Научная статья на тему 'Корпоративная система знаний как инструмент для повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта'

Корпоративная система знаний как инструмент для повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / БАЗА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE BASE / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ / CORPORATE SYSTEM OF KNOWLEDGE / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING OF SPECIALISTS / КОРПОРАТИВНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / CORPORATE LOGISTICS MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM / RAIL TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асалханова Татьяна Николаевна

Статья посвящена актуальному направлению менеджменту знаний. В настоящее время знания выступают в качестве интеллектуального ресурса компании. Уделено большое внимание созданию корпоративной системы знаний на основе теорий управления знаниями и менеджмента, современных информационных технологий, международных стандартов. В Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры начата работа по формированию корпоративной системы знаний по организации, нормированию и оплате труда работников железнодорожного транспорта. Метод экспертных оценок позволил определить одно из направлений создаваемой системы знаний это получение работниками знаний по определенным сферам деятельности железнодорожного транспорта и повышение квалификации специалистов структурных подразделений. Особенно это актуально для пользователей корпоративных логистических информационных систем управления железнодорожным транспортом, которые не обучались работе с системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асалханова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SYSTEM OF KNOWLEDGE AS A TOOL FOR RAILWAY TRANSPORT SPECIALISTS TRAINING

The article is devoted to the issues of knowledge management. Knowledge is successfully exploited as an intellectual resource of the company. Much attention is given to the creation of a corporate system of knowledge based on the theories of knowledge management and management, using modern information technologies, international standards. In the East Siberian Infrastructure Directorate working on formation of the corporate system of knowledge in the organization, regulation and wages workers of railway transport is being provided. Method of expert assessment allowed to define one of the directions of the developed system of knowledge which is getting workers knowledge in specific areas of activities of railway transport and to improve the qualification of specialists of the structural units. This is especially true for users of corporate logistics management information systems of railway transport, who were not trained to work with the systems.

Текст научной работы на тему «Корпоративная система знаний как инструмент для повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта»

иркутским государственный университет путей сообщения

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дрейпер Н. Прикладной регрессионный анализ : пер. с англ. : в 2 кн. / Н.Дрейпер, Г. Смит. 2 е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика. Кн. 1. 1986. 366 с.

2. Елохин В.Р., Евтеев В.К. Елохин И.В. Имитационный метод статистической аппроксимации произ-

водственных систем. Иркутск : Изд-во. ИрГСХА, 2009. 146с.

3. Ермаков С. М., Жиглявский А. А. Математическая теория оптимального эксперимента. М. : Наука, 1987. 320с.

4. Федоров В.В. Теория оптимального эксперимента. М. : Наука, 1971. 312 с.

УДК 005.963 : 656.2 + 004.9 Асалханова Татьяна Николаевна,

к. э. н., начальник сектора поддержки программ автоматизации и анализа, Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры, тел. 8(3952)64-55-89, e-mail: asalk-tatyana@yandex.ru

КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

T. N. Asalhanova

CORPORATE SYSTEM OF KNOWLEDGE AS A TOOL FOR RAILWAY TRANSPORT

SPECIALISTS TRAINING

Аннотация. Статья посвящена актуальному направлению - менеджменту знаний. В настоящее время знания выступают в качестве интеллектуального ресурса компании. Уделено большое внимание созданию корпоративной системы знаний на основе теорий управления знаниями и менеджмента, современных информационных технологий, международных стандартов. В Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры начата работа по формированию корпоративной системы знаний по организации, нормированию и оплате труда работников железнодорожного транспорта. Метод экспертных оценок позволил определить одно из направлений создаваемой системы знаний - это получение работниками знаний по определенным сферам деятельности железнодорожного транспорта и повышение квалификации специалистов структурных подразделений. Особенно это актуально для пользователей корпоративных логистических информационных систем управления железнодорожным транспортом, которые не обучались работе с системами.

Ключевые слова: знания, база знаний, корпоративная система знаний, управление знаниями, железнодорожный транспорт, повышение квалификации специалистов, корпоративные логистические информационные системы управления.

Abstract. The article is devoted to the issues of knowledge management. Knowledge is successfully exploited as an intellectual resource of the company. Much attention is given to the creation of a corporate system of knowledge based on the theories of knowledge management and management, using modern information technologies, international standards. In the East Siberian Infrastructure Directorate working on formation of the corporate system of knowledge in the organization, regulation and wages workers of railway transport is being provided. Method of expert assessment allowed to define one of the directions of the developed system of knowledge which is getting workers knowledge in specific areas of activities of railway transport and to improve the qualification of specialists of the structural units. This is especially true for users of corporate logistics management information systems of railway transport, who were not trained to work with the systems.

Keywords: knowledge, knowledge base, corporate system of knowledge, knowledge management, rail transportation, training of specialists, corporate logistics management information system.

Введение

«Знание - сила» - это крылатое выражение английского философа Фрэнсиса Бекона [1] особенно определяет современное общество. Мы живем в эпоху огромной информативности, быстро изменяющихся современных информационных и коммуникативных технологий. Это влечет за собой большую конкурентную борьбу как между компаниями на рынке, так и между работниками внутри компании.

