Научная статья на тему 'Развитие концепции обучения пользователей корпоративных логистических информационных систем железнодорожного транспорта'

Развитие концепции обучения пользователей корпоративных логистических информационных систем железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / LOGISTICS INFORMATION SYSTEMS / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / ERP-СИСТЕМЫ / USERS OF THE SYSTEMS / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СИСТЕМ / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ERP-SYSTEM / TRAINING OF THE PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асалханова Татьяна Николаевна

Приведены результаты исследования одной из проблем, влияющих на эффективное использование корпоративных логистических информационных систем железнодорожного транспорта, –обучения пользователей этих систем. В работе использованы материалы обучения пользователей Иркутским информационно-вычислительным центром – структурным подразделением Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» и службой организации и оплаты труда Восточно-Сибирской железной дороги. Проведен анализ обучения пользователей логистических информационных системы с 2000 по 2012 гг., выявлены факторы, негативно влияющие на успешное использование данных систем. Предложена матрица должностей в системах с указанием обязательных знаний базовых курсов, сайт тестирования в качестве базового для развития сайта по обучению пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асалханова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE RAILWAY TRANSPORT CORPORATE LOGISTICS INFORMATION SYSTEMS USERS TRAINING CONCEPT

The research results of one of the problems affecting the effective use of corporate logistics information systems of railway transport, training of the users of these systems are given. In the work, materials of users training in the Irkutsk information-computing centre, the structural unit of the Main computer center – branch of JSC «Russian Railways» and the service of the organization and remuneration of labour The East-Siberian railroad are used. The analysis of user training logistics information system between 2000 and 2012. Factors adversely affecting the successful use of these systems are identified. Matrix positions that will work in systems with the indication of the required knowledge of basic courses and a testing website as a base for the users training site development are roposed.

Текст научной работы на тему «Развитие концепции обучения пользователей корпоративных логистических информационных систем железнодорожного транспорта»

УДК 681.518.656.2 Асалханова Татьяна Николаевна,

к. э. н., начальник сектора поддержки программ автоматизации и анализа, Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры (ВС ДИ), тел. 8(3952)64-55-89, e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КОРПОРАТИВНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

T.N. Asalhanova

DEVELOPMENT OF THE RAILWAY TRANSPORT CORPORATE LOGISTICS INFORMATION SYSTEMS USERS TRAINING CONCEPT

Аннотация. Приведены результаты исследования одной из проблем, влияющих на эффективное использование корпоративных логистических информационных систем железнодорожного транспорта, -обучения пользователей этих систем. В работе использованы материалы обучения пользователей Иркутским информационно-вычислительным центром - структурным подразделением Главного вычислительного центра -филиала ОАО «РЖД» и службой организации и оплаты труда Восточно-Сибирской железной дороги. Проведен анализ обучения пользователей логистических информационных системы с 2000 по 2012 гг., выявлены факторы, негативно влияющие на успешное использование данных систем. Предложена матрица должностей в системах с указанием обязательных знаний базовых курсов, сайт тестирования в качестве базового для развития сайта по обучению пользователей.

Ключевые слова: логистические информационные системы, железнодорожный транспорт, ERP-системы, пользователи систем, обучение персонала

Abstract. The research results of one of the problems affecting the effective use of corporate logistics information systems of railway transport, training of the users of these systems are given. In the work, materials of users training in the Irkutsk informationcomputing centre, the structural unit of the Main computer center - branch of JSC «Russian Railways» and the service of the organization and remuneration of labour The East-Siberian railroad are used. The analysis of user training logistics information system between 2000 and 2012. Factors adversely affecting the successful use of these systems are identified. Matrix positions that will work in systems with the indication of the required knowledge of basic courses and

a testing website as a base for the users training site development are roposed.

Keywords: logistics information systems, railway transport, ERP-system, users of the systems, training of the personnel.

В последние десятилетия во многих отраслях хозяйственной деятельности страны внедряются логистические принципы управления предприятием. Этот процесс захватил и ведущий вид транспорта России - железнодорожный.

