R. (2015), "Features of the development of different technical and tactical actions of players in ice hockey", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 35-37.
13. Ovechkin, A.M., Stepanov D.A., Cherenkov D. R., Shestakov M. P. (2009), "Effects of coordination abilities on technical and tactical preparedness highly skilled hockey players", News of southern Federal University. Technical science, Vol. 98, No. 9, pp. 203-206.
14. Pavlova N.I., Kharitonov, L.G. and Rusakov N.V. (2014), "Features of the formation of spatial perception and static equilibrium hockey players 11-18 years", Issues of functional training in sports of the higher achievements, No. 3, pp. 11-18.
15. Plotnikov V.V. (2013), Пe Methodology of technical-tactical preparation of hockey players at the stage of advanced specialization, dissertation, Naberezhnye Chelny.
16. Rysakova O.G. and Makhov A.S. (2015), "Satisfaction of training process of highly skilled snowboarders with hearing impairment", Adaptive physical culture, Vol. 63, No. 3, pp. 39-41.
17. Ufimtsev V.V. (2007), "Rethinking Strategic approaches to the management of sport training in a multi-year training hockey players", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 3439.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2015.
УДК 796.332:612
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ
КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Светлана Сергеевна Артемьева, кандидат биологических наук, доцент, Ярослав Евгеньевич Козлов, старший преподаватель, Игорь Сергеевич Анискевич, преподаватель, Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Аннотация
Статья посвящена вопросу интенсификации тренировочного процесса юных футболистов. Рассматривается проблема формирования специализированных восприятий футболистов в процессе тренировки на базе различной сенсорной информации. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия при развитии кинестетических координационных способностей в условиях кратковременного выключения периферического отдела зрительного анализатора.
Ключевые слова: кинестетические координационные способности, футбол, дети, младший школьный возраст.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p28-32
PHYSIOLOGICAL BASIS OF THE METHOD FOR IMPROVING THE KINESTHETIC COORDINATION ABILITIES OF THE FOOTBALL PLAYERS AT
PRIMARY SCHOOL AGE
Svetlana Sergeevna Artemieva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Yaroslav Evgenyevich Kozlov, the senior lecturer, Igor Sergeevich Aniskevich, the lecturer, Alla Vitalyevna Ezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture
Annotation
The article focuses on the intensification of training process for the young football players. The problem of formation of the specialized perceptions among the football players during the training on the basis of the different sensory information is considered. The authors identified and justified the expediency of application of the directional pedagogical impact for the development of the kinesthetic coordination abilities in a short-term shutdown of the peripheral division of the visual analyzer.
Keywords: kinesthetic coordination abilities, football, primary school age, peripheral division of the visual analyzer.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность и перспективность юных футболистов зависит от большого числа составляющих, в том числе и от кинестетических координационных способностей (т.н. «чувства мяча»). Информация, поступающая от анализаторных систем, является базой для развития специализированных восприятий футболистов. Основное значение в этом процессе имеют мышечно-двигательные и зрительные ощущения. Тонкое разграничение этих параметров дает возможность футболисту воспринимать особенности движения мяча и его характеристики, и те детали своих движений, которые обеспечивают наибольшую эффективность действий с мячом [2]. Физические упражнения повышенной координационной сложности и обладающие новизной выступают главным средством развития кинестетических координационных способностей. С точки зрения физиологической характеристики критических или сенситивных периодов, когда функции центральной нервной системы и анализаторов, двигательные процессы находятся в стадии интенсивного развития, улучшаются пространственно-временные характеристики движения, наиболее благоприятным периодом развития кинестетических координационных способностей является младший школьный возраст [1, 4].
Таким образом, одним из путей интенсификации тренировочного процесса является внедрение в практику методики основанной на целенаправленном воздействии на развитие кинестетических координационных способностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе педагогического эксперимента проводилось практическое апробирование методики повышения технической подготовки, основанной на целенаправленном развитии кинестетических координационных способностей в сочетании с кратковременным выключением периферического отдела зрительного анализатора.
Для проведения исследования были созданы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы по 10 человек в каждой. Продолжительность эксперимента составила 3 месяца. Недельный микроцикл и в КГ и в ЭГ состоял из 4 тренировочных занятий. Содержание тренировок определялось методическими рекомендациями для учебно-тренировочной работы в спортивных школах по футболу.