Конкуренция между работниками внутри компании обусловлена разными целями: утвердиться в качестве высококлассного специалиста или удовлетворить свои амбиции, получить пре-

стижную или руководящую должность, повысить разряд или получить более высокое вознаграждение за труд, остаться в компании при сокращениях или оптимизации численности и т. д., и т. п. Часто руководители широко используют конкуренцию между работниками для повышения производительности труда.

Одно из условий того, чтобы быть конкурентоспособным работником, - это постоянное повышение квалификации, уровня знаний не только в определенной сфере деятельности, но и по работе компании на рынке, взаимодействию с другими компаниями, внешним условиям, которые могут сильно повлиять на работу компании, и т. д.

При этом, обретая знания, человек начинает лучше осознавать себя как личность, повышает свою самооценку, приобретает авторитет. Чем выше уровень знаний у человека, тем более уверенно и независимо от чужого мнения он себя чувствует, особенно в той отрасли, в которой совершенствуется.

Существуют несколько путей приобретения знаний - чтение литературы как художественной, так и научной, специальной; частое обращение к энциклопедическим словарям, в том числе к базе знаний всемирной сети Интернет; эмпирический путь, т. е. опыт, приобретенный выполнением определенных операций в течение длительного периода; обучение (учебные заведения, повышение квалификации, различные курсы, семинары и т. д.); общение с интересными людьми, которые являются профессионалами в разных областях знаний; разработка или исследования неизведанных сторон какого-либо явления или процесса [2].

Понятие знания

В последнее время многие корпорации стали обращать внимание на то, что при уходе из компании высококвалифицированного работника знания, которыми он обладал, никому не передаются и теряются для компании бесследно. Кроме того, приходится тратить много времени и средств на обучение нового работника, чтобы повысить его уровень знаний и приблизить к тем высотам, которых достиг предыдущий специалист.

Таким образом, перед руководителями встает проблема как знания, которыми владеют сотрудники компании, структурировать, собирать, хранить, передавать и накапливать?

В различных литературных и научных источниках термин «знания» интерпретируется неодинаково. На наш взгляд, наиболее точно лексическое значение этого слова дала Т. Ф. Ефремова: «Знания - совокупность сведений, познаний в какой-либо области» [3]. Именно совокупность сведений о законах, методах, инструментах той области, в которой работает человек, дают ему возможность более точно понять, что же можно сделать для систематизации своих наработок, определить закономерности в области практической деятельности, найти механизмы усовершенствования этой деятельности, оптимизации различных процессов.

Великий русский ученый, мыслитель, философ, новатор М. Ломоносов сказал: «Если бы я захотел читать, ещё не зная букв, - это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого

представления о началах вещей» [4]. Приобретая знания, мы, как люди разумные, начинаем глубже проникать в суть тех процессов и явлений, которые окружают нас. Знания позволяют нам чувствовать себя более комфортно, т. к. мы приобретаем очень важное свойство -свободу от чужого мнения и давления. Без знаний мы бессильны и нами можно управлять, как марионетками [2].

С точки зрения компании обладать собственной базой знаний (БЗ) необходимо, особенно в условиях жесткой конкуренции, цепей новых законов, нормативных актов, быстро изменяющихся политических и экономических обстоятельств. Кроме того, компании должны не только вкладывать в работников, но и получать от них знания, накапливать их и сохранять не только для передачи вновь прибывающим работникам, но и для всех сотрудников компании. Эти знания в дальнейшем будут выступать в роли интеллектуального ресурса организации.

ЮНЕСКО обозначила настоящее время развития как «общество знаний» [5]. Во многих публикациях, посвященных экономике, стратегическому управлению бизнесом, наше время ещё называют эрой знаний. Профессор программ МВА Международного института бизнеса и Киево-Могилянской бизнес-школы, доктор экономических наук В. П. Савчук дал такое определение знаниям: «Знания - это интеллектуальный капитал, который является стратегическим фактором. Это интегрированная способность к созданию инноваций и принятию эффективных решений в условиях неопределенности. Именно в такой трактовке знания становятся главной производительной силой экономики. И до неузнаваемости меняют ее» [6].

Знания, накопленные не одним человеком, а целым коллективом, могут играть роль «козыря» в конкурентной борьбе. И тогда очень важно объединить познания сотрудников, собрав их воедино, сформировать уникальную корпоративную систему знаний (КСЗ) и управлять ею уже с целью распространения знаний среди сотрудников организации, а также для обработки новых сведений, выявления инновационных идей и эффективного использования полученных знаний в продвижении организации на рынке.

Управление знаниями рассматривается в одном из современных и актуальных направлений менеджмента - менеджменте знаний. Существуют несколько подходов в менеджменте знаний: персонифицирующий, или интуитивистский, инфор-

мационный, или технологический, но каждый из этих подходов подразумевает, что основными экспертами (носителями) знаний являются высококвалифицированные и опытные сотрудники компании.