В 2012 г. в холдинге ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) завершены основные преобразования отрасли, созданы функциональные дирекции и осуществлен переход от территориальной системы управления к модели управления по видам бизнеса. Управления железными дорогами преобразованы в региональные центры корпоративного управления (РЦКУ). В перспективных направлениях деятельности на 2013 г. указано, что намечается «...преобразование холдинга ОАО «РЖД» в транспортно-логистическую компанию на основе формирования новых комплексных транспортных продуктов с переходом от оказания преимущественно услуг перевозок к формированию глобальных логистических цепочек» (информационный листок «Общекорпоративный день информирования для работников ОАО «РЖД», март 2013).

В современных условиях практически полной автоматизации бизнес-процессов ж.-д. транспорта невозможно представить эффективное управление без использования информационных систем, в том числе и логистических (ЛИС). Данный тип систем позволяет решать ряд вопросов, которые касаются принятия как оперативных, так и стратегических решений.

В качестве ЛИС для управления финансовыми, материальными и трудовыми потоками на ж.-д. транспорте используются ERP-системы, которые созданы на основе SAP R/3. К этим системам относятся корпоративные автоматизированные системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР), трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР), а также различные системы, интегрированные с ЕК АСУФР и ЕК АСУТР, такие как автоматизированная система управления имущественным комплексом (СУИК); геоинформационная база данных управления объектами недвижимости (ГИБД ЗУОН); сводные отчётности бухгалтерского, налогового, кадрового учёта, объектов имущества, международной системы финансовой отчётности (МСФО); сводные аналитические отчетности по управлению персоналом и по труду, единая автоматизированная система документооборота (ЕАСД) и другие. Сводные системы и аналитические отчетности ЕК АСУФР и ЕК АСУТР построены на базе SAP BW (хранилище данных) [2].

Вышеуказанные ЛИС построены в соответствии с пирамидой управления и решают задачи оперативного, функционального и стратегического управления материальными, финансовыми и трудовыми потоками, предназначены для эффективного решения проблем управления структурными подразделениями и холдингом в целом. Системы обеспечивают работу всех железных дорог России в едином стандарте с использованием централизованной нормативно-справочной информации и построены на основе методологии логистического менеджмента, а также в соответствии с действующими российским законодательством, отраслевыми и нормативными актами [1].

Реформирование отрасли приводит к изменениям и в существующих ERP-системах. Например, с 2008 по 2012 гг. изменился ландшафт систем, решены вопросы по интеграции различных информационных систем с ЕК АСУФР, ЕК АСУТР, настроены продуктивные манданты для структурных подразделений дочерних зависимых обществ ФПК (федеральная пассажирская компания), Желдорреммаш, ВРК (вагонно-ремонтные компании), региональных филиалов (Казначейства, Росжелдорснаба, Департамента безопасности, Желдорконтроля). В 2010 году осуществлен переход предприятий холдинга на единую систему ЕК АСУФР-2. Как уже отмечалось выше, происходит автоматизация всё большего числа бизнес-процессов в структурных подразделениях холдинга. Ежегодно расширяются возможности указанных систем и, соответственно, возрастает количество подключаемых пользователей.

Для успешного использования БИР-систем, которые внедрены в холдинге ОАО «РЖД», необходимы квалифицированные обученные пользователи. Эта одна из серьезных задач холдинга.

Во исполнение указаний департаментов, дирекций филиалов и служб за все годы внедрения БИР-систем на территории Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) сложилась устойчивая практика обучения пользователей силами Иркутского информационно-вычислительного центра (в дальнейшем - ИВЦ) - структурного подразделения Главного вычислительного центра (ГВЦ) -филиала ОАО «РЖД» [2]. С 2000 по 2012 гг. обучено более 13 тыс. чел. при количестве зарегистрированных пользователей более 11 тыс. чел. (табл. 1, рис. 1).

