Научная статья на тему 'Обоснование методов и принципов корпоративного управления ресурсами в условиях реформирования железнодорожного транспорта'

Обоснование методов и принципов корпоративного управления ресурсами в условиях реформирования железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ERP-СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЕЙ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / BSC (BALANCED SCORECARD) / РЕГУЛЯРИЗИРУЮЩИЙ БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД (РБП)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вавилов М. В.

автоматизация бизнес-процессов предприятия позволяет уйти от ненужной рутины и многих бюрократических механизмов, тормозящих развитие компании. Для этого требуется комплексная информатизация деятельности предприятия. В процессе структурной реформы ОАО РЖД происходит качественное изменение в системе информатизации, обеспечивающей корпоративное управление железнодорожной отраслью. В статье рассмотрены информационные системы и методы управления современной корпорацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование методов и принципов корпоративного управления ресурсами в условиях реформирования железнодорожного транспорта»

Современные технологии - транспорту

43

Проблематика транспортных систем

УДК 33.04 М. В. Вавилов

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИНЦИПОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Автоматизация бизнес-процессов предприятия позволяет уйти от ненужной рутины и многих бюрократических механизмов, тормозящих развитие компании. Для этого требуется комплексная информатизация деятельности предприятия. В процессе структурной реформы ОАО РЖД происходит качественное изменение в системе информатизации, обеспечивающей корпоративное управление железнодорожной отраслью. В статье рассмотрены информационные системы и методы управления современной корпорацией.

ERP-системы, информационные системы, управление корпорацией, структура управления, BSC (Balanced Scorecard), регуляризирующий байесовский подход (РБП).

Введение

В настоящее время концепции, развивающиеся в рамках создания современных управленческих систем, выходят далеко за пределы традиционных принципов управления. Наряду с получением прибыли и повышением капитализации первостепенное значение получают такие важные характеристики, как цели завоевания рынка, приобретение конкурентных преимуществ и другие. В условиях быстро развивающихся рынков и острейшей конкуренции нефинансовая информация, базирующаяся на оценке нематериальных активов предприятия, приобретает все большее значение. Лояльность клиентов, способность предприятия обеспечить их удержание, прогрессивность технологии и отлаженность бизнес-процессов, мощный и высококвалифицированный кадровый состав - факторы, которые имеют огромное значение и оказывают влияние на стоимость компании в будущем.

Уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость автоматизации бизнес-процессов предприятия, позволяющей уйти от ненужной рутины и многих бюрократических механизмов, тормозящих развитие компании. Автоматизация бизнес-процессов требует комплексной информатизации

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/4

44

Современные технологии - транспорту

деятельности предприятия и позволяет увеличить прозрачность работы компании.

1 Информатизация ОАО РЖД

Потребность в комплексной информатизации процессов управления связана с неудовлетворенностью руководителей качеством получаемой ими информации и скоростью ее получения. В связи с этим перед руководством возникают следующие вопросы:

• выбор программного продукта в зависимости от целей бизнеса, различных этапов развития компании и текущего состояния информационной системы;

• определение и выделение наиболее актуальных направлений развития информационной системы;

• расстановка приоритетов для задач и бизнес-процессов, требующих автоматизации, определение последовательности их решения.

В процессе структурной реформы ОАО РЖД происходит качественное изменение в системе информатизации, обеспечивающей корпоративное управление железнодорожной отраслью. В частности, решается задача обеспечения прозрачности финансовых операций для руководства и инвесторов. Организации с ежегодным оборотом порядка 10 млрд. долл., в ведении которой находится 17 региональных железных дорог - филиалов ОАО РЖД, тысячи пассажирских и товарных станций, сотни тысяч грузоотправителей, сотни различных систем ведения бухгалтерского учета, требуется сегодня создание интегрированных информационных систем.

При этом комплексное управление корпорацией в новой информационной среде планируется осуществлять с помощью уже наработанных и вновь создаваемых информационных систем.

Основными программными продуктами, успешно работающими или еще реализующимися в рамках информатизации ОАО РЖД, являются:

• разработанная на базе ERP-системы SAP R/3 Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами железнодорожной отрасли (ЕК АСУФР); ведутся работы по созданию Единой корпоративной системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР);

• сетевая интегрированная российская информационно-управляющая система (СИРИУС);

• международная автоматизированная система управления пассажирскими перевозками и электронным резервированием мест (АСУ Экспресс);

• АСУ Инвест, АСУ Этранс и другие.