Вопросам управления знаниями как в экономике, так и в кибернетике, информатике посвящены работы известных российских и зарубежных ученых, таких как Р. Акофф, К. Вик, П. Друкер, Т. А. Гаврилова, А. Л. Гапоненко, О. Н. Ильина, С. М. Климов, А. Н. Козырев, Т. Ллойд, В. Л. Макаров, Б. З. Мильнер и др.

Очень важно, чтобы управлением знаниями и формированием КСЗ занимались специалисты, в том числе эксперты в вопросах интеллектуальных систем; высококвалифицированные специалисты в той предметной области, по которой формируется БЗ. Эксперты и специалисты смогут отделить «семена от плевел», т. е. более точно разберутся, какие знания нужно передавать в БЗ, а какие только замусорят ее. Они лучше других увидят и раскроют те инновационные идеи и познания, которые придадут особую ценность организации [2].

Одно немаловажное качество знаний - это то, что они только тогда ценны, когда передаются сотрудникам компании, т. е. «работают» и доступны для тех, кому необходимы. Тогда знания начнут разрастаться, приумножаться и создавать интеллектуальный ресурс предприятия. Расширяя свои горизонты, сотрудники, в свою очередь, будут привносить новые знания в БЗ.

За последние двадцать лет, особенно с крупномасштабным развитием информационных технологий, созданием, совершенствованием и доступностью Интернета, многие страны мира стали уделять много внимания хранению и распространению знаний. В 2005 г. во всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществу знаний» указывалось: «...можно ли вообразить себе науку, равнодушную к образованию и богатствам локального знания? Культуру, с пренебрежением отмахивающуюся от передачи знаний и изучения новых форм знания? Как бы там ни было, в центре всех этих преобразований лежит понятие знания. Сегодня общепризнано, что знание превратилось в предмет колоссальных экономических, политических и культурных интересов настолько, что может служить для определения качественного состояния общества, контуры которого лишь начинают перед нами вырисовываться» [7].

Огромный вклад в распространение знаний

принадлежит Всемирному банку. В 2010 г. разработана новая концепция «О преобразовании программы деятельности Всемирного банка в области распространения знаний: концептуальная стратегия действий» (Transforming the Bank's Knowledge Agenda: A Framework for Action). Стратегия банка в области распространения знаний направлена на то, чтобы выработать и распространить «...знания высокого качества по общемировым вопросам и по отдельным странам, которые приносят реальную пользу». Также банк проводит большую работу по доработке мер социально-экономической политики, программ и услуг с учетом особенностей конкретных проблем, используя все имеющиеся БЗ. Всемирный банк помогает государственным органам, организациям гражданского общества и частным субъектам установить контакты с теми, кто уже сталкивался с подобными проблемами и успешно их решил [8].

Можно сказать, что в наше высокоинформи-рованное время крупными организациями всё больше внимания уделяется накоплению знаний, созданию уникальных БЗ и распространению знаний внутри сотрудников организации [9-11].

Корпоративная система знаний

Как уже упоминалось выше, изучением БЗ и управлением знаний занимаются ученые в разных областях познания. Например, психологи считают, что «база знаний (knowledge base) - совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области и формально представленных таким образом, чтобы на их основе можно было осуществлять рассуждения» [12].

В современном мире особенно много внимания уделяется БЗ, которые можно переложить в форму, которая даст возможность многим людям использовать этот источник для получения новых знаний, расширяющих их кругозор. Поэтому с точки зрения информатики «база знаний - совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определённой области знания, хранящихся в памяти ЭВМ, объём которых необходим и достаточен для решения заданного круга теоретических или практических задач. В системе управления БЗ используются методы искусственного интеллекта, специальные языки описания знаний, интеллектуальный интерфейс» [13].

Можно сказать, что в наш компьютеризированный век КСЗ - эта система хранения, представления, визуализации тех знаний, которые накоплены, систематизированы в определенной области, структурированы и выложены на всеобщий ресурс. Одним из примеров успешных и востребо-

ванных КСЗ может быть Википедия - наиболее популярный сайт, к которому обращаются многие пользователи Интернет. Создатели этой системы знаний предоставили людям возможность получить энциклопедические знания в краткой и доступной форме [2].

КСЗ может играть роль не только хранилища различной документации в электронном виде, но и мощнго инструмента в обучении работников той организации или отрасли, для которой она создана. Например, Е. Скрибцова, директор по кадрам и социальной политике компании «Физикон», и Д. Береснев, директор по развитию группы Competentum, показали, как электронное обучение сотрудников компании дает возможность увеличивать структурный капитал посредством управления знаниями сотрудников (рис. 1) [14].

В данном случае управление знаниями подразумевает под собой создание такой КСЗ, которая позволила бы компании использовать её в качестве инструмента для тестирования работников при приеме на работу с учетом требований к знаниям по той должности, на которую претендует работник; выявления компетентности кандидата; систему дистанционного обучения (СДО); аттестации работников и т. п. [3].