Т а б л и ц а 1 Обучение пользователей систем ЕК АСУФР, ЕК АСУТР

Анализ работы пользователей систем ЕК АСУФР и ЕК АСУТР с 2000 года по настоящее время показал, что на структурных подразделениях постоянно происходит ротация кадров, и ежегодно более 20 % от общего количества пользователей систем меняются. Также отмечено, что много пользователей на время своего отсутствия не

Системы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Итого

ЕК АСУФР LL\ ^t-<N ЧО 1559 1433 00 4 1180 2 3 9 00 4 4 4 00 «о m «о о <N 7012

ЕКАСУТР • ■ ■ ■ 9 40 5 о 1788 0 5 4 <N 4 2 6 40 2 2 о 6 90£ 5627

СУИК • ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ «о 2 ■ ■ «о 2

ЕАСД • ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ о 40 о 00 0 -t

Всего: LL\ ^t-<N ЧО 1559 1433 1047 1890 2180 1059 8 Os 8 0 «о 2 0 m 6 7 С- 6 6 о 6 13030

иркутским государственный университет путей сообщения

готовят дублеров, т. е. этих пользователей замещают люди необученные и не подготовленные к работе с информационными системами. В связи с расширением автоматизированных бизнес-процессов на ж.-д. транспорте появляются и новые пользователи, которые незнакомы с информационными технологиями и ЛИС.

Рис. 1. Обученные пользователи по функциональностям в ERP-системах в 2000-2012 гг.

Необученные пользователи намного чаще обращаются к специалистам ИВЦ, служб дирекций и РЦКУ, чем обученные пользователи. Эти обращения часто носят характер индивидуального обучения и выполнения за этих пользователей функций, которые на них возложены. Очень часто можно наблюдать, что необученные пользователи не знают, где найти операционные инструкции, и не читают их, т. к. не владеют знаниями не только по работе с автоматизированными системами, но и о функциональной области своих должностных обязанностей. Всё это приводит к несоблюдению технологии работы в системах, искажению отчётных данных в разных системах, росту большого количества ошибок, требующих значительных затрат времени для поиска, устранения и исправления введённых ошибочных данных у специалистов ИВЦ, служб, ответственных за анализ и подготовку материалов руководству для принятия решений.

В связи с тем, что количество необученных пользователей растёт, у специалистов служб всё больше времени уходит на проверку правильности внесенной информации в системы, а у технологов ИВЦ возникает больше проблем - в сопровождении пользователей.

В настоящее время системы работают практически стабильно, много отчетов формируются в ЕК АСУФР и ЕК АСУТР и автоматически пере-

даются в сводные статические, аналитические, кадровые отчетности (особенно из ЕК АСУТР). Тем не менее, в системах наблюдается большое количество ошибок ввода информации, которые особенно часто выявляются во время сдачи отчетов. На наш взгляд, главные причины этого заключаются в следующем [2]:

■ отсутствие обучения руководителей структурных подразделений использованию ЕК АСУФР, ЕК АСУТР в их деятельности (в настоящее время многие руководители не представляют возможностей систем);

■ некоторые руководители не придают значения тому, кто должен работать с ЛИС, обучению новых пользователей и, самое главное, эффективному использованию информационных систем в управлении предприятием;

■ большой объём информации вводят необученные пользователи;

■ пользователи не проверяют правильность заполнения полей, инфо-типов и не знают, как это влияет на формирование отчётов;

■ не сверяются однотипные данные, которые вводятся в разные системы; например, среднесписочная численность формируется в отчетах в сводном мониторинге по труду, во внутренней отчетности по труду, АС АФОТ, сводной кадровой отчетности, и часто можно наблюдать, что цифры за один и тот же отчетный период не совпадают;

■ пользователи не читают или невнимательно читают инструкции в связи с большой нагрузкой во время рабочего дня (необходимо учитывать и такой факт, что количество инструкций достаточно большое, например специалисту по управлению персоналом для работы надо изучить более 440 операционных инструкций и проектных решений);

■ на некоторых предприятиях нет четкого взаимодействия между пользователями разных функциональностей (особенно это касается ЕК АСУТР), несмотря на то что в 2012 г. службой организации и оплаты труда ВСЖД был разработан регламент взаимодействия между специалистами предприятия в ЕК АСУТР - экономистом, специалистом по управлению персоналом, инженером по организации и нормированию труда, бухгалтером, работниками, отвечающими за учет временных данных (рабочее время);

■ информация вводится в системы не в режиме реального времени, что нарушает технологию работы в системах и может влиять на принятие тактических и стратегических решений;

■ некоторые специалисты предприятий не знают бухгалтерского, налогового и кадрового учётов, трудового законодательства, содержания

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

ш

нормативных и отраслевых актов, коллективного договора холдинга;

■ специалисты часто не знакомятся с решениями методологического совета, который проводится ежемесячно и материалы которого размещаются на сайте ГВЦ;

■ многие пользователи полностью полагаются на специалистов ИВЦ и служб, которые, по их мнению, смогут исправить любые ошибки и выполнить за них различные операции, в том числе сформировать отчёты;

■ наблюдается и нарушение сроков подготовки отчетных форм (отчеты формируются в последние дни сдачи), что приводит к большой нагрузке как на специалистов ИВЦ и служб РЦКУ, дирекций, ДЗО, так и на технологов ИВЦ.