В создании новой информационной системы ОАО РЖД участвуют такие крупные компании, как IBM, Sun Microsystems, Cisco Systems, SAS Institute, Microsoft, Oracle и Fujitsu Siemens, а также ряд отечественных системных интеграторов. Развертывание системы ERP ведет Отраслевой

Proceedings of Petersburg Transport University

2006/4

Современные технологии - транспорту

45

центр разработки и внедрения (ОЦРВ) совместно с рядом коммерческих фирм.

В ОАО РЖД на базе развернутой системы ERP в итоге планируется реализовать структуру управления, которая позволит в едином центре сосредоточить всю деятельность по сбору отчетности. Все операции будут производиться централизованно, в результате вся структура отрасли станет прозрачной для лиц, принимающих решения. Информация будет ежедневно обновляться и станет доступна в оперативном режиме. Руководитель сможет получить представление о состоянии дел во всем подчиненном ему хозяйстве, включая самый нижний уровень линейного предприятия. Данная концепция уже реализована, например, в Красноярске, где ERP-инструментарий доведен до уровня начальника дороги.

2 Методы корпоративного управления ОАО РЖД

Создание единой корпоративной системы управления требует привлечения дополнительных информационных ресурсов и методов. К таким методам в первую очередь можно отнести систему сбалансированных показателей, переводящих общую стратегию компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения данных установок в рамках четырех основных комплексов: финансов, маркетинга, внутренних бизнес- процессов, обучения и роста.

BSC (Balanced Scorecard) нельзя назвать просто учетной системой, она является составной частью системы управления организацией и может стать ее основным ядром в управленческом процессе.

Однако применение BSC не может решить всего комплекса проблем управления корпорацией. Критерии различной физической природы достаточно сложно выстроить в сбалансированную систему показателей. Требуется привлечение специалистов-экспертов из различных областей знаний, чей опыт позволит наиболее обоснованно выделить значимые области деятельности и факторы, их оценивающие.

В этом случае применение регуляризирующего байесовского подхода позволит осуществить экспертный анализ, являющийся важной составляющей системы управления. Регуляризирующий байесовский подход (РБП) представляет новое направление современной математики для обработки информации в условиях ее значительной неопределенности. При байесовском подходе делается попытка слежения за тем, как априорные ожидания по поводу некоторого явления могут уточняться и как наблюдаемые данные могут быть интегрированы с такими априорными предположениями для достижения усовершенствованных апостериорных предположений о явлении. Для получения эффективных оценок, прогнозов и решений на основе РБП построены технологии байесовских интеллектуальных измерений (БИИ) и байесовские интегрирующие технологии (БИТ), позволяющие создавать корпоративные информационно-аналитические се-

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/4

46

Современные технологии - транспорту

ти высокой вычислительной и информационной мощности для решения задач электронного бизнеса, управления развитием территорий, экономики, экологии, рационального природопользования, инвестиционного и производственного менеджмента, контроля качества продукции, маркетинга.

Заключение

Глубокие изменения в экономике России и все большая ее интеграция в мировую экономику ведут к тому, что прежние формы управления приходят в несоответствие со складывающейся хозяйственной средой. Внедрение новых информационных технологий позволят наиболее эффективно управлять современной корпорацией.

Библиографический список

1. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение, эксплуатация / Д. О’Лири. - М.: Вершина, 2004.

2. www.сnit.susu.ac.ru ERP/EAM-система IFS Applications - для российских железных дорог.

3. Kaplan R. S., The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. / R. S. Kaplan, D. P. Norton - Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 1996.

4. www.natrans.ru Новости в автоматизации и информатизации на транспорте и в транспортной логистике Октябрь 2005 (124) В.И. Тиверовский.

5. Питеркин С. В. Точно вовремя для России: практика применения ERP-систем / С. В. Питеркин, Н. А. Оладов, Д. В. Исаев // Сер. Модели менеджмента ведущих корпораций. - М.: Альпина-букс, 2005.

УДК 519.21

Г. Л. Венедиктов, Е. В. Гарбарук, П. В. Герасименко

МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДОХОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОМПАНИИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ

На основе функции спроса и учета конкуренции предлагается приближенный метод прогнозирования дохода компании после проведения мероприятий по повышению качества услуг. Предлагаемый метод базируется на линеаризованной функции спроса услуг по цене, построение которой проводится в условиях минимальных статистических данных.

функция спроса, математическая модель, линеаризация.

2006/4

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.