При разработке КСЗ необходимо четко понимать, что является базой знаний, а что - базой данных (БД). Достаточно часто под базой знаний понимают именно БД, в которой хранится набор документов, необходимых для работы. Поэтому в корпорациях в качестве КСЗ используют сайты, которые организованы в сети Интранет компании. К этим сайтам есть доступ пользователям, зарегистрированным внутри компании. На наш взгляд, материалы сайтов скорее можно отнести к структурированным БД, т. к. там собраны оперативные материалы по различным разделам (распоряжения, телеграфные указания и т. д.). Использовать сайт в

виде КСЗ, наверное, можно, но при таком подходе существует ряд недостатков:

- ограниченные ресурсы внутрисетевого пространства;

- используется язык HTML, который не дает возможности создать пространство для обучения, свободного обмена информацией между сотрудниками;

- сложно создать и хранить несколько БД, структурировать знания, т. к. предназначение сайта - оперативное извещение работников о новых документах, изменениях в законодательстве и т. д.

Данные, в отличие от знаний, представляют собой отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления, а также их свойства и представлены в формализованном виде для передачи и обработки в информационном пространстве [15].

При обработке на ЭВМ данные трансформируются, условно проходя следующие этапы [1]:

- данные как результат измерений и наблюдений;

- данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники);

- модели (структуры) данных в виде диаграмм, графиков, функций;

- данные в компьютере на языке описания данных;

- БД на машинных носителях информации.

БД - это представленная в объективной

форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) [16]. Иными словами, БД - это систематизированная информация по какому-либо определенному признаку [9].

Управление знаниями

Рис. 1. Увеличение структурного капитала за счет управления знаниями компании

иркутским государственный университет путей сообщения

БД являются неотъемлемой частью КСЗ, т. к. БЗ часто строятся на основе нескольких БД, каждая из которых посвящена определенной тематике [9]. Такая БЗ имеет модули поиска по ключевым словам, сопоставления информации из различных БД. Например, на наш взгляд, к системе знаний можно отнести одну из самых крупных правовых систем в мире - «Консультант плюс». В этой системе собраны несколько БД (более трех миллионов) по многообразным тематикам в области правового регулирования, она обладает поисковыми и аналитическими возможностями [17].

Следовательно, организации очень важно иметь собственные наработки по управлению знаниями, а также базы данных, которые позволят создать свою уникальную КСЗ. Накопленные знания будут использоваться по назначению, в том числе и для повышения квалификации или обучения пользователей корпоративных информационных систем управления (КИС). Чем раньше будет создана КСЗ, тем меньше информации будет потеряно, особенно для работы с КИС [10].

База знаний как инструмент повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта

Компании, автоматизирующие бизнес-процессы, приходят к тому, что обучение пользователей КИС необходимо организовать на постоянной основе. Ведь любое предприятие - это живой организм, в котором постоянно происходит ротация кадров, уходят высококвалифицирован-

ные специалисты и опытные пользователи систем, а на их место приходят работники, которые не знают многих нюансов бизнес-процессов и особенностей работы в должности, которая вовлечена в автоматизацию, соответственно, они не знают систем. В этот момент очень важно, чтобы новый работник получил знания, которые помогут ему быстро адаптироваться к новым условиям и КИС, начать работать в системах и при этом не остановить процесс производства. В таких случаях немаловажно, чтобы в организации уже существовала КСЗ, в том числе по бизнес-процессам. Появляется такой цикл, в котором основным звеном становится КСЗ компании не только по автоматизации, но и по бизнес-процессам (рис. 2) [2].

Особенно это касается одной из крупнейших транспортных компаний мира - ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» занимает лидирующее положение как в нашей стране, так и в мире по внедрению и эксплуатации корпоративных ИС управления, в том числе и логистических систем, которые охватывают все регионы нашей страны. К таким системам относятся и ERP-системы, представленные в отрасли корпоративными информационными системами - ЕК АСУФР (единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами) и ЕК АСУТР (единая корпоративная автоматизированная система управления трудовыми ресурсами). Системы построены на базе SAP R/3. Они относятся к классу логистических систем и предназначены для непрерывного

Рис. 2. Цикл «работы» базы знаний с пользователями корпоративных информационных систем

учёта, контроля, планирования и оптимизации всех ресурсов компании (материальных, финансовых, информационных, трудовых ресурсов) с учетом специфики железнодорожного (ж.-д.) транспорта; интеграции процессов, охватывающих производство, в том числе перевозки грузов и пассажиров; сбора, хранения, структурирования данных в единой БД [18-19].

В этих системах работают более 100 тыс. пользователей. Режим реального времени (онлайн) позволяет пользователям систем работать во всех часовых поясах нашей страны.

На основе ЕК АСУФР и ЕК АСУТР созданы статистические и аналитические системы, построенные на основе хранилища данных SAP BW.

Для эффективного применения ERP-систем, которые внедрены в холдинге ОАО «РЖД», необходимы квалифицированные обученные пользователи. Эта одна из серьезных задач отрасли, т. к. эти КИС в отрасли работают в режиме он-лайн и охватывают несколько бизнес-процессов. Ввод информации должны осуществлять специалисты, которые знают системы и прошли обучение. От грамотного и правильного ввода первоначальной информации зависит контроль над многими ключевыми показателями отрасли, а также учет рабочего времени сотрудников и расчет заработной платы. На основе данных в КИС формируются отчеты, строятся планы и принимаются стратегические решения по развитию отрасли.