До 2006 г. специалисты Иркутского ИВЦ на постоянной основе организовывали специальные курсы для руководителей предприятий, особенно до внедрения систем. Это давало очень хороший эффект - руководители понимали: для каких целей внедряются системы; какую информацию они могут получить самостоятельно, не привлекая своих специалистов; какие решения они могут принимать, исходя из полученных данных. Но большие объемы внедрения систем не позволили продолжить эту практику.

Эффективная эксплуатация систем также во многом зависит от подготовленности пользователей к работе с информационными технологиями. Огромный опыт ИВЦ в эксплуатации информационных систем показывает, что отсутствие должной подготовки пользователей к работе с системами существенно снижает отдачу от внедрения и эксплуатации этих систем.

С 2007 года на всех ИВЦ внедрена единая система поддержки пользователей (ЕС1III). Этот инструмент позволил автоматизировать деятельность ИВЦ по эксплуатации и сопровождению ERP-систем, а также дал возможность проводить многосторонний анализ оказания информационных услуг пользователям систем холдинга.

Хотелось бы отметить, что на ИВЦ нет учебного центра и специалистов, которые только организуют обучение и проводят его. Этим процессом занимаются всё те же технологи, которые и сопровождают пользователей. Поэтому специалистам ИВЦ требуются существенные затраты времени на организацию и проведение обучения. Тем более что для любой организации, которая формирует и проводит обучение, требуется соблюдать методологию и технологию подготовки пользователей, разрабатывать программы обучения, собирать и выверять списки на обучение, искать и подготавливать учебные классы, вызывать

пользователей на обучение, подготавливать специалистов к процессу обучения, приготовить учебные манданты, составлять справки и отчётов по обучению и т. д.

Указанные обстоятельства не могу не влиять на качество работы специалистов ИВЦ в целом, поскольку отвлечение технологов на обучение пользователей, несомненно, ведет к возрастанию нагрузки на тех специалистов центра, которые непосредственно не участвуют в обучении. Это приводит к увеличению числа непроконсультиро-ванных пользователей и возрастанию вводимых ими ошибок в системах, что сказывается при формировании отчётов, анализе, планировании и принятии решений. Нарастает недовольство пользователей, которым технологи вовремя не оказывают консультативные услуги. Поэтому в последние два года обучение пользователей сократилось и проводится только при внедрении новых функцио-нальностей или существенном изменении существующих. Количество необученных пользователей растёт.

Следовательно, для ИВЦ и структурных подразделений очень важно найти компромисс в бизнес-процессах: «обучение - сопровождение -результат (удовлетворенность пользователей в оказанных информационных услугах и достоверная информация, введенная в системы)».

C 2010 года в ОАО «РЖД» началось внедрение стандарта по качеству СТК 1.04.005 «Обучение и повышение квалификации персонала» (введен в действие распоряжением № 2757р от 31.12.2009 г.), которое проводится в рамках реализации Стратегии по развитию кадрового потенциала ОАО «РЖД». Данный стандарт предназначен для установления общих требований к обучению и повышению квалификации персонала холдинга. Одна из целей этого стандарта заключается в следующем: «...поддержание имеющихся компетенций на должном уровне и своевременное развитие требуемых компетенций (способностей, знаний, умений, навыков, позволяющих сотрудникам эффективно выполнять определенный набор работ) в соответствии с требованиями их настоящих и планируемых в будущем рабочих мест» [3].

Согласно этому стандарту индивидуальная квалификационная матрица, которая предложена автором, должна содержать оценку потребности сотрудника в развитии компетенции, а «.процесс «Обучение и повышение квалификации персонала ОАО «РЖД» ориентирован на целенаправленное повышение уровня владения персонала соответствующими компетенциями (знаниями, умениями, навыками), позволяющими эффективно выполнять работу» [3].

