Научная статья на тему 'Развитие кооперативных отношений, механизмов и форм поддержки малых форм хозяйствования красноярского края'

Развитие кооперативных отношений, механизмов и форм поддержки малых форм хозяйствования красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие кооперативных отношений, механизмов и форм поддержки малых форм хозяйствования красноярского края»

предоставление среднесрочных кредитов и ссуд на строительство, а также на приобретение сельскохозяйственного инвентаря и лошадей с частичной (до 50%) компенсацией выплат по кредиту. Погашение займа начинается через полгода с момента его получения и проводится с помощью поставок сельскохозяйственной продукцией, количество и качество которой определяются договором о предоставлении ссуды.

Кооперированные крестьянские подворья, со своей стороны, принимают обязательства по производству и поставкам сельскохозяйственного сырья с определенными качественными и количественными показателями.

Координация этой деятельности возложена на созданное в структуре управления АПК объединение по развитию крестьянских подворий и аналогичные службы в местных администрациях.

В ходе реализации этих предложений для нужд крестьянских хозяйств Белгородской области в 1996-2000 гг. на безвозмездной основе передано 275 индивидуальных доильных аппаратов и 700 т зерна, поставлено 12 тракторов Т-25 и 37 автомобилей УАЗ и «Газель» с рассрочкой на три года. С 1995 г. заключено 1 383 договора займа на 16,7 млн р. на

строительство помещений для содержания сельскохозяйственных животных в крестьянских подворьях, представлено 30,6 млн р. кредитов на приобретение техники, машин и сельскохозяйственных животных.

В Белгородской области по состоянию на 10 апреля 2006 г. в коммерческих банках получили кредиты 80 личных подсобных хозяйств на сумму около 16 млн р. и 46 крестьянских (фермерских) хозяйств на сумму 116,4 млн р.

Таким образом, опыт хозяйствования в области за последние годы показывает, что кооперация крестьянских подворий способствует оживлению производства на селе, а также содействует повышению занятости и доходов сельского населения.

Литература

1. Кузнецов, В.Д. На основе многоукладности/ В.Д. Кузнецов// Экономика сельского хозяйства. - 2005. - № 2.

2. Россия в цифрах: официальное издание. М.: Госкомстат РФ. - 2004. - С. 104.

РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ, МЕХАНИЗМОВ И ФОРМ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

А.Е. Бережной, проф., к.э.н., зав. каф., М.В. Зайберт, ассист. Красноярского государственного аграрного университета

Экономические реформы, проводимые в последнее десятилетие, позволили создать основы многоукладной экономики. В настоящее время в сельском хозяйстве края функционируют 1 180 сельскохозяйственных организаций, из них 3 337 крестьянских (фермерских) хозяйств и 299 тыс. личных подсобных хозяйств населения. На сегодняшний день большинство лиц, ответственных за принятие решений по оказанию помощи селу, ориентируются, главным образом, на так называемый общественный сектор, что в нынешней трактовке обозначает сектор крупных и средних аграрных организаций, преобразованных из бывших совхозов и колхозов в акционерные общества, товарищества, кооперативы, объединения, ассоциации и т.д. (далее - 1-й сектор). Именно сюда целенаправленным потоком идут финансовые средства всех бюджетных уровней, государственных и негосударственных источников, что означает исключение существующих реалий, отражающих наличие не только легитимных крупных аграрных организаций, но и мощнейшего сектора мелких сельских товаропроизводителей, т.е. индивидуальных предпринимателей малого бизнеса -личных подсобных хозяйств, крестьянских подворий, фермерских хозяйств (2-й сектор), существенный вклад которых в общий продовольственный фонд растет из года в год. Тем не менее в 2004 г. организациям 1-го сектора Красноярского края была оказана государственная поддержка из бюджетов всех уровней в сумме 102 464 млн р., что на 21 млн р. больше, чем в 2002 г., при практическом отсутствии помощи 2-му сектору.

Не секрет, что в числе организаций 1-го сектора находится значительное количество низкорента-

бельных, убыточных, которые практически не в состоянии вести производство на основе самоокупаемости и самофинансирования и стремительно из года в год снижают производство. И тем не менее здесь государство предусмотрело весьма существенную финансовую помощь по их финансовому оздоровлению, выводу предприятий из кризисного состояния.

В январе-марте 2004 г. в крае продукция сельского хозяйства в действующих ценах составила 3 455,2 млн р., или 96,1% к соответствующему периоду 2003 г. На 1 апреля 2004 г. во всех категориях хозяйств насчитывалось 532,2 тыс. гол. крупного рогатого скота, что на 8,6% меньше, чем на 1 апреля 2003 г. При этом коров насчитывалось 218,4 тыс. гол., или 11,2% меньше, свиней, соответственно, - 420,7, или на 16,8% меньше, овец и коз -86 тыс. голов, или на 14,4% меньше.

Причинами всеобъемлющего провала экономики 1-го сектора, несмотря на оказываемую господдержку, являются, во-первых, экономический дисбаланс взаимоотношений государства и организаций АПК и, во-вторых, отсутствие организационно-правовой методики использования средств, получаемых сельскохозяйственными организациями, отражающей условия их получения, ответственность за эффективно-целевое использование, адресность направления и окупаемость. Это ведет в большинстве случаев к элементарному проеданию полученных денег, к росту убыточности и задолженностей, о чем говорилось выше.