КИС управления ж.-д. транспорта - это системы, работа с которыми требует хорошей подготовки пользователей. Пользователи должны обладать знаниями: - в сфере информационных технологий; - в профессиональной деятельности; - по организационной структуре холдинга и той дирекции или дороги, в которой работают; - в области взаимодействия бизнес-процессов холдинга, которые пересекаются с профессиональной деятельностью пользователя. Например, для работы в ЕК АСУТР инженер по организации и нормированию труда должен знать: законодательные и отраслевые нормативные документы; кадровое делопроизводство; технологию производства; учёт рабочего времени сотрудников; нормирование труда; расчёт нормативной численности; виды оплат в соответствии с номенклатурой кодов выплат холдинга; формирование среднесписочной численности и т. п. [19].

Кроме того, специалисты структурных подразделений ОАО «РЖД» должны периодически повышать свою квалификацию, в том числе и на

различных курсах, которые организовывают институты дополнительного образования. Такое обучение, как правило, проходит с отрывом от производства, с выплатой немалых сумм за обучение работников и с периодичностью не менее чем раз в 5 лет. Всё это ложится большим бременем на бюджет как предприятия, так и холдинга в целом. Но постоянные изменения нормативной базы приводит и к изменениям КИС. Невозможно беспрестанно отправлять пользователей на курсы по обновлениям, в том числе и в системах. Поэтому специалистам нужно обновлять свои знания самостоятельно. Следовательно, компании необходимо искать новые пути повышения квалификации работников на постоянной основе, которые должны будь менее затратными и при этом эффективными.

Один из таких путей - это использование КСЗ в качестве системы дистанционного обучения, которая будет доступна работникам в любое время, позволит им общаться друг с другом, а также со специалистами служб, технологами ИВЦ, а также пополнять базу знаний своими наработками.

В Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры такая КСЗ начала формироваться с мая 2014 г. Разработка и внедрение запланированы в несколько этапов. И одно из первых направлений такой системы знаний - это использование КСЗ при подготовке/переподготовке пользователей корпоративных логистических информационных систем управления.

Во время внедрения новых функционально-стей КИС обучением пользователей занимаются региональные информационно-вычислительные центры (ИВЦ) - структурные подразделения Главного вычислительного центра - филиала ОАО «РЖД». После ввода в промышленную эксплуатацию функциональностей или модулей систем специалисты ИВЦ консультируют пользователей по их обращениям в единую систему поддержки пользователей (ЕСПП). Учитывая тот факт, что технологов, сопровождающих КИС, немного (в среднем на одного технолога приходится более 350 пользователей), то помощи от них приходится ожидать несколько дней, а это приводит к невыполнению операций теми, кто должен ввести информацию в КИС, и другими пользователями, которые выстраивают свои бизнес-процессы на основе введенных данных [19]. Вследствие этого, чтобы не сорвать сроки ввода информации, пользователи вынуждены «методом тыка» выяснить, какая причина не дает возможности ввести или сохранить данные, или звонить специалистам

иркутским государственный университет путей сообщения

служб, дирекций и просит помощи в выполнении операций в КИС.

Но ситуация обостряется в случаях, если приходят новые пользователи, а опытные пользователи не смогли передать свои знания. «Новички» даже не успевают заниматься самообразованием в виде чтения операционных инструкций, т.к. сразу вынуждены включаться в работу с системами, не имея никакого понятия о них, о взаимодействии функциональностей, а также систем, и к чему их «шалости» могут привести. Таким образом, те, кто не умеет работать с системами, часто допускают грубейшие ошибки при вводе первичной информации. Эти оплошности часто не замечают другие участники сквозного процесса работы с данными в системах, и в результате, получаем искаженную информацию, на основе которой разрабатывают стратегию и тактику работы отрасли топ-менеджеры. Такие «милые» промахи ведут и к погрешностям по учёту рабочего времени, соответственно, это ложится в основу некорректно рассчитанной заработной платы.

Но винить только неопытных пользователей в том, что они начали работать в таких серьезных КИС, не совсем правильно. Ведь чаще всего их вынудили работать без соответствующей подготовки. Большая загрузка по оперативной работе, постоянные отвлечения на какие-либо собрания, совещания и т. п., невозможность найти источники знаний - вот это и приводит к тому, что в системах начинают работать неучи. Это ведёт к неэффективному использованию КИС, которые сами по себе совсем недешевые. Кроме того, необученные пользователи больше времени отнимают и у специалистов ИВЦ, которые вынуждены много времени тратить только на то, чтобы выяснить, что конкретно нужно пользователю, т. к. часто вопросы составлены непонятно и безграмотно.

Таким образом, возникает замкнутый круг: ИВЦ не могут постоянно обучать пользователей, а пользователи меняются, и они не знают, где и как приобрести знания по работе с системами, поэтому начинают работать в системах, не имея понятий о них.

Статистика обращений в Иркутский ИВЦ показывает, что на одного необученного пользователя специалисты ИВЦ затрачивают в 10 раз больше времени, чем на пользователя, который самостоятельно прочитал инструкции или обучился [19].