иркутский государственный университет путей сообщения

Будем рассматривать процесс подготовки пользователей к работе с ЛИС как систему, которая состоит из таких элементов, как: предварительное тестирование и определение потребности в обучении; анализ обученных пользователей; планирование обучения; организация обучения; сам процесс обучения; тестирование; выявление необученных пользователей; определение наиболее трудных тем для восприятия и проблем при работе с системами. Тогда применение системного подхода к процессу подготовки пользователей для работы с ЛИС даст возможность выявить закономерности и взаимосвязи между всеми элементами этой системы, настроить систему на конечный результат -эффективное использование ЛИС.

В настоящее время нет разработанной методологии подготовки пользователей корпоративных БКР-систем, методов определения количественных и качественных потребностей в обучении данных систем, универсальных инструментов, которые не будут требовать больших вложений, но дадут пользователям возможность обращаться к ним в любое свободное у них время.

Возможно, что определение количественных и качественных потребностей в обучении пользователей БКР-системы как для структурных подразделений отрасли, так и для ИВЦ даст возможность более эффективно использовать эти системы и снимет напряженность в работе технологов ИВЦ.

На наш взгляд, к количественным потребностям в обучении необходимо отнести [1]:

- определение количества необученных пользователей;

- прогнозирование на краткосрочный и долгосрочный период числа пользователей, которым необходимо первоначальное обучение, или семинары, или повышение квалификации;

- планирование количества часов обучения, которое позволит овладеть пользователю навыками самостоятельной работы в системах;

- формирование объединённых курсов по разным модулям/функциональностям для тех пользователей, которые работают в разных системах.

К качественным потребностям обучения можно причислить:

- определение необходимого объёма знаний для работы с системами;

- знания, необходимые пользователю для приобретения навыков самостоятельной работы с системой;

- повышение эффективности использования систем;

- подготовку руководителей структурных подразделений для работы с системами.

Для определения количественной потребности в обучении можно использовать на предприятии следующие методы:

- проверка сотрудника, который должен начать работу в одной или нескольких БКР-системах, на знания нормативных и отраслевых документов;

- наблюдение за работой сотрудника вышестоящим руководителем или опытным пользователем, который работает на данном предприятии;

- определение опытным пользователем системы, какой уровень подготовки у сотрудника;

- изучение проблем, которые возникли у сотрудника при овладении навыками работы с системами (возможно, что сначала сотруднику надо повысить свою квалификацию по своей штатной должности);

- составление списков основных категорий штатных должностей, которые должны работать в ЕК АСУФР, ЕК АСУТР, а также сотрудников, которым необходимо обучение БКР-системам.

Технологии ИВЦ тоже могут определить количественную потребность в обучении, исходя из:

1) разработки матрицы должностей, на которых должны работать пользователи систем, с указанием базовых курсов - для овладения навыками работы с системами (табл. 2);

2) анализа заявок от структурных подразделений на обучение пользователей систем;

3) анализа обращений пользователей через ЕСПП и количества трудозатрат на выявление и исправление ошибок пользователей.

Для выявления качественных потребностей в обучении можно использовать такие методы, как анализ матрицы должностей, разработанной ИВЦ - для построения планов подготовки пользователей; SWOT-анализ - для выявления тех пользователей, которые ранее обучались, но у которых появились слабые стороны при эксплуатации БКР-систем и им необходима переподготовка; совместный с ИВЦ анализ планов внедрения новых функ-циональностей - для планирования обучения пользователей с минимальным отвлечением технологов от сопровождения, в том числе с применением новых форм обучения (в том числе дистанционное обучение), а также с привлечением университета железнодорожного транспорта; саморазвитие пользователей - самостоятельное изучение операционных инструкций для работы с системами.

К инструментарию подготовки пользователей можно отнести дистанционное обучение (ДО), сайт по обучению, открытый для свободного доступа, видеоуроки, презентации.

Т а б л и ц а 2

Матрица должностей, которые должны работать в ЕК АСУФР, ЕКАСУТР [1]_

Должности Работа в ERP-системах Базовые курсы обучения

Инженер по охране труда ЕК АСУФР 1. Заявочная кампания по спецодежде.