Выход не в противопоставлении деятельности двух аграрных секторов, а более обоснованном и достоверном финансировании интенсификации производства предприятий 1-го сектора, т.е. сельскохо-

зяйственных организаций, основанной на неукоснительном внедрении прогрессивных технологий и ресурсосберегающих средств производства.

Несмотря на принятые (хотя и не в полном требуемом объеме) меры, посевные площади сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях сократились на 10,1%, или на 1 482,4 тыс. га, в том числе зерновых - на 880,5 тыс. га, картофеля - на 1,6 тыс. га, овощей открытого грунта - на 1,2 тыс. га, кормовых культур - на 593,5 тыс. га. При возросшей урожайности зерновых культур, в первую очередь, в крупных организациях основных зернопроизводящих районов края (в рейтинге регионов Сибирского федерального округа по урожайности зерновых культур в 2003 г. Красноярский край занял 1-е место по валовому сбору зерна в весе после доработки), край не смог достичь в 2004 г. уровня 2002 г. Производство картофеля и овощей в крае сосредоточено в основном в хозяйствах населения. В 2004 г. хозяйствами населения выращено 98% общего сбора картофеля и 92% овощей открытого грунта. Благодаря этому валовые сборы картофеля и овощей вследствие увеличения урожайности превысили уровень прошлого года на 115,1 тыс. т (на 12,3%) и 13,2 тыс. т (на 5,9%) и составили, соответственно, 1 052,2 тыс. т и 238,2 тыс. т.

Удельный вес мелкотоварного 2-го сектора в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства края возрос с 63,5% в 2003 г. до 65,3% в 2004 г., а сельскохозяйственных предприятий снизился, соответственно, с 36,5 до 34,7%.

Не улучшили сельскохозяйственные организации и свое финансовое состояние. Так, по результатам 2004 г. из общей суммы прибыли 686 635 тыс. р. за счет производственно-финансовой деятельности получено всего лишь 234 388 тыс. р., остальная прибыль - за счет субсидий из бюджетов всех уровней.

В ответ на меры государственной поддержки сельскохозяйственных организаций последние не только снижают темпы и эффективность производства, но и сохраняют устойчивую тенденцию роста задолженности по краткосрочным и долгосрочным обязательствам на протяжении последних трех лет. По состоянию на 1.01.2004 г. задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей края по кредитам и займам составила 5 305,1 млн р., что на 18,4% (822,6 млн. р.) больше, чем на начало 2003 г. Вместе с тем неуклонный рост вклада хозяйств 2-го сектора - личных подсобных хозяйств, личных подворий, крестьянских (фермерских) хозяйств в продовольственный фонд края и страны при практическом отсутствии, как уже говорилось, экономической помощи со стороны государства (за редким исключением) требует создания благоприятных условий для этого сектора со стороны государства, а также совершенствования структурно-правовой, технологической организации мелкотоварного сектора в целом. Несмотря на увеличение роли мелкотоварного сектора на селе, аграрная политика государства

направлена на поддержку крупных хозяйств, т.е. происходит практическое устранение федеральных структур от проблем и поддержки села. Перекладывание решения этих вопросов на региональный уровень с его недостаточными финансовыми и материальными возможностями, изменение внешних условий хозяйствования, отсутствие в течение долгого времени крестьянского уклада в аграрном секторе экономики уже давно ввергли красноярское село в кризис.

В сложившейся ситуации аграрного экономического кризиса одному мелкому сельхозтоваропроизводителю самостоятельно выходить на рынок средств производства и сельскохозяйственной продукции очень сложно, так как опыт показывает, что законы рынка требуют определенных размеров производства, что должно достигаться за счет многочисленных форм кооперации хозяйств и неотъемлемой повсеместной поддержки со стороны местных и краевых властей.

На основе социально-экономической сущности фермерских хозяйств и хозяйств населения, теоретических и методологических аспектов кооперации, использования экономико-математических методов необходимо раскрыть перспективы кооперации фермерских хозяйств и хозяйств населения -как между собой, так и с сельскохозяйственными предприятиями - как одно из основных направлений повышения их эффективности и вывода села из кризисного состояния. В соответствии с этой целью в проекте определены следующие задачи.

1. Формирование финансовых механизмов для поддержки и развития данных форм хозяйствования (создание нормативно-правовой среды для развития кредитных кооперативов, организация микрокредитования из местных бюджетов).

2. Создание на краевом уровне муниципальных заказов на продукцию. Организация системы муниципальных рынков на территории края, а также развитие системы потребительской кооперации для закупа сельскохозяйственной продукции, произведенной фермерскими и личными подсобными хозяйствами.

3. Совершенствование взаимоотношений и развитие интеграционных связей малых форм хозяйствования с коллективными сельскохозяйственными предприятиями.

4. Совершенствование (повышение роли) мотивации труда на предприятиях малого бизнеса в АПК, системы и порядка учета оборота затрат и реализации продукции, управления производственными затратами в целом.

Реализация вышеуказанных задач позволит стабилизировать обстановку на селе, повлечет за собой:

- дальнейшее увеличение объемов производства в фермерских и личных подсобных хозяйствах;

- создание стабильной системы закупок сельхозпродукции у населения;

- финансовое оздоровление и укрепление материального состояния сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.