Хочется отметить ещё один очень важный факт: корпоративные БКР-системы постоянно изменяются, дополняются, появляется всё большее

количество функциональностей, соответственно, добавляются новые взаимосвязи внутри системы, а также начинают работать новые пользователи. Всё это приводит к тому, что возрастает поток информации, который надо осмыслить и потом применить пользователям этих систем. При этом документация по работе с системами размещена на разных сайтах. Работникам отрасли требуется много времени на поиск нужной информации на этих сайтах и в многообразных каталогах. Также в структурных подразделениях отрасли неизменно происходит смена кадров, замещение необученными работниками основных пользователей на время их отсутствия.

Кроме того, существует большая проблема в организации обучения пользователей новым функциональностям и изменениям в системах. Это связано со многими факторами: не все пользователи могут обучиться в строго определенный период, назначенный ИВЦ; финансовые затраты предприятий (оплата служебных командировок, проезда, проживания), на которые не всегда идут руководители; длительное отсутствие работников на рабочем месте в связи с отъездом на обучение, что приводит к дополнительным нагрузкам на других специалистов подразделения.

Значительная доля знаний, которые накоплены за большое количество лет внедрения информационных систем ЕК АСУФР, ЕК АСУТР, лежит «мертвым грузом» на бумажных носителях или в электронном виде в разных подразделениях и у сотрудников. Эти знания прямо «просятся», чтобы их собрали и сделали доступными всем пользователям систем.

На первоначальном этапе для определения необходимости создания и эффективности КСЗ использовался метод экспертных оценок. Для этого была разработана анкета для пользователей корпоративных информационных систем ЕК АСУФР, ЕК АСУТР (приложение). Число респондентов - это пользователи систем, которые работают в структурных подразделениях дирекций и дороги, расположенных на территории Восточно-Сибирской железной дороги. Более 50 % респондентов указали, что обучались работе с системами самостоятельно, не проходили обучение в ИВЦ, не знают, что системы ЕК АСУФР и ЕК АСУТР взаимосвязаны, многие не понимают термины и определения, которые используются при работе с системами. Практически все респонденты одобрительно отозвались о создании КСЗ, давали

предложения по улучшению структуры системы знаний.

Таким образом, возникла острая необходимость в создании КСЗ, которая будет доступна пользователям постоянно, что позволит, не отходя от рабочего места повышать уровень знаний и квалификацию, структурировать знания по системам и по бизнес-процессам и получать новые знания в различных областях.

Так как КСЗ должна охватывать большой объем знаний, то было решено на первом этапе создать КСЗ по бизнес-процессам организации, нормированию и оплате труда, которые очень тесно связаны с такими бизнес-процессами, как управление персоналом, финансами, материалами, организационным менеджментом.

На рис. 3 представлена структура создаваемой системы знаний.

На этапе разработки КСЗ определены её параметры и структура, какие БД и модули будут включены в систему. На наш взгляд, система

должна быть древовидной, чтобы облегчить и ускорить поиск информации в базе. Также на этом этапе важно определить условия, которыми должна обладать информация, подходящая для отбора и сохранения в КСЗ [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая, что только ЕК АСУТР в настоящее время охватывает более 10 функционально-стей, можно постепенно выстраивать знания по каждой функциональности, а в дальнейшем объединить все в одну систему знаний. Это позволит пользователям понять, как взаимосвязаны все функциональности этой мощной системы.

На рис. 4 и 5 предложены схема модуля КСЗ по бизнес-процессам организации, нормированию и оплате труда и интерфейс создаваемой системы.

В заключение хотелось бы отметить, что мы живем в информационном обществе, где без знаний достаточно сложно ориентироваться, информация становится реальным ресурсом и одним из решающих фактором экономического развития компаний.

Система знаний «Бизнес-процессы по организации, нормирования и оплаты труда»

ЕК АСУТР Словарь

«Учет рабочего времени»

«Нормирование труда»

«Расчет заработной платы»

АС КСПР Расчет премий

Расчет нормативной численности

Расчет зарплаты локомотивных бригад

Отчетности

Взаимодействие пользователей

Сводные отчетности

Словарь

Сводный мониторинг по труду

Сводная кадровая отчетность (СКО)

Сводная статистическая отчетность (ССО)

СОИ

АС АФОТ

Словарь

АРМ Загрузки из ЕК АСУТР

Отчетности

Нормативные документы

Словарь

Учет рабочего времени

Нормирование труда

Премирование работников ОАО «РЖД»

Расчет зарплаты

Расчет нормативной численности

Тестирование КИС

ЕК АСУТР

Сводные отчетности

АС АФОТ

АС КСПР Расчет премий

ЕК АСУФР

Бизнес-процессы по организации, нормированию и оплате труда работников

Форум

Рис. 3. Структура корпоративной системы знаний по бизнес-процессам организации,

нормированию и оплате труда

Заполнение БД, модификация БЗ, дополнение БД, базы тестирования

Эксперт

Интерфейс эксперта знаний

Ввод данных

А

Получение знаний, советов, результатов тестов

Пользователь

Рис. 4. Схема системы знаний

■& Бизнесс-процессы (БП) т El ' ЕЗ Е§0 ▼ Страница ▼ Безопасность ▼ Сервис ▼ ¡¡Ц|Т