В экспериментальной группе была использована методика, основанная на целенаправленном развитии кинестетической координации в условиях кратковременного вы-
ключения периферического отдела зрительного анализатора. Физиологической базой для включения упражнений на координацию в условиях кратковременного выключения периферического отдела зрительного анализатора у младших школьников является повышение общего уровня развития анализаторов, в частности двигательного, зрительного, вестибулярного.
В ходе каждого тренировочного занятия, в подготовительной части после предварительной разминки (5-7 минут), применялись разработанные комплексы упражнений в течение 10-12 минут (8-10 упражнений) направленные на развитие кинестетических координационных способностей. При этом основная задача и структура тренировочного занятия не изменились.
Каждый комплекс упражнений состоял из заданий на развитие «чувства мяча» (кинестетической координации), включающих в себя фазы техники и технико-тактических действий (удара по мячу) и ограничивался недельным сроком применения, после чего производилась смена упражнений. Начиная с 5-ой недели эксперимента, задания в экспериментальной группе выполнялись в условиях кратковременного выключения периферического отдела зрительного анализатора, которое постепенно (еженедельно) увеличивалось с 30 до 90%. Исключение зрительного контроля осуществлялось при помощи специальных очков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
Исследования общей физической подготовки проводили по стандартным методикам [3]. Для определения уровня технической подготовленности юных футболистов, в соответствии с поставленными задачами эксперимента, были использованы как нормативные тестовые задании [3], так и разработанные нами тестовые задания - удары в цель по неподвижному мячу с 18 м, удары в цель по опускающемуся мячу, обводка фишек мячом в движении.
Проведённые в начале исследования контрольные испытания позволили определить состояние технической и физической подготовленности участников эксперимента. Сравнительный межгрупповой анализ результатов тестирования физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп футболистов 7-9 лет в тестах «прыжок с места в длину» (1,61±0,17 м; 1,55±0,12 м) р > 0,05; «бег на 30 м» (6,32±0,42 сек; 6,46±0,31 сек) р>0,05; «общая гибкость» (5,94±0,61 см; 6,12±0,85 см) р>0,05; «равновесие» (18,85±1,13 сек; 17,88±1,21 сек) р>0,05 соответственно; не выявил достоверных различий.
Проведенный анализ результатов технической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной группы начальной подготовки в тестовых упражнениях: «жонглирование» (количество раз) (7,10±1,64; 8,30±1,85) р>0,05; «удары в цель с 18 м» (балл) (1,48±0,22; 1,55±0,19); «удары о цель по опускающемуся мячу» (балл) (2,64±0,30; 2,75±0,22) р>0,05, «обводка фишек» (сек) (7,23±0,73; 7,14±1,04) р>0,05 соответственно, не покачал достоверных различий.
Таким образом, проведенный анализ показателей физической подготовленности и выполнения тестовых, заданий на технику в контрольной и экспериментальной группах, в начале педагогического эксперимента, не выявил достоверных различий (р>0,05), что позволяет говорить об однородности групп, принявших участие и эксперименте.
По окончании педагогического эксперимента повторное тестирование физической подготовленности юных футболистов экспериментальной и контрольной групп не выявило достоверных различий между группами на фоне общего прироста физической подготовленности. Однако следует отметить несколько большее улучшение общей физической подготовки в экспериментальной группе по таким показателям как гибкость, равновесие и бег (таблица 1).
Таблица 1
Динамика показателей общей физической подготовки в контрольной и опытной _группах (Х±б) __
Тесты КГ ЭГ
1. Прыжок в длину, м В конце 1,89±0,21 1,81±0,19
В начале 1,61±0,17 1,55±0,12
Темп прироста, % 16,00 15,50
2. Бег 30 м, сек В конце 7,41±0,50 7,62±0,49
В начале 6,32±0,42 6,46±0,31
Темп прироста, % 15,88 16,48
3. Общая гибкость, см В конце 7,00±0,83 7,53±0,90
В начале 5,94±0,61 6,12±0,85
Темп прироста, % 16,38 20,66
4. Равновесие, сек В конце 21,70±1,25 22,20±1,33
В начале 18,85±1,13 17,88±1,21
Темп прироста, % 14,06 21,56
Результаты выполнения технических элементов игры в футбол после педагогического эксперимента, вошедших в тестовую часть методики, показали, что существуют достоверные различия результатов контрольной и экспериментальной группы (таблица 2).