ЕК АСУТР 2. Охрана труда.

Экономист ЕК АСУФР 1. Учёт затрат (контроллинг). 2. Ведение хозяйственных договоров.

ЕК АСУТР 3. Организационный менеджмент. 4. Сводные отчётности. 5. Расчёт заработной платы машинистов локомотивных бригад (для Дирекции тягового подвижного состава и Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении).

СУИК 6. СУИК. Реестр имущества. 7. СУИК. Ведение договоров.

Инженер по нормированию труда ЕК АСУТР 1. Нормирование труда - расчёт сдельной заработной платы. 2. Учёт временных данных (табель). 3. Организационный менеджмент. 4. Расчёт нормативной численности (для ШЧ, ПЧ, ЭЧ, ВЧД, ДС). 5. Расчёт нормативной численности проводников (для ФПК). 6. Учёт рабочего времени поездных бригад (для ФПК). 7. Сводная аналитическая отчетность по фонду оплаты труда (АС АФОТ). 8. Расчёт заработной платы машинистов локомотивных бригад (для Дирекции тягового подвижного состава и Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении). 9. Сводные отчётности по труду, кадровому учёту, статистической и аналитической отчётности. 10. Корпоративная система премирования работников ОАО «РЖД». 11. Отчетность СОИ МФСО.

Специалист по управлению персоналом (предприятий) ЕК АСУТР 1. Кадровый учет и делопроизводство. 2. Сводная кадровая отчётность. 3. Формирование пакета документов и передача пакета в НПФ «Благосостояние» с использованием ЭЦП. 4. Формирование кадрового резерва. 5. Страхование от несчастных случаев. Формирование списков НС ЖАСО. 6. Система социальной поддержки. 7. Отчетность СОИ МФСО.

Специалист по управлению персоналом (служба) ЕК АСУТР 1. Кадровый учет и делопроизводство. 2. Сводная кадровая отчётность. 3. Кадровый учёт для служб (Управление процедурами награждения. Единый кадровый резерв. Инфо система управления персоналом. Профессиональное обучение. Система социальной поддержки работников ОАО «РЖД»). 4. Отчетность СОИ МФСО.

Инженер технического отдела ЕК АСУФР 1. Заявочная кампания ТМЦ. 2. Ведение хозяйственных договоров.

СУИК 4. СУИК. Реестр имущества. 5. ГБД ЗУОН.

Кладовщики ЕК АСУФР 1. Управление запасами.

Инженер по подготовке кадров (предприятий) ЕК АСУТР 1. Профессиональное обучение. 2. Сводная кадровая отчетность.

Секретарь подразделения, службы, дирекции ЕК АСУТР 1. Учёт временных данных (табель). 2. Служебная командировка.

Специалист по ведению табеля (мастер, бригадир) ЕКАСУТР 1. Учёт временных данных. 2. Нормирование труда - расчёт сдельной зарплаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководитель структурного подразделения ЕК АСУФР 1. Инфо система руководителя.

ЕК АСУТР 2. Вводный курс по ЕК АСУТР.

Достоинства ДО уже никто не оспаривает, но у этого инструмента существуют и свои недостатки. К таким недостаткам можно отнести следующее: нужен подбор высококвалифицированных специалистов, которые создают контенты ДО, при этом они должны достаточно хорошо знать ЕК АСУФР, ЕК АСУТР с точки зрения оперативной работы пользователей в разных функциналь-ностях; данное обучение стоит достаточно дорого; для него необходимо оборудование, которое должно поддерживать ДО, и программное обеспечение должно быть установлено на рабочих местах пользователей; обучение доступно пользователям только на определенный период, часто этот период совпадает с оперативной отчётностью, и у них не хватает времени для вдумчивого прохождения обучения, и т. д. Таким образом, для качественного обучения пользователей ДО должно отвечать таким требованиям, как доступность изложения материала с точки зрения практической работы в системах; возможность закрепить теоретический материал в учебном манданте; возможность пройти обучение в удобное время для пользователя; скопировать и сохранить материал для того, чтобы пользователь смог повторить пройденное; снижать стоимость обучения.