База знаний по организации, нормированию и оплате труда

О •

[Щ Новости Режим администратора

QäУправление сайтом сшш

Билюсс процессы 'БП)

а ф Автоматизация БП ♦ г.т,т1.и

• <d UJIO А Д1жу1*<Л IOU (2)

Ö) АС АФОТ ЕК АСУГР • <Н'НШ» л -л^ул-пл нринион Í1)

Ей АС КОПР ВС АСУТР

Ei) ЕК АСУИ

а ЕК АСУТР

Bf! Сводные отчетности

S) Сводная кадровая

отчетность

Ii Гппд гтлтистииоскла

Ii Г.ППД 1 й мониторинг го РУЛУ

üiv-ti-wí-i peí|и<<ы ;I.Ii;

Г. Bei poca У rué ы

ti Ин.форча /сн-ы» ТРХЬСЛП'ИИ

в Обучение

о ^ Базовый уровень знаний

о lj, Продвинутый уровень знаний

Si Учебные пособия

Eil Справочники

B'iJtj Это интересно

IÜ 1 IOÍXÜ; OÍ ия

lä Уппк п хин V

Ei. V финансы

Рис. 5. Интерфейс системы знаний по организации, нормированию и оплате труда

Рост корпоративных информационных систем управления, охватывающих практически все бизнес-процессы компаний, и их сложность привели к тому, что возникла необходимость, чтобы в этих системах работали высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями и в информатике, и в математике, и в той сфе-

ре, в которой они специализируются. Такие специалисты должны постоянно поднимать свой уровень знаний не только с помощью курсов повышения квалификации, но и самостоятельно. В этом им может помочь корпоративная система знаний, в которой знания могут накапливаться, быть доступны, структурированы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

корпоративных логистических информационных систем ЕК АСУФР, ЕК АСУТР, сводных отчетностей

1. Сколько лет (месяцев) Вы работаете с системами ЕК АСУФР, ЕК АСУТР, сводными статистическими отчетностями, сводными кадровыми отчетностями, сводным мониторингом по труду?

2. Когда последний раз проходили обучение работе в системах?

- в текущем году; - в прошлом году; - 2 года назад; - 3 года назад; - ни разу.

3. Сколько раз обучались работе с системами, и по каким функциональностям?

- один раз; - два раза; - три раза; - ни разу.

4. Обучение проходили очно (где?) или дистанционно?

- очно; - дистанционно: - курс МИИТ; - курс СПГУПС; - курс ГВЦ; - другие.

5. Знакомитесь периодически с изменениями в операционных инструкциях?

- да, каждый день/раз в неделю/месяц захожу на сайт и просматриваю инструкции; - нет, не успеваю из-за того, что: много оперативной работы; много инструкций, но нужную информацию сложно найти; сложно читать инструкции, т. к. много специфических терминов и ненужной информации.

7. Нужны ли краткие пошаговые инструкции для работы в разных системах и в разных функциональ-ностях?

- да; - нет; - может быть; - не знаю, надо посмотреть.

8. Нужно ли обучение работе с системами?

- да, желательно очно; - да, желательно очно с участием специалистов дирекции; - да, желательно дистанционно; - да, только, когда обучение проходит в продуктивных системах на своих данных и под своим именем; -нет, лучше самостоятельно разобраться; - нет, лучше, когда технологи ИВЦ по удаленному доступу объясняют конкретную ситуацию и показывают, как её устранить.

9. Нужна ли специальная литература по работе с системами?

- да; - нет; - может быть, надо посмотреть; - не знаю.

10. Как часто Вы заходите на сайт своего ДИНОТ, НОТ РКЦУ, ЦДИ?

- один раз в день; один раз в неделю; один раз в месяц; один раз в год; - несколько раз в день; - несколько раз в неделю; - ни разу; - даже не знаю, где они находятся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Заходите ли Вы на сайты других ДИ?

- да; - нет; - мне это неинтересно; - не знаю, где найти адреса.

12. Нужно ли обучение работе с системами на постоянной основе?

- да; - нет; - не вижу в этом смысла; - не знаю.

13. Хотели бы Вы обучаться без отрыва от производства, получая консультацию от экспертов по работе с системами?

- да, только желательно он-лайн; - да, только по телефону; - нет, мне достаточно консультаций технологов ИВЦ; - нет; - не знаю.

14. Видите ли Вы необходимость в создании базы знаний по автоматизации бизнес-процессов по организации, нормированию и оплате труда?

- да, назрела необходимость; - нет; - нет времени, чтобы заходить в базу знаний и искать информацию; - не знаю, что это такое.

15. Чтобы Вы хотели узнать нового о системах?

16. На Ваш взгляд, в будущем будут автоматизированы большинство бизнес-процессов по организации, нормированию и оплате труда?

- да; - нет; - уже и так достаточно; - возможно; - не знаю.