Таблица 2
Динамика показателей технической подготовки в контрольной и опытной группах
после эксперимента (Х±б)
Тесты КГ ЭГ
1. Жонглирование (количество раз) В конце 9,65±1,78 12,60±1,64
В начале 7,10±1,64 8,30±1,75
Темп прироста, % 30,45 41,15
2. Удары в цель по опускающемуся мячу (балл) В конце 3,11±0,32 4,09±0,36
В начале 2,64±0,30 2,75±0,22
Темп прироста, % 15,65 39,18
3. Удары в цель с 18 м (балл) В конце 1,74±0,27 2,29±0,24
В начале 1,48±0,22 1,55±0,19
Темп прироста, % 16,15 38,54
4. Обводка фишек, сек В конце 7,01±0,69 6,03±0,63
В начале 7,23±0,73 7,14±0,75
Темп прироста, % -3,09 -16,86
Применение специальных комплексов упражнений в условиях кратковременного выключения периферического отдела зрительного анализатора в ЭГ способствовало тому, что результаты в тестовом задании «жонглирование» возросли на 41,15%, при этом в КГ показатели выросли всего на 30,45% (таблица 2). Выполнение технического приема «удар в цель по опускающемуся мячу» показало, что в исследуемых группах наибольший рост результатов отмечается в группе, где применялись средства целенаправленного воздействия при развитии двигательно-координационных способностей. Рост результатов составил в ЭГ 39,18%; в КГ 15,65%.
Направленное воздействие на кинестетические координационные способности в ЭГ способствовало наиболее качественному выполнению задания «удар в цель с 18 м», где отмечается прирост результатов на 38,54%, в КГ прирост ставил - 16,15%.
Использование в разработанных комплексах упражнений, элементов основных технико-тактических действий позволило за время проведения эксперимента повысить так называемое «чувство мяча». В ЭГ скорость прохождения дистанции в тесте «обводка фишек» уменьшилась на 16,86%. За тот же период времени показатели в контрольной группе практически не изменились по сравнению с исходным уровнем.
ВЫВОДЫ
Проведённый внутри и межгрупповой анализ результатов динамики показателей технической и физической подготовленности, в контрольной и экспериментальной группах, выявил эффективность и целесообразность применения направленного педагогического воздействия при развитии кинестетических координационных способностей («чувства мяча») в условиях кратковременного выключения периферического отдела зрительного анализатора.
В результате педагогического эксперимента установлено, что использование разработанной методики основанной на развитии кинестетических координационных способностей способствовало значительному улучшению показателей технической подготовленности юных футболистов в экспериментальной группе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В.П. Назаров. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 144 с.
2. Солопов, И.Н. Физиология футбола / И. Н. Солопов. - Волгоград : [б.и.], 1998. - 95 с.
3. Футбол : учебная программа для спорт. школ / под ред. B.C. Хомутского. - М. : [б.и.], 1996. - 123 с.
4. Шамонин, Л.В. Развитие координационных способностей юных футболистов на начальном этапе подготовки / А.В. Шамонин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 6. - С. 37-39.
REFERENCES
1. Nazarov, V.P. (2004), Motor coordination in children of school age, Physical education and sport, Moscow.
2. Solopov, I.N. (1998), Physiology of football, Volgograd.
3. Ed. Khomutskiy, V.S. (1996), Football: training program for sports schools, Moscow.
4. Shamonin L.V. (2009), "The development of coordination abilities of young players at the initial stage of training", Physical education (upbringing, education, training), No. 6, pp. 37-39.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.09.2015.
УДК 796.011.3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСиТ), Краснодар
Аннотация
В представленной статье обосновывается необходимость детализации и коррекции структуры современного урока физической культуры с позиций здоровьесбережения. В последние годы наблюдается тенденция снижения уровня здоровья подрастающего поколения. В этой связи многими специалистами предлагаются различные подходы, направленные на исправление сложившейся ситуации, в частности, за счет использования так называемых здоровьесберегающих технологий. Однако использование данных технологий в большинстве случаев носит фрагментарный характер и не учитывает принципа комплексности процесса физического воспитания. В этой связи нами предлагается подход, направленный на комплексно-комбинированное использование наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в рамках урока физической культуры. Применение оздоровительных технологий послужило толчком к изменению структуры урока: вместо