Сайта, посвященного обучению пользователей, открытого для свободного доступа, пока нет. На сайте ГВЦ ЕК АСУТР размещены конспекты лекций, презентации по некоторым функциональ-ностям, но данные материалы в основном предназначены для технологов ИВЦ. Поэтому автор совместно с технологами Иркутского ИВЦ сделал первый шаг в направлении развития концепции обучения пользователей: создан сайт по бесплатному тестированию пользователей ЕК АСУТР в рамках некоторых функциональностей (рис. 2, 3).

Рис. 3. Статистика результатов тестирования

пользователей Планируется дальнейшее расширение сайта: размещение на нём учебных материалов; возможность свободного доступа пользователям в удобное для них время; прохождение самостоятельного тестирования. Данный сайт в настоящее время является доступным, бесплатным и позволяет решить некоторые проблемы, которые возникают у пользователей во время работы с системой ЕК АСУТР - ознакомиться с вопросами, которые возникают во время практической работы в системе, проверить свой уровень знаний.

Автором разработаны несколько видеоуроков и презентаций по работе с различными функ-циональностями ЕК АСУТР. Использование этих материалов позволило обеспечить оперативность в подготовке пользователей. Особенно это помогает, когда основных пользователей замещают необученные работники или необходимо срочно подготовить отчеты (рис. 4).

Рис. 2. Начальное меню сайта тестирования пользователей

Рис. 4. Пример краткой инструкции по работе с системой АС АФОТ

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_

Всё вышесказанное указывает на то, что вопрос обучения пользователей БИР-систем требует более глубокого и тщательного анализа, необходима разработка концепции и методологии подготовки пользователей к работе с системами с целью наиболее целесообразного использования этих систем как инструмента для принятия решений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Асалханова Т. Н. Качественная и количественная потребность в обучении БИР-систем / Т. Н. Асалханова // Управление развитием персонала. 2012. № 1(29). С. 38-44.

m

2. Асалханова Т. Н. Использование модуля HR SAP R/3 на предприятиях железнодорожного транспорта России : на примере ВосточноСибирской железной дороги // Управление человеческим потенциалом. 2011. № 3(27). С. 208-216.

3. О введении в действие стандарта по качеству в процессе управления персоналом «Обучение и повышение квалификации» [Электронный ресурс] : Распоряжение ОАО «РЖД» от 31.12. 2009. N 2757р // URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/ doc/6633397. (Дата обращения: 08.04.2013).

УДК 519.6:378 Лоскутова Евгения Васильевна,

соискатель, Иркутский государственный университет путей сообщения,

тел. 89247111022, e-mail: [email protected] Сольская Ирина Юрьевна, д. э. н., профессор, проректор по ДПО, Иркутский государственный университет путей сообщения

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

I. Y. Solskaya, E. V. Loskutova

INFORMATION COMPETENCE FORMING MODEL

Аннотация. Работа посвящена исследованию задачи формирования информационной компетентности специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, их готовности использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Разработана стратифицированная модель формирования информационной компетентности будущих выпускников, результатом реализации которой предполагается повышение эффективности и качества образовательного процесса.

Ключевые слова: информационная компетентность, образовательный процесс, стратифицированная модель.

Abstract. The article is devoted to the formation of information competence of specialists problem to meet the requirements of the labor market, their willingness to use information technologies in their professional activities. Stratified model of information competence of future graduates is developed. It'll have improving the efficiency and quality of the educational process as an expecting result.

Keywords: information competence, educational process, stratified model.

Образовательные стандарты подготовки специалистов третьего поколения особое место

отводят требованиям компьютерной подготовки: уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности, использовать современные информационные технологии. При этом повышение общего уровня освоения информационных технологий улучшает производительность труда, уменьшает затраты, позволяет работодателям вкладывать капитал не в поддержку своих информационных технологий, а более эффективно - в производство. В связи с этим усиливается важность овладения информационными компетенциями и необходимость современного подхода к управлению этой составляющей образовательного процесса [1].

Проведенные исследования позволили выявить множественный характер содержания информационной компетентности, её можно интерпретировать как:

- цель образовательной деятельности;

- методический инструмент в системе формирования профессиональной компетентности;

- способ оценки компетентности (через тесты и программные средства).

Исследования результатов формирования информационной компетентности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.