17. Имеете ли Вы представление, какое влияние оказывают друг на друга инфотипы в ЕК АСУТР?

- да, очень хорошо; - да, но только в определенной функциональности; - не очень; - даже не задумывался; - нет;

- а что такое инфотип?

18. К какому типу информационных систем относятся ЕК АСУФР, ЕК АСУТР, ССО, СКО, СМТ?

- ЕЕР-системы - да/нет; - МЕР-системы - да/нет; - не знаю.

иркутским государственный университет путей сообщения

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бэкон Ф. Новый Органон [Электронный ресурс] // Библиотека М. Мошкова : сайт. URL: http://www.lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt (Дата обращения 19.07.2014).

2. Асалханова Т.Н. Уникальная база знаний компании. // Управление человеческим потенциалом. 2013. № 4 (36) С. 306-315.

3. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс] // Академик : сайт. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova. (Дата обращения 19.07.2014).

4. Гарматюк В. Знание себя - путь и импульс развития [Электронный ресурс] // Компания открытых систем : сайт. URL: http ://sir3 5. ru/znanie_sebya_put_i_impuls_razvitiya / (Дата обращения 20.07.2014).

5. Всемирный доклад ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org (Дата обращения

05.07.2013).

6. Савчук В.П. Business Intelligence: Эра знаний и стратегия бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.management.com.ua/ (Дата обращения

17.08.2014).

7. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО за 2005 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/reports/17617-k-obschestvam-znaniya-vsemirnyy-doklad-yunesko-za-2005-god.html. (Дата обращения 17.08.2014).

8. The Matrix System at Work. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.scribd.com/doc. (Дата обращения 17.08.2014).

9. Бородина А.И. Технологии баз данных и знаний. Минск : БГЭУ, 2008. 505 с.

10. Абрамов В.В. Построение базы знаний при внедрении ERP-системы для повышения эффективности

следующих проектов [Электронный ресурс]. URL: http://fetmag.mrsu.ru/2010-1/pdf/Knowledge_Base.pdf. (Дата обращения 17.08.2014).

11. Гаврилова Т.В., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем : учеб. базовый курс для студ. высш. учеб. завед. СПб : Питер, 2000. 384 с.

12. Шауцукова Л.З. Что такое базы знаний и экспертные системы [Электронный ресурс]. URL: http ://book.kbsu. ru/theory/chapter9/1_9_5.html. (Дата обращения 17.08.2014).

13. База знаний и система управления базами знаний. свободный доступ [Электронный ресурс]. URL: http://nad-vasiluk.narod.ru/baza_znanii.htm. (Дата обращения 17.08.2014).

14. Скрибцова Е., Береснев Д. Электронное обучение как инструмент решения задач кадровой службы [Электронный ресурс]. URL: http://competentum.ru.

15. Википедия [Электронный ресурс] // Википедия : сайт. URL: http://ru.wikipedia.org. (Дата обращения 17.08.2014).

16. Ст. 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения [Электронный ресурс] // Гражданский кодекс Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой истемы «Консультант-Плюс» в локальной сети Иркут. гос. ун-та путей со-общ.

17. Консультант Плюс. http://www.nmosk-lib.ru.

18. Асалханова Т.Н. Качественная и количественная потребность в обучении пользователей ERP-систем. // Управление развитием персонала. № 1 (29). 2012. С. 38-44.

19. Асалханова Т.Н. Развитие концепции обучения пользователей корпоративных логистических информационных систем железнодорожного транспорта. // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 2 (38). С. 204-211.

УДК 621.01 (07) Жеребцов Вячеслав Александрович,

аспирант кафедры «Экономика», Забайкальский институт железнодорожного транспорта,

заместитель генерального директора по экономике и финансам, ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания», тел. 89144720072, e-mail: ZherebtsovVA@mail.ru

Лескова Татьяна Михайловна,

д. э. н., профессор, заведующая кафедрой «Экономика», Забайкальский институт железнодорожного транспорта,

тел. 89144579832, e-mail: lgvzab@mail.ru

АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «БЕРЕЖЛИВЫЙ СЕРВИС» В ПРИГОРОДНЫХ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

V. A. Zherebtsov, T. M. Leskova

ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE «LEAN SERVICE» IN THE SUBURBAN RAIL TRANSPORT

Аннотация. Рассмотрены аспекты внедрения системы «Бережливый сервис» для предприятий пригородного железнодорожного комплекса ОАО «РЖД» и описана роль ее основных элементов. Внедрение бережливого сервиса невозможно без системных преобразований. Синтезирование лучших методик в области управления предприятием позволит оказать значительную практическую помощь менеджменту в трансформации предприятия в «бережливое». В ходе исследования разработана модель внедрения, адаптированы для нематериальной сферы принципы, методы и инструменты концепции «бережливое производство». Сформулированы особенности, подходы и требования к внедрению системы «Бережливый сервис» в систему управления пригородной пассажирской компании посредством: трансформации производственного учета в «бережливый», внедрения стандартизации (инструмента «стандартизированная перевозка»), создания инновационного мышления, разработки и установления требований к качеству обслуживания, применения системного и функционального подхода. Апробация ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.